Довод четвертый. Сравнение Творца с творениями

Довод четвертый. Сравнение Творца с творениями

 

Наши оппоненты заявляют, что искать близости к Аллаху посредством самих праведников или их высокого положения разрешается, потому что в пользу этого свидетельствует логика окружающей нас реальности. Если кто-либо из нас нуждается в помощи правителя, министра или высокопоставленного чиновника, то он не идет к нему сразу, потому что понимает, что тот может не посмотреть в его сторону или даже прогнать. Поэтому совершенно естественно, что в таких случаях мы ищем того, кто знаком с этим высокопоставленным чиновником, кто приближен к нему и может оказать на него влияние. И когда мы прибегаем к посредничеству таких лиц, то получаем положительный ответ, и наши просьбы удовлетворяются. Таким же образом, по их словам, мы должны строить свои отношения с Пречистым Аллахом. Всемогущий и Великий Господь превыше любого великого и важного человека, и все мы грешны перед Ним. Наши грехи отдаляют нас от Аллаха, и нам не подобает взывать непосредственно к Нему. Мы опасаемся, что если мы обратимся сразу к Нему, то наши молитвы будут отвергнуты, и мы вернемся разочарованными, или же Аллах даже не прислушается к ним. Но среди людей есть праведники, которые приближены к Аллаху: пророки, посланники, павшие мученики. Пречистый Господь отвечает на их молитвы и принимает их заступничество. Разве ж не лучше нам попросить Аллаха принять наши молитвы ради их высокого положения?! Мы поминаем их перед тем, как попросить Аллаха о чем-либо, и надеемся, что Всевышний Господь наш посмотрит на нас из уважения к ним и ответит на наши молитвы ради них. Почему же вы запрещаете такой способ приближения к Аллаху, если люди пользуются им в своей повседневной жизни? Почему они не могут поступать так в отношении Господа Бога?

В ответ на такой сомнительный довод мы говорим: вы сравниваете Творца с творениями и уподобляете Вседержителя небес и земли, Наимудрейшего из судий, Справедливого, Милосердного и Милостивого Господа несправедливым правителям, которые деспотично правят людьми и не заботятся об интересах своих подданных. Они создают между собой и своими подчиненными завесу, и простой люд не может пройти к ним без помощи посредников. Они преподносят этим посредникам взятки и подарки, угождают им и унижаются перед ними, пытаясь снискать их благоволение и приблизиться к ним. Понимаете ли вы, несчастные, что своими словами вы оскорбляете и обижаете вашего Господа и приписываете Ему качества, которые Ему ненавистны и неприятны?

Задумывались ли вы о том, что, сравнивая Аллаха с несправедливыми тиранами и нечестивыми деспотами, вы приписываете Ему дурные качества? Как ваша вера позволяет вам такое? Как это совмещается с вашей обязанностью почитать и прославлять вашего Господа?

Скажите, какой из правителей лучше и больше заслуживает похвалы – тот, с кем подданные могут побеседовать с глазу на глаз без посредников и препятствий, или тот, с кем люди могут поговорить только через одного или даже нескольких посредников?

Послушайте, в своих речах вы часто гордитесь Умаром бин аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах. Вы превозносите и восхваляете его, рассказываете о его скромности и о том, что он никогда не превозносился над людьми и не отдалялся от них. Вы рассказываете о том, что слабые мусульмане могли встретиться и побеседовать с ним, и даже грубый и невежественный бедуин из пустыни мог поговорить с ним без каких-либо посредников и препятствий, и он лично рассматривал его просьбу и удовлетворял ее, если она была справедливой. Как вы думаете, такой правитель лучше или же тот деспот, которого вы уподобляете вашему Господу?

Что с вами? Как вы рассуждаете? И куда подевался ваш разум? Как вы можете сравнивать Всевышнего Аллаха с несправедливым государем? Как удалось сатане скрыть от вас всю чудовищность уподобления Пречистого Аллаха жестокому тирану?

Послушайте, вы отступите от веры даже в том случае, если уподобите Аллаха самому справедливому и богобоязненному из людей. Что же говорить, если вы уподобляете Его самому несправедливому, грешному и порочному из них?

Послушайте, вы впадете в грех многобожия, если даже будете заклинать вашего Великого Господа именем Умара бин аль-Хаттаба, богобоязненного и справедливого халифа. Как же сатана сумел вопреки вашему желанию увлечь вас настолько, что вы стали сравнивать вашего Господа с несправедливыми и порочными государями, правителями и министрами?

Поистине, уподобление Всевышнего Аллаха творениям есть самое настоящее неверие, от которого Пречистый Аллах предостерег нас в словах: «Они поклоняются помимо Аллаха тому, что не имеет и не может иметь для них удел на небесах и на земле. Никого не сравнивайте с Аллахом! Воистину, Аллах знает, а вы не знаете» (ан-Нахль, 73-74) [Хафиз Ибн Касир в толковании этого аята сказал: «Это значит: никого не равняйте, не уподобляйте и не сравнивайте с Аллахом».]. Пречистый Господь также разъяснил, что между Ним и любыми Его творениями нет ничего общего: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (аш-Шура, 11).

Но хуже всего, если люди уподобляют Аллаха злым, грешным и нечестивым правителям, полагая, что они поступают правильно! Именно поэтому некоторые богословы и исследователи с особым усердием запрещают искать близости к Аллаху посредством самих пророков. Они даже относят это к проявлениям многобожия. И хотя мы не считаем такой поступок собственно многобожием, он может привести к этому. Что касается тех, кто оправдывает свои действия таким сравнением, то они действительно приобщают к Аллаху сотоварищей. Их поступок является сущим неверием, если бы они только знали об этом!

Из всего сказанного следует, что слова одного из мусульманских проповедников наших дней являются совершенно несправедливыми. Обсуждая пятнадцатый из двадцати выдвинутых им принципов, он сказал: «Разногласия по поводу мольбы, в которой молящийся ищет близости к Аллаху посредством кого-либо из творений, носят второстепенный характер. Этот вопрос касается характера мольбы и не относится мировоззренческим вопросам». Напротив, из всего происходящего вокруг нас следует, что это – очень существенные разногласия, ведь подобный поступок является явным многобожием. Очевидно, именно такие высказывания, умаляющие опасность этого заблуждения, удерживают многих людей от исследования этого вопроса и выяснения истины. В конечном итоге все это приводит к тому, что еретики не расстаются со своей ересью, и она становится все более и более опасной. Поэтому имам аль-Изз бин ‘Абд ас-Салам писал: «Неверующим является каждый, кто считает пророков, богословов или набожных шейхов посредниками между Аллахом и Его творениями, кто уподобляет их царским привратникам и полагает, что они просят Господа удовлетворить нужды Его рабов. Такие люди считают, что Всевышний Аллах ведет Своих рабов прямым путем, одаряет их пропитанием и оказывает им поддержку ради посредничества этих святых. Под этим они подразумевают, что люди просят их оказать им услугу, а те молятся за них Аллаху, подобно тому, как приближенные к царям ходатайствуют за остальных. Люди упрашивают этих посредников попросить царя о чем-либо, потому что те приближены к нему, и это приносит им больше пользы, чем непосредственное обращение к царю. И тот, кто признает существование между людьми и Аллахом таких посредников, является неверующим и язычником. Таких людей необходимо призвать к покаянию, и если они откажутся, то они заслуживают смертной казни. Поистине, они уподобляют Творца творениям и равняют с Ним других» [Аль-Изз бин ‘Абд ас-Салам, «аль-Васита», с. 5].

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Таввасуль.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.