“Исти’аза” и “истигьаса”.

“Исти’аза” и “истигьаса”.

Аллах говорит: “Когда человека коснется вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему одному. Когда же Он предоставляет ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде, и равняет с Аллахом других, чтобы сбить других с Его пути. Скажи: «Попользуйся благами со своим неверием немного! Воистину, ты будешь одним из обитателей Огня»”. Сура аз-Замр 8 аят.

Имам ат-Табари аш-Шафии [умер в 312 г по Хиджре] так толкует этот аят, в своем Тафсире: “Аллах говорит: [Когда человека коснется вред] болезнь в его теле, либо трудность или опасность в жизни, [он взывает к своему Господу], он призывает о помощи и спасении [“истагьаса би Роббихи”] к Господу своему, который создал его, т.к. ему очень сложно, он обращается к Нему, чтоб Он устранил трудность. А Слова Его [человек забывает Того, к Кому он взывал прежде], означают что перестал взывать тот, кто  раньше взывал к Аллаху чтоб Он удалил его беды, [и равняет с Аллахом других], т.е. ставит сотоварищей Ему”. 10 том, стр. 617.

Слова Аллаха ясны, что делающий подобное будет в огне, а ат-Табари ясно сказал, что взывание о помощи [“истигьаса”] должна быть обращена только к Аллаху, и всегда к Аллаху, а обращение ее [“истигьасы”] к другим, есть придавание Ему сотоварищей.

2- Слова Пророка Мухаммада, e; “Аллах гневается на того, кто не просит у Него”. (Ахмад 2/442, «Адаб аль-Муфрад» аль-Бухари (658), ат-Тирмизи (3770), Ибн Маджа (3827).

3- Теперь слова Алимов, кто говорил, что прибегать за помощью и спасением не к Аллаху, а к творения не дозволено, приводя в пример такие виды дуа как “исти’аза” и “истигьаса”:
Ибн Хузейма аш-Шафии[Мухаммад ибн Исхак Ибн Хузейма ибн Мугира ибн Салях ибн Бакр, аш-Шафии по прозвищу Имам Имамов, он являлся «сосудом» Знания и «морем» в нем, (он был) из тех, кто путешествовал в поисках знаний по разным странам, отправлялся «за горизонт» требуя Знания и  слушая Хадис. Написал много книг и собрал много трудов, из его работ «Сахих», (эта книга) из полезнейших и величайших книг. Он был из Муджтахидов в религии Ислам. Ибн Касир аш-Шафии  в «Бидаят ва Нихаят» том 2 стр 1696.] говорит в своей книге “Китаб ат-Тавхид”, оговаривая  хадис о прибегании за защитой к Словам Аллаха [“калимату-Ллахи ат-таммат”]: “И разве вам неизвестно, что не возможно, чтоб Пророк, e, приказал прибегать за помощью [“исти’аза”] к творениям Аллаха от зла других творений? Слышали ли вы, чтоб кто то из Алимов дозволил для тех, кто делает дуа, сказать: “Я прибегаю к каабе, от зла творений Аллаха, или сказать: “Я прибегаю к Саффе и Марве от зла творений Аллаха…”. Это не может сказать, и не может дозволить мусульманин, знающий религию Аллаха. Невозможно чтоб мусульманин прибегал за помощью к творениям Аллаха, от зла творений”. 1 том стр. 400.
Имам Байхаки аш-Шафии [думаю не надо объяснять, кто это], говорил в своей книге Асмау ва Сифат, тоже по поводу “исти’азы” [прибеганием за спасением] к творениям: “И не верно [действие того], кто прибегает за спасением к творению от творения”. Том 1 стр. 477.
Так же говорил Имам Багави аш-Шафии [5 век по Хиджре] [думаю не надо объяснять кто это], и многие другие Алимы из других мазxабов.

Пророк делал “исти’азу” [прибегал за спасением] к Словам Аллаха и Сифатам Его [как “Вадж” например]. Хадис у Муслима: “Прибегаю за спасением к Словам Аллаха”. Хадис  Бухари: “Я прибегаю за спасением к Твоему Лику [Ваджу]”. Эти хадисы указывают что “исти’аза” [прибегание за спасением] к Аллаху и Его несотворенным Сифатам можно, а прибегание к сотворенному запрещено и это есть Ширк.

Хамд ибн Мухаммад аль-Хаттаби аш-Шафии [4 век по Хиджре] сказал:  “Не прибегают за защитой, к кому-то помимо Аллаха или  Его Сифатов, так как все кроме Него, и Его Сифатов творения! Поэтому Его Слова описаны как “ат-таммат”,- совершенные, а не найдется творения, кроме как в нем найдется недостаток. И прибегание за защитой к творению,- есть Ширк делающий Тавхид не действительным. Так как в этом действии опустошение обязательного метода обращения к Аллаху от Его творений”. Приводит ас-Свейди аш-Шафии в книге  “аль-Акд ас-Самин” стр. 225.
Абу Бакр аль-Халял аль-Ханбали, Факьих [умер в 311 г. По Хиджре]: “Не дозволено говорить: “я прибегаю к небесам, или к горам или к пророкам, или к ангелам, или к Аршу, от [зла] того, что создал Аллах”. Нельзя прибегать за покровительством ни к кому кроме Аллаха, и Его Словам”. В своей книге “ас-Сунна” 6 том стр. 87.
Аш-Шахеристани аш-Шафии [где-то 5 век по Хиджре] говорит, описывая Ширк времен “джахилии”, и суть обожествления идолов: “Когда народ стал простаивать, обратившись к ним, это простаивание являлось поклонением им, а требование от них своих нужд, было утверждением божественности для них [“Улухия”]”. В своей книге “Миляль ва нихаль”, 2 том стр. 259
Кадзий, Абу АбдуЛлах аль-Хулейми аш-Шафии [умер в 403 г. По Хиджре], указал, что любовь и возвеличивание Пророка, e, не должно доводить до совершения Ширка в дуа, и других видах поклонения, сказав: “Аллах, Он есть объект поклонения, а не посланник Его, e, Он есть единственный, к Кому обращаются с нуждами [от Кого желают] и от Кого страшатся”.  В своей книге “аль-Минхадж фи шу’аб аль-иман” 1 том стр. 238.
Абу аль-Музоффар ас-Сам’ани[Мансур ибн Мухаммад ас-Самьани, автор многих книг, из них книга по «Усуль аль-Фикьх», называется «аль-Кьаватиа», про которую сказал ас-Субки: «Я не знаю в науке «Усуль», книги лучше, чем книга «аль-Кьаватиа»». Табакьат аш-Шафиия 5/343.

Сказал Джувейни: «Если был бы Фикьх рубашкой сложенной, то Абу аль-Музоффар ас-Самьани был бы его образцовой маркой». Табакьат аш-Шафиия 5/342.] аш-Шафии  в своем тафсире к Словам Аллаха:

هُوَ الْحَيُّ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ فَادْعُوهُ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ

“Он – Живой, и нет божества, кроме Него. Взывайте же к Нему, очищая перед Ним веру [мухлисин]”. Сура Гьофир 65 аят.

Сказал: “Дуа [взов] в Ихласе [искренний], это значит не взывать помимо Него ни к кому”. 5 том стр. 30.

Известный Суфий, Абу Язид Бастами [4 век, если не ошибаюсь]: «Истигьаса» [обращение за помощью  в трудной ситуации] создания к другому созданию, как «истигьаса» утопающего к другому утопающему».
Также известны слова Суфия Абу ‘АбдуЛлаха аль-Кьурши «Истигьаса» создания (человека) к другому созданию, — как «истигьаса» заключенного в тюрьме к другому заключенному». Приводит Шейх аль-Ислам Ибн Теймия в «Мажмуат Фатава» том 1 стр. 106. Также Шейх, Муфассир, Махмуд Афанди Алуси в своем известном тафсире 35 аята суры аль-Маида: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите пути приближения (василя) к Нему». Тафсир «Рух аль-Маани» том 4 стр. 475.
Ибн ‘Акьиль Ханбали [умер в 513 г. По Хиджре]: «А когда стали тяжелы для невежд и этих шаек, (шариатские) обязанности, они отклонились от Шариатских положений к возвеличиванию других положений, которые они сами для себя постановили… Они для меня неверные за эти положения; (и это такие положения) как: возвеличивание могил,… обращения к мертвым с просьбами, писанина на тряпочках: «О владыка мой, сделай мне то-то и то-то, и подвешивание этих кусочков материи на деревья,- это следование за теми, кто поклонялся аль-Лату и Уззе». Приводит Ибн Каийим аль-Джавзия в «Игьасатуль Лахфан» стр. 201.
Это же приводит Ибн Джавзи Ханбали [6 век по Хиджре], ученик Ибн Акьиля в книге “Талбис иблис”.

Это лишь некоторые слова Шафиитских и Ханбалитских Ученых, могу привести десяток слов ученых Маликитов и Ханафитов, по этому поводу, которые жили до Шейха аль-Ислама Ибн Теймии, да смилуется над ним Аллах.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Виды поклонений.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.