Умра (малое паломничество) и и’тикяф.

Умра (малое паломничество) и и’тикяф.

Урок восемнадцатый

Хвала Аллаху, Который открыл нам двери разных видов поклонения. Он облегчил для нас поклонение и указал нам пути, ведущие к нему.

Да благословит Аллах и приветствует лучшего из Его творений, пророка Мухаммада, а также его семью и всех сподвижников.

Аллах (Свят Он и Велик) создал для нас много великих дел и много разных видов поклонений, которым радуется душа. Рабы Аллаха стремятся совершать их, надеясь заслужить Его довольство, милость и Рай и опасаясь Его наказания.

Из дел, которые облегчил для нас Аллах (Свят Он и Велик), а особенно для жителей Аравийского полуострова – это совершение Умры в этот благословенный месяц. И для того, кто совершит ее в этот месяц, Аллах приготовил великую награду.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Совершение каждой следующей умры после предыдущей служит искуплением совершённых между ними грехов, что же касается безупречного Хаджа, то не будет за него иного воздаяния, кроме Рая».[1]

В месяц Рамадан награда за совершенные праведные дела многократно увеличивается.

Передается от Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал женщине из ансаров, которую звали Умм Синан: «Что помешало тебе сделать Хадж с нами?» Она сказала: «У Абу Фуляна (её мужа) было два верховых животных, он и его сын делали Хадж на одном из них, а на другом был наш слуга». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Умра в Рамадан приравнивается Хаджу (или он сказал) Хаджу со мной».[2]

Как только усовершенствовались средства передвижения, и стало доступным для мусульман посещение святых мест, они поторопились (благодаря Аллаху) совершить Умру в этот благословенный месяц. Однако есть вещи, на которые паломнику необходимо обратить особое внимание. В стремлении заслужить довольство Аллаха и Его награду, некоторые мусульмане совершают действия, которые на самом деле являются греховными, за которые им, возможно, придется понести наказание.

Перечислим некоторые из этих вещей:

1. Некоторые паломники отправляются на Умру вместе с женщинами, с которыми нет опекунов. То есть во время поездки с этими женщинами нет ни мужа, ни отца, ни брата – никого, кто мог бы являться для них опекуном согласно шариату. Это стало очень распространенным в наши дни. Такая поездка является запрещенной.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не следует женщине отправляться в путь, кроме как с опекуном». Один человек встал и сказал: «Моя жена отправилась для совершения Хаджа, а я выхожу в военный поход». Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Отправляйся на хадж со своей женой».[3]

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал этому человеку оставить войско, чтобы отправиться в путь со своей женой. В шариате есть такое правило: предотвратить зло важнее, чем совершить какое-нибудь полезное дело. Всевышний ведь знает намерение женщины и знает о ее стремлении совершить Умру. Он знает и то, что ее останавливает только приказ Аллаха (Свят Он и Велик) и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует).

2. Небрежное отношение некоторых паломников к своим подопечным, ответственность за которых возложил на них Аллах. Они оставляют их без присмотра на длительное время. По этой причине теряются дети и страдает их воспитание. Также из-за халатности теряются и их жены.

Семья нуждается в пастыре, который побуждает их к одобряемому и удерживает от порицаемого, будит членов своей семьи на намаз, руководит ими и заботится о них.

Другая проблема, которая происходит по причине халатности и безответственности – это когда глава семьи отправляется на Умру со всей своей семьей: с женой, с дочерьми и сыновьями, а в Мекке его подопечные остаются без необходимого контроля. По этой причине там происходит много больших проблем, о которых известно одному лишь Аллаху (Свят Он и Велик).

Аллах Всевышний сказал: «Воистину, тем, которые не веруют, сбивают других с пути Аллаха, не пускают их в Заповедную мечеть, которую Мы воздвигли для всех людей, независимо от того, проживают они в ней или кочуют, а также тем, кто склоняется в ней к несправедливости, Мы дадим вкусить мучительные страдания» (Хадж 25).

Наказание Аллаха может настигнуть таких людей, где бы они ни находились.

Передают со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самыми ненавистными для Аллаха людьми являются трое: склоняющийся в святилище аль-харам[4] к несправедливости[5], человек, стремящийся к сохранению обычаев джахилии в Исламе, и тот, кто ищет (способа) пролить чью-либо кровь, не имея на это права».[6]

Если человек будет распространять зло на запретной территории, то наказание Аллаха настигнет его, где бы он ни находился.

Большинство отправляющихся в эти святые места становятся свидетелями несоответствующего шариатским нормам поведения подростков: парней, девушек, а также женщин. Уровень их нравственности оставляет желать лучшего. Глядя на них, сердце обливается кровью. Все это происходит из-за небрежности и отсутствия человека, который должен за ними следить. Ведь грехом будет считаться, если человек оставил без заботы тех, кто у него на попечении.

Уважаемый глава семьи! Не становись грешником ради того, чтобы беззаботно пребывать в Запретной мечети, или ради затворничества в ней. Ведь ты вернешься домой с полным грузом ответственности за то, что совершали твои подопечные!

Лучше и правильнее будет, если отец отправится со своей семьей для совершения Умры и вернется с ними домой сразу после ее окончания. В этом случае ему удастся совместить в своей поездке несколько вещей: Умру себе и своей семье, приучение их к поклонению Аллаху, и, самое главное, – обеспечение безопасности своим любимым.

Дорогие братья и сестры! Второй вопрос, на который стоит обратить наше внимание – это И’тикяф.

И’тикяф– это один из видов поклонения. Он представляет собой неотлучное пребывание в мечети, с соответствующим намерением, для поклонения Аллаху Всевышнему. Ученые единогласны в том, что это богоугодное дело, и что оно узаконено шариатом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) старался совершать его каждый год в последнюю декаду Рамадана. В обоих достоверных сборниках (Бухари и Муслима) передается хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что в последние десять дней Рамадана Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) всегда неотлучно находился в мечети. Это продолжалось до тех пор, пока Аллах не упокоил его, а после него так же стали поступать и его жёны.[7]

И’тикяф– это отличная возможность воспитать свою душу, удерживания ее от всякого рода страстей, отдалившись от всех мирских дел, ограничившись в еде и посвятив больше времени чтению Корана, поминанию Аллаха и выстаиванию молитв.

И следи, дорогой затворник, чтобы не окружали тебя бездельники, с которыми ты можешь потратить свое ценное время на пустую болтовню. Постарайся, дорогой брат, оживить эту великую сунну Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), этот вид поклонения. Постарайся также оживить свое сердце частым поклонением. Выдели из целого года всего несколько дней и посвяти их приобретению благих дел и размышлению.

Просим Аллаха сделать нас из числа тех Его рабов, поклонение которых Он примет и кому Он простит их ошибки и упущения.

Просим Его простить нас, наших родителей и всех мусульман.

Господь наш! Прими от нас наше поклонение, ведь, поистине, Ты -Слышащий, Знающий. Прости и помилуй нас, ведь Ты – Прощающий, Милосердный.

О Аллах! Мы прибегаем к тебе от тягот, несчастий, страданий и злосчастной судьбы, и от злорадства врагов.

О Аллах! Просим Тебя о мире и безопасности на наших землях.

О Аллах! Веди прямым путем наших имамов и обладателей власти среди нас.

И да благословит Аллах нашего Пророка, его семью и всех его сподвижников.

Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”

[1] Бухари (1773), Муслим (1349).
[2] Бухари (1782), Муслим (1256).
[3] Бухари (1862 ), Муслим (1341).
[4] Иначе говоря, на священной территории, например, в Мекке и её окрестностях.
[5] Имеется в виду человек, отклонившийся от истины и не останавливающийся перед совершением грехов.
[6] Бухари (6882).
[7] Бухари (2026), Муслим (5)(1171).

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Сорок уроков тем, кто застал Рамадан.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.