Не отправляются с путешествием кроме как к трем мечетям — мечеть аль-Харам, моя мечеть и мечеть аль-Акса.

 

Не отправляются с путешествием кроме как к трем мечетям — мечеть аль-Харам, моя мечеть и мечеть аль-Акса.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Сказал Посланник Аллаха: «Не отправляются с путешествием кроме как к трем мечетям — мечеть аль-Харам, моя мечеть и мечеть аль-Акса»

Это известный достоверный хадис, переданный в «Сахихах» и «Сунанах» и «Муснадах»

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: «Этот хадис — единогласны имамы на его достоверности и действии по нему». Источник: «Аль Ахнаия», 142.

Этот хадис — довод на запретность путешествия к любым «баракятным местам», помимо трех данных мечетей — подобно путешествия к могилам, мавзолеям, каким то другим мечетям помимо этих трёх.

Приведем же понимание саляфов к данному хадису.

— Передал имам ан Насаи, с достоверным иснадом от Абу Хурейры то что он сказал рассказывая о своем путешествии на гору ат Тур (где был Муса): «И я вышел в обратный путь, и встретил Абу Басру аль Гаффари, и он сказал мне: «Ты откуда?» я сказал: «С ат Тура». Он сказал мне: «Если бы я встретил тебя до того как ты приехал туда, ты бы не поехал туда». Я сказал: «Почему?». Он сказал: «Я слышал Посланника Аллаха, мир ему, как он сказал: «Не седлают животных кроме как к трем мечетям — аль-Харам, моя мечеть, и аль-Акса». Источник: «Сунан ан-Насаи», 1411

— Сказал имам Ибн Аби Шейба: «Рассказал нам Ибн Уейна, от Амра Ибн Динара, то Талька Ибн Хабиба, от Казаа, что он сказал: «Я спросил Ибн Умара: «Поехать ли мне на ат-Тур?» Он сказал: «Оставь ат Тур и не едь туда — не отправляются с путешествием никуда кроме как к трем мечетям». Источник: «Аль-Мусаннаф», 7621, иснад достоверный

— Сказал имам Ибн Аби Шейба: «Рассказал нам Ибн Фудейль, от аль Хасана Ибн Убейдуллаха, от Ибрахима ан Нахаи что он сказал: «Не отправляются с путешествием никуда кроме как к трем мечетям». Источник: «Аль-Мусаннаф», 7623, иснад достоверный

— Сказал табиин Абдуль Малик Ибн Джурейдж передав данный хадис: «Скажу я: «Я’куб Ибн Ато говорил: «Совершаются путешествия к трем мечетям», и упомянул подобный хадис. А Ато Ибн Аби Рабах сначала отрицал и аль-Акса, потом же вернулся и стал дозволять путешествие к ней вместе с двумя другими». Источник: «Мусаннаф Абдур Раззак», 9160, иснад достоверный.

Сказал Мухаммад Ибн Аль-Хасан аш Шайбани (ум. 189 г.х.), ученик Ну’мана, передав этот хадис и вместе с ним еще два: «И все эти хадисы мы берем и действуем по ним». Источник: «Аль-Асар», 1/193.

Сказал имам Абдуллах Ибн Абдуль Хакам аль Мисри, ученик имама Малика, имам людей Мисра (ум. 224 г.х.):  «Не седлают животных с целью путешествия кроме как к трём мечетям — аль Харам, мечеть Медины и мечеть Иерусалима». Источник: «Мухтасар Ибн Абдуль Хакам», стр. 45.

Сказал имам Абдуллах Ибн Вахб: «Кто дал обет совершить молитву в мечети помимо трех мечетей — тот пусть молится эту молитву там где он находится и этого хватит ему — кроме как если он будет очень близко от этого места в котором он дал обет совершить молитву — тогда пусть придет в него и прочитает молитву в нем». Источник: «Ан-Навадир уа аз зиядат», 4/30.

И причина разделения между близким и дальним очевидна — потому что путешествие запрещено.

— Сказал имам Исмаиль Ибн Исхак аль-Малики, главный кадый Багдада и имам маликитов Ирака (ум. 282 г.х.), в своей книге «Аль-Мабсут», в разделе «Посещение мечети аль-Куба для молитвы в ней», после того как упомянул слово Мухаммада Ибн Масляма: «Кто дал обет прийти в мечеть Куба тот должен сделать это».

«Это касается лишь того, кто живет в Медине или рядом с ней, из тех кому не надо седлать животных для этого, потому что «седлание животных» — это обозначение для путешествия, а не разрешено путешествовать кроме как к трём мечетям, согласно тому что пришло от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. И не разрешено это ни для исполнения обета, ни для чего другого.

И передано от Малика, что он был спрошен о том кто дал обет приехать к могиле Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и Малик сказал: «Если он хочет приехать к мечети, то пусть приедет и прочитает в ней молитву, а если он хочет лишь могилу то нельзя ему делать это, согласно хадису в котором пришло: «Не седлаются животные кроме как к трём мечетям».

И упомянуто касательно этого от Малика, что он сказал о том кто дал обет идти пешком к какой то мечети чтобы сделать в ней молитву: «Я не люблю это действие для него, по причине слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не седлаются животные кроме как к трём мечетям — мечеть аль Харам, мечеть аль Акса и эта моя мечеть». Источник: «Аль-Мабсут».
Сказал Ахмад Ибн Ханбаль: «Не разрешено совершать путешествие кроме как к трём мечетям — мечеть аль Харам, мечеть аль Акса и мечеть Медины». Источник: «Масаиль Абдиллах», 1343.
Сказал алляма Ибн Акыль аль Ханбали: «Тот кто путешествует для посещения кладбищ подобных этим нововведенным мавзолеям, как мавзолей Куфы, или Самарры, и Туса, и Мадаин, и Аваны, и подобно могиле Мусаба Ибн Умейра, и Тальхи, и аз Зубейра в Басре — и между ним и этими местами расстояние позволяющее сокращать молитву — не разрешено ему сокращать молитву, потому что ему запрещено путешествовать к ним, ведь Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не отправляются с путешествием ни к чему кроме трех мечетей — мечеть аль Харам, мечеть аль-Акса, и эта моя мечеть». Источник: «Кифаятуль муфтий».

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: «Имам Ибн Батта упомянул в «Аль-Ибана ас-Сугра», в которой упомянул слова ахли Сунна и то что им противоречит из нововведений — упомянул он среди этих нововведений строения на могилах, и гипсование их, и совершение путешествий к ним». Источник: «Аль-Ихнаия», 1/438.
Сказал Абу аль-Маали аль-Джувейни: «Мой шейх — то есть его отец Абу Мухаммад аль Джувейни (один из уляма шафиитов, ум. 430 г.х.) — давал фетву о запрете путешествий кроме как к этим трем мечетям, и может быть говорил: «Это харам». Источник: «Аль Ихнаия», 1/407.
Сказал Абу Хамид аль Исфараини в своей «Ат Талика»: «Стало ясным что аш Шафии не считает желательным путешествие кроме как к трем мечетям». Источник: «Аль-Ахнаия», 1/447.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: «Абу Мухаммад аль-Джувейни и другие шафиииты ясно сказали о запрете паломничества кроме как к трём мечетям, обобщенно — по причине хадиса, и это слово Пророка: «Не отправляются с путешествием кроме как к трем мечетям». Источник: «Аль-Ахнаия», 1/438.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: «Сказал аль-Коды Ияд: «Не разрешено путешествие кроме как к трём мечетям — ни тому кто хочет исполнить данный обет, ни тому кто хочет сделать это добровольно»

Сказал Абу аль Валид аль Баджи до него о путешествии к мечети аль-Куба: «Это запрещенное путешествие». Источник: «Аль Ахнаия», 173.

Шубха и ответ на неё.
И если скажет говорящий: «Слово хадиса обобщенное в запрете путешествия куда-то помимо трех мечетей, и вы, если говорите согласно этому хадису, должны вынести хукм о запрете путешествия с целью требования знаний, джихада, торговли, посещения родственников, и остальных подобных дел».

Ответом будет следующее:

1. Как известно, согласно правилам арабского языка, в данном предложении «Не совершается путешествие кроме как к трем мечетям» — есть «махзуф» — спрятанное слово.

И либо мы предположим его обобщенным — как «любое место» —  то есть: «Не совершается путешествие в любое место, кроме трех мечетей»: и тогда и мы, и вы согласны что это ложь, и противоречие другим доказательствам, разрешающим путешествия с целью джихада, торговли, требования знаний, и так далее.

2. Либо же мы предположим его частным, как сказали ученые: «к мечети», то есть: «Не совершается путешествие к мечети помимо трех мечетей..»

И если это так, то то что будет в смысле мечети — возвеличиваемое место в котором считается что есть баракят — будет входить в запрет согласно правильному кыясу от большего.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия приведя хадис: «И сподвижники и те кто за ними последовал — не известно среди них разногласий что это запрещено, ведь словесная формулировка Посланника мир ему ясное в запрете этого. И не известно среди них разногласия в том, что этот запрет включает в себя путешествия к возвеличиваемым местам не являющимся мечетями — все равно, будь этот запрет извлекаем посредством аналогии от большего — ведь если запрещено путешествовать к мечетям помимо трех, то запрет путешествовать к тому что не мечеть будет еще первее — либо по пути того что само слово хадиса несет в себе этот смысл, ведь сподвижники которые его передали, разъясняли его обобщенность на то, что помимо мечетей». Источник: «Аль Ихнаия», 114.

И никто из ученых мусульман, кроме аль-Лейса Ибн ас-Са’да, не сказал выполнять обет данный о путешествии к мечетям помимо трех, и это потому что такое путешествие никого из них не является желательным, и разногласие есть лишь в том, дозволено оно или запретно, и сподвижники не разногласили в его запретности.

Сказал ат Тахави: «Не согласился с аль Лейсом Ибн Садом в его обязывании выполнить обет поехать к любой из мечетей ни один из факихов». Источник: «Мухтасар ихтиляф аль-фукаха», 3/252.

И если путешествие к мечетям помимо тех с целью молитвы в них ни у кого из факихов помимо аль-Лейса не было ни уаджибом (обязательным), ни мустахаббом (желательным), а лишь разногласили они в запретности этого — то свят Аллах что же говорить про путешествие к могилам, которое делают могилопоклонники и невежды, которое делается зачастую с целью ширка или ослушания Аллаха возле этих могил?

Это тем более будет запретным, и не оглядываются в этом к тому из поздних, кто разрешил это подобно аль-Муваффаку, автору «Аль мугни», и Ибн Абдуль Барру, и другим, и они, хоть и были обладателями блага и знаний — ошиблись в разрешении путешествия к могилам, и эта ошибка открыла дорогу к злу, и сподвижники Посланника Аллаха, мир ему, и те кто последовали за их мнением из саляфов — были более знающими и твердыми в этих вопросах чем они.

И в заключение хвала Аллаху Господу Миров.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Могилы и что с ними связано.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.