Ибн Раджаб аль-Ханбали (736-795 г.): Смысл ‘акыды Таухида (Единобожия)

Ибн Раджаб аль-Ханбали (736-795 г.): Смысл ‘акыды Таухида (Единобожия)

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Ибн Раджаб аль-Ханбали (736-795 г.): Смысл ‘акыды Таухида (Единобожия)

Смысл Единобожия

Сказал Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали под заголовком: «Смысл ‘акыды Таухида (Единобожия)»:

فمن علم أنَّه لا ينفعُ ولا يضرُّ ، ولا يُعطي ولا يمنعُ غيرُ الله ، أوجبَ له ذلك إفراده بالخوف والرجاء والمحبة والسؤال والتضرُّع والدعاء ، وتقديم طاعته على طاعةِ الخلق جميعاً ، وأنْ يتّقي سخطه ، ولو كان فيه سخطُ الخلق جميعاً ، وإفراده بالاستعانة به ، والسؤال له ، وإخلاص الدعاء له في حال الشدَّة وحال الرَّخاء ، بخلاف ما كان المشركون عليه من إخلاص الدعاء له عندَ الشدائد ، ونسيانه في الرخاء ، ودعاء من يرجون نفعَه مِنْ دُونِه ، قال الله — عز وجل — :
{ قُلْ أَفَرَأَيْتُمْ مَا تَدْعُونَ مِنْ دُونِ اللهِ إِنْ أَرَادَنِيَ اللهُ بِضُرٍّ هَلْ هُنَّ كَاشِفَاتُ ضُرِّهِ أَوْ أَرَادَنِي بِرَحْمَةٍ هَلْ هُنَّ مُمْسِكَاتُ رَحْمَتِهِ قُلْ حَسْبِيَ اللهُ عَلَيْهِ يَتَوَكَّلُ الْمُتَوَكِّلُونَ }

«И тот, кто познал, что воистину, никто не приносит пользы, и не вредит, и не дает, и не удерживает, помимо Аллаха, обязательно возложено на него уединение Его в страхе, и надежде, и любви, и просьбе, и в унижении, и в дуа, и ставить подчинение Ему над подчинением всем творениям вместе взятым, и бояться Его Гнева, даже если в этом — гнев всех творений вместе взятых, и уединить Его в просьбой помощи только у Него, и в просьбе к Нему, и в уединить его в дуа, как в тяжелейших, так и в легких ситуациях, в отличие от того, на чем были мушрики, когда они уединяли Его в дуа к Нему в тяжелых ситуациях, и забывали его в периоды легкости, и делали дуа к тем помимо Него, от кого они надеялись получить пользу, и сказал Аллах, Благороден Он и Велик: “Скажи: «Видели ли вы тех, к кому вы взываете помимо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?». Скажи: «Довольно мне Аллаха. На Него одного уповают уповающие»” («аз-Зумар», 38)…». (Конец цитаты)

(См. «Джами ‘улюм уаль-Хикам», 578)

Истигаса к кому-либо помимо Аллаха

Приводит Ибн Раджаб в своей книге «Джами «улюм уаль-Хикаам» хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха, где сказал он Ибн ‘Аббасу, да будет доволен Аллах им и его отцом: «Если просишь, то проси у Аллаха, и если обращаешься за помощью, то обращайся к Аллаху. И знай, что если соберется народ чтобы принести тебе в чем то пользу, то не помогут тебе ни в чем, кроме того, что предписал Аллах для тебя. И если соберутся, чтобы навредить тебе, то не навредят тебе ни в чем, кроме того, что предписал Аллах для тебя. Перья уже подняты, и высохли страницы». (Ахмад 1/293, Ат-Тирмизи 2516, достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих аль-Джами ат-Тирмизи», 2043)

Ибн Раджаб аль-Ханбали говорит комментируя этот хадис:

«اعْلَمْ أَنَّ سُؤَالَ اللَّهِ تَعَالَى دُونَ خَلْقِهِ هُوَ الْمُتَعَيَّنُ، لِأَنَّ السُّؤَالَ فِيهِ إِظْهَارُ الذُّلِّ مِنَ السَّائِلِ وَالْمَسْكَنَةِ وَالْحَاجَةِ وَالِافْتِقَارِ، وَفِيهِ الِاعْتِرَافُ بِقُدْرَةِ الْمَسْئُولِ عَلَى دَفْعِ هَذَا الضَّرَرِ، وَنَيْلِ الْمَطْلُوبِ، وَجَلْبِ الْمَنَافِعِ، وَدَرْءِ الْمَضَارِّ، وَلَا يَصْلُحُ الذُّلُّ وَالِافْتِقَارُ إِلَّا لِلَّهِ وَحْدَهُ، لِأَنَّهُ حَقِيقَةُ الْعِبَادَةِ،

«Знай, что просят у Аллаха, помимо его творений и это необходимо в испрашивании проявляется унижение для просящего, его слабость, нужда, зависимость. В этом также признание способности того, у кого просят, удовлетворить эту нужду, дать просимое, принести пользу и уберечь от вреда. И не будут правильными униженность и зависимость ни перед кем, кроме как перед Аллахом, так как Он единственный достоин поклонения».

(См. «Джами ‘улюм уаль-Хикам», 1/571)

Имам Ибн Раджаб далее приводит, как делал дуа Имам Ахмад говоря:

«اللهم كما صنت وجهي عن السجود لغيرك فصنه عن المسألة لغيرك, ولا يقدر على كشف الضر وجلب النفع سواه»

«О Аллах, как ты защитил мой лик от земного поклона кому либо, помимо Тебя, защити меня и от испрашивания у кого либо, кроме Тебя!».

(См. «Джами ‘улюм уаль-Хикам», 1/571-572)

Сканированные копии:

 

Смысл свидетельства «Ля иляха илля-Ллах»

Сказал Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали в своей книге «Калиматуль-Ихляс уа тахкыку Ма’ана»:

وتحقيق هذا المعنى وإيضاحه أن قول العبد لا إله إلا الله يقتضي أن لا إله له غير الله وإلآله هو الذي يطاع فلا يعصى هيبة له وإجلالا ومحبة وخوفا ورجاء وتوكلا عليه وسؤالا منه ودعاء له ولا يصلح ذلك كله
إلا لله

«Прояснение и утверждения этого смысла заключается в том, что слова раба «Ля илаха илла-Ллах» делают обязательным смысл, что нет у него иного бога, кроме Аллаха, а Бог — это Тот, кому проявляется подчинение и кого не ослушаются, из-за благовенного страха, возвеличивая Его, проявляя к Нему любовь, страх, надежду, уповая на Него, прося Его и делая Ему дуа — все это не пригодно, кроме как по отношению к Аллаху».

(См. «Калиматуль-Ихляс уа тахкыку Ма’ана», стр. 23)

Ссылка на книгу: http://islamport.com/w/akh/Web/2837/18.htm

Табаррук от праведников

Ибн Раджаб говорит в своей книге “аль-Хикам аль-джадира” :

«وكذلك التبرك بالآثار, فإنما كان يفعله الصحابة مع النبي — صلى الله عليه وسلم — ولم يكونوا يفعلونه مع بعضهم .. ولا يفعله التابعون مع الصحابة, مع علو قدرهم فدل على أن هذا لا يفعل إلا مع النبي — صلى الله عليه وسلم — مثل التبرك بوضوئه, وفضلاته, وشعره, وشرب فضل شرابه وطعامه.

وفي الجملة فهذه الأشياء فتنة للمعظم وللمعظم لما يخشى عليه من الغلو المدخل في البدعة, وربما يترقى إلى نوع من الشرك. كل هذا إنما جاء من التشبه بأهل الكتاب والمشركين الذي نهيت عنه هذه الأمة.
وفي الحديث الذي في السنن: «ان من إجلال الله إكرام ذي الشيبة المسلم, والسلطان المقسط, وحامل القرآن غير الغالي فيه والجافي عنه». فالغلو من صفات النصارى, والجفاء من صفات اليهود, والقصد هو المأمور به.
وقد كان السلف الصالح ينهون عن تعظيمهم غاية النهي كأنس الثوري وأحمد. وكان أحمد يقول: من أنا حتى تجيئون إلى? اذهبوا اكتبوا الحديث, وكان إذا سئل عن شيء, يقول: سلوا العلماء. وإذا سئل عن شيء من الورع يقول: أنا لا يحل لي أن أتكلم في الورع, لو كان بشر حيا تكلم في هذا.
وسئل مرة عن الإخلاص فقال: اذهب إلى الزهاد, إي شيء نحن تجيء إلينا? وجاء إليه رجل فمسح يده ثيابه ومسح بهما وجهه, فغضب الإمام أحمد وأنكر ذلك أشد الإنكار وقال: عمن أخذتم هذا الأمر

Ибн Раджаб аль-Ханбали, да смилуется над ним Аллах, сказал в своей книге «аль-Хикам аль-Джарира»:

«И таким же образом, “табаррук” от следов (вещей, мест), сахабы делали это только от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не длали это друг от друга. Табиины же не делали это от сахабов, в то время, как их положение было величайшим перед ними. И это показывает, что не нужно (нельзя) его делать, [и] это может перейти в Ширк. Все это является уподоблением людям Писания и мушрикам (многобожникам), о чего предостерегала Умма… Пришел человек к нему (Имаму Ахмаду) и протер своими руками его одежду и [затем] протер лицо, разозлился Имам Ахмад и порицал это большим порицанием, и сказал: “От кого ты это взял?”».

(См. «الحكم الجديرة بالإذاعة», стр. 46-47)

Сканированная копия:

Хвала Аллаху, Господу миров!

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Ибн Раджаб Аль Ханбали, Таухид (Единобожие)., Ученые о ширке.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.