Обязаны ли женщины возмещать пост, пропущенный по причине беременности и кормле-ния грудью?

 

 

Обязаны ли женщины возмещать пост, пропущенный по причине беременности и кормления грудью?

 

Рассматриваемые вопросы в статье:

1 Беременная женщина соблюдала пост, и у неё было кровотечение

2 О том, что беременная и кормящая могут прервать пост в случае необходимости

3 Первое мнение состоит в том, что беременная и кормящая обязаны

4 Второе мнение состоит в том, что беременная просто возмещает пропущенные дни поста, а кормящая возмещает и кормит за каждый день

бедняка.

5 Третье мнение состоит в том, что беременная и кормящая просто обязаны возместить пропущенные дни поста, не кормя бедняков.

6 Четвертое мнение состоит в том, что беременная и кормящая и не возмещают пост, и не кормят бедняков.

7 Пятое мнение состоит в том, что беременная и кормящая не должны поститься, а должны накормить за каждый пропущенный день одного бедняка.

8 Вывод

9 Разъяснение некоторых сомнений

10 Чем следует кормить бедняка?

 

 

1 Беременная женщина соблюдала пост, и у неё было кровотечение.

Вопрос: Я соблюдала пост на протяжении всего месяца Рамадан, однако, я почти уверена, что мой пост не действителен, так как я была беременна, и у меня было кровотечение. Сейчас я слаба и не могу поститься. Если мой пост не верен, то, как мне быть?

Ответ: Хвала Аллаху. «Если постилась беременная женщина, у которой были кровотечения, то ее пост верен. Так как кровотечение во время беременности не влияет ни на что. Оно не считается ни менструацией, ни родовым кровотечением.

В большинстве случаев у беременных не бывает менструаций. А те ученые, что считают, что у беременной может быть менструация, обусловливают тем, чтобы её периодичность была такой же, как и до беременности.

 

Если женщина, которая задает вопрос, не понимает природу кровотечения, а само кровотечение прерывается и отличается периодичностью от менструации до беременности, то оно считается кровотечением по болезни. Пост её в этом случае будет верен, и ей не нужно возмещать его, хвала Аллаху. В большинстве случаев у беременных бывает аномальное кровотечение: оно может увеличиваться, уменьшаться, прерываться и быть различным. На пост и молитву оно не влияет.

 

Если же это кровотечение приходит с той же периодичностью, что и менструации до беременности, оно не изменилось, то, как говорят некоторые ученые, это менструация. В этом случае она не должна молиться и соблюдать пост. Об этом говорила группа ученых.

 

Другая группа ученых говорила, что, даже если кровотечение у нее приходит с той же периодичностью, что и до беременности, то их не нужно принимать в расчет, так как у беременных менструации не бывает. Это мнение известно среди ученых. Однако в большинстве случаев, у беременных бывает кровотечение иное, не периодичное, которое невозможно объяснить. В подобном случае она не обращает на них внимания, по мнению всех ученых. Её пост и молитва верны.

 

В этом случае она должна подкладывать ватку или подобное и совершать омовение для каждой молитвы. Как только входит время молитвы, она должна совершить омовение и молиться, даже если из неё выходит кровь. Это испытание для неё, подобно испытанию того, у кого недержание мочи, у кого кровотечение по болезни. Подобная кровь – аномальна, и не влияет на верность молитвы и поста.

 

Однако ей следует подмываться после входа времени молитвы, совершать омовение, и только после этого молиться.

 

Было бы хорошо с точки зрения чистоты и бодрости, если женщина в подобном случае будет поступать так, как обучил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступать некоторых сподвижниц. Он сказал им совершать для полуденной и послеполуденной молитвы полное омовение (гусль) и совмещать эти две молитвы, и совершать полное омовение для закатной и ночной молитвы, также совмещая их. Таков был совет пророка, да благословит его Аллах и приветствует, некоторых сподвижницам, у которых были аномальные кровотечения (или кровотечения по болезни)» (Шейх Ибн Баз. Фатауа нурун ‘аля-д-дарб. Т. 3. С 1227)

 

 

2 О том, что беременная и кормящая могут прервать пост в случае необходимости.

 

От Анаса ибн Малика сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста». ат-Тирмизи 715, Абу Дауд 2408, ан-Насаи 2277. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани.

Передал Имам ат-Тирмизи в «Ас-Сунан», 649, и сказал:

«Хадис Анаса Ибн Малика аль-Ка’би – хороший хадис, и мы не знаем для этого Анаса Ибн Малика от Пророка какой то другой хадис кроме этого единственного хадиса. И работа у ученых – по этому хадису» Источник: «Сунан» Ат Тирмизи, 3/154

 

Беременная и кормящая грудью могут не соблюдать пост в том случае, если испытывают опасение за себя, за плод или пропажу молока, и в этом нет разногласий среди ученых. Однако, если они способны поститься, то им запрещено оставлять пост, ибо Всевышний Аллах говорит: «А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!» (аль-Бакъара 2: 184).

Ибрахим ан-Наха’и рассказывал: “Однажды одна женщина пришла к ‘Алькъаме и сказала: “Я беременна, но я в состоянии соблюдать пост, однако мой муж запрещает мне это”. Тогда ‘Алькъама сказал ей: «Повинуйся Аллаху и не слушайся своего мужа!»” ‘Абдур-Раззакъ № 7566.

 

Имам Ибн ‘Акъиль сказал: “Если беременная и кормящая опасаются за плод и ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!” См. “аль-Инсаф” 7/382.

 

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Не дозволено беременной и кормящей не соблюдать пост, кроме как при необходимости!” См. “Фатауа ас-сыям” 161.

 

Шейх Ибн ‘Усаймин (да помилует его Аллах) сказал:

«В случае с беременной женщиной может быть два варианта:

1) Она сильна и активна, и пост не принесет ей затруднений и не повлияет  на ребенка. Такая женщина обязана поститься, потому что у нее нет  оснований не поститься.

2) Женщина не способна держать пост, потому что беременность для нее  тяжела, или она физически слаба, или по каким-то другим причинам. В данном случае она должна прервать пост, особенно если это может навредить ее ребенку – в этом случае она обязана не поститься».

Фатауа аль-Шейх Ибн ‘Усаймин, 1/487

 

Шейх Ибн Баз (да помилует его Аллах) сказал:  «Беременная и кормящая женщина попадают под то же самое шариатское постановление, что и больные. Если пост для них труден, то им предписано прервать пост, и они должны восполнить пропущенные дни, когда будут способны это сделать, точно также как и тот, кто болен. Некоторые ученые придерживались мнения, что им достаточно накормить одного бедняка за каждый пропущенный день, но это слабое (да’иф) мнение.  Правильным мнением будет то, что они должны восполнить пропущенные дни, как и в случае с больными или путешественниками, потому что Аллах говорит (перевод смысла):  «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится  столько же дней в другое время». Коран 2:184.

На это также указывает хадис от Анаса ибн Малик аль-Ка’би, согласно  которому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:  «Поистине Всевышний Аллах снял с путника пост и сократил молитву, также  Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин». Приводят:  Ахмад, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Абу-Давуд, Ибн Маджа». Конец цитаты.

Тухфат аль-Ихуан би Аджуиба Мухимма тата’аллякъ би Аркан аль-Ислам, стр. 171

 

Таким образом, беременная и кормящая могут не соблюдать пост лишь в случае опасения, а не просто по причине кормления или беременности, как это полагают многие.

 

Примечание: Если у беременной женщины происходит выкидыш плода в стадии формирования различных частей тела, таких как голова или рука, то подобный случай рассматривается как послеродовое кровотечение (ан-нифас), и женщина не постится. Если выкидыш произошел на ранних стадиях беременности (до восьмидесяти дней), то женщина считается в положении истихада (болезненное кровотечение), и она не должна оставлять свой пост. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” 10/224.

 

В «Фетвах Постоянного Комитета» сказано: «Если дело обстоит так, как это упомянуто в вопросе, что у нее случился выкидыш на третьем месяце беременности, то кровь, выходящая из неё, не считается послеродовым кровотечением. Эта кровь считается кровью по болезни (истихада), так как плод еще не имел человеческой формы. Поэтому, она обязана совершать молитву, соблюдать пост, несмотря на выход крови. Однако ей следует совершать омовение для каждой молитвы. Она обязана возместить те дни поста, которые разговлялась в Рамадан. А также возместить молитвы, что пропустила после выкидыша» (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 10. С. 218).

 

Вопрос: 451. Каждые ли роды или выкидыш несут за собой послеродовые кровотечения (нифас). Слушать: https://youtu.be/DOOygrvjSko

 

Возмещаются ли пропущенные дни поста по причине беременности и кормления грудью?

 

Относительно данного вопроса среди ученых существует пять распространенных мнений, правильным из которых является только одно, поскольку истина одна, а разногласия не имеют к ней никакого отношения.

 

Имам Малик говорил: “Клянусь Аллахом истина лишь одно и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не могут!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/82.

 

Аль-Джассас передал в Ахкам аль-Коран, что ученые разошлись во мнениях относительно этой проблемы. Он сказал: “Салафы отличались во мнениях относительно этого вопроса, и было три точки зрения. ‘Али сказал: они должны восполнить пост, если они не постятся, но они не должны заплатить фидья. Ибн ‘Аббас сказал: Они должны заплатить фидья, но не должны восполнять пост. Ибн ‘Умар сказал: Они должны заплатить фидья и восполнить посты”.

 

 

Рассмотрим подробно мнения всех сторон:

 

3 Первое мнение состоит в том, что беременная и кормящая обязаны возместить пост и кормить за каждый пропущенный день одного бедняка.

 

Это было мнением Малика, аш-Шафи’и и Ахмада. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/402. Однако некоторые шафииты и ханбалиты считали, что если они не постятся из-за страха за себя, то они должны просто возместить пропущенные дни поста, без кормления бедняка. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.

 

 

4 Второе мнение состоит в том, что беременная просто возмещает пропущенные дни поста, а кормящая возмещает и кормит за каждый день бедняка.

 

Это одно из мнений имама Малика и многих шафиитов. См. «аль-Маджму’» 6/273.

 

Первые два мнения не имеют основы ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах кого-либо из сподвижников. Имам Абу ‘Абдуллах аль-Маррузи говорил: “Мы не знаем никого, от кого бы достоверно передавалось необходимость объединять оба положения: кормление бедняка и возмещение поста, кроме имама Муджахида”. См. “аль-Истизкар” 3/364.

 

Сказал имам ибн Абдуль-Бар: «Сказал имам аль-Аузаи: «Беременность и кормление у нас – болезнь из болезней. Они (беременная и кормящая) возмещают пост и нет на них кормления.»

И передано это мнение от аль-Хасана аль-Басри, Ибрахима ан-Нахаи, Ата, аз-Зухри, ад-Дахак, аль-Аузаи, Рабии, ас-Саури, Абу Ханифы и его сторонников, аль-Лейса и ат-Табари. И это также мнение Абу Саура, Абу Убейда. И также это слово Малика в отношении кормящей и одно из слов аш-Шафии в беременной». См. аль-Истизкар 3\365.

 

Что же касается стороны вхождения этих двух видов в смысл больного, то это как сказал имам аль-Касаани: «Мы уже разъяснили, что не имеется в виду в аяте (о том что больной возмещает) сама болезнь, так как болезнь которая не вредит посту (т.е. не влияет на состояние человека при посте, не трудно для него его совершение при этой болезни или вообще она не имеет к посту и состоянию человека при наличия этой болезни никакого отношения), то не разрешено человеку оставлять пост. И поэтому упоминание болезни (в аяте) указывает на то, что может вредить посту при наличие этого. И в нашем случае это есть (т.е. пост воздействует как на беременную, так и на кормящюю), поэтому они попадают под разрешение оставить пост.» См. Бадаиу’ ас-Санаии’ 2\636.

 

 

5 Третье мнение состоит в том, что беременная и кормящая просто обязаны возместить пропущенные дни поста, не кормя бедняков.

 

Это мнение Абу Ханифы, аль-Ауза’и, Суфьяна ас-Саури, Абу Саура и Абу ‘Убайда. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/446. Также этому мнению отдали предпочтение шейх Ибн Баз и Ибн ‘Усаймин.

 

Они говорят, что основа в шариате Всевышнего – это обязанность соблюдать пост для каждого мусульманина, и это имеет отношение также к беременным и кормящим, поскольку нет для них никаких исключений. И в связи с этим они обязаны возместить пропущенные дни поста также как и любой, кто не соблюдал пост по уважительной шариатской причине.

 

Также их доводом являются следующие аналогии:

 

Хадис: от Анаса, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин”. ( аль-Насаи (2274). Классифицируемый как сахих аль-Албаани в Сахих аль-Насаи.)

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заявил, что постановление о беременных и кормящих грудью женщинах походит на постановление о путнике. Путник не должен поститься и должен восполнить пропущенные дни позже, и это также относится к беременным и кормящим грудью женщинам. См. Ахкам аль-Коран аль-Джасаас.

 

Они говорят, что беременная и кормящая упоминаются в хадисе наряду с путником, а путник обязан возместить пропущенный пост.

 

Также они сравнивают их с больным, поскольку больной не поститься из-за опасения за себя, а больной также обязан возместить пост.

 

По аналогии с больным. Так же, как больным позволяются не поститься и они должны восполнить это позже, то же самое относится к тем, кто беременный и кормит грудью. См. аль-Мугни, 3/37; аль-Маджму’, 6/273.

Это мнение было одобрено множеством ученых

 

Сказал имам Ибн Кудама аль-Макдиси:  Сказал аль-Хиракы: «Беременная женщина, если опасается за свой плод, и кормящая, если опасается за своего ребенка – не постятся, и восполняют за тем, и кормят за каждый пропущенный день бедняка» И суть этого, что беременная и кормящая женщины – если они боятся за себя, то они имеют право прервать пост, и на них лежит лишь обязанность возместить пропущенные дни поста, и всё. И мы не знаем у ученых касательно этого разногласия, так как они – в статусе больного, который боится за себя. А если же они боятся за своего ребенка, то они прерывают пост, и они должны возместить пропущенные дни, и также накормить за каждый пропущенный день бедняка. Это передано от Ибн Умара, и это известное мнение в мазхабе аш Шафии». Источник: «Аль-Мугни», 6/136.

 

Шейх Ибн Баaз сказал: «Беременные и кормящие грудью женщины подходят под то же самое постановление как те, кто болен. Если это слишком трудно для них поститься тогда предписано для них не к поститься, но они должны восполнить посты, когда они будут в состоянии это сделать, как те, кто болен. Некоторые из ученых имеют мнение, что это достаточно для них, накормить одного бедного человека за каждый пропущенный день, но это – слабое мнение.

Правильное мнение – это то, что они должны восполнить пропущенный пост, точно так же как путешественники и те, кто болен, потому что Аллах говорит: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» [аль-Бакара 2:184]». (Маджму’ аль-Фатва, 15/225.)

 

Шейх Ибн Баaз сказал: «Правильное мнение относительно этого вопроса – то, что беременные и кормящие грудью женщины должны восполнить пост. А то, что было рассказано от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, что беременные и кормящие грудью женщины должны накормить бедных взамен пропущенных дней – является слабым мнением, которое идет против шариатских свидетельств.

Аллах говорит: А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время [аль-Бакара 2:184]. Беременные и кормящие грудью женщины уподоблены тем, кто болен, и не подходят под постановление о стариках, которые являются неспособными поститься. Скорее они попадают под постановление о тех, кто болен, таким образом, они должны восполнить пост, когда они станут способными сделать это, даже если это будет отсрочено». (Маджму’ аль-Фатва, 15/227).

 

Фетва аль-Ладжна аль-Даима: Если беременная женщина боится за себя или ее плод по причине поста в Рамадане, она может разговеться, и ей только надо будет восполнить пропущенный пост. В этом отношении она походит на тех, кто болен и неспособен поститься или боится, что участие в посте будет вредить ему. Аллах говорит: А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время [аль-Бакара 2:184]. Также, если кормящая грудью женщина боится за себя, если она кормить ребенка в течение Рамадана, или она боится за своего ребенка, если она будет поститься и не будет кормить грудью его, тогда ей можно не поститься, и ей нужно будет только восполнить пропущенные дни поста. (Фетва аль-Ладжна аль-Даима 10/220)

 

Сказано также в Фетва аль-Ладжна аль-Даима: «Беременная женщина должна поститься во время беременности, если она не боится за себя или ее плод, в противном случае ей разрешается не поститься, но она должна восполнить пропущенные посты после того, как она родит и очистится от нифаса …, это не достаточно для нее, накормить взамен бедняка, Более вероятно, что ей надо поститься и не следует кормить бедняка, если она не поститься». (Фетва аль-Ладжна аль-Даима 10/226).

 

Шейх Ибн ‘Усеймин, после упоминания о различиях мнениях ученных относительно постановлении по этому вопросу, и выражая свои предпочтения мнению, что ей нужно только восполнить пост, сказал: «Это мнение, на мой взгляд, наиболее верно, потому что более всего они походят на тех, кто болен или в пути, которые только должны восполнить пропущенные посты». (аль-Шарх аль-Мумти , 6/220)

 

Сказал имам ибн Абдуль-Бар: «Сказал имам аль-Аузаи: «Беременность и кормление у нас – болезнь из болезней. Они (беременная и кормащая) возмещают пост и нет на них кормления.» И передано это мнение от аль-Хасана аль-Басри, Ибрахима ан-Нахаи, Ата, аз-Зухри, ад-Дахак, аль-Аузаи, Рабии, ас-Саури, Абу Ханифы и его сторонников, аль-Лейса и ат-Табари. И это также мнение Абу Саура, Абу Убейда. И также это слово Малика в отношении кормящей и одно из слов аш-Шафии в беременной». См. аль-Истизкар 3\365.

 

Что же касается стороны вхождения этих двух видов в смысл больного, то это как сказал имам аль-Касаани: «Мы уже разъяснили, что не имеется в виду в аяте (о том что больной возмещает) сама болезнь, так как болезнь которая не вредит посту (т.е. не влияет на состояние человека при посте, не трудно для него его совершение при этой болезни или вообще она не имеет к посту и состоянию человека при наличия этой болезни никакого отношения), то не разрешено человеку оставлять пост. И поэтому упоминание болезни (в аяте) указывает на то, что может вредить посту при наличие этого. И в нашем случае это есть (т.е. пост воздействует как на беременную, так и на кормящюю), поэтому они попадают под разрешение оставить пост.» См. Бадаиу’ ас-Санаии’ 2\636.

 

Что же касается того, что передается достоверно от Абдуллах ибн Аббаса, и ибн Умара – да будет доволен ими Аллах -, то что беременная и кормящая не возмещают пост, однако кормят бедняков, и то что не известно, что кто то из сподвижников им противоречил в этом вопросе, следовательно это мнение будет молчаливым согласием (аль-Иджма ас-Сукути), то это не совсем точно. Передал Абдур-Раззак с хорошим иснадом от Суфьяна, от ибн Джурейджа от Ата от Ибн Аббаса – да будет доволен им Аллах – то, что он сказал: «Беременная и кормящая оставляют пост в Рамадан, затем возмещают пост и не кормят». См. Мусаннаф Абдур-Раззак 7564.

 

Все люди этого иснада достоверные, кроме как ибн Джурейдж, и он Абдуль-Малик ибн АбдуЛлазиз, несмотря на его достоверность и имамат в религии и знании, был известен тадлисом и в нашем иснаде он не произнес что указывало на то, что он слышал это сообщение от Ата (ибн аби Раббах). Т.е. не сказал например: «Я слышал Ата», или «Ата сказал мне» и т.д. Однако, передано от него, что указывает на то все, что он передал от Ата в такой форме, все это будет достоверным (в слушании), и нет в этом тадлиса. Говорит шейх Альбани при разборе хадиса с такой же ситуацией как у нас: … Кроме как ибн Джурейдж – мудаллис и в этом хадисе он сказал: «От» عن ( т.е. не упомянул прямо о своем слышании от Ата) и если бы не это, то я твердо бы заявил о достоверности этого хадиса, как сделал это аль-Хаким, сказав: «Он достоверный на условии аль-Бухари и Муслима». И с ним согласился аз-Захаби. В то же время аз-Захаби упомянул ибн Джурейджа в его книге «Лисан аль-Мизан» и описал его тадлисом, в то время как ибн Джурейдж, ученые единогласны в его надежности. Да, передал Абу Бакр ибн аби Хайсана с достоверным иснадом от Ибн Джурейджа то, что он сказал: «Если я скажу: Сказал Ата, то это значит, что я слышал от него, даже если не скажу (прямо), что я слышал (этот хадис) от него». И это ясное заявление о том, что отсутствие явного упоминания о слышании от Ата, не означает то, что он сделал тадлис от него. Однако является ли это характерным только для выражения: » Сказал Ата?» Или же нет разницы между тем скажет он это или скажет: «От Ата?». То, что кажется очевидным – второе. И поэтому все риуаяты ибн Джурейджа от Ата относятся к тому, что он слышал их от него, кроме как если станет явным его тадлис». См. Ируа аль-Галиль 97\3.

Также сказал в другом месте, после того как привел упомянутое выражение ибн Джурейджа: «И это очень важная польза, которая указывает нам на то, что аън-аъна (т.е. когда передатчик говорит: عن — «От» и не упоминает явно о слушании) ибн Джурейджа от Ата – в хукме слушания». См. Ируа аль-Галиль 244\4

 

Затем ибн Джурейдж был спутником Ата 18 лет. См. Сияр 399\11 .

Также как известно Ата ибн аби Раббах один из ближайших спутников и учеников ибн Аббаса в Мекке. И все это дает основание полагать, что у ибн Аббаса – да будет доволен им Аллах – было несколько мнений в этом вопросе. И конечно наличие такой сильной вероятности ставит под вопрос заявление об иджма сукути в этом вопросе среди сподвижников. Также как передал имам ибн Абдуль-Бар, мнение самого Ата – возмещение поста, без кормления, т.е. полностью соответствующее тому, что он передал от ибн Аббаса – да будет доволен им Аллах. Хотя имам ибн Хазм сказал, что мнение Ата – возмещение поста, а также кормление, т.е. соединение между этим. См. аль-Мухалля 6\311 .

 

Также передал имам ибн Хазм со своим иснадом – «То что Абдуллах ибн Аббас был спрошен о кормящей женщине в Рамадан, если она боится за своего ребенка и он разрешил ей не делать пост.» Сказал имам ибн Хазм после того, как привел это: «И он (Абдуллах ибн Аббас ) не упомянул ни кормления ни возмещение поста». См. аль-Мухалля 6\311\312.

 

Т.е. ибн Хазм посчитал, что эти слова указывают на то, что одно из мнений ибн Аббаса – да будет доволен им Аллах – полное сбрасывание, как возмещения, так и кормления. И этого мнения и придерживался сам ибн Хазм. Все то, что было упомянуто, конечно не полный разбор всего этого вопроса, однако лишь указание, что это далеко не простой вопрос, как кажется с первого взгляда. И если вернуться к вашему вопросу, то вы должны возмещать пост, когда предоставится для этого возможность.

 

 

6 Четвертое мнение состоит в том, что беременная и кормящая и не возмещают пост, и не кормят бедняков.

 

Это мнение Ибн Хазма, и ему отдал предпочтение шейх Хамад аль-Ансари. См. “аль-Мухалля” 6/263, “Тухфату ас-саиль ‘ан саум аль-мурды’ уаль-хамиль” 138.

 

Их мнение состоит в том, что в шариате Всевышнего Аллаха есть дозволенность не соблюдать пост по причине кормления и беременности, и нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне на то, что они обязаны возмещать пост. Всевышний Аллах обязал возмещать пост только пяти категориям людей, а это: путник, больной, вызвавший рвоту сознательно, женщина у которой месячные или послеродовое течение. Упомянув это Ибн Хазм сказал: “Ни один человек не имеет права обязывать тем, с чем не пришел текст из Корана или Сунны или на что нет единогласного мнения (аль-иджма’)”, после чего он прочитал следующий аят: «А тот, кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе» (ат-Талякъ 65: 1).

 

 

7 Пятое мнение состоит в том, что беременная и кормящая не должны поститься, а должны накормить за каждый пропущенный день одного бедняка.

 

Это было мнением Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, а также за ними в этом вопросе последовали Са’ид ибн Джубайр, Къатада, Къасим ибн Мухаммад, Исхакъ ибн Рахауайх, Сайд Сабикъ и аль-Альбани. См. “аль-Имам би ахками-ссыям” 300-301, “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.

 

Ибн ‘Аббас в отношении толкования аята: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184), сказал, что он отменен велением поститься, а затем добавил: “Установлено для старого мужчины и женщины, которые не способны соблюдать пост*], а также для беременной и кормящей, которые опасаются (за детей) кормление одного бедняка за каждый пропущенный день”. аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

 

*[Это также относится и к больным, которые не надеются на выздоровление. Имам Ибн Къудама сказал: “Больной, который не надеется на выздоровление, не постится и кормит за каждый день бедняка, и в этом он приравнивается к старому человеку”. См. “аль-Мугъни” 4/396].

 

Ибн ‘Аббас также говорил: “Если беременная опасается за себя, а кормящая грудью боится за своего ребенка, то они оставляют пост в месяце Рамадан и кормят за каждый пропущенный день бедняка, и они не должны возмещать свой пост”. ат-Табари 2758 и др. Достоверность иснада подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 3/364, Ибн Хаджар в “аль-Маталибуль-‘алия” 1/258 и шейх аль-Альбани в “Ируауль-гъалиль” 4/19.

 

Также сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал беременной женщине: “Ты из числа тех, которые могут поститься с трудом, поэтому на тебе кормление бедняка, а не возмещение”. аль-Баззар 1/365. Имам ад-Даракъутни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность.

 

Также сообщается, что однажды Ибн ‘Умар увидев, что его беременной жене трудно поститься, сказал ей: “Оставь пост, так как ты из числа тех, кто не может соблюдать его. Поэтому корми за каждый день бедняка и не возмещай свой пост”. Нафи’ рассказывал, что то же самое Ибн ‘Умар повелел и своей беременной дочери. ад-Даракъутни 2/207/10. Достоверность иснада подтвердили имам ад-Даракъутни и шейх аль-Альбани. См. “Ируауль-гъалиль” 4/20.

 

Также говорили такие известные последователи (таби’ун), как Са’ид ибн Джубайр и Къатада: “Не постится беременная, которая опасается за свое дитя и не постится кормящая, которая опасается за свое дитя. Они должны за каждый пропущенный день кормить бедняка, и они не обязаны возмещать пост”. ‘Абдур-Раззакъ 7555, 7556.

 

 

8 Вывод.

 

Как мы видим, из пяти упомянутых мнений самым сильным и наиболее аргументированным является пятое мнение (по мнение автора этой стаьи а какое сильное мнение Аллаху ведомо лучше), заключающееся в том, что беременная и кормящая не должны возмещать пост, а должны кормить за каждый пропущенный день одного бедняка.

 

Это мнение является самым сильным по следующим причинам:

 

Во-первых, оно является мнением сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые были свидетелями ниспослания Корана и которые лучше всех знают о его значении. Среди этих сподвижников Ибн ‘Аббас, о котором Ибн Мас’уд говорил: “Самый лучший толкователь Корана – это Ибн ‘Аббас!” ат-Табари 1/89. Иснад достоверный.

 

Во-вторых, в приведенных словах Ибн ‘Аббаса: «установлено», содержится указание на то, что это не его личное мнение или понимание Корана, а что это он знал из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку сподвижники в религии ничего не устанавливали. См. “Ируауль-гъалиль” 4/38.

 

В-третьих, то, что кто-либо из сподвижников толкует аят и говорит о причине его ниспослания и его отмене, также указывает на то, что это является установлением шариата, а не его личным мнением, и в науке хадисоведения этот принцип хорошо известен. См. “Тадриб ар-рауи” 1/192, «‘Улюмуль-хадис» 1/24.

 

В-четвертых, даже если это мнение останавливается на мнении Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса, то их мнение больше заслуживает того, чтобы ему следовать. Тем более нет достоверных сообщений, чтобы хоть один сподвижник им в этом противоречил(выше упоминалось что были кто противоречил), а ставить в противоречие сподвижникам чье-либо мнение, кроме пророка (мир ему и благословение Аллаха), не дозволено! Все имамы ахлю-Сунна, включая и четырех имамов, считают, что если среди сподвижников было по какому-либо вопросу два мнения, то никому после них не дозволено вводить по данному вопросу третье мнение. Также как если сподвижники объединились в одном вопросе, не дозволено идти им в противоречие. См. “ар-Рисаля” 595, “аль-Ихкам” 4/561, “аль-Усуль” 1/318.

 

Однажды Са’ида ибн аль-Мусайиба* спросили о каком-то вопросе, и он сказал: “В этом вопросе разногласили сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а моему мнению нет места среди них!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1423.

 

*(Са’ид ибн аль-Мусайиб считается одним из самых знающих последователей (таби’ун), который жил в Медине. Скончался приблизительно в 90 году по хиджре. Имам Ибн аль-Мадини говорил о нем: “Я не знаю среди последователей (таби’инов) человека, с большим знанием чем он”. См. “ат-Тахзиб” 2396).

 

Имам Абу Ханифа говорил: “Если я скажу то, что противоречит Книге Аллаха, то оставьте мои слова и следуйте Книге Аллаха”. Его спросили: “А если они противоречат высказыванию посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” Он сказал: “Оставьте мои слова и следуйте хадису посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Его опять спросили: “А если они противоречат высказываниям его сподвижников?” Он ответил: “Оставьте мои слова и следуйте высказываниям сподвижников”. См. “аль-Мадхаль иля-Ссунаниль-кубра” 203-204, имама аль-Байхакъи и “Фатхуль-Маджид” 241.

 

Ибн Мас’уд говорил: “Не подражай слепо в своей религии людям, но если тебе придется это делать, то подражай умершим (т.е. сподвижникам), а не живым!” аль-Хатыб 1/438, аль-Лялякаи 131. Иснад хороший.

 

 

9 Разъяснение некоторых сомнений.

 

Ответ на третье мнение и аналогию в сравнении беременной и кормящей с путником или больным: Во-первых, на возмещение поста путниками и больными указывает сам Аллах, сказавший: «А тот, кто болен или находится в пути, то пусть поститься число других дней» (аль-Бакъара 2: 185). Однако на то, что кормящая и беременная обязаны возместить свой пост, нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне.

 

Во-вторых, что касается доказательства того, что в хадисе беременные и кормящие упоминаются наряду с путником и аналогия на то, что исходя из этого, им следует возмещать свой пост, то правильность этой аналогии сомнительна. Смысл того, что в этом хадисе беременная и кормящая упоминаются наряду с путником в том, что эти категории людей освобождаются от поста. Но даже если проводить аналгию между путником и беременной и кормящей в этом хадисе, то можно сказать: Ведь путник, который сокращает в пути молитву, совершая их по два рак’ата, не обязан по возвращении восстанавливать эти сокращенные молитвы. Точно также можно сказать, что упоминание путника в одном хадисе с беременной и кормящей не указывает на то, что они обязаны возмещать свой пост. См. “Ахкаму-нниса” 37, “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.

 

Ответ на третье мнение, что беременным и кормящим не следует ни возмещать пост, ни кормить бедняка состоит в том, что это мнение можно было бы принять в случае отсутствия указаний от сподвижников. То, что они передают о кормлении и не возмещении поста беременными и кормящими не просто их мнение, а имеет положение «марфу’», т.е. то, что передается от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха).

 

Далее, некоторые ученые посчитали, что Ибн ‘Аббас пошел в противоречие остальным сподвижникам посчитав, что аят: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184), не является отмененным.

 

Дело в том, что когда Всевышний Аллах вменил мусульманам в обязанность поститься, Он разрешил им либо поститься, либо накормить за каждый пропущенный день одного бедняка, сказав: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184).

 

Пост был непривычен для мусульман и поэтому Милосердный Аллах вместо категорического повеления, дал выбор Своим рабам между соблюдением поста и кормлением бедняка. Впоследствии Аллах в обязательном порядке обязал поститься, каждого кто способен, сказав: «А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!», и сказав: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакъара 2: 184, 185).

 

История об этом передается в хадисах от многих сподвижников среди которых Ибн ‘Умар и Зайд ибн Аслям. См. “Сыфату-ссаум ан-наби” 82.

 

Однако дело в том, что и Ибн ‘Аббасу было известно об отмене этого аята, как мы уже упоминали это. Он говорил: “Что касается веления кормить бедняка, то оно было отменено аятом: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакъара 2: 185). Однако установлено для старого мужчины и женщины, которые не способны соблюдать пост, а также для беременной и кормящей, которые опасаются (за детей) кормление одного бедняка за каждый пропущенный день”. аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

 

Таким образом нам стало ясно, что Ибн ‘Аббас не шел в противоречие сподвижникам об отмене аята о кормлении бедняка, и видим что ему известно было об этом как и другим, однако он указывает на исключение из этого, в отношении каких категорий людей этот аят не отменен.

 

Также это подкрепляется хадисом Му’аза ибн Джабаля, который рассказывал: “Что касается поста, то когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он постился по три дня каждый месяц и в день ‘Ашура. Затем Аллах вменил ему в обязанность пост Рамадана, сказав: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас» (аль-Бакъара 2: 183). Затем Аллах ниспослал другой аят: «В месяц рамадан был ниспослан Коран как верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакъара 2: 185). И Аллах утвердил пост для здорового человека и сделал облегчение для больного и путника. И Он также установил кормление бедняка для старого человека, который был не способен соблюдать пост”. Абу Дауд 507, Ахмад 5/246. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 4/20.

 

Мы видим, что Му’аз также делает исключением старого человека из общего веления поститься, и в том, что неспособный поститься старый человек не соблюдает пост, а кормит за каждый день бедняка, нет никаких разногласий среди ученых. То же самое можно отнести к беременным и кормящим грудью, поскольку об их исключений из общего говорил Ибн ‘Аббас. Так же и Ибн Умар, от которого передается сообщение об отмене этого аята, говорит о том, что беременные и кормящие должны кормить бедняка, а не возмещать пост.

 

Исходя из этих сообщений сподвижников, мы видим, что аяты о кормлении бедняка отменены, однако они не отменены в отношении старого человека, которому тяжело поститься, беременной и кормящей грудью женщины. Сообщения от сподвижников об отмене этого являются обобщенными, а сообщения о старом человеке, беременной и кормящей конкретизируют и делают исключение из обобщенного веления.

Аль-Къуртуби сказал: “Достоверно передается от Ибн ‘Аббаса, что этот аят (о кормлении бедняка) не отменен в отношении упомянутых людей (старого человека, беременной и кормящей). И первое мнение, что этот аят отменен, тоже правильное. Однако речь тут идет об отмене аята, в котором есть исключение”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 2/126.

 

Подобное исключения из общего никто не мог сделать из сподвижников, кроме как опираясь на Сунну, и это правило хорошо известно в шариате. См. “аль-И’лям” 1/35, “аль-Мууафакъат” 3/118.

 

Как Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас могли говорить беременным и кормящим: “Вы из числа тех, «которые способны поститься с трудом» (аль-Бакъара 2: 184)” ат-Табари 2/125, ад-Даракъутни 250, тогда как они, как и другие сподвижники знали об отмене этого аята, если Сунна не делала беременных и кормящих исключением так же, как и старого человека, которому трудно поститься?!

 

Также одним из сомнений относительно данного вопроса являются слова ученых, заявляющих о том, что среди сподвижников было разногласие по этому вопросу. При этом они опираются на слова имама аль-Джасаса, который в своем тафсире сказал: “Саляфы разошлись в этом вопросе на три мнения. ‘Али сказал: «Беременная и кормящая обязаны возместить пост и им не следует кормить бедняка». Ибн ‘Аббас сказал: «Они не должны возмещать, а должны кормить бедняка». Ибн ‘Умар сказал: «Они должны и кормить бедняка и возмещать пост»”.

 

Однако имам не упомянул иснад этих сообщения. Есть сообщения с иснадом, что Ибн ‘Умар считал, что беременная и кормящая должны и возмещать пост и кормить бедняка, однако они не достоверны от него. Достоверно от него передается то, что они не должны возмещать, а должны кормить за каждый пропущенный день бедняка. См. “аль-Истизкар” 3/365.

 

А сообщений от ‘Али с иснадом вообще не имеются. Но даже если сообщение от ‘Али: «Беременная и кормящая обязаны возместить пост и им не следует кормить бедняка» и было бы достоверным, ему не может отдаваться предпочтение перед сообщением Ибн ‘Аббаса, которое имеет положение марфу’!

 

На самом же деле достоверно неизвестно, чтобы вообще кто-либо из сподвижников противоречил Ибн ‘Аббасу в этом вопросе, как сказал это имам Ибн Къудама. См. “аль-Мугъни” 3/21.

 

Также следует отметить, что если слова или поступок сподвижника не являются следствием его иджтихада и неизвестно, что бы кто-либо из других сподвижников ему возразил, то это является доводом в Исламе, который необходимо принять, и именуется как иджма’у сукути! Относительно этого все последователи (таби’ун) и имамы были единогласны кроме тех, кто отклонился от истины в данном вопросе, как аш’ариты, му’тазилиты, философы и некоторые ханафиты. См. “аль-Ихкам” 4/120, “ат-Тахсыль” 2/319.

 

Подытоживая, следует еще раз упомянуть, что сообщения от сподвижников по поводу поста беременной и кормящей имеют положение марфу’. И среди ученых мухаддисов нет разногласия, что подобные достоверные сообщения от сподвижников, которые делают толкование Корана и указывают на исключение из общего, не являются их личным мнением. Нет никаких сомнений в том, что этим доводам не могут противостоять аналогия и слова ученых.

 

Это мнение является самым аргументированным и справедливым* из всех существующих.

*[Пример мудрости и справедливости данного мнения: Представьте себе беременную женщину, которая не в состоянии соблюдать пост, которая после родов будет кормить ребенка грудью, по причине чего пропустит еще один месяц поста. Затем она вновь забеременела, а затем вновь кормила грудью. Таким образом, на ней будет сто двадцать дней поста. Когда она сможет все это возместить?! И это не несуществующий пример, а действительность. Всевышний Аллах сказал: «И Он не сделал для вас никакого затруднения в религии». аль-Хадж 22: 78].

 

 

10 Чем следует кормить бедняка?

Старый человек, беременная и кормящая одинаковы в отношении кормления бедняка. Они должны накормить за каждый пропущенный ими пост одного бедняка половиной са’ или одним муддом еды, что примерно соответствует полутора килограмму.

 

Ибн ‘Аббас сказал: “Когда старый человек не может соблюдать пост, он кормит каждый день бедняка одним муддом еды”, в другой версии сказано: “Кормит половиной са’ пшеницы”. ад-Даракъутни 1/249, имам ад-Даракъутни и аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “Ируауль-гъалиль” 4/18.

 

От Малика сообщается, что Нафи’ передал от Ибн Умара[Иснад: Малик от Нафи’а, Нафи’ от Ибн ‘Умара – является одним из самых коротких и достоверных иснадов от Ибн ‘Умара. Имам аль-Бухари говорил: “Самый достоверный иснад – это иснад Малика, от Нафи’а от Ибн ‘Умара”. См. “Мукъаддима Ибн Саллях” 1/62.

Который на вопрос поста беременной, которая опасается за своего ребенка сказал: “Она не поститься, и кормит за каждый день бедняка одним муддом пшеницы”. аль-Байхакъи 4/230. Иснад достоверный.

 

Однако можно накормить бедняка и готовой едой, как это делал Анас. Сообщается, что “когда Анас состарился и не мог соблюдать пост, он приготовил сарид, созвал тридцать бедняков и накормил их всех”. ад-Даракъутни 2/207. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.

 

Имам аль-Бухари сказал: “Если старый человек не способен поститься, то он кормит бедняка, как это делал Анас, который после того, как состарился кормил бедняка каждый день мясом и хлебом”. См. “Сахих аль-Бухари” 2/345.

 

Таким образом, можно кормить и раздавать беднякам любую еду.

 

Также можно давать одному и тому же бедняку еду, которая является искуплением как за один, так и за более количество дней. Кормить бедняков или раздать еду можно как в начале месяца Рамадана, так и в середине или в конце. См. “Фатауа Ибн Баз” 15/203.

 

Если же человек не имеет возможности кормить бедняка, то с него снимается эта обязанность. Имам Ибн Къудама говорил: “Если старый мужчина или женщина не могут кормить бедняка, то им ничего не следует делать, ибо «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакъара 2: 286)”. См. “аль-Мугъни” 4/396.

 

То же самое относится к беременным и кормящим, которые не имеют возможности накормить бедняка за пропущенный пост.

 

Не дозволено выплачивать деньги вместо еды!

Это положение подобно и закяту аль-Фитр, который необходимо выплачивать именно продовольствием. Шейх Салих аль-Фаузан говорил: “Следует кормить бедняка половиной са’ еды, которую употребляют в данной местности, а половина са’ – это приблизительно полтора килограмма. Бедняка следует кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах сказал: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184). И текст Корана указывает именно на еду!” См. “аль-Фатауа аль-Фаузан” 3/140. И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!   

 

 

 

 

1890 Каково постановление уразы беременной, а также кормящей женщины

https://youtu.be/fmr096VY-ng
Следующий вопрос: беременная женщина, а также кормящая женщина. Каково их положение? Обязаны они держать уразу или могут разговеться, и если разговляться, чем они обязаны эту уразу возместить или этот день уразы возместить. В этом вопросе несколько мнений. Первое мнение, что как беременная, так и кормящая, т.е. разница есть между кормящей и беременной? Беременная эта та, которая носит ребенка, а кормящая эта та, которая уже родила и кормит ребенка грудью. Так вот первое мнение заключается в том, что обе эти категории прекращают свою уразу и вместо этого дня уразы кормят одного бедняка за один день и этот день уразы не обязаны возмещать. И это мнение Икримы, Саида ибн Джубайра, Касима ибн Мухаммада, Исхака ибн Рахавайха, и это мнние является достоверным от Ибн Аббаса как это пришло в тафсире ат Табари с достоверным иснадом от него и это мнение установлено от ибн Умара как это установлено в Муснаде Аш Шафии с достоверным иснадом от него. И в довод привели слова Аллаха: «А те которые способны(в своей основе) но ее не держат они должны накормить вместо этого дня бедняка», а ибн Аббас прочитал: «те которые способны держать пост с трудом, должны накормить одного бедняка за этот день» , и этот аят и его смысл мы разъясняли во время разбора вопроса о «пожилом человеке» и пришли к такому выводу, что этот аят аннулирован и не годится в этих вопросах. Второе мнение в этом вопросе то что беременная, а также кормящая разговляются во время Рамадана, т.е. имеют право, если хотят чувствовать тяжесть от уразы, разговляться во время Рамадана , а затем после Рамадана , когда женщина родит и прекратит быть кормящей , что делает? Возмещает эти дни уразы уразой, за каждый день пропущенной уразы держит один день уразы и никого не обязана кормить. Это мнение Хасана Басри, Ибрахима Ан Нахаи, Ата ибн Раббаха, Аз Зухри, Дахака, Аузаи, Рабиа(шейх Имама Малика), Суфьяна ас Саури, Абу Ханифы и ханафитов, Лейса ибн Саада, имам Ат-Табари, Абу Саура, Абу Убайда Касима ибн Салама . И это мнение Имама Малика относительно кормящей женщины, т.е. говорит, что кормящая женщина так делает, а беременная нет, и это одно из 2-х мнений Имама Шафии относительно беременной женщины.

2-е мнение отличается от 1-го: приверженцы 1-го мнения говорили, что беременная и кормящая женщины могут разговеться в месяц Рамадан и за каждый пропущенный день должны накормить одного бедняка. 2-е мнение в этом вопросе – это то, что кормящая женщина и беременная могут разговеться в месяц Рамадан, но никого не кормят, но за пропущенную уразу в Месяц Рамадан возмещают пропущенные дни постом за каждый день. И в довод привели хадис Анаса ибн Малика аль-Каби, который приводит в различных Суннанах, о том что Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах (Субхьана ва Та`аля) сложил с путника обязанность держать уразы, а также совершение половины намаза, (т.е. дома он совершает 4 ракъаата, а в пути только 2), а также сложил обязанность держать уразу с беременной и кормящей женщины, (т.е. позволил ей разговляться от уразы)». Этот хадис приходит у Абу Дауда, Насаи, ибн Маджа, Ат Тирмизи, и назвал его хорошим шейх Мукбиль в своей книге «Аль Джами ас сахих мин манн лайса аль сахихейн».

Таким образом этот хадис указывает на то, что кормящая и беременная женщина разговляется в месяц Рамадан, а потом возмещает пропущенные дни. В этом хадисе объединены путник, и эти 2 категории женщин. Т.е. приводится аналогия того, что беременная и кормящая женщина приравнивается к путнику. Аллах (Субхьана ва Та1аля) сложил с путника уразу, что значит сложил уразу, т.е. он должен разговляться в месяц Рамадан, а потом возместить пропущенные дни, тоже самое касается и этих 2-х категорий женщин. Они сказали, а также беременной и кормящей разрешено разговляться по причине неожиданной, т.е. не причина какая-то постоянная, которая не позволяет держать уразу, а случилось так, что женщина родила, или же она кормящая, т.е. не постоянная ситуация, а какой-то определенный момент в жизни женщины, поэтому она не обязана соблюдать каких-то искупительных действий подобно больному; больной что делает, разговляется в месяц Рамадан, а потом возмещает пропущенные дни, значит, годится аналогия беременной и кормящей женщины как на путника, так и на больного. И это мнение является более правильным в этом вопросе и этом нение выбрал шейх Мукбиль, Ибн Баз, Ибн Усеймин.

3-е мнение в этом вопросе: говорит, если эти 2 женщины боятся за себя, или боятся за свой плод, или же ребенка, что держание уразы может нанести им вред, то разговляются в месяц Рамадан, а потом возмещают пропущенные дни и никого не кормят. Это мнение отличается от 2-го мнения, т.е. по 2-му мнению женщине разрешается разговляться в месяц Рамадан, даже если она не боится какого-то вреда, а просто не может держать уразу из-за беременности или из-за кормления, и она может разговеться. Приверженцы 3-го мнения говорят, что просто из-за тяжести, женщина не должна разговляться, а только по причине явной угрозы, т.е. она боится за свой плод, который у неё в чреве или боится, что если она будет держать уразы, ребенок, которого она кормит не получит достаточного количества питания; и боится за себя саму, что если она будет держать уразу во время беременности, или же в период кормления это принесет вред ее здоровью, то только тогда она может разговеться в Рамадан, возместить этот день, и не должна никого кормить. Говорит: «А если они боятся не только за своего ребенка, но не боятся за саму себя, тогда они должны не только разговляться в Рамадан и возмещать пропущенные дни, но и накормить бедняка» и это мнение имама Шафии и Ахмада, и передается как мнение Муджахида ибн Джабара.

 

4-е мнение, это то, что беременная женщина разговляется и возмещает пропущенные дни, и не должна никого кормить. А кормящая женщина может разговеться, затем возместить эти дни после Рамадана, и накормить одного бедняка. Это мнение имама Малика, Лейса ибн Саада и его выбрал ибн Абдуль Барр.

5-е мнение, они могут разговеться, а после не должны ничего возмещать и никого кормит. Это мнение Ибн Хазма. И в довод он привел хадис Анаса ибн Малика , что Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) сказал: «Всевышний Аллах сложил обязанность уразы с путника, беременной и кормящей», это значит, что они не обязаны уразу держать, ничего не должны возмещать и никого кормить. Мы говорим, что это понимание хадиса является неправильным, потому что под сложением обязанностей понимается их сложение в день уразы, но не имеется в виду сложение этих обязанностей её возмещение после месяца Рамадан. В довод этого приводится путник, о котором говорится в Коране, что с путника складываются обязанности держать уразу во время Рамадана, но после Рамадана он обязан возместить, то же касается беременных и кормящих. Говорит, путник должен возместить это день в следующий, после Рамадана, как сказал Всевышний: «Если кто-то из вас является больным или является путником, то он должен возместить эти дни в другие дни», не в дни Рамадана.

 

По этому правильное мнение в этом вопросе является второе мнение а это то что женщина кормящая или беременная если считает нужным разговеться в месяц Рамадан, то может это сделать, но после месяца Рамадан должна возмести этот день, когда ее положение станет нормальным, т.е. когда родит или перестанет кормить. Что касается женщин, которые рожают круглый год, например в течение трех или четырех и даже пяти лет находятся в состоянии беременности или кормления ребенка и бывает так, что одна женщина накапливает уже сотни дней уразы, то некоторые обладатели знаний говорят о том, что в таком случае позволительно вместо того чтобы держать эти дни уразы и возмещать их, так как это тяжело человеку, позволительно ей накормить бедняка за каждый день уразы. Это почему? Основываясь на фатвы ибн Аббаса и ибн Умара которые говорили что женщины могут поступить таким образом. Потому что шариат не накладывает тяжести на человека такую, которую ему невозможно или слишком тяжело вынести.

 

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Пост женщины.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.