Можно ли разговляться в рамадан путнику

1862 Можно ли разговляться в рамадан путнику

Хадис под №653. Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что в год покорения Мекки Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправился в путь в месяце рамадан. Он постился до тех пор, пока не доехал до местечка Кура‘ аль-Гамим. Там он попросил принести ему кружку воды и поднял ее над головой, а когда люди стали смотреть на него, отпил из нее. Спустя некоторое время ему сообщили, что все еще есть люди, которые продолжают поститься. В ответ он сказал: «Это – ослушники! Это – ослушники!» Этот хадис передал Муслим, и в одной из его версий также сообщается, что Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказали: «Людям становится тяжело соблюдать пост, и они ждут твоего решения». Тогда, совершив послеполуденный намаз, он велел принести ему кружку воды и отпил из неё.
Этот хадис передает имам Муслим и он является достоверным.

Хадис под №654-655. Передают, что Хамза ибн ‘Амр аль-Аслами, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал о том, как однажды он спросил: «О Посланник Аллаха! Я чувствую себя достаточно сильным для того, чтобы продолжать поститься во время путешествия. Будет ли это грехом с моей стороны?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это – позволение, данное Аллахом, и кто пользуется этим позволением, тот поступает хорошо, а кто желает поститься, тот не совершает греха». Этот хадис передал Муслим. Он же вместе с аль-Бухари также передал суть этого события со слов ‘Аиши, да будет доволен ею всевышний Аллах.

Вопросы которые рассматриваются под хадисами от №653 до №655.

Первый вопрос, каково постановление, имеет ли право путник разговляться в пути.
Говорит, в общем, путнику является разрешенным разговляться в пути, исходя из Корана, сунны и единогласного мнения общины. Что касается Корана, то это слова Всевышнего Аллаха: «А тот, который является больным или является путником, то может продержать уразу вместо дней уразы в другие дни», т.е. разговеться в месяц Рамадан и продержать за эти дни в другие дни. Мы разбирали вопрос может ли человек намеренно, который нарушил уразу возместить этот день говорили, что человек не может этот сделать и не имеет право это сделать, а здесь говориться, что если человек, будучи больным или будучи путником, нарушит намеренно, то он должен возместить после месяца Рамадан. Почему там нельзя, а здесь можно возмещать. Потому что в прошлом вопросе мы рассматривали человека, у которого нет уважительной причины. Здесь мы рассматриваем вопрос о человеке, который разговелся по уважительной причине и отправка в путь является причиной уважительной, а что касается сунны, то хадисов относительно дозволенности этого множество. Из этих хадисов, те хадисы, которые у нас в главе под № 653 до № 655. Говорит, дозволенность этого также пришла в других хадисах, кроме в хадисах главы, как в хадисе Ибн Аббаса Абу Саида Аль Кудри, Айши, Абу Дарды и все эти хадисы в достоверных сборниках.
А что касается единогласного мнения общины, то передал имам ан-Навави, а также ибн Кудама, что единогласное мнение в общем, что значит в общем, т.е. есть некоторые вопросы, когда исключение путнику может быть неразрешено разговляться, но в общем, постановление шариата в том, что путник имеет право разговляться в пути.

(Дополнение о том что такое путь из главы о намазе:

01116 На каком расстоянии человек может начинать сокращать намаз

01117 Если мусафир остановился в какой-либо местности, сокращает ли он намазы

01118 Если путник остановился где-то и считает, что будет находиться там менее четырех дней

01119 Как совершает намаз тот, кто постоянно работает на корабле

01120 Если путник проезжает через свой город, в котором его дом и семья, сокращает ли он там намаз

01121 Если начал намаз в пути, а затем во время намаза оказался дома и наоборот

Полностью глава о путнике здесь:

Для путника позволено нарушить пост при определённых условиях. Его путь должен быть достаточно длинным или вообще считаться путешествием ( хотя есть известное расхождение среди учёных по этому вопросу), и должен выходить за пределы города и его окраин. (Большинство учёных запретили запретили путнику разговение до его полного выхода из города, находящийся в черте города считается обосновавшимся (муким) и совершает молитву без Аллах говорит:
«…И вот, кто из вас застаёт этот месяц, пусть проводит его в посту…» [аль-Бакара 2:185].
Путник не должен преследовать греховные цели (согласно мнению большинства), или цель избавления от поста.
Путнику позволено разговляться, согласно единому мнению уммы, вне зависимости от его физического состояния и сложности путешествия. Это означает, что даже если его путь лёгок и не затруднителен, ему разрешено не поститься и сокращать свои молитвы. (Маджму аль-Фатава, 25/210).
Кто решил совершить путь в месяц Рамадан, не должен иметь намерение разговляться, пока он действительно не начнёт путешествие, потому что может случиться, что-то, что помешает ему совершить путь. (Тафсир аль-Куртуби, 2/278). Путник не должен разговляться пока он не пройдёт населённые районы своего города; как только он пройдёт городскую черту, он может разговляться. Подобным образом, если он летит, как только самолёт взлетел и вышел за городские пределы, он может разговляться. Если аэропорт вне города, он может разговляться там, но если аэропорт внутри города или в пригороде, он не должен разговляться в аэропорте, потому что он всё
Если солнце уже село и путник совершил ифтар на земле, после чего самолёт взлетел, и он вновь увидел солнце, то разговение действительно и пост завершен, и нет основания для повторного действия поклонения. Если самолёт взлетел перед заходом и он хочет завершить дневной пост в пути, он не должен разговляться, пока не увидит заход солнца, где бы он ни был в воздухе. Пилоту не позволено опускать самолёт ниже точки, где солнце может быть не видно, только ради разговения, потому что это будет считаться ухищрением, но если он опускает самолёт, руководствуясь соображением пилотажа, и диск солнца, в результате, исчезает, тогда он может разговляться. (из устной фетвы Ибн Бааза).
Кто прибыл в населенный пункт с намерением остаться там более чем на четыре дня, должен поститься, согласно мнению большинства учёных. Так, если человек направляется на учёбу заграницу на месяцы или годы, то согласно большинству учёных — включая четырёх имамов — он рассматривается как «поселившийся» и значит, он должен поститься и молиться в полном объёме. Если путник проезжает через город, не родной для него, ему не обязательно поститься, пока он не пробудет там более чем четыре дня, после чего пост путника переходит в разряд обязательного действия, т.к. он считается обосновавшимся. (Фатава Да’ва Ибн Бааз).
Кто начинает пост, будучи «поселившимся», затем выходит в путь в дневное время, может разговляться в дневное время, потому что Аллах разрешил для совершающих любое путешествие разговляться. Аллах говорит: «…а кто болен или в пути, то — число других дней…» [аль-Бакара 2:185]
Если он начинает Рамадан в одном городе, затем совершает поездку в другой город, где месяц Рамадан настал раньше или наоборот позже, то в этом случае он должен руководствоваться местным установленным расписанием. Так, он должен заканчивать Рамадан только когда они заканчивают Рамадан, даже если это означает, что он будет поститься более чем тридцать дней, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поститесь, когда все постятся, и разговляйтесь, когда все разговляются.» Это значит, что если случилось так, что число дней поста путника оказалось меньше чем двадцать девять дней, он должен его восполнит после Ийда, потому что лунный (хиджри) месяц не может равен либо двадцать девять, либо тридцать дней. (из Фатава аль-Шейх Абдель Азиз ибн Бааз: Фатава аль-Сыйам, Дар аль-Ватан, 15-16))

(Взято из комментариев на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани «Булуг Аль Марам»
«Фатх уль-‘Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма’а зикри ба’диль масаиль аль-мульхака» («Помощь от Знающего в изучении хадисов «Булуг уль-Марам» с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов»).
Автор комментария:
Абу ‘Абдилля Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани.
Уроки по книге прорвел:
Руслан Абу Ибрахим Татарстани. Текст переписан с Урока Руслана)

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Пост для больных, престарелых, путников, детей, рабочих и т.д.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.