Определению слова «Тагут».

Определению слова «Тагут».

`Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Тагут — это Шайтан».

Джабир же ска зал: «Тагуты — это предсказатели, в которых вселился Шайтан». Это передал ибн абу Хатим.

Аль-Джаухари сказал: «Тагут — гадатель, Шайтан и любой из предводителей заблуждения» (Мухтар ас-сыхах», 265).

Ибн Манзур сказал: «Тагут — это все, чему поклоняются помимо Всевышнего Аллаха и каждый из предводителей заблуждения есть тагут» (Лисан аль-араб, 7/444).

Аль-Файрузабади сказал: «Тагут — это аль-Лят, аль-`Узза, прорицатель, шайтан и всякий предводитель заблуждения, и идолы, и все, чему поклоняются помимо Аллаха, и злодеи из числа людей Писания».

Аль-Къуртуби сказал:

«… «Мы направили к каждой общине посланника, чтобы они поклонялись Аллаху и отдалялись от тагута» — то есть оставили всякий объект поклонения помимо Аллаха вроде Шайтана, прорицателя, идола и каждого, кто призывает к заблуждению» (Ахкам аль-Къуран, 10/103).

Мукатиль сказал: «Тагут — это Ка`б ибн аль-Ашраф и Хуйайй ибн Ахтаб, а также остальные предводители заблуждения» (Ат-тафсир, 1/446).

Са`ид ибн Джубайр и абу аль-`Алийа сказали: «Джибт — колдун, а тагут — прорицатель (гадатель)».

Аль-Алюси сказал: «Тагутом называют все ложное из числа объектов поклонения и не только» (Рух аль-ма`ани, 5/55).

Ибн аль-Джаузи сказал: «Тагут — это существительное, образованное от слова «тугъйан», которое означает превышение предела и переход границ» (Задуль-масир фи `ильм ат-Тафсир, 2/125). Нечто подобное сказал и имам аш-Шаукани в своем тафсире «Фатх аль-Къадир», 3/161. Также сказал:

«Ибн Кутайба сказал: «Все, чему поклоняются, будь то камень, изображение или Шайтан, — это джибт и тагут». Такого же мнения придерживались аз-Заджжадж и знатоки арабского языка». Также сказал:

«Тагутом является нечто выходящее за свои границы перед Аллахом, что-то, чему служат, повинуется или следуют против закона Аллаха. Тагутом также является тот, кто правит и судит не по тому, что ниспослал Аллах, и не руководствуется Сунной. Или кто-то, кому поклоняются помимо Аллаха или наряду с ним».

Малик сказал:

«Тагут — это все, чему поклоняются помимо Аллаха». Он так же сказал: «Джибт и тагут — два названия всего, что возвеличивают помимо Аллаха посредством поклонения, покорности и смирения перед ним, будь то камень, человек или Шайтан» (Ма`ани аль-Къуран, 5/132). Также сказал:

«Тагут — это что-либо или кто-либо, чему или кому поклоняются, кроме Аллаха. И это общее определение, которое включает в себя много вещей, которым поклоняются типа идолов, могил, камней, деревьев и других таких же неодушевленных объектов. Это определение также относится к шайтану, ведьмам, предсказатели, утверждающие, что они имеют знания о скрытом, те, кто рад, что люди поклоняются им и те, кто притязает на право издавать законы вместо или наряду с Аллахом. Все они являются тавагит (множественное число от слово тагут), от которых каждый мусульманин должен дистанцироваться, как и от тех, кто поклоняется им». Также сказал: «Тагут — это все, что обожествили и чему поклоняются помимо Аллаха. Также тагутом является человек, который судит не на основании ниспосланного Аллахом, считая это дозволенным или считая, что есть закон лучше, чем шариат» (Ма`на ат-тагут, 9/24, шейх Мухаммад ибн `АбдульВаххаб).

Муджахид сказал: «Тагут — шайтан в облике человека, к которому обращаются за судом, и он судит в их деле не тем, что ниспослал Аллах».

Ибн Джарир сказал: «Самое правильное из всех мнений о тагуте, на мой взгляд, что это каждый из тех, кто преступает границы Аллаха и кому поклоняются помимо Аллаха либо по принуждению, либо посредством подчинения ему со стороны поклоняющегося ему. Этот объект поклонения может быть как человеком, так и Шайтаном, идолом, каменным истуканом или кем-то или чем-то иным» (Ат-Табари, «Джами` аль-Баян фи тавил аль-Къуран, 3/19).

Ас-Са`ляби сказал:

«Относительно значения слова «тагут» существуют разные мнения. `Умар ибн аль-Хаттаб и другие сказали: «Это Шайтан». Говорят также, что это колдун. Еще одна версия: это прорицатель. Еще одна версия: это идолы. А некоторые ученые сказали: все, чему поклоняются помимо Аллаха — это тагут. Этим словом правильно называть всех тех, кому поклоняются помимо Аллаха, и он одобряет это, как, например, Фараон и Нимрод. Что же касается тех, кто не одобряет то, что ему поклоняются, и не желает этого, то они — тагуты только по отношению к тем, кто поклоняется им» (Джами` аль-Баян фи тавил аль-Къуран, 1/203).

Аль-Асхафани сказал: «Тагут — это каждый, кто преступает границы Аллаха, и каждый, кому поклоняются помимо Всевышнего Аллаха. Поэтому так называют колдуна, прорицателя, восстающих против Всевышнего из числа джиннов, а также всякого, кто отвращает людей от пути блага» (Муфрадат аль-Къуран).

Он также сказал: «Тагут — форма «фа`алют» от слова «тугъйан»… А «тугъйан» — это превышение предела и преступание границ, то есть несправедливость и притеснение» (Маджму` аль-фатава, 28/200–201).

Ан-Наххас сказал: «Джибт и тагут по мнению знатоков языка — это все, чему поклоняются помимо Аллаха или же подчиняются так, что это подчинение становится ослушанием Аллаха, или же проявляют смирение перед ним» (Ма`ани аль-Къуран, 2/111). Он также сказал:

«Тагутов множество, но явных — пять. Это Шайтан, принимающий несправедливые решения, берущий взятки, тот, кому поклоняются с его согласия и одобрения, и тот, кто действует без знания» (Ад-Дурар ас-Сания, 1/137).

Имам ат-Табари сказал: «`Умар ибн аль-Хаттаб, Муджахид, Ша`би, ад-Даххак, Къатада, ас-Судди и другие говорят, что тагут — это шайтан. `Абуль-Алийя и Мухаммад говорят, что это колдун. Са`ид ибн Джубаир, ибн Джурайдж и Джабир ибн `Абдуллах сказали, что это прорицатель и гадатель. Самое верное и обобщенное значение слова тагуут следующее: «Тот, кому поклоняются кроме Аллаха, а он при этом не отвергает это от себя или же сам заставляет других поклоняться себе, тем самым, преступая границы, установленные для него Аллахом». Это может быть человек, шайтан, идол или любое другое существо. Тогда смысл аята будет следующим: «Кто отвергнет господство тех, кому поклоняются кроме Аллаха, и признает своим божеством, господом и объектом поклонения только Аллаха, тот ухватится за прочную рукоять, с помощью которой он сможет спастись от адского огня». «Аллах — Слышащий» — то есть Аллах слышит заявление того, кто скажет, что он уверовал в Аллаха и отверг всех тагутов, удалился от всех, кому поклоняются кроме Аллаха. «Знающий» — Аллах знает, насколько искренен человек, когда говорит эти слова. Аллах знает, что творится в сердцах до мельчайших подробностей. От него ничто не может скрыться, и в Судный День он будет привлекать к ответственности за то, что было скрыто в сердце и, соответственно итогу, будет награждать или наказывать» (Тафсир ат-Табари)

Шейхуль-Ислям ибн Теймия сказал: «Поэтому тот, к кому обращаются за решением, который решает не книгой Аллаха, есть тагут». Также он говорит: «Тот, кто будет решать или обратится за решением не к тому, с чем пришел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, то это решение тагута и обращение к нему». Также он сказал: «Тагут — это название, в которое входит шайтан, идол, предсказатели, дирхам, динар и прочее» (Маджму`уль-фатауа, 16/565-566).

Ибн Касир сказал: «Тагутом является то, чему поклоняются или тот, кому поклоняются помимо Аллаха, то есть это может быть шайтан, джины, идолы, камни, солнце, звезды, ангелы, люди — те, кому ложно поклоняются и обожествляют. Такие как суфийские устазы, праведники, живые или мертвые, правители, лидеры, которым ложно поклоняются и за которыми слепо следуют. Также тагут означает «ложный судья», который выносит ложные решения, то есть, не основываясь при этом на Коране и Сунне».

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Тагут и его виды.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.