Сунны, которым стали редко следовать

Сунны, которым стали редко следовать

Хвала Аллаху, Который отправил Мухаммада с истиной добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения и освещающим светочем! Благословение и приветствие лучшему из пророков и посланников – нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Поистине, самые лучшие слова – это книга Аллаха, а лучшее руководство – это руководство Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Худшие из дел – это нововведения, а всякое нововведение – заблуждение.

Сунна – это высказывания и действия посланника Аллаха Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), а также одобренные им слова и дела его сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах), свидетелем которых он был[1]. За совершение сунны человеку обещана награда Аллаха, в то время как за ее оставление он не подвергается наказанию. Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) стремились выполнить повеления посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)  и испить чашу из источника его знаний. Имам Бухари (да помилует его Аллах) в своём сборнике хадисов «Сахих» передал от Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Одно время мы с моим соседом из числа ансаров, который принадлежал к роду бану Умайя бин Зайд, жившему в Авали, по очереди приходили к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он приходил к нему в один день, а я на следующий, и в свой день я сообщал своему соседу о том, какие откровения были ниспосланы в этот день, а также и другие новости, и он делал то же самое…»[2].

Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) следовали посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во всех его делах и не говорили: «Это сунна и если мы оставим её, то не будем за неё наказаны». Наоборот, они спешили творить благое, воплощая тем самым в жизнь слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который однажды сказал: «Все члены моей общины войдут в Рай, кроме тех, кто откажется». Люди спросили: «О посланник Аллаха, а кто откажется?» Он ответил: «Кто будет повиноваться мне, тот войдёт в Рай, а кто ослушается меня, тот откажется»[3].

Тот факт, что люди прекратили следовать многому из имеющего отношение к сунне, что они ничего не знают об этом и не применяют этого на практике, указывает лишь на возникновение и распространение нововведений. Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими)  сказал по этому поводу следующее: «С каждым годом люди начинают следовать каким-нибудь нововведениям, умерщвляя сунну, и это будет продолжаться до тех пор, пока не останутся одни только нововведения, а сунна умрёт». Ибн аль-Кайим (да помилует его Аллах) сказал: «Если люди перестанут следовать сунне на практике, то сунна посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прервётся, и следы её исчезнут».

К преданным забвению или мало применяющимся на практике действиям, относящимся к сунне посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),   можно отнести следующие сунны:

1. Обуваясь, сначала нужно надеть правую сандалию, а затем – левую, а снимать нужно сначала левую, а затем – правую.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет надевать сандалии, пусть начинает справа, а когда будет снимать их, пусть начинает слева. И пусть никто из вас не ходит в одной сандалии, либо надевает обе, либо снимает обе»[4].

2. Постоянно пребывать в состоянии омовения.

Савбан (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будьте стойки в поклонении, но вы не сможете делать все самым совершенным образом. Знайте, самое благое ваше деяние – молитва. Только верующий пребывает постоянно в состоянии омовения»[5].

3. Использование мисвака.

Передают со слов Айши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мисвак служит для очищения рта и является угодным Господу»[6]. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Если бы я не считал, что это будет тяжело для членов моей общины, то обязательно велел бы им чистить зубы мисваком перед каждой молитвой»[7]. Мисвак можно использовать в любое время. Но точно подтверждено то, что его следует использовать перед омовением, молитвой и чтением Корана, после пробуждения ото сна, при изменении запаха рта и при входе в дом. При этом не имеет значения, постится человек или нет, в начале дня он это делает или в его конце. Мисвак – это сунна, которая практически перестала соблюдаться среди женщин, за исключением тех, кого помиловал Аллах. Брат мусульманин, постарайся приобрести мисвак для себя и для членов своей семьи, и ты оживишь сунну посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и получишь за это награду.

4. Совершение молитвы истихара[8].

Сообщается, что Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) учил нас, как следует просить Аллаха о благословении и помощи во всех делах подобно тому, как он учил нас той или иной суре Корана».

Старайся совершать эту великую по своему значению молитву и читать в ней известную узаконенную для этого случая  дуа.

5. Споласкивать рот и  нос одной пригоршней воды.

Абдуллах ибн Зайд (да будет доволен им Аллах) передал, что  посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)  споласкивал рот и  нос одной пригоршней воды и делал это трижды[9].

6. Омовение перед сном и сон на правом боку.

Сообщается, что аль-Бара ибн Азиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал мне: «Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, ляг на правый бок и скажи: «О Аллах, я предался Тебе и обратился к Тебе лицом своим, и вручил Тебе дело свое, и к Тебе обратился в поисках убежища по желанию своему и из страха пред Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе! Уверовал я в Твою Книгу, которую Ты ниспослал, и в Твоего Пророка, которого Ты послал. (Аллахумма, аслямту нафси иляйкя, ва ваджжахту ваджхи иляйкя, ва фаввадту амри иляйкя, ва альджа’ту захри иляйкя рагбатан ва рахбатан иляйкя, ля мальджа’а, ва ля манджя минкя илля иляйкя, аманту бикитабикя аллязи анзальта ва набиййикя аллязи арсальта)». А затем посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «И сделай эти слова последним, что ты будешь говорить в конце каждого дня»[10].

7. При разговении сначала нужно слегка перекусить перед молитвой магриб, а съесть ужин следует  после молитвы.

Передают, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах)  сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) до того, как совершал молитву, разговлялся свежими финиками. Если же их не было, то он разговлялся сухими финиками. Если не было и их, то он разговлялся несколькими глотками воды»[11].

8. Совершение земного поклона (суджуд аш-шукр) в благодарность Аллаху за обретённое благо или избавление от бедствия.

Это одна самостоятельная саджда (земной поклон), которую можно совершить в любое время. Передают, что Абу Бакра  (да будет доволен им Аллах)  сказал: «Когда до Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) доходило радостное известие, он совершал земной поклон в благодарность Аллаху»[12].

9. Оставить ночные разговоры и рано ложиться спать.

Ночных разговоров нужно избегать, кроме тех случаев, когда в этом есть польза, подобно урокам или посещению больного. В сборниках хадисов Бухари и Муслима (да помилует их обоих Аллах) передан хадис, в котором говорится, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) считал нежелательным сон перед молитвой иша (ночной молитвой) и разговоры после неё.

10. Повторение за муаззином[13] слов азана (призыва к молитве).

Абдуллах ибн Амр (да будет доволен Аллах ими обоими) передал, что он слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда услышите призыв к молитве, повторяйте то, что говорит муаззин, а потом призовите на меня благословение Аллаха, ибо, поистине, сделавшего это один раз, Аллах благословит за это десять раз. Потом обратитесь к Аллаху с просьбой привести меня к “аль-василя”, являющейся таким местом в Раю, которое подобает занимать только одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что этим рабом буду я, а для того, кто станет просить для меня об “аль-василя”, моё заступничество станет обязательным»[14].

11. Соревноваться друг с другом в произнесении азана, а также приходить на молитву рано и стремиться занять место в первом ряду.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы люди знали о награде, которая ждёт тех, кто произносит слова азана и находится в первом ряду во время общей молитвы, то если кроме жребия по стрелам не нашли бы иного пути для того, чтобы решить, кто станет произносить эти слова, и кто займёт место в первом ряду, они обязательно прибегали бы к этому! Если бы знали они о той награде, которая ждёт начинающего совершать полуденную молитву сразу же после наступления установленного для неё времени, то спешили бы к ней наперегонки! И если бы знали они о той награде, которая ожидает принимающих участие в общих вечерних и утренних молитвах, то обязательно являлись бы на эти молитвы в мечеть, даже если бы им приходилось добираться туда ползком!»[15]

12. Просить разрешения войти в чужой дом три раза.

Если человека не примут в гости, он должен уйти. Многие люди гневаются, если им откажут в приёме, когда они приходят, не назначив заранее встречу. Но у хозяина дома могут быть причины, по которым он не может принять гостей, например болезнь и т.п. Аллах Всевышний сказал:

وَإِن قِيلَ لَكُمُ ارْجِعُوا فَارْجِعُوا ۖ هُوَ أَزْكَىٰ لَكُمْ  وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ

«Если же вам скажут: «Уйдите!», – то уходите. Так будет чище для вас. Воистину, Аллаху ведомо о том, что вы совершаете» (Ан-Нур, 28).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Разрешения войти следует спрашивать трижды, и если тебе будет позволено войти, то входи, в противном же случае возвращайся обратно»[16].

13. Отряхивать постель перед сном.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас захочет лечь в постель, пусть отряхнет её внутренней стороной своей одежды, так как он не знает, что могло оказаться на его постели  после него, а потом пусть скажет: “С именем Твоим, Господь мой, я улёгся на бок, и с именем Твоим я поднимусь. Если Ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов! /Бисмикя, Рабби, вада‘ту джанби ва бикя арфа‘уху, фа ин амсакта нафси, фархамха, ва ин арсальтаха, фахфазха бима тахфазу бихи ‘ибадакя-с-салихин!/”»[17].

14. Чтение на себя или членам семьи рукья (аятов из Корана или узаконенных шариатом заклинаний).

Передано, что Айша (да будет доволен ею Аллах)  сказала: «Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) заболел смертельной болезнью, он сплевывал[18] на себя, читая муаввизат (удаляющие от зла суры)[19]. Когда же он ослаб, я сама начала сплевывать ему на руки и протирать ими, используя благодать (баракят) его рук»[20].

15. Делать дуа при облачении в новую одежду.

Сообщается, что Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) надевал новую одежду, он произносил её название, например «чалма» или «рубаха», или «плащ», а потом говорил: «О Аллах, хвала Тебе! Ты одел меня в эту одежду, и я прошу Тебя о её благе и благе того, для чего она была изготовлена, и прибегаю к Твоей защите от её зла и зла того, для чего она была изготовлена!» /Аллахумма, лякя-ль-хамду, Анта кясаутанихи, ас’алюкя хайраху ва хайра ма суни’а ляху, ва а’узу бикя мин шаррихи ва шарри ма суни’а ляху!/»[21].

16. Приветствовать всех мусульман, в том числе и детей.

Сообщается, что Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Один человек спросил посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Какое проявление ислама является наилучшим?» – на что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Лучшее состоит в том, чтобы ты кормил людей  и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь»»[22].

Передают, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах)  сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо собравшихся на улице детей и приветствовал их»[23].

17. Начинать полное омовение (гусль) с малого омовения (вуду).

Айша (да будет доволен ею Аллах)   передала, что, совершая полное омовение после осквернения половой близостью (джанаба), посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) начинал с омовения кистей рук, затем совершал такое же омовение, как и перед молитвой, затем погружал пальцы в воду и прочёсывал ими корни волос, затем выливал на голову три пригоршни воды, а затем обливал водой всё тело[24].

18. После чтения суры «Фатиха» говорить вслед за имамом «Амин» вслух.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда имам произнесёт слово «Амин», произнесите его и вы, ибо, поистине, тому, кто произнесёт его одновременно с ангелами, будут прощены его прежние грехи»[25]. Когда праведные предшественники произносили «Амин», стены мечетей дрожали от их голоса.

19. Произносить вслух установленные  после обязательной молитвы зикры (поминания Аллаха).

В «Сахихе» Бухари (да помилует его Аллах) передан хадис, в котором говорится, что, когда при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), люди завершали обязательную молитву, они обычно громко поминали Аллаха[26]. Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «Является желательным произносить после молитвы вслух тасбих[27], тахмид[28] и такбир[29]. Во многих мечетях эта сунна забыта, и трудно отличить по состоянию людей закончили они молитву или ещё нет, по причине того, что после завершения молитвы они сохраняют молчание и не произносят установленные зикры вслух».

20. Совершать молитву, поставив перед собой преграду (сутру).

Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас станет молиться, пусть молится, обратившись лицом к чему-либо, что будет отделять его от людей (сутра), пусть молится близко к этой преграде и не даст никому пройти между ним и преградой во время молитвы. А если кто-нибудь откажется подчиниться и захочет пройти, то пусть он сразится с ним, ибо это – шайтан[30]»[31].

Передают со слов Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен Аллах ими обоими), что обычно Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) втыкал в землю короткое копьё и молился, обратившись к нему лицом[32].

Мы можем часто наблюдать, как люди совершают дополнительные молитвы, не поставив перед собой преграду, и не придают этой важной сунне  никакого значения.

Мы упомянули некоторые сунны посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), существует ещё множество других для тех людей, которые хотят следовать сунне и крепко придерживаться её. О мусульманин, будь в этом деле подобен тому, о ком рассказал Абдур-Рахман ибн Махди (да помилует его Аллах). Он сказал: «Я слышал, как Суфьян ас-Саври (да помилует его Аллах) сказал: «Какой бы хадис от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) не дошёл до меня, я следовал ему хотя бы раз в жизни».

Муслим ибн Ясар (да помилует его Аллах) сказал: «Я совершу молитву в сандалиях, хотя мне намного легче совершать ее, сняв их, и сделаю я это, преследуя одну лишь цель – следовать сунне».

Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) сказал: «Даже тот, кто идёт по пути посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не спеша опередит того, кто идёт не по его пути усердно».

О Аллах, сделай нас из числа тех людей, которые следуют за Твоим посланником и идут по его стопам! Собери Своей милостью нас и наших родителей вместе с ним в садах Рая, о Милосердный из милосердных! Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семейство и всех сподвижников!

Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”

[1] Т. е. жизненный путь Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)  с того момента как он был избран Пророком.
[2] «Сахих» Бухари (89).
[3] «Сахих» Бухари (7280).
[4] «Сахих» Бухари (5856) и «Сахих» Муслима (2097).
[5] «Муснад» Ахмада (5/275) и «Сунан» Ибн Маджа (227), Альбани в «Сахих аль-джамиъ» (952) подтвердил достоверность этого хадиса.
[6] «Муснад» Ахмада (6/47) и «Сунан» Насаи (1/5), Альбани в «Сахих аль-джамиъ» (3695) подтвердил достоверность этого хадиса.
[7] «Сахих» Бухари (887) и «Сахих» Муслима (252).
[8] Молитва, которая совершается в случае возникновения сомнений относительно совершения какого-либо действия, для того чтобы просить благословение и помощь у Аллаха в утверждении в одном из мнений (прим. пер.).
[9] «Сахих» Бухари (191) и «Сахих» Муслима (235).
[10] «Сахих» Бухари (6311) и «Сахих» Муслима (2710).
[11] «Муснад» Ахмада (3/164), «Сунан» Абу Дауд (2356) и «Сунан» Тирмизи (692), Альбани в «Сахих аль-джамиъ» (995) признал хадис хорошим.
[12] «Сунан» Абу Дауд (2774), «Сунан» Тирмизи (1626) и «Сунан» Ибн Маджа(1394), Альбани в «Сахих аль-джамиъ» (995) признал хадис хорошим.
[13] Человек, призывающий к молитве (прим. пер.).
[14] «Сахих» Муслима (384).
[15] «Сахих» Бухари (721) и «Сахих» Муслима (437).
[16] «Сахих» Бухари (6245) и «Сахих» Муслима (2153).
[17] «Сахих» Муслима (2714).
[18] С минимальным количеством слюны (прим. пер.).
[19]  Подразумеваются последние три суры Корана, т.е. “аль-Ихляс”, “аль-Фаляк” и “ан-Нас” (прим. пер.).
[20] «Сахих» Бухари (5735).
[21] «Сунан» Абу Дауд (4020) и «Сунан» Тирмизи (1822).
[22] «Сахих» Бухари (12) и «Сахих» Муслима (39).
[23] «Сахих» Муслима (2168).
[24] «Сахих» Бухари (247) и «Сахих» Муслима (316).
[25] «Сахих» Бухари (780) и «Сахих» Муслима (410).
[26] «Сахих» Бухари (841).
[27] Слова «Субхана-Ллахи» /Славен (или Пречист) Аллах/.
[28] Слова «Альхамду ли-Ллях» /Хвала Аллаху/.
[29] Слова «Аллаху Акбар» /Аллах Велик/.
[30] Имеется в виду, что поступок этого человека подобен поступку шайтана, который стремится отвлечь человека от молитвы (прим. пер.).
[31] «Сунан» Абу Дауд (698) и «Сунан» Ибн Маджа (954), Альбани в «Сахих аль-джамиъ» (651) подтвердил достоверность этого хадиса.
[32] «Сахих» Бухари (498).

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Сорок уроков тем, кто застал Рамадан.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.