70 основных моментов, касающихся поста.

70 основных моментов, касающихся поста.

шейх Мухаммад Салих аль Мунаджид

Содержание:
1. Введение.
2. Определение Сыйама (поста).
3. Правила поста.
4. Добродетели поста.
5. Польза от поста.
6. Этикет и Сунна поста.
7. Что должно быть сделано в течение великого месяца.
8. Некоторые из ахкаам (правил) поста
9. Как определяется начало поста.
10. Кто обязан поститься?
11. Путники.
12. Больные.
13. Престарелые.
14. Нийа (намерение) во время поста.
15. Когда начинать и когда заканчивать пост.
16. Вещи, нарушающие пост.
17. Правила поста для женщин.
Введение.
Хвала Аллаху, мы молимся Ему и ищем Его помощь и прощение. Мы ищем убежище у Аллаха от зла в нас самих и от наших злых поступков. Кого Аллах ведёт, не может заблудиться, и кого Он сбивает, нет тому пути. Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник.
Аллах благословил Своих рабов определёнными периодами, когда хасанаат (награда за доброе дело) умножается, саи’аат (плохие поступки) прощаются, достоинство людей поднимается, сердца верующих обращаются к Господу, те, кто очищают себя — добиваются успеха, и те, кто загрязняют себя — терпят неудачу. Аллах сотворил Своих рабов для поклонения Ему, так как Он сказал: «Я ведь создал джиннов и людей, только чтобы они Мне поклонялись». [аль-Дарийа 51:56]
Одним из величайших актов поклонения является пост, который Аллах сделал обязательным для Своих рабов, так как Он сказал : «…Предписан для вас пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, — может быть вы будете богобоязненны!» [Бакара 2:183].
Аллах поощряет Своих рабов поститься: «…А чтобы вы постились, это — лучше для вас, если вы знаете.» [Бакара 2:184].
Он ведёт их, чтобы они отблагодарили Его за то, что пост сделан обязательным для них: «…И возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас, — может быть вы будет благодарны!» [Бакара 2:185]
Он сделал пост ценным для них, и сделал его лёгким, чтобы люди не обременялись им для отказа от своих привычек и того, к чему они привыкли.
Аллах говорит: «…на отсчитанные дни…». [Бакара 2:184]
Он Милостив к ним и удерживает их от трудностей и вреда, так как Он сказал: «… а кто болен или в пути, то — число других дней…» [Бакара 2:184].
Не удивительно, что в этот месяц сердца верующих обращаются к Всемилостивейшему Господу, страшась Своего Господа, в надежде обрести Его награду и великую победу (Рай).
Так как статус данного богослужения очень велик, является существенным изучать ахкамы (правила), которые связаны с месяцем поста, чтобы мусульманин знал, что есть обязательно для исполнения, что есть харам для избежания, и что есть позволительно, для того, чтобы не было нужды подчинять себя к суровости путём самоограничения.
Эта книга — это обобщение правил, этикета и Сунны поста. Да сделает Аллах это полезным для меня и для моих братьев — мусульман. Хвала Аллаху, Господу миров.

Определение Сыйама (поста).
1) Сыйам на арабском означает воздержание; в Исламе это означает воздержание от вещей, нарушающих пост, от рассвета до захода солнца, с обязательным намерением (нийа) поститься.

Правила поста.
2) Умма единодушна в том, что пост в месяц Рамадан обязателен, доказательство чему Кур’ан и Сунна. Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Предписан для вас пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, — может вы будете богобоязненны!» [Бакара 2:183].
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ислам построен на пяти столпах…», среди которых он упомянул пост Рамадана. (аль-Бухари, аль Фатх 1/49). Кто бы ни нарушил пост в течение Рамадана, без уважительной причины, совершил серьёзный и большой грех, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, описывая увиденный им сон: «…Когда я был на горе, я услышал громкие крики. Я спросил: «Что это за крики?» Они сказали: «Это вой людей в Адском пламени». Затем я был взят (на тот свет) и увидел людей, подвешенных на своих сухожилиях, с разорванными уголками рта, истекающего кровью. Я спросил: «Кто это?». Они сказали: «Это люди нарушившие свой пост до того, когда это позволено, т.е. до времени ифтаар.» (Сахих ат-Таргиб).
Аль-Хафиз аль-Захаби (раа) сказал: «Среди верующих было установлено, что тот, кто не постится в Рамадан без действенной причины, хуже, чем прелюбодей или пьяница: они даже сомневались, является ли он мусульманином вообще, и они рассматривали его как еретика и распутника.»

Добродетели поста.
3) Добродетели поста поистине велики, и в одном из переданных хадисов сахих говорится, что Аллах избрал пост для Себя, и Он вознаградит постящегося и умножит награду безмерно, так как Он сказал:
• «Кроме поста, который только ради Меня и Я вознагражу его за это.» (аль-Бухари, аль-Фатх 1904, Сахих аль-Таргиб 1/407).
• Посту ничто не равно (аль-Нисаи, 4/165, Сахих аль-Таргиб 1/407), и мольба (дуа) постящегося не будет отвергнута (передал аль-Байхаки 3/345, аль Сильсила аль-Сахих, 1797).
• Постящийся имеет два момента радости: первый — при разговении, и второй — когда он встречает своего Господа и радуется своему посту (Муслим 2/807).
• Пост заступится за человека в День Суда и скажет: «О Господи, я удерживал его от еды и плотских желаний во время дня, поэтому позволь мне за него заступиться.» (Ахмад 2/147. Аль-Хайтами сказал, что этот иснад — хасан, аль-Маджма. Сахих аль-Таргиб, 1/411).
• «Запах, исходящий изо рта постящегося лучше у Аллаха, чем ароматы мускуса.» (Муслим, 2/807). «Пост — это защита и сильная крепость, которая охраняет человека от Огня». (Ахмад, 2/402; Сахих аль-Таргиб, 1/411; Сахих аль- Джами 3880).
• «Кто постится один день ради Аллаха, Аллах отведёт его лицо на расстояние семидесяти лет от Огня». (Муслим, 2/808).
• «Кто постится один день, ища милости Аллаха, то если это последний день его жизни, он войдёт в Рай». (Ахмад, 5/391, Сахих аль-Таргиб, 1/412).
• «В Раю есть ворота под названием аль-Рийан, через которые пройдут постившиеся, и никто кроме них не пройдёт через них; когда они станут проходить, они закроются, и никто больше через них не пройдёт.»
(аль-Бухари, Фатх, 1797).
Рамадан — это столп Ислама; Кур’ан был ниспослан в этот месяц, и в нём присутствует ночь лучше, чем тысяча месяцев.
• «Когда начинается Рамадан, открываются врата Рая и закрываются врата Ада, и дьяволы скованы цепью.» (аль-Бухари, аль-Фатх, 3277).
• «Пост в Рамадан равен посту в десять месяцев». (Муснад Ахмад, 5/280, Сахих аль-Таргиб, 1/421).
• «Кто постится в Рамадан с верой и надеждой на награду, все его прошлые грехи будут прощены.» (аль-Бухари, Фатх, 37).
• «Во время каждого разговения, Аллах выберет людей, освобождённых от Огня.»
(Ахмад, 5/256, Сахих аль-Таргиб, 1/419).
Польза от поста.
4) Много мудрости и выгод заложено в посту, которые связаны, прежде всего, с богобоязненностью (таква), упомянутой Аллахом в аяте: «…может быть вы станете богобоязненны!» [аль-Бакара 2:183]
Это означает, что если человек воздерживается от вещей халал, стремясь заслужить довольство Аллаха и в страхе перед Его наказанием, для него будет легче воздерживаться от вещей харам.
Если желудок человека пуст, то чувство голода удержит многие его другие члены от мирских желаний; но если его желудок насытился, его язык, глаз, рука и интимные органы начнут ощущать потребность в остальном. Пост ведёт к защите от шайтана, он контролирует страсти и охраняет члены.
Когда постящийся чувствует приступы голода, он испытывает то, что испытывает бедняк, значит, у него появляется сострадание к нему, и он помогает ему избавиться от голода. Слышать о них (бедных) это не то, что делить с ними страдания, так же как наездник не поймёт трудность ходьбы, пока сам не пойдёт пешком. Пост тренирует волю для избежания страстей и сторонения греха; это помогает человеку преодолеть свою натуру и отучать себя от своих привязанностей. Это также приучает человека привыкать к порядку и пунктуальности, таким образом, решая проблему неорганизованности многих людей, если они это только осознают.
Пост также это демонстрация сплочённости мусульман, так как Умма постится и разговляется в один и тот же месяц.
Пост также предоставляет величайшую возможность для тех, кто призывает других к Аллаху. В этот месяц кто-то приходит в мечеть в первый раз, некоторые не были в мечети долгое время, и их сердца раскрываются, поэтому, мы должны использовать эту возможность для проповедования в мягкой форме, обучая соответствующим урокам и высказывая полезные слова, сотрудничая в добре и богобоязненности. Но вместе с тем, проповеднику (Даи’йа) не следует быть настолько озабоченным другими людьми, что он забудет о своей собственной душе и станет похож на фитиль, который освещает путь другим, а сам сгорает.

Этикет и Сунна поста
Некоторые аспекты поста обязательны (ваджиб), а другие рекомендуются (мустахаб).

5) К примеру, сухур — принятие пищи и питья, и совершать его желательно непосредственно перед временем призыва на молитву Фаджр, т.е. оттягивать его по возможности. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Принимайте сухур, ведь в сухуре есть благословение (баракат)» (аль-Бухари, Фатх, 4/139).
«Сухур — благословенная еда, и в нем отличие от людей Писания». «Хороший сухур для верующего это финики» (Абу Дауд, 2345; Сахих ал-Тагриб, 1/448).

6) Спешить с разговением (ифтар), потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Люди будут в благе, пока они пока они спешат с разговением» (аль-Бухари, Фатх, 4/198).

7) Совершать ифтар желательно способом, описанным в хадисе, от Анаса (раа): «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) бывало разговлялся свежими финиками перед молитвой; либо сухими при отсутствии свежих, если же сухие не были доступны, он делал несколько глотков воды.» (ат-Тирмизи, 3/79. Он сказал, что это гариб хасан хадис. Классифицирован как сахих в аль-Ирва, 922).

8) По завершении ифтара — произнесение слов, переданных в хадисе, изложенном Ибн Умаром (раа), согласно которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), разговляясь, сказал: «Дахаба аль зама’, ва’бталла аль-`урук, ва табат аль-аджру иншаАллах.» (Жажда ушла, жилы снова заполнились и награда определённая, иншаАллах). (Абу Дауд, 2/765; иснад — хасан по аль-Даракутни, 2/185).

9) Удаление от греха, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас постится, пусть он не совершает греха…» (аль-Бухари, Фатх, 1904). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто не прекращает говорить ложь и поступать по ней, Аллах не нуждается в его отказе от еды и питья.» (аль-Бухари, Фатх, 1903). Постящийся должен избегать все виды действий харам, такие как сплетни, непристойности и ложь, иначе вся его награда может быть потеряна. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Может быть так, что постящийся ничего не получает от поста, кроме голода» (Ибн Маджа, 1/539, Сахих аль-Тагриб, 1/453).

10) Среди вещей, разрушающих чей-то хасанат (хорошие поступки) и приносящих сайи’ат (плохие поступки) — это позволить себе отвлечение развлекательными викторинами, мыльными операми, кинофильмами и спортивными матчами, бесцельными вечеринками, брождениями по улицам с плохими людьми и бездельниками, бесцельными разъездами и хождениями в толпе по улицам. Так, месяц тахаджуда, зикра и поклонения для многих людей становится месяцем сна в дневное время для избежания чувства голода, таким образом, они пропускают свои молитвы и возможность общей молитвы, и затем, проводят ночи в развлечениях и в удовлетворении страстей. Некоторые люди встречают этот месяц даже с досадой, думая только об удовольствиях, которые они потеряют. В Рамадан некоторые люди едут путешествовать в западные страны для приятного проведения своих выходных! Даже мечети не свободны от такого зла как появление женщин с макияжем и косметикой, и даже Запретная Мечеть Аллаха не свободна от такого зла. Некоторые люди используют этот месяц для попрошайничества, хотя они даже не в нужде. Некоторые из людей развлекаются опасными фейерверками и тому подобным, а другие тратят своё время на рынках, блуждая вокруг магазинов или вышивая себе модные одежды. Некоторые из магазинов выставляют новые изделия и новинки мод в последние десять дней Рамадана, чтобы отвлечь людей от получения награды и хасаната.

11) Не дать спровоцировать себя, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Если кто-нибудь нападает на него или оскорбляет его, он должен сказать, «Я — постящийся, я — постящийся». (аль-Бухари и др. Фатх, 1894).
Одной из причин этого является напоминание себе, и другая — напоминание об этом противнику. Но любой, кто наблюдает за теми многими, кто постится, увидит нечто совершенно другое. Очень существенно обладать самоконтролем и быть спокойным, но, к сожалению, мы наблюдаем обратное среди сумасшедших водителей, которые начинают мчаться, когда услышат азан на Магриб.

12) Не есть слишком много, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Сын Адама не наполняет худшего сосуда, чем его желудок». (ат-Тирмизи, 2380, он сказал, что это сахих хадис). Мудрый человек хочет есть для того, чтобы жить, но не жить, чтобы есть. Лучшая еда, это та, что для питания, а не для излишеств. Но люди потворствуют в приготовлении всех видов еды (в течение Рамадана), и относятся к приготовлению еды, фактически, как к форме искусства, так что домохозяйки и прислуга проводят всё своё время за приготовлением еды, и это удерживает их от богослужения, кроме того, люди тратятся на еду в Рамадан намного больше, чем в другое время.
Таким образом, этот месяц становится месяцем расстройств живота, ожирения и желудочных заболеваний, когда люди едят как обжоры и пьют как жаждущие верблюды, а когда они встают на Тарауих, они делают это с такой неохотой, что некоторые оставляют молитву после первых двух рак’атов.

13) Быть щедрым, делясь знаниями, помогая деньгами, используя свою
должность или физическую силу на помощь другим, или просто проявляя хорошие манеры и благовоспитанность. Аль-Бухари и Муслим передали от Ибн Аббаса (раа): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был самым щедрым среди людей (в добрых делах), и он был наиболее щедр в Рамадан, когда Джибраил встречался с ним, и он встречался с ним каждую ночь и учил его Кур`ану. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был более щедр в совершении добра, чем дующий ветер». (аль-Бухари, Фатх, 6).

14) Сочетание поста с кормлением бедного является одним их средств
достижения Рая, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Раю есть комнаты, где наружность видна изнутри, а нутро снаружи. Аллах приготовил их для тех, кто кормил бедняка, кто был мягок в речи, кто постился регулярно и кто молился, когда все спали.» (Ахмад, 5/343, Ибн Хузайма, 2137, Албани сказал в комментарии, что этот иснад хасан из-за других подтверждений).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто даёт еду постящемуся для разговения, он будет иметь награду равную ему, без малейшего умаления от награды постящегося.» (ат-Тирмизи, 3/171, Сахих аль-Тагриб, 1/451). Шейх уль Ислам (Ибн Таймийа) (ра) сказал: «Здесь имеется в виду, предложить постящемуся еду для разговения, достаточную, чтобы ею насытиться» (Аль-Ихтиярат аль-Фикхия).
Многие из Салаф (ра) жертвовали своей едой в пользу бедных, когда кормили их во время ифтара. Среди них были Абдулла ибн Умар, Малик ибн Динар, Ахмад ибн Ханбал и другие. Абдулла ибн Умар не разговлялся, пока рядом с ним было сирот или бедняков.
Что должно быть сделано в этот великий месяц.
15)
a) Подготовка себя и своего окружения к поклонению, спешное раскаяние и обращение к Аллаху, радость началу месяца, пост по всем правилам, правильный настрой сознания и трепет пред Аллахом во время молитвы Тарауих, отсутствие чувства усталости в течение вторых десяти дней, ожидание Лайлатуль Кадр, непрестанное чтение всего Кур`ана, стараясь вникая в его смысл. Умра во время Рамадана равна Хаджу, и милостыня, даваемая в благословенное время умножается, и И’тикаф (уединение в мечети для поклонения) подтверждёно (как часть Сунны).
b) Нет ничего плохого во взаимном поздравлении с началом месяца. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) бывало, радовал своих Сподвижникам хорошей новостью о начале Рамадана, и призывал их делать в большинстве это. От Абу Хурайры (раа) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, «Пришёл к вам Рамадан, благословенный месяц. Аллах сделал обязательным для вас поститься (этот месяц). В это время врата Рая открыты и врата Ада закрыты, и дьяволы скованы цепью. В нём присутствует ночь — лучше, чем тысяча месяцев и кто лишён её блага, воистину лишён.»» (Аль-Нисаи, 4/129, Сахих аль-Тагриби, 1/490).

Некоторые из ахкамов (правил) поста.
16) Существует такой вид поста, который должен быть совершён в последовательные дни, как например, пост в Рамадан, или пост-возмещение за убийство по ошибке, за развод зихар (джахилийский вид развода, когда мужчина говорит жене: «Ты для меня, как спина матери.»), или за имевшееся сношение в дневное время месяца Рамадан. Также, кто давал клятву поститься в последовательные дни, должен её выполнить. Существует также другой вид поста, который не должен держаться в последовательные дни, как восполнение дней, пропущенных в Рамадан, пост в течение десяти дней, если не было жертвоприношения, пост за кафарат ямин (согласно большинству), пост-возмещение за нарушение условий ихрама (согласно наиболее правильному мнению), и пост выполнения клятвы, в случае если кто-то не имел намерения поститься в последовательные дни.
Добровольные посты восполняют пробелы обязательных постов. Примерами добровольных постов служат Ашура, Арафа, Аййам аль-Бид (13,14,15 числа месяца), понедельники и четверги, шесть дней Шавваля и пост большую часть Мухаррама и Ша’бана.
Не допустимо выделять для поста пятницу (аль-Бухари, Фатх аль-Баари, 1985) или поститься в субботу, если это не обязательный пост (хасан у ат-Тирмизи, 3/111)- имеется в виду выделение без основания. Не допустимо поститься всю жизнь или поститься два и более дня без перерыва между ними. Харамом является пост в два Ийда или в Аййам аль-Ташрик, что есть 11,12,13-е числа Зуль-Хиджа, потому что это дни еды и питья и поминания Аллаха, но это позволено для того, кто не принёс жертвы, т.е. поститься в дни Аййам аль-Ташрик в Мине.

Как определяется начало Рамадана.
17) На начало Рамадана указывает появление новой луны, или завершение тридцати дней Ша’бана. Кто бы ни увидел появление молодого полумесяца или услышал об этом из достоверного источника, он обязан поститься. Использование вычислений для определения начала месяца Рамадана есть нововведение, так как хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ясно гласит: «Поститесь когда вы увидите его (новый месяц) и разговляйтесь, когда увидите его». Если взрослый, здравый, правдивый, надёжный мусульманин, у кого хорошее зрение, увидел полумесяц своими глазами, он должен оповестить об этом и поступать соответствующе (т.е. поститься).

Кто обязан поститься?
18) Пост — это обязанность для каждого совершеннолетнего, в здравом уме, обосновавшегося (т.е. не путешествующего) мусульманина/ки, кто способен поститься и не имеет ничего (вроде хайда (менструация)) или нифаса (послеродового кровотечения)), запрещающего ей пост. Считается, что человек достиг совершеннолетия, когда одно из следующих трёх вещей произошло: выделение спермы, во сне или наяву, рост волос (вокруг интимных частей), достижение пятнадцати лет. В случае с женщинами это месячные выделения (менструации), когда девочка достигает возраста месячных, она обязана поститься, даже если она не достигла десяти лет.
Обучать детей посту необходимо по достижении ими семи лет, если ребёнок в состоянии, а некоторые учёные говорили, что ребёнок может быть отшлёпан в десять лет, если он не постится, как в случае с обязательной молитвой (салат). (см. аль-Мугхи 3/90). Ребёнок будет вознаграждён за пост, а родители — за правильное его воспитание и доброе наставление. Аль-Рубай бинт Муаввид (раа) сказала, говоря о Рамадане, когда он был сделан обязательным:
«Мы заставляли своих детей поститься, и мы делали им куклу из шерсти. Если кто-то из них начинал кричать и просить еду, мы давали ему эту куклу, чтобы он игрался до разговления.» (аль-Бухари, Фатх 1960). Некоторые не считают важным говорить свои детям, чтобы они постились; на самом деле, ребёнок может увлечься постом и быть в силах поститься, но отец или мать говорят ему не поститься, испытывая так называемую «жалость» к нему. Они не осознают, что истинная жалость и сострадание состоят в том, чтобы он был понуждаем поститься. Аллах говорит:
«О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого — люди и камни. Над ним — ангелы, грубые, сильные — не ослушиваются Аллаха в том, что Он приказал, и делают то, что им приказано.» [ аль-Тахрим 66:6]. Дополнительное внимание должно быть уделено к проблеме поста девушки, когда она только достигает зрелости, потому что она может поститься, когда у неё месячные без стеснения, и восполнять пост позже, так как в дни, когда наступают выделения, девушка, стесняясь окружающих, может продолжать свой пост.

19) Если кафир (неверный) становится мусульманином, или ребёнок достигает совершеннолетия, или безумный возвращается к разуму в день поста, они должны воздерживаться от еды весь остальной день, потому что с этого момента обязательность поста распространяется и на них, восполнять же пропущенные ими дни поста не обязательно

20) Безумные не отвечают за свои поступки (их поступки не записываются), но если человек безумен в одно время и разумен в другое время, он должен поститься во время здравомыслия, и он освобождается во время безумства. Если он теряет рассудок во время поста, то это не нарушает его пост, так же как в случае если кто-нибудь теряет рассудок из-за болезни или какой-нибудь другой причины, потому что он имел намерение поститься, когда был в рассудке. (Маджалис Шахр Рамадан. Ибн Усаймин стр.28). То же самое относится к эпилептикам.
Если кто-нибудь умирает во время Рамадана, ни за ним, ни за его близкими нет никакого «долга» относительно оставшихся дней месяца.
Если кто-то не знал, что поститься в Рамадан это фард (обязательное), или то, что есть и вступать в интимные связи в дневное время месяца это харам, то согласно большинству мнений учёных, такое извинение приемлемо, так же как и в случае с новообращённым в Ислам, и в случае мусульманина, живущего в Дар аль-Харб (земли не мусульман), и мусульманина, выросшего среди куффар. Но если человек был среди мусульман и имел возможность спросить, то нет извинения.

Путники

21) Для путника позволено нарушить пост при определённых условиях. Его путь должен быть достаточно длинным или вообще считаться путешествием ( хотя есть известное расхождение среди учёных по этому вопросу), и должен выходить за пределы города и его окраин. (Большинство учёных запретили запретили путнику разговение до его полного выхода из города, находящийся в черте города считается обосновавшимся (муким) и совершает молитву без Аллах говорит:
«…И вот, кто из вас застаёт этот месяц, пусть проводит его в посту…» [аль-Бакара 2:185].
Путник не должен преследовать греховные цели (согласно мнению большинства), или цель избавления от поста.
Путнику позволено разговляться, согласно единому мнению уммы, вне зависимости от его физического состояния и сложности путешествия. Это означает, что даже если его путь лёгок и не затруднителен, ему разрешено не поститься и сокращать свои молитвы. (Маджму аль-Фатава, 25/210).
Кто решил совершить путь в месяц Рамадан, не должен иметь намерение разговляться, пока он действительно не начнёт путешествие, потому что может случиться, что-то, что помешает ему совершить путь. (Тафсир аль-Куртуби, 2/278). Путник не должен разговляться пока он не пройдёт населённые районы своего города; как только он пройдёт городскую черту, он может разговляться. Подобным образом, если он летит, как только самолёт взлетел и вышел за городские пределы, он может разговляться. Если аэропорт вне города, он может разговляться там, но если аэропорт внутри города или в пригороде, он не должен разговляться в аэропорте, потому что он всё
Если солнце уже село и путник совершил ифтар на земле, после чего самолёт взлетел, и он вновь увидел солнце, то разговение действительно и пост завершен, и нет основания для повторного действия поклонения. Если самолёт взлетел перед заходом и он хочет завершить дневной пост в пути, он не должен разговляться, пока не увидит заход солнца, где бы он ни был в воздухе. Пилоту не позволено опускать самолёт ниже точки, где солнце может быть не видно, только ради разговения, потому что это будет считаться ухищрением, но если он опускает самолёт, руководствуясь соображением пилотажа, и диск солнца, в результате, исчезает, тогда он может разговляться. (из устной фетвы Ибн Бааза).
Кто прибыл в населенный пункт с намерением остаться там более чем на четыре дня, должен поститься, согласно мнению большинства учёных. Так, если человек направляется на учёбу заграницу на месяцы или годы, то согласно большинству учёных — включая четырёх имамов — он рассматривается как «поселившийся» и значит, он должен поститься и молиться в полном объёме. Если путник проезжает через город, не родной для него, ему не обязательно поститься, пока он не пробудет там более чем четыре дня, после чего пост путника переходит в разряд обязательного действия, т.к. он считается обосновавшимся. (Фатава Да’ва Ибн Бааз).
Кто начинает пост, будучи «поселившимся», затем выходит в путь в дневное время, может разговляться в дневное время, потому что Аллах разрешил для совершающих любое путешествие разговляться. Аллах говорит: «…а кто болен или в пути, то — число других дней…» [аль-Бакара 2:185]

22) Человеку, работа которого обычно связана с переездами, возможно даже с ежедневными, такому как курьер (а также таксисты, пилоты, персонал самолёта), кто путешествует, обслуживая интересы мусульман, следует восполнить число дней, пропущенных в Рамадан в другое время. Тоже самое применимо к морякам, у кого есть дом на суше; но если он имеет семью и всё необходимое на корабле, и постоянно путешествует, тогда ему не позволено разговляться и сокращать молитвы. Если кочующие бедуины путешествуют от своих зимних стоянок к летним, или наоборот, им позволено прерывать свой пост и сокращать молитвы во время стоянок, но как только они обосновались на своих летних или зимних стоянках, они не должны прерывать пост и сокращать молитвы, даже если они следуют за своими стадами. (см. Маджму Фатава Ибн Таймийа, 25/213).

23) Если путник прибыл куда-либо в дневное время, то относительно обязательности его поста существует известные разногласия среди учёных. (Маджму Фатава, 25/212). Но в любом случае, желательно ему пост продолжать, проявляя уважение к этому священному месяцу, и он должен восполнить день позже, прекратил ли он есть, и пить после прибытия или нет.

24) Если он начинает Рамадан в одном городе, затем совершает поездку в другой город, где месяц Рамадан настал раньше или наоборот позже, то в этом случае он должен руководствоваться местным установленным расписанием. Так, он должен заканчивать Рамадан только когда они заканчивают Рамадан, даже если это означает, что он будет поститься более чем тридцать дней, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поститесь, когда все постятся, и разговляйтесь, когда все разговляются.» Это значит, что если случилось так, что число дней поста путника оказалось меньше чем двадцать девять дней, он должен его восполнит после Ийда, потому что лунный (хиджри) месяц не может равен либо двадцать девять, либо тридцать дней. (из Фатава аль-Шейх Абдель Азиз ибн Бааз: Фатава аль-Сыйам, Дар аль-Ватан, 15-16)
Больные

25) В случае любой болезни, что доставляет человеку чувство недомогания, он может не поститься. Основанием этому служит аят : «…а кто болен или в пути, то — число других дней…» [аль- Бакара 2:185].
Но если болезнь несерьёзная, такая как кашель или головная боль, то это не причина для прерывания поста. Если есть медицинское подтверждение или человек знает из своего личного опыта, или он уверен, что пост усугубит его болезнь или задержит выздоровление, то ему позволено не поститься; более того, пост для него становится нежелательным (макрух. Если человек серьёзно болен, он не обязан ночью намереваться поститься следующий день, даже если существует возможность выздоровления на следующее утро, потому что рассматрению подлежит положение больного на текущий момент.

26) Если пост вызывает потерю сознания у него, он должен прервать свой пост и восполнить его позже. (Фатава, 25/217). Если человек теряет сознание в течение дня и приходит в себя перед Магрибом или после, его пост всё ещё действителен, при условии, что он постился утром; если он без сознания между Фаджром и Магрибом, тогда, согласно большинству учёных, его пост недействителен. Согласно большинству учёных, обязательным для человека, потерявшего сознание, является восполнить пост позже, вне зависимости, сколько он пробыл без сознания. (Аль-Мугхи ма’а аль-Шахр аль-Кабир, 1/412,3/32, аль-Мавсуа аль-Фикхийа аль-Кувайтийа, 5/268).
Некоторые учёные выпустили фетву о том, что человек, который потерял сознание или принял снотворные таблетки или принял общую анестезию, исходя из курса лечения, и потерял сознание на три дня или менее, должен восполнить пост позже, потому что он рассматривается как тот, кто уснул; если он бессознателен более чем три дня, он не должен восполнять пост, потому что он рассматривается как потерявший разум. (из устных фетв Шейха Абдель-Азиз ибн Бааза).

27) Если человек чувствует сильный голод или жажду, и опасается, что может умереть или некоторые из его органов могут быть непоправимо повреждены, и это серьезно, он может прекратить свой пост и восполнить его позже, потому что сохранение своей жизни — обязательно. Но не позволительно прекращать свой пост из-за сносного неудобства или из-за чувства усталости или из-за боязни воображаемых болезней. Людям, работающим на физически трудоёмких работах, не позволено прекращать свой пост, и они должны ночью вознамериться поститься следующий день. Если они не могут прекратить работу и опасаются какого-нибудь увечья, которое может с ними произойти на производстве в течение дня, или они сталкиваются с какими-то экстремальными трудностями, которые вынуждают их прервать пост, тогда они должны прекратить пост и восполнить его позже. Работники на физически трудоёмких работах, таких как работа с топками и выплавкой металла, должны постараться изменить рабочий график, чтобы работать ночью, или взять отпуск в Рамадан, или даже взять неоплачиваемый отпуск, но если это невозможно, они должны искать другую работу, где бы они совместили свои религиозные и мирские обязанности. » А кто боится Аллаха, тому устроит Он исход. И даст ему пропитание, откуда он и не рассчитывает.» [ Аль-Талак 65:2-3].
(Фатава аль-Ладжна аль-Даима 10/233,235).
Экзамены студентов, это не причина для прерывания поста во время Рамадана, и не позволительно подчиняться родителям в прерывании поста из-за экзаменов, потому что нет подчинения созданиям, если это приводит к неподчинению Создателю. (Фатава аль-Ладжма аль-Даима 10/241).

28) Больной, кто надеется выздороветь, должен ждать пока ему не станет лучше, затем он должен восполнить пропущенное; ему не достаточно просто накормить бедного. Страдающий от хроническим заболеванием и не имеющий надежду на выздоровление, а также престарелые люди, кто не в силах поститься, должны накормить бедного половиной са’ от распространенной еды в их стране за каждый пропущенный день. (половина са’ приблизительно равна полтора килограммам риса). Разрешается для них сделать это единовременно, в один день в конце Рамадана, или кормить бедного каждый день.
Если больной не постится в Рамадан, ожидая выздоровления, чтобы восполнить пост позже, затем обнаруживает, что его болезнь хроническая, он должен накормить бедняка за каждый пропущенный день.
(из фетвы Шейха Ибн Усаймина).
Если человек ожидает выздороветь от своей болезни и надеется поправиться, но потом умирает, то ни за ним, ни за его родственниками не существует никакого «долга». Если болезнь считается хронической, так, что он не постится и кормит бедного, затем находится в современной медицине средство излечения, которым он пользуется и поправляется — он не должен восполнять пост, который он пропустил, потому что он делал то, что он должен был делать в тот момент.
(Фатава аль-Ладжма аль-Даима 10/195).

29) Если человек болен, затем выздоравливает, и находится в состоянии восполнить пропущенные дни, но не делает это, потому что затем умирает, тогда нужно взять деньги из его собственности для накормления бедных, за каждый день пропуска. Если кто-то из его родственников хочет поститься за него, тогда это допустимо, потому что было передано в аль-Сахих, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто умирает, задолжав некоторые дни поста, пусть его родные постятся за него»
( из Фатава аль-Ладжма аль-Даима , раздел Дав’а, 806).

Престарелые
30) Престарелые, кто потерял свою силу и становится слабее с каждым днём по мере приближения смерти, не должны поститься, и им позволено не поститься, при условии, что пост будет слишком затруднителен для них. Ибн Аббас (раа) комментируя аят:
» А на тех, которые могут это(с трудностью),- выкуп накормлением бедняка.» [ аль-Бакара 2:184 ], говорил, что данный аят не отменен. Это относится к старым мужчинам и женщинам, кто не может поститься, поэтому они должны накормить бедняка за каждый день.»
(аль-Бухари, Китаб аль-Тафсир, Бааб Айаман Ма’дудат)
Те, кто достиг старости и их мысли пришли в беспорядок, не обязаны поститься, и их семьи не должны делать что-либо за них, потому что такие люди не считаются больше ответственными за деяния. Если они в одно время в здравом уме, а в другое — помешаны, им следует поститься, когда они в порядке, и они не должны поститься, когда они помешаны.
(см. Маджалис Шахр Рамадан, Ибн Усаймин, 28)

31) Для тех, кто сражается с врагами или осаждён врагами, если пост настолько ослабит их, что они не смогут сражаться, им позволено прервать свой пост, даже если они не в пути. Если им понадобиться прервать пост до сражения, они могут это сделать. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал своим сподвижникам однажды перед сражением: «Утром вам предстоит встретиться со своим врагом и прекращение поста сделает вас сильнее, поэтому не поститесь.» (Муслим, 1120, Абд аль-Баки. Это также поддержано Шейх уль Исламом Ибн Таймийа. Учёные Дамаска опубликовали фетвы в связи с монгольским нашествием на город).
32) Если причина для прекращения поста очевидна, как, например, болезнь, то больной может есть или пить открыто, но если причина скрыта, как, например, менструация, лучше есть и пить тайно, чтобы не навлечь на себя лишние обвинения и тому подобное.

Ния (намерение) во время поста
33) Ния (намерение) это требуемое условие поста-фарда (обязательного) и других обязательных постов, таких как восполнение пропущенного поста или пост как акт искупления (кафара), потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет поста для того, кто не вознамерился поститься с прошлой ночи.»
(Абу Дауд, 2454. Ряд учёных, таких как аль-Бухари, ан-Нисаи, ат-Тирмизи и др. считали, что это скорее мавкуф. См. Талкис аль-Хубайр, 2/188)
Намерение может быть изъявлено в любой момент ночи, даже если это произошло непосредственно перед началом Фаджр. Ния означает решимость в сердце сделать что-либо; произнесение его вслух это бид’а (недозволенное нововведение), и любой, кто знает, что завтра будет один из дней Рамадана и желает поститься, обязан изъявить намерение. (Маджму Фатава Шайх аль-Ислам,25/215). Если человек намеревается разговляться в течение дня, но не делает этого, то согласно самому верному мнению, его пост все же действителен; он подобен человеку, который вознамерился сказать что-то во время молитвы, но не сделал этого. Некоторые из учёных считают, что в этом случае пост нарушился, так как намерение исчезло, поэтому, во избежания ошибки, ему следует восполнить пост позже. Что касается вероотступничества, то оно бесспорно, делает недействительным намерение.
Человеку, постящемуся в Рамадан не обязательно повторять намерение каждую ночь в течение Рамадана; для него достаточно иметь намерение перед началом месяца. Если намерение прервано прекращением поста, например, из-за путешествия или болезни, он должен возобновить намерение поститься, когда основание для прерывания поста больше не действует.
34) Изъявление намерения в ночь накануне не является общим условием постов нафль (желательных), потому что в хадисе, пересказанном Айшой (раа) звучало: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды зашёл ко мне и сказал: «Есть ли у тебя что-нибудь (из еды)? Мы сказали: «Нет», «Тогда я пощусь» (Муслим, 2/809, Абд аль-Бааки). Но в случае особых постов нафль, таких как Арафа и Ашура, лучше, чтобы не ошибиться, сделать намерение в ночь накануне.
35) Если человек вступает в обязательный пост, такой как восполнение пропущенного в Рамадан, или исполнение клятвы, или пост как акт искупления (кафара), он должен завершить пост, и ему не позволено прерывать пост, пока нет на то серьёзного основания. В случае поста нафль, «человек, держащий добровольный пост решает на выбор или завершить пост до конца, или разговляться» (Ахмад, 6/342),- даже если нет причины для разговения.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вставал утром, будучи постящимся, затем он ел. (Сахих Муслим, передано по истории аль-хайс, когда ему дали в подарок еду, когда он был в доме Айши; 1154, Абд аль-Баки). Но будет ли вознаграждён тот, кто уже разговелся, за пост, без причины и за время, проведенное в посту? Некоторые учёные говорят, что он не будет вознаграждён (аль-Мавсуа аль-Фикхийа, 28/13), поэтому будет лучше для держащего добровольный пост завершить его, пока нет существенной и вынуждающей причины для прекращения поста.
36) Если человек узнал о начале месяца Рамадан с предрассветного времени, он должен прекратить есть и пить в оставшееся время дня, и он должен восполнить этот день позже, согласно мнению большинства, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет поста для того, у кого нет намерения поститься в ночь накануне» (Абу Дауд, 2454).

37) Если заключённый или пленник узнает, что Рамадан начался либо увидев появление месяца, либо ему сказал об этом правдивый человек, он должен поститься. Если он не знает, когда начало, он должен попытаться определить это для себя самостоятельно (иджтихад) и поступать в соответствии с тем, что наиболее вероятно. Если позже он обнаруживает, что его пост совпал с Рамаданом, — то это считается действительным, согласно мнению большинства учёных, и если его пост начался после Рамадана, — это также считается действительным, согласно мнению большинства фукаха, но если его пост начался перед Рамаданом, это не приемлемо, и он должен восполнить пост. Если часть его поста совпала с Рамаданом, а часть — нет, то, в этой ситуации действительными считаются дни, совпавшие с месяцем Рамадан и наступившие после окончания месяца, дни, которые человек постился до начала Рамадана, таким образом аннулируются. В случае если точные даты начала и конца Рамадана так и не выяснены, то пост можно считать действительным, потому что он сделал всё что мог, и Аллах не возлагает на человека ношу, за пределами его сил.
(Аль-Мавсуа аль-Фикхийа, 28/84).
Когда начинать и когда заканчивать пост
38) Как только диск солнца исчезнет полностью, постящийся должен разговляться, не обращая внимания на красное зарево, остающееся на горизонте, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Как только оттуда придёт ночь и день исчезнет оттуда (и солнце сядет) постящийся должен разговляться» (Аль-Бухари, аль-Фатх, 1954, указано в Маджму аль-Фатава, 25/216).
Сунна рекомендует поторапливаться с разговением. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не молился Магриб, пока не разговлялся, даже если это был глоток воды. (Хаким, 1/432, аль-Сильсила аль-Сахиха,2110). Если постящийся не может найти ничего для разговения, он должен вознамериться в сердце разговляться, и не сосать палец, как делают некоторые. Он должен остерегаться разговляться перед установленным временем, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) видел людей, подвешенных за свои жилы с кровоточащими уголками их рта, и когда он спросил о них, ему сказали, что это те, кто разговлялся перед тем, как приходило время это делать.» ( Хадис-сахих у Ибн хузайма, 1986, и в Сахих аль-Таргиб,1/420).

39) Когда наступает рассвет — это белый свет, пробивающийся из-за горизонта на востоке — постящийся должен прекратить есть и пить сразу, услышал ли он азан или нет. Если он знает, что муэдзин пропевает азан на рассвете, он должен прекратить есть и пить, как только он услышит азан, но если муэдзин пропевает азан перед Фаджр, он может продолжать есть и пить, когда услышит его. Если он не знает об обычном поведении муэдзина, или есть различия между муэдзинами, и он не может определить время рассвета для себя самостоятельно, — как это часто случается в городах из-за освещения и зданий, — ему следует обратиться к печатным расписаниям, если они основаны на правильных вычислениях.
Утверждение о том, что прекращение еды и питья, во избежания ошибки, должно быть до начала времени Фаджр, как например, за десять минут до него, является нововведением. Некоторые расписания имеют отдельную «имсак» (прекращение еды и питья) и отдельную графу для Фаджр — это противоречит Исламу.

40) Мусульмане, живущие в городах, где есть чёткое чередование дня и ночи каждые двадцать четыре часа, обязаны поститься, пока существует различение между днём и ночью. В некоторых местностях нет различения между днём и ночью; мусульмане в таких местах должны поститься согласно расписанию ближайшего города, где есть чёткое различение дня и ночи.
Вещи, нарушающие пост:

41) Кроме хайда (меструация) и нифаса (послеродовое кровотечение) существуют другие вещи, которые рассматриваются как нарушающие пост лишь при наличии как минимум одного из трех условий: если человек знает, что он нарушает пост и сведущ об этом; если он осознаёт, что он делает и не забыл, что он постится; он делает это по своей воле и без принуждения.
Среди вещей, нарушающих пост, есть действия, включающие в себя выделение внутренней жидкости, такие как половое сношение, рвота, менструация и кровопускание, и действия, включающие в себя поглощение, такие как еда и питьё.
(Маджму аль-Фатава,25/148)

42) Среди вещей, нарушающих пост есть вещи, которые классифицируются как еда и питьё, такие как принятие лекарства и таблеток орально, или инъекции питательных веществ или переливание крови.
Инъекции, даваемые не для замены еды и питья, а используемые для планомерного лечения, как пенициллин и инсулин, или тонизирующее средство или прививка, не нарушают пост, вне зависимости являются ли они внутримышечными или внутривенными. (Фатава Ибн Ибрагим, 4/189). Но, во избежание ошибки, все эти инъекции должны быть произведены в течение ночи.
Когда кровь извлекается, очищается и возвращается обратно, обогащённая препаратами или питательными веществами, то пост не нарушен. (Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 10/190)
Согласно наиболее верному мнению, клизмы, глазные капли, капли для ушей, выдёргивание зубов и лечение ран не нарушают пост.
(Маджму Фатава Шайх аль-Ислам,25/233,25/245).
Используемые при астме кислородные подушки не нарушают пост, потому что сжатый газ, идущий в лёгкие — это не пища и потребность в нем постоянна, в Рамадан и в другое время.
Сдача анализов крови не нарушает пост и считается дозволенным, в силу необходимости. (Фатава аль-Да’ва: Ибн Бааз,979).
Лекарства, как средства полоскания, не нарушают пост, при условии, что они не проглатываются. Если человек пломбировал зубы и чувствует привкус в горле, это не нарушает пост.
(из устной фетвы Шейха Абдель Азиза ибн Бааза).

43) Любой, кто ест и пьёт намеренно в дневное время в Рамадан без уважительной причины, совершает большой грех (кабира), и должен покаяться и восполнить пост позже. Если он нарушил пост принятием запретного, как например, питьём алкоголя, это увеличивает его грех. Как бы то ни было, он должен раскаяться искренне и совершать больше нафиль, постов и других актов поклонения, чтобы избегнуть разрыва в записи своих обязательных поступков, и возможно Аллах примет его покаяние.

44) «Если он забылся, принял еду и выпил, тогда пусть он продолжает свой пост, ведь Аллах накормил его и напоил его» (аль-Бухари, Фатх,1933).
Согласно другой передаче, «Он не должен восполнять пост позже или совершать искупление». Если человек видит кого-то, кто ест, потому что тот забыл о своём посте, он должен напомнить ему, так как в аяте сказано: «…И помогайте одни другим в праведности и богобоязненности…». [аль-Маида 5:2], и в хадисе: «Если я забуду, напомните мне»; а также согласно принципу, гласящему что плохой поступок (мункар), должен быть исправлен. (Маджлис Шахр Рамадан, Ибн Усайман,70)

45) Те, которым нужно прервать свой пост, чтобы спасти кого-то, чья жизнь в опасности, могут прервать пост и должны восполнить его позже. Это применимо, когда кто-нибудь тонет или нужно потушить огонь.

46) Если человек обязан поститься, но он намеренно вступил в сношение в дневное время в Рамадан, по собственному желанию, когда оба интимных органа (гениталии) соприкоснулись, и головка пениса вошла во влагалище, его пост прервался, независимо от того, произошла эякуляция или нет, и он должен покаяться. Ему следует всё ещё поститься остальную часть дня, но он должен восполнить пост позже, и совершить искупление (кафара), потому что хадис, изложенный Абу Хурайрой (раа) говорит: «Когда мы сидели с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), подошёл человек и сказал: «О Посланник Аллаха, я погиб!» Он спросил: «Что с тобой случилось?» Он сказал: «Я вступил в связь с женой, несмотря на то, что я пощусь.» Посланник Аллаха сказал: «У тебя есть раб, которого можно отпустить?» Он сказал: «Нет». Он спросил: «Сможешь ли ты поститься два месяца подряд?». Он сказал: «Нет…» Он спросил: «Есть ли у тебя что-либо, чем можно накормить шестьдесят бедняков?» Он ответил: «Нет….». (Аль-Бухари,аль-Фатх,4,1936). То же правило применимо в случаях зина (прелюбодеяние), гомосексуализма и скотоложства.

47) Если мужчина хочет вступить в сношение со своей женой, но он нарушает пост, первым делом поев, его грех более серьёзен, потому что он нарушил святость месяца дважды, едой и совокуплением. Здесь, обязательность искупления становится ещё более определённой, и его ухищрение тем более пагубно. Он должен покаяться искренне. (см. Маджму аль-Фатава. 25/262).

48) Поцелуи, объятия, обнимания, касания и неоднократное разглядывание жены или наложницы, если мужчина может контролировать себя, допустимы, потому что передаётся в аль-Сахияне от Айши (раа), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) целовал и обнимал своих жён, пока он постился, но он превосходно контролировал свою страсть. Что касается хадиса кудси: «он удаляется от жены ради Меня», это относится к сношению. Но если человек быстро возбуждается и не в состоянии контролировать себя, то тогда ему не разрешено целовать и обнимать жену, потому что это ведёт его к нарушению поста, так как он не может быть уверен, что избежит эякуляции или сношения. Аллах говорит в хадисе кудси: «и он оставляет свою страсть ради Меня» Исламский принцип таков, что то, что ведёт к хараму — тоже харам.

49) Если человек занимается совокуплением и начался рассвет, то он обязан прекратить это, и его пост будет действителен, даже если он изверг семя после прекращения, но если он продолжает совокупление после рассвета, он нарушил свой пост, и он должен покаяться, возместить пост позже и представить искупление.

50) Если наступает утро, а человек в состоянии джанаба (нет чистоты после совокупления), это не влияет на его пост. Ему или ей позволено запоздать с гуслем (полным омовением), является ли это следствием джанаба или следует за менструацией, или за послеродовым кровотечением после восхода солнца, но лучше поторопиться с гуслем, чтобы успеть помолиться.

51) Если постящийся спит и испытывает поллюции, это не нарушает его пост, согласно консенсусу учёных (иджма), поэтому ему следует продолжать пост.

52) Если человек извергает семя днём в Рамадан от чего-то, от чего он не в силах воздержаться, как, например, касание или непрерывное разглядывание женщины, он должен покаяться Аллаху и поститься остальную часть дня, а также восполнить пост позже. Если человек начинает мастурбировать, но затем останавливается и не извергает семя, тогда он должен покаяться, но не должен восполнять пост позже, потому что он не извергнул семя. Постящийся человек должен сторониться всего, что может спровоцировать его страсти, и он должен отталкивать любую дурную мысль, приходящую в голову. Тем не менее, согласно самому верному мнению, если он выделяет жидкую секрецию (мази) он не нарушает свой пост.
Выделение вади, густого липкого вещества, выходящего после мочевыделения, без чувства сладострастия, не нарушает пост, и человек не должен принимать гусль, но он должен совершить истинджа’ (промыть интимные органы) и совершить вуду’.
(Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 10/279).

53) «Кто испытал непреднамеренную рвоту, не должен восполнять пост позже, но кто вызывает рвоту специально, должен восполнить пост» (Сахих хадис, переданный ат-Тирмизи,3/89). Тот, кто вызывает рвоту преднамеренно, нажиманием пальцем в низ горла или, применяя давление на свой желудок, или преднамеренно вдыхая отталкивающий запах, или смотря на что-то, что вызывает у него рвоту, обязан восполнить пост позже. Если он чувствует, что сейчас вырвет, затем это утихает, — это не нарушает его пост, потому что это вне его контроля, но если рвотное вещество выходит в рот и он проглатывает его обратно, это нарушает его пост. Если человек чувствует слабость в животе, он не должен подавлять потребность вырвать, потому что это может принести ему вред. (Маджалис Шахр Рамадан, Ибн Усаймин, 67).
Если человек непреднамеренно проглатывает что-то, что застряло у него между зубов, или это настолько мало, что он не может сказать, что оно было там, или он выплёвывает его, — то оно считается частью слюны, и это не нарушает его пост. Но если оно достаточно велико, чтобы выплюнуть, он должен выплюнуть. Если он выплёвывает его, тогда это считается нормальным, но если он проглатывает, то нарушает свой пост. Если оно может раствориться во рту, полностью или частично, и имеет привкус или сладость, то харамом будет жевать его. Если любое такое вещество достигает желудка, это нарушает пост. Если человек сплёвывает воду после полоскания рта, на его пост не может повлиять никакая влажность или мокрота, оставшаяся после, потому избежать ее невозможно никак.
Если у него повреждения дёсен или его дёсна кровоточат после использования сивака, то не разрешено для него проглатывать кровь: он должен выплёвывать её. Однако, если некоторая часть крови проникла в горло по случайности, непреднамеренно, то нет повода для беспокойства. Таким же образом, если рвотное выделение поднимается к его горлу, затем опускается обратно в желудок без его намерения, чтобы это произошло, его пост всё еще действителен. (Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 10/254).
Относительно слизи, выходящей из головы (носа и гайморовой полости) и мокроты выходящей из груди от кашля и прочищения горла, если она проглочена перед тем как дойти до рта, это не нарушает пост, потому что это проблема, с которой сталкиваются все люди; но если она проглатывается после достижения рта, это нарушает пост. Однако, если она проглатывается ненамеренно, это не нарушает пост. (Фатава аль-Ладжна аль-Даима,10/276).
Не одобряется (макрух) пробовать пищу без надобности, потому что это подвергает риску нарушения поста. Примерами случаев, когда необходимо пробовать пищу могут быть разжёвывание пищи матерью для младенца, когда она не имеет других путей накормить его, опробование пищи, чтобы убедиться, что она в порядке, и проба пищи при покупке. Передаётся со слов Ибн Аббаса (раа): «Нет ничего плохого в опробовании уксуса или чего-то, что кто-нибудь собирается купить.» (определён как хасан в Ирва’ аль-Галил,4/86;см. аль-Фатх, комментарии Бааб Игтисаль аль-Саим, Китаб аль-Сыйам).

54) Использование сивака это Сунна для того, кто постится в любое время дня, даже если он свежий. Если постящийся использует сивак и обнаруживает или привкус горечи от него или другой привкус, и проглатывает это, или если он вынимает сивак изо рта и видит слюну на нём, затем кладёт его обратно в рот и проглатывает слюну, это не нарушает его пост. (аль-Фатава аль-Са’дийа, 245). Он должен избегать те виды сиваков, которые содержат в себе растворимые вещества, такой как зелёный сивак, или сивак, с вкусовыми добавками, как лимон или мята. Он должен выплёвывать самый маленький кусочек, который отделился от сивака в его рту; он не должен проглатывать его намеренно, но если проглотит его случайно, нет вреда в этом.

55) Если постящийся поранился или страдает от кровотечения из носа, или случайно вода или бензин попадает ему в рот, это не нарушает его пост. Если пыль, дым или муха случайно попадает ему в рот, это не нарушает его поста также. Вещи, которые невозможно избежать при глотании, как слюна или пыль с сухой земли, не нарушают пост. Если человек собирает достаточное количество слюны во рту, затем специально проглатывает, то это не нарушает пост, согласно самому верному мнению. (аль-Мугхи, Ибн Кудама, 3/106).
Если слёзы попадают в горло, или если человек использует масло для своих волос или для усов, или использует хну, а затем обнаруживает её привкус в горле, то это не нарушает его пост. Использование хны, теней для глаз или масла не нарушает пост. (см. Маджму аль-Фатава, 25/233,25/245). Это также относится к кремам, используемым для увлажнения и смягчения кожи. Нет ничего плохого во вдыхании благовоний, использовании парфюмерии или душистых кремов и т.д. Нет ничего плохого, если постящийся использует бухур (ладан), при условии, что он не использует его как курительное.
(Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 10/314).
Лучше не использовать зубную пасту в дневное время и отложить это на вечер, потому что она имеет очень сильный привкус. (аль-Маджалис, Ибн Усаймин, 72)

56) Желательно во время поста не совершать кровопускания (хиджама). Существует расхождение во мнениях по этому вопросу. Ибн Таймийа (ра) считал, что тот, кому совершили кровопускание, нарушил пост, но тот, кто его совершает, не нарушает пост.

57) Курение нарушает пост и оно не должно оправдывать избежание поста. Как грех может быть оправданием?

58) Погружение в воду или закутывание во влажную одежду для прохлады не нарушает пост. Нет ничего плохого в обливании головы холодной водой, чтобы защититься от жары и жажды. Плавание не одобряется, потому что можно нарушить пост (глотанием воды). Если работа человека связана с нырянием и он может быть уверенным, что вода не попадёт ему в рот, то нет ничего плохого в этом.

59) Если человек ест, пьёт или совокупляется, думая, что ещё ночь, затем осознаёт, что уже рассвет, то в этом нет никакого вреда, потому что аят ясно устанавливает дозволенность этих вещей до того как человек уверен, что уже рассвело. Абд аль-Раззак (ра) передал через сахих иснад от Ибн Аббаса (раа): «Аллах разрешил вам есть и пить, пока нет у вас никакого сомнения.»
(Фатх аль-Бари,4/135; такое же мнение у Шейх аль-Ислама Ибн Таймийи (ра), Маджму аль-Фатава,29/263)

60) Если человек разговляется, думая, что солнце уже село, тогда как оно не село, он должен восполнит пост позже (согласно мнению большинства учёных), потому что здесь принцип таков, что день продолжается и то, что явное не может быть отвергнуто в пользу сомнительного. (Шейх аль-Ислам Ибн Таймийа (ра) считал, что человек в такой ситуации не обязан поститься позже)
Если наступил рассвет, а пища или вода всё ещё во рту, фукаха сошлись на том, что их нужно выплюнуть, и такой пост будет действителен. Это подобно правилу относительно того, кто ест или пьёт, забывшись, затем вспоминает, что он постится, — если он поспешит выплюнуть еду или воду изо рта, его пост будет действительным.

Правила поста для женщин
62) Женщина, которая достигла половой зрелости, но стесняется сказать об этом, и поэтому не постится, должна покаяться и восполнить пропущенные дни поста, так же как и накормить бедняка за каждый день как искупление за задержку с её постом, если наступает следующий Рамадан, а она ещё не компенсировала те дни. Её положение подобно положению женщины, которая постилась в месячные, стесняясь, а затем не восполнила дни позже. Если женщина не знает точно, сколько дней она пропустила, ей следует поститься, пока он не будет достаточно уверенна, что восполнила дни, которые пропустила и не компенсировала с прошлого Рамадана, и представить искупление за каждый день. Она может это сделать во время поста или отдельно, в зависимости от её возможностей.

63) Замужняя женщина может поститься только с разрешения мужа ( искл. в Рамадан), не находящегося в отъезде, когда же муж в отъезде, то его разрешения не требуется.

64) Когда женщина, у которой менструация, видит белое вещество, — которое выходит из матки, когда месячные заканчиваются — посредством чего женщина узнаёт, что она становится чистой (тахир), она должна вознамериться поститься в ночь накануне и ей следует поститься на следующий день. Если она находится в неведении относительно своей чистоты, она должна вставить кусочек ваты или чего-нибудь подобного, и если он выходит чистым, она должна поститься; а если она начинает заново кровоточить, то ей следует прекратить пост, потому что это нарушает пост, пока не кончатся месячные.
(Фатава аль-Ладжна аль-Даима,10/154)
Если остановка кровотечения продолжается до Магриба, и она уже постилась, вознамерившись в ночь накануне, то её пост действителен. Если женщина чувствует движение менструальной крови внутри себя, но она не выходит после захода солнца, то её пост действителен и не требует компенсации. Если месячные или послеродовое кровотечение прекращаются в течение ночи, и она вознамеривается поститься, но рассвет приходит до того, как она успевает сделать гусль, то согласно всем учёным её пост имеет силу. (аль-Фатх, 4/148).
65) Если женщина знает, что её месячные наступят завтра, её следует всё ещё сохранять своё намерение и продолжать пост, она не должна прерывать пост, пока воочию не увидит кровь.
66) Лучше для женщины, у которой период менструаций, оставаться естественной и довольствоваться тем, что Аллах постановил для неё — и не принимать никаких лекарств для предотвращения кровотечения. Её следует довольствоваться тем, что Аллах принимает от неё из прекращения поста и восполнения этих дней позже. Вот такими были Матери правоверных и женщины салаф. (Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 10/151). Более того, есть медицинское свидетельство, доказывающее, что многие вещи, используемые для предотвращения кровотечения, в действительности вредны, и многие женщины пострадали от нерегулярных месячных, которые есть результат этого. Однако, если женщина делает это и принимает что-то для остановки кровотечения, затем поститься, тогда всё в порядке.
67) Если у беременной женщины происходит выкидыш плода в стадии формирования различных органов и членов, таких как голова или рука, подобный случай рассматривается как нифас и женщина не постится; если, выкидыш произошел на ранних стадиях беременности, то женщина считается в положении истихада, и ей вменяется пост. (Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 10/224).
Если женщина становится чистой от нифас до истечения сорока дней, то ей следует поститься, совершить гусль, чтобы она могла молиться. (аль-Мугхи ма’а аль-Шахр аль-Кабир,1/360). Если её кровотечение продолжается в течение сорока дней после рождения, ей следует прекратить пост, потому что это ещё нифас. Если кровотечение продолжается после сорокового дня, она должна вознамериться для поста и совершить гусль (согласно мнению большинства), и любое кровотечение после сорокового дня рассматривается как истихад — пока это не совпадает с её месячными, тогда это хайд.(менструальная кровь).
68) Истихада (не менструальное вагинальное кровотечение) никак не влияет на пост.

69) Согласно самому верному мнению, женщина, которая беременна или кормящая, рассматривается как тот, кто болен, поэтому ей позволено не поститься, и она должна восполнить только пропущенные дни, опасается ли она за себя или за ребёнка. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника, и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин.» (ат-Тирмизи,3/85, он сказал — это хасан хадис). Если беременная женщина постится и испытывает некоторое кровотечение, её пост всё ещё действителен; это не влияет на пост вообще.
(Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 10/225).

70) В случае, когда женщина обязана поститься и если её муж вступил с ней в сношение в дневное время в Рамадан с её согласия, тогда правило, применимое к нему, относится также к ней. Если, однако, он принуждает её сделать это, она должна изо всех сил сопротивляться, и она не должна представлять позже искупление. Ибн Акил (раа) сказал: «В случае, когда мужчина совершил совокупление со своей женой в дневное время Рамадана, пока она спала, она не должна приносить искупление.» Но чтобы не ошибиться, она должна восполнить этот пост позже. (Шейх аль-Ислам Ибн Таймийа (ра) придерживался мнения, что это не обесценивает её пост вообще). Женщина, которая знает, что её муж не может себя контролировать, должна держаться от него подальше и не приукрашиваться в дневное время.
В случае добровольного поста, женщине не позволено начинать необязательные посты, когда её муж рядом без его разрешения, потому что в хадисе, переданном Абу Хурайрой (раа), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ни одна женщина не должна поститься без разрешения её мужа, когда он рядом.» (аль-Бухари,4793).
В заключении, это всё, что я смог написать об основных моментах поста. Я прошу Аллаха помочь нам поминать Его, благодарить Его и поклоняться Ему должным образом, завершить наш Рамадан с прощением, и охранить нас от Огня.
Да благословит Аллах нашего Пророка, его семью и сподвижников, и да подарит им мир!

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Фатвы о посте.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.