Ат-Тавассуль. Шейх ибн Усаймин.

Ат-Тавассуль. Шейх ибн Усаймин.
Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!

Хвала Аллаху! Его мы восхваляем, Его просим о помощи, и молим Его направить нас на путь Истины!
Ат-Тавассуль — это стремление добиться чего-то желаемого с помощью какого-то средства — василя. Т.е. Василя — это то, с помощью чего хотят добиться желаемого.
Ат-Тавассуль подразделяется на две части:
Разрешенный — это тот ат-Тавассуль, который соответствует Шариату
Он бывает нескольких видов.
Первый вид: ат-Тавассуль с помощью имен Аллаха и Его атрибутов

Ат-Тавассуль с помощью имен делится на два подвида:

Когда человек обращается к Аллаху посредством всех имен и атрибутов.
Пример — дуа из хадиса Абдуллы ибн Масуда, да будет доволен им Аллах: «О Аллах! Я — раб Твой, сын раба Твоего, сын рабыни Твоей. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, которым Ты назвал Себя Сам, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-то из сотворенных Тобой или оставил его скрытым от всех, кроме
Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства».

Здесь ат-Тавассуль с помощью всех имен («Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен…)

Когда человек обращается к Аллаху посредством каких-то конкретных имен.

В хадисе от Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, говориться, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил его следующему дуа: «О Аллах! Поистине, я обидел себя большой несправедливостью, но никто кроме Тебя не прощает грехов. Прости мне мои грехи и помилуй меня, ведь Ты — Прощающий, Милосердный!»

Здесь ат-Тавассуль посредством двух имен — Прощающий и Милосердный.

Аллах Всевышний сказал в Коране: «У Аллаха — прекрасные имена, так что обращайтесь к Нему по ним».

Ат-Тавассуль с помощью атрибутов также делится на два подвида:

С помощью всех атрибутов.

Например, в дуа: «О Аллах! Я прошу у Тебя посредство Твоих прекрасных имен и высочайших атрибутов».
С помощью конкретных атрибутов.

Например, в одном из хадисов есть такое дуа: «О Аллах! Посредством Твоего Знания скрытого и Могущества над творениями продли мне жизнь, если она лучше для меня, или умертви, если это лучше для меня».

Здесь упомянуто два атрибута: «Знание» и «Могущество». К этому же относится и ат-Тавассуль с помощью атрибутов действия. Например, «О Аллах! Ниспошли мир для Пророка и его рода, как ниспослал Ты мир для Ибрахима и его рода».

Второй вид: ат-Тавассуль человека к Аллаху посредством его веры в Него и Его Посланника

Например, человек говорит: «О Аллах! Я уверовал в Тебя и Твоего Посланника. Прости мне мои грехи и наставь на путь истинный» или «О Аллах! Посредством моей веры в Тебя и Твоего Посланника прошу у Тебя то-то и то-то».

В Коране есть ясный пример такого обращения: «Господи наш! Мы слышали взывающего, который звал к вере: «Уверуйте в Господа вашего!». И мы уверовали. Господи наш! Прости же нам наши грехи и очисти нас от наших скверных деяний и упокой нас с праведниками. Господи наш! И даруй нам то, что…»

Третий вид: ат-Тавассуль к Аллаху посредством праведных деяний.

Хороший пример такого вида содержится в хадисе о троих юношах из Бани Исраиля, которые зашли в пещеру, после чего вход был завален большим камнем. Видя, что спасти их может только Аллах, они обратились к нему посредством своих праведных дел. Один обратился посредством своего почитания родителей, другой — не совершением прелюбодеяния, третий — возврата долга. Каждый из них произносил: «О Аллах! Если я сделал это стремясь к Лику Твоему, то вызволи нас из того положения, в котором мы оказались». В конце концов, камень отодвинулся от входа так, что они смогли выбраться из пещеры.
Четвертый вид: ат-Тавассуль к Аллаху посредством упоминания причины.

Пример из Корана: «Муса воззвал к Аллаху: «Господи я нуждаюсь в том благе, которое Ты мне ниспослал!»», или дуа Закарии к Аллаху: «Господи! У меня ослабели мои ноги, и голова запылала сединой, а я не был в воззваниях к Тебе, Господи, несчастным».

Все это разрешенные виды ат-Тавассуля, т.к. благая цель может быть аль-василя.

Пятый вид: ат-Тавассуль посредством дуа праведного человека.

Сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обращались к Пророку, мир ему, чтобы он помолился за них Аллаху.
В двух Сахихах рассказывается хадис со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, в котором рассказывается о человеке, пришедшем на пятничную молитву, когда Пророк, мир ему, читал проповедь и обратился к нему со словами: «О Пророк! Гибнет наше имущество из-за засухи. Обратись же к Аллаху, чтобы Он ниспослал дождь». Пророк, мир ему, поднял руки и сказал: «О Аллах! Пролей на нас дождь», повторив 3 раза. Не успел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спуститься с минбара как пошел дождь и намочил его бороду. Дождь продолжался целую неделю. На следующую пятницу тот человек пришел снова и сказал: «О Пророк! Дождь идет целую неделю и затопил наше имущество. Обратись к Аллаху, чтобы Он не ниспосылал больше дождя». После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял руки и обратился с дуа к Аллаху: «О Аллах! Лей дождь вокруг нас, но не на нас». Дождь вскоре прекратился.
Много раз сподвижники, да будет доволен ими Аллах обращались к Пророку, мир ему, чтобы он обратился к Аллаху по их частным нуждам.

Например, когда Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил весть о семидесяти тысяч верующих, которые войдут в Рай без отчета и наказания, поднялся Акаша бин Мухсин, да будет доволен им Аллах, и сказал Пророку, мир ему: «О Пророк! Сделай дуа Аллаху, чтобы я оказался одним из этих семидесяти тысяч». Он сказал: «Ты из них».

Т.е. разрешен такой ат-Тавассуль, когда какой-то человек просит за своего брата в Исламе. Но надо, чтобы это дуа содержало в себе пользу, т.е. не было направлено во вред просящему, ведь когда какой-то человек просит за своего брата что-то, то ангел говорит: «И тебе того же».
Запрещенный — это тот ат-Тавассуль,

который запрещен по Шариату.

Т.е. когда человек обращается к Аллаху посредством того, что с точки зрения Шариата не является василя, и такой ат-Тавассуль является тщетным и греховным.

Например, обращаться к Аллаху через какого-то умершего праведника или Пророка, т.к. это противоречит Шариату. Ведь когда умирает человек, то прекращаются все его дела, в том числе и мольба за кого-то. После смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Умар пришел к Аббасу, да будет Аллах доволен ими обоими, и обратился к нему, чтобы он помолился Аллаху о ниспослании дождя. Если бы было разрешено обращаться с подобным к мертвым, то Умар не обратился к Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими. Также является ошибочным ат-тавассуль к Аллаху посредством сана Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ведь какая польза тебе от того, какой был сан Пророка у Аллаха? Ты можешь помолиться Аллаху посредством своей любви к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Это правильный ат-Тавассуль.
Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Таввасуль.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.