«Пост: скрытая сторона, составные части и другие, касающиеся его вопросы» Автор: Ибн Кудама аль-Макдиси

«Пост: скрытая сторона, составные части и другие, касающиеся его вопросы» Автор: Ибн Кудама аль-Макдиси

§ 1. Превосходство поста.

Знай, что пост (саум), как ничто иное, обладает особым преимуществом (хасыса), а именно – возведением этого поклонения к Аллаху, как говорит об этом Он Сам: «Пост – для Меня, и Я воздам за него» [хадис согласован аль-Бухари и Муслимом (муттафак ‘аляй-хи).].

Такое возведение в достаточной мере высоко ставит пост, подобно тому, как высоко поставлен Дом (Ка’аба) путём возведения его к Аллаху в Его словах: «… и очищай Дом Мой» (Св. Коран, 22: 26).

И поистине, пост имеет такое превосходство по двум причинам:

Во-первых, пост – это тайна и скрытый поступок. Этот поступок не видят люди и в него не закрадывается показуха (рийа’).

Во-вторых, это подавление врага Аллаха, ибо орудие врага – это страсти, желания (шахавату). Страсти же усиливаются едой и питьём. И пока почва для страстей будет плодородной, шайтаны часто будут посещать это своё пастбище, однако отказ от страстей сужает для них туда дороги.

А вообще, сообщения, свидетельствующие о превосходстве поста многочисленны и общеизвестны.

§ 2. Суннаты поста.

– Желательно максимально оттягивать предрассветный приём пищи (сухур) и не медлить с прекращением поста (фитр). Разговляться же следует финиками.

– Желательно проявлять щедрость в Рамадане, совершать одобряемые дела, раздавать побольше милостыни (садака), следуя в этом примеру Посланника Аллаха, мир ему и благословение.

– Желательно изучать Коран. В Рамадане желательно неотлучно находиться в мечети (и’тикаф), особенно в последние десять дней, в течение которых следует побольше проявлять усердия.

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В [последние] десять дней [месяца Рамадан] Посланник Аллаха, мир ему и благословение, затягивал свой пояс (ми’зар), простаивал ночи в молитвах и будил [на них] членов своей семьи» [хадис согласован аль-Бухари и Муслимом (муттафак ‘аляй-хи).].
Относительно смысла слов «затягивал свой пояс», учеными высказано два мнения:

1) отказ от полового соития с женами;

2) начало упорной работы;

Относительно же причины его усердия в последние десять дней, говорят, что он искал в них ночь могущества (ляйлят уль-кадр).

§ 3. Разъяснение скрытой стороны поста и правил поведения постящегося.

У поста три степени: (1) обыкновенный пост (саум аль-‘умум), (2) особенный (саум аль-хусус) и (3) уникальный (саум хусус аль-хусус).

Обыкновенный пост – это просто воздержание от секса и приёма пищи.

Особенный пост – это вдобавок еще и удержание взора, языка, рук, ног, слуха, зрения и других органов от грехов.

Уникальный пост – это, помимо всего вышесказанного, также и удержание сердца (саум аль-кальб) от житейских хлопот, от несвязанных с Аллахом мыслей. Это также и абсолютное удержание сердца от всего, кроме Аллаха.

К правилам поведения (адаб) соблюдающего саум аль-хусус относятся: потупление взора, сохранение языка от греховных и порицаемых речей, от бесполезных слов, предохранение других органов.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах не нуждается в оставлении пищи и питья тем, кто не оставляет лживые слова и поступки в соответствии с ними» [аль-Бухари.].

Также из адабов: не есть ночью досыта, есть в меру, ибо «не заполняет сын Адама сосуда хуже, чем его желудок» [ат-Тирмизи, Ибн Маджах и др., а аль-Альбани подтверждает его достоверность в «Джами’ ат-Тирмизи» (№ 2380).].

Кто полностью насытиться в начале ночи, тот не будет получать пользу для себя в течение оставшейся её части, также как и тот, кто полностью насытиться в предрассветное время (вакт ас-сахару) не будет получать для себя пользу до полудня (зухр). Всё потому что большое количество еды вызывает лень и слабость.

Также насыщенное, плотное питание лишает пост своего смысла, так как его цель заключается в перенесении голода и лишений.

§ 4. Добровольные посты.

Знай, что предпочтительность поста становится очевидной в днях, имеющих особое превосходство. Некоторые из этих предпочтительных для поста дней повторяются ежегодно, – такие как шесть дней месяца Шавваль, что следует за Рамаданом; день ‘Арафа [9-й день месяца Зуль-Хиджа]; день ‘Ашура [10-й день месяца Мухаррам.]; десять дней месяца Зуль-Хиджа; десять дней из Мухаррама. Другие повторяются ежемесячно, – такие как первый день месяца, серединный и последний, – кто поститься в них, тот поступает замечательно, а еще лучше поступает тот, кто поститься три «белых» дня (аййам аль-бид) [белые дни – это 13, 14 и 15 дни каждого месяца.].

К тем дням, что повторяются еженедельно, относят вторник и четверг.

Лучшие же добровольные посты – это посты Дауда, мир ему, «который постился через день» [аль-Бухари, Муслим и др.].

В таком посте кроются три смысла:

1) Душа, в тот день, когда она не поститься, получает долю своего удовольствия (хазз), а в день поста – восполняет долю своего поклонения (та’аббуд), таким образом, соблюдается баланс между тем, что для неё и тем, что от неё (ма ля-ха ва ма ‘аляй-ха), а это справедливость (‘адлюн).

2) День приёма пищи – это день благодарности; день поста – это день терпения. Терпение и благодарность – это две половины веры.

3) Душе тяжело постоянно прилагать все свои силы, она склонна к смене состояний.

Теперь, что касается ежедневного, непрерывно поста (саум ад-дахру):

‘Умар, да будет доволен им Аллах, спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о том, кто соблюдает пост постоянно, каждый день своей жизни, на что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «[Это значит, что он] не постился и не разговлялся», – или: «… не поститься и не разговляется» [Муслим.].

Тут имеется в виду абсолютный, ежедневный пост, который охватывает также и те дни, поститься в которых запрещено. Что же касается ежедневного поста, который прерывается в праздничные дни [Праздник разговения (‘Ид аль-Фитр) первого Шавваля и праздник жертвоприношений (‘Ид аль-Адха) десятого Зуль-Хиджа.] и в дни «ат-ташрик» [три дня, следующие за днём жертвоприношений.], то в этом нет ничего плохого.

Так, Хишам б. ‘Урва, да помилует его Аллах, сообщил, что его отец постился ежедневно, также поступала и ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, а Анас б. Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Абу Тальха, после [смерти] Посланника Аллаха, мир ему и благословение, постился ежедневно [в течение] сорока лет».

Знай! Из доли проницательности – понимание смысла поста и возложение на себя посильной ноши.

Ибн Мас’уд обычно мало постился, об этом он говорил: «Когда я постился, я ослабевал для молитвы, а молитве я отдаю большее предпочтение, нежели посту».

Некоторые, во время поста теряли силы для чтения Корана, поэтому, чтобы набрать сил для чтения, они часто не соблюдали пост.

В общем, каждый человек лучше кого бы то ни было знает о том, что ему больше подходит.
Ибн Кудама аль-Макдиси

«Мухтасар минхадж аль-касыдин»

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Подготовка к Рамадану.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.