Мольба к покойным является многобожием.

Мольба к покойным является многобожием.

Когда шайтан понял, что использование наименования «обожествление» для того, что делают многобожники, отталкивает людей, он придал этому другую, приемлемую для них словесную форму. Однако, само по себе название не указывает ни на какое установление, а истинная суть вещи не изменяется из-за перемены названия, о чём посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так: «Появятся люди из (числа членов) моей общины, которые станут называть вино не его именем». Ахмад, ан-Насаи, Абу Дауд и Ибн Маджа.

То же самое касается и того, кто именует прелюбодеяние браком, поскольку наименование не устраняет ни подлинного названия, ни соответствующего установления. Точно так же тот, кто даёт деньги под проценты, является ростовщиком, даже если он и не называет это ростовщичеством. То же самое относится и к человеку, совершающему то, что свидетельствует о многобожии, – он является многобожником, даже если и называет совершаемое им обращением с мольбой «просьбой о заступничестве» или как-нибудь ещё.

Впавшим в многобожие является тот, кто посвящает любой из видов поклонения не Аллаху, даже если такой человек не считает подобное ни многобожием, ни обожествлением или даёт этому любое другое название, ибо многобожник является многобожником независимо от того, согласен он с этим или нет, или ростовщик является ростовщиком независимо от того, согласен он с этим или нет. Очевиден тот факт, что человек, подчиняющийся сотворённому существу в том, что касается дозволения того, что Аллах запретил, или запрещения того, что Аллах разрешил, избрал себе бога и господа помимо Аллаха, ибо Всевышний Аллах сказал: «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!». «Покаяние», 31.

Имамы Ахмад и ат-Тирмизи приводят хадис, в котором сообщается, что когда Ади б. Хатим, принявший христианство в эпоху доисламского невежества, услышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читает аят, где сказано: «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям …», – он воскликнул: «О, посланник Аллаха! Но они же им не поклонялись!» (На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Наоборот (, поклонялись)! Они ведь запрещали (этим людям) дозволенное и разрешали запретное, а те следовали за ними, в чём и заключалось их поклонение им!». См.: «Тафсир» Ибн Джарир ат-Табари (6.304).

Те люди, о которых Аллах упоминает в вышеприведенном аяте, не называли своих первосвященников и монахов ни господами, ни богами и не считали свои действия по отношению к ним поклонением, и поэтому Ади сказал: «Но они же им не поклонялись!». Однако суждение о чём-либо определяется истинной сутью этой вещи, а не её названием и не тем, в чём убеждён человек, поступавший подобным образом. Факт того, что люди, убежденные в том, что их подчинение первосвященниками и монахам поклонением им не является, не может служить для них оправданием. То же самое относится и к действиям людей, поклоняющихся могилам, которые обращаются к находящимся в них покойникам с просьбами о выполнении того, что им нужно, и избавлении от скорбей, и стараются приблизиться к ним, давая этим покойникам обеты и принося им жертвы. Всё вышеперечисленное является поклонением этих людей обитателям могил, несмотря на то что сами они поклонением это не называют и не считают свои действия поклонением.

Это также разъясняется в приводимом ат-Тирмизи хадисе, который передал Абу Вакид аль-Ляйси: «Вместе с посланником мы отправились в Хунайн2 . В то время мы были ещё новыми мусульманами, недавно отказавшимися от неверия, а у многобожников было дерево, называвшееся Зат Анват («имеющее подвески»), у которого они собирались для своих обрядов, развешивая на нём своё оружие2. Проезжая мимо этого дерева, люди сказали: «О, посланник Аллаха, сделай для нас такой же Зат Анват, как и у них!», (на что) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пречист Аллах! Вы попросили то же, что попросили у Мусы сыны Израилевы: “Сделай нам такое же божество, как и у них!”, а он ответил: “Воистину, вы – народ невежественный!”. Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, поистине, вы непременно последуете обычаям тех, кто был прежде вас!». Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его достоверным.

Эти люди, только недавно пребывавшие в неверии, потому и считали, что то, о чём они просили, не имеет отношения к обожествлению кого-либо помимо Аллаха, поскольку они произносили слова: «Ля иляха илля-Ллах», зная об их смысле. С другой стороны, им было неведемо, что смысл слов «Ля иляха илля-Ллах» противоречит тому, что они просили, однако от этого ни истинная суть подобных действий, ни суждение о них не изменялись.

Каждый, кому известно, с чем Аллах направил Своего посланника к людям, знает, что совершаемые у могил действия, например, обращение к покойным с мольбами и просьбами о помощи, а также даваемые им обеты и приносимые им жертвы являются более тяжкими грехами, чем действия тех людей, которые избирали своих первосвященников и монахов господами вместо Аллаха, а их слова являются более мерзкими, чем вышеприведенные слова: «сделай для нас такой же Зат Анват, как и у них!», – на что указал шейх Абдуллах б. Абд ар-Рахман Абу Батин.

Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:

«И если избрание этого дерева для подвешивания оружия и уединения около него было равнозначно избранию божеств наряду с Аллахом, хотя эти люди ни о чём не просили это дерево и не поклонялись ему, то что же можно сказать о пребывании возле могил, обращении с мольбами к могиле и обращении с мольбами около могилы?! О, если бы знали многобожники и приверженцы религиозных нововведений, насколько искушение, связанное с деревом, меньше искушения, связанного с могилой! Ведь Всевышний Аллах сказал: «Если Аллах даровал человеку Писание, власть и пророчество, то ему не подобает говорить людям: «Будьте рабами мне, а не Аллаху», но (следует ему говорить): «Будьте рабами Господними3 , ведь вы обучаете Писанию и изучаете его!». Ему4 также не подобает приказывать вам признавать ангелов и пророков своими господами. Разве он станет приказывать вам совершить неверие после того, как вы стали мусульманами?». «Семейство Имрана», 79-80.

Ибн Джарир, Ибн Абу Хатим и другие (толкователи Корана) приводят хадис, в котором сообщается, что Ибн Аббас сказал: «Когда иудеи и христиане из Наджрана5 встретились с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который призвал их к исламу, Абу Рафи аль-Курази спросил: «О, Мухаммад, ты желаешь, чтобы мы поклонялись тебе подобно тому, как христиане стали поклоняться сыну Марйам?» И один человек из Наджрана, которого называли предводителем, спросил: «Ты желаешь этого, о, Мухаммад?» На это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да упасёт нас Аллах от того, чтобы поклонялись мы кому-либо, кроме Аллаха, или приказывали (другим) поклоняться не Аллаху! Не с этим Он направил меня, и не это Он повелел мне!».

Об этом Аллах и ниспослал следующеие аяты: «Если Аллах даровал человеку Писание, власть и пророчество, то ему не подобает говорить людям: «Будьте рабами мне, а не Аллаху», но (следует ему говорить): «Будьте рабами Господними, ведь вы обучаете Писанию и изучаете его!». Ему также не подобает приказывать вам признавать ангелов и пророков своими господами. Разве он станет приказывать вам совершить неверие после того, как вы стали мусульманами?».

Таким образом, Всевышний Аллах, хвала Ему, разъяснил, что человек, поклоняющийся ангелам и пророкам, избрал их для себя господами помимо Аллаха и что подобное делает его неверующим, даже если он и не считает, что признаёт их господство и не называет это так. Если же говорить о том, кто приказал поклоняться им, то тогда речь идет о велении избрать их господами помимо Аллаха. А что тогда следует сказать о тех, кто занимает более низкое положение6?!». Конец цитаты.

Пречист Аллах! Кто же лучше – различные господа или Единый и Всеподчиняющий Аллах?! Однако со слов этих безбожников следует, что у покойных и отсутствующих можно просить о чем угодно.

Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа, да помилует его Аллах, пишет:

«Человек, провозглашающий о дозволенности обращения к сотворённому существу со всеми теми просьбами, с которыми обращаются к Создателю и которые касаются избавления от бедствий, впал в худшее неверие, чем идолопоклонники, ибо, поистине, последние не просят у своих идолов всего того, чего те просят у Аллаха, о чём Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Как думаете вы, если постигнет вас наказание Аллаха или наступит для вас Час (этот) , станете ли вы взывать к кому-либо, кроме Аллаха? (Ответьте) если вы правдивы». Да, лишь к Нему вы станете взывать, и устранит Он то (, из-за чего) вы станете взывать к Нему, если захочет, и забудете вы о тех, кому поклоняетесь наряду с Аллахом». «Скот», 40-41.

Тем самым Аллах, хвала Ему, разъяснил, что когда их постигнет наказание Аллаха или когда настанет День Воскресения, они станут просить об избавлении от бедствий и оказании помощи только Всевышнего Аллаха, Который сказал: «Когда беда постигает вас в море, вас покидают все, к кому вы взывали, кроме Него …». «Ночное путешествие», 67.

И в подобном положении часто оказывались как простые, так и другие люди». Конец цитаты.

Поклонением является всё то, совершение чего Аллах и Его посланник вменили в обязанность или назвали желательным. Так, твоё обращение к Аллаху с мольбой является поклонением, а если ты обратишься к кому-нибудь другому, будь то покойный, отсутствующий, камень или дерево, то значит ты поклоняешься этому другому; если ты склоняешься в земном поклоне перед Аллахом, значит ты поклоняешься Ему, а если ты склонишься перед кем-либо другим, то значит ты поклоняешься этому другому; если ты принёс жертву Аллаху, значит ты поклоняешься Ему, а если ты принесёшь жертву кому-нибудь другому, то значит ты поклоняешься этому другому. И то же самое относится ко всем прочим видам поклонения. При этом в Коране содержится больше указаний на запрет обращения с мольбами не к Аллаху, а также порицаний тому, кто поступает таким образом, нежели указаний на запрет совершения земных поклонов перед другим объектом.

1 В вади Хунайн в ста километрах к северо-востоку от Мекки в январе 630 года состоялось сражение мусульман с силами племён хавазин и сакиф, завершившееся победой мусульман.
2 Имеется в виду, что многобожники считали это дерево священным и верили, что уединение рядом с ним и подвешивание оружия на его ветвях может придать им силы и принести пользу.
3 «Раббанийун» – имеются в виду люди, обладающие твердым знанием о религии Господа и неуклонно проявляющие покорность Ему.
4 Здесь имеется в виду любой пророк или посланник Аллаха, мир им всем.
5 Наджран – один из районов Йемена.
6 То есть более низкое положение, чем пророки и ангелы, мир им.

Из книги Салиха ибн Мухаммада аш-Шасри «Искоренение заблуждений Дахляна».

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Мольба (Ду`а ) это поклонением.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.