Что лучше для путника (мусафир) — держать уразу или разговеться

1865 Что лучше для путника (мусафир) — держать уразу или разговеться

Первый вопрос, что является более предпочтительным для совершения путнику: держать уразу или разговляться во время пути?
Первое мнение, в этом вопросе которого придерживались Аль Аузаи, Исхак и имам Ахмад, о том, что путнику лучше разговляться и не держать уразу. И в пользу этого мнения привели следующие доводы:
1й довод слова Пророка (саля Ллаху алейхи вассалям), который сказал: «Не является благочестием держать уразу в пути». Также хадис Пророка (саля Ллаху алейхи ва ссалям): «Придерживайтесь тех позволений у Всевышнего Аллаха (Субхана ва Та’аля), которые Он вам позволил». То есть снисходительностей , которые вам дал Всевышний Аллах (Субхана ва Та’аля) дал. Если он позволил вам разговляться во время пути, то разговляйтесь. Придерживайтесь тех снисходительностей, которые вам даны от Всевышнего Аллаха (этот хадис приводит имам Муслим). Также 3-й довод, который они привели слова Пророка (салляЛлаху алейхи вассалям): «Поистине, Всевышний Аллах (Субхана ва Та’аля) любит, чтобы выполнялись Его разрешения(рухса), также как Он не любит чтобы совершалось ослушание Его». 4й хадис от Хамзы ибн Амра аль-Аслями о том что он сказал: «О, Посланник Аллаха я нахожу в себе силы, для того чтобы держать пост в пути, есть ли на мне грех? И ответил Пророк, мир ему и благословение Аллаха : «Это разрешение от Аллаха, и кто взял ее – поступил хорошо, а кто же предпочел поститься, то нет на нём греха» (Муслим). Этот хадис является достоверным. То есть в этом хадисе есть указание на то, что желательным является брать разрешение от Всевышнего Аллаха и не держать уразу в пути. И 5й довод, который они привели – это слова Всевышнего Аллаха: «Всевышний Аллах (Субхана ва Та’аля) желает вам облегчения и не желает вам затруднения». И это мнения назвал правильным ибн Кудама, а также шейх Ислам ибн Таймия.

И второе мнения в этом вопросе, которого придерживались Умар ибн Абдул-Азиз и назвал его правильным ибн Мунзир то, что лучше из этих 2х деяний для человека то, что ему легче. Если ему легче продержать уразу в пути, так чтобы потом не возмещать уразу после месяца Рамадан, когда все будут не постящимися, то лучше, если он его продержит. А если ему легче в пути разговеться и держать уразу тяжело, то лучше ему разговеться. И в довод они привели аят: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения». Который привели в довод также приверженцы первого мнения.

Третье мнение, которое придерживалось большинство ученых, из них имам Малик, а также имам аш- Шафии то, что ураза для путника-лучше, если он способен его держать и не приносит ему это осложнения и затруднения. То есть это 3-е мнения примерно похоже на 2-е мнения. И привели следующие доводы, во-первых, хадис Абу Дарды, аль-Бухари и Муслима, когда он сказал: «Однажды, мы вышли с Посланником Аллаха (саля Ллаху алейхи ва ссалям) в путь сильную жару и это было в месяц Рамадан и не было среди нас никого из постящихся, кроме Посланника Аллаха (саля Ллаху алейхи вассалям) , а также АбдуЛлаха ибн Раваха». То есть в этом хадисе указание на то, что Пророк (саля Ллаху алейхи вассалям) не смотря на сильную жару, и не смотря на то, что он был в пути, держал уразу в месяц Рамадан. Отсюда ты берешь, что все эти хадисы, которые приводит приверженцы первого мнения, они являются не такими неограниченными, но являются ограниченными. И то, что в них пришло, что необходимо пользоваться разрешениям Аллаха, это не является неограниченным постановлениям, но оно может ограничиваться тем, кому тяжело держать уразу или кому легко держать уразу. Потому что, разрешение направляется на человека, который нуждается в этом разрешении, а нуждается в разрешении тот, которому тяжело держать уразу. А если ему не тяжело держать уразу, то он как таково в основе своей в разрешениях не нуждается, то есть может держать уразу и ему не наносит это трудность. Поэтому Пророк (саля Ллаху алейхи вассалям) и Абдуллах ибн Раваха держали уразу находясь в пути.
Второй довод, который привели приверженцы 3его мнения хадис Абу Саида аль Худри у имама Муслима где он сказал: «Мы держали уразу в пути и тот, который держал уразу в пути не порицал того, кто ее не держал. А тот, который уразу не держал, также не порицал того, кто уразу в пути держал». То есть было разрешено во времена Пророка (саля Ллаху алейхи вассалям) сподвижникам, если они хотели держать в пути уразу, то держали, а если нет, то нет. Говорит сподвижники считали, что если кто-то находит в себе силы для уразы и держит уразу, то это прекрасно, а тот, который найдет в себе слабость и ему тяжело держать уразу и он разговеться, то это тоже прекрасно. Сподвижники разделяли этот вопрос по параметру тяжело держать уразу или легко держать уразу. Следующий довод, который приводит приверженцы 3-его мнения, это слова Всевышнего Аллаха: « Устремитесь к прощению вашего Господа». То есть, если человек не будет откладывать уразу на после месяца Рамадан, а продержит его в свой день, даже если он путник, то это лучше с той стороны, что он добьется прощение от своего Господа быстрее. А также слова Всевышнего Аллаха: «Соревнуйтесь друг с другом в благих делах». То есть, есть опасность, что человек после Рамадана ,возможно, умрет или заболеет какой-то болезнью ,что не сможет возмести дни Рамадана, поэтому лучше будет ,если он продержит уразу сразу и этим самим сможет соревноваться с другими людьми в благих делах.
И 4-й довод то, что это быстрее для человека, чтобы освободиться от ответственности за уразу. То есть на каждом человеке ответственность за уразу в месяц рамадан. И если человек продержит его, непосредственно, в месяц Рамадан он добьется снятия с себя ответственности за эту уразу быстрее, чем тот, который отложит уразу на потом. А также потому что держать человеку уразу вместе с людьми легче, чем держат уразу после месяца Рамадана, когда ее никто уже не держит.
А что касается доводов первого мнения, то большинства ученых ответили на них следующим образом: то, что под этими хадисами имеются ввиду люди, которым тяжело держать уразу в пути или те люди, которым эта ураза наносит вред, вред здоровью или вред остальным делам человека. А также эти хадисы касаются человека о котором можно предположит что он может отказываться от разрешения Всевышнего Аллаха(Субхана ва Та’аля), не принимать их намеренно. Т.е. есть такие люди, которые не берут разрешения Аллаха из убеждений, что этого делать не нужно и что лучше делать то, что сложнее всегда. Чтобы таких людей переубедить, нужно их заставлять разговляться в пути. А также касаются, тех которые боятся за себя и за свое здоровье или за которых мы опасаемся, что если он начнет держать уразу в пути, то может его постичь самообольщения или показуха. Т.е., когда допустим, все разговляются, он держит уразу и из-за этого может начать восхваляться этим, и постигнет его самообольщения или показуха.
А что касается мнения Умар ибн Абдул-Азиза и также ибн Мунзира, т.е. приверженцев 2ого мнения, то на самом деле их мнения возвращается к мнению большинства ученых, так подобное ему.

И есть 4-е мнение в этом вопросе, в котором придерживались некоторые из обладатели знания . То что для путника-одинакова, хочет держит уразу, а хочет разговляется, никакой разницы между этими 2-мя деяниями в данном случае нет. Но правильное мнение в этом вопросе, и Аллаху известно лучше это мнение большинства ученых. И его правильным посчитал ан Навави, а также аль хафиз ибн Хаджар.
Значит правильное мнение в этом вопросе является что лучше для человека в пути, держать уразу или разговляться. Мы говорим, если ему держать уразу легко и не наносит ему вреда здоровью или не наносит ему тяжести, тогда ему лучше держать уразу. А если ему тяжело держать уразу в пути, тогда ему лучше разговеться, а затем возместить эту уразу после месяца Рамадан, находясь у себя дома.

(Дополнение не из урока:
Что лучше в поездке: поститься или оставить пост?
Ученые разошлись в этом вопросе на три мнения:
Первое мнение:
Большинство ученых сказали, что лучше поститься в поездке тому, кто может поститься без проблем.
Второе мнение:
Имам Ахмад сказал, что лучше оставить пост, принимая «русха» (позволение, разрешенное шариатом).
Третье мнение:
Некоторые ученые сказали, что человек может поступать, как хочет: хочет – постится, не хочет – не постится, оба варианта одинаковы.
(см. «Бидаяту аль-муджтахид» 1/296).

Первое мнение: это мазхаб большинства ученых (из них имамы Малик, Аш-Шафии и Абу Ханифа (да смилуется Аллах над ними!). Мнение сводится к тому, что лучше поститься тому, кто не испытывает затруднений из-за этого (см. «Фатху аль-Бари» 4/216). Их доводами является хадис, переданный имамами Аль-Бухари и Муслимом (да смилуется Аллах над ними) от Абу ад-Дарды: «В один из жарких дней пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел в одну из своих поездок. И было так жарко, что мужчины клали свои руки на головы. В тот день никто из нас не был постящимся, кроме пророка и Абдуррахмана ибн Равахи».

Довод этого хадиса – то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постился в сильную жару. Это доказательство достоинства поста в поездке. Если бы было лучше оставление поста, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, так и сделал бы. Что касается того, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставлял пост в некоторых поездках, то он это делал, чтобы не затруднять свою умму и показать разрешенность оставления поста для тех, кому трудно держать пост в тех или иных поездках. А что касается того, кому не составляет труда поститься, то ему лучше поститься.

Второе мнение: многие из ученых сказали, что лучше оставить пост, принимая «рухсу»(смягчение шариата). Это мазхаб Аль-Аузаъи, Ахмада, Исхакъа ибн Рахавейха. Их доказательство – хадис, переданный Муслимом от Хамзы ибн Амра аль-Аслями, который спросил: «О посланник Аллаха, я нахожу в себе силы поститься в поездке, а будет ли на мне грех? Пророк ответил «Это – рухса от Аллаха (т.е Аллах разрешил тому, кто в поездке, не поститься), и если кто действует по ней, то это хорошо, а тот, кто хочет поститься, то нет на нем греха».
О доводе этого хадиса сказал ибн Теймийя: «Хамза сообщил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что находит себя способным поститься в поездке, что это для него легко. А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это – рухса от Аллаха, и если кто возьмёт ее, то будет хорошо. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал «Хорошо», т.е. желательно, а кто хочет поститься, то нет на нём греха. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «нет греха» указывают только на разрешённость поста. Это должно быть понятно тому, кто размышляет» (фатава, китабу ас-сиям, 216).
Возражение ибн Теймийи и его мнению: риваяты от Хамзы ибн Амра аль-Аслями со словами: «Если хочешь – постись, а если хочешь – не постись» пришли через более достоверных передатчиков, чем этот риваят с упоминанием рухсы, который пришел через Абдуллагьа ибн Вагьба, от Амра ибн Аль-Хариса, от Абуль-Асвада, от Урвы ибн аз-Зубейра, от Абу аль-Марвах, от Хамзы.
Ан-Насаи привёл в «Ас-сугъра» 4/186 слова: «Если хочешь – постись, а если хочешь – нет» от Убейдуллы ибн Саида, где он сказал: «Мой дядя рассказал нам от отца, от Абу Мирваха, от Хамзы этот текст».
Также привёл имам Ахмад (3/494), Ат-Тахави в шархе «Маани аль-асар» (2/69), Табарани в «аль-Кабир» от Саида ибн Аби Урвы, от Къатады, от Сулеймана ибн Ясира, от Хамзы ибн Ясира со слова: «Если хочешь – постись, а если хочешь – не постись».
Также существуют многие другие риваяты, некоторые из которых недостоверны.
Это всё внешне указывает на то, что этот случай с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и Хамзой был только один раз. Значит, нужно отдать предпочтение одному из этих двух вариантов. Конечно же, текст с более достоверными передатчиками более препочтителен (а это со словами «если хочешь – постись, а если не хочешь – не постись).
Ибн Аль-Араби сказал: «Правильно то, что будет лучше поститься в поездке из-за всеобщего аята:
و أن تصوموا خير لكم
Но вам лучше поститься (Аль-Бакара, 184)

а то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не постился в поездках, то это потому, что (как пришло в хадисах) людям трудно поститься, и они ждут, пока он отпустит пост, и он отпустил пост. Нет разногласий в том, что тот, кому трудно держать пост – отпускает его».
Как пришло в хадисе Абу Саида аль-Худри: «Мы выходили на джихад с посланником Аллаха в рамадан, и из нас были те, кто постился, и те, кто не постился».
Ибн Хаджар сказал: «Другие сказали, что есть выбор: хочет – постится, не хочет – не постится. (Фатх аль-Бари, 4216).
Ещё группа ученых сказала, что лучше для человека (выбрать) то, что легче. Аллах сказал:
Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. ( Аль-Бакара, 185)
и если для него лучше отпустить пост, то это его право. А если для него легче поститься, как, например, ему трудно восполнять потом, то для него лучше поститься.
Этого мнения придерживались Умар ибн Абдулазиз и ибн Мунзир.
В итоге, мнение, которое выбрал джумхур (большинство учёных), такое:
ТОМУ, кто может поститься – лучше поститься, а тому, кто не может или стесняется принять рухсу — не поститься. А тот, кому все равно (не испытывает труда при любом выборе) – выбирает между постом и его оставлением.
Если человек, находится в пути во время Рамадана и соблюдает пост, ему лучше разговляться или продолжать поститься?
Четыре Имама и большинство сподвижников и табиинов придерживались мнения, что соблюдение поста в пути разрешено, и этот пост является правильным. Когда путник постится, его пост является действительным, и он не должен его возмещать. См. «ал-Мавсу’а ал-Фикхийа» (том 28, стр. 73).
Что касается того, что лучше, то это зависит от следующих ситуаций:
Ситуация первая: Когда соблюдение поста и разговение является одинаковым в том смысле, что пост не влияет на него. В этом случае, соблюдение поста лучше для него, из-за следующих доказательств:

1. Передаётся, что Абу Дардаъ, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы отправились в путь вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в месяце Рамадан в такую сильную жару, что один из нас положил руку на голову от этой жары. И никто среди нас не постился, кроме посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абд-Аллаха б. Равахьа». Хадис передали ал-Бухари (1945) и Муслим (1122).

2. Поститься в пути, значит поспешить с выполнением своей обязанности, потому что возмещение означает задержку, а соблюдение поста в Рамадане – опережение.
3. Это, как правило, легче для того, кто обязан поститься, потому что соблюдать пост и разговляться вместе с другими легче, чем возмещать пост.
4. Пост соблюдается в самое благословенное время, которым является месяц Рамадан. Поистине, Рамадан лучше, чем остальное время, потому что это время соблюдения обязательного поста.
В свете этих доказательств, мнение аш-Шафии (да смилостивится над ним Аллах) о том, что соблюдение поста лучше для того, для кого соблюдение поста или разговение является одинаковым, является более предпочтительным.
Вторая ситуация: Когда для него легче не поститься. В этом случае, мы говорим: разговение предпочтительнее. А если что-нибудь доставляет ему трудности, то пост для путника становится нежелательным (макрух), потому что совершение того, что доставляет трудности, когда есть облегчение, означает, что он отвергает облегчение, данное ему Всемогущим и Великим Аллахом.
Третья ситуация: Когда поститься очень тяжело и невыносимо. Пост в таком случае является харамом для путника.
Доказательством этому является хадис, который приводит Муслим от Джабира б. Абд-Аллаха (да будет доволен Аллах им и его отцом) о том, что в год покорения Мекки посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в путь во время Рамадана. Он постился до тех пор, пока не доехал до местечка Кура‘а ал-Гамим, и люди так же постились. Затем он попросил принести ему кружку воды и поднял ее, а когда люди стали смотреть на него, отпил из нее. Спустя некоторое время ему сообщили, что все еще есть люди, которые продолжают поститься. В ответ он сказал: «Это – ослушники! Это – ослушники!».
В другой версии хадиса говорится, что посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказали: «Людям становится тяжело соблюдать пост, и они ждут твоего решения». Тогда он велел принести ему кружку воды, после предвечерней (‘аср) молитвы. (1114). Он назвал тех, кто продолжал поститься, несмотря на трудность, ослушниками. См. аш-Шархь ал-Мумти’ Шейха Мухаммада б. Усаймина, да смилостивится над ним Аллах (том 6, стр. 355).

Ан-Навави и ал-Камал б. ал-Хумам сказали:
— Хадисы, указывающие на предпочтительность разговения, относятся к тому, кто может пострадать от поста, а в некоторых из них это ясно утверждается. Такая трактовка необходима, чтобы согласовать эти хадисы, и это лучше, чем игнорировать некоторые из них или утверждать без убедительного доказательства, что они отменены. Те, которые уравнивают пост и разговение, ссылаются на хадис ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Хамза б. ‘Амр ал-Аслами, да будет доволен им Всевышний Аллах, спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Должен ли я поститься в пути?» — а он постился много, — на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если хочешь, постись, а если хочешь, разговляйся». Согласованный хадис.
Ал-Мавсу’а ал-Фикхиййа (28/73).)

\\\\\\\\\\\\
Посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветсвует, что он сказал: «Не является из благочестия поститься в пути» Передал Аль-Бухари, 1810, Муслим, 1879, и другие

Этот хадис не понимается на внешнем смысле, в силу того, что Пророк постился в пути, и постились его сподвижники, как пришло в других хадисах, однако его смысл, как сказали ученые: «Не из полного благочестия..», поскольку лучше будет для путника и ближе к полному благочестию взять облегчение.

И то, что пришло в другом хадисе, что Хамза ибн Амру аль-Аслями спросил у Посланника Аллаха, мир ему: «О Посланник Аллаха, я нахожу в себе силы поститься в пути, есть ли на мне грех?». И ответил Пророк, мир ему: «Это облегчение от Аллаха, и кто взял ее – поступил хорошо, а кто же предпочел поститься, то нет на нём греха» (Муслим, 1891, Абу Ауаана, 2824, и др.)

Сказал Ибн Араби аль-Малики: «И сделал Пророк разговление хорошим, а пост тем, в чем нет греха, и в этом указание на то, что разговление лучше поста» см. «Аль-Масалик», 4-371

Сказал имам Ибн Кудама об этом и некоторых других хадисах: «Эти хадисы относятся к тому, что разговление лучше поста» см. «Аль-Мугни», 6-153

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Пост для больных, престарелых, путников, детей, рабочих и т.д.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.