ПОСРЕДНИЧЕСТВО (ат-тавасуль) Шейх уль-Ислам ибн Таймийа.

ПОСРЕДНИЧЕСТВО (ат-тавасуль) Шейх уль-Ислам ибн Таймийа.

Определениеат-тавассуля.

Арабское слово»ат-тавассуль» происходит от слова «аль-василя» (с буквой «син»), что значит «средство,способ». Слова «аль-василя»и «ат-тавассуль» с буквой«син», а также слова «аль-василя»и «ат-тавассуль» с буквой«сад» очень похожи друг на друга по смыслу, так как буквы «син» и «сад» варабском языке взаимозаменяемы. То есть буква «син» может занимать место буквы«сад» и наоборот. Поэтому слово «ас-Сират»(стезя, путь) в суре «аль-Фатиха», можно читать как через букву«син», так и через букву «сад». Оба варианта чтения являются правильными.

Такова характеристика понятия«ат-тавассуль» в языковом аспекте. Что же касается исламской терминологии, тоздесь ат-тавассуль в широком смысле понимается как поклонение, с помощьюкоторого человек приближается к благосклонности Аллаха и Его раю. Из этогоследует, что все виды поклонения Всевышнему являются средством спасения души отОгня и служат причиной входа в рай.

Аллах говорит в Коране: «Те,к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу,пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений отНего. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться» (17:57).

Если ты, к примеру, постился вмесяце Рамадан, то об этом твоем посте можно сказать, что он служит способомприближения к Аллаху и достижения Его благосклонности. Точно так же этимспособом может быть и твоя молитва в месяце Рамадан, и твое поклонениеВсевышнему в ночь Предопределения. Но надо заметить, что твой пост и твоямолитва непременно должны сочетаться с верой и искренностью.

Итак, всякое праведное дело-средство приближения к Аллаху. Конечная же цель этих деяний четко обозначена в словах Всевышнего: «Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех» (3:185).

ПоэтомуПророк, да благословит его Аллах и приветствует, очень часто обращался кАллаху с просьбой защитить его от Огня. В хадисе сказано: «Горе обитателям Огня» (хадис передали Абу Дауд, Ибн Маджа, имам Ахмад).

Ат-тавассуль бывает двух видов.

Первый вид: дозволенный ат-тавассуль.

Второй вид: запрещенный ат-тавассуль.

Ат-тавассуль вмольбе (ду’а) к Аллаху

Ат-тавассуль в мольбе — это использование человеком в своей мольбе к Аллаху того, что явится причиной удовлетворения Аллахом его просьбы. При этом необходимо иметь доказательство того, что те или иные слова или дела, используемые для приближения к Господу, действительно являются дозволенными. Узнать одозволенности или недозволенности того или иного средства приближения к Аллаху можно только из Шариата. Поэтому тот, кто использует в ат-тавассуле слова или дела, не обоснованные Шариатом, считается лжецом, рассуждающим о религии, не имея при этом достаточных знаний. На каком основании такой человек решает,что избранное им средство приближения к Аллаху угодно Аллаху и явится причиной удовлетворения его просьбы? Ведь просьба к Аллаху, мольба — это поклонение, а все виды поклонения устанавливаются не иначе, как Шариатом.
Всевышний Аллах выразил Свое недовольствовсяким, кто следует предписаниям, не установленным Им. Всевышний счел это ширком, сказав: «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то,чего не дозволил Аллах?» (42:21).

Аллах сказал также: «Онипризнали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям» (9:31).

Как уже было сказано, ат-тавассуль(достижение расположения Аллаха) делится на две разновидности: дозволенныйат-тавассуль и запрещенный ат-тавассуль.

Дозволенный вид ат-тавассуля, вкотором средство приближения к Аллаху почерпнуто из Шариата, в свою очередь,делится на несколько видов:

Первый вид: приближение к Аллаху посредством упоминания в мольбе Его имен.

Второй вид: приближение к Аллаху посредством упоминания в мольбе Его атрибутов.

Третий вид: приближение к Аллаху посредствомупоминания Его действий.

Четвертый вид: приближение к Аллаху посредством упоминания в мольбе о вере в Него.

Пятый вид: приближение к Аллаху посредством выражения взывающим своего состояния.

Шестой вид: попытка добиться расположения Аллаха посредством мольбы праведного человека.

Седьмой вид: приближение к Аллаху посредством упоминания в мольбе своих праведных дел.
Запрещенныйат-тавассуль делится на два вида.

Первый из них тот, в котором средством приближенияк Аллаху избирается то, что не упомянуто в Шариате.

Второй вид: — это ат-тавассуль язычников, заключающийся в использовании ими своих идолов в качестве средстваприближения к Аллаху, а также ат-тавассуль невежд, которые пытаютсяприблизиться к Аллаху через своих покровителей (авлия).

В следующих двух темах, мы, спомощью Аллаха, подробно разберем все упомянутые виды достижения расположенияАллаха, приводя доказательства на каждый из них.
Дозволенныйат-тавассуль

Как мы уже говорили, дозволенныйат-тавассуль — это достижение просящим расположения Аллаха узаконеннымиШариатом способами. Он делится на семь видов.

ПЕРВЫЙ ВИД: приближение кВсевышнему посредством упоминания Его имен. Происходит это двумя способами.

1. Упоминание имен Аллаха в общем.В виде примера приведем достоверный хадис, который передал в своем сборникеимам Ахмад от Абдуллы ибн Мас’уда. В нем приводится мольба, произносимая при тревожном состоянии души или в часы грусти. «О, Аллах, поистине, я Твой раб,сын Твоего раба и Твоей рабыни. Мой чуб в Твоей длани. Решения Твои неизбежныдля меня, а предопределение Твое в отношении меня справедливо. Заклинаю Тебя каждым Твоим именем, которым Ты назвал себя, или обучил ему кого-нибудь из Твоих созданий, или ниспослал его в Своей книге, или сокрыл его ото всех в Твоем сокровенном знании, сделать Коран светом моей груди и причиной уходамоей грусти и исчезновения моего беспокойства».

Указанием на упоминание в мольбеимен Аллаха в целом служат в данном хадисе слова «заклинаю Тебя каждым твоим именем».

Доказательством дозволенноститакого ат-тавассуля являются слова Аллаха, приведенные в суре «аль-А’раф»(«Преграды»): «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их»(7:180).

2. Упоминание конкретных имен Всевышнего. Например, обращающийся с мольбой говорит: «О Прощающий (Аль-Гъафур), прости мне! О Милосердный (Ар-Рахман), осени меня Своей милостью! О Аллах, поистине Ты Прощающий, Милостивый(Аль-Гъафуру-р-Рахим), прости мения и помилуй!».

Следует заметить, что имя,упоминаемое в мольбе, должно соответствовать смыслу просьбы. Так, если человек обращается к Господу с просьбой об улучшении материального благосостояния, то упоминает в мольбе такое имя Аллаха, как «Податель» (Ар-Раззакъ), при просьбе опрощении он называет Аллаха «Прощающим» (Аль-Гафур), при просьбе о милости обращается к Нему по имени «Милостивый» (Ар-Рахман) и так далее. Если же человек, обращаясь к Аллаху, скажет: «О Властитель тяжкого наказания! Смилуйся надо мной», то это будет неуместно. Да и как можно просить Аллаха о милости,упоминая при этом имя, указывающее на Его кару!?
Другим примером такого вида ат-тавассуля(ПОСРЕДНИЧЕСТВО) является мольба, которой

Пророк, да благословит его Аллах иприветствует, научил Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, когда тот попросил обучить его молитве, с которой он мог бы обращаться к Аллаху в намазе. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(О АбуБакр!) Говори: «О Аллах, поистине я был несправедлив к себе. И не прощает грехи ни кто,кроме Тебя. Прости мне прощением, исходящим от Тебя, и смилуйся надо мной,поистине, Ты — Прощающий, Милостивый!» (хадис привели Аль-Бухарии Муслим).

В данном случае упоминание имен«Прощающий» и «Милостивый» полностью соответствуют смыслу просьбы, коим является прощение Аллаха и Его милость.

Данный подвид ат-тавассуля(ПОСРЕДНИЧЕСТВО), как и предыдущий, входит в смысл слов Всевышнего: «У Аллаха – самые прекрасныеимена. Посему взывайте к Нему посредством их» (7:180). Мольба (ду’а)в этом аяте подразумевает как мольбу-просьбу, так и мольбу-поклонение.

ВТОРОЙ ВИД: приближение к Всевышнемупосредством упоминания Его атрибутов.

Этот вид, как и первый, делится на два подвида:

1.Приближение к Аллаху путем упоминания Его атрибутов в общем. Так, человек может, к примеру, говорить: «ОАллах, заклинаю Тебя Твоими прекраснейшими именами и Твоими высочайшимиатрибутами…», упоминая после этого предмет своей просьбы.

2.Приближение к Господу путем упоминания какого-либо конкретного Божественного атрибута.

Пример этому — слова ПосланникаАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, «Прибегаю к величию Аллахаи Его силе от зла, которое чувствую и опасаюсь». Здесь мы видимприближение к Всевышнему посредством упоминания такого Его атрибута, как величие (аль-‘изза).

В другом хадисе приведенаследующая мольба: «О Аллах, прошу Тебя Твоим знанием сокровенного и Твоей мощью всозидании (вещей), оставь меня в живых, если жизнь лучше для меня, чем смерть,и умертви меня, если смерть для меня лучше, чем жизнь».

В этом хадис ат-тавассуль(ПОСРЕДНИЧЕСТВО) происходит путем упоминания двух конкретных атрибутов Всевышнего — Знания и Мощи, что полностью сообразуется со смыслом просьбы.
ТРЕТИЙ ВИД: приближение к Аллахупосредством упоминания Его деяний. Выглядит это следующим образом:человек просит Аллаха о чем-то, упоминая о том, что Он уже даровал подобное другому.

Примером подобного ат-тавассуля(ПОСРЕДНИЧЕСТВО) служит мольба о благословении Посланника Аллаха, где сказано: «ОАллах, благослови Мухаммада и его семью, как Ты благословил Ибрахима и егосемью» (хадис с этой мольбой передан Аль-Бухари).

Благословение Аллахом Ибрахима и его семьи является деянием Всевышнего, поэтому, прося у Аллаха благословения для Мухаммада и его семьи, просящий упоминает о ниспослании Аллахом подобногоблагословения Ибрахиму и его семье.

Сравнительная частица»кя» (как) в этой мольбе употреблена для выражения мотивации, а недля сравнения, как это бывает обычно. Такое ее употребление встречается в арабском языке. Известный филолог Ибн Малик в своей поэме «Аль-Альфийя» пишет:«Частицей «кя» сравнивают и ею же мотивируют, а также используют для подтверждения смысла».
«О Аллах,благослови Мухаммада и его семью, как Ты благословил…». Слова «как Ты благословил» означают здесь «потому что Ты благословил».

То есть смысл данной мольбы – «О Аллах, добиваюсь Твоей благосклонности, упоминая о Твоей милости,которую Ты оказал Своему рабу и другу Ибрахиму, благословив его, и прошу Тебяблагословить Твоего друга Мухаммада и его семью».

Примером употребления частицы «кя»с целью мотивации служат слова Всевышнего в 198 аяте суры «Аль-Бакара». Господь говорит: «Поминайте Его, (кя) поскольку Он наставил вас на прямой путь,хотя прежде вы были одними из заблудших», то есть: «потому что он наставил вас».

Так или иначе, употреблениечастицы «кя» как союза мотивации широко известно в ученом мире.
Кроме того, утверждая, что частица «кя» в данном хадисе использована для мотивации, мы избавляемся тем самым от известного сомнения.

Оно выражается в следующем: еслимы предположим, что частица «кя» в данном хадисе использована для сравнения и уподобления, то получится, что благословение, которое мы просим у Аллаха для Мухаммада и его семьи, меньше благословения, оказанного Ибрахиму (!), потому что в арабском языке уподобляемое уступает тому, чему его уподобляют. Например,если ты скажешь: «Тот человек щедр, как море», то это будет означать, что онвсе-таки менее щедр, чем море (в образном смысле, конечно). Говоря же,что частица «кя» использована в данной мольбе для мотивации, мы избавляемся отсомнения, и именно таким образом развеивали данное сомнение ученые.
Под благословением (саляват) в этой мольбеподразумевается похвала. То есть, говоря «благослови Мухаммада и Его семью», мыпросим Аллаха отозваться о Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует,похвалой в высшем сонме (среди ангелов) и помянуть его там красивым словом.
Толкование же «благословения» как милости ошибочно, даже если учесть, что и некоторые ученые склонялись к подобному толкованию. На ошибочность этого мнения указывают слова Всевышнего в 157 аяте суры«Аль-Бакара» («Корова»), где говорится: «Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем». В аяте слова благословение (саляват) и милость (рахма) выступают как однородные члены, а,как известно сочленение слов в арабском языке указывает на их смысловое различие.В связи с этим можно утверждать, что толкование благословения как милости неправильно.

Примером приближения к Аллаху посредством упоминания Его деяний могут быть слова: «О Аллах, Ты ниспослал нам этот дождь, сделай его благодатным для нас».Здесь ты приблизился к Господу посредством упоминания о ниспослании дождя,которое является одним из деяний Аллаха.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВИД: приближение к Аллаху посредством упоминания в мольбе веры в него.
Данный вид ат-тавассуля состоит в том, что человек добивается благосклонности Аллаха и ответа на свою мольбу путемупоминания в мольбе о своей вере в Аллаха и Его Пророка. Человек говорит: «О Аллах, верой в Тебя и в твоего Посланника прошу Тебя о том-то и том-то…». Подобный вид приближения к Аллаху является дозволенным.

Доказательством этому служат словамольбы, упомянутой Всевышним в 193 аяте суры «Аль-Имран», где сказано: «Господьнаш! Мы услышали глашатая (Мухаммада), который призывал к вере: «Уверуйте ввашего Господа», – и мы уверовали. Господь наш! Прости нам наши грехи, отпустинам наши прегрешения и упокой нас вместе с благочестивыми».

То есть здесь взывающие к Аллахукак бы говорят: «Господи! По причиненашей веры в Тебя и твоего Посланника, прости нам грехи наши!».

Вера, в данном случае, служит причиной, средством достижения (аль-василя) прощения грехов.

Другим доказательствомдозволенности этого вида ат-тавассуля являются слова Всевышнего в 109 аяте суры«Аль-Муминун» («Верующие»): «Воистину, некоторые из Моих рабов говорили:“Господи! Мы уверовали. Прости же нас и помилуй, ибо Ты – Наилучший из милосердных”». Еще одно доказательство – 53 аят в суре «Аль-Имран»,где приводятся слова апостолов Исы: «Господь наш! Мы уверовали в то, что Тыниспослал, и последовали за посланником. Запиши же нас в число свидетельствующих».Одним словом, достижение благосклонности Аллаха и ответа Им на мольбу путемупоминания молящимся о своей вере в Аллаха и о своей любви к Нему являетсядозволенным и установлено в Шариате, ибо вера во Всевышнего и любовь к Немусуть причины, приводящие к отпущению грехов.

ПЯТЫЙ ВИД: приближение взывающим кАллаху посредством упоминания о своем состоянии.

Здесь подразумевается достижениевзывающим расположения Аллаха путем выражения в мольбе к Нему своего состояния,упоминания о своей нужде в Нем, без упоминания о чем-либо другом.

Примером могут служить словавзывающего «О Аллах, поистине я нуждаюсьв Тебе» или «О Аллах, поистине япленник в Твоих руках» и т.д.

Доказательством дозволенностиданного вида ат-тавассуля служит история, упомянутая в Священном Коране. Онаповествует о пророке Мусе, мир ему, который, напоив домашний скот для двухнезнакомых женщин, а после, укрывшись в тени, сказал: «Господи! Воистину, януждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне» (28:24).

При этом Муса не упомянул ничего,кроме своего состояния. Аят указывает на то, что описание просящим своегосостояния приводит к милости того, кого он просит, вызывая сочувствие иблагосклонность. Особенно если просьба обращена к Тому, кто естьМилостивейший из милосердных.

Любой, в ком есть немногощедрости, непременно поможет человеку, который, желая добиться содействия иблагосклонности, жалуется ему на свое положение, говоря, к примеру: «Я беден, у меня большая семья, но я не могузаработать на жизнь. К тому же, я чужестранец!…и т.д.».

Другой пример подобногоат-тавассуля в Коране — слова Закарии, приведенные в суре «Марьям»: «Господи!Воистину, кости мои ослабели, а седина уже распространилась по моей голове. Аведь раньше благодаря молитвам к Тебе, Господи, я не был несчастен» (19:4).

ШЕСТОЙ ВИД: обращение человеком ккому-либо из праведных людей с просьбой помолиться за него, надеясь наудовлетворение Аллахом мольбы этого праведника.

Известно, что сподвижникиобращались к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой омольбе за всех них и о мольбе, касающейся кого-либо конкретно.

Так, в достоверном хадисе,который передали Аль-Бухари и Муслим от Анаса ибн Малика, да будетдоволен им Аллах, говорится, что однажды, когда Пророк, да благословит егоАллах и приветствует, произносил пятничную проповедь (хутбу), в мечеть вошел(незнакомый) мужчина. Обратившись лицом к Пророку, он сказал: «ОПосланник Аллаха! Пропало имущество! Оборвались (торговые) пути! Взмолись кАллаху, чтобы Он ниспослал нам дождь!».

Пророк, да благословит егоАллах и приветствует, поднял руки и сказал: «О Аллах, ниспошли нам дождь!».

Анас, передатчик хадиса, сообщает:«КлянусьАллахом, в том момент в небе не было видно ни тучки, ни облачка, небо былословно стеклянное, а между нами и Саль’ (Гора близ Медины) не было нижилища, ни какого-либо другого здания. Вдруг показались тучи, словно горы.Оказавшись посредине неба, туча стала увеличиваться, после чего пошел дождь.Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, еще не успел сойти сминбара, а по его бороде уже стекала вода».

В этом хадисе мы видим двазнамения: знамение Аллаха и знамение Посланника. Знамением Аллаха является табыстрота, с которой образовались тучи, засверкала молния, ударил гром и пошелдождь. Все это указывает на великую силу Всевышнего. Как было упомянуто вхадисе, Пророк не успел сойти с минбара, а вода уже стекала по его бороде. Намже известно, что хутбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,не были длинными, что указывает на быстроту, с которой все это произошло.

Знамение же Пророка, даблагословит его Аллах и приветствует, заключается в ответе Всевышнего на егомольбу.

Известны также другие примеры изжизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когдаон доставлял воду из земли или с неба.
Дождь, о котором попросил Всевышнего Посланник икотором рассказано в хадисе Анаса, продолжал идти целую неделю. Сообщается, чтов следующую пятницу человек, который просил Пророка, да благословит егоАллах и приветствует, о дожде, вновь пришел к нему и сказал: «ОПосланник Аллаха! Вода разрушает дома, заливает имущество! Попроси Аллаха опрекращении дождя!».

Пророк, да благословит егоАллах и приветствует, поднял руки и сказал: «О Аллах, вокруг нас, но не нанас. О Аллах, направь сей дождь на холмы, на горы, в русла долин и туда, гдерастут деревья».

Затем он стал указывать своейрукой по сторонам. При этом в какую бы сторону он ни указал, тучи в той стороненачинали рассеиваться (все это, конечно, происходило по воле Всевышнего, а непо воле Посланника, да благословит его Аллах и приветствует). Небо надМединой прояснилось, и дождь шел уже за пределами города. Закончившиепятничную молитву люди шли домой уже под ясным небом, освещаемые лучами солнца.

После этого дождя мединские долиныеще в течение месяца были полны водой.

Как сказано в хадисе, мужчина,пришедший к Посланнику во второй раз, просил его помолиться о прекращениидождя. Однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сталпросить об этом, так как полное прекращение дождя было невыгодно (людям). Онпопросил Аллаха о благой пользе этого дождя и о предотвращении его пагубныхпоследствий. На это указывают его слова «О Аллах, вокруг нас, но не на нас! О Аллах,направь сей дождь на холмы, на горы, в русла долин и туда, где растут деревья».
(В этих двух случаях, о которых рассказывается вхадисе Анаса, Посланник, читавший в это время хутбу, поднимал руки для мольбы. Сподвижникитакже поднимали руки вместе с ним. Отсюда мы можем сделать вывод, что хатыб,прося Аллаха о дожде или ясной погоде, поднимает руки, и вместе с ним поднимаютруки прихожане мечети.

Когда же хатыб просит о чем-нибудьдругом, то рук он не поднимает, равно как и прихожане. Доказательством этомуслужит то, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, выразили свое порицаниеБишру ибн Марвану, который поднял руки во время хутбы).

К числу знамений, явленныхПосланником, относится то, что произошло в Худайбийском походе. Вода, имеющаясяу мусульман, стала заканчиваться. Обратившись к Пророку, люди сказали: «О ПосланникАллаха! Вода иссякает!». Пророк взял кожаный сосуд, стоявший подле, погрузил внего свои руки, и тогда вода заструилась из сосуда, словно из родника. Онатекла и текла до тех пор, пока люди не утолили свою жажду и не напоилиживотных. Поистине, Аллах Всемогущ, и это знамение было поддержкой, оказаннойИм Своему Посланнику.
(Бывает и так, что Аллах посылаетзнамение, имеющее целью опровергнуть того, кому оно послано. Сообщается, что,когда Лжепророк Мусайлима аль-Каззаб (аль-Каззаб значит по-арабски «отъявленныйлжец») объявил о своем пророчестве, люди, услышавшие об этом, пришли к нему иобратились с такими словами: «О Посланник Аллаха! — (подобное обращение ктому, кто был одним из самых лживых рабов Аллаха!) – Поистине, вода в нашемколодце стала иссякать и ее осталось совсем немного. Посмотри, в чем дело. Бытьможет, Аллах ниспошлет на него свою благодать (барака)?».

Мусайлима подошел к колодцу,набрал в рот воды, а затем выплюнул ее в колодец, ожидая, что вода начнетприбывать. Но вместо этого вода наоборот полностью ушла в землю.

Это событие — одно из знаменийАллаха, однако в данном случае оно ниспослано для разоблачения лжеца.

Примером дозволенностиат-тавассуля посредством мольбы праведного человека служит хадис, вкотором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул о семидесяти тысячах(праведников) из его уммы, которыевойдут в рай, избежав расчета и наказания. Посланник сказал, что этимивошедшими в Рай без расчета будут те, кто не требует у других чтения для нихзаклинаний, не использует прижигание (в лечебных целях), не верит в дурныепредзнаменования и предрассудки и уповает лишь на своего Господа.

Услышав слова Пророка, даблагословит его Аллах и приветствует, один из сподвижников по имени ‘Укаша ибнМихсан сказал: «О Посланник Аллаха!Попроси Всевышнего, чтобы Он сделал меня из их числа», — на что Пророкответил: «Ты из них!» (хадис привели Аль-Бухари и Муслим).

Данный хадис являет пример того,как один человек просит другого помолиться за него, надеясь на исполнениеАллахом желаемого.

Однако тот, кто просит другого омолитве за него, должен принимать в расчет, что целью его должно быть не тольколичное благо, но и забота о благе того, кто молится за него. Возникает вопрос:каким образом, молясь за другого, просящий может получить благо для себя?Происходит это оттого, что, когда человек тайно молится за своего брата повере, ангел, слышащий его мольбу, говорит: «Амин! И тебе того же» (об этомсообщается в хадисе, переданном Муслимом).

Стремление же лишь ксобственному благу при обращении к кому-либо с просьбой о молитве вполне можетоказаться порицаемым поступком. Так, в числе пунктов присяги, которую давалиПророку сподвижники, было то, что они не станут просить людей о чем-либо.Поэтому, прося кого-либо о молитве за него, человек, дабы не впасть в унижение,должен заботиться и о благе того, кто будет молиться.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Этот вид ат-тавассуля дозволенлишь в том случае, когда просьба о молитве обращена к живому человеку.Просить умерших о молитве категорически запрещено, ибо они уже утратилиспособность к какой-либо деятельности и пребывают в обители расчета, пожинаялишь то, что уготовили себе при жизни.

Именно поэтому, когда во временаУмара Ибн Аль-Хаттаба людей постигла засуха, он не стал обращаться к Пророку, аобратился к тогда еще живому дяде Пророка Аббасу, сказав ему: «Встань и попроси у Аллаха дождя». Аль-Аббасвстал и обратился к Всевышнему с мольбой (хадис передал Аль-Бухари).
Что же касается того, что передают от Аль-Утбы вотношении бедуина, который якобы пришел к могиле Пророка и сказал: «Приветствую тебя, о Посланник Аллаха! Яслышал, что Аллах говорит в Коране: «Если бы они, поступив несправедливо поотношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, если быПосланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаянияи Милосердным» (4:64).
Вот я и пришел к тебе, надеясь на прощение своихгрехов, прося у тебя заступничества перед Аллахом…», — то эта история является ложью. Аят же,который прочитал бедуин, не содержит в себе никакого доказательствадозволенности подобного поступка. Так как Аллах в Своих словах: «Если бы они…» употребил арабскуючастицу «из», которая указывает напрошедшее, а не на будущее время, то есть обращение Посланника к Аллаху спросьбой о прощении для кого-либо было возможно тогда, когда он, да благословитего Аллах и приветствует, был жив. Кроме того, причиной ниспослания этого аятаявилось обращение некоторых людей за судом не к Аллаху и Его Посланнику,на что указывают предыдущие и последующие аяты.
СЕДЬМОЙ ВИД: приближение к ВсевышнемуАллаху посредством упоминания взывающим своих праведных дел.

То есть человек, желающий добитьсяответа на свою просьбу, упоминает в молитве о каком-нибудь праведном поступке,совершенном им, надеясь, что он (по воле Аллаха) послужит причиной исполненияего просьбы.
Пример такого вида ат-тавассуля- в следующей истории, рассказанной Посланником Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует.

Трое из сыновИзраиля вынуждены были укрыться ночью в пещере. Всевышний, по Своей мудрости,решил испытать их и сделать это испытание поучением для Своих рабов. В товремя, когда эти люди находились в пещере, большой камень, упав, перегородилвыход из пещеры. Они захотели отодвинуть камень, но не смогли. Тогда онисказали друг другу:«Поистине,мы не сможем выбраться отсюда, (и нет у нас другого выхода), кроме какобратиться к Аллаху и добиться Его благосклонности, упоминая наши праведныедела. Давайте же приблизимся этим к Господу».
Тогда один из нихвоззвал к Всевышнему со словами: «ОАллах, поистине у меня были престарелые родители. По вечерам я поил их молокомпрежде, чем напоить кого-либо из своей семьи. Но однажды я ушел далеко впоисках пастбища и задержался. Вернувшись домой поздно, я застал родителей ужеспящими. Я не захотел поить молоком кого-нибудь до них и продержал сосуд вруках до рассвета. Когда же они проснулись, я напоил их. О Аллах, если я сделалэто, желая увидеть Твой лик, то отведи от нас беду, в которую мы попали!». После его слов камень немного отклонилсяв сторону, но выйти они все же не смогли. Тогда второй из них обратился кАллаху и вспомнил историю, которая произошла с ним.
У него была двоюродная сестра, дочь брата егоотца. Он любил ее очень сильно и желал ее, но девушка отказала ему. Однажды еепостигла нужда, и она была вынуждена прийти к нему за помощью. Воспользовавшисьэтим, он предложил ей помощь, но взамен пожелал овладеть ею. Девушка, находясьв крайней необходимости, согласилась. Когда же он лег на нее и едва не овладелею, она сказала: «Побойся Аллаха! Невскрывай сию печать без права на то!». Эти слова сильно повлияли на него. «Я встал с нее, — сказал он, — несмотря нато, что она была самой желанной для меня. Я оставил ее из-за страха передАллахом, а не потому, что мое влечение к ней ослабло». После этого он далей то, в чем она нуждалась, совместив тем самым воздержание от греха споддержкой родственных уз.

Закончив свой рассказ, этот человек сказал: «О Аллах! Если я сделал это, желаяузреть Твой лик, то освободи нас». Камень сдвинулся еще больше, но выйти им все еще не удавалось.

Тогда третийвспомнил, что однажды у него были работники, которых он нанял на работу.Закончив труд, каждый из них получил сполна свою зарплату, кроме одного, деньгикоторого остались у наемщика. Последний выгодно вложил эти деньги, приумноживимущество работника так, что оно уже включало в себя верблюдов, овец, коров ирабов. Когда же работник пришел за своей зарплатой, наемщик сказал ему: «Все, что ты видишь здесь: верблюды, овцы,коровы, рабы — все принадлежит тебе». Работник сказал: «Побойся Аллаха и не смейся надо мной», на что наемщик ответил: «Я не смеюсь над тобой, это действительнотвоя зарплата». Работник, забрав все это, ушел.
(Взгляните наобхождение этого человека с окружающими, на его кристальную честность. Ведь онвполне мог отдать работнику лишь то, о чем они договаривались, изакончить на этом дело. Но по своей правдивости и верности он отдал ему всесполна.)

Окончив своюисторию, третий сказал: «О Аллах, если ясделал это, желая узреть Твой лик, то спаси нас от сей беды!». И тогда камень сдвинулся с местанастолько, что позволил людям выйти из пещеры.

Данная история, сообщеннаяПророком, да благословит его Аллах и приветствует, указывает на приближение кАллаху посредством упоминания о совершенном праведном деле и доказывает, чтотакой вид ат-тавассуля является дозволенным и установленным в Шариате.

Также дозволенными являются словамолящегося: «О Аллах, я добр к моему отцуи этим прошу у Тебя праведного отношения моих детей ко мне».
ЗАПРЕЩЕННЫЙАТ-ТАВАССУЛЬ

Запрещенный ат-тавассуль — этоприближение к Аллаху тем, что не является средством приближения(аль-василя), то есть не имеет подтверждения в Шариате. Поэтому такого родадостижение благосклонности Аллаха является пустословием и нелепостью,противоречащей здравому смыслу и религиозным преданиям. Запрещенныйат-тавассуль делится на два вида:
ПЕРВЫЙ ВИД: Ат-тавассуль, в которомиспользуются средства приближения к Аллаху, не упомянутые в Шариате. Этот вид ат-тавассуля являетсяодной из разновидностей ширка.
Пример этого видаат-тавассуля -приближение к Всевышнему посредством упоминания в мольбе высокогоположения, занимаемого кем-либо у Аллаха, например, упоминание Пророка, даблагословит его Аллах и приветствует. Человек при этом говорит: «О Аллах, прошу Тебя высоким положениемТвоего Пророка то-то и то-то». Подобное, как мы уже говорили, запрещено,потому что здесь наблюдается установление средства приближения (аль-василя), непредусмотренного Шариатом, а также потому, что высокое положение упоминаемого вмольбе человека не имеет никакого влияния на принятие Аллахом мольбы (ду’а).

Высокое положение кого-либо никак несвязано ни с просящим, ни с тем, у кого он просит. Оно имеет отношение лишь ксамому обладателю этого положения. Просящий, желая получить для себя благо илиустранить от себя неприятность, не получает никакой пользы от чьего-либоположения. Как уже было упомянуто, средством приближения к Аллаху в мольбе идостижения Его расположения (аль-василя) является то, что приводит к желаемому.Использование же для приближения того, что не приводит к желаемому, -напрасный труд. Поэтому взывающему не следует применять такие способыат-тавассуля в своем обращении к Господу. Попытка добиться благосклонностиАллаха и ответа Им на мольбу путем упоминания о высоком положении Пророкасовершенно бесполезна, так как положение Пророка, да благословит его Аллах иприветствует, приносит пользу только ему самому. Ат-тавассуль призван приноситьплоды, здесь же он окажется безрезультатным.
Из того, что указывает наошибочность приближения к Аллаху через Пророка, да благословит его Аллах иприветствует, в наши дни, являются действия сподвижников. Сообщается, что УмарИбн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, выходил вместе с другимисподвижниками для совершения молитвы о ниспослании дождя. Обратившись к Аллаху,он говорил: «О Аллах! Поистине, мыприближались к Тебе посредством мольбы твоего Пророка (т.е. приближались кАллаху посредством мольбы Пророка за них.) и Ты ниспосылал нам дождь! Поистине,мы просим Твоей милости мольбой дяди нашего Пророка! Ниспошли же нам дождь!».После этого Аббас ибн Абудульмутталиб вставал и молил Аллаха о дожде. И Аллахниспосылал им дождь.

Этот хадис являетсядоказательством того, что приближение сподвижников к Аллаху через Пророкаозначает приближение к Аллаху через его мольбу за них, а не посредством еголичности. Поэтому, если человек хочет добиться в мольбе расположенияВсевышнего, ему следует говорить: «ОАллах! Своей верой в Твоего Посланника прошу тебя…» или «Прошу Тебя своей любовью к ТвоемуПосланнику…».

Другой пример ат-тавассуля, в котором используется средствоприближения, не упомянутое в Шариате, это попытка добиться расположения Аллахапосредством мольбы мертвого человека. То есть живой человек обращается кмертвому и просит его помолиться Аллаху за него.
В этом случае средство приближения (аль-василя)является совершенно неверным. Более того, это просто безумие рассчитывать нато, что мертвый попросит за тебя Аллаха! Ведь дела человека обрываются с его смертью.
Даже Пророк, да благословит его Аллах иприветствует, будучи мертвым, не может просить за кого-либо! Именно поэтомусподвижники и приближались к Аллаху через мольбу живого дяди Пророка, а нечерез мольбу самого Пророка, который к тому времени уже умер. Если быобращение к мертвому с просьбой о заступничестве было бы чем-тодозволенным, сподвижники бы обратились к Пророку, а не к его дяде, так какмольба Пророка намного ближе к тому, чтобы быть принятой Аллахом, нежели мольбаего дяди.

Таким образом, каждый должензнать, что подобного рода ат-тавассуль неправилен и недопустим.

Третий пример ат-тавассуля, в котором используется средствоприближения, не установленное в Шариате, — приближение чьей-либо личностью,когда человек, к примеру, говорит: «О Аллах!Прошу Тебя Твоим Пророком» (или «ради Твоего Пророка»).
Эта разновидность ат-тавассуля,как и две предыдущие, запрещена, ибо с одной стороны включает в себя элементынововведения (бид’а), а с другой стороны — элементы ширка.

Элемент нововведения в данномслучае состоит в том, что подобный ат-тавассуль (как и два предыдущих) небыл известен в эпоху Пророка и его сподвижников. Элемент же ширка усматриваетсяв том, что каждый, кто считает нечто дозволенным, несмотря на его незаконность(в частности считает дозволенным какое-либо незаконное средство приближения кАллаху), тот впадает в один из видов ширка.

Если же человек подразумевает подсловами «прощу тебя Твоим Пророком» свою веру в Пророка и любовь к нему, желаячерез них приблизиться к Аллаху, то это является дозволенным.
ВТОРОЙ ВИД: это ат-тавассуль язычников,заключающийся в использовании ими своих идолов в качестве средства приближенияк Аллаху, а также ат-тавассуль невежд, которые пытаются приблизиться к Аллахучерез своих покровителей (авлия).

Этот вид ат-тавассуля являетсяязычеством, и его даже нельзя назвать приближением к Аллаху, ибо он естьпроявление чистого многобожия. Те, которые используют данный вид ат-тавассуля,взывают к тем, кого они считают средством приближения к Господу (аль-василя).

Примером этого запрещенного видаат-тавассуля является ситуация, когда человек приходит к тому, кого он считаетсвятым, и говорит: «О угодник Аллаха,спаси меня!», или когда человек говорит: «О семья Пророка, спасите меня!» или же говорит: «О Пророк Аллаха, спаси меня!» и т.д.

Подобные слова, как уже былосказано, — ширк, а не ат-тавассуль, ибо обращение с мольбой не коВсевышнему является ширком и указывает на слабоумие человека.

О слабоумии того, кто совершаетподобное, сказано в суре «аль-Ахкаф». Всевышний говорит: «Кто же находится в большемзаблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят имдо Дня воскресения и которые не ведают об их зове?!» (46:5).

Покровители, к которым взывают сиибезумцы, не принесут им никакой пользы в Судный День. Аллах сказал: «Акогда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение»(46:6).
Аллах описал тех, к комуобращаются с мольбами заблудшие, как неспособных ответить на мольбы, даже есливзывать к ним до Судного дня.

Затем Аллах охарактеризовал ихбезразличием и тем, что они не ведают, что к ним взывают и не чувствуют этого.

В Судный же день (а это времяистинной нужды человека в спасении) те, к кому взывают заблудшие, станутврагами им и отвергнут их поклонение. Поэтому неверно говорить, что мольба ксвятым угодникам, идолам и т.д. — приближение. Это – большой ширк,выводящий человека из религии. Всевышний сказал: «У того, кто молится наряду сАллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится уего Господа. Воистину, неверующие не преуспеют» (23:117).

В этом аяте Всевышний, хвала Ему,разъяснил, что те, кто взывает к другим божествам наравне с Аллахом, являютсяневерующими. Они не достигнут блаженства, то есть того, чего желают.

Доказывая законность своегообращения к святым и идолам, заблудшие говорят: «Мы взываем к ним, домогаясь лишь того, чтобы они попросили за насАллаха! Ничего другого мы у них не просим!».

На подобные заявления даетсяследующий ответ:

Подобные рассуждения – заблуждениеи слабоумие. Мертвые не могут ответить и не ответят на мольбу взывающих к ним,то есть они не в состоянии попросить Аллаха за кого-то, ибо дела их оборвались.
Имам Муслим передал от АбуХурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах иприветствует, сказал: «Когда человек умирает, все его делапрекращаются, кроме трех: продолжающейся милостыни (садака), оставленноготруда, от которого получают пользу люди, и праведного ребенка, молящегося занего».

Возможно, кто-нибудь возразит искажет, что иной раз те люди, которые обращаются к идолам или святым (авлия),получают то, о чем просят, а затем говорят: «Мыобратились к такому-то святому — или идолу — и он ответил нам».

Ответом на подобные слова являетсяследующее:
Иногда Всевышний Аллах устраивает для тех, ктообращается к идолам или святым, желаемое ими, однако не в качестве ответа на ихмольбу, а в качестве испытания для них.
Поэтому иногда бывает так,что, придя к могиле и воззвав к ней, человек впоследствии получает то, очем просил. Это, как уже было сказано, — испытание от Аллаха, а не ответсвятого на мольбу. Ведь из вышеупомянутых аятов мы достоверно узнали, что этотсвятой не в состоянии ни ответить на мольбу человека, ни принести емукакую-либо другую пользу.

В предшествующих народах(цивилизациях) установлен факт их испытания Аллахом через создание условий длягрехопадения. Это испытание известно и в Умме Пророка Мухаммада, да благословитего Аллах и приветствует.

Об испытании одного из предыдущихнародов Всевышний упоминает в суре «Аль-А’раф («Преграды»): «Спросиих о селении на берегу моря. Они нарушили субботу, поскольку рыбы приплывали кним открыто по субботам и не приплывали в не субботние дни. Так Мы подвергли ихиспытанию за то, что они отказались повиноваться» (7:163).

Всевышний запретил сынам Израиляловить рыбу по субботам. Затем Аллах испытал их тем, что в субботний день рыбастала прибывать в таком огромном количестве, что ее можно было видетьпрямо на поверхности воды. В другие же дни рыб не было вообще.

Иудеи — народ изворотливый,вероломный, корыстный и скупой — увидев такое, сказали: «Почему же рыбы не бывает в другие дни, кроме субботы? Ведь намзапрещено ловить ее в субботу! Что же делать?! Неужели мы лишимся улова?!».Подумав, они решили: «Пойдем на хитрость.Расставим сети в пятницу. Рыба, приплыв в субботу, попадет в наши сети. А ввоскресенье мы вытащим сети из воды и заберем улов».

Всевышний Аллах покарал их за этотобман, повелев быть обезьянами.

В Священном Коране сказано: «Вызнали тех из вас, которые нарушили субботу. Мы сказали им: «Будьте обезьянамипрезренными!»» (2:65).

Аллах пожелал обратить этихиудеев, нарушивших субботу, в обезьян потому, что обезьяна очень похожа начеловека, так же, как уловка, к которой они прибегнули, внешне очень похожа надозволенное действие.

(Но надо заметить, что обезьяны,живущие на Земле ныне, это вовсе не те обезьяны, о которых упоминает Коран.Обращенные в обезьян люди, о которых рассказывается в Книге Аллаха, послеисчезли.)

Что касается уммы Мухаммада, даблагословит его Аллах и приветствует, то в ней похожему испытаниюподверглись сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Как известно, человеку,совершающему хадж или умру после вхождения в состояние ихрама, запрещенакакая-либо охота. Всевышний в суре «аль-Маида» говорит: «Оте, которые уверовали! Не убивайте охотничью добычу, находясь в ихраме» (5:95).

Когда сподвижники, да будет доволен ими Аллах, находились в ихраме, Аллахзахотел испытать их и послал к ним дичь в большом количестве. Дичьбыла настолько близка, что антилоп и зайцев можно было свободно хватать руками.Птиц, которых достают только стрелы, легко можно было убивать копьями. Обэтом событии Всевышний сообщает в той же суре, говоря: «О те, которые уверовали! Аллахобязательно подвергнет вас испытанию охотничьей добычей, которую смогут достатьваши руки и копья, чтобы Аллах узнал тех, кто боится Его, не видя Его воочию(или втайне от людей)» (5:94).
Мудрость этого испытания состоит втом, что Аллах захотел проверить сподвижников: боятся ли они Его вдействительности.

Сподвижники с честью выдержалииспытание. Они не стали хватать животных и не попытались их убить. Ни один изних не посмел нарушить запрет на охоту и не стал искать различного родауловки для обхода запрета. В этом отказе от попытки преступить запреты Аллахамы видим пример благочестия Исламской уммы, отличающего ее от иудеев, погрязшихв порочности.

Некоторые ищут уловок, чтобыобойти запрет на ростовщичество. Другие пытаются преступить пределы дозволенногов брачных отношениях. Третьи путем хитрости и обмана притесняют своих братьевпо вере. Так или иначе, каждый, кто осмеливается нарушить запрет Всевышнего спомощью разного рода ухищрений, становится похож на иудеев в их слабоумии.

Попытка обойти запрет, наложенныйАллахом на ростовщичество, с помощью уловки имеет место в следующемпримере:

Есть такие люди, которые говорят:«Если мы дадим человеку десять тысяч в долг под одиннадцать тысяч, то это будетростом, запрещенным Аллахом. Но возможно сделать это запретное дозволенным».Каким образом они делают это? Прибегнув к уловке! К примеру, человек, пытаясьобойти запрет на предоставление долга под проценты, формально продает тому, ктопросит у него в долг, мешки с кардамоном (специя, которую добавляют в кофе) заодиннадцать тысяч, в то время как реальная цена кардамона десять тысяч.Покупатель, не выходя из лавки и не осматривая мешки, тут же продает их хозяинуза девять с половиной тысяч. Забрав наличные деньги (то есть то, что он ихотел получить), покупатель, а точнее заемщик, уходит.

Эту операцию нельзя назватьторговой сделкой, так как ее цель — обойти запрет, наложенный наростовщичество. При заключении этой сделки даже не был осмотрен товар, и,думается, что если бы они продавали и покупали солому вместо кардамонаили песок вместо сахара, то это бы их не волновало, ибо основной целью их былообойти запрет.

Эта операция включает в себя двапагубных деяния: ростовщичество и попытку обмануть Аллаха и верующих. «Онипытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и неосознают этого» (2:9).

Подобную уловку некоторые ученыеназывают тройственной процентной уловкой.
Что же касается продажи машин (иличего-либо другого) в рассрочку по более высокой цене, то это являетсядозволенным, и, как сказал Шейх аль-Ислам Ибн Таймийя, ученые единогласносошлись на дозволенности подобной сделки.

Ее пример: Человек, нуждающйся вмашине, приходит к продавцу машин и говорит: «У меня сейчас денег нет.Продай мне за двадцать пять тысяч ту машину, которую ты продаешь за двадцатьтысяч, но в рассрочку». Хозяин соглашается на предложенные условия и продаетмашину по более высокой цене, но в рассрочку. Такая сделка дозволена, даже еслипредложение исходит от хозяина машин, который объявляет: «Эта машина продаетсяза двадцать тысяч наличными или за двадцать пять в рассрочку».

На этом мы закончим наш разговороб ат-тавассуле и хвала Аллаху, Господу миров.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Таввасуль., Шейхуль Ислам Ибн Теймия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.