Хукм поста в пятницу.

Хукм поста в пятницу.
БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
Хадис 672. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не избирайте ночь на пятницу для ночного намаза, если вы не молитесь по ночам в другие дни, и не избирайте пятницу для поста, если вы не поститесь в другие дни. И поститесь в пятницу только в том случае, если на нее приходится ваш регулярный пост». Этот хадис передал Муслим 1930.

То есть если не из твоей привычки выстаивать намазы по ночам (добровольные тахаджуд) то не выделяй ночь с четверга на пятницу для выстаивания намаза. Т.е. обычно не выстаиваешь а тут взял встал допустим так и решил в ночь на пятницу постоять прочитать намаз, такого не делайте. И так же день пятницы не выделяйте уразой среди других дней, если только это не касается уразы которую обычно один из вас держит, допустим ты всегда держишь день через день и выпало на пятницу тогда можно продержать в этот день уразу или держишь пост по обету допустим дал продержать обет 7 дней подряд и получается что один из этих дней пятница тоже разрешено так как это один из дней уразы который держишь но выделять день пятницы постом запрещено.

Шейх Мухаммад ибн Хизам в сноске в исследовании относительно этого хадиса говорит этот хадис приводит имам Муслим по дороге от Хусейна Джуфхи, от Заида, от Хишама, от ибн Сирина, от абу Хурейры, но сказал абу Зурра и абу Хатим это является оплошностью, правильная форма передачи этого хадиса то что хадис пришел от ибн Сирина сразу от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) без упоминания абу Хурейры, то есть не понятно от кого этот хадис взял ибн Сирин, нет в нем упоминания абу Хурейры, таким образом в форме мурсаль этот хадис передает Аюб и Хишам. Сказал ибн аби Хатим я спросил своего отца абу Хатима а так же абу Зурра от кого пришла оплошность от Заиды или от Хусайна Аль-Джуфхи, и оба они сказали что может быть ближе чем то что ошибка произошла от Хусейна аль Джуфхи, а не от Заида. Этот же самый хадис похожий пришел так же от абу Дарды но он тоже по риваяту ибн Сирина от него и ибн сирин ничего не слышал от абу Дарды, поэтому тоже приходит в форме мурсаль значит этот хадис является хадисом пришедшим от имама Муслима но из тех хадисов которые были раскритикованы имамами этой общины указана то что в нем есть болезнь и является достоверным.

Хадис 673. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть никто из вас не постится в пятницу, если только он не постился за день до этого или не будет поститься на следующий день». Этот хадис передали аль-Бухари 1849, и Муслим 1929.

1976 Можно ли выделять пятничный день для уразы.

Ответ: В этом вопросе три мнения.

Первое мнения. Это является запретным и это мнение абу Тойб Ат-Табари передал от имама Ахмада, а так же от ибн Мунзира и от некоторых шафиитов, и передал это мнение ибн Мунзир и ибн Хаджр то что запрещено держать уразу в пятничный день от Али а так же абу Хурайры от Сальмана Аль-Фариси и от абу Зарра.
Говорит автор книги асар абу Хурейра и абу Зарра являются достоверным, а что касается асара Али и Сальмана аль-Фариси то два этих асара являются не достоверным. В сноске приходит что касается асара Али ибн аби Толиба приходит у ибн аби Шейба двумя иснадами, в первом иснаде аль Харис Аль-Авар который является лжецом и во втором иснаде Имран ибн Забьян которым является слабым передатчиком и к тому же его шейх Хаким ибн Саад является не известным передатчиком. Что касается асара Сальмана то его приводит абдуРраззак в своем мусаннафи с иснадом прерванным. То есть два этих асара являются не достоверным.
Говорит ибн Хазм: «Мы не знаем что бы кто то из сподвижников противоречил этим сподвижникам в мнении о том что в пятницу уразу держать нельзя». И первое мнение в вопросе выбрал ас-Санани и аш-Шаукани. И это мнение является правильным и на правильность этого мнения указывает хадис абу Хурейры у Бухари и Муслима который упомянут в главе под номером 673-м.

В Сахихе пришло от Джувайрии бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, зашел к ней в пятницу, когда она постилась. Он спросил ее: «Ты постилась вчера?» Она сказала: «Нет». Он спросил: «Собираешься ли ты поститься завтра?». Она сказала: «Нет». Он сказал: «Тогда прерви свой пост». Хаммад ибн аль-Джа’д сказал: «Я слышал как Катада сказал: Абу Айюб сказал мне, что Джувайрия говорила с ним, и он сказал ей, чтобы она прервала свой пост, и она сделала это». (Бухари, 1850).
То есть пришел приказ от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) тогда разговись (прерви пост) и эта основа в приказе указывает на обязательность.

Второе мнение. Держать уразу в пятницу является не желательным и это мнение большинства ученных и в довод они привели те же самые доводы, которые привели приверженцы первого мнения.

Третье мнение. Пост в пятницу желательно держать так и это мнение имама Малика и сказал ад-Дауди говорит этот хадис о запрете держать пост в пятничный день до имама Малика не дошел, а если бы он до него дошел, то имам Малик не противоречил бы ему и о том что держать уразу в пятницу желательным является мнением абу Ханифы.

Что касается мудростей почему держать уразу в пятницу запрещено то возможно потому что это является одним из праздничных дней мусульман, а как известно в праздник ураза не держится.

______________________________
Источник: «Шарх Булуг Аль-Марам «Фатх уль-‘Аллям» Мухаммада ибн Хизама. Перевод Руслана Абу Ибрахима».
[Примечание редактора стенограммы]: Пятница считается праздником мусульман, а известно, что в праздничные дни пост запрещен. Некоторые богословы считают этот запрет категорическим. Однако большинство богословов считает, что поститься в пятницу не запрещено, если пятница попадает на те дни, когда мусульманин регулярно соблюдает добровольный пост. Это мнение подтверждается хадисом, рассказанным со слов Ибн Мас‘уда, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился в каждом месяце по три дня и редко разговлялся по пятницам. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал его хорошим. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 193.

Множество обобщенных хадисов, указывающих на то, что нельзя соблюдать пост в пятницу, кроме как с днем до или после.

Следует знать, что пятничный день запрещается для поста по той причине, что это день Ида в Исламе, а в дни Ида поститься запрещено. И доводом на то, что этот день является Идом служит хадис от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), который передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о пятнице: «Поистине, этот день Аллах сделал ‘Идом для мусульман. И тот, кто придет на пятничную молитву, пусть искупается, и если у него есть благовоние, пусть умастится ими. И используйте сиуак». Ибн Маджах 1098. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’» 2258.

А доводом на то, что этот день Ида и в него нельзя поститься, если только с днем до или после, служит хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, пятничный день является днем ‘Ида! Так не превращайте же день вашего ‘Ида в день, в который вы поститесь, если только вы не поститесь с днем до него или после него». Ахмад 15/157. Шейх Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.

Также и ‘Али ибн ‘Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Кто желает соблюдать добровольный пост каждый месяц, пусть поститься в четверг и не постится в пятницу, так как это день еды, питья и поминания Аллаха”. Ибн Иби Шайба 3/44. Имам аш-Шаукани назвал иснад хорошим.

Къайс ибн Сакан рассказывал: “Однажды мимо Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) проходили люди, соблюдавшие пост в пятницу, и он сказал им: «Клянусь, вам лучше разговеться, ибо, поистине, этот день является ‘Идом!»” Ибн Аби Шайба 2/160. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Таким образом, основа поста в пятницу — это порицаемо и запрет. И исключением является пост в этот день с днем до или после. Со слов Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть никто из вас не соблюдает пост в пятницу, кроме как с днем до него или после него». аль-Бухари 1985, Муслим 1144.

Что же касается того, кто соблюдает свой определенный пост, как скажем пост через день, пост в день Арафа или Ашура, трехдневный пост каждый месяц, и этот день выпал на пятницу, то нет в этом никаких проблем, о чем говорили многие ученые. В качестве довода они приводили следующий хадис: Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не избирайте ночь пятницы для ночной молитвы (къыям) из прочих ночей, и не избирайте пятницу для поста из прочих дней, если только речь не идет о посте, который кто-то из вас соблюдает в другие дни». Муслим 1144.

Ибн Кудама сказал: «Нежелательно выделять пятницу для поста, кроме как если это совпадает с постом, который человек соблюдает обычно, как например, если человек постится через день, и тот день, что он постится, выпадает на пятницу, или человек, который имеет привычку поститься первый или последний день месяца, или посередине месяца». Источник: «Аль-Мугни», 3/53.

Ан-Навави сказал: «Ученые нашего мазхаба говорили: нежелательно выделять пятницу для поста, но если кто-то совмещает его с предыдущим или последующим днем, или он совпадает с днем, в который он обычно постится, или если он дал обет поститься в тот день, когда его любимый человек излечится, или в то день, когда такой-то и такой-то вернется, и этот день выпадает на пятницу, то пост не является нежелательным». Источник: аль-Маджмуа Шарх аль- Мазхаб, том 6, стр. 479.

Шейхуль-ислам Ибн Теймия сказал: «Сунна говорит, что нежелательно выделять Раджаб для поста, и так же нежелательно выделять пятницу для поста». Источник: Аль-Фатава аль-Кубра , том 6, стр. 180.

Шейх Ибн Усеймин сказал: «Что касается пятницы, то не является Сунной поститься в этот день, и нежелательно выделять его для поста». Источник: «Аш-Шарх аль-Мумти «, том 6, стр. 465.

Хафиз Ибн Хаджар сказал, перечисляя причины, по которым соблюдение поста в пятницу не порицаемо: “Дозволено поститься в пятницу с днем до или после; или если выпал на пятницу какой-то из дней, в которые обычно этот человек постится, как тот, кто постится белые дни (три дня в середине лунного месяца, 13, 14 и 15 числа каждого месяца по Хиджре); или кто обычно соблюдает пост в определенный день, как день ‘Арафа, который совпал с пятницей. Также дозволено соблюдать пост в этот день тому, кто дал обед поститься, если возвратится Зейд (имя приведено для примера) или будет исцелен такой-то (даже если это произошло в пятницу)”. См. “Фатхуль-Бари” 5/418.

Когда ученых Постоянного комитета спросили о посте в день ‘Арафа, который совпал с пятницей, можно ли соблюдать пост лишь в этот день без дня до или после, они ответили: “Узаконено соблюдение поста в день ‘Арафа, даже если он выпал на пятницу, без соблюдения поста до этого дня”. Но потом они заключили: “Однако, если он будет соблюдать пост и в день до пятницы, то это будет лучше, поскольку в этом предосторожность и соответствия двум хадисам”. См. “Фатауа аль-Ляджна” № 6655.

Они имеют в виду следующие два хадиса: «Пост в день ‘Арафа служит искуплением грехов прошлого и настоящего года». Муслим 1162.

То же самое относится к тому, кто возмещает пост с месяца Рамадан. «Допустимо для мусульманина поститься в пятницу, чтобы возместить дни поста с Рамадана, даже если он постится только в пятницу». Источник: Фатва Ляджна Дайма, том 10, стр. 347. [Конец примечания].

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Пост в другие дни месяцы и дни.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.