Что значат слова хадиса — кто продержит один день уразы на пути Аллаха.

1959 Что значат слова хадиса — кто продержит один день уразы на пути Аллаха.

Хадис 664. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если раб Аллаха во время священной войны постится один день, то Аллах отдаляет его от адского огня на семьдесят лет». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему.

Что значит слова Пророка (Солля Ллаху Алейхи уа Саллям) в этом хадисе на пути Аллаха(то есть тот который продержит урозу на пути Аллаха в течении одного дня)? Ученные разошлись в разногласиях относительно смысла этих слов на два мнения.

Первое мнение, что имеется ввиду не просто добровольная уроза, а уроза которую продержал человек находясь на джихаде то есть на вооруженном сражении и это мнение Ибнуль-Джаузи так же Ибну — Дакыка аль-Ида а так же Ан-Наваи и Ас-Санаани.

Второе мнение в этом вопросе то что под словами кто продержит урозу на пути Аллаха один день имеется ввиду то продержит урозу подчиняясь этим Всевышнему Аллаху и стремясь этим к Лику Всевышнего Аллаха в течении одного дня. То есть кто продержит пост стремясь к Лику Аллаха , лицо этого человека Всевышний Аллах Субханахху уа Тааля удалит от огня на расстоянии 70-ти лет пути. Это мнение аль-Куртуби. Говорит но необходимо упомянуть то что первое мнение, если мы возьмем первое мнение что иметься ввиду пост во время джихада то необходимо упомянуть или сделать оговорку о том что бы эта пост, не приносила сложности человеку, и что бы посредством этого человек не упускал свои обязанности, то есть известно что человек когда находиться на джихаде на нем есть определенные обязанности, так которые возложены на него правлением которые он обязан выполнять, и возможно так что если человек будет держать урозу то он не сможет выполнять эти обязанности из за совей слабости , то есть не может копать, не может носить, не может переносить предметы, не может должным образом сражаться с врагом так или нет, то есть не способен помогать полноценно в деле. Если так, то он не должен держать урозу так во время этого джихада. Говорит что бы его сражение не страдало из за того что он держит урозу, а так же остальные важные вещи которые имеются во время военных походов и упомянул ибн Хаджар то что этот хадис, то есть хадис абу Саида аль Худри более широкий и более объемный, нежели просто уроза во время джихада, но подразумевает под собой любую уразу добровольную. Говорит поэтому оба эти мнения являются правильными и так же ибн Хаджр упомянул что возможно что два этих мнения правильны и это действительно является верным мнением в этом вопросе. То есть человек, который продержит добровольную урозу находясь на джихаде или добровольную уразу не находясь на джихаде в любом случае он заслуживает награды такой, что бы его лицо было удалено от огня на 70 лет пути. Говорит и в этом хадисе побуждение что бы человек добровольно держал уразу стремясь к Лику Всевышнего Аллаху Субханаху уа Тааля. Пришло у Бухари и Муслима со слов абу Хурейры( радыйа Ллаху анхум ) от том то Пророк (Солля Ллаху Алейхи уа Саллам) сказал : Уроза является щитом . А в муснаде имама Ахмада о том что Пророк( Солля Ллаху Алейхи уа Саллям ) сказал уроза является щитом человека от огня подобно тому как вы зашишаетесь шитом во время сражений и этот хадис назвал достоверным шейх Мубиль в своей книге аль джами ас сахих. Говорит а так же пришло от Бухари и Муслима со слов Сахля ибну Саада ас Саиди о том что Посланник Аллаха рассказал : Поистине в раю есть такие ворота которые называются ар Раян, будут заходить в рай через эти ворота те которые держали уразу при жизни и ни кто из других людей не войдет в рай через эти врата , возгласят среди людей в судный день , где те которые держали уразу и тогда станут те которые держали уразу в этой жизни и зайдут в рай через эти ворота затем когда эти люди зайдут в рай эти ворота будут закрыты и больше ни кто через эти врата в рай не зайдет. Зачем привели все эти хадисы под этим вопросом что бы указать на награды за пост добровольный стремясь этим к Лику Всевышнему Аллаху Субханаху уа Тааля.

Хадис 665. Пришло от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) что она рассказывала: “Иногда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился так долго, что мы говорили: «Он вообще не прерывает поста». А иногда он не постился столько, что мы говорили: «Он вообще не постится». И я не видела, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в течение всего месяца, если не считать Рамадана, как не видела, чтобы он постился больше, чем в месяце ша‘бан”. аль-Бухари 1969, Муслим 2/810. и слово принадлежит имаму Муслиму.

В Бухари и Муслиме так же приходит то что Пророк ( Салля Ллаху Алейхи уа Саллям) со слов тоже Айши держал уразу весь шаабан. Сказано так и это является, понимать это необходимо не обходимо в общем виде не имеется ввиду что весь шаабан от первого числа до последнего числа, но имеется ввиду большую часть шаабана. Потому что в хадисе Айшы пришло то что Пророк (Салля Ллаху Алейхи уа Саллям) ни когда не держал целый месяц подряд кроме месяца рамадан.

[Примечание редактора стенограммы]: Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не постился весь месяц, если не считать месяца Рамадан. И бывало он постился так долго, что человек мог сказать: «Клянусь Аллахом, он вообще не прерывает поста». А бывало он не постился столько, что человек мог сказать: «Клянусь Аллахом, он не постится вообще»”. аль-Бухари 1971, Муслим 1157.
Однако кто-то может привести другой хадис от ‘Аиши, в котором она говорит: “Бывало так, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился весь месяц ша’бан, он постился весь ша’бан, кроме нескольких дней”. Муслим 1156.
Или хадис Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не постился какой-либо месяц полностью, если не считать ша’бана, который он соединял с рамаданом”. Абу Дауд 2336, Ибн Маджах 1648. Хадис достоверный. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” № 2048.
Однако ученые пояснили эти хадисы тем, что речь идет о посте в месяц ша’бан большую его часть, а не весь месяц, как это поясняют слова самой ‘Аиши: “Он постился весь ша’бан, кроме нескольких дней”. Муслим 1156.
А имам ат-Тирмизи передал слова имама Ибн аль-Мубарака, который говорил, поясняя эти хадисы: “В языке арабов дозволено говорить о том, кто постился большую часть месяца: «Он постился весь месяц». Это как слова: «Такой-то провел всю ночь в молитвах», тогда как тот мог ночью покушать, заняться и другими делами”. См. “Джами’ ат-Тирмизи” 3/436.
И это же мнение выбрал хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 4/252. [Конец примечания].

Источник: «Шарх Булуг Аль-Марам «Фатх уль-‘Аллям» Мухаммада ибн Хизама. Перевод Руслана Абу Ибрахима».

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Пост в другие дни месяцы и дни.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.