ШИРК И ЕГО ПРИЧИН (согласно положениям ханифитских улемов).

ШИРК И ЕГО ПРИЧИН (согласно положениям ханифитских улемов).

ВО ИМЯ АЛЛАХА, МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО !

ИСЛАМ — РЕЛИГИЯ ИСТИНЫ
26 Джамадиаль-ахира 1421 года (24. X. 00.)

I. ШИРК И ЕГО ПРИЧИНЫ

(согласно положениям ханифитских улемов)
Джалалоглу — Стамбул, 1420 год хиджры (1999).

Часть первая
Определение понятия «ШИРК» в ханифитском масхабе

Прежде чем начать данный раздел необходимо определить буквальное значение
слова «Ширк».
Согласно словарному значению этого слова арабское слово «Ширк» означает придание соучастника или сотоварища чему-нибудь или кому-нибудь. «Придание соучастия» же означает, что в сущностных основах тот или иной термин имеет что-либо совместное с рассматриваемым объектом.

Исламский Шариат утверждает, что как противоположным вере (Иман) понятием является неверие (Куфр), так и противоположным Единобожию Товхид) является Ширк (придание Ему равного).

Имам Абдул Кадыр ад-Дахляви (умер в 1230 году хиджры), бывший известным ученым сказал: “Ширк — это вера в то, что какие-либо Божественные атрибуты могут быть присущи другим сущностям. Примером Ширка могут быть такие высказывания некоторых людей как “Такой-то человек все знает”, “Он делает все, что захочет”, “От него зависит мое благополучие (добро и зло, которое может меня коснуться)”. Все они являются примерами придания присущих только Богу качеств сотворенным созданиям (Всемогущество, Всезнание и т. д.) и возносят сотворенных смертных людей на уровень Бога. К категории Ширка тносятся также случаи преклонения перед людьми или поклоны какому-нибудь человеку (как это имеет место с поклоном царям и другим земным правителям, которое совершают некоторые люди)” [Тавдих-уль-Кур’ан т. 1, стр.105 (на урду)].

Имам Мухаммад Исмаил ад-Дехлеви аль-Ханафи (1193-1246 годы хиджры), известный такими произведениями как «Таквиййет-уль-Иман» и т.д. и Шейх Абуль Хасан ан-Надви сказали: «Ширк это не только придание Аллаху равного субъекта и открытое признание равенства между ними (как это делают язычники). Но ширк — это, также, перенесение и признание в ком-либо другом отдельных атрибутов (или качеств) присущих только Богу, с дальнейшими элементами поклонения этим смертным творениям. Примерами этого являются такие деяния, как поклонение (или поклоны) смертным людям, принесение жертвы и пожертвований кому-то кроме Аллаха, взывание к этому субъекту (напр. «святому» или земному правителю) в случае жизненных трудностей, или утверждения о том, что эти субъекты могут присутствовать везде и видеть все, или, что они имеют право на владение миром или хотя бы частью его, подобно Аллаху. Все старания направленные на укрепление этих воззрений являются Ширком и человек, совершивший такие действия становится мушриком (язычником).
Все это подтверждает то, что мусульманские ученые относящиеся к правовой школе ханафи в вопросе определения Ширка отнюдь не ограничивались лишь признанием единства Бога как Творца и единственного Господина вселенной (Рубубиййа). Эти ученые считали Ширком и перенесение объекта поклонения на кого-либо иного помимо Аллаха (Улухиййа).

Великий Аллах сказал о ширке:

«Cкaжи: «Paзвe ж дpyгoмy, чeм Aллax вы пpикaзывaeтe мнe пoклoнятьcя, o нeвeжды!» Oткpытo былo yжe тeбe и тeм, кoтopыe были дo тeбя: «Ecли ты пpeдaшь coтoвapищeй, тo пycтo oкaжeтcя твoe дeлo, и бyдeшь ты из чиcлa пoтepпeвшиx yбытoк».
(Коран 39: 64-65).

A ecли ктo из вac oтпaдaeт oт вaшeй peлигии и yмpeт нeвepным, y тaкиx — тщeтны иx дeяния в ближaйшeй и бyдyщeй жизни! Эти — oбитaтeли oгня, oни в нeм вeчнo пpeбывaют!
(Коран 2: 217)

He вepoвaли тe, кoтopыe гoвopили: «Beдь Aллax — Meccия, cын Mapйaм». A Meccия cкaзaл: «O cыны Исpaилa! Пoклoняйтecь Aллaxy, Гocпoдy мoeмy и Гocпoдy вaшeмy!» Beдь, ктo пpидaeт Aллaxy coтoвapищeй, тoмy Aллax зaпpeтил paй. Убeжищeм для нeгo — oгoнь, и нeт для нeпpaвeдныx пoмoщникoв!
(Коран 5: 72).

Пoиcтинe, Aллax нe пpoщaeт, чтoбы Eмy пpидaвaли coтoвapищeй, нo пpoщaeт тo, чтo мeньшe этoгo, кoмy пoжeлaeт. A ктo пpидaeт Aллaxy coтoвapищeй, тoт измыcлил вeликий гpex.
(Коран 4: 48)

O! Aллaxy — чиcтaя вepa. A тe, кoтopыe взяли пoмoщникoв, кpoмe Heгo: «Mы пoклoняeмcя им тoлькo, чтoбы oни пpиблизили нac к Aллaxy близocтью». Aллax paccyдит мeждy ними в тoм, в чeм oни pacxoдятcя! Пoиcтинe, Aллax нe вeдeт пpямым пyтeм тoгo, ктo лжив, нeвepeн!
(Коран 39: 3-5)

И пoклoняютcя oни пoмимo Aллaxa тoмy, чтo нe вpeдит им и нe пoмoгaeт, и гoвopят: «Этo — нaши зacтyпники y Aллaxa». Cкaжи: «Paзвe вы cooбщитe Aллaxy o чeм-либo, чeгo Oн нe знaeт в нeбecax и нa зeмлe? Xвaлa Eмy, и пpeвышe Oн тoгo, чтo oни Eмy пpидaют в coyчacтники!»
(Коран 10: 18)

A ecли ты иx cпpocишь: «Kтo coтвopил нeбeca и зeмлю?» — oни, кoнeчнo, cкaжyт: «Aллax». Cкaжи: «Xвaлa Aллaxy!» — нo бoльшaя чacть иx нe знaeт!
(Коран 31: 25)

К сожалению, многие невежественные люди считают достаточным признание единства Бога как Творца (Рубубиййа), не придавая никакого внимания недопустимости поклонения никому и ничему помимо Него (Улухиййа). Утверждая единство Бога в сотворении и управлении миром, они, тем не менее, в таком важном вопросе как Поклонение оказываются непоследовательными и очень часто совершают действия несовместимые со строжайшей единобожной концепцией Ислама. Наиболее часто встречаются примеры взывания и мольбы кому-то другому, помимо Аллаха. Но они обязаны знать, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Мольба — это поклонение». [Ахмад ибн Ханбал, 4/267, 27, 276; Абу Дауд 2/161 Китабу-с-Салят, Бабу-д-Дуа, 1479, Тирмизи (Х. 211), 2969.]
Др. Мухаммад б. Абдуррахман аль-Хумеййис
(Продолжение следует).

Страницы нашей истории
II.Мир перед появлением пророка Мухаммада (МЕИББ)

Начиная с этого номера, я начинаю публикацию материалов по истории Ислама. В этом разделе будут публиковаться фрагменты фундаментального труда по истории Ислама Мауланы Абуль Хасана аль-Надви “Ислам и мир”.

Мы послали тебя (о Мухаммад), не иначе, как милость мирам Коран 21: 107

Шестое столетие после Иисуса

Шестое столетие христианской эры, по всеобщему мнению представляло собой одну из самых мрачных фаз в истории. Человечество подошло к краю пропасти, к которой она стремительно шла на протяжении столетий, и не было, казалось, во всем мире такого средства или силы, которые могли бы прийти ему на выручку и освободить его от падения в бездну гибели.

В своем меланхолическом продвижении от Аллаха к забвению самого себя человек утратил ориентиры. Он стал безразличным к своей судьбе. Учения Пророков были забыты; светильники зажженные ими, либо были задуты бурями моральной анархии, либо исходивший от них свет стал таким слабым, что он мог освятить сердца лишь немногих людей, из которых большинство искало прибежища в пассивности и смирении. Будучи побежденными в битве спиритуализмом и материализмом, они спрятались в монастырях или ушли в пустыню. Те из них, которые оставались в водовороте жизни, были связаны с правящими классами своих стран. Они помогали им в удовлетворении их плотских желаний и сохранении несправедливых политических и экономических систем и сотрудничали с ними в получении незаконных благ за счет народа.

Византийцы и персы,;
которые властвовали соответственно на Западе и Востоке погрузились в состояние полного падения нравов. Они погрязли в неисправимых грехах своих продажных и разлагающихся цивилизаций. Их империи стали скопищем беспорядка и пороков. Правящие классы, опьяненные властью, предавались безрассудному разврату и сладострастию. Средние классы, как это у них водится, тешили свое тщеславие, подражая модам и манерам богачей. Что касается простых людей, они жили в гнетущей бедности, наполняя свои животы, как низшие существа. Они трудились и потели, как скот, чтобы другие могли жить в сладострастной роскоши. Когда проклятие их жизни позволяло им на мгновение перевести дух, они нередко искали утешения в дешевых развлечениях или безрассудно устремлялись к плотским удовольствиям.

Духовное оцепенение

Великие религии стали игрушками в руках священнослужителей, которые искажали их и извращали до неузнаваемости, так, что если бы их основатели могли вернуться к физической жизни, они бы их не узнали.

Вследствие морального разложения великих центров цивилизации и общего смятения и беспорядка, повсюду люди погружались в свои собственные проблемы. Им нечего было сказать миру. Мир стал опустошенным изнутри; источники его жизненной силы высохли. В мире не было ни света религии, для руководства поведением отдельных людей, ни каких-либо неизменных рациональных принципов управления государством.

Христианство

Христианство никогда не имело всесторонних или тщательно разработанных законов, которые могли бы стать каркасом цивилизации или основой политики. Оно содержало главным образом самые беглые наброски учения Иисуса и смутно отражало простую монотеистическую веру. На протяжении веков в христианскую догматику вошли иные учения. Уже к четвертому столетию Христианство стало представлять собой смесь семитического монотеизма, греческой и римской философии и египетского монашества. Оно превратилось в безнадежную мешанину бессмысленных доктрин и пустых ритуалов, которые не могли ни возвысить дух, ни просветить разум, ни затронуть эмоции. вместо того, чтобы открыть новые пути для проявления культурной активности, эта великая религия стала камнем преткновения на пути прогресса. Столетия болезненных расколов и обостренных внутренних противоречий толкнули эту религию в объятия язычества. Сейл, который перевел Коран на английский язык, так характеризует Христианство VI века: «Поклонение святым и, в частности, изображениям достигло тогда таких скандальных размеров, которые даже превосходят все то, что делают в наше время католики».

Религиозная борьба в Византии

Доктринальные различия превратили Христианство в кипящий котел враждующих сект. Дома, школы и церкви стали полем битвы. Страна была фактически вовлечена в гражданскую войну. Главным предметом спора было сочетание божественной и человеческой природы в Иисусе. Мельхиты, сирийские христиане, считали, что она была и Божественной, и человеческой, а египетские монофизиты утверждали, что она была полностью Божественной. Первая точка зрения была в известном смысле слова официальной, и византийские правители делали все, что было в их власти, чтобы установить ее в качестве единой веры для Восточной империи. При этом они жестоко расправлялись со своими оппонентами. Однако, различия не были устранены. Обе стороны открыто называли друг друга отступниками и ренегатами, как если бы они принадлежали к двум противоборствующим религиям (А. Дж. Батлер. “Арабское завоевание Египта и последние тридцать лет византийского владычества”, стр. 29-30). Самые дикие жестокости и преследования происходили в этот период в Египте (А. Дж. Батлер. “Арабское завоевание Египта и последние тридцать лет византийского владычества”, стр. 183-189).

Социальное недовольство и экономический хаос

Социальные конфликты достигли своего предела в Восточной Римской империи. Налоги и другие поборы многократно увеличивались, хотя люди и так уже стонали от бесчисленных трудностей. Конфискации и монополии намного превосходили своей тяжестью налоги. В результате этого широко распространялись восстания и мятежи. Например, во время волнений 532 г. христианской эры в самой столице были убиты 30000 человек (Британская энциклопедия, ст. “Юстин”).

Люди настолько погрязли в расточительности и мотовстве, что уже не могли сдерживаться и ограничивать себя, как бы того ни требовали обстоятельства. Существовала только одна всесильная страсть: любым путем накопить богатство, а затем растратить его на роскошь и распутство.

Социальный горизонт был исключительно мрачным. Основания цивилиации подвергались разрушению и разложению. Супружеской жизни предпочитали безбрачие, чтобы свободно предаваться разврату в свое удовольствие. Правосудие, как говорит Сейл, открыто продавалось, коррупция и обман пользовались одобрением нации (Сейл. Перевод, стр. 72). Гиббон говорит, что Восточно-Римская империя примерно в конце VII века “достигла наибольшей глубины своего падения”, и, что “могучее дерево, под сенью которого отдыхали народы мира, лишилось своих листьев и ветвей и истощенный ствол должен был зачахнуть (“История упадка и разрушения Римской империи” т. 5, стр. 31).

То же говорится и в его всемирной истории: “То, что она (Византийская империя), тем не менее, очень серьезно пострадала от всеобщего упадка, вызванного чрезмерными налогами, спадом торговли, запущенностью сельского хозяйства и уменьшением населения, доказывают величественные руины городов, которые уже стали разрушаться и никогда более не достигали своего былого процветания

Северо-Западная Европа

Для народов Северо-Западной Европы еще не взошла заря цивилизации . Они были погружены во тьму своего жалкого существования, сломленные бесконечными кровавыми стычками. Мусульмане и Арабская Испания еще не появились на арене истории, чтобы указать им свет, и с ними не произошла никакая историческая катастрофа, которая могла бы их пробудить. Они были оторванными от основного течения жизни человечества и знали очень мало об окружавшем их мире. В религиозном отношении они находились между христианством и древним идолопоклонством. По словам Г. Дж. Уэллса, “в Западной Европе не было признаков порядка или союза” (“Краткая Всемирная история”, стр. 170). Итак, между V и X столетиями Европа была погружена во тьму варварства. Это было более ужасное и отвратительное варварство, чем примитивная дикость, потому, что это было разлагающееся тело некогда великой цивилизации. Свойства и черты этой цивилизации были почти полностью искажены. Там, где ее развитие достигло наивысшего уровня, например в Италии и Галлии, везде были разрушение, убожество, разложение (Робер Бриффо «Становление человечества”, стр. 164).

Евреи

Из всех религиозных общин только евреи могут гордиться тем, что сохранили значительную часть своего духовного наследия. Они также достигли наибольших успехов в искусстве толкования теологических и священных терминов и символов. Но они не занимали такого положения в сферах религии, культуры или политики, где могли бы влиять на других. Напротив, они в то время были обречены жить в подчинении другим народам и все время подвергаться несправедливости, угнетению, бедствиям и трудностям. Постоянно испытываемое политическое рабство, угнетения и страдания сформировали их типичный национальный характер. Всему миру была известна их чрезмерная гордость своим происхождением и жадность. Смирные и покорные в беде, они были деспотичными и мелочными в тех случаях, когда им удавалось взять верх. Лицемерие, обман, предательство, эгоизм, жестокость и ростовщичество стали обычными свойствами их натуры. В Коране мы находим не раз повторяющиеся упоминания о том, как они низко пали в шестом и седьмом столетиях.

Взаимная ненависть и подозрительность между христианами и иудеями, не позволявшие им упустить любую возможность свести старые счеты, достигли своей высшей точки к концу шестого столетия. В 610 г. христианского календаря евреи Антиохии восстали против Христиан, и византийский император Фока послал подавить это восстание своего знаменитого полководца Боноса, который выполнил данное ему поручение с такой ретивостью, что все еврейское население было истреблено. Тысячи евреев погибли от меча, сотни их были утоплены, сожжены заживо или брошены диким зверям. Евреи отомстили в 615 году по христианскому календарю, побудив персидского шаха Хосрова Парвеза, захватившего Сирию, устроить всеобщую резню сирийских христиан. Затем в 630 году византийский император Ираклий отомстил евреям с такой жестокостью, что в Византии спаслись только те, которым удалось бежали или спрятаться.

ШИРК И ЕГО ПРИЧИНЫ
(согласно положениям ханифитских улемов)

Джалалоглу — Стамбул, 1420 год хиджры (1999).

(Продолжение, начало в №№ 14 и 15.)

Мушрики (язычники) Мекки не допускали ширка (придания Аллаху равного) в Рубубиййе (т.е. признание того, что Аллах является Творцом). Их ширк заключался в Улухиййе (т.е. они признавали право поклонения другим объектам, помимо Аллаха). Удивительно, что вплоть до сегодняшнего дня в Исламской общине имеются те, которые совершают ширк в Рубубиййе.

Мухаммад Алауддин аль-Хаскафи (Ханифитский муфтий Дамаска. ум. в 1088 г. х.) сказал о тех, кто клянется не Аллахом следующие слова: Знай, что зажжение свеч по умершим людям а также получение денег от продажи различных светильников, которые люди ставят при посещении могил авлиййа (святых) является заблуждением (батиль) и запрещено (харам) всеми мусульманскими учеными (иджмой). (Ад-Дурру’ль Мухтар, 2/439).

Комментируя это высказывание Ибн Абидин сказал: Это относится к тем, кто подходя к могиле авлиййа говорит слова подобные этим: О мой господин! Если я излечусь от этой болезни… или Если мой пропавший осел вернется обратно… я зажгу на твоей могиле столько-то свечей… или принесу столько-то золота, серебра и т. д. Слова является заблуждением (батиль) и запрещено (харам) относятся к целому ряду случаев: например когда произносится клятва не СОЗДАТЕЛЮ, а сотворенному. Все это относится и к пожертвованиям. Дело в том, что пожертвование это один из видов поклонения и не может быть посвящен сотворенному. (A. g. e., s. 2/449-450).

О тех, кто молит о защите и покровительстве умерших авлиййа (святых) и посвящающих им при этом пожертвования и другие виды почестей аль-Алуси аль-Ханафи сказал: Аллах сказал: Поистине те, кого вы призываете помимо Аллаха, никогда не создадут и мухи, хотя бы и собрались вместе для этого (Коран 22: 73). Это осуждение тех, кто прибегает к крайностям при посещении могил авлиййа. Эти люди в сложных жизненных ситуациях взывают и молят о помощи мертвых святых и другие сотворенные объекты и дают им клятвы. Они объясняют свои поступки тем, что будто бы они (эти святые) являются посредниками между ними и Аллахом, и что они связывают посредничество (васыля) с этим святым. Несомненно, что они подобны тем, о ком сказал Аллах: И те, которые принимают в покровители других помимо Него говорят: Мы поклоняемся им только, дабы они привели нас ближе к Аллаху (Коран 39: 3).

Мухаммад ибн Яхья ибн Мухаммад аль-Кандехлеви аль-Ханафи [Выдающийся ученый. Обладал глубокими познаниями в исламской науке. Автор труда Аль-Кевакибу’д дирари. Умер в 1334 году хиджры.] cказал: Построение культовых сооружений над могилами является подражанием некоторым иудеям. Они строят эти сооружения якобы для выражения уважения и почитания к пророкам и своим руководителям. На самом же деле это деяние является подобным почитанию и поклонению идолам. А зажжение светильников и свечей над этими могилами является помимо всего прочего и расточительством. Ведь Аллах сказал: Ведь расточители — братья шайтана (сатаны), а шайтан своему Господу не благодарен. Во всем этом имеет место подражание этим иудеям. Они подвешивают на могилы своих лидеров светильники и особо почитают эти могилы (Аль-Кевакибу’д дирари, 1/316-317).

Аль-Алуси аль-Ханафи сказал: Я видел тех, которые считают разрешенными (мубах) такие деяния, как возвышение могил, построение над ними различных строений из камня или кирпича. Эти люди считают также разрешенными поклоны (или поклонения) могилам и массовые сборища на них в определенное время, совершение намаза в их сторону и их обхода (таваф). Все это является открытыми враждебными действиями против Аллаха и его пророка (мир ему и благословение Аллаха). В религии все это является разрешением того, что запрещено Аллахом. Достаточно было видеть и знать, что эти люди вытворяют при посещении могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. (Руху’ль Меани, 15/239-240).

Имам Валиуллах ад-Дехлеви писал: О читатель! Если ты хочешь иметь представление о воззрениях язычников (мушриков), то для этого тебе достаточно взглянуть на суеверия сторонников велаййата (представители крайних неортодоксальных толков в Исламе), которые проживают в различных регионах исламского мира. Считая велаййат достоянием живших в прошлом праведных людей, они, отрицая наличие таковых в современную им эпоху, поклоняются могилам праведников и различным святыням.

Они не выдержали испытания перед грехом придания Аллаху равного (ширк), суеверия (хурафа) и нововведения (бид’а). В их сердцах нашли место такие ложные идеи как ташбих (антропоморфизм). Говоря о значении хадиса пророка (мир ему и благословение Аллаха): Клянусь, что вы вернетесь на путь тех, кто жили до вас, необходимо сказать, что именно в силу этого обстоятельства мусульман постигли беды и раздоры.

Короче говоря, Аллах Своей Милостью послал господина всех пророков Мухаммада ибн Абдуллу (мир ему и благословение Аллаха) пророчествовать на Аравийском полуострове и дав ему религию ханифов (т. е. последователей Ибрахима) предписал ему с помощью Коран ал-Карима вести борьбу против ложных течений. Необходимые для этой идеологической борьбы теоретические основы религии восходят к установлениям, которые Аллах дал еще Ибрахиму (библ. Авраам). Таким образом, гордыня и ложные аргументы представителей этих течений во все времена будут отражены (Аль-Февзу’ль Кабир, 26).

В аль-Будур аль-Балига говорится: Посланник Аллаха сказал: Вы пойдете путем тех, которые были до вас. Даже если они войдут в дыру ящерицы, вы последуете за ними. У него спросили: О, посланник Аллаха! Ты имеешь ввиду, что мы последуем за иудеями и христианами?. Он ответил: А за кем же еще?” (Бухари, Муслим).

Посланник Аллаха прокомментировал аят Корана Oни (иудеи и христиане) взяли cвoиx книжникoв и мoнaxoв зa гocпoд ceбe, пoмимo Aллaxa… (9: 31) следующим образом: Несомненно, что они (иудеи и христиане) не поклоняются им (священнослужителям) напрямую. Но они считают для себя разрешенным то, что эти священнослужители им разрешают и считают для себя запретным то, что они им запрещают.

Если кто-нибудь спрашивает: Как это так? Мы ничего подобного не слышали!, то отвечаем, что искажение (смысла Божественного откровения) не означает прямую перестановку слов с одного места на другое, в соответствии с пониманием тех или иных людей. Наоборот, искажение — это намного более опасная вещь. Самым распространенным видом искажения является трактовка слов Писания по собственному разумению и желанию. Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предупреждал нас о том, что настанет такое время, когда некоторые люди назвав вино (или вообще все виды опьяняющих средств) другим названием будут утверждать, что Аллах не запрещал нам употребления этого напитка, а посему пейте его. Они также будут утверждать, что вино сделанное из меда не пьянит, а потому объявят его разрешеным. На деле же они будут лжецами. А когда им скажут, что оставьте ваши злые деяния, давайте следовать Корану и Сунне, они ответят так, как об этом сказано в Книге Аллаха Мы нашли наших отцов в некоем учении, и мы следуем по их следам (Коран, 43: 23). Придерживаясь этих слов они будут преследовать истинных мусульман, а если у них хватит сил, то будут их убивать. Эти люди на самом деле будут мушриками (язычниками). (аль-Будур аль-Балига, с 167-170).

Имам Исмаил ад-Дехлеви в своем труде Таквиййету’ль иман (глава Усиление Ширка и ширк среди людей) писал нечто подобное ан-Надви (Рисаляту’т Тавхид): Знай, что в эти времена ширк станет очень распространенным и настоящего Тавхида (монотеизм) почти не останется. Люди не будут знать определения ширка и особенностей монотеизма (Тавхид). Несмотря на то, что они будут заявлять о своей вере, в их убеждениях и деяниях будет ширк и пользы от такой веры им не будет.

(Продолжение следует)

II.

Раздел История Ислама

А. Надви Ислам и мир

Часть II,

ПОЯВЛЕНИЕ ПРОРОКА (МЕИББ)

Когда человечество переживало самый критический момент своего развития, Аллах послал пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), чтобы вернуть его к жизни и вывести из мрака к свету. Священный Коран гласит:

Пиcaниe — ниcпocлaли Mы eгo тeбe, чтoбы ты вывeл людeй из мpaкa к cвeтy c coизвoлeния иx Гocпoдa нa пyть вeликoгo, дocтoxвaльнoгo — Aллaxa, кoтopoмy пpинaдлeжит тo, чтo в нeбecax и чтo нa зeмлe (Коран, 14: 1-2).

Пророк разбил оковы невежества и суеверия и призвал людей к служению, освобождавшему их от всякой другой зависимости. Он восстановил для них законные радости жизни, которых они лишали себя на основании ложных этических и духовных понятий. Книга Аллаха гласит:

…кoтopый пoбyждaeт иx к дoбpoмy и yдepживaeт oт нeoдoбpяeмoгo, paзpeшaeт им блaгa и зaпpeщaeт им мepзocти, cнимaeт c ниx бpeмя и oкoвы, кoтopыe были нa ниx… (Коран, 7:157).

Его появление дало человечеству новую жизнь, новый свет, новую веру, новое тело, новое общество и новую культуру. Он возвестил новую эру в человеческой истории — начало подлинной миссии Человека на земле:

He cpaвнитcя cлeпoй и зpячий, мpaк и cвeт, тeнь и знoй. He cpaвнятcя живыe и мepтвыe… (Коран, 35: 19-22).

Между Исламом и невежеством зияла пропасть, шире и глубже которой не может быть. Но под вдохновенным руководством пророка (мир ему и благословение Аллаха) мир перепрыгнул через нее и перешел от невежества к Исламу с рвением, не имеющим равного в истории.

Эра невежества — подведение итогов

Из предшествующей главы должно быть ясно, что во время появления пророка мир был подобен дому, перенесшему сильное землетрясение. Все в нем перевернулось вверх дном.

В этом беспорядке человек забыл самое себя. Он до такой степени потерял самоуважение, что бесстыдно простирался ниц перед камнями, деревьями и водой, перед всеми беспомощными проявлениями природы. Он не мог постигнуть дже простые повседневные истины. Его интеллект бездействовал. В его уме царила такая неразбериха и его чувства были так извращены, что он не мог отличить реальное от нереального и спорил о том, что явно было правильным и истинным.

Грех считался добродетелью. Так сказать, волков поставили пасти овец; агрессорам разрешили быть судьями. Грешные и преступные люди жили спокойно и наслаждались изобилием — им принадлежал весь мир, в то время как справедливые и честные были обречены на страдания и лишения. Хитрость и обман принимали за мудрость и находчивость, а сама мудрость считалась глупостью.

Пьянство, азартные игры, ростовщичество и грабежи стали чем-то вполне обычным. Священнослужители возвысились до положения божества. Они жирели за счет богатства других, которых сознательно обманывали и вели по ложному пути, чтобы достигнуть своих собственных целей.

Драгоценные свойства, которыми наделил Аллах человека, бессмысленно использовались не по назначению. Смелость и сила служили жестокости и угнетению, расточительство заменяло щедрость, наглость называли чувством собственного достоинства, а хитрость проницательностью.

Неэффективность полумер

Каждая часть этого выродившегося общества, каждый аспект этой греховной цивилизации требовали глобальных реформ. Однако заурядный Реформатор, действующий лишь на основании своих способностей, без Пророческого Вдохновения и Божественного Руководства, сконцентрировал бы свою энергию на исправлении какой-то общественной патологии и даже в этом не смог бы добиться успеха. В данном случае требовалась полная перестройка, глубокое исправление. Если на человеческой почве должен быть взращен росток благочестия, надо сначала выполоть все сорняки нечестивости. Другого выхода нет.

Исправлению одного морального дефекта должна быть посвящена вся жизнь Реформатора. Временами многие люди проводили всю жизнь в борьбе с каким-нибудь моральным недостатком или социальным злоупотреблением и не добивались никакого успеха. Возьмем, например, такое зло, как пьянство. Когда эта привычка становится широко распространенной в народе, ее корни глубоко проникают в коллективное подсознание и за ней выстраивается целый ряд чувственных наслаждений. Можно ли победить это зло одной лишь моральной проповедью или только карательным законодательством? Нет, только фундаментальное психологическое изменение, радикальное изменение взглядов и ценностей общества в целом может искоренить его. Любой другой подход только загонит его вглубь и сделает более пагубным.

Различие между пророком и вождем

Если бы пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был политическим лидером, для него было бы лучше всего сплотить Аравию в единую страну, а арабские племена — в единую нацию и стать во главе ее. Абу Джахль, Утба и все прочие его непримиримые противники с готовностью с готовностью бы приняли его правление всей страной. Они уже продемонстрировали свое доверие к нему, избрав его судьей в самом опасном споре в Мекке. [Речь идет об установке Хаджар уль-Асвада (Черного камня) во время перестройки Каабы.] Утба прямо заявил, что если он того пожелает, курайшиты охотно сделают его своим царем. Установив свою власть в Аравии, он мог повести своих великолепных всадников на Персию и Византию и покорить эти империи. Какая замечательная перспектива открывалась перед ним! Если бы стратегически было неразумно воевать с этими империями, кто бы мог бы помешать ему овладеть соседними странами — Йеменом и Абиссинией?

Но он появился не затем, чтобы заменить одно зло другим, чтобы осудить несправедливость в одном месте и простить ее в другом. Он был послан не затем, чтобы воздвигнуть дворец арабской славы на развалинах надежд и чаяний других народов. Он не был послан для того, чтобы освободить людей от римского (византийского) и иранского рабства и подчинить их потомкам Аднана и Кахтана.

Он не был политическим лидером. Он был Проповедником Божественного Мира, предостерегающим и приносящим Радостные Вести. Он пришел, чтобы освободить людей от поклонения своим собратьям, призвав их покориться Единственному и Подлинному Владыке, Всемогущему Аллаху. Он пришел, чтобы спасти человечество из темницы мелочных желаний, направив его эволюцию в беспредельные просторы небес и земли, и чтобы привести его от тирании прогнивших религий к щедрости Ислама, чтобы пресечь зло и поощрить добрые дела, запретить грязное и фальшивое и одобрить чистое и здоровое.

Он, таким образом, не обращался к какой-либо определенной стране или общине. Он заботился обо всем человеческом роде. Было вполне естественно, что он начал свою миссию с Аравии, ибо, будучи самым темным пятном на земле в самую темную эпоху человеческой истории, она должна была получить первые лучи света. Кроме того, центральное место, которое занимала Мекка на карте тогдашнего мира, и ее традиции политической свободы делали ее идеальной базой для движения, которое отстаивало Свободу, Мир и Всемирное Братство. Арабы также обладали определенными врожденными качествами, которые делали их подходящим орудием для распространения в мире учения Ислама.

Пророк не был одним из тех реформаторов, которые довольствуются борьбой против нескольких моральных пороков своей эпохи, и искореняют их на данный момент, или покидают этот мир, так и ничего не сумев добиться. [Поразительный пример представляет история мистера Ганди. Он поставил перед собой две моральные цели с самого начала своей общественной деятельности, на службу которым он отдал всю свою энергию и средства. А он располагал средствами, доступными лишь немногим людям. Одним из них было ненасилие. Он развил его как веру и философию жизни и сделал его самой сутью своего существования. Но его метод был не таким как у пророков, он не смог вызвать фундаментальные изменения в умах людей, а это необходимо для успеха морального движения. Принцип ненасилия был разорван в клочья при его жизни (во время резни 1947 года) и в конце концов сам м-р Ганди пал жертвой насилия. Другой его целью было уничтожение неприкасаемости. И здесь он не достиг значительного успеха. Мы, таким образом можем сказать, что методология Пророков — это единственный надежный и успешный способ вызвать радикальные изменения к лучшему в религиозных и социальных делах человечества в целом.]

Развязывание узла человеческой судьбы

Святой Пророк нашел верный подход к проблеме человеческой природы. Это была проблема, которую не могли решить все реформаторы до него. Он начал с призыва к людям — уверовать в Аллаха и свергнуть всех фальшивых богов с пьедестала божественности. О люди, — провозгласил он, — скажите: Нет божества кроме Аллаха, и вы будете преуспевать.

Невежество, готовое к борьбе с Исламом

Это громоподобное заявление вызвало панику в рядах язычников. В один миг язычество было готово к борьбе против этой простой человеческой истины:

Вожди их, уходя, говорили: Идите, твердо держитесь богов ваших! Поистине, это такое дело, которое запланировано (против вас)” (Коран, 38: 6).

Отвратительные преступления и жестокие дела, совершенные против мусульман врагами Истины, сохранены на страницах истории. Они показывают, что Ислам попал в цель. Он ударил прямо в корень неверия. Это был штурм крепости Тьмы, и осажденные силы вышли, чтобы драться до последнего. Но Пророк не дрогнул. Среди урагана ненависти и преследований он стоял твердо как скала. Он прямо сказал своему дяде, воспитавшему его с детства: О мой дядя! Если мне в правую руку дадут солнце, и в левую руку луну, чтобы заставить меня отказаться от моего дела, поистине я не отрекусь, пока Аллах не сделает явным Свое дело или пока я не погибну на этом пути.

В течение тринадцати лет он оставался в Мекке, решительный и непреклонный, проповедуя веру в Единство Аллаха, Пророков, Воскресение и Страшный Суд. Его вера в свою Миссию никогда не колебалась, ни на миг. Он не заключал компромиссов с неправдой. Он был убежден, что величественное послание, доверенное ему одному, содержит ответы на все нерешенные проблемы человечества.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Имам Абу Ханифа и ханафиты, Ширк и его опровержение.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.