Предостережение от ширка.

Предостережение от ширка.
Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении, ищем у Него защиты от зла наших душ и наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (3:102).

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, Именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами» (4:1).

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (33:70–71).

О люди! Бойтесь Аллаха, делайте то, что Он велел вам, и избегайте того, что Он вам запретил, и знайте, что самое великое из того, что Всевышний Аллах велел вам делать — исповедание Единобожия, которое означает посвящение поклонения Одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварищей, и все мы сотворены Всевышним только для поклонения. Всевышний сказал:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Приверженность Единобожию приносит пользу нам самим. Мы нуждаемся в поклонении Всевышнему, которое позволяет нам снискать Его милость и спастись от Его наказания. Всевышний Аллах повелел нам поклоняться Ему ради нашего же блага. Он же не нуждается в нашем поклонении. Всевышний сказал:

«Муса [Моисей] сказал: “Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах — Самодостаточный, Достойный хвалы”» (14:8).

Поистине, Всевышний Аллах радуется покаянию Своего раба. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах радуется покаянию Своего верующего раба больше, чем человек, который уснул в бесплодной пустыне и, проснувшись, обнаружил, что его верблюдица, на которой была его еда и питьё, убежала, и отправился на её поиски, а когда его измучила жажда, сказал: “Вернусь на то место, где я был, и буду спать там, пока не умру” — и положил голову на руку, готовясь умереть, а, проснувшись, обнаружил, что верблюдица с его едой и питьём стоит возле него. Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем обрадовался этот верующий, увидев свою верблюдицу и свои припасы» [Муслим].

И знайте, что самое великое из того, что Аллах запретил вам — придавание Ему сотоварищей (ширк), который означает обращение любого вида поклонения к кому-то или чему-то помимо Аллаха. Это может быть мольба, жертвоприношение, обет, страх, надежда и так далее.

Мольба (ду‘а) бывает двух видов: ду‘а-просьба и ду‘а-поклонение. Ду‘а-просьба — это когда верующий просит Аллаха о благе мира этого или мира вечного. А в ду‘а-поклонение входят все способы приближения к Всевышнему, тайные и явные, потому что поклоняющийся Всевышнему надеется на то, что Всевышний примет его поклонение и вознаградит его. В аятах Корана, содержащих веление обращаться к Всевышнему с мольбой, запрет обращения с мольбой к кому-то помимо Аллаха и восхваления взывающих к Нему, подразумевается ду‘а-просьба, ду‘а-поклонение и жертвоприношение.

Всевышний сказал: «Скажи: “Поистине, моя молитва и моё жертвоприношение [или поклонение], моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров”» (6:162).

Всевышний также сказал:
«Посему совершай молитву ради своего Господа и закалывай жертву» (108:2).
Всевышний также сказал: «Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается» (76:7).

Всё перечисленное — право Всевышнего Аллаха, и не разрешается обращать эти виды поклонения к кому-либо, помимо Аллаха.
Всевышний сказал:

«Поистине, кто придаёт Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна» (5:72).

Всевышний также сказал: «Поистине, Аллах не прощает, когда Ему придют сотоварищей, но прощает все остальные [или менее тяжкие] грехи, кому пожелает» (4:48).

Страх также является поклонением. Существует несколько видов страха.

1. Страх, который является ширком. Это когда человек боится чего-то и считает, что объект его страха может причинить ему вред или принести пользу в мире вечном или сделать ему зло в мире этом.
2. Запрещённый страх — это когда человек боится кого-то и потому не исполняет своих обязанностей перед Всевышним или не соблюдает Его запретов. Например, человек не совершает молитву из страха перед другим человеком или не посещает коллективную молитву, опасаясь чьего-то порицания. Это запрещено. Некоторые учёные сказали: «Это один из видов ширка, потому что неисполнение человеком веления и несоблюдение запрета из страха, что люди будут порицать его или не будут хвалить его, или будут приписывать ему что-то неприятное, означает, что человек боится людей больше, чем Всевышнего Аллаха, а это запрещено, потому что всё, что ведёт к запретному — запретно».
3. Разрешённый (естественный) страх. Это когда человек боится врага, зверя, огня или чего-то, приносящего вред или угрожающего гибелью.

К поклонению относятся любовь, надежда, смирение и упование на Аллаха. Упование на Аллаха — это когда человек полагается на Всевышнего и надеется на Его помощь, прилагая при этом усилия для того, чтобы получить пользу или отвести от себя вред дозволенными способами.

Всевышний Аллах сказал: «Уповайте на Аллаха, если вы являетесь верующими» (5:23).

Всевышний также сказал: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (65:3).

Смирение — это покорность Аллаху, сопровождаемая признанием Его величия и покорным принятием Его предопределения. Всевышний Аллах сказал:

«Поистине, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами» (21:90).

К поклонению относится богобоязненность — то есть, страх перед Всевышним, основанный на знании о Его величии и полноте Его власти.
Всевышний Аллах сказал: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня» (2:150).

К поклонению также относится обращение к Всевышнему Аллаху посредством покорности Ему и отказа от ослушания Его. Всевышний Аллах сказал: «Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (39:54).

Просьба о помощи в делах мира этого и в делах религии также относится к поклонению. Всевышний Аллах сказал: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (1:5).

А Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал Ибн ‘Аббасу: «Если захочешь попросить о помощи, то проси у Аллаха…» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Просьба о защите также является поклонением. Всевышний Аллах сказал:

«Скажи: “Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил”» (113:1–2).

Всевышний также сказал: «Скажи: “Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей”» (114:1–3).

Ширк бывает двух видов. Первый вид: великий ширк, выводящий человека из религии, навечно ввергающий человека в Огонь и запрещающий ему вход в Рай. Всевышний Аллах лишает человека, совершающего великий ширк, Своей милости и прощения. Этот вид ширка включает поклонение кому-то или чему-то кроме Аллаха. Например, человек обращается с мольбой к умершим, джиннам и Шайтанам, прося их об удовлетворении какой-то нужды или избавлении от беды, или совершает жертвоприношение им в надежде, что они исцелят его больного или отведут от него зло. Так поступал народ Нуха, который поклонялся давно умершим праведникам. Всевышний сказал: «…и сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сува‘, Йагуса, Йа‘ука и Насра”» (71:23).

А в «Сахихе» аль-Бухари приводятся слова Ибн ‘Аббаса (да будет Аллах доволен ими обоими): «Это имена праведников из народа Нуха. После их кончины Шайтан внушил их народу, чтобы они сделали каменных истуканов, поставили их в месте своих собраний и назвали их именами этих праведников. Они так и сделали, однако тогда ещё этим истуканам никто не поклонялся, а когда прошло время, и забылась история этих истуканов, им начали поклоняться». А Ибн Джарир передаёт: «Йагус, Йа‘ук и Наср были праведными людьми из числа потомков Адама, и у них были последователи, которые брали с них пример. А когда они умерли, их товарищи сказали: “Если бы мы создали их изображения, это побуждало бы нас к поклонению” — и они сделали их изображения. А когда и они умерли и им на смену пришли другие, Иблис стал наущать их, говоря: “Поистине, они поклонялись им, и им ниспосылался дождь” — и они начали поклоняться им».
О рабы Аллаха! Это один из видов поклонения не Аллаху, который совершал народ Нуха. Это было во времена невежества, до начала пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Потом это поклонение было забыто, и люди стали поклоняться одному лишь Аллаху. Однако со временем знание исчезло, и люди стали следовать своим страстям и сомнительному и возводить на Аллаха ложь безо всякого знания. Они начали поклоняться другим божествам наряду с Аллахом.
Одни стали обращаться с мольбами к могилам, прося о том, что способен дать только Всевышний Аллах — например, об исцелении больного, возвращении пропавшего, погашении долга и рождении ребёнка. Они стали совершать обход вокруг могил, привязывать на них лоскутки и давать им обеты. Поистине, их дела были скверными, а убеждения — неправильными.
Разве не знали они, что те, к кому они взывают, помимо Аллаха, не могут слышать? Даже если бы они могли слышать, они не ответили бы им… О Аллах, наставь нас на правильный путь и утверди нас на нём!
Второй вид ширка — это малый ширк: совершение дел напоказ людям, клятва не Аллахом и слова вроде: «Как пожелает Аллах и такой-то», «Если бы не Аллах и ты, не случилось бы то-то». Этот вид ширка не выводит человека из религии, однако он опасен и, совершая его, человек берёт на себя огромный грех. К тому же, малый ширк может перерасти в великий.
О рабы Аллаха! Поскольку ширк так опасен, то мусульманин должен знать его проявления, чтобы избегать их. Он должен изучать правильную ‘акыду и знать то, что делает её недействительной (великий ширк) или неполноценной (малый ширк). А если человек не знает, что такое ширк, всегда существует вероятность того, что он станет совершать его по незнанию.
Повелитель верующих ‘Умар ибн аль-Хаттаб , да будет доволен им Аллах, сказал: «Узлы, скрепляющие ислам, могут ослабнуть и развязаться один за другим, когда в исламе появятся поколения, не знающие, что такое джахилиййа (доисламские времена, эпоха невежества)».
А Хузейфа ибн аль-Йаман передаёт: «Люди спрашивали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о благом, а я спрашивал его о зле, опасаясь, что оно постигнет меня». Да и как же человек может не бояться впасть в ширк, если даже Ибрахим (мир ему) боялся этого!
Всевышний сказал: «Вот Ибрахим [Авраам] сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Поистине, они ввели в заблуждение многих людей. Тот, кто последует за мной, относится ко мне. А если кто ослушается меня, то ведь Ты — Прощающий, Милосердный» (14:35–36).

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Ширк и его опровержение.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.