Пост в дни ташрика (11-13 число месяца зуль-Хиджа).

Пост в дни ташрика (11-13 число месяца зуль-Хиджа).
Хадис 669 Передают, что Нубейша аль-Хузали, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дни ташрика – это дни еды, питья и поминания великого и могучего Аллаха». Этот хадис передал Муслим.

Хадис 670 – 671. Передают, что ‘Аиша и Ибн ‘Умар, да будет доволен ими всевышний Аллах, рассказывали: «В дни ташрика поститься разрешалось только тем, кто не мог совершить жертвоприношение». Этот хадис передал аль-Бухари.

Не привезли собой жертвенных животных то есть являются кем мутамматиам то есть тот который выполняет хадж в форме таммату. Форма хаджа таммату это когда человек не ведет с собой жертвенное животное и так приходит хадж совершает сначала умру затем выходить из ихрама и ждет дней хаджа без дней состояния ихрама затем когда приходит день тарвия то есть день хаджа он входит в ихрам заново и совершает хадж отдельно от чего от умры. Называется таммату потому что он делает таммату то есть как бы наслаждается отсутствием ихрама то есть не берет на себя запрета ихрама между умрой и хаджем что касается их то постановление такого хаджа то что если он не привел с собой жертвенное животное то он должен продержать уразу три дня в хадже и 7 дней когда вернется домой. Так вот три дня в хадже держат в дни ташрика.
Вопросы, которые рассматриваются под хадисами 669 и до 671.
1974 Какие дни являются днями ташрика?

Ответ: Это те дни которые приходят после праздничного дня жертвоприношения (10 день месяца зуль хиджа). И ученные разошлись во мнениях дни ташрика два дня или три дня и более правильное мнение, что этих дней три дня 11 , 12 , 13 число месяца зуль хиджа являются тремя днями ташрика и указывают на то что дни ташрика три то что пришло от Айшы и от ибн Умара. Сказал ибн Хаджар привели в довод этот хадис на то что дни ташрика три, кроме дня праздничного дня жертвоприношения. Потому что праздничный день в нем нельзя держать уразу по единогласному мнению, а что касается того держать уразу в дни ташрика или нет относительно этого есть разногласия. И тот который считает что разрешено держать уразу во времена дней ташрика взял общность айята «если кто то из вас не привел жертвенных животных пусть продержит три дня уразы в хадж» и получается что дней ташрика три. То есть если мы сказали разрешено продержать уразу за не приведении жертвенных животных три дня в хадже, а это и есть что три дня ташрика от сюда получается что дней ташрика три, потому что именно три дня упомянуто в этом айяте. Говорит дальше ибн Хаджар почему эти дни называются днями, потому что говорит мясо жертвенных животных которое было зарезано в праздничный день высушивалось на солнце.

То есть прошлые годы когда люди совершали хадж и в один день приносит огромное количество жертвы. И чтобы мясо не испортилось люди сушили его на солнце, и это высушивание мяса и называется ташарук, поэтому эти дни называться днями ташрика то есть теми днями когда сушится мясо на солнце. А некоторые сказали дни ташрика называются этими днями по другой какой-то причине.
1975 Каково постановление держать уразу в дни ташрика.

Ответ:
В этом вопрос три мнения:

Первое мнение. Что это разрешено в любом случае то есть, ты в хадже находишься, или дома находишься привез с собой жертвенное животное или не привез в любом случае тебе разрешено держать уразу в три дня ташрика. Передал это мнение ибн Мунзир от аз Зубайра ибн Аувама а так же от абу Тальхи и сказал аль-Куртуби в своей книге «аль-муфхим»: «Дозволенность держать уразу в этот день это является мнением некоторых праведных предков и наверное до них не дошел довод о том что запрещено держать уразу в эти дни*».

*Хадис который назван у нас в главе говорит от том что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил держать уразу в эти дни потому что назвал эти дни днями еды питья и поминания Аллаха и действительно из мудрости шариата то что эти дни являются днями еды и питья потому что если эти дни будут днями уразы то придет в порчу что огромное количество мясо которое режется в эти праздничные дни поэтому эти дни названы днями еды и питья и не держится в эти дни ураза но необходимо кушать и пить и поминать Всевышнего Аллаха Субханаху уа Тааля.

Второе мнение. Абсолютно запрещено в любом случае держать уразу в эти дни без разницы ты в хадже или ты дома, привел ты с собой жертвенные животные или нет в любом случае тебе запрещено держать эту уразу. Это мнение ибн Мунзир упомянул от Али аби Талиб, а так же абдуЛлах ибн Амра ибн Асса и это новое мнение имама Шафии и его придерживается большинство шафиитов и это мнение абу Ханифы и его посчитал правильным ибн Хазм и ибн Мунзир и это второе мнение из табиинов придерживался аль-Хасан Басри так же Ата ибн аби Рабах, а так же Убейд ибн Умайр, и в довод за это свое мнение привели следующие доводы.
Первый довод, хадис Нубайшы который у нас приходит в главе, и смысл этот же пришел в хадисе Кааба ибн Малика у имама Муслима, а так же в хадисе от абу Хурейры у ибн Маджи с хорошим иснадом, а так же в хадисе Бишра ибн Сухейма у ан-Насаи и у ибн Манджа с достоверным иснадом, а так же в хадисе Укбы ибн Амира, и все эти три последних хадиса приходит в книгах шейха Мукбиля «сахих муснад». Все эти хадисы указывают на то что дни ташрика являются днями еды и питья и поминания Всевышнего Аллаха, а раз они являются днями еды и питья, значит пост в эти дни не держится.
Второй довод приходит у абу Дауда то что Амр ибн Асс сказал: «Это дни в которые нам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказывал разговляться в них и запрещал нам держать уразу в эти дни (имея ввиду дни ташрика)». Этот хадис назвал достоверным шейх Мукбиль в своей книге аль-Джами ас-Сахих.

Третье мнение. Запрещено держать уразу в эти дни кроме как делается исключение тому кто находиться в хадже совершает хадж ат-таматту’ и не нашел жертвенных животных которые он мог с собой привезти. И это мнение ибн Умара, а так же Аишы как у нас приходит в главе, а так же к этому мнению склонился имам Малик и имам Аш-Шафии в своем старом мнение и это мнение ханбалитов. И приходит достоверно у ибн аби Шейба 4 том стр. 94 о том что ибн Аббас продержал три дня уразы в хадже то есть в дни ташрика.
И привели в довод на то что тому кто в хадже и делает хадж ат-таматту’ и не ведет с собой жертвенных животных, что разрешено держать пост, привели в довод общность слов Всевышнего Аллаха Субханаху уа Тааля «тот который не найдет (то есть не найдет жертвенных животных), тот должен продержать уразу три дня в хадже и 7 дней когда вернется». Сказали этот айят общий не конкретизирует конкретных дней то есть дни хаджа среди этих дней так же дни ташрика и этот айят указывает на общность то что все эти дни можно держать уразу потому что это дни из дней хаджа. Но эта общность айята в который включается дни ташрика и приходит указание что в них можно держать уразу противоречить общности хадиса где Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) «приказывал нам разговляться в этот день и запрещал нам держать уразу в этот день». Этот хадис общий включает всех, без разницы в хадже ты или нет, привел своих животных или нет, делаешь хаджж ат-таматту’ или хаджж аль-кыран или ифрат, или дома ты находишься. Этот хадис является общим. В итоге получилось столкновение двух общностей столкнулось общность айята и столкнулось общность хадиса. И нам не остается ничего кроме как выбрать из этих двух общностей одну общность, а вторую отложить и конкретизировать общность вторую вторым контекстом, то есть взять эти два контекста выбрать из них один и конкретизировать второй этим. Нам остается либо сказать что выбираем общность айята и говорим да всем запрещено держать уразу в эти дни кроме тех которые совершают хадж делают таммату и не привели с собой жертвенных животных или возьмем общность хадиса и наоборот скажем никому нельзя держать пост в эти дни так же и тем которые находиться в хадже. Как понимать айят конкретизирован держите три дня уразы в хадже имеется ввиду во все дни хаджа кроме дней ташрика. Конкретизируешь либо этот, либо этот контекст. Имам ас-Санани выбрал общность хадиса и сказал что никому нельзя держать пост в эти дни без разницы хадж или не хадж и так далее. Потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал этим своим хадисом что эти дни вообще не являются днями поста и не подходят вообще для поста, то есть сущность этих дней не сущность уразы потому что эти дни еды и питья и говорит потому что сущность этих дней резко противоречит уразе названные эти дни днями еды и питья.

Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам, а то, что я посчитал правильным то, что необходимо выбрать общность айята а не общность хадиса. Из за хадиса Айшы и ибн Умара который у нас в главе. В хадисе Айшы ибн Умара сказано нам было запрещено держать уразу в дни ташрика кроме тех которые находиться в хадже и не привели с собой жертвенные животные то есть Айша и ибн Умар указывают на, то конкретизируют необходимо хадис и что остается на своем запрете но исключение делается из него тем которые находятся в хадже и можно держать уразу. Поэтому слова ибн Умара а так же Айшы нам не разрешалось держать уразу в эти дни возможно они имеют ввиду нам не разрешалось, имеются ввиду Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) нам не разрешал, если имеется ввиду это, то тогда нет проблем, то есть Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никому не разрешал и некоторым сделал исключение, а возможно они поняли этот вывод из аята, то что прочитали аят что можно держать три дня уразы в хадже, а среди дней хаджа дни ташрика а значит не разрешено держать пост кроме как в эти дни, возможно когда они говорят нам не разрешалось имеется ввиду нам аят не разрешал то есть можно подумать что они это не разрешение они взяли от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) либо сами поняли из аята. Говорит это более правильно то, что они скорей всего поняли из аята, а не так что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) им об этом сообщил поэтому их понимание этого аята является второстепенным доводом за то что необходимо выбрать общность аята, а не общность хадиса, то есть мы должны следовать за пониманием сподвижников они так поняли этот аят и к тому же это аяту таким образом понял ибн Аббас и держал уразу в хадже в течении трех дней ташрика, значит у нас сразу три сподвижника которые считали более правильным выбрать общность аята над общностью хадиса. Так же из того что усиливает это наше мнение, то что пост человек который делает хадж ат-таматту’ обязан держать только в том случае если он не нашел жертвенное животное, не смог зарезать животное. То есть если ты приехал в хадж и зарезал животное или назначил кого-то кому то заплатил что бы он за тебя зарезал все с тебя спадает обязанность держать пост. А человек должен резать животное в день жертвоприношения, то есть из дней хаджа ничего не остается после дня жертвоприношений кроме дней ташрика, бывает такое, что человек думал что найдет деньги или найдет животное сам в день жертвоприношения и поэтому не стал держать пост до дня жертвоприношения, или у него были деньги и он думал что он зарежет животное в день жертвоприношения потом потерял деньги, и в день жертвоприношения понял что он просто найти не сможет, у него не остается ни какого выбора кроме как продержать три дня поста в хадже, а из дней хаджа у него остается только дни ташрика, то есть видишь что автор книги пришло в шариате установление что если человек не режет животное в хадже жертвенное животное в день жертвоприношений тогда он обязан продержать три дня уразы в хадже. Говорит человек приезжает в хадж и понимает, говорит я бедный я не смогу зарезать животное все он может продержать пост, еще до дня жертвоприношения заранее, но может быть такое что человек думает что он купит животное в день жертвоприношения и у него есть деньги, и есть желание купить животное, но получилось так что деньги потерял или животное не смог найти которое бы он зарезал в день жертвоприношения, или потерял деньги не мог купить животное думал что купит и до этого не продержал пост потому что думал что он животное, а шариат велит раз он животное не зарезал то должен продержать пост десять дней, три дня в хадже и семь дней когда вернется домой. Вопрос сколько дней у него остается? Только дни ташрика, исходя из этого ничего не остается кроме как держать пост в дни ташрика, отсюда понимается что пост в дни ташрика держать запрещено кроме того человека который не смог найти жертвенное животное, которое он бы зарезал в день жертвоприношения. И примерно такую логику привел так же ибну Джарир ат-Табари в своем тафсире. И эта логика является сильной, потому что сотни и тысячи людей оказываются в этом положении в день жертвоприношении не находит денег что бы зарезать животное и пост до этого не продержали остается и им ничего не остается кроме как держать пост в дни ташрика, а соответственно сказать что пост держать в дни ташрика запрещено, является не правильным.

Исходя из этого правильным мнением из трех мнений является мнение третье то что запрещено держать пост в дни ташрика кроме того кто делает хадж ат-таматту’ и не смог найти жертвенное животное. И необходимо конкретизировать общность хадиса, а не общность аята, потому что он является ослабленным, а общность аята наоборот является усиленным словами сподвижников и той логикой которой мы привели выше. Исходя из этого держать пост в дни ташрика является запретным из-за того что хадис указывает на это, кроме того кто совершает хадж и при этом не смог найти жертвенное животное которое бы он зарезал. Из общности аята, значит если ты в хадж не поехал то ты уразу в три дня ташрика держать не можешь потому что общее постановление что запрещено в эти дни уразу держать но исключение делается той категории людей которые мы упомянули ранее.
[Примечание редактора стенограммы]: От Ка’б ибн Малика сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Дни ат-Ташрикъа – это дни еды, питья и поминания Аллаха!» Муслим 1141.

Хафиз Ибн Раджаб писал: “В этих словах пророка (мир ему и благословение Аллаха) указание на то, что еда и питье в дни праздников являются тем, что способствует поминанию Всевышнего Аллаха и подчинению Ему. И в этом благодарность Всевышнему за оказанные милости, и это то, что приближает к подчинению!” См. “Лятаифуль-ма’ариф” 504.

Передается со слов Хамзы б. ‘Амра аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, о том, что он видел человека на верблюде, который следовал за людьми в Мину. Пророк Аллаха, мир ему и благословение, наблюдал за ним, и этот человек говорил: «Не поститесь в эти дни, ибо поистине, это дни еды и питья». Ахмад (16081) Аль-Альбани в «сахих аль-джами’» (7355) назвал этот хадис достоверным.

Передается со слов Абу Мурра – вольноотпущенника Умм Хани – о том, как он зашел вместе с ‘Абд Аллахом ибн ‘Амром к того отцу – ‘Амру ибн аль-‘Асу. Он поднёс им еду и сказал: «Ешь!» Абу Мурра сказал: «Поистине, я пощусь!» Тогда ‘Амр сказал: «Ешь, ибо это такие дни, в которых Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелевал нам разговляться, и запрещал нам поститься!» Малик сказал: «Это дни ташрика». Ахмад (17314) и Абу Дауд (2418) Аль-Альбани назвал это хадис достоверным в «сахих Аби Дауд».

Передается со слов Са’да ибн Аби Ваккаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, велел мне, чтобы в дни Мина я кричал: “Поистине это дни еды и питья, и нет в них поста!”». Имеется ввиду, в дни ташрика. Ахмад (1459) Редактор (мухаккык) «муснада» сказал, что хадис достоверный, в силу наличия других укрепляющих его преданий (сахих ли-гайри-хи).

Сообщается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время Хаджа, отправил гонца для того, чтобы он возвестил людям: «Не поститесь в эти дни, ибо, поистине, это дни еды и питья и поминания Всевышнего Аллаха!» Ахмад 10674, аль-Хаким 2/250, Абу Ну’айм 2/342/1. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Аль-Бухари передаёт со слов ‘Аишы и Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллах: «Никому не позволялось поститься в дни ташрика, кроме как тем, кто не находил жертвенного животного».

В этих и других хадисах содержится запрет на пост в дни ташрика. В соответствии с этим большинство ученых утверждало, что соблюдение дополнительных постов в эти дни не является правомерным. Что же касается поста в эти дни, соблюдаемого как искупление пропущенного в Рамадане, то некоторые ученые высказались о допустимости такового. Однако наиболее достоверна его неправомерность.

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, пишет: «По словам большинства ученых, дополнительный пост в эти дни не дозволен. Хотя сообщается, что Ибн аз-Зубайр постился в эти дни. Подобное сообщается об Ибн ‘Умаре и аль-Асваде ибн Йазиде. Передаётся еще, что Абу Тальха не разговлялся, кроме как по двум праздникам. Очевидно, что до них не дошел запрет Посланника Аллаха, мир ему и благословение, на соблюдение поста в эти дни, а если бы до них это дошло, то они бы не повторили подобное в другой раз.
Что касается соблюдения в эти дни обязательных постов, то по этому поводу есть две версии. Согласно первой, это не допускается, так как запрещён пост в эти дни, и дни эти подобны праздничному дню.
По второй версии, соблюдение обязательного (фард) поста в эти дни является правомерным, так как сообщается, что Ибн ‘Умар и ‘Аиша, да будет доволен ими Аллах, говорили: «Никому нельзя было соблюдать пост в дни ташрика, за исключением тех, кто не находил жертвенного животного». То есть, тому, кто совершает хадж ат-таматту’, и не имеет жертвенного животного. Это достоверный хадис, его приводит аль-Бухари (1998), и он используется как аналогия для всех обязательных предписаний». Источник: «Аль-мугни» (3 / 51)

Основная же позиция ханбалитского мазхаба заключается в том, что соблюдать пост в дни ташрика, во искупление пропущенного в Рамадане поста, не является правомерным. См.: «Кашшаф аль-кына’», 2 / 342.

Что касается соблюдения поста в эти дни теми, кто совершает хаджж ат-таматту’ или хаджж аль-кыран, но не находит жертвенного животного, то доказательством этого служит вышеупомянутый хадис ‘Аишы и Ибн ‘Умара, и этого мнения придерживаются маликиты, ханбалиты и ранние шафи’иты. Ханафиты и некоторые шафи’иты утверждают, что пост в эти дни вообще не разрешается. См.: «Маусу’ати-ль-фикхийа», 7 / 323.

Наиболее правильным же является первое мнение, согласно которому соблюдать пост в эти дни может тот, кто не нашел жертвенного животного.

Ан-Навави, да помилует его Аллах, пишет: «Знай, что наиболее достоверным для наших товарищей (шафиитов) является позднее мнение, о том, что пост в эти дни не является правомерным абсолютно для всех, как для совершающего хаджж ат-таматту’, так и для всех остальных. Хотя, наиболее обоснованным является допустимость и дозволенность поста в эти дни для совершающего хадж ат-таматту’, так как хадис, предоставляющий ему такое право, как уже было сказано, является достоверным. Это является очевидным и от этого нельзя отказываться». Источник: «Аль-маджму’» (6 / 486).

Подытоживая сказанное: не является правомерным пост в дни ташрика, как дополнительный, так и обязательный, кроме как для совершающего хаджж ат-таматту’ или хаджж аль-кыран, если он не находит жертвенного животного.

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Не разрешается пост в тринадцатый день месяца Зу-ль-Хиджжа, как дополнительный, так и обязательный, так как это дни еды, питья и поминания Аллаха, Всемогущ Он и Велик! Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил пост в эти дни, и не сделал исключения ни для кого, кроме как для паломника, совершающего хаджж ат-таматту’ и не нашедшего жертвенного животного» (конец цитаты). Источник: «Маджму’ фатава Ибн Баз», 15 / 381.

Шейх Ибн аль-‘Усаймин сказал: «Дни ташрика – это три дня после Праздника Жертвоприношения (‘Ид аль-Адха). Названы они днями ташрика, потому что люди в эти дни сушат (юшаррикуна) ломтики мяса, т.е. раскладывают их на солнце, чтобы они не загнивали, когда их отложат про запас. Относительно этих трёх дней, Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Дни ташрика – это дни еды, питья и поминания Аллаха, Всемогущ Он и Велик!» А раз так, т.е. раз шари’атское положение этих дней заключается в еде, питье и поминании Аллаха, то тогда эти дни не являются временем для поста. Поэтому Ибн ‘Умар и ‘Аиша, да будет доволен ими Аллах, говорили: «Никому не позволялось в дни ташрика поститься, кроме как тем, кто не находит жертвенного животного». Имеется в виду, для совершающего хаджж ат-таматту’ или хаджж аль-кыран. Последние постятся три дня во время хаджжа, и семь дней по возвращении домой. И разрешается совершающему хаджж ат-таматту’ или хаджж аль-кыран, если он не найдёт жертвенного животного, поститься эти три дня, дабы время хаджжа не истекло прежде, чем он успеет исполнить свой пост. Во всех остальных случаях пост в эти дни не допускается. Даже если на человеке будет обязательство по восполнению поста в два месяца, то он должен будет прервать свой пост в День Праздника и на три дня после него, а потом уже продолжать его». Источник: «Маджму’ аль-фатава Ибн ‘Усаймин», 20 / вопрос 419

В соответствии с изложенным, тот, кто постился в дни ташрика, или часть из них, не будучи лицом, которое при совершении хаджжа ат-таматту’ или хаджжа аль-кыран, не нашло жертвенного животного, должен просить прощения у Всевышнего Аллаха за преступление того, что запретил ему Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Если же он постился, чтобы искупить то, что пропущено им в Рамадане, то такое искупление не будет ему засчитано, и ему необходимо будет еще раз возместить свой долг. А Аллах же знает лучше! [Конец примечания].

Источник: «Шарх Булуг Аль-Марам «Фатх уль-‘Аллям» Мухаммада ибн Хизама. Перевод Руслана Абу Ибрахима».

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Пост в другие дни месяцы и дни.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.