Обет — это поклонение.

Обет — это поклонение.

Назр (араб. نَذْرٌ) происходит от глагола نَذَرَ (давать обет) и означает – обет, жертвенное обещание.
В шариате назр – это обременение совершеннолетним мусульманином самого себя тем, чем шариат не обязывал его.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто дал обещание подчиниться Аллаху, пусть исполнит это, а тот, кто дал обещание ослушаться Аллаха, пусть не делает этого». Приводит Аль-Бухари.
Существую четыре вида обета:
1- Обязательное исполнение обета в том, что является подчинением Аллаху, как обещание поститься.
2- Запрещенное исполнение обета в том, что является ослушанием Аллаха, как обещание совершить грех.
3- Обет, приравниваемый клятве, который можно исполнить или искупить, как обещание совершить путешествие.
4- Нежелательное исполнение обета в том, что является нежелательным, в этом случае желательно совершить искупление.
Искуплением обета является искупление клятвы.
Аллах сказал: «Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы будете благодарны». Сура: Трапеза (89).

Обет — это поклонение.

Аллах Всевышний говорит в Куране:
يوفون بالنذر ويخافون يوما كان شره مستطيرا
Они выполняют свои обеты и боятся дня, в котором зло распространиться (Сура аль-Инсан, 7)

Человек, давший обет Аллаху, обязан его выполнить. За невыполнение обета следует искупление: освобождение раба, если нет раба, то кормление 10 бедных, если нет возможности, то пост 3 дня подряд.

Аллах Всевышний говорит:
وما أنفقتم من نفقة أو نذرتم من نذر فإن الله يعلمه
Что бы вы не расходовали, какие бы обеты не давали Аллах знает об этом (Сура аль-Бакара, 170)
Посланник Аллаха, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, сказал:
«من نذر أن يطيع الله فليطعه، و من نذر أن يعصي الله فلا يعصه»
«Тот, кто дал обет подчиняться Аллаха, пусть подчиняется, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, то пусть не делает этого».
Существует разногласие, однако я придерживаюсь того, что обет является вещью порицаемой, в том, случае, когда муслим делает для себя исполнение чего-либо обязательным. Так как в этом трудность для него.
Пророк, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, сказал:
«إنّ النذر لا يأتي بخير»
«Поистине обет не приходит с добром»
Однако если дал обет подчинятся Аллаху, то следует выполнять его до конца.
Однако возникает вопрос: если обет — поклонение, то как он может быть макрух?

Шейх аль-‘Усеймин говорил: «из аята (сура аль-Инсан, 7) следует то, что Аллах хвалит тех, кто выполняет обеты, т.е. это любимо Аллаху, а всё что любит Аллах есть поклонение.
Знай, что тот обет, который похвалил Аллах Всевышний — это обет тех, который связан с выстаиванием обязательных видов поклонений, которыми Аллах обязал Своих рабов. Так как совершать поклонение, которым обязал себя мусульманин, является обязательным. Так Аллах Всевышний говорит:
ثم ليقضوا تفثهم وليوفوا نذورهم وليطوفوا بالبيت العتيق
Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг Каабы (сура аль-Хадж, 29)

А обет, которым человек обязывает себя и свою душу, не является из предписанных обязательных видов поклонения, то такой обет будет порицаемым (макрух), а некоторые из учённых говорили о таком запрете — харам. Так как пророк, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, запрещал обеты, сказав:
«إنّ النذر لا يأتي بخير و إنما يستخرج من البخير»
«Поистине обет не приходит с добром, и поистине, он исходит только от скупого» (приводит имам аль-Бухарий, 6608, 6693 и имам Муслим, 1639, от ибну ‘Умара)
Но вместе с тем, если дал обет подчинятся Аллаха, то нужно подчиняться Ему, следуя словам пророка, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия…» (конец слов шейха)
Этого мнения так же придерживался ибн Баз, да помилует его Аллах и учённые до него.
Аллах лучше знает.

////////////////////////////

А что касается обетов типа: «О Аллах, если ты сделаешь для меня то-то, то я сделаю так-то». Вот относительно такого вида обета были разногласия среди ученых, и некоторые имамы порицали и даже запрещали такие виды обета, и среди современных в частности такое говорил шейх аль-Альбани.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не давайте обеты, ибо поистине, обет никак не влияет на предопределение!» аль-Бухари 6609, Муслим 1640.

И подобные обеты, как: “О Аллах, если ты поможешь мне в этом деле или исцелишь моего больного, то я сделаю то-то и то-то”, часто встречается у людей, которых постигнет беда. Они сразу вспоминают Аллаха и дают подобные обеты. Это поневоле навязывает плохие мысли об Аллахе Всевышнем, ибо получается, что без подобной сделки Всевышний Аллах не помогает Своим рабам и не оказывает им милости.
Это все ошибка, ибо Наищедрейший Аллах оказывает людям огромные милости и без их обетов, в которых Он не нуждается!

Также брат запретным является давать такие обеты, которые после осуществления просьбы Всевышним, человек оказывается не в силах исполнить.
А что касается обетов, чтобы избежать грехи, то это дозволено. Ибн Уахб рассказывал: «Я дал обет, что каждый раз, как я сделаю гъиба о человеке, буду поститься один день, и это меня утомило, я делал гъиба и постился. Тогда я решил, что каждый раз, как я буду делать гъиба, я буду делать садакъа в один дирхам, и по причине любви к дирхамам я оставил гъиба!» См. «ас-Сияр» 9/228.

Субхана-Аллах, какая решительность и стремление было у саляфов к тому, чтобы оставить гъиба, которое в наши дни для мусульман стало тоньше волоса!

Так вот, это дозволено, НО шейх Ибн Усаймин говорил, что лучше стараться оставить грехи без обета. См. «Фатауа Ислямия» 3/501.

А что касается твоего варианта, то в этом ин ша-Аллах нет ничего непосильного, так как это делается для побуждения себя к благому и временному. Главное чтобы шайтан не увлек и человек не надавал обетов, которые в итоге не сможет выполнить!

Шейх Ибн Усаймин говорил: «Остерегайтесь обета! Не давайте обет, находясь в благополучии! Не обязывайте себя тем, чем не обязал вас Аллах! Если у кого-то есть больной, то пусть скажет: «О Аллах, исцели его!» У кого экзамен, пусть скажет: «О Аллах, помоги мне его сдать!» Есть некоторые студенты, которые при опасении провала экзамена говорят: «О Аллах, если я сдам экзамен, то сделаю то-то и то из благих деяний!» Однако после того, как он сдал его, он приходит к ученому и говорит: «Помогите мне избавиться от обета, помогите!» Однако нет бегства от обета (если он в благом), и его выполнять обязательно!» См. «Фатауа Ибн Усаймин» 21/54.

А что касается аята, в котором Аллах похвалил тех, кто исполняет свои обеты: «Они выполняют обеты» (аль-Инсан 76: 7), то как сказал Къатада, в нем речь идет о тех людях, кто дал обет повиноваться Аллаху, совершая молитвы, соблюдая пост, выплачивая закят, совершая хадж и умру и прочее из того, что повелел Всевышний Аллах. См. “Фатхуль-Бари” 11/500.
Т.е. дал обет исполнять все то, что Аллах вменил в обязанность.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Передают, что Сабит ибн ад-Даххак рассказывал: «Однажды один человек дал обет зарезать жертвенного верблюда в Буване и спросил об этом Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Тот спросил: “Стоял ли на том месте какой-нибудь языческий идол, которому поклонялись люди?” Ему ответили: “Нет”. Он спросил: “А проходили ли там какие-нибудь празднества идолопоклонников?” Люди ответили: “Нет”. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Исполняй свой обет! Но не следует исполнять обет, связанный с ослушанием Аллаха и тем, чем сын Адама не владеет”» Этот хадис передал Абу Дауд, и цепочка его рассказчиков достоверна согласно требованиям аль-Бухари и Муслима. Абу Дауд (13313).

Шейх Салих Али Шейх, да хранит его Аллах, в комментарии «Книги единобожия» сказал: «…Поскольку причин запретить жертвоприношение в Буване не было, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Исполняй свой обет! Но не следует исполнять обет, связанный с ослушанием Аллаха и тем, чем сын Адама не владеет». Богословы отмечали, что употребление в этом хадисе арабского союза “фа” означает, что причина позволения исполнить обет в Буване заключается в том, что предшествовавшие этому обстоятельства не были ослушанием Аллаха. А заданные вопросы указывают на то, что приносить жертву Аллаху в тех местах, где прежде находился идол, которому поклонялись язычники, или где проходили празднества язычников, запрещается, и подобные поступки являются ослушанием Великого и Могучего Аллаха».

ПОСВЯЩЕНИЕ ОБЕТА НЕ АЛЛАХУ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЯВЛЕНИЕМ МНОГОБОЖИЯ

Всевышний Аллах сказал:
«Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается» Аль-Инсан 76:7.

Шейх Салих Али Шейх, да хранит его Аллах, в комментарии «Книги единобожия» сказал: «Великий и Могучий Аллах похвалил тех, кто исполняет обеты, а эта похвала означает, что исполнение обетов является обрядом поклонения, который угоден Великому и Могучему Господу, и что поступать таким образом разрешается шариатом. И если этот поступок относится к обрядам поклонения, то посвящение обета кому-либо, кроме Великого и Могучего Аллаха, является великим многобожием».

Он сказал также:
«Что бы вы ни потратили, какой бы обет вы ни дали, Аллах знает об этом. Но для беззаконников нет помощников» Аль-Бакъара 2:270.

В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится хадис ‘Аиши о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорным Ему, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, не должен Его ослушаться» Ахмад 6/36, аль-Бухари 11/504,508, Абу Дауд (3289), ат-Тирмизи (1526), ан-Насаи 7/17, Ибн Маджа (2126).

Шейх Салих Али Шейх, да хранит его Аллах, сказал: «Из этого хадиса следует, что исполнять обеты обязательно, а это значит, что исполнение обетов является обрядом поклонения, который угоден Аллаху. И объясняется это тем, что обязательные предписания, как и все деяния, необходимые для их совершения, относятся к обрядам поклонения. А для исполнения обета необходимо принести сам обет, ибо если бы не было обета, то не было бы необходимости исполнять его. И исполнять обеты нужно потому, что человек, несущий ответственность за свои деяния, обязал себя совершить этот обряд поклонения.
Но если человек дал обет совершить грех, он не должен ослушаться Аллаха, потому что взятое на себя обязательство ослушаться Аллаха противоречит запрету ослушаться Великого и Могучего Аллаха, однако поступивший таким образом обязан совершить искупительные действия, которые совершают при нарушении клятвы. Подробно об этом упоминается в главах об обетах, которые входят в книги по мусульманскому праву.
Обет, принесенный Великому и Могучему Аллаху, является великим обрядом поклонения, и обет, принесенный не Аллаху, также является обрядом поклонения. И если человек приносит обет не Аллаху, то он поклоняется творению, если же он приносит обет Аллаху, то он поклоняется Великому и Могучему Аллаху».

Также хотелось бы добавить:

В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится хадис Имрана ибн Хусайна о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшие люди в моей общине – это мое поколение, затем – следующее за ним, а затем – следующее за ним. (Имран сказал: «Я не помню точно, сколько он назвал поколений после своего: два или три»). После них же появятся люди, которые будут свидетельствовать, хотя от них не будут требовать принести свидетельство, и будут совершать предательства, хотя им не будут доверять, и будут давать обеты, но не будут выполнять их, и они будут жирными”» Аль-Бухари 5/190, 4/7, 11/212 и 504, Абу Дауд (4657), ат-Тирмизи (2222), (2223).

По книге М. Х. Аль-Кахтани, «Предел желающего» Краткое изложение книги «Правильный путь понимания единобожия» Салиха ибн ‘Абд Аль-‘Азиза Али Аш-Шейха

______________________________

Обет бывает двух видов:

1 безусловный (мутлак) то есть обязать себя поклонению Аллаха без ни каких условий, например сказать я обязуюсь прочитать два раката намаз так без условий и этот вид является любим для Аллаха и в нём нет нечего не желательного при соблюдении всех условий
2 связанный с условием (мукаййад) то есть обязать себя поклонению Аллаха на условиях, например сказать если Аллах излечит мой недуг то я обязуюсь 3 дня постится вот этот вид обеда и является не желательным и о током виде говорил Пророк (салла Аллху алехи ве селлем)
«إنّ النذر لا يأتي بخير»
«Поистине обет не приходит с добром»
См. шарх книги единобожия Салих Али-шейх 159

_____________________

Условием действительности обета, является его произнесение вслух!

Если человек вознамерился что-то сердцем, то это не обет!
Имам аш-Ширази говорил: “Обет не действителен, кроме как с произнесением!”
Имам ан-Науауи относительно его слов сказал: “Действителен ли обет только с намерением, без произнесения его? Правильным является по единогласному нашему мнению, что обет не действителен кроме как со словами, и одного лишь намерения недостаточно!” См. «аль-Маджму’» 8/435.
Также говорил и имам аль-Мардауи: “Обет без слов недействителен, и если кто-то дал обет только намерением без слов, то он недействителен без разногласия!” См. “аль-Инсаф” 11/118.
Таким образом, в том, что условием действительности обета является произнесения его вслух, нет среди ученых разногласия!

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Виды поклонений.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.