Должен ли освобождаемый раб быть свободным от недостатков

1922 Должен ли освобождаемый раб быть свободным от недостатков

«Если человек собрался освобождать раба, ставится ли условием, чтобы раб был свободным от недостатков (т.е. физический недостатков: слепой, глухой, немой, не способный на работу и т.д.) или можно освободить любого раба?».

Первое мнение, которого придерживались большинство шафиитов, а также большинство ханбалитов, и ханафитов других, то, что нельзя, человек должен быть здоровым и в нем не должно быть таких-то и таких-то недостатков. И у них произошло разногласие в том, какие именно недостатки могут быть, какие нет и т.д., и когда недостаток раба является сильным, который мешает ему производить трудовые действия, так что в случае освобождения этого раба, это освобождение не засчитывается как искупительное действие.

Второе мнение: Которого придерживался Дауд аз-Зохири, а также Ибн Хазм, то что можно освободить любого раба, без разницы есть у него недостатки или нет.

Ибн Хазм сказал: «Что касается раба, у которого есть недостатки, то все ученые единогласны в том, что если эти недостатки являются не значительными, то проблем нет, можно раба освободить. Но вместе с этим нет никакого конкретного контекста, или единогласного мнения, или какой-нибудь аналогии, которая указывала на то, что когда недостаток является веским, и когда является не значительным». Смысл слов Ибн Хазма: «Мы говорим, что можно освободить любого раба, потому что ученые единогласны, в том что если недостатки раба не значительны, то это не мешает освободить этого раба, для совершения искупительных действий. Теперь мы (ибн Хазм) говорим, что любой недостаток не нарушает. Потому что нет никакого довода на то, что является недостатком значительным, а что нет». Также ибн Хазм сказал: «У них нет никакого пути, чтобы различать какой недостаток является слабым, а какой является серьезным, отсюда ты понял, что это является просто их мнением, которые являются не правильными, которые не соответствует ни Корану, ни Сунне».

Говорит Мухаммад ибн Хизам: «И то что кажется более правильным, уа Ллаху А’лям, то что если раб такой что он не принесет никакой пользы себе или он не принесет никакой пользы никому другому, тогда освобождение такого раба является не правильным и не достаточным.
Потому что Всевышний Аллах сказал: «И не тратьте на пути Аллаха то, что является скверным, то, что сами бы вы не взяли, кроме как закрыв глаза». И сказал пророк, салля Ллаху алейхи уа салляма: «Поистине Всевышний Аллах Благой и не принимает ничего кроме благого». (Имам Муслим, со слов Абу Хурейры).
Говорит Мухаммад ибн Хизам: «Но если уж человек не может найти никакого раба кроме такого раба, тогда если он его освободит, то такое освобождение является действительным и принимается как искупительное действие».

_________________________________________________________________
[ Источник комментарии на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани «Булуг Аль Марам» «Фатх уль-‘Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма’а зикри ба’диль масаиль аль-мульхака» (Помощь от Знающего в изучении хадисов «Булуг уль-Марам» с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов). Автор комментария: Абу ‘АбдиЛлях Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани. Уроки по книге провел: Руслан Абу Ибрахим. Текст переписан с уроков ].

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Восполнение поста.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.