Глава вторая. Подробный разбор иснадов сообщений салаф касающихся напрямую нашей темы в тафсире слов Всевышнего Аллаха (смысл): «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая ему сотоварищей». Сура Юсуф 106

 

 

Глава вторая

 

Подробный разбор иснадов сообщений салаф касающихся напрямую нашей темы в тафсире слов Всевышнего Аллаха (смысл): «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая ему сотоварищей». Сура Юсуф 106

 

В прошлой, первой главе было утверждено несколько основ касающихся нашей темы.

В этой главе с позволения Аллаха будет утверждена достоверность сообщений салаф в тафсире вышеупомянутого аята для утверждения того, что более поздние ученые Ахлю Сунна когда говорят о разделении таухида на рубубию и улюхию, и то что первые мушрики арабы признавали и верили в основные положения рубубии, однако делали ширк в улюхии, когда они это говорят они не выдумывают ничего нового, однако во-первых следует за тем на что указал Коран, во-вторых они следуют за пониманием салаф в этом вопросе.

И как естественное следствие этого, те, кто противоречат Ахлю Сунна в этом вопросе и в этом понимании, то они во-первых входят в открытое противоречие с тем, на что указал Коран, во-вторых не обращают никакого внимания на понимание салаф в этом вопросе. Более того, они косвенно обвиняют салаф в глупости, невежестве и заблуждении, так как они пытаются опровергнуть ибн Таймию который не вышел за слова Салаф в этой теме, а они порицают его за его слова и считают что он заблужден.

Условно хотелось бы начать разбор иснадов с приведением слов некоторых ученых, от которых мы и оттолкнемся с позволения Аллаха .

Привел имам аль-Бухари слова ‘Икримы в разделе своей книги под названием:

Раздел: Слово Аллаха – Посему никого (ничего) не равняйте с Аллахом, в то время как вы знаете (что Ему нет равных). Сура аль-Бакара 22.

Сказал имам аль-Бухари:… «Сказал ‘Икрима (в тафсире слов Аллаха): «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая ему сотоварищей». Сура Юсуф 106

«Если ты спросишь их, кто их создал, и кто создал небеса и землю – они непременно скажут Аллах. И это их вера, и в то же время они поклоняются кому-то (чему-то) помимо Аллаха«. См. Сахих аль-Бухари. Китабу ат-Таухид  Раздел 40.

Для начала, имам аль-Бухари привел сообщение от ‘Икримы в форма аль-муаъалляк –

المعلق

Что дословно означает как подвешенный.

И это одна из форма передачи сообщений, когда упускается либо весь, либо часть иснада.

В данном случае имам аль-Бухари не упомянул иснад от него до ‘Икримы.

Затем как известно ученые поделили сообщения такого рода в книге аль-Бухари на то, что передано в утвердительной форме –

صيغة الجزم

Сигату ль-джазм.

Это когда сказано: «Сказал такой-то, такой-то (от которого передается это сообщение), или рассказал такой-то, такой, сообщил такой-то, такой-то.»

Т.е. упоминается глагол, в утвердительной форме с отнесением действия к передаваемому от него.

Затем то, что передано в относительной форме –

صيغة التمريض

Сигату ль-Тамрид .

Когда говорится: «Упоминается от такого, передается, рассказывается и т.д.»

Т.е. упоминается глагол как бы в третьем лице, и не относится напрямую к передаваемому от него.

Что касается первой первой формы (сигату аль-джазм), то известно что ученые говорят о том, что это означает достоверность этого сообщения у аль-Бухари.

Следовательно сообщение ‘Икримы достоверное по мнению имама аль-Бухари, и это лучшее подтверждение того, что будет упомянуто с позволения Аллаха.

Говорит ибн Хаджар комментируя то, что было приведено  из книги имама аль-Бухари:

«Слово аль-Бухари: (Сказал ‘Икрима) – соединил это сообщение (т.е. привел иснад этого сообщения) ат-Табари от Ханада ибн ас-Сари от Абу аль-Ахуас от Симак ибн Харба от Икримы в слове  Всевышнего Аллаха «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая ему сотоварищей». Сура Юсуф 106. сказал (Икрима): «Если ты их спросишь, кто их создал, и кто создал небеса и землю – они непременно скажут Аллах».

 И это их вера, и в то же время они поклоняются кому-то (чему-то ) помимо Аллаха«.

Также передал (ат-Табари) с иснадом Язида ибн аль-Фадль от Икримы в тафсире этого аята «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая ему сотоварищей» то, что он сказал: «Это (смысл этого аята)  — слово Всевышнего Аллаха: «Если ты спросишь их, кто создал небеса и землю, они непременно скажут: Аллах». сура Лукман 25

 И если они будут спрошены об Аллахе и Его описании, то они опишут не Его описанием, установят Ему сына, и придадут Ему соучастников«.

Также передал с достоверными иснадами от ‘Ата, Муджахеда подобное этому.

Также с хорошим (хасан) иснадом, с иснадом Саи’да ибн Джубейра от Ибн ‘Аббаса то, что он сказал (в тафсире этого же аята): «Из их веры (в Аллаха) – то, что если им будет сказано: Кто создал землю? Кто создал небеса? Кто создал горы? Они скажут: Аллах. И в то же время они мушрики (т.е. в поклонении)». См. Фатхуль Бари 13\615

И мы с позволения Аллаха и с Его помощью приведем иснады и слова тех сообщений о которых упомянул ибн Хаджар и посчитал их достоверными или хорошими.

Начнем с сообщения ибн ‘Аббаса – да будет доволен им Аллах.

Передал  имам ат-Табари от ибн Уаки’ от ‘Имрана ибн ‘Уейна от ‘Ата ибн Саиб от Саи’да ибн Джубейра от ибн ‘Аббаса то, что он сказал в тафсире этого аята «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая ему сотоварищей»:

«Из их веры (в Аллаха) – то, что если им будет сказано: Кто создал землю? Кто создал небеса? Кто создал горы? Они скажут: Аллах! И в то же время они мушрики (т.е. в поклонении)».

Иснад этого сообщения слабоват, так как ибн Уаки’, т.е. Суфьян ибн Уаки’ сказал ибн Хаджар о нём: «Был правдивым (т.е. его хадис – хасан), однако его писарь спутал ему его хадисы введя в них то, что не является его хадисами. И после того, как ему посоветовали оставить это, он не послушал и его хадисы стали непринимаемы». (сами по себе)».

Также о ‘Имране ибн ‘Уейна сказал ибн Хаджар что он правдивый, у него навождения (т.е. его хасис на уровне хасан).

Сказал шейх Альбани после того как привел слова ибн Хаджара о нем: «Не принимается делание достоверными его хадисы (сахих),  и достаточно ему того, чтобы сделать их хасан если он (Имран) не противоречит никому (т.е. не противоречит своим вариантом тому, что передал более достоверный чем он)«. См. ас-Сильсиля ас-Сахиха 109\6.

Также ‘Ата ибн ас-Саиб запутался в конце жизни, и ‘Имран мало того, что сам не очень сильный, неизвестно когда передавал от ‘Ата.

Т.е. в общем состояние этого сообщение самом по себе слабое.

Однако слова ибн Хаджа которые были приведены – «Также с хорошим (хасан) иснадом с иснадом Саи’да ибн Джубейра от ‘Ибн Аббаса то что он сказал…..(до конца)», могут означать:

1) То что есть то, что подкрепляет этот вариант, и это может быть то, что передал ибн Абу Хатим от своего отца от ‘Абдуллах ибн Салих ибн Муслим от Абу аль-Ахуас от Симака от ‘Икримы от ибн ‘Аббаса в слове Всевышнего Аллаха (смысл): «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая ему сотоварищей». Сура Юсуф 106.

Сказал: «Если ты спросишь их кто их создал, и кто создал небеса и землю – они непеременно скажут Аллах. И это их вера, и в то же время они поклоняются кому-то (чему-то) помимо Аллаха«.

См. Тафсир ибн Абу Хатима 12885

Иснад этого хадиса хороший, если бы не проблема передачи Симака от ‘Икримы.

Сказал о нем ибн Хаджар: «Садук (правдивый) однако в его передаче от Икримы ошибочность (путается, ошибается и т.д.), и его память изменилась в конце«.

Привел имам аз-Захаби от имама Шу’ба: «Сказал Ияхъя: «Не передавал Шу’ба тафсир Симака кроме как от ‘Икримы».

 Т.е. (слова аз-Захаби): «Если Симак не упоминает ибн Аббаса«. См Сияр 9\286.

Также сказал имам аз-Захаби: «Сказал ибн аль-Мадини: «Сообщения Симака от ‘Икримы  (ошибочные, неправильные, противоречивые).

 Шу’ба и Суфъян передают их от ‘Икримы, а другие как Абу аль-Ахуас и Исраиль говорят: От ибн ‘Аббаса».

См. Сияр 289\9

Имам аз-Захаби привел и другие слова ученых указывающих на то, что Симак ошибается в передачи от ‘Икримы от Ибн ‘Аббаса, и то, что в таком варианте будет правильно – только «от Икримы». Т.е. упоминание ибн Аббаса будет ошибкой.

И это предельно очевидно в нашем случае, так как вариант ибн Аби Хатима – его слова полностью соответствуют тому, что передано от ‘Икримы  через другой иснад, иснад Ханада, в то время как не соответствуют (словесно) тому, что передано от ибн  ‘Аббаса у ат-Табари.

И подкрепляет это то, что сам ибн Хаджар в своей книге «Таглик ат-Та’лик», в которой он привел иснады тех сообщений которые аль-Бухари привел без иснада, ибн Хаджар после того как привел  слова ‘Икримы которые аль-Бухари привел без иснада, сказал (ибн Хаджар):

«И сказал ибн Абу Хатим: передал мне мой отец от ‘Абдуллах ибн Салих ибн Муслим от Абу аль-Ахуас от Симака от ‘Икримы от ибн ‘Аббаса в слове Всевышнего Аллаха (смысл): «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая ему сотоварищей». Сура Юсуф 106.

Сказал: «Если ты спросишь их, кто их создал, и кто создал небеса и землю – они непременно скажут Аллах. И это их вера, и в то же время они поклоняются  кому-то (чему-то) помимо Аллаха«. См. Таглик ат-Та’лик 11\4

Как будто имам ибн Хаджар указывает этим на то, что правильно будет в этом сообщении не от ибн ‘Аббаса, однако от ‘Икримы, и то, что упоминание ибн ‘Аббаса в иснаде – ошибка Симака.

И если это так, то тогда варинат ибн Абу Хатима не может быть прямым подкрепляющим сообщением для варианта ат-Табари.

Поэтому утверждение ибн Хаджара о том, что варинат ат-Табари через иснад Сайда ибн Джубейра от ибн ‘Аббаса – хасан, означает:

2) То что ибн Хаджар считает людей этого иснада доходящих до этого уровня – хасан – (хороший) несмотря на явную слабость в ибн Уаки’, а также  проблему в ‘Ата ибн ас-Саиб.

В любом случае такое утверждение этого специалиста в хадисах только радует в нашем случае.

А может быть, его утверждение «хорошести» сообщения от ибн ‘Аббаса не строится только на взгляде на иснад, однако на принятии во внимание других внешних обстоятельств указывающих на достоверность того, что ибн ‘Аббас сказал эти слова в тафсире этого аята, а это то, что три его больших ученика – ‘Икрима, Муджахид и ‘Ата, от них либо в хорошей, либо в достоверной форме установлен такой же по смыслу тафсир.

Что касается сообщения ‘Икримы, то об этом уже было сказано.

Также с иснадом от Ханада Абу аль-Хуас, Симак от Икримы те же слова передал имам аль-Бухари в книге Хальку афъаль аль-Иъбад 219.

Имам ат-Табари привел еще два варианта иснада до ‘Икримы с такими же словами, но к сожалению каждый из них предельно слабый, что мешает сделать эти сообщения свидетельствующими первому. Однако нет сомнения в достоверности сообщения от ‘Икримы.

Что же касается другого сообщения от ‘Икримы о котором упомянул ибн Хаджар, то имам ат-Табари передал от ибн Уаки’ от Абу Нуей’ма от аль-Фадля ибн Язида от ‘Икримы, то что он сказал в тафсире этого аята:

«Это (смысл этого аята) — слово Всевышнего Аллаха: Если ты спросишь их, кто создал  небеса и землю, они непременно скажут: Аллах! сура Лукман 25.

И если они будут спрошены об Аллахе и Его описании, то они опишут  не Его описанием, установят Ему сына, и придадут Ему соучастников«.

И в этом иснаде, все передатчики достоверные, кроме ибн Уаки’, о котором уже говорилось.

Затем мы видим, что в этом сообщении ‘Икрима делает несколько другой тафсир.

Однако в суте нет никакого противоречия между двумя сообщениями, так как если предположить достоверность этого сообщения, то это тафсир части того, на что указывает аят.

А как известно из науки – основы тафсира – если Салаф сделали тафсир аята частью того смысла на который он указывает, то в этом нет противоречия между их словами.

Что же касается сообщений от Муджахида, то имам ат-Табари  привел несколько вариантов иснадов которые разняться по степени достоверности и слабости, однако они нет сомнения подкрепляют друг друга, все эти иснады  сходятся на  ‘Абдуллах ибн Аби Наджих от Муджахида то, что он сказал в тафсире этих слов Аллаха: «Их вера – Их слова: Аллах – наш Создатель, наделяет нас благами и умертвляет«.

Абдуллах ибн Аби Наджих, некоторые ученые посчитали его слабым, другие сильным.

Ибн Хаджар сделал общий вывод сказав: «Достоверный, был обвинен в кадаризме, может быть делал тадлис».

Сказал имам аз-Захаби: «Самый близкий из людей (передатчиков) к Муджахиду». См. Сияр 11\156.

И самое меньшее состояние этого иснада – хасан.

И видел в нескольких местах «ас-Сильсили ас-Сахиха» то, что шейх Альбани делал достоверным такого рода иснад и это то, что сказал ибн Хаджар.

К тому же передал ибн Абу Хатим в своем тафсире от Абу Саи’да аль-Ашаджа от Абу Халида аль-Ахмар от Хаджадж от аль-Касима ибн Абу Базза от Муджахида те же слова, что и в вариантах ат-Табари. См. Тафсир ибн Абу Хатим 12886

Все люди этого иснада достоверные или хорошие кроме Хаджаджа, и это Хаджадж ибн Арта, сказал о нем ибн Хаджар: «Садук (правдивый) много ошибается, и делает тадлис«.

Однако в нашем случае нет сомнения в том, что это  хороший шахид (подкрепляющий вариант) к варианту ибн Наджиха что не оставляет сомнения в достоверности этого тафсира от Муджахида.

Затем передал имам ат-Табари от ибн Уаки’ от ибн Нумейра от ‘Абдуль Малика от ‘Ата, то, что он сказал в тафсире этого аята: «Они знают, что Аллах их Господь, затем они придают Ему соучастников«.

Иснад сообщения достоверный, кроме ибн Уакии’,  о котором уже говорилось.

Однако передал имам ат-Табари от аль-Мусана от ‘Амра ибн ‘Ауна от Хушейма от ‘Абдуль Малика от ‘Ата в тафсире этого аята: «Они знают что Аллах создал их, и дал им пропитание, и они придают Ему соучастников».

Иснад этого хадиса — Хушейм описан тадлисом, но в нашем случае это не вредит так так ибн Нумейр в первом варианте также передает от ‘Абдуль Малика.

Однако аль-Мусана, а он аль-Мусана ибн Ибрахим, я не нашел его биографии кроме как то, что сказал о нем шейх Ахмад Шакир в его комментариях к тафсиру ат-Табари: «Шейх ат-Табари передает от него много в тафсире, и в его книге по истории«.

Т.е. этот передатчик слабый по причине его неизвестности.

Но у этого варианта есть отличная мутабаа’ (следование, т.е. когда от шейха того или иного передатчика другой передатчик передает тот же хадис, в такой же форме, что указывает на то, что первый передатчик хорошо запомнил хадис от шейха).

Передал Саи’д  ибн Мансур в своем тафсире от Хушейма от ‘Абдуль Малика от ‘Ата те же слова что и в варианте ат-Табари. См. Тафсир Саид ибн Мансур 1093

Нет сомнения, что этот вариант укрепляет варианты ат-Табари.

Затем, для полноты пользы приведу сообщения еще от двух ученых салаф которые привел имам ат-Табари.

Передал имам ат-Табари от Бишра от Язида от Саи’да от Катады то, что он сказал в тафсире этого аята: «Они мушрики в их имане. Так как ты не встретишь никого, кроме как он сообщит тебе что Аллах его Господь, и то, что Он его создал, дал пропитание, в то время как он придающий соучастников в поклонении Ему«.

Иснад этого хадиса хороший, кроме как Саи’да, а он  Саи’д ибн Аби ‘Аруба он хоть и является достоверным передатчиком , но запутался в конце жизни.

Однако передал имам ат-Тирмизи от имама Ахмада то, что он сказал что Язид ибн Зари’ (передатчик от Саи’да в нашем иснаде) передавал от него до того как он запутался. См. Иляль а-Тирмизи 2\743. Так что иснад сообщения Катады достоверен.

Также передал имам ат-Табари от Мухаммада ибн ‘Абду ль-‘Аля от Мухаммада ибн Саура от Ма’мара от Катады то, что он сказал в тафсире этого аята: «Кого бы ты не спросил из мушриков о том, кто твой Господь, кроме как Он скажет: Мой Господь – Аллах!  И в то же время он придает соучастников в этом«. Иснад этого сообщения достоверный также.

Также передал имам ат-Табари от Юнуса от Ибн Уахба от Ибн Зейда в тафсире слов Аллаха «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая ему сотоварищей»

То что он сказал: «Никто не поклоняется кому-то (чему-то) вместе с Аллахом кроме как он верит в Аллаха, и знает что Аллах – его Господь, и то, что Аллах – его Создатель, Наделяющий его пропитанием, и в то же время он придает Ему в соучастники.

Разве ты не видел как Ибрахим – мир ему – сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесь, вы со своими отцами? Все они являются моими врагами кроме Господа миров«. сура аш-Шуа’ра 75-77.

Он знал, что они поклоняются Господу миров вместе с тем, чему поклонялись помимо Него. И никто не придает Ему соучастников, кроме как он верит в него. Разве ты не видишь что арабы совершая тальбию (слова в хадже, упоминалось об этом в первой части) говорили: «Лябайка нет у Тебя соучастника, кроме соучастника для Тебя, Ты владеешь им, и тем, чем владеет он». Мушрики говорили это». См. Тафсир имам ат-Табари аята Юсуф 106.

Хвала Аллаху который разоблачает приверженцев страстей и призывающих к заблуждению.

Это тафсир основных муфассиров этой общины, ее праведных предшественников и их понимание Корана. И все эти сообщения достоверны от них.

И затем, у нас есть отсебятина, каких-то Саккафов,  Гумари, Ефенди и некого Абу Али с даруль фирк утверждающих абсолютно обратное тому, на что указывают слова салаф либо прямым текстом, либо это понимается из их слов.

Так пусть мусульманин стремящийся к довольству Аллаха выберет того, от кого он будет брать свою религию в наиважнейшем из ее вопросов – вопросе таухида и ширка, веры и неверия .

 

Значит утверждения ибну Таймии и других ученых ахлю Сунна о том, что мушрики арабы верили в рубубию, и совершали ширк в улюхии достоверно, то хвала Аллаху, они не сказали это от себя этот смысл, однако на это указал Коран и так это поняли также салаф этой общины вопреки тому что ложно заявляют ненавистники таухида и сунны.

 

Продолжение следует с позволения Аллаха.

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Ширк и его опровержение.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.