Ат-табаррук Салих ибн Абдуль-Азиз ибн Мухаммед Аль аш-Шейх

Ат-табаррук Салих ибн Абдуль-Азиз ибн Мухаммед Аль аш-Шейх
Ат-табаррук означает поиск барака в чем-то.Это слово является производным от аль-Барака ,которое часто переводится как «благословение».

Аль-Барака объясняется «увеличением» и «ростом».

Тот,кто совершает «табаррук»,ищет увеличения/роста в чем-либо.

Вещи,увеличения которых человек желает,многочисленны: имущество, здоровье,сила,потомство,успех, и т.д.

Абу Вакид ал-Лейси rahimatuAllah рассказывал:

«Вместе с посланником Аллаха мы отправились в Хунейн. В то время мы были ещё новыми мусульманами, недавно отказавшимися от неверия, а у мушриков был лотус, у которого они собирались для своих обрядов, развешивая на нём своё оружие, и который называли Зат Анват («имеющий подвески»). Так вот, когда мы проезжали мимо этого лотуса, то сказали: «О посланник Аллаха, сделай и нам Зат Анват — такой же, как и у них». Посланник Аллаха ответил нам: «Аллах Велик! Это всё обычаи прошлого! Клянусь Тем, в Чьих Руках моя душа, вы попросили то же, что попросили у Мусы сыны Израилевы: «Сделай и нам божество — такое же, как и у них». Он сказал: «Истинно, вы — народ невежественный!»[«Араф» (7):138.] Поистине, вы следуете обычаям тех, кто был прежде вас!».

Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его достоверным[Ат-Тирмизи (2181) сказал, что это — хороший достоверный хадис, и это действительно так; Ахмад 5/218].

Сподвижники подумaли,что дерево может принести пользу и отдалить вред,что является ширком.Они искали «табаррук» от этого дерева.Последняя часть хадиса показывает,что эта умма определённо последует путями тех наций,которые пришли раньше.

«увеличение» и «рост» может существовать во многих вещах:

* в местах
* в физической сущности (телах),т.е. людях
* в характеристиках и качествах вещей

Это — согласно языковому значению.
Касательно шариатского аспекта,то это будет обсуждено позже,иншаАллах.

1.Места

وَجَعَلَ فِيهَا رَوَاسِيَ مِن فَوْقِهَا وَبَارَكَ فِيهَا

Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил ее благодатью..(41:10)

وَأَوْرَثْنَا الْقَوْمَ الَّذِينَ كَانُواْ يُسْتَضْعَفُونَ مَشَارِقَ الأَرْضِ وَمَغَارِبَهَا الَّتِي بَارَكْنَا فِيهَا

Мы даровали в наследие тем, которых считали слабыми, восточные и западные земли, которые Мы благословили.(7:137)

وَلَوْ أَنَّ أَهْلَ الْقُرَى آمَنُواْ وَاتَّقَواْ لَفَتَحْنَا عَلَيْهِم بَرَكَاتٍ

Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли.(7:96)

وَقُل رَّبِّ أَنزِلْنِي مُنزَلاً مُّبَارَكاً وَأَنتَ خَيْرُ الْمُنزِلِينَ

Скажи также: “Господи! Приведи меня к благословенному месту, ведь Ты – Наилучший из расселяющих”».(23:29)

2. Физические сущности

وَبَارَكْنَا عَلَيْهِ وَعَلَى إِسْحَاقَ وَمِن ذُرِّيَّتِهِمَا مُحْسِنٌ وَظَالِمٌ لِّنَفْسِهِ مُبِينٌ

Мы благословили его и Исхака (Исаака). Среди их потомства есть творящие добро и поступающие явно несправедливо к самим себе.(37:113)

قِيلَ يَا نُوحُ اهْبِطْ بِسَلاَمٍ مِّنَّا وَبَركَاتٍ عَلَيْكَ وَعَلَى أُمَمٍ مِّمَّن مَّعَكَ وَأُمَمٌ سَنُمَتِّعُهُمْ ثُمَّ يَمَسُّهُم مِّنَّا عَذَابٌ أَلِيمٌ

И было сказано: «О Нух (Ной)! Сходи на землю с миром от Нас, и да пребудет благословение над тобой и теми народами, которые с тобой! 11:48)

3. Качества вещей

فَإِذَا دَخَلْتُم بُيُوتاً فَسَلِّمُوا عَلَى أَنفُسِكُمْ تَحِيَّةً مِّنْ عِندِ اللَّهِ مُبَارَكَةً طَيِّبَةً

Когда вы входите в дома, то приветствуйте себя (друг друга) приветствием от Аллаха, благословенным, благим (24:61)

وَهَذَا ذِكْرٌ مُّبَارَكٌ أَنزَلْنَاهُ أَفَأَنتُمْ لَهُ مُنكِرُونَ

Это – благословенное Напоминание, которое Мы ниспослали. Неужели вы станете отвергать его? [21:50]

Это — что касается языковой точки зрения:благословение,которое увеличивается и растёт может быть найдено в одном из трёх путей,упомянутых выше: местах,физических сущностях и качествах вещей.

Распределителем «барака» является Аллах

Если мы обратимся к Курану,то найдём,что он указывает на то,что «барака» исходит от Аллаха и должна испрашиваться у Него,Наивеличайшего.Он также является Единственным,Кто даёт её кому захочет из Своих рабов и чему захочет из Своего творения.

تَبَارَكَ اللّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ

Благословен Аллах, Господь миров! (7:54)

تَبَارَكَ الَّذِي بِيَدِهِ الْمُلْكُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь(67:1)

تَبَارَكَ الَّذِي نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَى عَبْدِهِ لِيَكُونَ لِلْعَالَمِينَ نَذِيراً

Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение (Коран), чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров.(25:1)

تَبَارَكَ الَّذِي جَعَلَ فِي السَّمَاء بُرُوجاً وَجَعَلَ فِيهَا سِرَاجاً وَقَمَراً مُّنِيراً

Благословен Тот, Кто установил на небе созвездия Зодиака и установил на нем светильник и освещающую луну.(25:61)

فَتَبَارَكَ اللَّهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ

Благословен же Аллах, Наилучший из творцов! (23:14)

تَبَارَكَ اسْمُ رَبِّكَ ذِي الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ

Благословенно имя Господа твоего, Обладающего величием и великодушием!(55:78)

Это указывает на тот факт,что слово «табаррака»,встречающееся в Коране,относится только лишь к Аллаху и никому больше.И это указывает на то,что вся «барака» принадлежит Аллаху,что она происходит от Него и Он даёт «барака» различным категориям из Его созданий

Общий (Ограниченный) и Абсолютный (Специфический) виды «барака»

Общий и Ограниченный вид барака находится во многих вещах. Среди них:

1.Дождь является благословенным,поскольку увеличивает/улучшает землю,растения,посевы и жизнь в общем сохраняется/поддерживается посредством него.
وَنَزَّلْنَا مِنَ السَّمَاءِ مَاءً مُّبَارَكاً فَأَنبَتْنَا بِهِ جَنَّاتٍ وَحَبَّ الْحَصِيدِ

Мы ниспослали с неба благословенную воду и взрастили посредством нее сады и зерна собранного урожая(50:9)

2.Все на Земле также от Его Барака.

وَجَعَلَ فِيهَا رَوَاسِيَ مِن فَوْقِهَا وَبَارَكَ فِيهَا

Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил ее благодатью (41:10)

وَأَوْرَثْنَا الْقَوْمَ الَّذِينَ كَانُواْ يُسْتَضْعَفُونَ مَشَارِقَ الأَرْضِ وَمَغَارِبَهَا الَّتِي بَارَكْنَا فِيهَا

Мы даровали в наследие тем, которых считали слабыми, восточные и западные земли, которые Мы благословили.(7:137)

3.Барака в том,что нисходит с Небес и в том,что происходит от Земли

وَلَوْ أَنَّ أَهْلَ الْقُرَى آمَنُواْ وَاتَّقَواْ لَفَتَحْنَا عَلَيْهِم بَرَكَاتٍ

Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли.(7:96)

Существуют также другие примеры подобные этим,указывающих на общий вид барака,посредством которой достигается выгода,благо,рост и увеличение. Однако не всегда то,что нисходит с небес или происходит от земли является тем,что приносит барака.Это зависит от других вещей,наличие которых даёт барака,и при отсутствии которых барака заканчивается.Это не является абсолютным благословением и такая вещь не «производит сама баракаа».

Например, может снизойти дождь,однако если за ним не последует солнце или почва будет не подходящей,то посев не выйдет.Такой вид барака иногда происходит,а иногда не происходит.

Что касается абсолютного и специфического вида баракаа,то она может быть найдена в следующих вещах:

1. у пророков и посланников

وَبَارَكْنَا عَلَيْهِ وَعَلَى إِسْحَاقَ

Мы благословили его и Исхака (37:113)

قِيلَ يَا نُوحُ اهْبِطْ بِسَلاَمٍ مِّنَّا وَبَركَاتٍ عَلَيْكَ وَعَلَى أُمَمٍ مِّمَّن مَّعَكَ وَأُمَمٌ سَنُمَتِّعُهُمْ ثُمَّ يَمَسُّهُم مِّنَّا عَذَابٌ أَلِيمٌ

И было сказано: «О Нух (Ной)! Сходи на землю с миром от Нас, и да пребудет благословение над тобой и теми народами, которые с тобой! (11:48)

وَجَعَلَنِي مُبَارَكاً أَيْنَ مَا كُنتُ

Он сделал меня благословенным, где бы я ни был (19:31)

2. места поклонения

سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلاً مِّنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ آيَاتِنَا

Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. (17:1)

إِنَّ أَوَّلَ بَيْتٍ وُضِعَ لِلنَّاسِ لَلَّذِي بِبَكَّةَ مُبَارَكاً وَهُدًى لِّلْعَالَمِينَ

Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бекке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров.(3:96)

3. Всё,что ниспослал Аллах как руководство и откровение

وَهَذَا ذِكْرٌ مُّبَارَكٌ أَنزَلْنَاهُ أَفَأَنتُمْ لَهُ مُنكِرُونَ

Это – благословенное Напоминание, которое Мы ниспослали. Неужели вы станете отвергать его?[21:50]

وَهَـذَا كِتَابٌ أَنزَلْنَاهُ مُبَارَكٌ

Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали (6:155)

كِتَابٌ أَنزَلْنَاهُ إِلَيْكَ مُبَارَكٌ لِّيَدَّبَّرُوا آيَاتِهِ وَلِيَتَذَكَّرَ أُوْلُوا الْأَلْبَابِ

Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание
( 38:29 )

Отсюда — Куран является благословенным напоминанием,и размышление над его аятами является благословенным действием(или действие в соответствии с его аятами является благословенным).Его отображением являются различные науки Курана,также и Сунна объясняет общие значение Курана. Отсюда следует,что и Куран и Сунна являются благословенными.Также как и все различные науки,возникшие от размышления над аятами Курана и понимания Сунны, также благословенны.Поэтому чтец,факих,мухаддис — все они совершают благословенные дела.

Приведённые вверху три примера включают особенный,неограниченный вид бараката.Другими словами,эти вещи физически и как часть их сущности содержат барака.

Однако,необходимо сделать одно или два разъяснения:

Во-первых: специфический вид бараката в местах поклонения как масджидуль-харам и масджид-аль-аксаа не относится к физическим частям мечети,как стены,пол,колонны и т.д. И это — иджмаа мусульман в том,что никто не должен трогать колонны или стены в поисках бараката от них. Тем не менее,эти мечети благословенны,и это понимается как рост и увеличение имана у человека,а после в его ризке (содержании от Аллаха)Также увеличение в благе,которого достигает верующий при их посещении.

Так,награда за молитву в мечети в 25 или 27 раз превышает молитву,совершенную дома или в одиночестве.Затем молитва в Масджид-уль-Харам превышает молитву в любой другой мечети в 100,000 раз.Молитва в мечети пророка :salallahualeihiwas:

Во-вторых: Посланники и пророки имеют два вида барака. Баракат следования и благих дел — один из двух видов бараката пророков и посланников. лучше молитвы в других мечетях в 1000 раз. А молитва в Масджид аль Аксаа лучше молитвы в других мечетях в 500 раз. Таким образом,из этого понимается,что это является действительной наградой и выгодой,которые раб получает от мечети,которая есть место поклонения,знания и обучения и т.д. Так придерживающиеся их сунны,кто ведёт себя их руководством достигнет роста и увеличения в награде за его дела за счет того,что следовал за ними.

После начального вступления,которое мы сделали,должно быть ясно,что барака в Книге(Аллаха) и Сунне (Пророка) — двух видов:

Первое: баракат физической сущности и того,что осталось от них.Этот вид относится к посланникам и пророкам и никому кроме них,ни даже к лучшим из сподвижников,как Абу Бакр,Омар,Осман и Али.Они не имеют ничего от этого бараката.

И никто не может получить (выгоду) от бараката пророков,кроме тех кто является на том,к чему они призывали(таухид и покорность), и кто руководствуется для себя их поступками и твёрдо придерживается их приказов и запретов.Доказательством этому является то,что баракат присутствия пророка не принёс пользы сподвижникам,которые ослушались его приказа в битве при Ухуд. (3:152). Им было суждено перенести великие страдания за счет их непослушания.

Этот вид бараката физической сущности прекратился со смертью пророка ,за исключением того,что осталось от него после смерти (как волосы).Однако,уверенность в том,что что-то осталось до сегодняшнего дня,а также истинность этого ослабла со временем. Тот,кто делает такое утверждение,должен привести иснад,доказывающий,что что-то — от пророка,поскольку многие делают такие утверждения.

Второе: Баракат благих действий и следования Пророку . Каждый,чьи действия соответствуют сунне Пророка ,достигает этого(благословения).Поскольку каждый мусульманин имеет в себе барака поступков в той степени,в которой он следует приказам и запретам Аллаха,выполняя повеленные вещи и избегая запрещенных вещей.

У Бухари приводится хадис относительно пальмы(прибл.перевод): «Поистине,внутри этого дерева барака подобно баракату мусульманина». Отсюда следует,что каждый мусульманин имеет барака в той степени,в которой он следует Книге и Сунне.Тем не менее этот баракат — баракат поступков,а не баракат физического тела. Это ( баракат физического тела) относится только к посланникам и пророкам,чьи тела не разлагаются.

Так,праведные рабы Аллаха имеют баракат праведных дел и следования […].Так,ученые по сунне имеют баракат знания;знатоки Книги Аллаха,Которая руководит посредством своих заповедей,имеют баракат,являющийся результатом этого (следования заповедям) и т.д. Те,кто обладает наибольшим благословением,являются наиболее сильными и строгими в следовании Книге и Сунне, наиболее привержены ко всем обязательным обязанностям и воздерживаются от запрещенного.

Таким образом суть здесь заключается в следующем — любой из пророков имееет два вида бараката : в физической сущности(теле) и также в своих поступках.Любой ,кроме них, имеет барака только в своих поступках,но не в физическом теле.

Например: Отец Урвы сказал,что Аиша сказала(прибл.перевод), «Я взяла взаймы ожерелье у Асмы и оно потерялось.Тогда посланник Аллаха послал человека искать его и тот егo нашел.Затем подошло время молитвы и не было воды.Они молились (без омовения) и сказали об этом посланнику Аллаха,и тогда был ниспослан аят о «тайяммум».Усайд бин Худайр сказал:»Да вознаградит тебя Аллах,всякий раз,когда что-либо случится,что тебе не нравится,Аллах даёт тебе и мусульманам благо в том».Он также сказал: “О семейство Абу Бакра! Это уже не первое благословение ( ниспосланное) вам!” (Бухари).

Таким образом баракат тайяммума был ниспослан за счет Аиши.Однако это не было благословениям физической сущности и Усаид бин Худайр не искал бараката физической сущности от Абу Бакра и его семьи,какую они обычно искали от волос и других вещей посланника .

Также: Когда посланник Аллаха женился на Джувайрийи ,Аиша сказала :(прибл.перевод) «Я никогда не видела женщины ,у которой было бы больше бараката для своего народа,чем у неё» [Муснад и «суннан» абу Давуд].

Это относится к тому,что многие из племени Джувайрийи были освобождены (из пленников) после её замужества за пророком . Таким образом,это показывает,что это не было физическим баракатом Джувайрийи,но поскольку она вышла замуж за пророка,ей было даровано большое благословение.

В заключение этого раздела: Баракат двух видов присущ пророкам и посланникам и никому кроме них,поскольку баракат который они (другие люди) имеют — только за счет следования руководству.Они имеют барака лишь в той степени,в которой они следуют руководству.Это понимание ахлю-с-сунна.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Табаррук.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.