Важные правила для полноценного поклонения. Шейх Салих ибн Фаузан.

Важные правила для полноценного поклонения.

Автор: шейх Салих ибн Фаузан ибн Абдулла аль-Фаузан.
Из книги: «аль-Хутаб аль-минбарийя фи аль-мунасабат аль-асрийя».

Хвала Аллаху, Господу миров! Он сделал совершенной для нас нашу Религию, исполнил свою милость к нам и доволен тем, что мы исповедуем Ислам. Он повелел нам держаться этой веры до самой смерти: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Коран 3: 102)

Это же завещание оставили своим потомкам пророки Ибрахим и Йакуб: «Ибрахим (Авраам) и Йакуб (Иаков) заповедали это своим сыновьям. Йакуб (Иаков) сказал: “О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами„». (Коран 2: 132)

Свидетельствуем, что нет божества, достойного оклонения, кроме одного Аллаха, нет у него сотоварищей, и мы покорились Ему. Свидетельствуем, что Мухаммад — это Его раб и посланник, которому была доверена великая миссия, и он честно передал нам доверенное. Аллах ниспослал ему в Откровении: «Поклоняйся же Господу твоему, пока убежденность (смерть)* не явится к тебе». (Коран 15: 99)

*[В данном аяте под словом «Якын/убежденность» (يقين) подразумевается смерть, потому что с момента смерти всё, что обещал Аллах и все от чего Он предостерегал, станет явным. В тот день каждый человек будет абсолютно убежден в истинности слов Аллаха, все уверуют и покорятся своему Господу, потому что увидят всё воочию, но вера в тот день поможет только тем, кто провел свою земную жизнь верующим мусульманином].

О люди! Страшитесь Аллаха и подчинитесь Ему, тем самым вы принесёте себе пользу и обретёте счастье, как в этом мире, так и в Следующем. И знайте, что Аллах создал джиннов и людей для того, чтобы они поклонялись Ему, как об этом сказано в священном Коране: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (Коран 51: 56)

В поклонении заключается достоинство, почёт и величие человека как в этом мире, так и в Следующем, потому что он нуждается в своём Господе и не может обойтись без него даже на мгновение, в то время как Аллах совершенно не нуждается в людях и не нуждается в их поклонении. Всевышний сказал: «Если вы не уверуете, то ведь Аллах не нуждается в вас». (Коран 39: 7)

«Муса (Моисей) сказал: “Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах – Богатый, Достохвальный„». (Коран 14: 8)

Что же такое поклонение? Это приближение к Аллаху посредством определённых действий или слов как скрытых, так и явных, которые установлены для нас в религии самим Всевышним. Поклонение — это неотъемлемое право Аллаха и обязанность Его творений по отношению к Нему.

Поклонение приносит пользу в первую очередь самим людям. Тот, кто отказывается поклоняться Аллаху, является надменным гордецом. Тот, кто поклоняется Аллаху и ещё кому-то помимо Него, является многобожником. Тот, кто поклоняется одному только Аллаху, но делает это не так, как повелел Аллах, является выдумщиком, искажающим исламскую религию. Тот же, кто поклоняется только одному Аллаху и делает это так, как ему велит Коран и Сунна, — только он является верующим единобожником.

Как мы уже сказали, человечество нуждается в поклонении, однако сами по себе они не могут постичь, каким именно должно быть поклонение, таким, чтобы Аллах (Свят Он и Возвышен) был доволен им и чтобы соответствовало истинной Религии. Поэтому Всевышний не предоставил людей самим себе, Он отправил к ним посланников, ниспослал им Писания, чтобы людям стало известно, каким образом совершается истинное поклонение.

Кто отрицает те способы поклонения Аллаху, которым нас обучили пророки и которые были начертаны в ниспосланных Книгах,  и стал поклоняться так, как ему нравится и как ему по душе, тот заблудился и сошёл с пути Аллаха. Действия такого человека, в действительности, уже не являются поклонением Аллаху, потому что он поклоняется самому себе, своим желаниям и своим прихотям.

«А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха?» (Коран 28: 50)

К сожалению, таких людей очень много, и в их авангарде идут христиане, а также некоторые секты, относящиеся к нашей Умме (общине). Они выбрали путь для поклонения, который зачастую противоречит  тому, что установил для нас Аллах, и это становится особенно явным, когда мы узнаем о подлинном исламском поклонении, которому нас обучил сам Всевышний через своего посланника (мир ему и благословение Аллаха). Если человек обладает знанием об истинном поклонении, то он понимает, что всё противоречащее пути пророка (мир ему и благословение Аллаха) является ложью. И если кто-то скажет, что нововведение может приблизить человека к Аллаху, то это ложь. Воистину, нововведение только удаляет человека от Аллаха.

Истинное, установленное Аллахом поклонение имеет твердые и прочные основы, которые мы вкратце перечислим:

1) Любое поклонение не приемлет человеческих инициатив. Это значит, что человек не имеет никакого права вносить в него какие-то изменения или добавления по своему разумению. Законодателем в поклонении является только Аллах (Велик Он и Славен). Обращаясь к своему пророку, Всевышний сказал.

«Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено, вместе с теми, кто покаялся наряду с тобой. И не преступайте границ дозволенного». (Коран 11: 112)

«Потом Мы наставили тебя на путь в Религии. Следуй им и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием». (Коран 45: 18)

«Скажи: «Я не являюсь первым из посланников и не знаю, что произойдет со мной и с вами. Я следую только тому, что внушается мне в откровении». (Коран 46: 9)

2) Поклонение должно быть полностью свободным от многобожия.

Сказал Аллах: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (Коран 18: 110)

Если же поклонение смешается с многобожием, то такое поклонение будет полностью уничтожено.

«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: “Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток. Поклоняйся же одному Аллаху и будь в числе благодарных„». (Коран 39:65-66)

3) Необходимо, чтобы примером для подражания и источником знаний о поклонении был только Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Аллах (Велик Он и Славен) сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас». (Коран 33: 21)

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам». (Коран 59: 7)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если кто-то сделает какое-либо дело [в поклонении], которое мы не повелевали, то его дело будет отвергнуто» [Хадис передал Муслим].

«Если кто-то внесет в нашу Религию новшество, которое к ней не относится, то оно будет отвергнуто» [Хадис передали аль-Бухари и Муслим].

«Совершайте молитву таким образом, как совершаю её я» [Хадис передали аль-Бухари и Муслим.]

«Перенимайте от меня обряды [совершения хаджа]» [Хадис передал Муслим].

Также существует много аятов и хадисов, указывающих на необходимость неукоснительного следования велениям посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в делах религии и отказа от следования за кем-либо, кроме него.

4) Некоторые виды поклонения имеют определённые границы (по времени, по количеству) и нельзя нарушать эти ограничения.

Например, намаз, хадж и пост имеют соответствующие ограничения как по времени, так и по количеству. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время». (Коран 4: 103)

«Хадж совершается в известные месяцы». (Коран 2: 197)

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». (Коран 2: 185)

Совершение данных видов поклонения действительно только в определённое для них время.

5) Поклонение должно основываться на любви к Аллаху и смирении перед Ним, а также на страхе перед Его наказанием и надежде на Его награду.

Аллах (Велик Он и Славен) сказал в священном Коране: «Те, к кому они (многобожники) взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они (святые и праведники) надеются на Его милость и страшатся Его наказания». (Коран 17: 57)

«Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами». (Коран 21: 90)

«Скажи [им, о Мухаммад!]: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный„. Скажи: “Повинуйтесь Аллаху и Посланнику„. Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих». (Коран 3: 31-32)

В этом аяте упомянуты признаки любви к Аллаху и плоды этой любви:

v Признаком, указывающим на любовь к Аллаху, является следование за Посланником (мир ему и благословение Аллаха), повиновение Аллаху и Его Пророку.

v Плодом любви человека к своему Господу является то, что Аллах возлюбит своего раба, простит ему грехи и одарит его своей милостью.

6) Обязанность поклонения не снимается с человека вплоть до самой смерти.

Всевышний сказал: «Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Коран 3: 102)

«Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность (смерть) не явится к тебе». (Коран 15: 99)

Слово «поклонение» включает в себя очень много видов приближения к Аллаху. Поклонение как термин указывает на все дела и слова как скрытые, так и явные, которыми доволен Аллах и которые Он любит.

Намаз, закят, пост и хадж — это величайшие виды поклонения, более того, они являются столпами Ислама. Благородные качества и достойное поведение тоже являются поклонением. К нему также относятся честность, надежность, почтение к родителям, поддержание родства, исполнение договоров, добрый совет, побуждение к благому, удержание от скверного, борьба за веру, благодеяние к соседям, сиротам, беднякам и даже к животным, мольба, поминание Аллаха, чтение Корана. К поклонению относятся и деяния сердца, такие как любовь к Аллаху и Его посланнику, смиренность перед Аллахом, покаяние, искренность в Религии, чистота в намерениях, терпение относительно решений Всевышнего, которые не по душе человеку, благодарность за ниспосланные Им блага, довольство Его предопределением, надежда на Его милость, страх перед Его наказанием. Вся религия является поклонением, а самым главным из всех видов поклонений является исполнение того, что Аллах вменил нам в обязанность (фард) и оставление того, что Он нам запретил (харам). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), передавая нам слова Всевышнего, сказал: «Никогда раб Мой не приближался ко Мне чем-то более любимым для Меня, чем те дела, которые Я вменил ему в обязанность (фард)».

Выполнение обязательных религиозных законов является самым лучшим из дел. Повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб (да будет им доволен Аллах) говорил: «Самыми лучшими из дел являются:

v выполнение того, что Аллах вменил в обязанность (фард);

v отстранение от того, что Он запретил;

v искренность в желании получить награду Аллаха».

Воистину, Аллах сделал эти дела обязательными для своих рабов, чтобы приблизить их к Себе и сделать обязательным для них Своё довольство и милость. Самой же значимой обязанностью тела, посредством которой человек приближается к Аллаху, является молитва (намаз), как сказал Всевышний: «Соверши земной поклон и приближайся к Аллаху». (Коран 96: 19)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ближе всего к своему Господу человек находится тогда, когда он совершает земной поклон».

«Когда кто-либо совершает намаз, то он ведет сокровенную беседу со своим Господом».

Однако сегодня многие люди не ценят молитву должным образом, как сказал Всевышний: «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно». (Коран 19: 59)

Особенно удивляет то, что некоторые люди совершают определенные поощряемые деяния (нафиля) и в то же время небрежны к совершению молитвы. Можно увидеть человека, который совершает большое и малое паломничество, но при этом небрежно относится к намазу. Есть такие, которые делают много пожертвований, но не раздают обязательный закят. Некоторые люди проявляют прекрасный нрав в общении с людьми, но при этом ослушаются родителей, порывают родственные связи и плохо обращаются с женами и детьми.

Ни для кого не секрет, что справедливость по отношению к подвластным является обязанностью для руководителя, это относится как к правителям государств, так и к главам семейств. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый из вас пастух, и каждый из вас ответственен за свою паству».

«Воистину, справедливые у Аллаха будут восседать на подиумах из света, по правую Руку от Всемилостивого, и обе Руки Его ­правые (благословенные)*. Это будут те люди, которые были справедливы в вынесении своих решений, справедливы к своим семьям и к тем, над кем они поставлены управлять» [Хадис привел Муслим].

*[«Правая рука» по-арабски будет «Ямин» (يمين), что дословно обозначает «благодатная, благословенная», и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  сообщил нам об этом, указывая на совершенство Аллаха и отсутствие у Него каких-либо недостатков во всём, что касается Его имен и качеств].

Самой важной и ответственной частью заботы человека о своей семье и детях является побуждение их к совершению благого и удержание от всего скверного. Глава семьи обязан следить за соблюдением намаза своими домашними, запрещать им слушать музыку, песни, смотреть непристойные фильмы и киносериалы, несущие в себе разрушительные идеи или отвлекающие от послушания Аллаху и Его поминания. Некоторые отцы семейств по виду похожи на мужчин, но они не мужчины, ибо своими руками приносят трагедии и беды в свой дом, позволяя этим порокам развращать нравственность своих детей и жён.

Истинные рабы Аллаха — это те, которые оживляют свои дома покорностью Аллаху и воспитывают своих детей и жён в поклонении Всевышнему. В священном Коране говорится: «Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом.  Они говорят: “Господь наш! Отврати от нас мучения в Геенне, поскольку мучения там неотступны. Как скверны эта обитель и местопребывание!„» (Коран 25: 64-66)

Рабы Аллаха – это те, которые обращаются к своему Господу с мольбой о том, чтобы Он сделал праведными их жён и их потомство.

«Они говорят: “Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных„». (Коран 25: 74)

«“Каждый тасбих* — это милостыня, каждый такбир** — это милостыня, каждый тахмид*** — это милостыня, каждый тахлиль****- это милостыня, побуждение к праведным делам — это милостыня, удержание от скверного — это милостыня, и даже половая связь — это милостыня„. Сподвижники спросили: “О Посланник Аллаха, неужели, если кто-либо из нас будет удовлетворять свою страсть, ему за это будет награда?„ На что Пророк ответил: “Как вы думаете, если бы человек сделал это запретным образом, был бы на нем за это грех!? Также, если он совершит это дозволенным способом, ему будет награда„». Хадис привел Муслим.

*[Тасбих – произнесение слов «Субхана-Ллах» (Безупречен Аллах, свят Аллах, лишен любых недостатков)].
**[Такбир – произнесение слов «Аллаху Акбар» (Аллах самый Великий, Величайший)].
***[Тахмид – произнесение слов «аль-хамду ли-ЛЛях» (Хвала Аллаху)].
****[Тахлиль – произнесение слов «Ля иляха илля-Ллах» (Нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха)].

Сообщается со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В любой из дней, над которым восходит солнце, если человек справедливо рассудит между двумя людьми, ему запишется за это милостыня. Помочь человеку с верховым животным – это милостыня, усадить его на животное или подать ему необходимые вещи – это милостыня, приятное слово – это милостыня, каждый шаг на пути к молитве – это милостыня, убрать с дороги то, что неприятно [людям] – это милостыня».Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

О рабы Аллаха! Страшитесь вашего Господа и сторонитесь тех дел, которые делают недействительным ваше поклонение и уничтожают награду, таких дел, как многобожие (ширк), показуха и желание известности. Великий Аллах сказал: «Но если бы они совершали многобожие, то стало бы тщетным всё, что они совершали». (Коран 6: 88)

К делам, разрушающим поклонение, относятся нововведения и искажение Религии. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то сделает какое-либо дело [в поклонении], которое мы не повелевали, то его дело будет отвергнуто»Хадис передал Муслим.

Поклонение также может быть отвергнуто по причине несправедливости, притеснения и посягательства на чужую жизнь, имущество или честь. В одном из пророческих хадисов говорится: «Среди людей будет такой, который придёт в День Воскрешения с делами, по величине подобными горам, он придёт и окажется, что он обругал одного, ударил второго, незаконно поедал имущество третьего… Тогда будут отобраны его добрые дела в пользу того и в пользу другого. Затем, когда исчезнут его добрые дела и ничего не останется, будут взяты грехи притесненных им людей и брошены на него, а он сам будет брошен в Пламя»Хадис передал Муслим.

Также поклонение может быть погублено некоторыми скверными словами, которые человек может произнести, не обдумав, какие тяжелые последствия они могут нести. В одном из хадисов говорится: «Воистину, человек может сказать одно лишь слово, которое прогневит Аллаха, а сам человек не придаст ему значения, и за это слово он будет брошен в Пламя на глубину, превышающую расстояние между востоком и западом».

В другом хадисе сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Один человек сказал: “Клянусь Аллахом, Аллах не простит такого-то„, тогда Всевышний Аллах сказал: “Кто это такой, клянется Мной, что я не прощу такого-то, воистину Я простил его и погубил твои дела„».

Другим пороком, уничтожающим поклонение, является зависть. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Избегайте зависти. Зависть уничтожает добрые дела подобно тому, как пламя уничтожает дрова» Хадис привел Абу Дауд и другие мухаддисы.

О рабы Аллаха, бойтесь вашего Господа и оберегайте свои дела от того, что может их погубить или испортить.

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение его посланнику Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Автор: шейх Салих ибн Фаузан ибн Абдулла аль-Фаузан.
Из книги: «аль-Хутаб аль-минбарийя фи аль-мунасабат аль-асрийя».

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Виды поклонений.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.