Пост и ребенок (несовершеннолетний).

Вопрос: С какого возраста дети обязаны поститься? Как мы можем призывать их к посту и молитвам в мечети, особенно Таравих? Есть ли какие-нибудь несложные религиозные занятия, которыми дети могли бы заняться в свободное время в Рамадане?

Ответ:
Хвала Аллаху.

Во-первых:
Пост не является обязательным для маленьких детей, до того как они достигнут возраста полового созревания. Пророк (салаллаху алейхи ва салам) сказал: «Перья подняты у троих: у того, кто лишился рассудка, пока он не придет в себя, у того, кто спит, пока тот не проснется, и у ребенка, пока он не достигнет возраста созревания». (Передал Абу Дауд, 4399, классифицировано как сахих аль-Албани в Сахих Аби Дауд).

Однако детям следует говорить, чтоб они постились, чтоб те привыкли к соблюдению поста и потому что все благие дела, которые они совершают, будут им записаны.

Возраст, когда родители должны учить своих детей поститься – это возраст, когда они способны держать пост. И этот возраст может различаться у каждого ребенка в соответствии с его физическим состоянием. Некоторые ученые определили этот возраст, как когда ребенку исполнится десять лет.

Аль-Карки сказал: «Когда ребенку исполняется десять лет, и если он способен поститься, ему следует начать соблюдать».

Ибн Кудаама сказал: «Это значит, его надо готовить к посту и ему надо говорить, чтоб он делал это. И его следует наказывать (шлепать), если он не постится, чтоб готовить его, и сделать так, чтоб он привык. Это также как ему следует побуждать молиться и говорить ему об этом. Среди тех, кто считали, что ребенку следует говорить поститься, когда он способен поститься были ‘Ата, аль-Хасан, Ибн Сирин, аль-Зухри, Катаада и аль-Шаафа’и.

Аль-Аузаа’и сказал: «Если он способен держать пост три дня, без перерыва и без того, чтоб ослабнуть, тогда он должен совершать пост в Рамадан”.

Ишаак сказал: «Когда ребенку исполняется двенадцать, я считаю, что его следует побуждать совершать пост, чтоб он мог привыкнуть к этому».

«Возраст десяти лет более подходящий, потому что Пророк (салаллаху алейхи ва салам) приказывал наказывать (бить) детей, если они не молятся в этом возрасте. И считать пост подобно молитве лучше, потому что пост и молитва схожи – это физические действия и столпы Ислама. Но пост тяжелее, поэтому следует принимать во внимание возможность ребенка соблюдать пост. Некоторые могут молиться, в то время как они еще не способны поститься». Конец цитаты.
Аль-Мугни, 4/412

Сподвижники Пророка (салаллаху алейхи ва салам) так поступали со своими детьми: они говорили им, чтоб те, которые способны поститься – постились, и если кто-то начинал плакать от голода, они давали им игрушку, чтоб отвлечь. Но недопустимо принуждать детей к посту, если это навредит им, как допустим вызовет физическую слабость или болезнь.

Шейх Ибн ‘Усаймиин сказал: «Маленького ребенка не следует принуждать совершать пост, пока он не достигнет возраста созревания, но ему можно говорить, чтоб он постился, если он способен поститься, чтоб ребенок привык к этому и для него, по достижению созревания поститься будет легче. Сахабы (да будет доволен ими Аллах) – лучшие люди нашей уммы, они приучали своих детей к посту, когда те были еще маленькими». Конец цитаты.
Маджму’ Фатаава аль-Шейх Ибн ‘Усаймиин, 19/28, 29

Шейха (да помилует его Аллах) спросили:

Он ответил: «Если он еще мал и не достиг созревания, он не обязан поститься, но если он может поститься без вреда, тогда ему следует говорить, чтоб он постился. Сахабы (да будет доволен ими Аллах) приучали своих детей к посту, и если самые маленькие начинали плакать, тогда они давали им игрушки, чтоб отвлечь их. Но если доказано, что это повредит ему, тогда его надо останавливать от совершения поста. Если Аллах запретил нам отдавать младшим их состояние, из опасения, что они могут неверно его использовать, тогда более правильным будет останавливать их от совершения того, в чем есть вред их физическому здоровью. Но не надо останавливать силой, поскольку это не подобает в воспитании детей».
Конец цитаты.
Маджмуу’ Фатаава аль-Шейх Ибн ‘Усаймиин, 19/83

Во-вторых:
Родители могут вдохновить своих детей поститься, если будут давать им подарки каждый день, или если будут развивать дух соревнования между ними и их сверстниками, или теми, кто младше них.
К молитвам их можно вдохновить, если брать их с собой на молитву в мечети, особенно если они будут ходить с отцом и молиться в разных мечетях каждый день.
Их также можно преисполнить энтузиазмом, если награждать их за это, хваля или беря с собой на экскурсии время от времени, или покупая вещи, которые они любят и т.п.
К сожалению, некоторые отцы и матери не могут вдохновить своих детей, и есть даже те родители, которые останавливают своих детей от совершения этих актов поклонения. Некоторые отцы и матери считают, что милость и сострадание – означают не заставлять своих детей поститься и молиться. Это полностью ошибочное мнение, согласно и шариатской точке зрения и педагогическим знаниям.

Шейх Мухмаммад ибн Саалих аль-‘Усаймиин (да помилует его Аллах) сказал: «Аллах предписал соблюдение поста каждому Мусульманину, который является вменяемым, способен совершать и не находится в путешествии. Что касается маленьких детей, не достигших полового созревания, то пост не является обязанностью для них, потому что Пророк (салаллаху алейхи ва салам) сказал: «Перья подняты у троих» и он упомянул маленьких детей, до возраста созревания. Но попечители детей должны говорить им, чтоб те совершали пост, когда они становятся способными к совершению, потому что это будет частью подготовки их к выполнению столпов Ислама.
Мы видим, как некоторые люди оставляют детей одних, не говоря им молиться или поститься, но это неверно, и он (родитель) будет отвечать за это перед Аллахом. Они говорят, что не заставляют своих детей поститься из доброты и сострадания к ним, но в действительности добр и сострадателен к своему ребенку будет тот, кто учит его приобретать положительные характеристики и совершать благие дела, а не тот, кто отлынивает от приучения к дисциплине и от обучения их в благоприятной манере». Конец цитаты
Маджмуу’ Фатаава аль-Шейх Ибн ‘Усаймиин, 19/19, 20

В-третьих:
Родители могут заполнить время своих детей чтением Курана и запоминанием небольших отрывков каждый день. Также можно читать им книги, которые соответствуют их уровню, давать им слушать записи, которые совмещают приятное с полезным (например, нашиды), приносить им видеозаписи, которые будут им полезны. Есть канал «аль-Маджд для Детей», на котором есть все эти вещи, и в течение дня для детей можно выделить время, чтоб они смотрели и вынесли пользу от этого.

Мы бы хотели выразить восхищение нашей сестрой, ее заботой о воспитании детей. Это указывает, что еще есть благо в мусульманских семьях. Но многие люди не стараются воспитать своих детей интеллектуально или физически, и дети вырастают ленивыми и зависящими от других.
Они также не заботятся о том, чтоб их дети полюбили акты поклонения, такие как пост и молитвы, так много детей растут в такой манере и после того как они вырастают, их сердца лишены веры, и их родителям становится трудно направить их и советовать им. В то время как, если бы они обратили внимание на эти вопросы с самого начала, им не пришлось бы сожалеть в конце.

Мы просим Аллаха, чтоб Он помог вырастить наших детей подобающим образом, привить им любовь к поклонению и помог нам выполнять наши обязанности по отношению к ним.
И Аллах знает лучше.

 

Вопрос: Мой маленький ребёнок настаивает на соблюдении поста в Рамадане, несмотря на то, что он ему вреден по малолетству и может отрицательно сказаться на его здоровье. Должен ли я быть суровым с ним, чтобы он не постился?

Ответ: Если ребёнок маленький, то пост не является для него обязательным. Однако, если он может поститься, не испытывая при этом затруднений, ему велят поститься. Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) приучали своих детей к посту, и если какой-либо маленький ребёнок начинал плакать, то ему давали игрушку, чтобы он увлекся ею. Однако, если они замечали, что пост вредит ребёнку, то запрещали ему его. Но запрет достигается не через суровость, которая не должна использоваться в обращении с детьми в пору их воспитания.

шейх Ибн ‘Усеймин

 
Обучать детей посту необходимо по достижении ими семи лет, если ребёнок в состоянии, а некоторые учёные говорили, что ребёнок может быть отшлёпан в десять лет, если он не постится, как в случае с обязательной молитвой (салат). (см. аль-Мугхи 3/90).
Ребёнок будет вознаграждён за пост, а родители — за правильное его воспитание и доброе наставление. Аль-Рубай бинт Муаввид сказала, говоря о Рамадане, когда он был сделан обязательным:
«Мы заставляли своих детей поститься, и мы делали им куклу из шерсти. Если кто-то из них начинал кричать и просить еду, мы давали ему эту куклу, чтобы он игрался до разговления.» (аль-Бухари, Фатх 1960).
Некоторые не считают важным говорить свои детям, чтобы они постились; на самом деле, ребёнок может увлечься постом и быть в силах поститься, но отец или мать говорят ему не поститься, испытывая так называемую «жалость» к нему. Они не осознают, что истинная жалость и сострадание состоят в том, чтобы он был понуждаем поститься. Аллах говорит:
«О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого — люди и камни. Над ним — ангелы, грубые, сильные — не ослушиваются Аллаха в том, что Он приказал, и делают то, что им приказано.» [ аль-Тахрим 66:6].
Дополнительное внимание должно быть уделено к проблеме поста девушки, когда она только достигает зрелости, потому что она может поститься, когда у неё месячные без стеснения, и восполнять пост позже, так как в дни, когда наступают выделения, девушка, стесняясь окружающих, может продолжать свой пост.

 
В.: Каковы условия правильности поста маленького ребёнка? Верно ли, что в его посте заслуга родителей?

О.: Родителям предписано с малолетства приучать своих детей к посту, если это им по силам. Делать это следует даже в том случае, если им и нет ещё десяти лет. Когда ребёнок подрастёт, его следует заставлять поститься. Если ребёнок совершает пост в малом возрасте, то он обязан исключить всё, что может сделать его пост недействительным, как и взрослый, то есть ничего не есть, не пить и т.д. Он получит награду за свой пост, а также и его родители за это.

Абдулла бин Джибрин
Положение поста детей в месяц рамадан

Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Если дитя не достиг совершеннолетия, то его не обязывают соблюдать пост в месяц рамадан. Однако если он способен соблюдать пост без затруднения, то приказывают ему соблюдать его. Ибо сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) приучали своих детей к посту, заставляя их. А когда кто-нибудь из них начинал плакать, то они им давали игрушки, посредством которых они отвлекались. (Бухари, 1960, и Муслим, 1136) Однако если утверждено, что это принесет ему вред, то его удерживают от этого. Поскольку, если Всевышний Аллах запретил нам отдавать детям имущества, опасаясь того, что они могут неправильно распорядиться ими и погубить их, то поистине, опасение нанесения вреда человеческим телам является из первого раздела, дабы удерживали их от этого. Однако, чтобы не было это удерживание детей от соблюдение поста, когда они этого хотят, путем суровости. Ибо, поистине, такое обращение с детьми при воспитании не подобает» (См. «фихк аль-ъибадат», стр. 225,ли шейх ибн Усаймин).

Примечание: Всезнающий и Премудрый Аллах сказал: «Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста» (Аль-Анъам,152)
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, быть может, из этого аята и другого вывел, что нам было запрещено отдавать имущества детям, дабы они распоряжались ими по своему усмотрению. Поскольку сирота не имеет права самостоятельно распоряжаться своим имуществом до достижения совершеннолетия, так как он может принести в негодность их, тем самым навредит себе. А нам было запрещено излишествовать в распоряжении имущества сверх своей нужды, ибо Аллах не любит расточительных людей. Всевышний Аллах говорит: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует» (Аль-Араф,31 ). Также Всевышний Аллах сказал: «Не расточай чрезмерно. Воистину, расточители – братья дьяволов» (Аль-Исра, 26-27). Свят Аллах, расточители, которые излишествуют в распоряжении своего имущества, являются братьями дьяволов, потому что дьяволы призывают людей к самым порочным качествам (См. «Тафсир Са’ди»). Поэтому и было приказано опекунам сиротам распоряжаться их имуществом самым лучшим образом и что эти ограничения сохраняют силу до тех пор, пока сирота не достигнет совершеннолетия.
Также Всезнающий и Премудрый Аллах сказал: «Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования. Кормите и одевайте их из него и говорите им слово доброе» (Ан-Ниса, 5).
Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, писал в толковании этого аята: «Под неразумными людьми здесь подразумеваются люди, которые не способны правильно распоряжаться имуществом. Это могут быть люди, лишенные здравого рассудка, такие как безумцы и слабоумные. Это также могут быть люди, не способные принимать разумные решения по причине своего несовершеннолетия. Аллах запретил опекунам отдавать имущество таким людям, поскольку они могут неправильно распорядиться им и погубить его.
Аллах одаряет Своих рабов богатством для того, чтобы они использовали его на благо своей религии и для своего мирского благополучия. Неразумные люди не способны позаботиться о своем имуществе и сохранить его, и поэтому Аллах приказал опекунам не отдавать им их имущества, а обеспечивать их пропитанием, приобретать для них одежду и расходовать его на них по мере необходимости для удовлетворения их религиозных и мирских потребностей. Наряду с этим Аллах приказал опекунам говорить таким людям добрые слова, и если они потребуют отдать им их имущество, то опекуны должны обещать им вручить его им, как только они достигнут совершеннолетия или при других обстоятельствах, и утешить их добрыми словами.
Аллах назвал имущество неразумных подопечных имуществом опекунов, потому что они обязаны распоряжаться их имуществом и заботиться о нем так, как заботятся о своем собственном имуществе, не подвергая его опасностям.
Из этого аята следует, что если безумцы, малолетние дети или неразумные люди обладают имуществом, то опекуны должны расходовать его на их содержание, поскольку Аллах повелел кормить и одевать их из этого имущества. Из него также следует, что если опекун утверждает, что он израсходовал часть имущества своего подопечного на его содержание или одежду, то его словам необходимо верить, потому что Аллах назначил опекунов доверенными распорядителями имуществом подопечных, и слова тех, кому было оказано доверие, должны быть приняты» (См. «Тафсир Са’ди»).

И в заключении воздадим хвалу Аллаху — Господу миров!

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Пост для больных, престарелых, путников, детей, рабочих и т.д.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.