Дозволенный поиск близости к Аллаху и его виды.

 

 

Дозволенный поиск близости к Аллаху и его виды.

 

Из всего сказанного ранее нам стало ясно, что при выборе средств для достижения цели необходимо принимать во внимание два вопроса. Во-первых, эти средства должны быть законными, и судить об этом можно только на основании достоверных доводов из Корана и Сунны. Во-вторых, если речь идет о бытовых средствах, то они должны быть правильными и должны действительно приближать человека к цели.

Известно, что Всемогущий и Великий Аллах велел нам взывать к Нему и молить Его о помощи. В Коране по этому поводу сказано: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» (Гафир, 60). Всевышний также сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем» (аль-Бакъара, 186).

Всемогущий Господь установил для нас разные пути, позволяющие приблизиться к Нему. В частности, Аллах обязался отвечать на мольбу людей, если те выполнят все необходимые условия. Давайте же вместе без пристрастия и предубеждения рассмотрим, какие способы приближения к Аллаху подтверждаются священными текстами.

Внимательно изучив тексты Священного Корана и Пречистой Сунны, нам стало ясно, что Всевышний Аллах определил три способа приближения к Нему и призвал рабов пользоваться ими. О некоторых из них Аллах упомянул в Коране, другими пользовался Посланник, мир ему и благословение Аллаха, призвав нас брать с него пример. Однако в Коране и Сунне ничего не говорится об обращениях к Аллаху с просьбой помочь людям ради какого-либо творения или ради его высокого положения. Все это свидетельствует о том, что поступать так нельзя, и что подобные мольбы не входят в смысл слова «васила» (الوسيلة), упомянутого в двух коранических аятах.

Вот те способы приближения к Аллаху, которые узаконены в шариате:

 

  1. Приближение к Аллаху посредством Его прекрасных имен или возвышенных качеств.

Пытаясь приблизиться к Аллаху таким способом, мусульманин говорит во время мольбы: «Боже, одари меня благополучием, ведь Ты – Милостивый, Милосердный, Добрый и Ведающий» или «Смилуйся надо мной и прости меня ради милости Твоей, которая объемлет все сущее». Можно также сказать: «Боже, прошу Тебя ради Твоей любви к Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха», потому что любовь – это одно из качеств Всевышнего.

Доказательством законности такого способа являются слова Всемогущего и Великого Аллаха: «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их…» (аль-А’раф, 180). Это значит: взывайте к Всевышнему Аллаху, пытаясь приблизиться к Нему посредством Его прекрасных имен. Несомненно, это предписание распространяется и на возвышенные качества Аллаха, потому что прекрасные имена Аллаха тоже относятся к Его качествам и особенностям.

В качестве доказательства можно привести и упомянутую Аллахом в Коране мольбу пророка Сулеймана: «Господи! Внуши мне быть благодарным за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям, и совершать праведные деяния, которыми Ты будешь доволен. Введи меня по Своей милости в число Своих праведных рабов» (ан-Намль, 19).

Еще одним доказательством может служить молитва, которую Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, читал в намазе перед произнесением таслима: «Боже, сохрани мне жизнь, если Тебе известно, что она принесет мне добро, и упокой меня, если Тебе известно, что моя кончина принесет мне добро, ведь Ты ведаешь сокровенное и властвуешь над творениями…» [Этот хадис передали ан-Насаи и аль-Хаким, причем последний назвал его достоверным, и с ним справедливо согласился аз-Захаби.]

 

Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, услышал, как один из молящихся прочел во время ташаххуда молитву: «Боже, Ты – Аллах, Единый, Единственный, Самодостаточный. Ты не родил и не был рожден, и нет никого равного Тебе. Прости же мне грехи мои, ведь Ты – Прощающий, Милосердный», он сказал: «Он уже прощен! Он уже прощен!» [Этот хадис передали Абу Дауд, ан-Насаи, Имам Ахмад и др. с достоверной цепочкой рассказчиков.]

 

Когда же Пророк, мир ему и благословение Аллаха, услышал, как другой мужчина прочел в ташаххуде молитву: «Боже, Тебе надлежит хвала, и нет божества, кроме Тебя. Ты – Единственный, и нет у Тебя сотоварищей, Щедрый, Первосоздатель небес и земли, Обладающий величием и милостью, Живой, Вседержитель! Я молю Тебя о Рае, и упаси меня от Ада», то спросил своих сподвижников: «Знаете ли вы, с какой мольбой он обратился к Аллаху?» Они ответили: «Аллаху и Его посланнику лучше знать». Он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа! Он воззвал к Аллаху посредством Его великого имени [В одной из версий хадиса сказано: «…величайшего имени».].  Когда к Нему взывают посредством него, Он отвечает на мольбу. Когда же Его просят о чем-либо посредством него, Он одаряет» [Этот хадис передали Абу Дауд, ан-Насаи, Имам Ахмад и др. с достоверной цепочкой рассказчиков.].

В другом хадисе сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если тот, кто сильно встревожен, скажет: «Боже, я – Твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабы. Мой хохол – в Твоих руках. На мне утверждено Твое постановление, и справедливо ко мне Твое предопределение. Боже, я прошу Тебя всеми именами, присущими Тебе, которыми Ты назвал Себя, которые Ты ниспослал в Своем писании, которым Ты научил кого-либо из Своих творений, которые Ты сохранил у Себя в сокровенном знании. Сделай Коран садом моей души, светом моего сердца, исчезновением моей печали и избавлением от тревоги и скорби», то Аллах непременно избавит его от тревоги и печали, сменив их облегчением» [Этот хадис передал Имам Ахмад (3712), и текст хадиса приведен согласно его версии. Его же передали аль-Хаким (1/509) и др. В книге «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха» (199) я доказал, что цепочка его рассказчиков достоверна и опроверг доводы тех, кто назвал его слабым.].

Еще одним доказательством является молитва, с помощью которой Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прибегал к покровительству Аллаха. В ней говорится: «Боже, я прибегаю к Твоему могуществу, ведь нет божества, кроме Тебя, дабы не ввел Ты меня в заблуждение…» [Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.]

А в хадисе, рассказанном со слов Анаса, говорится: «Когда им овладевала тревога, он говорил: «О Живой! О Вседержитель! Посредством милости Твоей молю Тебя о помощи» [Этот хороший хадис передали ат-Тирмизи (1/267, «Тухфат аль-Ахвази») и аль-Хаким (1/509).].

Эти и другие похожие хадисы свидетельствуют о том, что разрешается искать близости к Всевышнему Аллаху посредством Его имен и качеств. Пречистый Аллах любит, когда люди поступают так, и доволен такими поступками. Именно поэтому близости к Аллаху таким путем искал Его посланник, мир ему и благословение Аллаха. Всеблагой и Всевышний Аллах же по этому поводу сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (аль-Хашр, 7). Следовательно, нам следует взывать к Аллаху так, как это делал Его посланник, мир ему и благословение Аллаха. Более того, эти молитвы в тысячу раз превосходят те молитвы, которые мы придумываем сами.

 

 

  1. Приближение к Аллаху посредством праведного поступка, совершенного молящимся.

Пытаясь приблизиться к Аллаху таким способом, мусульманин говорит во время мольбы: «Боже, прости меня ради того, что я уверовал в Тебя, возлюбил Тебя и последовал за Твоим посланником» или «Боже, облегчи мою участь ради того, что я возлюбил Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и уверовал в него». Помимо этого, молящийся может назвать весомый праведный поступок, совершенный им из страха перед Пречистым Аллахом, ради того, чтобы снискать Его довольство и выразить Ему свою покорность, а потом призвать Господа ответить на его мольбу ради этого поступка. Это позволяет надеяться на то, что молитва будет быстрее услышана и принята.

Такой способ приближения к Аллаху является похвальным и хорошим. Всевышний Аллах разрешил поступать так и одобрил такое поведение, что подтверждается кораническими аятами: «Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне» (Аль Имран, 16);

«Господь наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за посланником. Запиши же нас в число свидетельствующих» (Аль Имран, 53);

«Господь наш! Мы услышали глашатая (Мухаммада), который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», – и мы уверовали. Господь наш! Прости нам наши грехи, отпусти нам наши прегрешения и умертви нас вместе с благочестивыми. Господь наш! Даруй нам то, что Ты обещал нам через Своих посланников, и не позорь нас в День воскресения, ведь Ты не нарушаешь обещаний» (Аль Имран, 193-194).

Всевышний также сказал: «Воистину, некоторые из Моих рабов говорили: «Господи! Мы уверовали. Прости же нас и помилуй, ибо Ты – Наилучший из милосердных»» (аль-Му’минун, 109). В Коране есть и другие похожие благословенные откровения.

О законности такого способа приближения к Аллаху свидетельствует и хадис Бурейды бин аль-Хусайба, в котором говорится, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, услышал, как один из людей сказал: «Боже, я прошу Тебя, ведь я засвидетельствовал, что Ты – Аллах, и нет божества, кроме Тебя. Ты – Единственный, Самодостаточный. Ты не родил и не был рожден, и нет никого равного Тебе». Тогда он сказал: «Он попросил Аллаха посредством Его величайшего имени. Когда Его просят о чем-либо посредством него, Он одаряет. Когда же к Нему взывают посредством него, Он отвечает на мольбу» [Этот хадис передали Имам Ахмад (5/349, 350), Абу Дауд (1493) и другие с достоверной цепочкой рассказчиков.].

Еще одним доказательством законности этого способа является история о людях, оказавшихся запертыми в пещере. Передают, что ‘Абдуллах бин Умар рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Трое людей из числа ваших предшественников шли по дороге, когда начался ливень. Они укрылись в пещере, как вдруг выход из нее оказался загорожен. Тогда один из них сказал: «Клянусь Аллахом, вы сможете избавиться от этой скалы только, если попросите Аллаха об этом ради ваших праведных дел!» [В версии Муслима говорится: «Один из них сказал: «Подумайте, какой из праведных поступков вы совершили ради Аллаха, и попросите Аллаха помочь нам ради него. Быть может, Аллах избавит вас от нее»».].

 Один из них сказал: «О Боже, мои родители были стариками, и каждый вечер я поил их прежде, чем начинал заботиться о своей семье и своем имуществе. Однажды я забрел далеко от дома в поисках чего-то [В версии Муслима сообщается, что он отправился собирать дрова.] и вернулся со скотиной обратно только тогда, когда они уже заснули. Я надоил для них молока и увидел, что они уже спят. Мне не хотелось поить семью до того, как напьются они, и поэтому я просидел с чашей в руках всю ночь до рассвета, дожидаясь того, когда они проснутся. Проснувшись же, они выпили свое молоко. О Боже, если я поступил так ради Тебя, то избавь нас от этой скалы». Тут скала немного отодвинулась так, что они не могли выбраться оттуда. Затем другой сказал: «О Боже, у меня была двоюродная сестра, которую я любил сильнее, чем кого бы то ни было из людей. Я пытался овладеть ею, но она отказывалась, пока ее не постигла сильная нужда в год сильной засухи. Тогда она пришла ко мне, и я заплатил ей сто двадцать динаров за то, чтобы она позволила мне овладеть ею. Она согласилась, и когда я уже почти овладел ею, она сказала: «Я не позволяю тебе сломать печать, не имея на это права» [В версии Муслима говорится: «О раб Аллаха, побойся Аллаха и не вскрывай печать…»].  Тут я постеснялся вступить с ней в близость и отвернулся от нее, хотя любил ее сильнее, чем кого бы то ни было среди людей. И я оставил ей то золото, которое дал ей. О Боже, если я поступил так ради Тебя, то освободи нас из этой беды». Тут скала еще немного отодвинулась, но они все еще не могли выбраться оттуда. Затем третий сказал: «О Боже, я нанял несколько работников и заплатил им всем, кроме одного работника, который оставил свой заработок и ушел. Его заработок принес доход и превратился в целое состояние, а спустя некоторое время он пришел ко мне и сказал: «Раб Аллаха, дай мне мой заработок». Я сказал: «Эти коровы, овцы, верблюды и рабы, которых ты видишь, я приобрел на твой заработок». Он сказал: «Раб Аллаха, не насмехайся надо мной». Я же ответил: «Поистине, я не насмехаюсь над тобой. Забирай все это!» Он увел с собой все и не оставил мне ничего из этого. О Боже, если я поступил так ради Тебя, то освободи нас из этой беды. Тут скала отодвинулась, и они выбрались оттуда и пошли своей дорогой» [Этот хадис передал аль-Бухари в разделе «Китаб аль-Иджара», и его текст приведен согласно этой версии. Его же передали Муслим, ан-Насаи и др.].

Как видно из этого хадиса, трое верующих, попав в беду и оказавшись в трудной ситуации, поняли, что спасти их от гибели может только Всеблагой и Всевышний Аллах. И тогда они обратились к Нему за помощью, искренне воззвали к Нему и вспомнили о тех праведных поступках, которые они совершили искренне ради Аллаха тогда, когда у них все было в порядке. Они надеялись на то, что ради этих поступков Господь поможет им в тот момент, когда им пришлось очень туго. В одном из хадисов сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Помни об Аллахе тогда, когда ты благоденствуешь, и Он вспомнит о тебе, когда тебя постигнет несчастье» [Этот хадис передал Имам Ахмад со слов Ибн Аббаса, и цепочка его рассказчиков является достоверной благодаря подтверждающим его свидетельствам. См. комментарии к книге Ибн Абу Асима «Зилал аль-Джанна фи Тахридж ас-Сунна» (138).].  Одним словом, они решили приблизиться к Аллаху посредством своих праведных деяний. Первый из них попросил Аллаха помочь им ради того, что он хорошо относился к своим родителям, проявлял к ним почтительность и был добр к ним настолько, что совершил такой редкий, удивительный поступок. Я не думаю, что какой-либо другой человек, конечно же, за исключением Божьих пророков, относился к своим родителям с такой же добротой.

Второй попросил Аллаха помочь им ради его целомудренного воздержания от прелюбодеяния с двоюродной сестрой, которую он любил так сильно, как только может мужчина любить женщину. Он отказался от близости с ней тогда, когда она уже была в его объятиях и отдалась ему вопреки своей воле, не устояв перед голодом и нищетой. В тот момент она напомнила ему о Всемогущем и Великом Аллахе, и он опомнился, покорился Его воле и отступил от девушки, оставив ей то имущество, которое дал ей прежде.

Третий же попросил Аллаха помочь им ради того, что он заботливо сохранил заработок работника, который ушел от него, не взяв платы за свой труд. В достоверной версии этого хадиса сообщается, что это был всего один фарак [Мера объема, равная трем саа.] риса. Он же приумножил его имущество и купил на него много овец и коров, верблюдов и рабов. И вот однажды того работника постигла сильная нужда, и он вспомнил о том скромном заработке, который он оставил у своего работодателя. Он пришел к нему и попросил его расплатиться с ним, и он отдал ему все приобретенное имущество. Работник был настолько удивлен, что решил, что он насмехается над ним. Когда же ему стало ясно, что он говорит серьезно, и что его заработок принес такой огромный доход, он увел свое имущество, ликуя от радости. Он был настолько изумлен, что ничего не оставил своему работодателю. Клянусь Аллахом, поступок этого человека был высшим проявлением доброго отношения к работникам и соблюдения их прав. А те, которые заявляют о правах рабочих и трудящихся и торгуют лживыми лозунгами о защите бедных и нуждающихся, о справедливом отношении к ним и восстановлении их прав, не делают и сотой доли того, что сделал этот человек.

Таким образом, эти трое помолились своему Господу в надежде на то, что их молитвы будут услышаны ради их праведных и благородных поступков. Они заявили о том, что совершили их только ради Всевышнего Аллаха, а не ради земных благ, мирской выгоды или богатства. Они надеялись на то, что Великий Аллах избавит их от беды и спасет их из трудного положения, и Пречистый Господь ответил на их мольбы. Он избавил их от несчастья и оправдал их ожидания, показал им удивительное чудо и почтил их очевидным караматом [Карамат – сверхъестественное явление, посредством которого Всемогущий Аллах оказывает милость Своим угодникам. – К.Э.].  Аллах отодвинул скалу постепенно, в три этапа. Каждый раз, когда один из трех людей, запертых в пещере, взывал к Аллаху, скала немного отодвигалась, пока, наконец, не отодвинулась полностью после мольбы последнего из них. Так они спаслись от явной смерти. Наш благородный Посланник, мир ему и благословение Аллаха, рассказал нам эту чудесную историю, которая произошла вдали от людских взоров и не была известна никому, кроме Пречистого и Всевышнего Аллаха, чтобы напомнить нам о достойных, образцовых поступках, совершенных некогда достойными, образцовыми последователями предыдущих посланников. Он сделал это для того, чтобы мы следовали их примеру и поступали так, как поступали их, чтобы мы извлекали полезные уроки из этих рассказов и важных назиданий. Никто не должен говорить, что эти поступки были совершены до начала пророческой миссии Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и не служат для нас основанием, потому что, согласно наиболее предпочтительному принципу мусульманского правоведения, законы предыдущих посланников не распространяются на нас. Мы считаем, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, рассказал нам эту историю, похвалив и возвеличив тех трех праведников. А это значит, что он одобрил то, что они попытались приблизиться к Аллаху, назвав один из своих праведных поступков. Более того, он не просто одобрил их поступок, но и показал, что он является разъяснением коранических аятов на эту тему на практике. В этом и заключается сходство и единство небесных законодательств, их учений и заповедей, задач и целей. В этом нет ничего удивительного, потому что все они произошли из одного источника, в особенности, если речь идет об отношениях между людьми и их Господом. Различия между этими положениями религий встречаются крайне редко и только тогда, когда этого требует мудрость Пречистого Аллаха.

 

 

  1. Приближение к Аллаху посредством мольбы праведного человека.

 

Часто случается, что мусульманин оказывается в тяжелом положении или с ним приключается большая беда, и он понимает, что сделал много упущений при выполнении своих обязанностей перед Всеблагим и Всевышним Аллахом. В таком случае он хочет воспользоваться надежным средством, которое позволит ему приблизиться к Господу, и отправляется к тому, кого он считает праведным и богобоязненным, либо к тому, кто обладает превосходными качествами и знаниями о Коране и Сунне. Он просит его помолиться за него Господу, чтобы Господь избавил его от печали и беспокойства, и это – еще один дозволенный способ приближения к Аллаху, находящий подтверждение в Коране и Сунне. Примеры такого поведения встречаются в славной Сунне и в жизнеописании благородных сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Одним из таких примеров является хадис Анаса бин Малика: «При жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, наступила сильная засуха. Однажды в пятницу, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, стоял, читая проповедь, один из бедуинов встал и сказал: «О посланник Аллаха, скотина подохла, а дети изголодались. Помолись же за нас Аллаху». Тогда он воздел руки к небу и начал молиться. К тому времени мы не видели на небе ни единого облачка, но – клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа! – не успел он опустить руки, как показались облака, подобные горам. Он еще не спустился с кафедры, а я уже видел, как капли дождя падали с его бороды. Дождь продолжался в тот день, и не прекратился на следующий день. Так продолжалось до тех пор, пока не наступила следующая пятница. Тот же бедуин или же другой снова встал и сказал: «О посланник Аллаха, дома разрушились, и имущество потопло. Помолись же за нас Аллаху». Тогда он поднял руки и сказал: «О Боже, вокруг нас, а не на нас». Затем он указал рукой на край тучи, и в этот момент она рассеялась так, что на небе образовалось большое округлое отверстие. В течение месяца по долине текли ручьи, и кто бы ни приезжал к нам со стороны, все рассказывали о сильном ливне» [Этот хадис передал аль-Бухари. Шейх аль-Албани привел его в сборнике «Мухтасар Сахих аль-Бухари» (1/224-226), собрав воедино разные версии. В одной из версий этого хадиса, в частности, говорится: «Однажды в пятницу, когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стоял, читая проповедь, через дверь, расположенную напротив кафедры, вошел мужчина. Он встал лицом к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О посланник Аллаха! Скотина подохла, и мы лишились средств существования. Помолись же Аллаху, чтобы Он ниспослал дождь». Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднял руки и сказал: «О Боже, напои нас! О Боже, напои нас! О Боже, напои нас!» Нет, клянусь Аллахом, мы не видели на небе ни единой тучи, ни единого облачка, мы не видели ничего. Между нами и Салой не было ни одного дома, и вдруг из-за нее появилась туча, подобная щиту. Достигнув середины неба, она стала распространяться, а затем полил дождь. Клянусь Аллахом, шесть дней мы не видели солнца. В следующую пятницу, когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стоял, читая проповедь, через ту же самую дверь снова вошел мужчина. Встав лицом к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: «О посланник Аллаха! Имущество погибло, и мы лишились средств существования. Помолись же Аллаху, чтобы Он прекратил проливать дождь». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднял руки и сказал: «О Боже, вокруг нас, а не на нас. О Боже, на возвышенности, на горы, на холмы, на заросли деревьев». Тут дождь прекратился, и мы вышли и пошли под солнцем». Шарик сказал: «Мы спросили Анаса, был ли это один и тот же мужчина. Он ответил: «Я не знаю»». – К.Э.]

Еще одним доказательством законности этого способа является хадис Анаса бин Малика о том, что Умар бин аль-Хаттаб, когда начиналась засуха, просил аль-Аббаса бин ‘Абд аль-Мутталиба помолиться о ниспослании дождя и говорил: «О Боже, раньше мы искали близости к Тебе посредством нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и Ты ниспосылал нам дождь. Теперь мы ищем близости к Тебе посредством дяди нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Напои же нас!» И дождь действительно полил [Этот хадис передали аль-Бухари (2/397, 7/62) и Ибн Саад в книге Табакат аль-Кубра» (4/28-29). См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» (536).].

Смысл слов Умара бин аль-Хаттаба «раньше мы искали близости к Тебе посредством нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, теперь же мы ищем близости к Тебе посредством дяди нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха» заключается в том, что при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, они искали его и просили его помолиться за них в надежде на то, что его мольба поможет им приблизиться к Аллаху. А после того, как он присоединился к высшему обществу и уже не мог помолиться за них, они отправились к его дяде аль-Аббасу и попросили его помолиться за них. Из этих слов не следует, что при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, они говорили: «О Боже, ниспошли нам дождь ради Твоего пророка», а после его смерти стали говорить: «О Боже, ниспошли нам дождь ради аль-Аббаса». Подобные молитвы являются ересью и не имеют основания в Коране и Сунне, и никто из наших праведных предшественников не поступал так. Более подробно мы поговорим об этом чуть позднее, если на то будет воля Всевышнего Аллаха.

Еще одним доказательством по этому вопросу является хадис, переданный аль-Хафизом Ибн Асакиром в «ат-Тарихе» (18/151/1) с достоверной цепочкой рассказчиков [Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани в книге «аль-Исаба» (3/634) отметил, что этот хадис передали Абу Зура ад-Димашки и Йакуб бин Суфьян в своих трудах «ат-Тарих» с достоверной цепочкой рассказчиков со слов того же Салима бин Амира.] со слов славного последователя сподвижников Салима бин Амира аль-Хабаири: «Однажды, когда наступила сильная засуха, Муавия бин Абу Суфьян решил вместе с жителями Дамаска для того, чтобы помолиться о ниспослании дождя. Усевшись на кафедру, Муавия сказал: «Где Йазид бин аль-Асвад аль-Джураши?» Его позвали, и он пошел вперед, перешагивая через людей. Муавия приказал ему подняться на кафедру, и он сел у его ног. Затем Муавия сказал: «О Боже, сегодня мы просим ходатайствовать за нас перед Тобой лучшего и самого достойного среди нас! О Боже, сегодня мы просим ходатайствовать за нас перед Тобой Йазида бин аль-Асвада аль-Джураши! Йазид, воздень руки к Аллаху». Йазид поднял руки, и люди подняли руки вслед за ним. Прошло совсем немного времени, как с запада появились тучи, подобные щиту. Подул ветер, и полил такой сильный дождь, что люди с трудом успели добраться до своих жилищ».

Ибн Асакир передал с достоверной цепочкой рассказчиков сообщение о том, что ад-Даххак бин Кейс тоже отправился вместе с людьми помолиться о ниспослании дождя и сказал Йазиду бин аль-Асваду: «О тот, кто много плачет! Вставай». В одной из версий этого предания говорится: «Он попросил всего три раза, как полил такой ливень, что люди чуть было не потопли».

Как видно, Муавия, да будет доволен им Аллах, тоже не просил Аллаха принять их молитвы ради Пророка, мир ему и благословение Аллаха. По причинам, которые мы разъяснили ранее, он обратился к праведному человеку по имени Йазид бин аль-Асвад и попросил его умолить Всевышнего Аллаха ниспослать дождь. И Всеблагой и Всевышний Господь ответил на его мольбу. Похожее событие произошло и в период правления ад-Даххака бин Кейса.

 

 

Бесполезность всех остальных способов приближения к Аллаху.

 

Из всего сказанного ясно, что узаконенные способы приближения к Аллаху, подтверждаемые текстами Корана и Сунны, а также духовной практикой наших праведных предшественников, по поводу которых среди мусульман нет никаких разногласий, сводятся к следующим:

  1. Поиск близости к Всеблагому и Всевышнему Аллаху посредством Его имен и качеств.
  2. Поиск близости к Аллаху посредством праведного поступка, совершенного самим молящимся.
  3. Поиск близости к Аллаху посредством мольбы праведного человека.

По поводу других способов приближения к Аллаху между богословами есть разногласия. Мы же считаем, что все остальные способы являются недозволенными и незаконными, потому что они не подкрепляются доводами и доказательствами. На протяжении веков мусульманские исследователи отвергали такие способы приближения к Аллаху, несмотря на то, что некоторые имамы считали дозволенными некоторые из них. В частности, имам Ахмад разрешал дозволенным просить Аллаха помочь ради Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Другие богословы, в том числе имам аш-Шаукани, разрешали просить Аллаха помочь и ради других пророков и праведников. Мы же считаем, что в этом и других вопросах нужно опираться только на ясные доводы, не повинуясь слепо тем или иным лицам. Мы отстаиваем только истину и не поддерживаем кого-либо из ученых фанатично. В вопросе поиска близости к Аллаху мы считаем, что правда на стороне тех, кто запрещает искать близости к Аллаху посредством того или иного творения. И мы считаем, что у тех, кто разрешает поступать так, нет достоверных доказательств, и требуем, чтобы они представили нам ясное доказательство из Корана и Сунны в пользу своих слов. Но разве ж они смогут найти среди священных текстов такой, который служил бы подтверждением их воззрений?! Поистине, все их доводы будут лишь сомнительными утверждениями либо предположениями, которые мы опровергнем через некоторое время.

В Священном Коране упоминается много молитв, но среди них нет ни одной мольбы, в которой Аллаха просили бы помочь ради какого-либо творения, или ради чьего-либо высокого положения, или ради того, что полагается кому-либо из творений. Давайте в качестве примера рассмотрим некоторые из этих прекрасных молитв. Великий Аллах, обучая нас тому, как мы должны взывать к Нему, сказал: «Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Извини нас, прости нас и помилуй! Ты – наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми» (аль-Бакъара, 286); «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне» (аль-Бакъара, 201); «Мы уповаем на одного Аллаха. Господь наш, не делай нас искушением для людей несправедливых! По Своей милости спаси нас от людей неверующих» (Йунус, 85-86). Говоря устами пророка Ибрахима, Всевышний Аллах сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам» (Ибрахим, 35); «Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу. Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в тот день, когда будет представлен счет» (Ибрахим, 40-41). Говоря же устами пророка Мусы, Господь сказал: «Господи! Раскрой для меня мою грудь! Облегчи мою миссию! Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь» (Та ха, 25-28). Пречистый Аллах также сказал: «Они говорят: «Господь наш! Отврати от нас мучения в Геенне, поскольку мучения там не отступают» (аль-Фуркан, 65).

Помимо этих, в Коране есть и другие замечательные молитвы. Одни из них Всевышний Аллах ниспослал для того, чтобы обучить нас им. Другие Пречистый Господь поведал нам устами некоторых из пророков, посланников, избранных рабов и святых угодников. Но совершенно ясно, что в них ничего не говорится об этой еретической форме приближения к Аллаху, о которой столько говорят и спорят фанатичные приверженцы ошибочных взглядов.

Давайте теперь обратимся к Сунне, чтобы рассмотреть молитвы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые одобрил для него Всевышний Аллах. Господь обучил его этим мольбам и поведал об их пользе и прелести. Рассмотрев их, мы увидим, что в них, как и в упомянутых ранее коранических молитвах, нет места для этой еретической формы приближения к Аллаху.

Одной из таких молитв является известная мольба, посредством которой просят Аллаха благословить какое-либо начинание. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обучал своих сподвижников читать эту молитву всякий раз, когда они намереваются совершить какое-либо дело, подобно тому, как он обучал их Корану. Вот эта молитва: «О Боже, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и Твоим могуществом, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Ты ведаешь все о сокровенном! О Боже, если знаешь Ты, что это дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, рано или поздно, то предопредели его мне, облегчи его для меня, а потом дай мне Свое благословение на это. Если же Ты знаешь, что это дело окажется вредным для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, рано или поздно, то уведи его от меня, а меня – от него, и суди мне благо, где бы оно ни было, а потом сделай так, чтобы я остался доволен им» [Хадис по этому поводу передал аль-Бухари. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» (605).].

Вот еще некоторые молитвы: «О Боже, сделай так, чтобы религия моя, которая служит мне защитой, принесла мне благо, и чтобы земной мир, в котором я живу, принес мне благо, и чтобы Будущая Жизнь, куда я вернусь, принесла мне благо. И сделай жизнь для меня увеличением всякого блага, и сделай смерть для меня отдохновением от всякого зла» [Этот хадис передал Муслим. См. «ар-Рауд ан-Надыр» (1112).];

«О Боже, посредством Твоего знания о сокровенном и Твоей способности творить продли мне жизнь, если Ты знаешь, что жизнь будет для меня благом, и лиши меня жизни, если Тебе известно, что смерть станет для меня благом…» [Этот хадис передал ан-Насаи с достоверной цепочкой рассказчиков. См. «Тахридж аль-Калим ат-Таййиб» (105).];

«О Боже, поистине, я прошу Тебя о руководстве и богобоязненности, добродетели и богатстве» [Этот хадис передал Муслим. См. «Тахридж Фикх ас-Сира» (481).];

«О Боже, сделай уделом нашим такой страх перед Тобой, посредством которого Ты отделишь нас от ослушания Тебя, такую покорность Тебе, посредством которой Ты приведешь нас к Раю Твоему…» [Этот хадис передал ат-Тирмизи, справедливо назвав его хорошим. См. полный текст хадиса в книге «Тахридж аль-Калим ат-Таййиб» (225).];

«О Боже, Господь Джибрила, Микаила, Исрафила и Мухаммада, прибегаю к Твоей защите от Ада» [Этот хадис передали аль-Хаким и ат-Табарани, и цепочка его рассказчиков является хорошей благодаря подтверждающим его свидетельствам. См. «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха» (1544).].

Похожих молитв в Сунне очень много, но среди них нет ни одной мольбы, подтверждающей законность того еретического способа приближения к Аллаху, которым пользуются те, кто не согласен с нами. И что действительно удивительно, эти люди порой отворачиваются от тех дозволенных способов приближения к Аллаху, которые мы перечислили выше. Они почти не пользуются ими в своих молитвах и не обучают им людей, несмотря на то, что они опираются на Коран, Сунну и единое мнение мусульман. А вместо этого они пользуются выдуманными молитвами и пытаются приблизиться к Аллаху разными еретическими способами, которых нет в шариате Всемогущего и Великого Аллаха. Так не поступал Божий избранник, мир ему и благословение Аллаха, и об этом ничего не рассказывали наши праведные предшественники, представлявшие три лучших поколения мусульман [Речь идет о сподвижниках, их последователях и последователях их последователей. Из достоверных хадисов известно, что эти три поколения мусульман являются самыми лучшими. – К.Э.]. В лучшем случае их молитвы можно назвать сомнительными. И как же уместно здесь вспомнить слова Всеблагого и Всевышнего Аллаха: «Неужели вы просите заменить лучшее тем, что хуже?» (аль-Бакъара, 61).

Очевидно, это – одно из практических доказательств правдивости слов славного последователя сподвижников Хассана бин Атиййи аль-Мухариби, сказавшего: «Если люди вносят в свою религию какую-либо ересь, то Аллах непременно лишает их равноценной сунны, после чего они уже не смогут вернуться к ней вплоть до Дня воскресения» [Этот хадис передал ад-Дарими (1/45) с достоверной цепочкой рассказчиков.].

Следует отметить, что не только мы отвергаем эти еретические формы приближения к Аллаху. До нас их отвергали крупные мусульманские ученые и богословы, и эти взгляды нашли отражение в некоторых религиозных толках, имеющих много последователей. Одним из таких толков является школа имама Абу Ханифы, да смилостивится над ним Аллах. В книге «ад-Дурр аль-Мухтар» (2/630), которая является одним из наиболее известных трудов представителей ханифитской школы, говорится буквально следующее: «Передают, что Абу Ханифа сказал: «Взывать к Аллаху следует только посредством Него Самого. О молитвах, которые нам дозволено и велено читать, говорится в словах Всевышнего: «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их…».

Похожее высказывание приводится в книге «аль-Фатава аль-Хиндийя» (5/280).

Аль-Кудури [Его звали Абу аль-Хасан Ахмад бин Мухаммад бин Джафар бин Хамдан аль-Кудури (362-428 гг.х.). Он был известным законоведом, учителем аль-Хатиба аль-Багдади.]  в своем большом труде по богословию «Шарх аль-Карахи», в главе о нежелательных поступках, писал: «Бишр бин аль-Валид рассказывал со слов Абу Йусуфа, что Абу Ханифа сказал: «Взывать к Аллаху следует только посредством Него Самого. Мне не нравится, когда говорят: «ради места величия на Твоем Троне» или «ради того, что полагается Твоим творениям»». Это мнение разделял и Абу Йусуф. Он сказал: «Место величия на Троне – это Аллах, и я не считаю такую молитву нежелательной. Но мне не нравится, когда говорят: «ради того, что полагается такому-то», «ради того, что полагается Твоим пророкам и посланникам», «ради того, что полагается Твоему Заповедному Дому и Заповедному Месту»». Аль-Кадури сказал: «Просить Аллаха ради Его творений нельзя, потому что Творец ничем не обязан Своим творениям». Об этом сообщил шейх-уль-ислам [Речь идет о выдающемся мусульманском ученом Ахмаде бин ‘Абд аль-Халиме Ибн Теймийе.] в книге «аль-Каида аль-Джалила».

Аз-Зубейди в книге «Шарх аль-Ихья» (2/285) сказал: «Абу Ханифа и его соратники запрещали просить Аллаха ради того, что полагается кому-то, или ради того, что полагается Его пророкам и посланникам, Заповедному Дому или Заповедному Месту, потому что Аллах ничем никому не обязан. Абу Ханифа и Мухаммад также запрещали говорить во время мольбы: «О Боже, прошу Тебя ради места величия на Твоем Троне». Абу Йусуф же разрешил поступать так, когда до него дошло предание по этому поводу» [Я привел несколько цитат по этому вопросу, потому что многие фанатичные последователи ханифитского толка и некоторые другие отрицают то, что эти слова принадлежат Абу Ханифе, да смилостивится над ним Аллах. Но если такие достоверные предания от его имени были бы недостоверными, то в трудах по законоведению не было бы ни одного достоверного предания, содержащего его слова. Это хорошо ясно каждому законоведу, разбирающемуся в преданиях ханифитских имамов, которые приводятся в трудах этого толка.

Удивительно, что некоторые из них, когда сталкиваются с этим высказыванием имама Абу Ханифы, открыто заявляют, что они не опираются на его мнение, потому что оно противоречит хадису. Они полагают, что есть достоверные хадисы о законности обращения к Аллаху с просьбами ради кого-либо. К таковым они относят хадис о людях в пещере и хадис Бурейды, которые мы обсудили выше. Они неправильно истолковывают эти предания и отказываются от следования путем Абу Ханифы, хотя всем хорошо известно, что они фанатично подражают ему и отворачиваются от любого недвусмысленного достоверного хадиса, если тот не совпадает с мнением Абу Ханифы. Почему же они возвращаются к нашим принципам, когда лишаются возможности опровергнуть наши слова, опираясь на их собственные убеждения? Противоречие ли это в их взглядах или же явная небрежность? Или же они произносят своими устами то, чего нет в их сердцах, пытаясь отвергнуть истину, сказанную основоположником их школы, поскольку эта истина совпадает с нашими убеждениями о необходимости отказаться от просьб ради какого-либо творения и пытаться приблизиться к Всевышнему Аллаху только посредством Него Самого и Его качеств?

Хотелось бы мне знать, готовы ли они поступать согласно достоверным хадисам во всех вопросах мусульманского права, чтобы мы могли потребовать от них признать десятки и даже сотни достоверных хадисов, от которых они отказались ради своего толка. Согласятся ли они на это, последовав нашим путем? Или же они станут руководствоваться хадисами, отказываясь от своего толка, когда это совпадает с их желаниями и устремлениями, и придерживаться своего толка, противясь хадисам, когда эти предания не совпадают с их желаниями и целями?!

Я должен сказать, что оправдывать их взгляды хадисом Бурейды и рассказом о людях в пещере неправильно, потому что они ясно указывают лишь на законность поиска близости к Аллаху посредством праведных поступков. В первом хадисе это – свидетельство единобожия, а во втором – почтительное отношение к родителям, целомудренное воздержание от греха и доброе отношение к работнику. Все это мы уже говорили. И мы не относимся к тем, кто фанатично руководствуется вышеупомянутыми словами Абу Ханифы, которые на первый взгляд отрицают законность поиска близости к Аллаху таким способом. Мы не обязаны придерживаться таких же взглядов, если они не совпадают с хадисом, потому что мы считаем, что хадис стоит выше слов имама. В этом и состоит суть разногласий между нами и между теми, кто слепо подражает этому ученому, если верить их словам. О том же, что они скрывают, лучше известно Аллаху. Они называют свой способ приближения к Аллаху «обращением к Нему с просьбами ради другого», и благоразумным людям хорошо понятно, что это – всего лишь тщетная попытка скрыть одно из их заблуждений.].

 

Хочу отметить, что предание, на которое сослался имам, является лживым и недостоверным. Ибн аль-Джаузи передал его в сборнике выдуманных хадисов «Аль-Маудуат», сказав: «Вне всякого сомнения, этот хадис выдуманный». С ним согласился и аль-Хафиз аз-Зейлаи в книге «Насб ар-Райа» (с. 273). Поэтому опираться на это предание нельзя.

Кое-кто может сказать, что в этом выдуманном предании нет необходимости, потому что просить Аллаха ради места величия на Его Троне означает просить Его ради божественных качеств, а законность этого способа приближения к Всемогущему и Великому Господу подтверждается другими доводами. По этому поводу Ибн аль-Асир сказал: «Просить Аллаха ради места величия на Его Троне значит просить ради качеств, благодаря которым Трон удостоен величия, или ради величественных мест на Троне. В сущности, это означает просить Аллаха ради величия Его Трона, и соратники Абу Ханифы запрещали взывать к Аллаху такими словами».

Согласно первому толкованию, под местами величия подразумеваются качества, благодаря которым Трон удостоен величия. В этом случае молящийся просит Всевышнего Аллаха ради Его качеств. И поступать так разрешается. Согласно второму толкованию, под ними подразумеваются места величия на Троне, и просить Аллаха ради них означает искать близости к Нему посредством творения, что непозволительно. В любом случае, этот хадис не следует долго обсуждать и комментировать, потому что он не является достоверным, и мы ограничимся тем, что уже сказали.

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Таввасуль.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.