Пост в субботу.

1978 Каково постановление выделять субботний день для уразы

https://youtu.be/i1bfS3bm5iA

 

 

Хадис  №675. Передают, что ас-Самма бинт Буср, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не соблюдайте пост по субботам, за исключением обязательного поста, и даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или веточки с дерева, то все равно жуйте их (чтобы показать, что он в этот день уразу не держит)». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, и рассказчики хадиса заслуживают доверия. Однако в цепочке рассказчиков существует путаница, и поэтому Малик назвал хадис неприемлемым. Несмотря на это Абу Давуд назвал хадис аннулированным.

 

(Некоторые отвергли этот хадис, по причине того, что в нем сказано: «что если один из вас не найдет ничего, кроме ветки дерева или кожуры винограда, пусть даже ее пожует». Сказали, это является отвергаемым моментом в этом хадисе, не может быть, чтобы пророк, салляЛлаху аляйхи васаллям, этого сказал. Потому, что для того, чтобы нарушить уразу, не обязательно что-то жевать, и не обязательно что-то искать для употребления в пищу, но достаточно взять намерение просто, что я в этот день уразу не держу.

 

Некоторые отвергли этот хадис по причине этого хадиса: В Сахихе пришло от Джувайрии бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, зашел к ней в пятницу, когда она постилась. Он спросил ее: «Ты постилась вчера?» Она сказала: «Нет». Он спросил: «Собираешься ли ты поститься завтра?». Она сказала: «Нет». Он сказал: «Тогда прерви свой пост». Бухари, 1850.

 

Отсюда понимается, что можно держать пост в субботу. Но ответ на это то, что в хадисе Джувейрии приходит разрешение держать пост в субботу вместе с пятницей. То есть, не выделять субботу отдельно постом, а держать вместе с пятницей пост. А что касается этого хадиса, то в этом хадисе имеется в виду выделение субботнего дня постом. Поэтому все виды отвергания этого хадиса не принимаются).

 

Говорит Мухаммад ибн Хизам:  «Этот хадис является достоверным. Приводит его имам Ахмад, а так же абу Дауд, а так же ан-Насаив  Аль-Кубра, а так же ат-Тирмизи, а так же ибн Маджда, а так же другие имамы. По с различными иснадами до Саура ибну Язида, от Халида ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибн Бусра, от его сестры Ас-Самма бинту Буср, от пророка, салляЛлаху аляйхи васаллям. И некоторые из хафизов и имамов этой общины назвали этот хадис больным из-за запутанности его иснадов. Потому, что Саурибну Язид, (один из передатчиков этого хадиса), иногда передает этот хадис таким образом, как мы описали выше. То есть, от Халида ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибну Бусра, от его сестры Ас-Самма бинт Буср. А иногда передает от Халида ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибн Бусра, сразу от пророка, салляЛлаху аляйхи васаллям. Без упоминания его сестры Ас-Самма бинт Буср. А иногда передает от Халида ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибн Бусра, от его матери. (То есть, уже не сестры, а от его матери. То есть, Саур ибну Язид запутал иснад. Передает этот хадис несколько раз, и все время передает по-разному, это указывает на то, что он его плохо выучил). А в некоторых ривайятах приходит от ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибну Бусра, от его сестры, от Аиши. А иногда передается от Халида ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибн Бусра, от его отца. (То есть, Саур ибну Язид передавал этот хадис множество раз, и каждый раз передавал с разными иснадами, и запутал эти иснады). Но неправильным является называть его больным из-за запутанности. Потому, что из условий того, чтобы хадис мог быть назван запутанным, должно быть чтобы все эти иснады были равными по силе. (Если бы все эти иснады были равными по силе, тогда мы бы сказали, что иснады все эти запутанны. Например, если один иснад передается большим количеством людей, например, десять человек передает этот хадис одним и тем же иснадом, и некоторые из слабых передатчиков передают в запутанном виде, то эти иснады считаются за слабые и отбрасываемые, и принимается тот иснад, который передается большинством передатчиков, если тем более они являются крепкими). И здесь нет такого, что все иснады равны по силе, потому что первый иснад, который мы привели, от Саура ибну Язида, от Халида ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибн Бусра, от его сестры Ас-Самма бинт Буср. Этот иснад является наиболее крепким, а все остальные являются отвергаемыми, потому что от Саура ибну Язида первым иснадом этот хадис передало сразу восемь передатчиков.

(Что касается мухаккыка то есть, тот, который делал тахкык на книгу «Аль-Илял» ат-Даракутни, то он привел десять передатчиков, которые передают этот иснад от Саура ибну Язида). Большинство этих передатчиков являются передатчиками крепкими. А это: Абу Асим Ан-Набиль, аль-Валид ибну Муслим, аль-Аузаи, Асбах ибну Зейд, аль-Фадль ибну Муса, Суфьян ибну Хабиб, Абд аль-Малик ибну Саббах, а так же Кураа ибну Абд ар-Рахман. Все они передают от Саура ибну Язида этим иснадом. А что касается других иснадов, то некоторые иснады эти передаются один раз крепким передатчиком, один раз оставленным, а иногда передают передатчики уровня хороших лишь хадисов, а не достоверных. А некоторые иснады передаются через неизвестных передатчиков. А некоторые иснады передаются через слабых передатчиков.

(От сюда понимается например пришел Саур ибну Язид, передал этот хадис своим ученикам, допустим перед ним сидело тридцать человек, сорок человек, пятьдесят человек, которые перенимали от него этот хадис, и рассказал этот хадис с определенным иснадом, потом эти студенты начали передавать от Саура ибну Язида этот хадис своим ученикам, и передавать этот хадис далее. Так вот оказалось, что среди студентов Саура ибну Язида, восемь или десять из его студентов передают этот хадис одним образом, говорят — Саур ибну Язид передал нам этот хадис от Халида ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибн Бусра, от его сестры Ас-Сама бинт Буср. И большинство этих передатчиков являются крепкими. То есть, эти восемь человек, большинство из них крепкие, они выучили этот хадис одинаково. И некоторые, один слабый, один неизвестный, один оставленный вообще, передают этот хадис другим образом, говорят — от Халида ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибн Бусра, от его матери или от его отца или вообще без упоминания матери и отца, сразу от АбдуЛлаха ибн Бусра, от пророка, салляЛлаху аляйхи васаллям, или с упоминанием Аиши после сестры Ас-Сама бинт Буср и т.п. То есть, иснад получился запутанный, но проблема получилась не в Сауре ибну Язиде, а в его учениках. То есть, Саур ибну Язид рассказал этот хадис одинаковым образом, один раз рассказал, но люди выучили этот хадис от него разным образом из-за слабости своей памяти или из-за того, что они являются неизвестными передатчиками и т.д. передали этот хадис другими иснадами какими-то. Мы говорим, что в этом случае делать? Можно ли сказать, что этот иснад запутанный и мы этот хадис забраковали? Нет, такого — говорит — нельзя говорить. Потому, что этот хадис передается крепкими передатчиками, и большим количеством этих передатчиков по одному иснаду, это говорит, что именно этим иснадом Саур ибну Язид этот хадис рассказал. А те иснады во внимание не берутся и отбрасываются потому, что они противоречат этому крепкому иснаду. Этим крепким передатчикам в этом хадисе. Это указывает на то, что они плохо выучили этот иснад и проблема в них, а не в иснаде и не в Сауре ибну Язиде. Поэтому хадис является достоверным, и не является запутанным, и не является отвергаемым).

— Поэтому Даракутни выбрал из всех этих иснадов, иснад первый, (который мы так же выбрали) и не вынес постановление относительно этого хадиса то, что его иснады являются запутанными. И это сообщение от Даракутни передал ибн аль-Муляккин в своей книге «аль-Бадр аль-Мунир».

— Но я не нашел слов Даракутни ни в его книге «аль-Иляль», ни в его книге «ас-Суннан». И это мнение о том, что хадис является достоверным, выбрал так же шейх аль-Альбани. Это является истиной, иншаАллаху Тааля».

 

(Потом в процессе урока, шейх Мухаммад Хизам указал на то, что он нашел слова ад-Даракутни в книге его «аль-Иляль», в 12-м томе 254 стр. под вопросом №4061, издательство «Дарр Ат-Тайиба» с тахкиком Халида аль-Мисри. В первый раз не нашел потому, что тогда в библиотеке Даммаджа не было «аль-Иляль» в этом издании. То есть, было в другом издании, но в нем эти слова были упущены, и он их не нашел. Потом, когда приехало второе издание, посмотрел в нем и нашел эти слова имама ад-Даракутни.

Когда мы бы  назвали этот хадис муттарибом? То есть, для вас, для пользы из науки Мусталях аль-хадис? Шейх Мухаммад Хизам говорит: «Хадис муттариб, называется запутанным и отвергается если все его иснады равны по силе». Если бы у нас было так, что Саур ибну Язид рассказал этот хадис, и от него передали этот хадис пятеро, все они слабые передатчики одного уровня, и все передают по разному. Один папу добавляет, другой маму добавляет, третий сестру добавляет, четвертый Аишу добавляет, пятый вообще никого не добавляет. Пять человек передают, все по-разному передают. И все эти передатчики равны по силе, все пятеро слабые. Тогда было бы вынесено постановление о хадисе что этот хадис муттариб (запутанный хадис). Потому, что все эти иснады равны по силе и нет такого, что один из этих иснадов сильнее чем остальные. Теперь, если бы было так, пять иснадов, четыре из них слабые, а один имам. То есть, четыре иснада передаются слабыми передатчиками, а один передается имамом, хафизом этой общины, то был бы выбран иснад этого имама, хафиза. И это хадис уже не назывался бы муттариб. Поэтому наш хадис не называется муттариб. Потому, что восемь крепких передатчиков или большинство из которых, являются крепкими передают этот иснад одним образом, и противоречит им отдельные личности, один слабый, другой неизвестный, другой оставленный и т.п.

И действительно в подобных иснадах легко запутаться, особенно со временем, когда человек выучил от АбдуЛлаха ибну Бусра, от его сестры, потом может быть пройдет 5-6 лет, и он будет передавать этот хадис и запутаться, не помнить от сестры было или от матери, и скажет от матери. Другой запутаться, от сестры было или от отца, и передает от отца. И происходит запутывание в подобных иснадах часто).

 

Говорит Мухаммад ибн Хизам: «К тому же у этого хадиса есть другой иснад, хороший. Приводит его имам Ахмад, говорит: — Рассказал нам аль-Хакам ибн Нафиа, рассказал нам Исмаиль ибн Айяш, от Мухаммада ибн аль-Валида Аз-Зубайди, от Лукмана ибну Амира, от Халида ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибну Бусра, от его сестры Ас-Самма бинт Буср. (Тоже возвращается к сестре АбдуЛлаха ибн Бусра этот иснад). Получается здесь, что Лукман ибну Амир здесь поддерживает Саура ибну Язида в передаче иснада. Так, как его передал Саур ибн Язид в первом виде, или от Саура ибну Язида передали его в первом виде. А так же у этого хадиса есть еще другой иснад у имама Ахмада, со слов АбдуЛлаха ибну Бусра уже с другим иснадом, с достоверным. И шейх аль-Альбани привел различные иснады этого хадиса в подробности в своей книге «Ирва’ аль-Галиль» под №960. И сделал прекрасный анализ этого хадиса. И правильное мнение окончательно, что этот хадис является достоверным. (И назвали его достоверным имам ат-Тирмизи, а так же абу-Дауд, но что касается абу-Дауда, то он сказал, что этот хадис хоть и достоверный, но аннулированный, а так же этот хадис назвали достоверным ибну Хузейма, ибну Хиббан, а так же аль-Хаким, ибну Ссакан, аль-Байхаки, ибну абд аль-Барр, ан-Навави и другие). Вместе с тем, что имам аз-Зухри сказал: — Это хадис пришел к нам с Хомса. То есть, с Шама, указывая на то, что этот хадис является больным. И сказал абу Дауд: — Он является аннулированным. И было передано от имама Малика, что он сказал относительно этого хадиса: — Этот хадис является ложью. И сказал имам Ахмад: — То, что Яхья ибну Саид аль-Каттан остерегался этого хадиса. (То есть, не действовал по нему). И сказал шейх аль-Ислам ибн Теймийя: — Это хадис является шааз. То есть, отклоненным или аннулированным. А ибн аль-Муляккин передал от ан-Насаи то, что имам ан-Насаи сказал относительно этого хадиса, что он является запутанным. И я не нашел слов имама ан-Насаи в его «Сунане», указание на разногласие передатчиков хадиса от АбдуЛлаха ибн Бусра. И это не явное заявление,  о том что этот хадис является запутанным. Сказал ан-Навави в своей книге «аль-Маджмуа» после того как передал слова имама Малика, что этот хадис является ложью: — Эти слова имама Малика не принимаются потому, что этот хадис назвали достоверным многие из имамов». (Значит хадис является достоверным).

 

 

 

Хадис №676. Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чаще всего постился по субботам и воскресеньям. При этом он говорил: «Эти дни являются праздником для многобожников, и я хочу отличаться от них». Этот хадис передал ан-Насаи, а Ибн Хузейма назвал его достоверным. Ему же принадлежит текст хадиса.

 

(В прошлом хадисе сказано, что пророк, салляЛлаху аляйхи васаллям, запретил держать уразу в субботу, а в этом хадисе сказано, что чаще всего,  держал пост в субботу. Есть явное противоречие, между двумя хадисами ).

 

Говорит шейх Мухаммад Хизам: «Этот хадис является слабым. Передает его ан-Насаи, а так же ибну Хузейма по дороге от АбдуЛлаха ибну Мухаммад ибну Умара ибну Али. Говорит: — Рассказал нам мой отец от Курейба то, что он слышал умму Саляма, от пророка, салляЛлаху аляйхи васаллям. Что касается Мухаммада ибну Умара, то у него имеется биография в книге «Джарх ва Тадиль» и не упомянуто о нем ничего из критики и ничего из похвалы. Поэтому он является человеком с неизвестным положением. Поэтому хадис является слабым по его причине. И назвал его слабым шейх Альбани в своей книге «ад-Даифа» под №1099. Значит, хадис является слабым».

 

 

Вопрос, который рассматривается под №676.

 

1978 Каково постановление выделять субботний день для уразы

https://youtu.be/i1bfS3bm5iA

 

Можно ли держать именно в субботу уразу так, что ты не держишь уразу в другие дни, ни в пятницу, ни в воскресенье.

 

Ответ: — Мазхаб Шафиитов, а так же Ханбалитов нежелательность выделять субботний день уразой, добровольной уразой из-за хадиса Ас-Самма бинт Буср,  который у нас приходил под главой 675. И это мнение о нежелательности держать уразу в субботу выбрал имам ат-Тирмизи, а так же ибну Хузейма, а так же ибну Хиззам, а так же аль-Байхаки. И склонился к нежелательности уразы в субботний день ибн аль-Кайим. Сказал ат-Тирмизи: — «И смысл запрета держать уразу в субботу, чтобы человек не выделял этот день уразой потому, что иудеи возвеличивают этот день». (То есть, ненужно возвеличивать его уразой, и ненужно выделять его среди остальных дней, как-буд то это какой-то особенный день. Поэтому пророк, салляЛлаху аляйхи васаллям запретил держать в этот день уразу). А так же сказал ибну Хузейма, «глава о запрете держать уразу в субботу добровольно, если человек выделяет именно субботу постом», говорит ибн Хузейма: «И я думаю, что запрет держать пост в этот день пришел потому, что иудеи возвеличивают этот день. И они превратили субботний день в праздник вместо пятницы». (То есть, взяли этот день праздником вместо пятничного дня). И сказал аль-Байхаки: «Возможно пророк, салляЛлаху аляйхи васаллям, запретил выделение этого дня постом для того, чтобы люди выделяли его возвеличиванием». (Чтобы не получилось так, чтобы люди, мусульмане начали возвеличивать этот день, день субботы).

И сказал ибну Хиббан: «Глава о запрете и порицании тех, которые выделяют субботний уразой».

 

(Все эти ученые поняли из этого хадиса запрет именно на выделение субботы днем уразы. То есть, если ты продержишь допустим в пятницу и в субботу, они в этом проблему не видят, если продержишь в субботу и в воскресенье, тоже в этом проблему не видят. Потому, что понятно, что ты не выделяешь день субботы постом, но просто держишь потому, что держишь. Или день через день например человек держит каждый раз уразу день через день. Если пост попадает на субботу, тоже нет никакой  проблемы потому, что он не держит эту субботу именно потому, что это суббота, а потому, что так получилось, или дал обет, что продержит четырнадцатого числа этого месяца пост. И получилось так, что четырнадцатое число получилось суббота. Можно ему держать пост в субботу или нет, исходя из первого мнения? Можно в данном случае. Потому, что он не выделяет субботу постом, но просто случайно совпало, что четырнадцатое число оказалось субботой. Или допустим человек возмещает пост за Рамадан. И решил продержать четыре дня, которые он упустил в Рамадан, и один из этих дней суббота. Можно продержать ему пост исходя из первого мнения? Тоже можно потому, что суббота не выделяется конкретно и лично для поста, тоже самое, что относительно других видов. В этом хадисе как сказано: «Не держите уразу в день субботы, кроме как такая ураза, которая является обязательной для вас»).

 

Сказал ибну Муфлих в своей книге «Аль-Фуру»:  «Выбрал наш шейх (шейх аль-Ислам ибн Теймийа, ибну Муфлих один из его учеников) мнение о том, что нет ничего нежелательного держать уразу в субботу. И указал на то, что это мнение большинства ученых. И это то, что понял аль-Асрам в своем ривайяте от имама Ахмада. И то, что если бы пророк, салляЛлаху аляйхи васаллям, подразумевал запрет на выделение этого дня уразой, то он бы не исключил, и не сделал его исключением то, что если ураза обязательная, то ее можно держать. Поэтому сказал шейх аль-Ислам ибн Таймийа: Этот хадис либо отклоненный, либо аннулированный. И то, что это дорога старых сподвижников имама Ахмада, которые постоянно были с ним, как Асрама, так же Абу Дауда».

 

(Значит это второе мнение в вопросе, которого придерживается шейх аль-Ислам ибну Теймийа.  И указал на то, что это мнение большинства ученых, то, что нет никакой нежелательности держать пост в субботу. А что касается хадиса то он либо отклонен, либо аннулирован. То есть, может быть такое постановление было в начале ислама, потом пришло аннулирование этого).

 

Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам:  «Те, которые считают, что в субботу держать уразу, нет ничего в этом нежелательного, привели в довод хадис умму Салямы о том, что пророк, салляЛлаху аляйхи ва саллям, чаще всего держал уразу именно в субботу и в воскресенье. Этот хадис у нас упомянут в книге под №676. Но мы уже говорили, что он является слабым. И так же в довод за свое мнение привели хадис абу Хурейры, у Бухари и Муслима, то, что пророк, салляЛлаху аляйхи васалляма сказал: «Не держите уразу в пятничный день, кроме как, если один из вас продержит день уразы до него или день уразы после него». (Получается, что в субботу можно продержать пост). А так же привели хадис Джувейрии у имама Аль-Бухари. То, что однажды пророк, салляЛлаху аляйхи ва саллям, вошел к ней в пятничный день и увидел, что она держит уразу. И сказал ей: — «Держала ли ты уразу вчера?» Она сказала: — «Нет». — Будешь ли ты держать уразу завтра? Сказала: — «Нет».«Тогда разговись». (Приходит указание на то, что разрешено держать уразу в субботу). И приверженцы первого мнения ответили на эти хадисы тем, что то, что в этих хадисах не идет речь о выделении именно субботы постом. И то, что пророк, салляЛлаху аляйхи васаллям, указал на дозволенность выделение субботы уразой, но в этих хадисах приходит разрешение держать пост в субботу вместе с постом  пятницы. Сказал ан-Навави: — «А что касается остальных хадисов, которые мы указали относительно уразы в субботу, то все они приходят относительно уразы в субботу, но не в одну только субботу, а вместе с пятницей, или вместе с воскресеньем. Поэтому эти хадисы не противоречат тому мнению, которого придерживались наши сподвижники (Шафииты). То, что является нежелательным выделять субботний день уразой». И мы уже приводили выше слова ат-Тирмизи, а так же слова ибну Хузейма, а так же ибну Хиббана, а так же аль-Байхаки, то, что под запретом поста в день субботы имеется в виду выделять именно день субботы постом, и выделение этого дня постом как возвеличивание этого дня. И это мнение является более правильным, ваЛлаху `алям».

 

(Значит, шейх Мухаммад ибну Хизам в этом вопросе выбрал мнение то, что держать уразу в субботу нежелательно, если это делается из возвеличивания дня субботы, если вместе с субботой не держится никакой день уразы больше, ни пятница, ни воскресенье).

 

__________________________________________

Источник: «Шарх Булуг Аль-Марам «Фатх уль-‘Аллям» Мухаммада ибн Хизама. Перевод Руслана Абу Ибрахима».

 

[Примечание редактора стенограммы]:

Вопрос: «Я прочел на вашем сайте, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отстранял от соблюдения поста по субботам. Какова причина этого»?

 

Ответ (покойного муфтия) Шейха Мухаммада ибн Ибрахима:

Хвала принадлежит Аллаху.

«Нежелательно выделять из дней недели субботу для соблюдения поста. Некоторые ученые указали, что причиной этому является выделение иудеями этого дня праздником для себя. Как мне видится, причиной этому является то что, иудеи в этот день оставляют любую работу и отдыхают. Таким же образом мусульманин, если будет поститься, будет вынужден оставить из-за поста свои дела, т.к. пост вызывает жажду и голод, чем будет уподобляться иудеям в оставлении работы в этот день». Конец цитаты.

Источник: Фатва Муфтия, Шейха Мухаммада ибн Ибрахима, да смилуется над ним Аллах 4\206.

 

Разговор шейха Аль-Албани и шейха Абдуль-Мухсина Аль-Аббада о запрещении соблюдать необязательный пост по субботам, в том числе – в месяце Шавваль
Шейх аль-Аббад: «Что касается поста по субботам… Вы говорите, что по субботам нельзя соблюдать добровольный пост вообще или только выборочно, отдельно от соседних дней?»
Шейх аль-Албани:
«Нельзя вообще поститься по субботам, за исключением поста, который является обязательным.
Что касается хадиса от Джуэйрии, в котором Пророк, мир ему и благословение Аллаха, узнав, что она постится в пятницу, и спросил ее:
«Ты постилась за день до нёё?… Ты будешь поститься на следующий день после неё?», и она ответила ему: «Нет». И он ей сказал: «Тогда разговляйся».
Этот хадис внешне указывает на дозволенность поста в субботу, если ты постился и в пятницу. Однако хадис «Не соблюдайте пост по субботам, за исключением поста, который является обязательным! И даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или ветки с дерева, то все равно жуйте их» является запрещающим. И когда мы встречаем два религиозных текста, которые противоречат друг другу, причем один из них разрешает что-то делать, а другой запрещает то же самое, то предпочтение нужно отдавать запрещающему религиозному тексту. Это в соответствии с правилом, принятом в Шариате: «Аль-хазыр мукаддам ‘аляль-мубих» — «Запрещающий контекст главнее разрешающего».
Шейх аль-Аббад:
«А разве нельзя сделать вывод, что этот хадис указывает на запрещение поститься в субботу выборочно, отдельно от соседних дней?»
Шейх аль-Албани:
«Такой вывод сделать нельзя, потому что этот хадис «Не соблюдайте пост по субботам» не предполагает других исключений.
Я приведу пример. Что говорят ученые, если бы на субботу пришелся праздник ‘Ийд аль-Адха ? В такой ситуации, в пятницу был бы день ‘Арафа – день, в который соблюдать пост очень желательно для всех людей, кроме паломников, совершающих хадж. Но пост в пятницу нужно объединять с соседним днем, а в данном примере следующим днем будет суббота, на который приходится Ийд аль-Адха. Так что вы скажете – можно ли поститься в субботу в данном случае?»

Шейх аль-Аббад:
«Нельзя, потому что это будет день праздника, а поститься в день Ийда харам (запрещено)».
Шейх аль-Албани:
«Верно! И здесь мы все согласны, что поститься нельзя. Но тогда получается, что причина запрета поститься по субботам состоит не в том, что запрещено выделять субботу для поста в отдельности от остальных соседних дней, ведь в данном примере в пятницу тоже соблюдался пост. Причина тут в том, что о посте в день праздника существует всем нам известный запрет. Тогда можно спросить: разве есть какая-то разница между одним запретом (на пост в праздник) и другим (на пост в субботу)? Просто получилось так, что о запрете поститься в дни праздника известно всем ученым, требующим знания, и простым людям, а о запрете поститься по субботам для многих было неизвестным. Но на самом деле, и в первом случае мы видим запрет, и во втором случае – такой же запрет!»
Шейх аль-Аббад:
«Как быть с постом шести дней в Шаууале, соблюдаемых на основании хадиса: «Кто постился в Рамадане, а затем продолжил в след за ним поститься 6 дней в Шаввале…» и если один из этих шести дней придется на субботу, разве нельзя поститься? И то же самое можно сказать о трех днях в середине каждого месяца, если один из них придется на субботу, то, как быть? А так же день ‘Арафа?»
Шейх аль-Албани:
«Что касается поста шести дней в Шаууале, то достоинство этого поста общеизвестно. И по вашим словам получается, что если поститься несколько дней подряд, то и в субботу поститься можно. Однако я поступил бы иначе: начну поститься 6 дней Шаууаля, но если один из них придется на субботу, я не буду поститься в этот день и пропущу его. Если совпадут, скажем, четверг и пятница, то поститься буду, но если придется пост на субботу, то не буду поститься.
По моему убеждению, такой поступок окажется более правильным, нежели поступок того, кто будет поститься в субботу в качестве одного из шести дней Шаууаля. Почему так? Потому что я оставляю пост в субботу не по собственной прихоти и не в качестве новшества в религии. Я оставляю его ради Аллаха, следуя велениям Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Тому, кто откажется от чего-либо исключительно ради Аллаха, Всевышний возместит более лучшим».

Таким образом, поскольку шариатское правило гласит: «Запрещающий контекст главнее разрешающего», мы должны во всех частных вопросах поступать в соответствии с ним. В том числе – и в вопросе, когда некий пост, не относящийся к категории обязательного, выпадает на субботу».
Так же хотел добавить к переведенному диалогу шейха Альбаний, рахимахуЛлах, и шейха аль-‘Аббада, хафизахуЛлах, то что было в конце него:
Шейх ‘абдуль-Мухсин:
«Кто так же из учёных понимал, что нельзя поститься в субботу добровольным постом, даже если он будет присоединен к джум’а?»
Шейх Альбаний:
«Если вы принимаете передатчика хадиса, кот. передал хадис, как учёного, то ответ «да»».
Шейх ‘абдуль-Мухсин:
«Нет, есть кто-то еще, помимо передатчика хадиса?»
Шейх Альбаний:
«Я вам говорю передатчик хадиса, сахабий!»
Шейх ‘абдуль-Мухсин:
«Сахабий не сказал, что понимает хадис таким пониманием как ваше».
Шейх Альбаний:
«Что же он сказал ?!»
Шейх ‘абдуль-Мухсин:
«Может он просто передал хадис, включая понимание, что этот хадис можно совместить с хадисом Джуэйрия (где суббота присоединяется к джум’а)».
Шейх Альбаний:
«Нет, это не так! Я имею в виду совсем другое. А это то, что он сказал: «Тот, кот. будет поститься в субботу, нет ему поста и нет ифтара (т.е. награды ни за то ни за другое) !…»
По-моему это был сахабий, абдуЛлах ибну Буср. Так же шейх упомянул, что это мнение было среди ранних и поздних ученых.
Далее шейх сказал:
«И сахабий этими словами сравнил пост в субботу с постом «дахр» (непрерывным), а пост «дахр» отвергнут…». (Конец цитирования диалога).

Что можно сказать о диалоге, при все уважении к шейху Альбани, конечно же удивительно как шейх Альбани ставит какое то правило выше слов самого посланника Аллаха мир ему и благословение Аллаха, ставит хадис в достоверности которого разногласия среди имамов этой общины и многие из которых отвергли этот хадис, ставит его выше многих хадисов пришедших в сахих Бухари как о том что если постишься в пятницу то постись день до него или после него! И самое удивительно что шейх Альбани не смог привести на свое мнение ни одного ученого этой общины кроме как приписал это мнение сподвижнику! И вот этого факта, достаточно чтобы отвергнуть мнение шейха Альбани. Потому что получается великие имамы которых шейх Альбани не достиг ни в знаниях ни в авторитете, не додумались до того до чего додумался шейх Альбани в 14 веке, в то время когда это известный вопрос в шариате быть такого не может чтобы имамы были глупее шейха Альбани и не знали правил шариата что ставится выше, на оборот они и в знаниях хадиса и других науках превосходили шейха Альбани и по этому нет у нас нужды в иджтихадах шейха Альбани или других современных ученых в тех вопросах в которых известно слово салафов и имамов этой общины, современный ученый максимум в этом вопросе может провести  исследование и прийти к одному из мнений имамов этой общины, а делать исследования и потом приходит к такому мнению которое до тебя ни кто не сказал и потом говорить что ты взял это из хадиса, это недопустимо о чем говорили имамы этой общины их слова придут ниже.

 

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия о данном хадисе: «Очевидный смысл этого хадиса противоречит иджма!» Источник: «Шарх аль-Умда», 2-720.

 

Сказал имам Абу Хасан аль-Каттан: «Единогласны ученые, что кто добровольно постился один день, и это не день сомнения, и не день, который после половины Ша’бана, и не день джума, и не три дня ташрика после дня жертвоприношения — то он вознаграждается за свой пост, кроме как если это замужняя женщина». Источник: «аль-Икна фи масаиль аль-иджма», 1-231.

 

И так же иджма на это передал Ибн Хазм, см. «Маратиб аль-иджма», 41.

 

По этому если у тех кто говорит о запрете поста в пятницу нет на их мнение слов имамов этой общины из числа салафов, то его нужно отвергнуть так как все благо это следовать за первыми поколениями Ислама о чем и говорил шейх Альбани.

 

Сказал имам Ахмад: «Не говори ничего, что не говорили ученые до тебя!» Источник: «Сунна аль-Халляль»

 

Сказал имам аш-Шафии: «И мы говорим то, что сказали ученые кто были до нас, следуя за ними, и мы знаем, что не скроются Сунны Посланника Аллаха от всех них, а могут ускользнуть от внимания лишь части их. И мы знаем, что все они не соберутся на противоречии Сунне Посланника Аллаха, и на ошибке!» Источник: «Ар-Рисаля», 1-472

 

Субхан Аллах, и если это сказали имам Ахмад и имам аш-Шафии в своё время, то что же говорить о нас и про наше время?!

 

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: «И любое слово, в котором уединяется поздний ученый от ранних, и не предшествовало, что кто-то из них высказал его до него – оно является ошибочным словом!», и затем привёл вышеупомянутый асар от Ахмада. Источник: «аль-Фатауа аль-кубра», 2-308.

 

Сказал имам Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани: «Не разрешается никому вводить мнение, или толкование, на которое у него нет саляфа!» Источник: «Ан-науадир уа аз-зиядат», 1-5.

 

Сказал имам Ибн Абдуль Хади, да смилуется над ним Аллах: «Не разрешено введение толкования к аяту или Сунне, которого не было во времена саляфов, и о котором они не знали, и которое не разьяснили Умме! Воистину, введение такого слова несет в себе то, что они были невежественны об истине в этом вопросе, и отошли от нее! А нашел дорогу к ней этот поздний спорящий!» Источник: «Ас-сарим аль-мунки аля нахр ибн ас-Субки», 1-318.

 

Сказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали: «Что же касается ученых и факихов из ахлиль хадис, то они следуют за достоверным хадисом, где бы он не был, если на него опирались в действии сподвижники и те кто после них, или группа из них. А что же касается того, в чем единогласны саляфы на оставлении этого, то не разрешено действовать по этому, потому что они не оставили это, кроме как по причине знания о том, что не действуется по этому!» Источник: «Фадль ильм ас-саляф аля ильм аль-халяф», 32.

 

Сказал имам Ахмад ибн Ханбаль: «Надлежит тому, кто берется давать фетвы, знать о том, что сказали предшествующие ему, а иначе нельзя ему давать фетвы». Источник: «аль-Адаб аш-шар’ия», 2-134.

 

Спросили Исхака ибн Рахавейхи о значении хадиса: «Самый смелый из вас в даче фетв – самый смелый по отношению к Огню», и он ответил: «Сказал имам Ахмад, что это о том, кто берется давать фетвы, и высказывает то, что не он не слышал от тех, кто был до него». Источник: «аль-Адаб аш-шар’ия», 2-314.

 

Сказал имам аль-Аджурри о том кто дает фетву: «Он не должен выходить свой фетвой из слов сподвижников и слов факихов после них, и если его мнение будет соглашаться с мнением некоторых сподвижников и мнением некоторых имамов мусульман, то пусть высказывает его. А если он посчитал в каком-то вопросе что-то, что противоречит слову сподвижников и слову факихов, так, что он выходит из всех их слов – то он не высказывает его, а обвиняет своё мнение! И обязательно на нем спросить тех, кто более знающ, чем он, или наравне с ним, чтобы открылась для него истина, и просить своего Господина чтобы Он привел его к постижению истины и блага». Источник: «Ахляк аль-уляма», 1-43.

 

Сказал хафиз Ибн Роджаб об одном из иджтихадов Ибн Хазма: «Если бы это понимание было истиной, то не скрылось бы от всех ученых Ислама кто был до него!». Источник: «Фатхуль бари», 2-24.

 

Говорит шейх Салих ибн Абдуллах Аль-Усеймин: «Если ты видишь, что некое явление распространено в исламской общине и никто его не порицал, а затем через долгие века появился человек, который порицает /отвергает это, то знай, что это его слова порицаемы/ отвергаемы. Пусть это будет правилом для тебя. Потому что религия в том, что касается знания, наследуется, а не зачинается. И это правило из числа тех, которые вывел Аш-Шатыби, да помилует его Аллах, и посвятил ему много слов. Оно заключается в том, что религия берется через передачу, т.е. наследуется, а не зачинается, так что каждый приходит и зачинает что-то новое. И если какое-то общее положение распространилось в исламской общине, и не было его порицания или отрицания кроме как через долгое время, то знай, что тот, кто появился позднее, более достоин порицания, нежели предшественник. Потому что невозможно, чтобы исламская община долгие века не знала своей религии, а затем в 15 веке мы бы открыли истину».  Сл. «Та’ликат аля аль-мифтах филь-фикх аля мазхаб аль-имам Ахмад».

 

По этому те кто придерживаются мнения шейха Альбани и категорически запрещают любой пост в субботу кроме поста в месяц Рамадан мы требуем приведите нам кто из имамов салафов говорил такое до шейха Альбани при всем уважении к шейху? И если вы не приведете слова имамов салафов, то получается вы не следуете за салафами в этом вопросе а следуете за тем кто жил через тысячи лет после них. И если вы придерживаетесь этого отколовшегося мнения то не надо им кого то обязывать так как нет у вас имамов на это мнение.

 

Что же касается того что передано от шейха Мухаммада ибн Хизама, что нельзя выделять именно день субботы постом, а держать пост например в пятницу и субботу можно, то внешне это мнение кажется сильным, если не одно, потому что если ты считаешь хадис о запрете поста в субботу достоверным, тогда это противоречит тому что ты утверждаешь приводим текст из хадиса: «Не соблюдайте пост по субботам, за исключением обязательного поста».  В хадисе этом исключение дается только для обязательного поста, именно по этому видать и шейх Альбани буквально и понимал этот хадис и запрещал любой пост кроме поста в Рамадан. По этому кто считает этот хадис достоверным но при этом дозволяет добровольные посты, а ведь пост в пятницу и в субботу не является обязательным постом, и если ты считаешь хадис достоверным то в хадисе пришло исключение в качестве дозволенности поста в субботу только для обязательного поста, как же ты говоришь что хадис у меня достоверен а потом сам противоречишь тексту хадиса и говоришь что такие то добровольные посты можно держать?  Это то что я увидел, в любом случае мнение шейха Мухаммада ибн Хизама и тех ученых от которых он это передал куда легче того что передал шейх Альбани, и мало того что это мнение противоречит достоверным хадисам, это мнение также будет приносить трудности тем кто его придерживается, и может лишить их многих благ как пост в день Ашура, или пост в день Арафа если они выпадуь на день субботы. Я так понимаю пост Дауда, вообще должен быть аннулирован если придерживаться мнения шейха Альбани. Или что постоянно прыгать когда пост на субботу попадает?  В любом случае все благо следовать за имамами первых поколений как в акыде так и в фикхе, а тех кто противоречит им их мнения нужна оставлять если мы салафиты.

 

Шейх ибн Усейсемин говорит: «И в связи с этим, хотелось бы разъяснить то, что приводится в хадисе, который привел абу Дауд, о том что Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Не соблюдайте пост по субботам, за исключением поста, который является обязательным для вас! И даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или ветки с дерева, то все равно жуйте их, (но не соблюдайте пост)».

Сказал абу Дауд, что Малик, да помилует его Аллах, речь идет об известном Имаме, а это — Малик ибн Анас, сказал, что хадис этот — «казиб» — ложны! То есть, «мактуб» — приписанный Пророку, мир ему и благословение от Аллаха, хадис, достоверность которого не подтверждена!

И действительно тот, кто рассмотрит этот хадис, найдет в его «Иснаде» (цепочке передатчиков хадиса) неясность — «идтыраб», а в его «матне» (тексте хадиса), найдет отклонения, неприемлемые и отвергаемые вещи — «шузуз», и спорные моменты! Что касается неясности «иснада», то об этом упоминали ученые — хадисоведы, и тот, кто желает вернуться к разбору цепочки передатчиков этого хадиса, пусть сделает это! А что касается неприемлемых и отвергаемых вещей в тексте хадиса, то установлено от Пророка, и хадис этот приводится в достоверном сборнике имама Аль-Бухари, что Пророк мир ему и благословение от Аллаха, зашел к Джувейрии бинт Аль-Харис, (в пятницу) и она сообщила ему, что соблюдает пост. Пророк спросил ее: «Постилась ли ты вчера?» Она ответила: «Нет». Пророк мир ему и благословение от Аллаха, спросил: «Будешь постится завтра?» Она ответила: «Нет». Пророк мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Тогда разговляйся!».

И известно, что за пятницей следует суббота. И это слова Пророка мир ему и благословение от Аллаха, в хадисе который приводит Бухари, (указывает) на то, что он позволил соблюдать пост в субботу!

Также в других сборниках хадисов приводится что Умм Саляму, да будет доволен ею Аллах, спросили: «В какие дни Пророк, постился чаще всего?» Она сказала: «В субботу и воскресенье». Итак, утвердилось из Сунны Посланника Аллаха мир ему и благословение от Аллаха, словами его и делами, что соблюдение поста в субботу не является запретным!

Ученые разошлись во мнениях относительно этого хадиса, и из них есть те, которые сказали что хадис о запрете соблюдения поста в субботу вообще не берется во внимание, и нет ни каких проблем, чтобы поститься в этот день, и не имеет значения, был ли это пост связан с другими днями (до и после него) или же он был отдельным постом! Потому что хадис недостоверен, а на таких хадисах не строятся законоположения Шариата! И также среди ученых есть те, кто посчитал этот хадис хорошим и достоверным, и рассмотрев все придания на эту тему и объединив между ними, они сказали, что обсуждаемый запрет касается лишь соблюдения поста в субботу отдельно от других дней. И это мнение выбрал имам Ахмад, да помилует его Аллах, который сказал: «Нет проблем в том, если человек постится в субботу и в другой день вместе с ней. Как например он постится в пятницу и в субботу, или в субботу и воскресенье». И мы также скажем, что нет ничего зазорного в том, чтобы постится в субботу (отдельно от других дней), если на нее приходятся узаконенные шариатом дни, в которых  соблюдается пост, как пост в день «Арафа» или в день «Ашура». Потому что здесь подразумевается соблюдение поста именно в эти дни, а не пост в субботу. Я обратил ваше внимание на это, потому что слышал, что некоторые братья, повелели людям, которые постились в субботу, для соблюдения поста в девятый и десятый день — «Ашура», — прервать свой пост! В действительно это, — стремление и усердие в поисках истины, однако не каждый стремящийся к ней бывает правым!». Источник: https://youtu.be/eBa6i7Bwwcw

 

Вопрос: Является ли добровольный пост в субботу нежелательным?

Ответ шейха Джухани: «В субботу можно соблюдать пост так же, как и в другие дни недели. Что касается хадиса о запрете соблюдения поста в субботу, то он является слабым (да’иф). В субботу можно соблюдать пост так же, как и в другие дни недели. На это указывают множество сильных, словно горы, доказательств в двух достоверных сборниках и в других книгах. Все эти доводы невозможно отвергнуть только из-за наличия хадиса, который имамы назвали слабым. Некоторые сказали, что этот хадис — отвергаемый (мункар), некоторые сказали — отмененный (мансух), некоторые сказали — запутанный (мудтариб). Ученые ослабили этот хадис, назвали его отвергаемым. Этот хадис не был известен до тех пор, пока шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, не назвал его достоверным. С ним не согласился никто из обладателей знания — даже современных. Наоборот, они опровергли его и не приняли его слова относительно этого хадиса. Шейх аль-Альбани разрешал поститься в субботу только в Рамадане, однако это мнение является слабым. Никто из ранних ученых — факыхов не придерживался данного мнения, за исключением одного (или двух), например, ибн Хазм. Это — слабое мнение. А Аллах — Тот, к Кому обращаются за помощью».

Источник: https://youtu.be/w6Ww_kbWMCo

 

Вопрос: Хочу спросить у вас о достоверности хадиса: «Не поститесь в субботу».

Ответ шейха Мустафы аль-Адави: «Хадис: «Не поститесь в субботу кроме того что обязательно для вас». Хоть и назвали его некоторые хорошим, однако имамы, как например имам Ахмад сказали: «Основы Шариата противоречат ему». И сказал имам Малик: «Этот хадис — ложь!». И сказал Ан-Насаи: «Он запутанный», и сказал Абу Дауд: «Он отмененный».

И казал Яхья ибн Саид Аль-Каттан, и Аз-Зухри: «Мы не переставали опасаться рассказывать его». И это все пришло от них потому, что достоверные тексты, которые сильнее его, противоречат ему! У нас есть слово Пророка, мир ему и благословение от Аллаха: «Пусть не постится никто из вас в пятницу, кроме как постится день до неё или день после неё». — А после неё идет суббота. Затем у нас есть хадис: «Лучший пост — пост Дауда, он постился день, и день разговлялся». (Аль-Бухари. № 3420. Муслим, № 1159). И из постоянного соблюдения поста Дауда обязательно вытекает пост в субботу.

Также у нас есть хадисы пришедшие о посте трех дней — 13, 14 и 15 числа каждого (лунного) месяца, и если ты будешь постоянно постится эти три дня, то непременно в один из месяцев попадешь на субботу. И также слова Пророка, мир ему и благословение от Аллаха: «Кто постился месяц Рамадан, а затем постился вслед за этим шесть дней Шауаля — как будто постился весь год». И эти шесть дней рано или поздно в одни из годов попадут на субботу. И поэтому, сказал имам Ахмад: «Основы Шариата противоречат этому хадису». А Аллах знает лучше.

Источник: https://youtu.be/9bwkxsuipYk

[Конец примечания].

 

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Пост в другие дни месяцы и дни.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.