Хочешь ли ты быть готовой к Рамадану?

Хочешь ли ты быть готовой к Рамадану?

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Дорогие сестры! Приближается месяц Рамадан, и нам необходимоподготовиться к его встрече. Я посчитала полезным для нас всехперевести эту замечательную книгу, в которой описывается правилаподготовки к Рамадану. Это перевод книги «Прекрасные правила о тайнахпоклонения и подготовки к Рамадану» («Аль-Кауа’ид аль-хисан филь асрарат-та’а уа исти’дад ли Рамадан») автора Рида ибн Ахмада Самади.
Япостараюсь, каждый раз переводить одно из правил, иншаАллах, чтобы мывместе (всем форумом) были готовы ко встречи этого Священного месяца.

Автор книги во введении посоветовал нам, сказав:

«Я советую тебе, о любимый брат (сестра), если ты хочешь получитьпользу от прочтения этой книги, то не торопись при чтении. Читай иразмышляй над смыслом. При упоминании мною аята поразмышляй над ним иуглубись в него, а при упоминании хадиса — представь, что ты сидишьперед пророком, мир ему и благословение, слушая его и размышляя над егословами. А когда я упомянул историю о праведном предшественнике,представь, что ты видишь его перед собой.
Если ты не сделаешьэтого, то не утруждай себя (чтением). Я написал ее, дабы ты попробовалее, а не для того, чтобы ты сообщил людям об ее прочтении…».

Начнем с правил…

Первое правило.

Оживление сильного желания встречи с Аллахом.

С течением дней и ночей вера (изнашивается) стареет в сердце, любовь кАллаху покрывается ржавчиной. Появляется нужда в обновлении своей веры,в обличении ее в новые одежды, чтобы встретить месяц Рамадан.

Основы способности совершения чего-либо – помощь Аллаха, а затем –желание раба Аллаха. И в соответствии с желанием приходит помощьВсевышнего.

Сказано в священном хадисе: «СказалВсевышний Аллах: »Если приблизится ко Мне раб на пядь, то Я приближуськ нему на локоть, если он приблизится ко Мне на локоть, то Я приближуськ нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь кнему бегом»». (аль-Бухари)

Начало — от раба, а конец, ответ, — от Аллаха.
Сказал Аллах:
«Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам». (40:60)
«Поминайте Меня, и Я вспомню вас…!» (2:152)

Необходимо оживить в своем сердце любовь к Аллаху, Великому иВсемогущему, чтобы обряды поклонения стали для тебя легче в выполнении,и чтобы эта любовь привела тебя к сладости поклонения. Какую сладостьты можешь получить от долгой ночной молитвы, тягости сухура (принятиепищи до рассвета), перестановки уставших ног (в молитве), от дневнойжажды, или боли от голода в животах, если все это не основано на: «…яже поторопился к Тебе, Господи, чтобы Ты остался доволен» (20:84) ?!

Ответивший на зов своего любимого, не желая, — лжец в своих словах олюбви. Мольбой пророка, мир ему и благословение, в его молитве былислова: «Я прошу Тебя довольства предопределением, приятной жизни послесмерти, услады лицезрения Твоего Лика и сильного желания встречи сТобой….» (ан-Насаи).

Любовь к Аллаху в твоем сердцеумертвили сомнения и желания твоей души, ее погубили грехи и время,проведенное без стремления к Аллаху. О желающий блага, ты нуждаешься воживлении этой любви, если она умерла, или пробуждении, если онадремлет.

Факторы, оживляющие любовь к Аллаху

1 – Изучение прекрасных имен и высоких качеств Аллаха, размышление надЕго Словом (Кораном). Все это приводит к правильному знанию об Аллахе,итогом которого станет немедленный переход к действиям.
Поразмышляй над историей Абу ад-Дахдаха, да будет доволен им Аллах, как он, поняв слова Аллаха, перешел к действиям.

От ‘Абду-Ллаха ибн Мас’уда передается, что он сказал: «Когда былниспослан следующий аят: «Если кто одолжит Аллаху прекрасный заем, тоАллах увеличит его для него» (57:11), Абу ад-Дахдах аль-Ансари сказал:»Аллах хочет от нас заём?». Ответил (посланник Аллаха): »Да, о Абуад-Дахдах». Тогда он сказал: »Покажи мне свою руку, о посланникАллаха», и пророк, с.а.с, протянул ему свою руку. Тогда он сказал: »Яодолжил моему Господу свой сад», а в его саде насчитывалось шестьсотфиниковых пальм. И в нем были его жена (Умм ад-Дахдах) с детьми. Абуад-Дахдах позвал: »О Умм ад-Дахдах!», она ответила: »Да». Онсказал: »Выходи их сада, воистину, я одолжил его моему Господу,Великому и Всемогущему». Пророк, мир ему и благословение, сказал:»Сколько отяжелевших от веса ветвей пальм в Раю у Абу ад-Дахдаха»».

2- Изучение и размышление над великими благами Аллаха для нас.Врожденным свойством сердец является любовь к сделавшему тебе благо.Поэтому, в Коране упоминается много аятов о благах, дабы мы обратиливнимание на это. С каждым воспоминанием о благе Аллаха, увеличиваетсялюбовь и благодарность к Нему.

3- Переживание о времени, проведенном вне покорности Аллаху, проведенном в поклонении своим страстям.

4- Вспоминание об опережении предшественников в совершении благого исвоем отставании с оставившими полонение. Это подтолкнет тебя ксоревнованию в совершении благих дел. Аллах повелел нам соревноваться вэтом в Своих словах:

«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю…» (3:133),
«Пусть же ради этого состязаются состязающиеся!» (81:26)
Знай, о желающий блага, что оживление любви к Аллаху — это дело,которое идущий Аллаху совершает всегда, не останавливаясь. Однако,необходимо, усилить эту любовь до наступления месяца Рамадан, чтобыувеличить совершение благих дел в нём. Эта любовь – топливо веры,которое усиливает совершение поклонений, и с помощью него почувствуетполоняющийся сладость своего поклонения.

Есть многовидов любви. Самым великим является сильное желание лицезреть Аллаха.Пытайся поговорить с собой, рассказывая себе этот хадис пророка: «Когдавойдут обитатели Рая в Рай, скажет Аллах: »Хотите ли вы что-либоеще?», они скажут: »Разве не сделал ли ты наши лица белыми? Разве Тыне ввел нас в Рай и не спас от Огня?». (Затем) откроется завеса, и небудет для них ничего из предоставленного им более любо, чем лицезрениеАллаха». (Муслим) И спроси себя, будешь ли ты среди тех, о ком помянутов хадисе?
Другим видом любви является сильное желание встречи вАллахом, тоска по Его Раю, встречи с посланником Аллаха, мир ему иблагословение, в раю Фирдаус и встречи с праведниками в Раю.

Знай, что есть ворующие эту любовь. Остерегайся легкого отношения кэтому, особенно в этот месяц Рамадан, и остерегайся искушенийимуществом, детьми и женами (мужьями). Иди так, как повелел тебе Аллахи не оборачивайся. И сделай своим девизом слова: «Он сказал: «Онинаходятся неподалеку и следуют по моим стопам, я же поторопился к Тебе,Господи, чтобы Ты остался доволен».». (20:84).
Знание достоинств определенных отрезков времени, понимание благ Аллаха и шансов раба в них.

Сказал Ибн Раджаб, да помилует его Аллах: «Аллах дал преимущество некоторым месяцам перед другими. Как сказал Всевышний: »Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (9:36), »Хадж совершается в известные месяцы» (2:197), »В месяц рамадан был ниспослан Коран»(2:185). И также дал некоторым ночам преимущество перед другими. Онсделал ночь предопределения лучше, чем тысячи месяцев, и поклялсядесятью днями ( по достоверному мнению – это десять дней месяцаЗуль-Хиджа).
Во всех этих временных отрезках Аллах установил видыпоклонения, с помощью которых раб приближается к Господу, и милости,которыми Он одаривает поклоняющихся Ему. Счастлив тот, кто использовалэти временные отрезки для приближения к Аллаху своим поклонением…

Ат-Табарани приводит хадис Ибн Салямы, восходящий к пророку, мир ему и благословление: »Воистину,в некоторые моменты времени Аллах сделал дуновения. Старайтесь, чтобыэти дуновения коснулись вас. Возможно, после того, как одного из васкоснется это дуновение, и он никогда не будет несчастен» (см. «Джами’ ас-Сахих», Албани). В муснаде имама Ахмада приводится хадис от ‘Укбы ибн Амира, от посланника Аллаха: »Каждое дело дня запечатывается (закрывается)» (см. «Джами’ ас-Сахих», Албани)…

Ибн Аби уд-Дунья передал от Муджахида:
«Каждыйдень говорит: »О человек, я наступил сегодня и не вернусь завтра.Подумай же, что ты можешь совершить в течение меня…»».

Хасан сказал: «Каждыйпришедший мирской день говорит: »О люди! Я – новый день. Исвидетельствую о том, что совершают в течение меня. Когда же закатитьсясолнце, я не вернусь к вам до Судного Дня»». И он также сказал: «О человек, день – это твой гость. Гость уезжает, а уехав или похвалит тебя, или будет порицать. И также – ночь».

Бакр аль-Музани сказал: «Каждыйдень, который Аллах вывел в этот мир, зовет: »О человек, воспользуйсямной! Возможно, после меня для тебя нет иного дня». И также призываетночь: »»О человек, воспользуйся мной! Возможно, после меня для тебянет иной ночи»».

‘Умар ибн Зарр сказал: «Совершайтедля себя, да помилует вас Аллах, в темноте этой ночи. Воистину, обделентот, кто лишился блага дня и ночи. Они — средство для верующих впоклонении своему Господу. И в них пагубность беспечных. Оживляйте жесвои сердца поминанием Аллаха. Воистину, поминание Аллаха оживляетсердца»».

Знай же, да помилует меня и тебя Аллах,что знание достоинств определенных временных промежутков и наград рабаза старание в них приходит с изучением текстов Шариата об этом.

Подобные тексты ты можешь найти в книгах, специально описывающих это. Кпримеру, «Сады праведных» ан-Навави, «ат-Таргыб уа ат-Тархиб»аль-Мунзири и «Латаиф аль-ма’ариф» Ибн Раджаба.

Тренировка решимости.

Многие ученые, написавшие труды о решимости, не указывают на важностьее тренировки и подготовки себя для усердия в достойные(предпочтительные) отрезки времени. Несмотря на то, что шариат указална это в следующем:

— желательность поста в месяце Шаабан, чтобы быть готовым к посту в Рамадан и поститься в нем с легкостью;
— сунной пророка, мир ему и благословение, является начинание ночноймолитвы (тахаджуд) с двух легких ракаатов, чтобы подготовить себя кней, и чтобы она не наскучила ему;
— аш-Шатыби указал в своейкниге «аль-Мувафакат» на то, что сунны и дополнительные дела считаютсяподготовкой человека для исполнения обязательного.

Многие люди надеются, что в Рамадан они будут совершать такие-то итакие-то виды поклонений. А когда наступает месяц он »в дурномрасположении духа и вял». Это потому, что он не подготовил себя коставлению лени и бездействия.

Решимость бывает тольков том, что не привычно для человека, или в том, что не любит человек.Человеку необходимо стараться узнать о достоинствах дела, которое он нелюбит. А затем бороться против своей лени. Поэтому сказал Аллах оджихаде: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас» (2:216).

Тренировка решимости – это средство исполнения прав месяца Рамадан иполучения прощения в нем. Человек не имеет сил совершить то, к чему онне подготовлен. Сказал Всевышний: «Если бы они желали выступить впоход, то приготовились бы к этому. Однако Аллах не пожелал, чтобы ониотправились в поход, и задержал их. Им было сказано: »Отсиживайтесьвместе с теми, кто остался отсиживаться»» (9:46).

Сказал Ибн аль-Харрат в своей книге «ас-Салят ат-тахаджуд» (с.350): «Аль-Хасаналь-Басри написал к ‘Умару ибн ‘Абдуль-‘Азизу, да помилует их Аллах:»Поистине, преуспел отчитывающий свою душу, а беспечный к ней потерпелубыток. Спасен тот, кто думает о последствиях, а поклоняющийся –достойнее этого. Захватил трофеи тот, кто кроток, а извлекающий урок(из происшествий) проницателен. Проницательный понял, а понявший узнал.Если ты жалеешь о чем-то, то оставь; если ты не знаешь что-либо, тоспроси. Если гневаешься, то удержи; и знай, что лучшие дела – это те,которые не любимы душе».
Некоторые ученые опровергали это <…> словами пророка, мир ему и благословение: «Должны вы делать лишь то, что вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллах не утомится, пока сами вы не утомитесь» (аль-Бухари и Муслим), «…пусть каждый вас молится, пока будет сохранять бодрость, и спит, когда станет уставать или лениться»(аль-Бухари и Муслим). Эти слова пророка, да благословит его Аллах иприветствует, не означают, что не нужно совершать поклонение, пока непридут усердие и бодрость. Душа человека ленива для исполнения благого,медлительна в устремлении к благочестивым делам. Если бы ты молилсятолько после того, как призвал себя к молитве и подготовил себя к ней,то ты бы молился лишь немного. И, возможно, бы совсем не молился, и невстал бы с постели, оставив свой покой и сладкий сон.

Поистине, посланник Аллаха повелел нам степенность и предостерег нас отчрезмерной усталости (вследствие многочисленности поклонения), из-закоторой человек оставляет совершаемое им. В словах пророка, мир ему иблагословение: «Благо – обычай…» (Ибн Хиббан, с достовернойцепочкой передатчиков) есть указание на усердие и дозволенностьсовершения дела, которое не любо душе человека. Возможно, человек нелюбит какое-либо дело (поклонение) и лениться совершать его, но если быоно стало ему обязательным, то он совершал бы это дело, несмотря на то,что оно ему не нравиться <…>. Необходимо воспитывать в своей душесерьёзность <…>. Сказал Абу ад-Дарда мужчине, которого звалиСубейх: »Приучайся к поклонению, поистине, у него есть обычай (тоесть, чтобы поклонение стало для тебя обычным, привычным)…».

Что же касается слов посланника Аллаха, мир ему и благословение: «…пусть каждый вас молится, пока будет сохранять бодрость, и спит, когда станет уставать или лениться»,то он не хочет сказать этим, а Аллах знает лучше, чтобы, если у тебяесть усердие, ты молился, а если нет – оставил молитву. Доказательствоэтому то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился(так много), что на ногах появлялись трещины. Воистину, он имел в видупод словом »лень» такую лень, из-за которой человек сможет продолжитьпоклонение только с большим затруднением. (Большое затруднение – этотогда, когда) ему сказали бы о такой-то награде (которая ему люба и онее очень желает) за исполнение этого, но, не смотря на это, он не смогбы. Это и есть та лень, вместе с которой запрещал пророк, мир ему иблагословение, человеку совершать поклонение, боясь, что тому человекунадоест поклонение, и он оставит его. Эти слова касаются дополнительныхмолитв, а что же касается обязательных молитв, то необходимо молитьсянесмотря ни на что: в болезни и здравии, стоя, сидя или лежа, всоответствии с положением человека и как он может».

Это исследование хорошо объяснило нам важные моменты. Помни об этом ихорошо пойми его. Так как этот вопрос один из лучших разбираемыхвопросов в книгах о достойном отречении от мирского.

Наши праведные предшественники понимали слова Аллаха и размышляли омирской истине и итоге ее – Последней жизни. Они боялись искушения этоймирской жизни. Их бока отдалились от постелей, их сердца отдалялись отгрез. Они оставили глупости. Ты бы не увидел их, кроме как постящимисяи выстаивающими молитву, плачущими и страшащимися. Их биографиипереполнены историями, которые указывают на уделение ими большоговнимания покаянию, приверженности прямому пути, силу их решимости впоклонении и смирению. Почитай же некоторые их слова и упоминания об ихпоклонении, которые указывают на это:

Сказал аль-Хасан: «Опережай того, кто опередил тебя в делах религии, и оставь мирское тому, кто опередил тебя в нем».

Сказал Вухейб ибн аль-Уард: «Если ты можешь сделать так, чтобы никто не опередил тебя на пути к Аллаху, то делай!».

Сказал шейх Шамсуддин Мухаммад ибн ‘Усман ат-Туркистани: «Если меня достигала весть о том, что какой-то человек совершал поклонение, то я совершал его подобно ему и даже более этого».

Сказали Нафи’у: «Что делал Ибн ‘Умар в своем доме?», ответил: «Омовение на каждую молитву и свиток Корана между ними».

Если Ибн ‘Умар пропустил молитву общиной, то постился один день, выстаивал одну ночь в молитве и освобождал одного раба.

Абу Муса аль-Аш’ари до своей смерти очень старался в совершениипоклонении. Тогда сказали ему: «Если бы ты дал себе немного отдохнуть»,он сказал: «Воистину, если коня послали на скачки и он приблизилсяк финишу, то он использует все свои силы (чтобы достичь его). А остатокмоей жизни мал». И он поступал так, пока не умер.

Катада сказал: «Сказал Муваррак аль-‘Ажли: »Яне могу сравнить верующего в этой жизни не с кем, кроме человека,дрейфующего на доске в море и повторяющего: «О Господь, о Господь!».Возможно, Аллах спасет его»».

Усама сказал: «Каждыйвидящий Суфьяна ас-Саури видел его подобно боящемуся утонуть человеку влодке. Больше всего ты бы услышал от него: »О Господь, спаси,спаси!»».

Фатыма бинт ‘Абдуль-Малик, жена амира правоверных ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, сказала: «Яне видела никого, кто постился и молился бы больше, чем он. Как невидела я никого, более страшащегося Аллаха, чем он. Он совершал ночнуюмолитву, а потом плакал, пока им не овладевал сон. Потом просыпался иплакал, пока не овладевал им сон. Иногда он лежал со мной на постели,но когда вспоминал о Последней жизни, вздрагивал, как вздрагивает птицапри падении на нее воды, и начинал плакать».

Асвадибн Язид усердно поклонялся и постился в жаркие дни так, что поменялсяцвет его тела. ‘Алькамат ибн Кайс говорил ему: «Почему ты мучаешь своюдушу?», он отвечал: «Я хочу сделать ее благородной (в Судный День)».

Ахмад ибн Харб сказал: «Я удивляюсь тому, кто знает, что Рай украшается сверху, а Ад поджигается снизу. Как он спит между ними?».

Если бы Мансуру ибн Задану сказали, что ангел смерти у двери, то у негоне было бы прибавки к поклонению (то есть его время и так уже былозаполнено им).

Сафуан ибн Сулейм был усерден впоклонении. Если бы ему сказали, что Судный День наступит завтра, то онне смог бы прибавить чего-либо к своему поклонению. Он говорил: «О Аллах, я люблю встречу с Тобой, так полюби же встречу со мной».

Хаммад ибн Саляма был занят: или преподавал уроки по хадисам, иличитал, или прославлял Аллаха, или молился. Он распределял свой день наэти дела.

Хаммад ибн Саляма сказал: «Когда бы мы неприходили к Сулейману ат-Тайми во время поклонения, то всегда находилиего в нем. Если это было время молитвы, то находили его в молитве; аесли это не было временем молитвы, то находили его в состоянииомовения, или посещающим больного, или идущим на погребальную молитву,или сидящим в мечети. Мы считали, что он знает, как ослушаться ВеликогоАллаха».

Это примеры тех праведников. Старайтесьпоходить на них, даже если не можете быть как они. Так как в похожестина благородных — преуспеяние.

Такова была их жизнь – вборьбе против души, в усердном поклонении. Помни о ней, когда тебянастигает лень, и проси Аллаха совершения праведных дел.

Оставление бездеятельности и бездеятельных людей и дружба с людьми деятельными .

Нет действия, более злополучного для идущего к Аллаху, чем дружба спраздными, бездеятельными людьми. Друг берет пример со своего друга (с кем поведешься, от того и наберешься – рус. посл.).

Когда мужчина, убивший сто человек, пожелал искренне принести покаяние, ему сказали: «Отправляйсяв такую-то землю, где живут люди, поклоняющиеся Аллаху Всевышнему,поклоняйся Аллаху вместе с ними и не возвращайся на свою землю, ибо наэтой земле (творится) зло!». (аль-Бухари и Муслим).

Тем, кто хочет заслужить прощения в месяц Рамадан, необходимо оставитьбездеятельных людей и дружить с деятельными, усердными людьми.
Как сказал Джунейд: «Идите вместе с великим усердием (идите вместе с усердными людьми)».

Аллах приказал Своему пророку, мир ему и благословение, брать в друзья тех, кто усерден в поклонении, и оставлять беспечных.
Сказал Всевышний:«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу поутрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своеговзора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мысделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям ичьи дела окажутся тщетными» (18:28),
«…и следуй путем тех, кто обратился ко Мне» (31:15),
«…и будьте с правдивыми» (9:119).

Если человек дружит с теми, кто считает выстаивание часа в ночноймолитве большим достижением, то он обделен. Он так и останетсядовольным собой, попрекая Своего Господа теми минутами, в которых онутрудил себя. Однако, если бы он увидел праведников, которые выстаиваютмолитвы часами, плача, молясь и посвящая себя Ему полностью, но считаютэто малым, он стал бы печалиться о своем упущении, о своем маломпоклонении.

Отдаление от бездеятельных людей всегда было обычаем праведников.
Как было сказано: «Бездеятельность для людей – беспечность».
Шу’ба ибн Хаджадж сказал: «Не сидите без дела, воистину, смерть ищет вас».
Сказал аш-Шафи’и: «Не пристало мужественным людям искать покоя в этой жизни».
Имама Ахмада спросили: «Когда раб (человек) найдет вкус покоя?», ответил: «Когда сделает свой первый шаг в Рай».
Поиск деятельных мужественных людей есть желание каждого искреннего человека идущего на пути к Аллаху.

Сказал Зейн аль-‘Абидин: «Поистине, мужчина дружит и сидит с теми, кто приносит пользу его религии».
Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Нашибратья ради Аллаха более любимы нам, чем наши семьи и дети. Так какнаша семья напоминает нам об этой жизни, тогда как наши братьянапоминают нам о последней».

Праведные предшественники оставили нам советы о выборе друзей. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Поистине,в тебе присутствует некоторая похожесть на твоего друга. И упомянуттебя, когда упомянут о твоем друге. Поэтому тебе необходимо выбиратьсебе друга и брата».

Так старайся же, о разумныйчитатель, искать деятельных друзей. Ищи их в мечетях, спрашивай о нихна собраниях праведных. И не уставай в поиске их, даже если он приведеттебя к подаче объявления в известную газету:
«Требуется помощник в благих делах на протяжении месяца Рамадан».
Как же красиво это объявление!

С помощью этой праведной дружбы вы будете побуждать друг друга киспользованию каждой минуты, отчитывать друг друга за бесценное время.Если один из вас проявит послабление в отношении молитвы общиной, то оннайдет того, кто побудит его к самонаказанию. Как поступал Ибн ‘Умар(об этом говорилось в предыдущем правиле).

Ты видишь,что праздные ленивые люди совершают молитву таравих за короткое время,а затем бодровствуют, пускаются в пустые разговоры и пропускаютутреннюю молитву.
«…хотя они думали, что поступают хорошо». (18:104)

Нет, о благоразумный читеталь! Давай я сообщу тебе о качествах идущих кАллаху: их время наполнено поминанием Аллаха и чтением Корана, ихмечети трясутся от шума по причине их плача, ты найдешь их увядшими попричине страха пред Судным Днем. А во время их поклонения, ты увидишьих, словно сотворенными только для него. В их словарном запасе нет слов«Я пропустил молитву общиной», они стесняются Аллаха и говорят: «Пречист Ты, мы не совершили Тебе должного поклонения».
Их ночь! Откуда тебе знать об их ночах? Они плачут в них, словно женщина, потерявшая свое дитя.
«…словно их вели на смерть, и они наблюдали за этим». (8:6)

О Аллах, мы просим тебя дружбы с праведными! И воссоедини нас с ними в Садах блаженства!

Подготовка списка своих недостатков, неизлечимых грехов и плохих постоянныхпривычек, чтобы начать серьезное их лечение во время Рамадана.
Иподготовка списка видов поклонения, в исполнении которых ты будешьусердствовать, чтобы в конце (Рамадана) ты дал отчет себе по нему.

От АбдуЛлаха ибн Мас’уда передается: «Поистине,верующий смотрит на свои грехи так, будто он сидит у подножия горы ибоится, что она обрушится на него, а нечестивый считает свои грехичем-то вроде мухи, пролетающей у его носа, и отмахивается от неё воттак». (аль-Бухари)

Потому что люди, желающиеСледующей жизни, не хотят ничего, кроме совершенства. Самый маленькийнедостаток, они считают наивеличайшим грехом. Как было сказано поэтом:
«Я не видел в недостатках людей недостатка, подобного недостатку людей, способных достичь совершенства, но не делающих этого».
Дело делается в соответствии со степенью желания. Как сказал поэт:
«Желаемое дело соразмерно величине желанию людей, и подарки соразмерны величине щедрости щедрых людей».
Этот ответ тому, кто говорит: «Есть ли безгрешные люди, кроме пророков?» и повторяет:
«Есть ли тот, чей нрав полностью превосходен? Достаточно благородства в человеке, если мы можем подсчитать его недостатки».

Воистину, это правило применяется в отношении других людей, но вотношениях между тобой и твоей душой, о разумный читатель, требуй у неесовершенства и будь недоволен ее падением.
Если души будут сильны желанием, тела устанут в достижении того, чего они желают. <…>

Месяц Рамадан – удобный случай для избавления от недостатков, неизлечимых грехов и плохих постоянных привычек, так как:
• Это месяц воздержания от услад души (пищи и полового акта). Потакание страстям – причина ослушания Аллаха.
• Дьяволы привязаны в этот месяц. А они — основа всех несчастий, постигаемых человека.
• Присутствует поклонение общиной (как молитва таравих, дневной пост).Постящийся, в основном, видит только умму (общину), постящуюся исоревнующуюся в совершении благих дел. Таким образом, у человекаусиливается желание поклоняться Аллаху и уменьшается желание ослушатьсяЕго.

При объединении этих трех важных пунктов вместе сискренней решимостью человека на исправление образуется здоровый климати подходящие условия для излечения любой »болезни».

Но прежде всего этого и после этого необходимо помнить и не забыватьсписки освобожденных (от Огня), кающихся и тех, у кого Аллах принял(поклонение), которые Аллах открывает в этот месяц.
Мимолетновзглянув на большинство людей, придерживающихся религии, ты обнаружишь,что началом их пути были льющиеся слёзы в тихой ночи Рамадана,наполненной дуновениями веры.
Если же не подготовится к лечениюэтих недостатков в этот месяц, то человеку, идущему к Аллаху, неостанется другого шанса, излечиться. Лишивший себя благословенияРамадана и не излечившийся от недостатков в нем, в каком другом отрезкевремени он найдет покровительство этому?

В »ас-Сахихе» Ибн Хузеймы, что Джибрииль, мир ему сказал: «Ктодостиг месяца Рамадан, но не получил прощения и вошел в Огонь, то пустьАллах отдалит его. Скажи »Амин». Я (пророк, мир ему и благословение)сказал: »Амин»». (Достоверный хадис)

Чтоже касается представления, записи и подготовки себя к выполнению разныхвидов поклонения – это есть самое важное, к чему мы подготавливаем себяв этот месяц. <…>

Некоторые мечтатели тешат себянадеждами на решимость, но эти надежды лишь марево в пустыне, котороежаждущий принимает за воду. Когда он подходит к нему, то ничего ненаходит.
Мы видим, что этот человек в розовых мечтах о своемвеликом усердии в этот месяц. Он рисует себе прекрасные картины. Когдаже входит месяц, этот бедняжка говорит: «Сегодня вино, а завтра дело»(Доисламская арабская поговорка).

Но если же подобныелюди усердствовали в поклонении до Рамадана, то они бы нашли в себеблаго. Однако, они понадеялись достигнуть близости к Аллаху, но невзяли провизию в свой путь. Они — словно идущие на рынок без денег.Пусть они не утруждают себя торгом, им лишь скажут: «Посторонись. Дабыне погубила тебя давка».

Когда сказал Анас ибн Назрпосланнику Аллаха, мир ему и благословение, после битвы при Бадре: «Опосланник Аллаха, я отсутствовал на первом бою, в котором ты убивалмногобожников. Клянусь Аллахом, если бы Аллах предоставил мнеприсутствовать при убийстве многобожников, то Аллах бы увидел, что ясделал». Потом было сказано, что его нашли на битве Ухуд мертвым. Наего теле было более шестидесяти ран от меча и стрел. Так мы поняли, чтоимел в виду этот мужчина.

Когда же другой сподвижниксказал: «Я даю тебе присягу, что эта стрела войдет сюда, и я войду вРай». Посланник Аллах, мир ему и благословение, ответил ему: «Если ты будешь правдив пред Аллахом, Он будет правдивым с тобой».А затем сподвижники увидели, что стрела вонзилась именно туда, куда онуказал. Так мы поняли, в чем был решителен этот мужчина.

«Желаемое дело соразмерно величине желанию людей, и подарки соразмерны величине щедрости щедрых людей».
«В глазах маленького маленькое кажется большим, а в глазах большого большое кажется маленьким».

Подготовка к поклонению, контролирование его и отчет за него.

Знай, что подготовка к поклонению и контролирование его исполнения – два различных, но следующих друг за другом, дела.

Подготовка к совершению поклонения есть признак содействия Аллаха и искренности.
Сказал Всевышний: «Если бы они желали выступить в поход, то приготовились бы к этому».(9:46). Чтобы получить пользу от поклонения, к нему необходимоподготовиться многочисленными шариатскими делами. Особенно в месяцРамадан, когда поклонение более достойно и вознаграждаемо.

Так, молитве общиной обязательно предшествуют омовение, совершенноедолжным образом, искреннее намерение получить награду Всемогущего иВеликого Аллаха за посещение Его дома (мечети), за возвеличивание егоприказов, за спешку ответить на зов Его («Спешите на молитву!»), заслушание Его речи (Корана) и за наслаждение ею.

От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Совместнаямолитва(, в которой принимает участие) человек, превосходит молитву(,совершаемую) им на рынке или у себя дома, более чем на двадцатьступеней, поскольку если любой из (мусульман) совершит омовение должнымобразом, а затем явится в мечеть с единственной целью совершить молитвуи ничто, кроме молитвы не будет побуждать его (к этому), то пока он невойдёт в мечеть, за каждый сделанный им шаг он обязательно будетвозвышаться на одну ступень, и с него будет сниматься одно прегрешение.Когда же (человек) войдёт в мечеть(, будет считаться, что) он занятмолитвой всё то время, пока (лишь) молитва будет удерживать его (там),и ангелы станут возносить мольбы за любого из вас, всё то время, покаон остаётся на месте совершения своей молитвы, говоря: »О Аллах,оказывай ему милость, о Аллах, прощай его, о Аллах, принимай егопокаяние, пока он (никому) не причинит обиды(, находясь здесь, и) покаон не осквернится, (находясь здесь)!»» ( Аль-Бухари; Муслим)

Вдобавок к очищению и намерениям добавляется подготовка души к встречеВсевышнего Аллаха. А это достигается следующим: произнесениемпоминаний, установленных в Шариате, при выходе из дома, направлении вмечети и входе в нее. Они важны для подготовки сердца. Такжедостигается отсутствием движений, противоречащих спокойствию, в периодходьбы в мечеть. Пример этих движений: многочисленные оборачивания,наблюдение за проходящими и украшениями этой жизни, спешка в движении.Потому что ходьба в мечеть играет важную роль в смирении в молитве.Поэтому сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Послетого, как будет объявлено о начале молитвы, не являйтесь на неё бегом,но приходите на неё (обычным) шагом, и сохраняйте спокойствие имолитесь(, начиная с того раката, который) вы застанете, а то, чтопропустите(, восполняйте позже)» (аль-Бухари и Муслим). А в версии Муслима добавлено: «… ибо, поистине, когда любой из вас стремится к молитве, он уже находится на молитве».Также нехорошо много смеяться непосредственно перед молитвой и посленее, так как смех отгоняет наслаждение смирением, ожесточает сердце ипрепятствует чувствовать духовные плоды поклонения.

Привходе в мечеть необходимо входить, возвеличивая Аллаха и Его дом.Поистине, мечети – места нисхождения милости и благословения. Поэтомувходящему в мечеть предписано говорить: «Я прибегаю к Великому Аллаху,к Его Благословенному Лику и Его предвечной власти от проклятогошайтана!».

А когда вошел в мечеть, начать сдополнительной (желательной) молитвы пока не началась молитва общиной.Важность выполнения этой желательной молитвы в подготовке себя ксовершению обязательной молитвы и подготовке сердца к ее выполнению.

Затем, начать совершение обязательной молитвы, помня о тех средствах получения сладости поклонения, которые мы упомянем.

Такая же подготовка и к молитве таравих. Молитва таравих одна извеликих видов поклонения в ночи месяца Рамадан. В «Сахих аль-Бухари»сказано, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Тому, кто во время рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». От Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, передается: «Мыдержали пост в месяце рамадан с Посланником Аллаха, но он не становилсянашим имамом в (коллективном) ночном намазе в течение этого месяца покане наступили последние семь дней. Тогда он стал нашим имамом в ночномнамазе в течение одной трети ночи. Когда наступила шестая ночь, он невозглавил ночной намаз. Затем в пятую ночь (т.е. 25-я ночь) онвозглавил намаз в течение половины ночи. Я сказал: «О Посланник Аллаха!Можем ли мы завершить оставшуюся часть ночи в намазе?» Он ответил: «Воистину, когда человек совершает намаз с имамом до конца, ему это засчитывается, как если бы он совершал намаз всю ночь»». (Абу Дауд, с хорошим иснадом).

Многие люди, постоянные в совершении молитвы таравих, жалуются на то,что они не чувствуют, не соприкасаются с плодами этой молитвы, несмотряна то, что они считают ее важной и что стараются совершать ее всовершенном виде.

А истина в том, что для этой важноймолитвы, как и для другой, необходима подготовка. Человеку, желающемуполучить пользу от молитвы таравих, необходимо уменьшить количествопринимаемой пищи. Это очень полезно для смирения сердца в молитве.Также ему необходимо совершить омовение должным образом, надеть лучшиеодежды и прийти на молитву пораньше. Очень плохо, если он пропуститночную молитву (‘иша). И это также является доказательством отсутствияпонимания религии, так как молитва ‘иша общиной равняется выстаиваниюполовине ночи, как приводится в хадисе, и так как она обязательна.Аллах, Всемогущ Он и Велик, в священном хадисе сказал: «Любимейшимиз всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне,является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность». (аль-Бухари).

Затем нужно подумать о том, что ты желаешь приблизиться к Аллаху,необходимо просить милости Аллаха, прощения и избавления от Огня. Иидти в мечеть, надеясь на милость Аллаха и со страхом, что Аллах можетне принять его поклонение.

Что же касается отчетасамого себя за поклонение – это одно из наиполезнейших дел, которыесовершают поклоняющиеся в месяц Рамадан. Основой является то, что этототчет всегда необходим человеку, готовящемуся к Последнему Дню. Однакоего важность увеличивается в этот месяц.
Смысл отчета – анализпоклонения, внешнего и внутреннего, от начала и до конца; поиски плодовпоклонения, чтобы знать, где они, запомнить это место и увеличивать их.А если найдется недостаток – излечиться от него.

Отчетбывает до, после и во время дела. Отчет до дела достигается подготовкойк этому делу и вспоминанием о предыдущих упущениях. Во время:наблюдение за совершаемым делом (поклонением), внешним и внутренним.После: анализ поклонения.
Если человек будет постояненв этом отчете, то поклонение станет для него делом обычным, а не чем-тотяжелым. Он найдет плоды этого отчета в том, что обнаружит, чтоподобный отчет приведет его к степени «ихсан», к которой стремитсякаждый человек. А «ихсан» — это поклонение так, словно человек видитАллаха.
Изучение правовых вопросов, связанных с постом и месяцем Рамадан.

Это является одним из наиважнейших обязанностей мусульманина. Нет праведного дела без полезного знания.

Полезное знание призывает к праведным делам: или человек ответит его зову, или [это знание] уйдет.

Как человеку, желающему совершать молитву, необходимо обучиться ей, ижелающему выделять закят (налог), необходимо обучиться этому, такженехорошо мусульманину при наступлении лучшего месяца для поклонения незнать, как соревноваться в достижении блага и как приближаться кАллаху.

Необходимо знать нормы и столпы поста, знатьположения, когда пост не является обязательным, знать то, что нарушаетпост, знать нормы молитвы таравих и нормы и’тикафа. А женщине наряду сэтим необходимо знать нормы поста во время менструаций, послеродовыхкровотечений и кровотечений по болезни, во время беременности икормления ребенка грудью.

Я советую прочитать книги по этим вопросам, а при возникновении вопросов и проблем, обращаться к ученым. <…>

Остерегайся, о разумный читатель, давать фетвы (религиозно-правовыезаключения), не являясь муфтием. Так как в этом несчастье для тебя инесправедливость по отношению к другим.

Такжежелательным является изучение того, что касается понимания отношений сАллахом. Я советую прочитать книгу на эту тему «Латаиф аль-ма’ариф» ибнРаджаба, да помилует его Аллах.
Подготовка себя к наслаждению поклонением »терпение».

Сказал Всевышний Аллах: «Ноне будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и небудет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (41:25).

Некоторые люди делают месяц Рамадан временем довольства всеми видаминаслаждений. Это плохо для того, кто так поступает. Так как пройдетмесяц Рамадан, а человек не изменится, напротив, он станет хуже, чембыл. Увеличится расстояние между ним и между путем к Судному Дню.Сгустятся облака пороков, которые препятствуют достижению пути кАллаху.

Если Рамадан – это месяц поста и месяцтерпения, то лучше всего нам бы следовало наслаждаться сущностьютерпения для получения удовольствия от истинной ценности поста.

Перед тобой, о стремящийся к благам этого месяца, терпение в оставлениизапретного, терпение в поклонении и терпение в бедах. Эти виды терпения– это знак отличия праведности и предводительства (по-араб. «аль-имама»- когда мусульманин изучает свою религию, претворяет в жизнь изученноеим так, что достигает степени следования ему другими людьми в вопросахрелигии. Как это было с имамами аш-Шафи’и, Ахмадом и др.).

Как сказал шейх аль-ислам Ибн Теймия: «Предводительство в религиидостигается посредством терпения и сильной веры», основываясь на словаВсевышнего Аллаха: «Мы создали среди них предводителей, которыевели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они былитерпеливы и убежденно верили в Наши знамения». (32:24).

Знай же, о желающий найти спасение, что месяц Рамадан — широкое поле для практики терпения. Тебе содействуют многие факторы.

Аллах покровительствует тебе, и шайтаны прикованы. Твоя душа будетподталкивать тебя к благу и опасаться совершать зло. Тебе не остаетсяничего, кроме как лечить наущения, которые есть в твоем сердце. Твоесердце, словно больной в палате интенсивной терапии, – ему запрещенывсе виды пищи, которые могут помешать его излечению. Ему запрещенообщаться даже с родными, чтобы его тело было способно вновь статьздоровым. Он дышит воздухом, очищенным от всякого загрязнения, а в еговены вливают чистую кровь, которая дает ему силы. А для того, чтобыврач удостоверился в улучшении состояния больного, ему постоянноизмеряют пульс и температуру тела. И также это сердце, которое сталобольным по причине грехов, загноилось из-за сомнений, загрязнилосьпороками и ослабло по причине того, что долгое время не очищалось и невоспитывалось, необходимо ввести в палату интенсивной терапии в месяцРамадан. Богобоязненность, любовь Аллаха и Его посланника и подчинениеим станет тем, что дает ему силы.

Так издай же указсамому себе, что ты обязательно будешь терпеть голод своего чрева и др.А если твоя душа объявит тебе революцию, то не сомневайся и вводизаконы военного времени. Издай указ о тюремном заключении этойвосставшей против тебя души и заключи ее в тюрьму »решительности»,чтобы она подчинилась издаваемым тобой законам. А если она продолжитвосставать, то задержи ее на десять последних дней Рамадана в уединениис целью воспитания. Чтобы погибла эта восставшая душа, и родилась в тедни и ночи новая спокойная душа, уступающая тебе в совершениипоклонения, когда ты приказываешь ей, и восстающая против тебя, когдаты приказываешь ей совершить грех. Она будет рождена шариатскимспособом: в чистое время и в чистом месте, будет воспитана справедниками, поэтому ты не увидишь в ней ничего, кроме блага.
Способ приобретения сладости поклонения.

Словами, указывающими на то, что у поклонения есть своя сладость, являются слова пророка, мир ему и благословение: «Вкусверы ощутил тот, кто доволен Аллахом, как Господом, Исламом, какрелигией и Мухаммадом, как посланником, мир ему и благословение» (Ахмад, Муслим), «Сладостьверы ощутит тот, в ком [соединятся] три [качества: кто] будет любитьАллаха и посланника Его больше всего остального, и будет любить [тогоили иного] человека только ради Аллаха и будет не желать возвращаться кневерию после того, как Аллах спас его от него, также, как не желает онбыть ввергнутым в огонь» (аль-Бухари, Муслим). Когда пророк,мир ему и благословение, запретил (людям) соблюдать пост непрерывно,они сказали: “Но ты ведь (делаешь это)!” На это пророк сказал: “Поистине, я не таков, как вы, ведь Господь мой кормит и поит меня!”» (аль-Бухари, Муслим).

Ибн Кайим сказал: «Ошибся тот, кто считает, что эта еда и питьё ощутимыртом», затем он сказал: «Имеется в виду, что вкус и сладость веры – этото, что ощущается сердцем и относится к сердцу, как относится вкус едыко рту».

Вначале знай, «что мысль не останавливается,язык не молчит, органы тела не пребывают без движения, если ты неприведешь их в движение великими вещами, то они придут в движениемалыми. Если ты не используешь их во благо, они будут использованы возло.
Воистину, души любят то, что представляется им сладким илегким, и не любят то, что им не нравится и представляется трудным.Поднимись же своей душой, насколько ты можешь, к полезному и сложному иприучай ее к тому, что ей не нравится, но в чем есть благо, чтобы тыприучился к великим делам и стремился к большему, чтобы ты убегал отвсего мелкого. Научи ее величию, чтобы ей было ненавистно унижение. Дайей попробовать великие духовные сладости, дабы она презрела мелкиематериальные» (слова ‘АбдульУаххаба ‘Аззама из книги «Ракаик»).

Мы всегда говорим о желании высокого, так как оно — составляющеекаждого великого дела. А что же может быть более велико, чем дело дляПоследней жизни? Сказал Всевышний: «А если кто возлюбит Последнююжизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то егостарания будут отблагодарены» (17:32)

Затем, знай,да узнаешь ты все благое, что сладость поклонения ощущается тогда,когда только Всевышний Аллах в твоем сердце, мыслях и разуме. Это ИбнКайим толкует словами: «Это направление всего своего сердца к Аллаху,не оборачиваясь от Него ни вправо, ни влево…», а затем говорит: «Какхороша душа, которая оставила эту жизнь, остановилась только передБлагословенным и Всевышним Аллахом и поблагодарила Его за то, что Ондал ей познать Его. И осталась благодарить Его, [совершая Емупоклонение], пока не было ей сказано: »Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!»(сура »Заря») Слава Тому, Кто сделал различие между душами так, чтоты можешь увидеть, что одна из них по отношению к другой дальше, чемзапад и восток. Да нет, они дальше друг от друга, чем нижайшее изнизких мест от высочайшего из высоких. Это благо Величайшего и Мудрого:»Такова милость Аллаха. Он дарует ее, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью»(сура »Джум’уа», 4)». Затем он сказал: «[Душа] находит переполняющуюсладость в тайной беседе с Господом, в приближении к Нему, когда [она]словно говорит с Ним: иногда просит прощения, иногда снищет любовь,иногда прославляет Его так, что сердце начинает говорить »Ты – Аллах,кроме Которого нет иного бога», и ему это не трудно. Напротив, этостановится его обычным состоянием, как сказал посланник Аллаха, мир емуи благословение: »Ихсан – поклоняться Аллаху так, словно ты видишь Его…»(аль-Бухари). Такова тайная беседа души с Аллахом: она чувствует, чтословно стоит перед Господом, исчезает ее страх, поселяется в сердцеспокойствие. Она начинает многократно молить и просить [СвоегоГоспода], проявляя унижение перед Аллахом, Обладателем истинногобогатства, преславен Он, и выявлением своей нужды во Всевышнем Аллахе.Господь, пречист Он, любит, когда Его раб просит у Него… Когда рабАллаха проявляет свое унижение перед Аллахом, то он узнает, что благаАллаха были предопределены до его создания, вместе с тем, что Аллахзнает его и его упущения. И Аллах, несмотря на знание об упущенияхраба, не запретил ему эти блага. Когда же раб понимает это, то он ещесильнее радуется Своему Господу и Его благам. Эта радость похвальна.Сказал Всевышний: »Скажи: «Это – милость и милосердие Аллаха». Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают»». (»ат-Тахзиб», 2/872)

Эти возвышенные слова нуждаются в повторении для лучшего восприятия.

Мы перейдем с тобой к практике, чтобы тебе были понятен смыслпредыдущих слов. Практика избавит тебя от чтения многочисленных речей.

Вот некоторые виды поклонения, которые совершают все мусульмане. Мы посмотрим, каков правильный способ их совершения.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Подготовка к Рамадану.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.