ПОСТ РАМАДАН.

ПОСТ РАМАДАН.
Предисловие

Введение

Добро пожаловать, месяц рамадан!
Добро Пожаловать, Месяц Покаяния!
Добро Пожаловать, Месяц Прощения И Терпимости!
Добро Пожаловать, Месяц Корана!
Добро Пожаловать, Месяц Милости И Щедрости!
Добро Пожаловать, Две Радости, Даруемые Рамаданом!
Добро Пожаловать, Месяц Религиозного Усердия!

Достоинства, Реализующиеся В Месяц Рамадан!
Польза От Поста
Победы Мусульман В Месяц Рамадан!

Законы И Нормы Поста
Определение Поста, Время,
В Которое Он Был Вменён В Обязанность
Фиксирование Времени Наступления Месяца Рамадан
Обязанность Поститься В Рамадан
О Недопустимости Оставлять Пост Без Причины И Относиться К Нему Пренебрежительно
Столпы Поста:
Условия, При Которых Пост Обязателен
Нормы И Этика Поста
При Посте Порицается:
Пост Прерывается По Уважительным Причинам Со Стороны:
Нарушения, При Которых Пост Считается Недействительным
О Некоторых Вопросах, Имеющих Отношение К Посту
Дополнительные Виды Поста
Приветствуется Пост В Следующие Дни:
Запрещается Соблюдение Поста В Следующие Дни:
Порицается Соблюдение Поста В Следующие Дни:
И’тикаф (Уединение, Затворничество)
Определение Уединения
Обоснование Мудрости Уединения
Виды Уединения:
Место Уединения
Причины, Делающие Уединение Несостоявшимся:
Уважительные Причины Для Ухода Из Мечети
Примечания:

Закят Аль-Фитр

Праздничная Молитва (‘Ид Аль-Фитр)
Обосновывающая Молитву Мудрость
Статус, Место И Время Праздничной Молитвы
Регламент Праздничной Молитвы
Желательные Действия Во Время Праздничной Молитвы

Литература
На арабском языке:
На русском языке:

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Предисловие

Хвала Аллаху – Господу миров,Которого мы восхваляем и к Которому обращаемся за помощью! Никому не сбить с пути того, кому Аллах указывает путь, а кого Он сбивает с пути, тому никто его не укажет. Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник. Да благословит Аллах его самого, членов его семьи и всех сподвижников.
Уважаемый читатель!

В своих руках ты держишь брошюру,подготовленную группой мусульман Вольного Аула города Нальчика, которую проверили и одобрили научные сотрудники Кабардино-Балкарского Института Исламских Исследований. В основе данной работы лежит брошюра «Пост», изданная Российским Фондом Ибрагим ибн Абдуль-Азиз аль-Ибрагим, (Москва 1999 год), которая значительно была изменена и дополнена хадисами пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и высказываниями известных учёных. В этой брошюре также приводятся ответы авторитетных мусульманских учёных на вопросы, имеющие отношение к одному из пяти столпов Ислама – посту.
Коллектив, готовивший брошюру, серьёзно и ответственно подошёл к данной работе. Был проведён тщательный анализ множества аналогичных изданий, с целью почерпнуть из них опыт и избежать ошибок. Каждое предание, приведённое в книге, обязательно проверялось на достоверность. Главным критерием в процессе сбора материала было стремление донести до читателя достоверные знания, основанные на Коране и Сунне.
Рабочая группа обратилась к нам с просьбой проверить данную брошюру и указать на возможные ошибки и упущения. Откликнувшись на их просьбу, мы изучили собранные материалы и внесли в их работу некоторые изменения и корректировки, которые были положительно ими восприняты. Также совместными усилиями были избраны наиболее правильные и доступные для широкого круга читателей формы изложения мыслей и суждений по вопросам шариата.
Мы молим Аллаха Великого и Всемогущего о том, чтобы Он благословил эту работу и сделал её полезной для всех верующих мусульман!
Сотрудники КБИИИ

________________________________________

Введение
Хвала Аллаху – Господу миров, Который создал для Своих рабов дни и ночи, а также времена года, в которые они приближаются к Нему через различные виды послушания и поклонения, и тогда Он прощает им грехи и возвышает их.
Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, Который облегчает исполнение того, что устанавливает и по прежнему в изобилии одаривает Своих рабов добротой и благословениями.
Свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник, образец благонравия, достойный пример подражания для всех! Да благословит его Аллах самого, его род и всех сподвижников, которые оставались послушными своему Господу во все времена и ознаменовывали благочестивое время ещё большим приближением к Аллаху.
Мусульманин должен поклоняться своему Господу и проявлять послушание Ему на протяжении всей своей жизни. Ему следует ознаменовывать сезоны добра ещё большим усердием и старанием. Аллах определил сезоны поклонения, во время которых благие дела значат больше, чем в иное время. Среди них – благословенный месяц Рамадан!
Как велик этот месяц! Мы должны встретить этого долгожданного гостя радостно, благодаря Аллаха за то, что Он дал нам возможность застать его, прося Всевышнего помочь нам в совершении праведных дел на всём его протяжении, а также принять их от нас.
Сделаем же этот месяц, месяцем прорыва из плена страстей и мирской суеты – к свету послушания и богобоязненности! Да укажет Аллах нам на наши упущения, совершённые ранее, чтобы мы не допустили подобного впредь, ведь из всей нашей жизни засчитается нам лишь та её часть, которая проведена в послушании!
________________________________________

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, МЕСЯЦ РАМАДАН!
Передают, что Сальман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) сказал: “В последний день месяца Ша’бан посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с проповедью, в которой сказал: «О люди! Вас осенил великий, благословенный месяц, месяц в котором есть Ночь предопределения, лучшая, чем тысяча месяцев. Аллах сделал пост в этот месяц обязательным, а выстаивание его ночей в молитве – добровольным. Тот, кто в этот месяц приблизится к Аллаху посредством какого-либо дополнительного благодеяния, подобен тому, кто совершил обязательное деяние в иное время, а тот, кто выполнил обязательное деяние, подобен тому, кто совершил семьдесят обязательных дел в иное время. Это месяц терпения, а награда за терпение – Рай. Это месяц спокойствия и месяц, в котором приумножается удел. А тот, кто разговит в этот месяц постящегося, заслужит прощение своих грехов и будет освобождён от наказания Огня, и получит ровно такую же награду, как и тот, кого он накормил, что ничуть не уменьшит собственной награды (постящегося)». (Сподвижники) сказали: “О посланник Аллаха, не каждый из нас может найти то, чем он накормит постящегося. ” Тогда пророк , да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Аллах даёт эту награду тому, кто разговил постящегося (хотя бы) кусочком финика, глотком молока или воды. А того, кто напоит постившегося, Аллах напоит из моего водоёма, выпивший из которого не испытает жажды пока не войдёт в Рай…
Это месяц, начало которого – милость, середина – прощение, а конец – освобождение от Огня. Так увеличьте же в этот месяц четыре вещи: две из них, чтобы доволен был вами Господь, и две, без которых вам не обойтись. Что же касается двух вещей, которыми заслужите довольство вашего Господа, то это – свидетельство того, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха и покаяние, а те две, без которых вам не обойтись, это следующее: просите у Аллаха Рай и прибегайте к Его защите от Огня»”. (аль-Байхакъи, Ибн Хузайма и др).
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, МЕСЯЦ ПОКАЯНИЯ!
Всевышний Аллах сказал: «…и кайтесь все верующие Аллаху – быть может вы будете счастливы». (Свет, 31). Он также сказал: «…а те, которые не каются, те – несправедливые». (Покои, 11). Мы должны встретить этот великий месяц покаянием в грехах, да убережёт нас Аллах Всеблагой и Всевышний от Огня! Как много людей хотело застать этот месяц! Но оказалось иначе – и в своих могилах они превратились в заложников, которые не могут ни увеличить праведные дела, ни покаяться в упущениях и небрежении. Мы же, по милости Аллаха застали его во здравии и благополучии, и тот из нас, кто проявил пренебрежение к выполнению обязанностей, пусть покается перед своим Господом, твёрдо решив исполнять то, что Он повелел, и сторониться того, что запретил и от чего Он удерживает.
Врата покаяния открыты перед тем, кто хочет покаяться до тех пор, пока его не настигнет смерть. Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всемогущий и Великий принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начнёт издавать предсмертный хрип». (ат-Тирмизи).
Пусть никто не оставляет без внимания возможность покаяться, сколь бы большими не были его грехи и прегрешения. Аллах Прощающий явил рабам Своим, совершившим множество грехов, Своё великодушие и побудил их к покаянию и мольбе о прощении, сказав: «…О рабы Мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью: ведь Он – Прощающий, Милостивый!» (Толпы, 53).
Поэтому мы не должны отчаиваться в милости Аллаха и говорить, что у нас много грехов и пороков и нет возможности и средства избавиться от них, и по этой причине продолжать совершать ослушания и грехи, гневя нашего Милостивого Господа. Однако мы должны знать, что наш Господь Прощающий и Милосердный, но Своё прощение и милость Он являет, когдавыполнено определённое условие, а именно, если человек обратился к Аллаху Всевышнему с полным и искренним покаянием. Полное покаяние предусматривает соблюдение трёх условий:
• прекращение ослушания (т. е. совершения греха),
• раскаяние в совершённом,
• решимость никогда не совершать подобное.
Если хоть одно из вышеупомянутых условий не будет выполнено, то покаяние принято не будет. В том же случае, когда совершённый грех так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно будет удовлетворять уже четырём условиям, а именно – трём вышеупомянутым и ещё одному, суть которого состоит в том, чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него, попросив у него прощения или же вернув пострадавшему незаконно присвоенное, если дело касается незаконного присвоения материальных ценностей и т. п.
Аллах Всеблагой и Всевышний, самый Милостивый из милостивых принимает покаяние от раскаивающегося, и горе тому, кто не заслужит прощение своего Господа в этот великий месяц из-за своих пороков и грехов, как сказано об этом посланником Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, в следующем хадисе: «Пришёл ко мне (ангел) Джибриль и сказал: “…да будет унижен тот, кому не было даровано прощение после того, как наступил и закончился месяц Рамадан. Скажи: “Амин!” и я сказал: “Амин!”» (аль-Хайсами). В другом хадисе говориться, что человек, которому не было прощено в месяц Рамадан “войдёт в Огонь” (Ахмад).
Так давайте полностью покаемся Аллаху в связи с месяцем милости и прощения, месяцем поста и религиозного бдения!
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, МЕСЯЦ ПРОЩЕНИЯ И ТЕРПИМОСТИ!
Истиный мусульманин отличается готовностью прощать людям личную обиду, прежде всего братьям и сёстрам по вере; он преисполнен также стремлением творить добрые дела, особенно он заботится об этом в месяц Рамадан. Мусульманин стремится встретить этот месяц прощением всех, кто причинил ему зло. Простить – это значит проявить великодушие к тем, кто причинял тебе зло. Всевышний и Всеблагой сказал: «Награда того, кто простит и уладит – у Аллаха» (Совет, 40). А также Аллах Всевышний сказал: «…так прощай же великодушно» (аль-Хиджр, 85).
Аллах создал Рай для богобоязненных и тех, кто отличается стремлением прощать, расходовать, делать добро и обещал им Своё прощение, как сказано об этом в следующем аяте: «И спешите обрести прощение Господа вашего и Рай, объемлющий небеса и землю, уготованный для богобоязненных, которые творят милостыню и в радости, и в горе, сдерживают гнев, прощают людей. Поистине, Аллах любит делающих добро!» (Семейство Имрана, 133-134).
Пусть прощение людей вберёт в себя прощение каждого, кто причинил тебе зло словом и делом. Ведь прощение исходит только от того, кто отличается высокой моралью. Прощая других, он руководствуется только милостью к ним, стремлением сделать им добро и обезопасить от зла. Да простит такого Аллах и пусть его награда будет за его Щедрым Господом, а не за несчастными рабами земных страстей. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если раб (Аллаха) прощает, Аллах обязательно добавляет ему славы». (Муслим).
Один мудрец отметил: “Достойные люди не имеют обыкновения спешить отомстить”.
Так давайте прощать! Так давайте оставим злобу, мешающую творить добро в месяц добра!
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, МЕСЯЦ КОРАНА!
Аллах Всевышний сказал: «Месяц Рамадан – это месяц, в который был ниспослан Коран как руководство для людей и как разъяснение прямого пути…» (Корова, 185).
Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, и его славные сподвижники, а затем их последователи стремились проводить ночи Рамадана за чтением Священного Корана и в проникновении в его смыслы. Давайте же и мы наполним чтением Корана месяц, в который он был ниспослан.
Сообщается, что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждому, прочитавшему хотя бы одну букву из Книги Аллаха, запишется за это одно благое дело, а за каждое такое благое дело воздастся в десятикратном размере. Я не говорю, что «Алиф, лям, мим» – это одна буква, нет «алиф» – это буква, и «лям» – буква и «мим» – буква». (ат-Тирмизи).
В сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима сообщается со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что ангел Джибриль встречался с пророком Мухаммадом , да благословит его Аллах и приветствует, каждую ночь Рамадана и изучал вместе с ним Коран.
• Если мусульманин постится в светлое время дня, а ночью читает Коран, то в Судный день у него появятся два заступника, защищающие его и просящие простить его и уберечь от Ада. Это – пост и Коран. В хадисе говорится: «Пост и Коран заступаются за раба Божьего в Судный день. Пост говорит: “Господь мой! Я лишил его пищи и питья в светлую часть дня и ходатайствую за него”. А Коран говорит: “Я лишил его сна ночью и ходатайствую за него” – и их заступничество удовлетворяется». (Ахмад).
• При наступлении Рамадана имам Малик оставлял все свои науки и принимался за чтение Корана. Также поступал и имам Суфьян ас-Саури.
• Имам аль-Бухари во время Рамадана очень много читал Коран, завершая его чтение перед самым разговением, и он говорил: “Мольба после завершения чтения всего Корана не остаётся без ответа”.
• Некоторые учёные из числа наших праведных предшественников (да смилуется над ними Аллах) во время ночных молитв «Къийямул-Лейль» прочитывали Коран за каждые три дня, другие – за семь, третьи – за каждые десять дней .
Так давайте, дорогие братья и сёстры, обратимся к Корану в Рамадан,
приблизимся к нему, вслушаемся в него, вчитаемся в него,
вникнем в него и будем руководствоваться им в делах!
Ведь каждый из нас нуждается в адвокате, который защищал бы нас в Судный день,
пока Аллах не простит нам грехи (а их немало) и не избавит нас от Ада (а он невыносим)!
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, МЕСЯЦ МИЛОСТИ И ЩЕДРОСТИ!
Давайте наполним этот месяц щедростью и милостью.
Аллах, хвала Ему Всевышнему, Щедрейший из щедрых, самый Милостивый и Милосердный, всегда побуждает Своих рабов – правоверных, быть щедрыми и милосердными друг к другу. Месяц Рамадан приходит как пора щедрости и милосердия, в которую правоверные соревнуются между собой в проявлении этих качеств. В хадисе говорится: «Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, был наищедрейшим человеком, и щедрее всего он был в Рамадан…» А в конце хадиса сказано: «Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, был более щедр на добро, чем вольный ветер » (аль-Бухари и Муслим).
Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, побуждал свою общину проявлять заботу о постящихся. Так, согласно хадису, он , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Накормивший постящегося получит такую же награду, как и он сам, но при этом награда (постящегося) не уменьшится ни на йоту». (ат-Тирмизи).
Поэтому на протяжении месяца Рамадан в мечетях и на площадях – повсюду в исламских странах – устанавливаются общие столы для разговения. Все спешат проявить заботу о постящихся, каждый по мере возможности, предложив хотя бы только финик, глоток воды или стакан молока.
Ислам предписывает, чтобы перед самым окончанием Рамадана наступал черёд закята аль-фитр на разговение. Мусульмане должны передавать его беднякам и нуждающимся до праздничной молитвы, чтобы те были в достатке в день праздника, и тогда у них не будет нужды просить что-либо у людей. Почему же сегодня мы, мусульмане, не спешим использовать возможность, предоставляемую щедрым месяцем, чтобы:
• накормить досыта голодного бедняка и несчастного;
• вытереть слёзы у сирот и немощных;
• вызвать улыбку на лицах бедняков, рождённую состраданием к ним!

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ДВЕ РАДОСТИ, ДАРУЕМЫЕ РАМАДАНОМ!
Сообщается, со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Постящийся испытает две радости: он порадуется своему разговению, когда станет разговляться, когда же встретится он со своим Господом, порадуется он (тому, что постился)» (аль-Бухари и Муслим).
Первая радость – когда муаззин призывает на ежедневную вечернюю молитву: постящийся обнаруживает, что всё, что запрещалось ему в светлое время дня – теперь разрешается. По своей сущности душа человека не равнодушна к еде, питью, страстям, и как же велика радость, когда постящийся чувствует, что Аллах помогал ему, укреплял его в течение дня, и он устоял ради Всевышнего перед соблазном поесть, попить, предаться страстям!.. Далее, только Аллах и никто другой с призывом на вечернюю молитву разрешает ему воспользоваться тем, что запрещалось. Только по велению Аллаха постящийся воздерживается от еды и только по Его велению приступает к ней.
Что же касается второй радости, то это – величайшая радость постящегося, когда он предстанет перед своим Господом в Судный день и увидит величайшую награду, ожидающую его. В хадисе говорится: “Аллах, Всемогущий Он и Великий, сказал: «Всё что делает человек – это ему, кроме поста. Пост же – Мне, и Я воздам за него»”(аль-Бухари и Муслим). В другом Священном хадисе читаем дополнение к сказанному: «…(ибо человек) отказывается от (удовлетворения) своих желаний и от своей еды ради Меня!» (Муслим). Так Аллах, хвала Ему Всевышнему, относит пост на Свой счёт и воздаёт за него щедрейшим образом, неведомым никому, кроме Него. Более того, в Судный день постящихся призовут войти в Рай через специальные, существующие только для них, врата. В хадисе от Сахля ибн Са’да говорится, что пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, есть в Раю врата, называемые «ар-Райан», через которые в День воскресенья будут входить постящиеся, и не войдёт через (эти врата) никто, кроме них. Будет сказано: “Где соблюдавшие пост?” – и они выйдут вперёд, и кроме них не войдёт в (эти врата) никто. Когда же войдут они, (эти врата) будут закрыты, и больше никто через них не войдёт» (аль-Бухари и Муслим).
Дорогие братья и сёстры! Давайте потерпим немного и устоим перед соблазном поесть и попить в светлое время дня, чтобы предаться двум радостям, которые есть у постящегося: радости в этой жизни и радости в потустороннем мире и осчастливим себя вратами «ар-Райан», ведущими в Рай!
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, МЕСЯЦ РЕЛИГИОЗНОГО УСЕРДИЯ!
В хадисе от ‘Убады (да будет доволен им Аллах) говорится, что пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приблизился к вам Рамадан, месяц благословенный, в котором Аллах покроет вас Своей милостью и ниспошлёт её вам, и простит (вам ваши) грехи, и будет отвечать в этот месяц на ваши мольбы. Аллах будет смотреть на ваши состязания (в благих деяниях), и ангелы будут удивляться вам. Так покажите же Аллаху себя с хорошей стороны, ибо, поистине, несчастен тот, кто лишился милости Аллаха в этот месяц!» (ат-Табарани).
Давайте же проявим усердие в этот месяц и покажем себя Аллаху с хорошей стороны, и будем стремиться провести ночи этого месяца в молитвах тарауих , обращённых к Аллаху Великому. Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари и Муслим).
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Во время Рамадана посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, проявлял больше усердия, чем в любое иное время, а в течение последних десяти дней Рамадана он проявлял ещё больше усердия, чем в остальные дни этого месяца”. (Муслим).
Давайте же будем стремиться, чтобы нас не миновало благо этих ночей, и особенно, Ночи предопределения. Ведь ночи в месяце Рамадан относятся к лучшим и замечательнейшим ночам всего года, а Ночь предопределения – абсолютно лучшая ночь. Аллах облагодетельствовал её, оказал честь, сделал благословенной, выделил её среди прочих, ниспослав в ней Коран, сделал эту ночь более значимой, чем тысяча месяцев. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь предопределения! А что даст тебе знать, что такое Ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. Нисходят ангелы и дух в ней с дозволения Господа их для всяких Его повелений. Она – мир до восхода зари». (Предопределение, 1-5).
Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, побуждал свою общину проводить Ночь предопределения в молитве, прославлении Аллаха, в зове-мольбе к Нему, в чтении Корана, испрашивании прощения и говорил, что провести Ночь предопределения в молитвах – это значит получить прощение всех прошлых грехов, совершённых рабом Божьим в течение его жизни. В хадисе говорится: «Тому, кто проведёт в молитве Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари и Муслим).
Сам же пророк , да благословит его Аллах и приветствует, был усердным все последние десять ночей, как рассказывает об этом ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах):“Когда наступали (последние) десять (дней Рамадана), посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует,, проводил ночи в молитвах, будил (членов) своей семьи и проявлял (особое) усердие (в поклонении)”. (аль-Бухари и Муслим).
Ночь предопределения – это одна из десяти последних ночей Рамадана. Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ждите (наступления) Ночи предопределения в одну из десяти последних нечётных (ночей) Рамадана ». (аль-Бухари).
О признаках этой Ночи, посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе от ‘Убады ибн Самита (да будет доволен им Аллах) сказал: «Признаком Ночи предопределения является то, что эта (Ночь) чистая и светлая, а луна в ней словно блистает. Она тихая и спокойная, ни холодная, ни жаркая. В ней не позволяют метать звёзды , пока не наступит утро. И ещё одним её признаком является то, что солнце на утро восходит ровное, без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, и шайтанам в этот день не разрешается выйти вместе с ним». (Ахмад,аль-Хайсами).
Давайте подготовимся и будем усердными эти ночи в молитве, прославлении Аллаха, зове-мольбе к Нему, испрашивании прощения, чтобы получить награду в Ночь предопределения, которая более значима, чем тысяча месяцев, (восемьдесят три года, а может быть и все годы жизни человека). Сообщается, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила пророка , да благословит его Аллах и приветствует: “О посланник Аллаха, скажи, если я узнаю (о наступлении) Ночи предопределения, что мне следует говорить?” Он , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Говори: О Аллах, поистине Ты – Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня!» (ат-Тирмизи и ан-Наса’и).
“Аллахумма иннака гьафуун тухиббуль гьафуа фагь-фугьанни”
Давайте вплоть до восхода зари в молитвах проведём Ночь предопределения, в которую спускается Джибриль (мир ему) и с ним ангелы, они приветствуют правоверных и гарантируют, что зов их будет услышан!

________________________________________
ДОСТОИНСТВА, РЕАЛИЗУЮЩИЕСЯ В МЕСЯЦ РАМАДАН!
Достоинства, реализующиеся в этом месяце велики, и мы с соизволения Аллаха Всевышнего опишем некоторые из них хадисами пророка Мухаммада , да благословит его Аллах и приветствует:
«Когда наступает месяц Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи». (аль-Бухари и Муслим).
«Когда наступает первая ночь месяца Рамадан, шайтаны и мариды из числа джинов заковываются в оковы; и закрываются все без исключения врата Ада; и открываются все без исключения врата Рая, и призовёт тогда глашатай: “О тот, кто стремится к благу, начинай (творить благое)! О тот, кто стремится ко злу – прекрати!” И есть у Аллаха (в этот месяц) люди, которые будут освобождены от наказания в Аду, и это (освобождение) будет происходить каждую ночь (Рамадана)». (ат-Тирмизи и Ибн Маджа).
«Поистине, Рай украшается каждый год с приходом месяца Рамадан, и когда наступает первая ночь Рамадана, из-под Трона (Всевышнего) дует ветерок называемый “мусир”, который шевелит листья Райских деревьев и створки дверей, и он издаёт такой звук, прекраснее которого не слышал никто. Появятся Райские гурии и дойдут до возвышенного места в Раю, и воззовут: “Есть ли кто-нибудь, кто обратится к Аллаху для того, чтобы жениться на нас?” – потом они скажут: “О (Ангел) Ридуан – (хранитель) Рая! Что это за ночь?” – и он ответит: “Это первая ночь месяца Рамадан, открылись врата Рая для постящихся из общины Мухаммада , да благословит его Аллах и приветствует”». (аль-Байхакъи).
«Умра в Рамадане равнозначна Хаджу». (аль-Бухари и Муслим).
«Тому, кто во время Рамадана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари и Муслим).
«(Это) месяц, в котором Ночь предопределения, лучшая, чем тысяча месяцев». (аль-Байхакъи и Ибн Хузайма).
«Всякое (благое) дело сына Адама умножится, (а наименьшее воздаяние) за доброе дело будет десятикратным, (но может возрасти и) до семисоткратного. Аллах Всевышний сказал: «За исключением поста, ибо поистине, пост (совершается) ради Меня, и Я воздам за него, (ибо человек) отказывается от (удовлетворения) своих желаний и от своей пищи ради Меня! Постящегося ждут две радости: одна при разговении его, а другая – при встрече с его Господом, и поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса!» (Муслим).
«Мольба постящегося не отвергается». (аль-Байхакъи).
«В месяц Рамадан моей общине дарованы пять качеств, которые не были даны ни одной общине до этого:
• Запах изо рта постящегося считается у Аллаха более благим, чем запах мускуса.
• Ангелы просят за них прощение до тех пор, пока они не разговятся.
• Всемогущий и Великий Аллах каждый день украшает свой Рай, и говорит ему: “Ещё немного и Мои праведные рабы будут избавлены от тягот и мучений и направятся к тебе!”
• В этот месяц сковываются мариды из числа джинов так, что они не могут достигать того, чего они могли достичь в другое время.
• В последнюю ночь (Рамадана праведным рабам) прощаются их грехи». (Пророка ) спросили: “О посланник Аллаха, это в Ночь предопределения?”. Он , да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет, ведь работник сполна получает свою награду только после завершения работы». (Ахмад).
Всё величие и благо этого великого месяца перечислить не возможно, и именно поэтому пророк , да благословит его Аллах и приветствует, говорил своим сподвижникам, что если бы они знали величие этого месяца, то они желали бы, чтобы вся жизнь была как месяц Рамадан, ибо “это месяц, начало которого – милость, середина – прощение, а конец – освобождение от Огня”. (аль-Байхакъи, Ибн Хузайма).
ПОЛЬЗА ОТ ПОСТА
Пост полезен в духовном, социальном и медицинском отношении. Он относится к полезнейшим видам поклонения, оказывающим наибольшее очищение души и воспитание морали. Пост полезен тем, что он вводит раба Божьего в лоно богобоязненности, как об этом говорится в следующем аяте: «Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас, чтобы вы стали богобоязненными». (Корова, 183).
Воздержание в месяц Рамадан означает исполнение того, что повелел Аллах и отказ от того, что Он запретил. Тем самым постящийся предохраняет себя от Огня и Божьей кары. Пост полезен также тем, что он обеспечивает рабу Божьему большое благо в этой и потусторонней жизни, приучает человека превозмогать и переносить трудности, быть стойким и терпеливым, поскольку побуждает его по собственному почину и добровольно отказаться от привычного и страстей; позволяет человеку силой воли победить свою душу, имеющую склонность предаваться страстям. Если человек всегда будет потакать ей, то она возьмёт верх над ним и приведёт его ко вседозволенности и бесславному концу. Всевышний сказал: «…ведь душа побуждает ко злу». (Юсуф, 53). Постящийся располагает браздами правления над душой и способен победить её. Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост – половина терпения» (ат-Тирмизи).
Он полезен также тем, что сужает ходы, по которым шайтан перемещается в теле, коль скоро он перемещается в сынах Адама также как кровь. Если раб Божий позволяет своей душе предаваться страстям, то это помогает шайтану взять над ним верх, ввести в заблуждение и побуждает к порочным деяниям. Пост закрывает эти врата наглухо и изгоняет шайтана.
Пост полезен тем, что напоминает рабу о милости Аллаха к нему, ибо ощутив голод и жажду, он проникается чувством благодарности ко Всевышнему, лучше осознаёт милость Аллаха, Творца всего сущего, Который одарил разнообразной пищей. Ведь ценность дорованного менее ощутима в обычные дни.
Пост побуждает к благодеянию по отношению к беднякам и нуждающимся: испытав голод, постящийся вспоминает о голодающих, а познав жажду — о тех, кто испытывает её. Это побуждает его быть щедрым, оказывать благодеяния по отношению к тем, кто нуждается; подавляет заносчивость и высокомерное отношение к людям: ведь если постится богатый, бедный, король, бродяга, благородный и простолюдин, то раб Аллаха вспоминает, что один человек превосходит другого только богобоязненностью, а все люди – рабы Аллаха, на которых одинаково распространяются Его установления. Пост позволяет мусульманам приходить к согласию и обеспечивает их связь друг с другом – ведь они постятся одновременно и разговляются в одно и то же время. Это содействует их единению и устраняет причины расхождений и антипатии друг к другу.
Пост полезен тем, что он облегчает послушание. Кто прослеживает состояние постящихся в Рамадан и то, как они ищут возможности для большего послушания, пути совершения добрых дел, а также их отход от ослушания, стремление к благодеяниям, тот понимает, что пост – это величайшая неотъемлемая часть следования пути истины. Он хорошо понимает слова Всевышнего: «…а поститься – это лучше для вас». (Корова, 184), и высказываниепророка , да благословит его Аллах и приветствует: «Пост является щитом». (аль-Бухари и Муслим), — т. е. предохранение от того, от чего предостерегают.
С точки зрения медицины, пост способствует здоровью тела, освобождает желудок от несовместимой друг с другом пищи, очищает кишечник, нормализует работу желудка, выводит из организма шлаки, рассасывает жировые накопления и уменьшает жировые отложения на животе. Истину изрёк посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказавший: «Поститесь и будете здоровы». (ат-Табарани, Абу На’им).
Пост приносит великую пользу даже в этом мире, не говоря уже о награде в мире последующем!
ПОБЕДЫ МУСУЛЬМАН В МЕСЯЦ РАМАДАН!
В этот великий месяц Всевышний Аллах даровал Своим искренним рабам большие победы, среди которых можно выделить следующие:
• великая победа при Бадре (2-й год хиджры – мусульманского летоисчисления);
• возвращение пророка , да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников в Мекку и её завоевание (8 год хиджры);
• успешная высадка мусульман на побережье Испании (91 год хиджры);
• победа мусульман под предводительством Тарика ибн Зияда над королем Испании (92 год хиджры);
• победа Саллахуддина Айюби над крестоносцами (584 год хиджры);
• победа мусульман над французской армией, возглавляемой Луи который был взят в плен в Мансуре (Египет) (647 год хиджры);
• победа мамлюков над татарами (658 год хиджры).
Мы просим Всемогущего и Великого Аллаха, чтобы Он сделал нас искренними мусульманами, которым Он дарует множество побед совершённых ради Него, как в месяц Рамадан, так и в другое время!
________________________________________
ЗАКОНЫ И НОРМЫ ПОСТА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТА, ВРЕМЯ, В КОТОРОЕ ОН БЫЛ ВМЕНЁН В ОБЯЗАННОСТЬ
Определение поста.
Пост (ас-Саум) – это воздержание.
В шариате – это воздержание от приёма пищи, жидкости, от совокупления и прочих нарушений поста от рассвета до заката солнца, с целью совершения поклонения.
Время, в которое он был вменён в обязанность.
Аллах Всемогущий и Великий вменил в обязанность общине Мухаммада , да благословит его Аллах и приветствует, как и тем, кто был до неё, поститься, ибо сказано Всевышним: «О те, кто уверовал! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас, чтобы вы стали богобоязненными». (Корова, 183).
Этот аят был ниспослан в понедельник в месяце шa’бан, на втором году благословенной хиджры.
ФИКСИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ НАСТУПЛЕНИЯ МЕСЯЦА РАМАДАН
Наступление Рамадана определяется двумя способами:
• установлением завершения предшествующего ему месяца – ша’бана: (если прошло тридцать дней ша’бана, то тридцать первый день обязательно придётся на первый день Рамадана);

• и обнаружением на небе полумесяца Рамадана. Если полумесяц замечен ночью 30-го ша’бана, то это означает, что наступил месяц Рамадан, в течение которого надлежит соблюдать пост, ибо сказано Всевышним: «Кто из вас застанет этот месяц, пусть соблюдает в нём пост». (Корова, 183). А также сказано посланником Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует: «Завидев полумесяц – поститесь! Завидев полумесяц – разговляйтесь! А если вам не видно его (по причине облачности), то завершите месяц тридцатью днями» . (аль-Бухари и Муслим).
Завидев полумесяц, жители данной страны должны поститься. Поскольку появление полумесяца разнится в географическом отношении, (так, появление полумесяца в Азии выглядит иначе, чем в Европе, а в Африке иначе, чем, скажем, в Америке), в каждом регионе или стране жители сами определяют время наступления поста, а если бы мусульмане во всех странах мира начинали поститься на основании того, что полумесяц был увиден в какой-либо стране, то в этом бы сказалась одна из позитивных особенностей Ислама, проявление общности и братства.
Для фиксации видения полумесяца Рамадана достаточно одного или двух беспристрастных свидетельств мусульман, поскольку посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, разрешил, чтобы свидетельство в отношении видения полумесяца Рамадана исходило от одного человека. Видение же, связанное с наступлением месяца шаууаля (т. е. окончание поста) и разговением, фиксируется только двумя беспристрастными свидетельствами, поскольку посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, не разрешил, чтобы наступление времени разговения фиксировалось одним беспристрастным свидетельством. Об этом сообщается в хадисе приводимом в сборнике имама Муслима.
ОБЯЗАННОСТЬ ПОСТИТЬСЯ В РАМАДАН
Пост в Рамадан – обязанность, установленная Всевышним Аллахом в Коране и Сунне, а также единогласным решением всей общины мусульман (иджма’). Он является одним из пяти столпов Ислама. Сказано Всевышним: «О те, кто уверовал! Предписан вам пост, как был он предписан жившим до вас, чтобы вы стали богобоязненными». (Корова, 183).
«Месяц Рамадан – это месяц, в который ниспослан Коран как руководство для людей, ясные доказательства прямого пути и различения. И кто из вас застанет этот месяц, пусть проводит его в посте». (Корова, 185).
Что же касается посланника Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, то он сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества кроме Аллаха и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в (месяце) Рамадан». (аль-Бухари, Муслим, Ахмад, ат-Тирмизи и ан-Наса’и).
Сообщается, что один бедуин спросил пророка , да благословит его Аллах и приветствует: “Скажи мне, что Аллах вменил мне в обязанность из поста?” Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «(Пост в течение) месяца Рамадан, если ты сам не пожелаешь какое-то время (поститься)дополнительно». (аль-Бухари и Муслим ).
О НЕДОПУСТИМОСТИ ОСТАВЛЯТЬ ПОСТ БЕЗ ПРИЧИНЫ
И ОТНОСИТЬСЯ К НЕМУ ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНО
Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал, со слов посланника Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто нарушил пост хотя бы одного дня месяца Рамадан без уважительной причины или не по болезни, не сможет искупить его (в полной мере), даже если он будет беспрерывно поститься всю жизнь». Этот хадис приводит аль-Бухари в комментариях к своему Сахиху.
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Тот, кто нарушил пост одного дня Рамадана без причины, не сможет возместить его (в полной мере), даже если будет поститься в течение всей жизни, пока не встретится с Аллахом, и если Он пожелает, то простит его, а если пожелает, накажет”. (аль-Байхакъи).
Передают, что Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах), сказал: “ Я слышал, как посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Однажды во сне ко мне пришли двое, и взяв меня за плечи, привели к труднодоступной горе и сказали: “Поднимайся”. Я ответил: «Поистине я не смогу». Они сказали: “Мы облегчим тебе это”. И я стал подниматься, пока не достиг вершины горы, и вдруг я услышал сильные крики. «Что это за крики?» – спросил я. “Это вопли обитателей Огня”, – ответили они. Затем они повели меня дальше, и я увидел людей, подвешенных за жилы, их щеки были разорваны и истекали кровью. Я спросил их: «Кто эти люди?» Они ответили: “Это те, которые разговлялись раньше времени”». (ан-Наса’и и Ибн Хиббан).
Если такому наказанию подвергаются те, кто пренебрегал постом и разговлялся раньше времени, трудно себе представить, что будет с теми, кто вообще не соблюдал пост, не имея уважительной причины!
СТОЛПЫ ПОСТА:
1. Намерение, т. е. наличие в сердце решимости поститься, подчиняясь велению Аллаха Всемогущего и Великого и приближаясь к Нему, ибо сказано пророком , да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался (обрести)». (аль-Бухари и Муслим).
Также от Абу Умамы аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах из деяний принимает только те, которые совершаются искренне и только ради Него». ан-Наса’и.
2. Воздержание, т. е. отказ от всего, что нарушает пост в виде приёма пищи, жидкости, совокупления.
3. Время, имеется в виду светлая часть дня, т. е. от рассвета до заката солнца.
Примечание: Для того чтобы пост считался правильным, необходимо иметь в сердце намерение поститься, которое можно утвердить в начале месяца на весь Рамадан. Но лучше укреплять намерение каждую ночь Рамадана, с момента заката солнца до зари.
УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ПОСТ ОБЯЗАТЕЛЕН
Три условия, обуславливающие обязательность поста:
1. Зрелость по шариату; (мальчики считаются по шариату достигшими совершеннолетия и несущими ответственность за свои поступки при появлении у них одного из нижеследующих признаков половой зрелости: семяизвержение (поллюции) и появление на лобке жёстких волос. По достижении пятнадцатилетнего возраста любой человек считается зрелым, даже если у него отсутствуют признаки половой зрелости, упомянутые выше) .
2. Здравость рассудка;
3. Способность поститься (отсутствие серьёзных противопоказаний врачей).
— Правильное соблюдение поста женщиной требует, чтобы она очистилась от менструаций или послеродового кровотечения.
НОРМЫ И ЭТИКА ПОСТА
Во время поста:
• Не мешкают с разговением, т.е. с прерыванием поста сразу же после призыва на вечернюю (магъриб) молитву.
В хадисе от Сахля ибн Са’да (да будет доволен им Аллах) говорится, что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди не перестанут (наслаждаться) благополучием до тех пор, пока будут спешить с разговением». (аль-Бухари и Муслим).
• Разговляться по Сунне начинают со свежих или сушённых фиников или воды. Лучше всего соблюдать отмеченную последовательность. Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, пусть разговляется водой, ибо поистине она очищает». (Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Желательно, чтобы при разговении съедалось нечётное количество фиников и выпивалось нечётное количество глотков воды.
• Разговляться следует после азана и до совершения молитвы, как это делал пророк , да благословит его Аллах и приветствует. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, пророк , да благословит его Аллах и приветствует, не совершал вечернюю (могъриб) молитву, не разговившись хотя бы глотком воды». (ат-Тирмизи).
• Разговляясь, следует взывать к Аллаху с мольбой. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, перед разговением говорил: «Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждёт, если будет угодно Аллаху». (Абу Дауд).
“Захаба зама-у уабталлятиль-гьурукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах”
Хорошо обращаться к Аллаху с мольбами перед и во время разговения.
• Придерживаются сухура, (т.е. приёма пищи и жидкости перед рассветом) в последнюю часть ночи с намерением поститься. Всевышний Аллах сказал: «…ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной …» (Корова, 187).
Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать». (аль-Бухари и Муслим). Сообщается от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), что пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте сухур хотя бы глотком воды». (Ибн Хиббан).
Также, в хадисе от аль-Хакима сообщается, что “Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур”._ Желательно откладывать сухур на последнюю часть ночи. Ибн ‘Аббас сказал: “Я слышал как посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нам, пророкам, было велено разговляться пораньше, а сухур совершать попозже»”.(ат-Табарани, Ибн Хиббан).
А также следует:
• Проявлять усердие в многочисленных проявлениях послушания Аллаху.
• Сносить обиды, чинимые людьми. Если постящегося обругают, ему следует проявить максимум выдержки и сказать: «Я соблюдаю пост. Я соблюдаю пост».
• Содействовать разговению другого постящегося.
• Потуплять взор и не смотреть на запретное.
ПРИ ПОСТЕ ПОРИЦАЕТСЯ:
• чрезмерное полоскание рта и втягивание в себя носом воды при омовении;
• целование жены тем, кто не в состоянии контролировать свои чувства;
• ласкать или заигрывать с женой, поскольку это может привести к совокуплению;
• мысли о совокуплении;
• намеренное накапливание слюны с последующим её проглатыванием;
• проба пищи не вызванная необходимостью ;
• также, во время поста ещё больше, чем в другое время, порицаются сплетни, сквернословие, споры, ссоры и т. п. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не сквернословит и не повышает голос в день поста, а если кто-либо будет ругать его или затевать с ним ссору, пусть скажет: “Поистине, я пощусь”». (аль-Бухари и Муслим). Он , да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Аллах не нуждается в том, чтобы тот, кто не прекратил лгать и поступать по лжи, оставил свою еду и питьё». (аль-Бухари).
Человек, соблюдающий пост и не оставивший всё дурное в месяц Рамадан, подобен тому, кто строит дворец, разрушая город. Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сколь многим постящимся достанется от их поста только жажда». (Ибн Маджа).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, пост для (мусульманина) щит, пока он сам его не разрушит». Его спросили: “А как он может его разрушить?” Он сказал: «Ложью и сплетнями». (ат-Табарани).
Таким образом, мусульманину лучше молчать, чем произносить то, в чём нет пользы или необходимости, тем более, что молчание в этот великий месяц – это благо для постящегося, как сообщается об этом в хадисе от имама аль-Байхакъи, где сказано, что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “… молчание постящегося – это восхваление (тасбих)”.
ПОСТ ПРЕРЫВАЕТСЯ ПО УВАЖИТЕЛЬНЫМ ПРИЧИНАМ СО СТОРОНЫ:
• женщины, имеющей менструацию и роженицы;
• человека, нуждающегося в прерывании поста для избавления другого от опасности, например: спасение тонущего или срочное переливание крови и т.д.;
• больного, опасающегося за то, что пост повредит ему;
• находящегося в пути – ему разрешается сокращать молитву и прерывать пост;
• беременных или кормящих грудью женщин, опасающихся за себя или за ребёнка.
В хадисе от Анаса сообщается, что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Великий и Всемогущий Аллах избавил путников от бремени поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин от бремени поста». (ат-Тирмизи, Абу Дауд, ан-Наса’и).
Все вышеуказанные лица должны восполнить пропущенные дни поста, как только у них появится возможность.
НАРУШЕНИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ПОСТ СЧИТАЕТСЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ
Нарушения поста бывают четырёх видов:
1. Нарушения, являющиеся греховными и обязывающие нарушившего возместить день поста и совершить искупление.
К этому виду относятся: преднамеренный приём пищи и совокупление .
Искупление – это соблюдение поста в течение двух месяцев подряд. Если же это является невозможным, то следует накормить 60 бедняков, а если и это является невозможным, то это откладывается до тех пор, пока не появится такая возможность.
2. Нарушения, также являющиеся греховными, но обязывающие нарушившего восполнить только один день поста во внеурочное время. К числу этих нарушений относятся:
• преднамеренное семяиспускание;
• преднамеренный вызов рвоты;
• использование клизмы для очищения кишечника или питательных инъекций;
• кровопускание с целью ослабить свой организм.
3. Дозволенные нарушения. К их числу относятся прерывание поста путником и тем, у кого появилась головная боль, а также теми, кто опасается за своё здоровье. Могут прервать пост беременные и кормящие грудью женщины, как было сказано об этом выше.
4. Обязательные нарушения. Это имеет отношение к тем, кому поститься запрещено. Имеются в виду женщины во время менструаций и в период послеродового очищения, длящегося до сорока дней.
Также, если постящийся осознанно, намеренно проглотил мокроту или какие-либо выделения из носа в то время, когда это можно было сплюнуть, то этот день поста нужно будет восполнить. К тому же, такое нарушение поста не снимает обязанность додержать пост до конца дня.
Предупреждения:
• Тот, кому предписан внеурочный пост, должен стремиться восполнить его до наступления следующего Рамадана.
• Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост, постится (кто-нибудь из его) близких». (аль-Бухари и Муслим). В другой версии у этого хадиса есть следующее добавление: «…если пожелает». (аль-Баззар).
Этот хадис указывает на то, что если мусульманин умер, не возместив пропущенные дни поста или пост по обету, то поститься за него следует кому-либо из числа его близких родственников. Это распространяется на любые виды обязательного поста. См. “Субуль ас-Салям” комментарий к хадису 634.
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ИМЕЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ К ПОСТУ
• Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост того, кто по забывчивости поест или попьёт, не нарушен, ибо поистине, это Аллах накормил и напоил его». (аль-Бухари и Муслим).
• Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить». (Ахмад).
• Сообщается со слов жён пророка , да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиши и Умм Салямы (да будет доволен ими Аллах), что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, встречал рассвет, будучи в состоянии осквернения после ночи, проведённой с женой, затем он , да благословит его Аллах и приветствует, купался и начинал поститься. (аль-Бухари и Муслим).
• Сообщается, что ‘Амир ибн Раби’а сказал: “Я видел посланника Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, несчётное количество раз, чистящим зубы сиууаком (зубочисткой) в то время, когда он постился ”. (Ахмад, Абу Дауд).
• Сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что старому человеку было позволено не соблюдать пост и не возмещать его, но было велено накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день. (ад-Дарукъутни, аль-Хаким).

________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПОСТА
Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “(Однажды) я пришёл к посланнику Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Вели мне делать что-нибудь такое, что позволит войти мне в Рай”. Он , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тебе следует соблюдать пост, ибо поистине, нет ничего равного ему». А потом я пришёл к нему ещё раз, и он , да благословит его Аллах и приветствует, снова сказал: «Тебе следует поститься»”. (Ахмад, ан-Наса’и).
ПРИВЕТСТВУЕТСЯ ПОСТ В СЛЕДУЮЩИЕ ДНИ:
• в день Арафата не совершающим хадж, (т.е. в девятый день зуль-хиджа);
Сообщается от Абу Катады (да будет доволен им Аллах), что пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост в день Арафата служит искуплением грехов прошедшего и настоящего года». (Муслим).

• в день ‘Ашура, (десятое мухаррама);
Когда мусульмане переселились в Медину, они увидели, что иудеи постятся в этот день. Таким образом, иудеи благодарили Всевышнего за то, что в этот день Он спас Мусу (мир ему) и израильтян от войска фараона. Тогда пророк Мухаммад , да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Я имею больше прав на Мусу, чем вы». (аль-Бухари). — повелел мусульманам поститься в этот день. А для того, чтобы мусульмане не уподоблялись иудеям, он , да благословит его Аллах и приветствует, также велел им поститься один день до или после этого. Пост в этот день был обязательным до ниспослания повеления поститься в месяце Рамадан. О достоинстве соблюдения поста в день ‘Ашуры посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он служит искуплением (грехов) прошедшего года». (Муслим).
• большую часть ша’бана, особенно первую половину месяца;
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Ни в одном месяце пророк , да благословит его Аллах и приветствует,, не постился больше, чем в ша’бане, и бывало так, что он , да благословит его Аллах и приветствует, постился в течение всего ша’бана, за исключением малой (его части)”. (аль-Бухари и Муслим).
Сообщается, что Усама ибн Зайд (да будет доволен им Аллах) спросил пророка , да благословит его Аллах и приветствует: “О посланник Аллаха, я не видел, чтобы ты когда-нибудь постился так, как постился в месяце ша’бан”. Он , да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между раджабом и Рамаданом. В этом месяце деяния возносят к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, когда я соблюдаю пост». (Абу Дауд и ан-Наса’и).

• шесть дней шаууаля;
Передают от Абу Аюба аль-Ансари, что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто постился в Рамадан, после чего соблюдал пост в течение шести дней шаууаля, подобен постившемуся непрерывно (т. е. в течение всего года)». (Муслим).
• первые девять дней зуль-хиджа;
Передают со слов жены Хунайда, что некоторые жёны пророка , да благословит его Аллах и приветствует, говорили, что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, постился в течение девяти дней в месяце зуль-хиджа… (Абу Дауд, ан-Наса’и).
Сообщается, со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем благодеяния совершённые в первые десять дней месяца зуль-хиджа» Его спросили: “И даже чем джихад на пути Аллаха?” Он , да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «И даже чем джихад на пути Аллаха, если не считать человека, вышедшего на пути Аллаха, рискуя своей жизнью и своим имуществом и не вернувшимся ни с чем из этого». (аль-Бухари, Абу Дауд, ад-Дарими, Ибн Хузайма).
В эти дни приветствуется не только соблюдение поста, но также и другие виды поклонения, например, совершать больше дополнительных молитв, читать много Коран, раздавать милостыню, больше поминать Аллаха и призывать благословение для пророка , да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается поста, то можно соблюдать его только первые девять дней, поскольку десятое число месяца зуль-хиджа – это праздник Жертвоприношения (къурман), и в этот день поститься запрещено.
Первые десять дней месяца зуль-хиджа – это лучшие дни в году, а самыми лучшими ночами, являются ночи месяца Рамадан.
• месяц аль-мухаррам (первый месяц мусульманского календаря);
Сообщается от Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), что пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наилучшим постом после (поста в) месяце Рамадан, является (пост) в месяце Аллаха — мухаррам». (Муслим).
Что же касается того, почему пророк Мухаммад , да благословит его Аллах и приветствует, постился в ша’бане больше, чем в другое время (не считая Рамадана), имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) говорит так: “Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, не постился в месяце мухаррам так же усердно, как он , да благословит его Аллах и приветствует, постился в ша’бане, потому что знание о превосходстве поста в мухарраме было ниспослано ему в конце жизни”.
• три дня ежемесячно, но особенно во время полнолуния (т. е. тринадцатого, четырнадцатого, пятнадцатого числа лунного календаря);
Передают от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Соблюдение поста по три дня ежемесячно (подобно) постоянному посту». (аль-Бухари и Муслим).
Объясняется это тем, что каждое благое дело будет вознаграждено в десятикратном размере, (как сказано об этом в хадисах), поэтому трёхдневный пост в течение месяца равнозначен тридцатидневному, а если мусульманин будет соблюдать такой пост ежемесячно – это равнозначно тому, что он постится круглый год.
• в понедельник и четверг;
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дела (людей) предоставляются (Аллаху) в понедельник и в четверг, и я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост». (ат-Тирмизи).
• через день;
Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любимым постом для Аллаха Всевышнего является пост Дауда, постился же он через день». (аль-Бухари и Муслим).
• Пост сражающегося на пути Аллаха;
Передают со слов Абу Са’ида (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лицо любого раба, который в течение одного дня будет соблюдать пост на пути Аллаха, Аллах непременно удалит от Огня за этот день на семьдесят лет» . (аль-Бухари и Муслим).
• приветствуется также соблюдение поста холостяком, не имеющим возможности жениться.
Сообщается, что пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть женится тот, кто может (жениться), поскольку это в наибольшей степени способствует потуплению взоров и защите половых органов; тому же, кто жениться не может, следует поститься, ибо пост сдерживает похоть». (аль-Бухари).
Примечания:
• ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Я никогда не видела, чтобы посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, постился в течение всего месяца, если не считать Рамадана”. (аль-Бухари и Муслим).
• Если добровольный пост был прерван, по уважительной причине или без неё, то его возмещение не является обязательным, но большинство учёных считают это желательным. Сообщается, что когда Абу Са‘ид пригласил посланника Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников в гости, пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал человеку соблюдавшему пост: «..сейчас разговляйся, а затем возмести этот пост, если пожелаешь». (ат-Табарани, аль-Байхакъи).
• ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды днём пророк , да благословит его Аллах и приветствует, вошёл к ним и спросил: «Есть ли у вас что-нибудь поесть?» Они сказали: “Нет”. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда я начну поститься». (Муслим).
Этот хадис указывает на то, что мусульманин может закрепить в своей душе намерение на соблюдение добровольного поста даже после наступления рассвета, если только он не совершал действия, нарушающие пост, после наступления времени утренней молитвы. Это касается только добровольного поста, и большинство учёных считает, что при таком посте награда будет только за часть дня.
Что же касается обязательных постов таких, как пост в месяце Рамадан, искупительный пост или пост для выполнения обета, то намерение следует закреплять ночью до утренней молитвы.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА В СЛЕДУЮЩИЕ ДНИ:
1. В дни праздников – праздника Разговения или Жертвоприношения (‘Ид аль-Фитр и ‘Ид аль-Адха);
Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, запрещал поститься два дня в году: в день Разговения и в день Жертвоприношения. (аль-Бухари и Муслим).
2. В течение 11-го, 12-го, 13-го ат-ташрикъа в зуль-хиджа (3 дня следующие за Къурманом);
Сообщается от Нубайша аль-Хузали, что пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дни ташрикъа – это дни еды, питья и поминания Великого и Всемогущего Аллаха». (Муслим).
3. В день сомнения, т.е. 30-го ша’бана (За 1,2 дня до Рамадана);
Аммар ибн Йасир (да будет доволен им Аллах) сказал: “Кто постится, сомневаясь в наступлении Рамадана, тот ослушался Абуль-Къасима ”. (Ахмад и Абу Дауд).
4. Добровольный пост женщины без разрешения на то мужа.
Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщина не имеет права поститься без разрешения своего мужа, если только он не находится в отъезде, за исключением поста в Рамадан». (Абу Дауд).

ПОРИЦАЕТСЯ СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА В СЛЕДУЮЩИЕ ДНИ:
1. только в пятницу;
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не избирайте ночь пятницы для ночной молитвы (тахаджуд), если вы не молитесь по ночам и в другие дни, и не избирайте пятницу для поста, если вы не поститесь в другие дни. И поститесь в пятницу только в том случае, если на неё приходится ваш регулярный пост». (Муслим).
2. только в субботу;
3. также порицается непрерывный пост, т.е. пост на протяжении целого года.
Передают от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вообще не постится тот, кто постится непрерывно». (аль-Бухари и Муслим).

______________________________________

И’ТИКАФ (Уединение, Затворничество)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЕДИНЕНИЯ

И’тикаф (уединение) – это продолжительное пребывание в мечети особым образом, ради поклонения Аллаху.
Сообщается, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «В последние десять (дней) каждого Рамадана посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, не покидал мечеть». (аль-Бухари и Муслим).
В хадисе сказано: «…того, кто стремясь к лику Аллаха, пробудет в мечети (хотя бы) один день, Аллах отделит от огня тремя рвами, и ширина каждого из них будет больше, чем расстояние между востоком и западом». (ат-Табарани).

ОБОСНОВАНИЕ МУДРОСТИ УЕДИНЕНИЯ
Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Смысл и мудрость уединения заключаются в том, чтобы человек устремился к Всевышнему Аллаху всей душой, посвятил себя Ему одному, уединился с Ним, отдалился от мирских дел и занялся поклонением своему Господу. Во время уединения все заботы и помыслы человека связаны с тем, как лучше поминать и любить Аллаха и как лучше устремиться к Нему. Человек избавляется от всех остальных забот и помыслов. Его заботит только устремление к Аллаху. Его мысли заняты только поминанием Аллаха и размышлением над тем, как снискать Его благословение и приблизиться к Нему. Он отказывается от общения с людьми ради общения с Аллахом и представляет себя в день великого одиночества, когда он окажется в могиле. Воистину, там человек не найдёт собеседников и сможет радоваться общению только с Аллахом…”

ВИДЫ УЕДИНЕНИЯ:
1. Уединение, как весьма желательное действие, особенно в последние десять дней Рамадана.
2. Уединение, как долг, т. е. уединение по обету. Например, кто-то сказал: «О Аллах, помоги мне в этом деле, и я уединюсь на столько-то дней».
Совершить затворничество в мечети можно не только в Рамадан и для этого не является обязательным соблюдение поста. Передают от Ибн ‘Умара, что ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) однажды сказал пророку , да благословит его Аллах и приветствует: “Во времена джахилии я дал обет уединиться в Заповедной мечети в течение одной ночи”. (Пророк , да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Исполни свой обет». (аль-Бухари и Муслим).
Но лучшим уединением, является уединение в последние десять дней Рамадана.

МЕСТО УЕДИНЕНИЯ
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Нет затворничества, кроме как в мечети, в которой совершают молитву”. (Ибн Абу Шайба, Абдурраззакъ).
‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Уединение может иметь место только в мечети, в лоне коллектива”. Это связано с тем, что если в мечети совершаются коллективные молитвы, то и уединившийся будет пребывать в полной готовности, наилучшим образом участвовать в общих молитвах.
ПРИЧИНЫ, ДЕЛАЮЩИЕ УЕДИНЕНИЕ НЕСОСТОЯВШИМСЯ:
1. Совокупление с женой.
2. Уход из мечети без уважительной причины.
3. Потеря сознания.
УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ДЛЯ УХОДА ИЗ МЕЧЕТИ
Существует два вида уважительных причин для ухода из мечети:
1. Причины физиологического свойства:
Это – отправление малой и большой нужды или необходимость искупаться из-за поллюций. Пребывание уединившегося вне мечети строго ограничено временем, необходимым лишь на удовлетворение данной потребности.
Также, из мечети дозволяется выйти для того, чтобы проводить посетителя.
2. Причины, вызванные необходимостью:
Например, боязнь человека за пропажу средств или он полагает, что дальнейшее уединение погубит его или повредит его здоровью.
Примечания:
• Затворничество следует совершать, имея стремление приблизиться к Аллаху и получить Его награду, а не ради чего-либо ещё. Сообщается от Абу Зарра, что пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет награды у того, кто не надеялся на неё» . (ад-Дайлями).
• По мнению всех имамов четырёх мазхабов для того, чтобы совершить десятидневное затворничество, которое совершал пророк , да благословит его Аллах и приветствует, надо уединиться в мечети в ночь на двадцатое рамадана, до утренней молитвы.
• ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “В соответствии с Сунной во время уединения не полагается навещать больных, присутствовать на похоронах, прикасаться к женщине или же ласкать её и выходить из мечети без особой необходимости”. (Абу Дауд).
Является дозволенным спросить о состоянии здоровья больного.
• Во время уединения не следует заниматься мирскими делами и заключать торговые сделки, чтобы не терять награду за затворничество. Не следует пустословить и излишествовать во сне, а следует поклоняться Аллаху в эти великие ночи.
• Следует проявлять заботу о тех мусульманах, которые также находятся в уединении, помогая им и не причиняя им неудобства, поскольку помочь мусульманину лучше, чем затворничество, как сказано об этом в хадисе: «Помощь брату своему в нужде лучше пребывания в мечети в течение десяти лет…» (ат-Табарани).
________________________________________
ЗАКЯТ АЛЬ-ФИТР
Сообщается, что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует,послал вестника в долины Мекки, чтобы он сообщил им весть о том, что истинно (выплата) закята аль-Фитр является обязательным для каждого мусульманина мужского и женского пола, свободного и раба, малого и большого. (ат-Тирмизи). Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, установил закят аль-Фитр в размере одного са’а пропитания».
Закят аль-Фитр – это незначительная величина, взымаемая лишь раз в году. И как же человеку не позаботиться о том, чтобы его выбор пришёлся на самое лучшее, с учётом того, что это хорошо воспринимается Аллахом, и за него следует большое вознаграждение?! Закят аль-Фитр, по мнению некоторых факихов (знатоков мусульманского права), должен отдаваться в виде 1 са’а сыпучих продуктов, а по мнению других учёных можно и в его денежном эквиваленте. Но предпочтительней выплачивать Фитр сыпучими продуктами, являющимися основными в регионе.
Тот, кто отдаёт самое лучшее и полезное беднякам, тот получит лучшее и великое вознаграждение. Отдавайте лучшее из того, что у вас есть, ведь сказал Аллах: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите, а что бы вы ни издержали – Аллах про это знает». (Семейство Имрана, 92).
Разрешается распределять одну Фитру (т. е. продовольственное или денежное содержание закята аль-Фитр за одного человека) среди нескольких бедняков и отдавать одному бедняку две фитры или больше. Закят аль-Фитр установлен для всех мусульман: для маленьких и взрослых, мужчин и женщин, за себя и за тех, кто находится на содержании: жён, детей, родственников. А если он отдаётся за ребёнка ещё находящегося в материнском чреве, то это хорошо. Лучше всего и самое главное – отдавать Фитру в День праздника (‘Ид) до молитвы. Можно отдавать её за день – два до праздника. Она не засчитывается, если отдана после Праздничной молитвы. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пророк , да благословит его Аллах и приветствует,предписывал закят аль-Фитр, как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для нуждающихся. Кто бы ни уплатил его до праздничной молитвы – это приемлемый закят, а кто выплатил его после молитвы, в таком случае он рассматривается только как милостыня”. (Абу Дауд и Ибн Маджа).
Исключение делается для того, кто не знал об этом. Выплата закята аль-Фитр засчитывается лишь тогда, когда производится специально для бедных людей. Она должна дойти до бедного человека или его доверенного лица непременно своевременно. Бедный человек может доверить другому лицу собирать выплачиваемый ему закят. Своевременное поступление закята к доверенному лицу означает его получение бедным человеком.
_______________________________________
_
ПРАЗДНИЧНАЯ МОЛИТВА (‘Ид аль-Фитр)
ОБОСНОВЫВАЮЩАЯ МОЛИТВУ МУДРОСТЬ
Праздничная молитва по окончании месяца Рамадан – это один из внешних признаков религии, одна из особенностей общины Мухаммада . Через неё воздаётся благодарность Господу за возможность поститься в Рамадан. В праздник также звучит зов к взаимному расположению, к взаимному милосердию мусульман, к единству и чистоте душ.
СТАТУС, МЕСТО И ВРЕМЯ ПРАЗДНИЧНОЙ МОЛИТВЫ
Праздничная молитва – это «фард аль-кифая», т. е. обязанность, выполнение которой предписано всем, с учётом возможности каждого. Это в высшей степени желательное действие со стороны каждого мусульманина и мусульманки. Пророк , праведные халифы и наши праведные предшественники никогда не пропускали её. На молитву двух праздников (Разговения и Жертвоприношения) пророк , да благословит его Аллах и приветствует,выводил всех: детей, стариков, мужчин и женщин. От Умм ‘Атыйи сообщается, что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует,повелевал выходить на эту молитву всем женщинам и даже тем, у которых были месячные . (аль-Бухари и Муслим).
Время праздничной молитвы начинается с того момента, когда солнце восходит на высоту копья, и длится оно до полудня (т. е. до зенита).
Место совершения праздничной молитвы. Праздничная молитва по Сунне пророка , да благословит его Аллах и приветствует,совершается на открытой местности, специально отведённой для праздничных молитв, расположенной вблизи города или села, а в мечети она совершается только при необходимости. Так поступал посланник Аллаха , о чём сказано в хадисах имамов аль-Бухари и Муслима.
РЕГЛАМЕНТ ПРАЗДНИЧНОЙ МОЛИТВЫ
Сообщается, что Абдулла ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пророк , да благословит его Аллах и приветствует,сказал: «В (молитве) Разговения такбиров (в первом рак‘ате) – семь, а во втором – пять и (суры) следует читать после них»”. (Абу Дауд, Ибн Маджа).
Относительно количества такбиров в праздничных молитвах среди учёных существуют разногласия, но вышеупомянутое количество считается более достоверным. Когда Абу ‘Иса спросил имама аль-Бухари об этом хадисе, он сказал: “Нет в этой главе более достоверного хадиса, чем этот”.
Имам аль-Багъауи сказал: “Большинство учёных из числа сподвижников и их последователей считают, что в первом рак‘ате семь такбиров, не считая такбира аль-Ихрам , а во втором пять, не считая такбира, который произносится при вставании, и они произносятся до чтения (сур). Это передаётся от Абу Бакра, ‘Умара и ‘Али (да будет доволен ими Аллах)”. Относительно поднимания рук во время такбиров также существуют разногласия, но на эту тему есть достоверные хадисы от Ауза‘и и Малика, подтверждающие поднятие рук.
Праздничная молитва предшествует проповеди и совершается в два рака’ата без азана и икъама.
ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ПРАЗДНИЧНОЙ МОЛИТВЫ
Желательно, чтобы возвеличивание Аллаха (такбир) совершалось громким голосом, ибо сказано Всевышним: «…и чтобы вы завершили число и возвеличили Аллаха за то, что он вывел вас на правильный путь». (Корова, 185). Время возвеличивания – с захода солнца в ночь на праздник до праздничной молитвы. Возвеличивают громким голосом в мечетях, на рынках, в домах, по дороге произнося: «Аллах – Велик! Аллах – Велик! Нет божества, кроме Аллаха! Аллах – Велик! Аллах – Велик! Аллаху Хвала»
«Аллаху акбару, Аллаху акбар, ля иляха илля-Ллаху, уа Ллаху акбар, Аллаху акбар, уа ли-Лляхиль-хамд!»
Женщины громко не возвеличивают. Желательно, чтобы молящийся пришёл на молитву раньше, чем имам. Отправляясь в мечеть, следует искупаться, умаститься благовониями (если они имеются) и надеть лучшую одежду (желательно белого цвета). ‘Али сказал: “Сунной является идти на праздничную молитву пешком”. (ат-Тирмизи).
Желательно также, отправляясь на молитву по случаю праздника разговения, съесть нечётное количество фиников.
После завершения Праздничной молитвы возвращаться домой лучше другой дорогой. Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: “В день праздника пророк , обычно возвращался с праздничной молитвы не той дорогой, по которой шёл на неё”. (аль-Бухари).

________________________________________
И в заключение Хвала Аллаху – Господу миров,
мир и благословение нашему пророку Мухаммаду,
членам его семьи и всем его сподвижникам!
Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он принял наш пост и наше поклонение, совершённое в этот месяц, и сделал нас искренними и праведными рабами, которые будут служить Ему на протяжении всей жизни, а не только в Рамадан.
И горе же тем, которые вспоминают об Аллахе только в этот месяц, как говорили об этом
наши праведные предшественники:
«Несчастны те, кто вспоминает об Аллахе лишь в Рамадан!»
________________________________________
ЛИТЕРАТУРА
На арабском языке:
1. «ас-Саум». “Пост” (Ахмад ат-Тияр).
2. «аль-Уаджиз». “Фикъх в кратком изложении” (Абдуль-’Азым аль-Бадауи).
3. «Тауба фи Рамадан». “Покаяние в месяц Рамадан” (И.аль-Мансур)
4. «Уазаифу Рамадан». “Функции Рамадана” (З. А. Ибн Раджаб, с дополнениями А. М. Ибн Къасими).
5. «И’тикаф». “Затворничество” (Абу аль-Захра).
6. «Сунан ‘Идейн». “Сунны двух праздников – Разговения и Жертвоприношения” (А. аш-Шакъири).
7. «Субуль ас-Салям, шарх Булугъ аль-Марам». “Пути мира” (М. И.ас-Сан’ани).
8. «Сунан Аби Дауд».
9. «Нейлюль-Аутар». “Достижение желаемого” (М. аш-Шаукани).
10. «Фатх аль-Бари, шарх сахих аль-Бухари». Коментарий Ибн Хаджара к сахиху имама аль-Бухари.
11. «Минхадж аль-Муслим». “Путь мусульманина” (А. Д. аль- Джазаири).
На русском языке:
12. «Пост». (Фонд: Ибрагим ибн Абдуль-’Азиз аль-Ибрагим, 1999г.).
13. «Пост». Д. Бадауи. (Изд. дом Бадр, Москва 2001г.).
14. «Достижение цели». Ибн Хаджар аль-’Аскаляни, (Изд. дом Умма, Москва 2002г.).
15. «Наставление верующим». М. Д. аль-Къасими (Фонд: Ибрагим ибн Абдуль-’Азиз аль-Ибрагим, Москва 2002г.).
16. «На пути к Корану». К. Эльмир (Изд. дом Умма, Москва 2003г.).
17. «Сахих аль-Бухари». (Фонд: Ибрагим ибн Абдуль-’Азиз аль-Ибрагим, Москва 2002г.).
18. «Сады праведных» Имама ан-Науауи. (Изд. дом Бадр, 2001г.).

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Рамадан правила и условия.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.