Мазхаб аль-Куртуби относительно тех, кто возводит строения на могилах и берет их местами поклонения.

Мазхаб аль-Куртуби относительно тех, кто возводит строения на могилах и берет их местами поклонения.

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Таким образом Мы дали знать о них людям для того, чтобы они узнали, что обещание Аллаха есть истина и что в Часе невозможно усомниться. Но вот они стали спорить о них и сказали: “Воздвигните над ними строение. Их Господу лучше знать о них”. А те, которые отстояли свое мнение, сказали: “Мы непременно воздвигнем над ними мечеть”». (18:21)

Известный ученый, толкователь Корана (Муфассир), Имам, Факих, Абу ‘Абдуллах аль-Куртуби аль-Малики (ум. 671 г.), да смилуется над ним Великий Аллах, пишет в своей книге «аль-Джами’ ли Ахкам аль-Кур’ан», комментируя этот аят:

فاتخاذ المساجد على القبور والصلاة فيها والبناء عليها، إلى غير ذلك مما تضمنته السنة من النهي عنه ممنوع لا يجوز؛ … قال علماؤنا: وهذا يحرم على المسلمين أن يتخذوا قبور الأنبياء والعلماء مساجد

«Брать местами поклонения могилы, и молиться там, и строить над ними и другие подобные действия, все это входит в то, что запретила Сунна, и это не разрешается…Наши ученые (маликиты) сказали: “И не разрешено мусульманам, брать могилы своих Пророков и ученых, местами поклонения”». 

Далее Имам аль-Куртуби продолжает:

وروى الأئمة عن أبي مرثد الغنوي قال سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: (لا تصلوا إلى القبور ولا تجلسوا عليها) لفظ مسلم. أي لا تتخذوها قبلة فتصلوا عليها أو إليها كما فعل اليهود والنصارى، فيؤدي إلى عبادة من فيها كما كان السبب في عبادة الأصنام. فحذر النبي صلى الله عليه وسلم عن مثل ذلك، وسد الذرائع المؤدية إلى ذلك فقال: (اشتد غضب الله على قوم اتخذوا قبور أنبيائهم وصالحيهم مساجد). وروى الصحيحان عن عائشة وعبدالله بن عباس قالا: لما نزل برسول الله صلى الله عليه وسلم طفق يطرح خميصة له على وجهه فإذا اغتم بها كشفها عن وجهه فقال وهو كذلك: (لعنة الله على اليهود والنصارى اتخذوا قبور أنبيائهم مساجد) يحذر ما صنعوا

«И передали ученые от Абу Мурсида аль-Гъанауи, что он сказал: Я слышал как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллах, сказал: “Не молитесь в сторону могил и не садитесь на них”. Передает его Муслим. Смысл этого заключается в том, чтобы не делать их “кыблой”, не молиться на них или направившись в их сторону, как это делают иудеи и христиане, что ведет к тому, что [люди] начинают поклоняться тем, кто внутри них (могил)… это и стало причиной поклонения идолам.

Поэтому, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, предостерегал от подобного, и закрыл все пути ведущие к этому. Он сказал: “Гнев Аллаха на тех, кто берет могилы своих пророков и праведников, местами поклонения”.

И пришло в двух “Сахихах” от ‘Айшы и ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, что они оба сказали: Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находился в предсмертной агонии, он натянул на лицо свою рубаху, а когда это стало причинять ему страдания, он снял ее со своего лица. После чего, находясь в таком тяжелом состоянии, сказал: “Проклятие Аллаха на иудеев и христиан, поскольку они превратили могилы своих пророков в мечети”.

Этим он предостерегал от того, что они делали».

Затем аль-Куртуби приводит еще множество сообщений касательно данной темы, из них следующие хадисы:

وروى مسلم عن جابر قال: نهي رسول الله صلى الله عليه وسلم أن يجصص القبر وأن يقعد عليه وأن يبنى عليه. وخرجه أبو داود والترمذي أيضا عن جابر قال: نهى رسول الله صلى الله عليه وسلم صلى أن تجصص القبور وأن يكتب عليها وأن يبنى عليها وأن توطأ. قال الترمذي: هذا حديث حسن صحيح. وروى الصحيح عن أبي الهياج الأسدي قال قال لي علي بن أبي طالب: ألا أبعثك على ما بعثني عليه رسول الله صلى الله عليه وسلم: ألا تدع تمثالا إلا طمسته ولا قبرا مشرفا إلا سويته — في رواية — ولا صورة إلا طمستها. وأخرجه أبو داود والترمذي.

«И передал Муслим от Джабира, который сказал: “Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил гипсовать могилы, садиться на них и строить над ними”… и приводится в «Сахихе» [Бухари] от Абу аль-Хайяджа аль-Асади, от ‘Али, что он сказал: “Не послать ли мне тебя с тем же поручением, с которым меня послал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Он послал  меня с тем, чтобы я не оставил ни одного изображения, кроме как стер его, и ни одной возвышенной могилы, кроме как сровнял ее”. Также его передал Абу Давуд и ат-Тирмизи…».

Затем он говорит:

قال علماؤنا: ظاهره منع تسنيم القبور ورفعها وأن تكون لاطئة. وقد قال به بعض أهل العلم. وذهب الجمهور إلى أن هذا الارتفاع المأمور بإزالته هو ما زاد على التسنيم، ويبقى للقبر ما يعرف به ويحترم، وذلك صفة قبر نبينا محمد صلى الله عليه وسلم وقبر صاحبيه رضي الله عنهما — على ما ذكر مالك في الموطأ — وقبر أبينا آدم صلى الله عليه وسلم، على ما رواه الدارقطني من حديث ابن عباس. وأما تعلية البناء الكثير على نحو ما كانت الجاهلية تفعله تفخيما وتعظيما فذلك يهدم ويزال؛ فإن فيه استعمال زينة الدنيا في أول منازل الآخرة، وتشبها بمن كان يعظم القبور ويعبدها. وباعتبار هذه المعاني وظاهر النهي أن ينبغي أن يقال: هو حرام

«Наши ученые (малкиты) сказали: “Его явный смысл указывает на запрет возвышения могил и что они должны быть на уровне земли”. Об этом сказали некоторые ученые. А большинство ученых пришли к тому, что возвышение, которое нам велено убрать, это то, что превышает оставшуюся после погребения выделяющуюся часть земли, т.е. часть земли, по которой можно узнать, что там захоронен человек и будут к ней уважительно относиться. Таковыми являются и могилы нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его двух сподвижников, да будет доволен ими Аллах, как об этом упомянул Имам Малик в “аль-Муватта”, и могила нашего праотца Адама, да благословит его Аллах и приветствует, как об этом передается в хадисе от Ибн ‘Аббаса, приведенном Имамом ад-Даракутни. А что же касается больших построек, которые воздвигали люди времен джахилии с целью прославить и превознести их, то необходимо разрушать и уничтожать их. Поскольку в таком случае украшения этой жизни используются в первых жилищах Последней Жизни, и в этом присутствует уподобление тем, кто возвеличивает могилы и поклоняется им. Принимая во внимание все перечисленные положения и явный запрет, следует сказать, что это – харам (запрещено)».

(См. «аль-Джами’ ли Ахкам аль-Кур’ан», 10/381, изд. «‘Алям аль-Кутуб», 1423 г.)

«аль-Джами’ ли Ахкам аль-Кур’ан»

Относительно же могилы Посланника Аллаха, да благословит его Аллаха, Имам Абу ‘Абдуллах аль-Куртуби пишет следующее:

Также пишет Имам аль-Куртуби:

«Поэтому дошло до мусульман то, что они должны избегать средства [к Ширку], в отношении могилы Пророка, мир ему и благословение Аллаха. И по этой причине, они воздвигли стены которые окружают ее (могилу) и закрыли вход в нее, так как они боялись, что его могилу люди возьмут “кыблой”, к которой они будут направляться во время своих молитв… Они построили две стены у могилы и направили… которые образуют треугольный угол в северную сторону, так чтобы никто не мог направляться лицом к его могиле».

(См. «Курат аль-‘Уйюн», стр. 136)

И таковым было мнение не только Имама аль-Куртуби, но и многих других ученых мазхаба Имама Малика, как мы это уже ранее приводили на нашем сайте.

И в заключении — хвала Аллаху, Господу миров!

 

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Имам Малик и маликиты, Могилы и что с ними связано.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.