Определение многобожия (ширка) и его виды. Шейх Салих Фаузан.

Определение многобожия (ширка) и его виды. Шейх Салих Фаузан.

Его определение:

Многобожия («ширка») придерживается тот, кто считает, что кто-либо может разделять с Аллахом Его божественные качества, абсолютное главенство и власть. Многобожие в основном проявляется в отношении божественности тем, что человек наряду с Аллахом обращается с мольбой к кому-то другому или предпринимает по отношению к нему, такие действия, которые относятся к тем или иным видам поклонения, например, приносит жертвы или обеты, или испытывает по отношению к нему чувства страха или любви или надеется на него. Многобожие является самым большим грехом ввиду следующих обстоятельств:

1 — Потому, что многобожие является уподоблением сотворенного Творцу, когда нечто сотворенное наделяют теми или иными божественными качествами, ибо таким образом человек приобщает кого-либо к Аллаху, фактически сравнивает его с Ним и уподобляет его Всевышнему, а это — величайшая несправедливость, ибо Всевышний сказал: «…Истинно, многобожие — великая несправедливость» («Лукман», 13).

Несправедливостью является помещение чего-либо не на свое место, и тот, кто поклоняется кому-либо помимо Аллаха, как раз и помещает поклонение не в свое место, предназначая его не тому, кто этого достоин, что и представляет собой величайшую несправедливость.

2 — Поистине, Аллах поведал людям, что не простит тех, кто не откажется от многобожия, сказав:

«Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает» («Женщины», 48).

3 — Аллах поведал, что Он сделал рай запретным для многобожников, и что они вечно будут пребывать в пламени ада. Всевышний сказал: «Ведь, кто придает Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил рай. Убежище для него — огонь, и нет для неправедных помощников!» («Трапеза», 72).

4 — Многобожие сводит на нет все действия человека, ибо Всевышний сказал: «А если бы они придали Ему сотоварищей, то тщетным для них оказалось бы то, что они делали!» («Скот», 88).

Кроме того, Всевышний сказал: «Открыто было уже тебе и тем (Посланникам), которые были до тебя, что если ты придашь сотоварищей, то бесполезно окажется твое дело, и будешь ты из числа потерпевших убыток» («Толпы», 65).

5 — Многобожник- его кровь и имущество являются разрешенными в соответствие строго установленным рамкам шариата по словам Всевышнего: «…убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте их, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!» («Покаяние», 5).

Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то он сказал: «Мне было повелено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут «Нет божества, кроме Аллаха», а после того, как они произнесут эти слова, их кровь и имущество станут неприкосновенными за исключением положения, когда на то Ислам дает право» (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).

6 — Поистине, многобожие есть наиболее тяжкий из всех великих грехов. Один из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передает, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как-то спросил их: «Не поведать ли вам о том, что является наиболее тяжким из всех великих грехов?» Мы ответили: «Да», — и тогда он сказал: «Многобожие и непокорность (неуважение) родителям».

Выдающийся ученый Ибн ал-Каййим сказал: «Он, слава Ему, поведал людям, что целью творения является необходимость познания Его посредством имен Его и атрибутов, поклонение одному лишь Ему и никому больше, и соблюдение людьми справедливости, благодаря которой держатся небо и земля, как сказал об этом Всевышний:

«Мы послали Наших Посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости…» («Железо», 25).

Аллах, слава Ему, поведал людям, что Он послал Посланников, мир над ними, и ниспослал Свое Писание, чтобы люди придерживались справедливости, наибольшей же справедливостью и одновременно ее основой и опорой является единобожие. Следовательно, многобожие есть несправедливость, как и сказал об этом Всевышний: «…многобожие — великая несправедливость» («Лукман», 13).

Многобожие есть наихудший вид несправедливости, а единобожие — высшее проявление справедливости. То, что является наиболее несовместимым с вышеупомянутой целью, одновременно является и величайшим грехом. Далее Ибн ал-Каййим говорил: «Поскольку многобожие само по себе противоречит этой цели, то нет греха, большего, чем этот, поэтому Аллах и сделал недоступным для многобожников и сделал их кровь, имущество и семьи дозволенными для тех, кто придерживается единобожия, и они могут обращать их в рабов из-за того, что эти люди от единобожия отказались. Аллах, слава Ему, отказался принимать от многобожника какое-либо деяние и принимать заступничества (шафаат) за него, внимать зову его или удовлетворять просьбу такого человека в загробном мире. Поистине, раз многобожник приравнивает к Нему нечто из сотворенного Им, значит он меньше всех знает о Нем. Подобное является не только пределом невежества, но и пределом несправедливости, хотя на самом деле многобожник причинил несправедливость не по отношению к своему Господу, а только по отношению к самому себе».

7 — Поистине, многобожие это такой порок и недостаток, от которого Господь, слава Ему, чист, тот же, кто приравнивает к Аллаху нечто, приписывает Ему то, от чего Он чист, тот проявил тем самым высшую степень враждебности и противодействия по отношению к Нему.

Виды многобожия

Многобожие бывает двух видов:

Первый вид — это абсолютное, большое многобожие, которое ставит человека вне религии, и если он не покается в нем и не откажется от этого, то после смерти будет вечно пребывать в аду. Такое многобожие подразумевает совершение действий, связанных с поклонением кому-либо помимо Аллаха как например обращение со словами мольбы не к Нему, или жертвоприношения и приношение обетов не Аллаху, могилам святых, джиннам и шайтанам, ощущение чувства страха перед покойными, джиннами или шайтанами, которые якобы могут повредить человеку или наслать на него болезнь, или обращение с просьбами об удовлетворении своих нужд или утолении скорби не к Аллаху Единственному, который может помочь в этом, а к тем, кто ничего сделать не в состоянии (подобные вещи совершаются ныне вокруг гробниц аулия). Всевышний же сказал: «И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не вредит им и не помогает, и говорят: «Это — наши заступники перед Аллахом» («Йунус», 18).

Второй вид — это частичное, малое многобожие, которое не ставит человека вне религии, но вредит его единобожию, умаляет его и может вести к большому многобожию. Оно делится на два вида:

Вид первый: явное многобожие, которое выражается в словах и делах. Словами, относящимися к малому многобожию, могут быть клятвы человека, который клянется не Аллахом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в неверие и многобожие» (Этот хадис передал ат-Тирмизи).

Кроме того, сообщается, что когда один человек сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Как пожелал Аллах и ты», — Пророк возразил ему: «Ты приравнял меня к Аллаху!? Впредь говори: «Как пожелал Аллах» – один лишь. (Этот хадис приводит ан-Насаи).

Иногда еще говорят: «Если бы не Аллах и такой-то». Было бы правильно говорить: «Как пожелал Аллах, а потом такой-то», или: «Если бы не Аллах, а потом такой-то», ибо слово «потом» расставляет все по своим местам, указывая на то, что воля раба является вторичной по отношению к воле Аллаха, как сказал об этом Всевышний: «Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Владыка миров (т.е. ваше желание зависит от желания Аллаха)» («Скручивание», 29).

Что же касается союза «и», когда необходимо указать на абсолютное объединение и соучастие, то он не указывает на какой-либо порядок и подчиненность одного другому как, например, в таких фразах: «Для меня только Аллах и ты» или: «Это благодаря Аллаху и тебе» и так далее.

Что касается действий малого многобожия, то к ним относится ношение колец или привязывание нитки для избавления от беды или предотвращения ее, подвешивание амулетов из боязни дурного глаза или влияния джиннов. Если подобные действия человек совершает, будучи убежденным в том, что они являются, только лишь причиной отвода бед, но сами по себе не отводят, а фактически отводит Аллах именно в этом случае, они относятся к малому многобожию, так как на самом деле Аллах не сделал их причиной для данной цели. А если же человек совершает их, будучи убежденным в том, что подобные действия сами по себе способны предотвращать беду или избавлять от нее, то это уже большое многобожие, так как подобное свидетельствует о том, что человек полагался и надеялся на другого помимо Аллаха.

Второй вид малого многобожия — это скрытое многобожие, которое проявляется в желаниях и намерениях, обусловленных неискренностью и стремлением к славе, к примеру, когда человек совершает нечто приближающее к Аллаху, но желанием слышать в свой адрес похвалы от людей, например, совершает молитву или раздает милостыню ради похвал или когда человек поминает Аллаха или читает Коран красивым голосом, чтобы это услышали люди и похвалили его. Когда подобная показуха примешивается к какому-нибудь делу, она делает его недействительным, ибо Аллах Всевышний сказал: «И кто надеется встретить своего Господа, пусть творит благие дела и в поклонении Господу своему не присоединяет к Нему никого» («Пещера», 110).

Обращаясь к своим сподвижникам, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, однажды сказал: «Более всего я опасаюсь, что вы станете впадать в малое многобожие». Они спросили его: «А что такое малое многобожие?» Он ответил: «Это совершение чего-либо на показ» (Этот хадис приводят Ахмад, ат-Табарани и ал-Багави в «Комментарии к Сунне»).

К этому же относятся обрядовые действия, совершаемые ради мирских благ, например, если человек совершает хадж, работает муэдзином или имамом из-за денег, и то же самое относится к изучающим шариатские науки или отправляющимся на священную войну ради этого. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Несчастен раб динара, несчастен раб дирхама и несчастен раб одежды, который, когда ему дают, бывает доволен, а когда не дают, то начинает негодовать» (Этот хадис приводит ал-Бухари).

Имам Ибн ал-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается многобожия в желаниях и намерениях, то это безбрежное море и мало кто может спастись от него. Если человек делает что-либо не ради Аллаха, намереваясь достичь чего-нибудь иного, помимо приближения к Нему и получения награды от Него, это означает, что он впал в многобожие в своих желаниях и намерениях. Что же касается искренности, противоположной показухе, то она подразумевает проявление искренности человеком по отношению к Аллаху и в его делах, и в словах, и в желаниях, и в намерениях в равной степени. Это есть истинная ханифитская религия и такова религия Ибрахима, которой Аллах повелел придерживаться всем своим рабам, ибо никакая другая религия ни от кого принята не будет, и это то, что является истинной сутью Ислама, как сказал об этом Всевышний: «Кто же ищет религию кроме как Ислам, от того не будет принято и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток» («Семейство Имрана», 79).

«Такова религия Ибрахима, мир над ним, а не захотевший ее принять есть глупейший из глупых».

Из всего вышеизложенного следует, что между абсолютным (большим) и частичным (малым) многобожием имеются определенные различия, которые состоят в следующем:

1 — Большое многобожие в отличие от малого ставит человека вне религии.

2 — Большое многобожие в отличие от малого приводит к тому, что человек навечно оказывается в пламени ада.

3 — Большое многобожие аннулирует все дела человека. Что же касается малого многобожия, то, когда человек впадает в него, аннулируются лишь те дела его, к которым примешивалось малое многобожие, или те, которые были совершены ради показухи или ради мирской цели, или ради той и другой цели вместе.

4 — Большое многобожие в отличие от малого делает дозволенными кровь и имущество человека и ставит их вне закона.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Шейх Солих Фаузан, Ширк и его опровержение.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.