Спадает ли обязанность искупления с того, кто не способен ее выполнить

1920 Спадает ли обязанность искупления с того, кто не способен ее выполнить

«Если человек совершил половой акт в светлое время дня месяца Рамадан, и он не может совершить искупительных действий, спадает ли с него обязанность совершения искупительных действий, до того как его положение будет облегчено?».

В этом вопросе два мнения:
Первое мнение: То, что искупительные действия спадают с этого человека. И это правильное мнение имама Ахмада, и это также одно из мнений имама Шафии, ‘Исы Ибн Динара из маликитов. И в довод привели то, что пророк салля Ллаху алейхи уа салляма тому человеку, что совершил половой акт, в светлое время дня месяца Рамадан, не сказал ему сделай эти искупительные действия, после того как твое положение будет облегчено. И это первое мнение выбрал Ибн Кудама.

Второе мнение: То, что необходимость и обязанность совершения искупительных действий не спадает с этого человека, но под его ответственностью вплоть до того как будет ему облегчено. И это мнение большинства ученых, и это мнение имама Ахмада в одном из риваятов от него, а также аш-Шафии. И в довод привели, что это основа искупительных действий, т.к. ее основа то, что она не спадает, если человек не может совершить искупительных действий в определенный момент. И на это указывает также то, что когда человек указал, что он не может совершить ни один из трех искупительных действий, пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, промолчал и этот человек сел рядом с пророком салля Ллаху алейхи уа салляма, и не сказал ему пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, то что ты больше ничего не обязан, но когда ему принесли большую корзину с финиками, сказал Пророк салля Ллаху алейхи уа саллям: «Возьми это и раздай это как садака от тебя» (в одном из риваятов пришло «…за тебя»), и это указывает на то, что ответственность с этого человека не спала.
Сказал шейх аль-Ислям Ибн Таймийа: «А что касается того, что приверженцы первого мнения взяли в довод, то что пророк салля Ллаху алейхи уа саллям сразу не разъяснил этого вопроса, то в этом нет никакого довода, наоборот в хадиса не приходит ничего, что указывало бы на то, что ответственность с этого человека спала. Потому что пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, когда понял, что человек не может выполнить ни одного из этих действий, вместе с этим приказал ему раздать эти финики от своего имени 60 беднякам. Это указывает на то, что тот кто способен совершить искупительные действия ответственность не снимается, и может быть пророк салля Ллаху алейхи уа салляма отложил разъяснение этого вопроса человеку, до того как человек стал способен совершить эти искупительные действия».

Сказал Ибн ‘абдульБарр: «Если кто-то приведет в довод и скажет, что ответственность снимается с этого человека в этом случае, то он больше не обязан совершить искупительные действия, и в довод приведет слова пророка салля Ллаху алейхи уа салляма: «Съешь эти финики ты и твоя семья», и не сказал ему: «Отдашь эти финики когда тебе станет легче», и если приверженцы первого мнения скажут, что если бы это было обязательным ему, и ответственность продолжала на нем оставаться, то пророк салля Ллаху алейхи уа саллям разъяснил бы ему это, тогда мы ему скажем, но также и пророк салля Ллаху алейхи уа салляма не сказал ему, что с тебя спадает ответственность, потому что ты в тяжелом состоянии, после того как сообщил этому человеку, что он обязан совершить искупительные действия, и то что все, что человек должен отдать все, когда его дело легкое, то остается на нем эта ответственность, пока его положение тяжелое, пока его положение не станет легким».
И это второе мнение является более правильным, уа Ллаху А’лям. И это мнение большинство ученых и также Ибн Хазма. Если человек совершил какое-то деяние которое несет за собой искупительные действия и человек при этом не способен совершить эти искупительные действия, на нем остается ответственность, вплоть до того как он сможет выполнить одно из этих трех действий (освобождение раба, два месяца поста подряд, и кормление 60 бедняков).

_________________________________________________________________
[ Источник комментарии на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани «Булуг Аль Марам» «Фатх уль-‘Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма’а зикри ба’диль масаиль аль-мульхака» (Помощь от Знающего в изучении хадисов «Булуг уль-Марам» с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов). Автор комментария: Абу ‘АбдиЛлях Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани. Уроки по книге провел: Руслан Абу Ибрахим. Текст переписан с уроков ].

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Восполнение поста.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.