Можно ли держать добровольную уразу, если на тебе есть обязанность возмещения уразы рамадана.

1946 Можно ли держать добровольную уразу, если на тебе есть обязанность возмещения уразы рамадана.

«Разрешено ли тому на ком есть возмещение обязательной уразы совершать уразу добровольную»?

В этом вопросе несколько мнений:

Первое мнение: то, что это является разрешенным этому человеку, но пока не станет тесным время (до следующего Рамадана). И они сказали: «Раз время является широким, то он может совершать добровольные посты» и это мнение ханафитов и риваят от имама Ахмада.

Второе мнение: разрешено ему держать добровольную уразу, но не желательно, пока не возместит пропущенные дни Рамадана, кроме как если ураза добровольная действительно является очень желательной (ураза дня ‘Арафата и т.п.), тогда в таком случае не является нежелательным поститься добровольный пост. И это мнение маликитов.

Третье мнение: если человек не продержал уразу в месяц Рамадан по уважительной причине, тогда он может держать добровольную уразу, а если он упустил дни уразы в месяц Рамадан без уважительной причины*, то он обязан их возместить сначала, потом держать уразу добровольно. И это мнение шафиитов.

*(Ранее мы говорили что тот кто не постился в рамадан без уважительной причины то он не возмещает пост а приносит покаяние Аллаху).

И правильным в этом вопросе является первое мнение. И это мнение выбрал шейх ибн ‘Усаймин (рахимаху Ллах). С условием что есть еще время чтобу не упустить возмещения постов Рамадана до наступления следующего Рамадана.

[Примечание редактора стенограммы:

Соблюдение желательного поста до того, как были восполнены пропущенные дни поста в месяц Рамадан.

Ответ: Хвала Аллаху.

Ученые в отношении этого вопроса придерживаются разных точек зрения.

Некоторые из них считают, что «соблюдение желательного поста до возмещения обязательного не является верным, а человек, поступающий подобным образом, является грешным». Они мотивировали это тем, что дополнительное поклонение не совершается до обязательного (до возврата долга – прим пер.).

Другая же группа ученых считали, что подобное разрешено, если есть ещё много времени (для возвращения долга или выполнения обязательного). Они сказали: «Пока времени остаётся много, дополнительное поклонение разрешено. Как если бы человек совершил дополнительную молитву до обязательной. К примеру, время полуденной молитвы (зухр) наступает после зенита солнца и заканчивается тогда, когда длина тени предмета будет равняться длине этого предмета. Человек может отложить совершение полуденной молитвы до последнего времени, а перед ней он может совершить дополнительные молитвы. Так как времени еще много».

Это мнение большинства учёных. И это мнение выбрал шейх Ибн ‘Усеймин. Он сказал: «Это более очевидно, и ближе к истине. Пост такого человека правилен, и он не делает греха. На это указывает сравнение по аналогии. Сказал Всевышний Аллах:
„А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время“ (сура «аль-Бакара», аят 185). То есть пусть он поститься в другие дни. Аллах не ограничил и не сделал обязательным соблюдение поста сразу же, подряд. Если бы было предписано последовательное возмещение поста, то было бы необходимо преступить к этому немедленно. А этот аят указывает на то, что здесь есть выбор».
См. аш-Шарх аль-мумти‘. – Т. 6. – С. 448.

Однако Ибн Усаймин говорил, что это не относится к шестидневному посту месяца шаууаль, который следует за Рамаданом, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней шаууаля, подобен постившемуся в течении всего года». Муслим 1164. Таким образом, пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал награду за пост щаууаля с Рамаданом, и тому, кто желает получить эту награду следует сначала возместить пост Рамадана. См. «Шархуль-мумти’» 6/448.

Второе мнение относительно соблюдения добровольного поста до возмещение поста Рамадана состоит в том, что это дозволено, но не желательно. И об этом говорили некоторые маликиты и шафииты.

И третье мнение состоит в том, что это не дозволено и что добровольный пост не принимается пока человек не возместит пост месяца Рамадан. Это редкое мнение некоторых ханбалитов, и их доводом является хадис, который передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто застал Рамадан, а на нем был пропущенные дни предыдущего Рамадана, которые он не возместил, то не примется от него пост! И тот, кто будет соблюдать добровольный пост, имея на себе не возмещенные дни Рамадана, то поистине, не примется это от него, пока он не возместит пост Рамадана!» Ахмад 8606.
Относительно достоверности этого хадиса были разногласия по причине передатчика по имени Ибн Ляхи’а. Ученые разошлись в отношении него. Среди них были те, кто полностью отвергал его хадисы. И были те, кто считал, что хадисы, которые он передавал до того как сгорели все его книги, приемлемым, а после этого нет, поскольку он стал ошибаться и путаться после этого. Кто считал его приемлемым передатчиком, называли этот хадис достоверным, и из их числа хафиз аль-Хайсами, имам ас-Суюты и шейх Ахмад Шакир.
Однако шейх аль-Альбани считал этот хадис слабым и говорил, что большинство имамов не принимали хадисы Ибн Ляхи’и ни до того, как сгорели его книги, ни после.
И если этот хадис слабый, то наилучшим мнением является первое, которое поддержал шейх Ибн Усаймин.

__________________

Сказал имам ас-Сам’ани, да смилуется над ним Аллах:
«Что же касается второго вида ваджиба, связанного со временем, это тот вид ваджиба, при выполнении которого в это время остается время на другое. И если хочешь, можно сформулировать: «Время хватает и на него, и для другого помимо него», и это подобно пяти молитвам, которые связаны с известным временем, и мы категорично знаем, что время отведенное на них, позволяет выполнить их, и выполнить что либо другое. И у нас обязательны подобные поклонения в начале их времени широкой обязательностью, и смысл широкой обязательности, что разрешается отложить их от их начального времени до того времени, что человек будет знать, что если еще задержит, то не успеет их выполнить. И в таком случае устрожается к нему, и запрещается ему откладывать дальше».
Затем имам упомянул доводы противоречащих и опроверг их. Источник: «Кауаты аль-адилля фи усуль аль фикх», 173-174

Сказал Ибн Кудама:
«Передано от Ахмада, что разрешено совершать добровольный пост, не восполнив обязательного, поскольку восполнение обязательного поста — это поклонение расширенное по времени, поэтому разрешено совершать добровольный пост во время отведенное для восполнения обязательного поста, до его восполнения, также как и молитва разрешается совершать добровольную молитву в начале времени отведенного для обязательной молитвы»
Источник: «Аль-Мугни», 6-147.

Однако это не касается поста за месяц Шавваль.

Шейха Ибн Усеймина, да помилует его Аллах, спросили, можно ли женщине, имеющей долг за рамадан, сначала пропоститься шесть дней шавваля, или же сначала нужно восполнить рамадан?
Он ответил: “Если женщина не допостилась рамадан, то она не должна поститься шесть дней из шавваля до того, как восполнит рамадан, потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто постился рамадан, потом шесть дней из шавваля…”, и та женщина, которая имеет долг за рамадан и не допостилась, получит аджр за держание поста шести дней только после того, как закончит поститься рамадан. Если предположить, что восполнение рамадана займет весь шавваль, как, например, у женщины-нафсы (с послеродовым кровотечением), которая не постилась ни дня в рамадане, потом начала возмещать рамадан в шаввале и не закончила возмещение до того, как начался месяц зуль-къаъда, то она может поститься шесть дней шавваля в шаввале, и у нее будет аджр за то, что она постилась в шаввале, т.к. отложение возмещения рамадана в данном случае – дарура (необходимость), держание поста шести дней шавваля имеет оправдание, и у нее будет за это аджр (”Маджмуъ аль-фатава”, 19\20).)

Шейх Ибн Усеймин сказал: «Тот, кто постился в день Арафата или день Ашура, тогда, как на нем был долговой пост за пропущенные дни Рамадана, его пост будет действительным. Однако если он намеривался бы поститься в этот день и тем самым возместить долговой пост, то он приобрел бы две награды: награду за пост дня Арафата и другую, за возмещение пропущенного поста. Это относится к дополнительным постам (ат-татову аль-мутлякъ), которые никак не связаны с Рамаданом. Но пост 6 дней Шавваля связан с Рамаданом и он никак не может произойти, кроме как после завершения всех дней поста этого месяца. Если же кто то постился эти дни, до того как возместил пост Рамадана, то он не получит желаемую награду, т.к. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто постился месяц Рамадан, а затем продолжил пост 6 дней месяца Шаваль, то он подобен постящемуся целый год». «Фатава ас-сиям» 438.

Вопрос: Разрешено ли держать дополнительные виды поста для того, на ком еще лежит возмещение пропущенных дней поста в рамадане, до того как возместит пропуски? И можно ли объединить два намерения: на пост возмещения и дополнительный пост, как например если будет держать пост в день Арафата чтобы возместить этим день рамадана и так же ради того, чтобы получить награду поста обещанную за пост в день Арафата?

Ответ Шейха Усаймина: Если дополнительный пост из числа того, что должно быть после завершения поста рамадана – как пост шести дней шавваля – и его держали до того, как возместить пропущенные дни рамадана – то он недействителен. Участились вопросы о положении поста шести дней шавваля прежде возмещения поста рамадана, совершаемого для того, чтобы не упустить месяц шавваль, и известно, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто, отпостив рамадан, добавлял затем шесть дней в шаввале, тот как будто держал пост все время». У кого же после рамадана остались дни возмещения, тот на самом деле не отпостил рамадан. Поэтому не может возмещение дней рамадана следовать за постом в шесть дней шавваля, ведь должны эти шесть дней шавваля быть после того, как будет полностью завершен пост месяца рамадан.
Если же этот дополнительный пост не относится к посту шести дней шавваля, то тут есть два мнения у ученых. Некоторые из них сказали, что не разрешено держать дополнительный пост тому, у кого осталась задолженность по возмещению поста, потому что возмещение обязательно и оно важнее дополнительного поста, и с возмещения нужно начинать. И некоторые сказали, что разрешено держать дополнительные виды поста до возмещения дней рамадана, потому что оставлять возмещение можно даже до времени ша’бана. И если время для выполнения обязательного настолько распростерто, то разрешается выполнять до него дополнительное, как например можно выполнить дополнительный желательный намаз до обязательного. В любом случае, даже учитывая это разногласие, начинать с обязательного поста – мудро, потому что обязательное – важнее, и потому что человек может умереть до того, как возместит его и будет озабочен этим обязательным делом, которое он откладывал на потом. Если же он желает совместить этот обязательный пост возмещения с другими видами узаконеного поста, как например пост в десять дней месяца зуль-хидджа, в день Арафата, в день ашура (десятый день месяца мухаррам), то мы надеемся, что он получит награду за выполнение обязательного и желательного, опираясь на общий смысл слов посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, которые он сказал, отвечая на вопрос о посте в день Арафата: «Рассчитывай, что Аллах (за это) сотрет прегрешения, года который был до него и года который после него». Я надеюсь, что удостоит Аллах совершающего такое совмещение двумя видами вознаграждения: вознаграждение за выполнение обязательного и вознаграждение за выполнение дополнительного. А лучше, чтобы выделил он для выполнения обязательного одни дни и выполнил дополнительное в другие.
«Фатауа нурун аля ддарб: аз-закат уа ссыям»

http://www.ibnothaimeen.com/all/noor/cat_index_19.shtml

Конец примечания].

_________________________________________________________________
[ Источник комментарии на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани «Булуг Аль Марам» «Фатх уль-‘Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма’а зикри ба’диль масаиль аль-мульхака» (Помощь от Знающего в изучении хадисов «Булуг уль-Марам» с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов). Автор комментария: Абу ‘АбдиЛлях Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани. Уроки по книге провел: Руслан Абу Ибрахим. Текст переписан с уроков ].

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Восполнение поста.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.