О просьбах к людям, в то время как ты сам способен решить свою проблему.

О просьбах к людям, в то время как ты сам способен решить свою проблему.

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

Из полноты таухида — не просить других о дуа за себя,а лучше самому обращаться с мольбой к Аллаху и также не просить о помощи других людей, если есть возможность самому решить проблему. Поскольку такое поведение поднимает уровень раба из-за того, что он перекрывает все пути, по которым он сможет связать своё сердце с кем-либо помимо Аллаха и перекрывает пути к ширку.

Хадисы о просьбах к людям.

685 (1427). Передают со слов Хакима бин Хизама, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «Высшая рука лучше руки низшей[То есть рука дающего милостыню лучше руки берущего её. ]. Начинай с тех, кого ты (обязан) содержать, а лучшей милостыней является та, которая подаётся от достатка. Тому, кто сам стремится к отказу от (просьб), Аллах даст возможность (ни о чём не просить других), а обходящегося (дарованным ему Аллахом) Аллах избавит (от необходимости во всём прочем)».(Сахих Бухари).

Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (произносивший проповедь) с минбара, упомянул о милостыне, стремлении к воздержанию и нищенстве и сказал: “Высшая рука лучше руки низшей. Высшая рука — это рука расходующего, а низшая — рука просящего”». Бухари, 1429.

Сообщается, что Хаким бин Хизам, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) я попросил (что-то) у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он дал мне это, потом я (снова) обратился к нему с просьбой, и он дал мне (то, что я просил), потом я (снова) обратился к нему с просьбой, и он дал мне (то, что я просил), а потом он сказал: “О Хаким, поистине, это имущество (подобно) сладкому плоду: оно становится благословенным для того, кто берёт его, будучи щедрым, а для того, кто берёт его (, подчиняясь желаниям своей) души, благословенным оно не станет, и уподобится он (человеку), который ест, но не насыщается. (Запомни, что) высшая рука лучше низшей”». Хаким сказал: «Тогда я сказал: “О посланник Аллаха, клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, после тебя я ни у кого ничего не возьму, пока не покину этот мир!”» (Сообщается, что) потом Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, призывал Хакима к себе, (чтобы тот взял полагающуюся ему часть военной добычи,) но (Хаким) отказался принять от него это. А затем с той же целью его призывал к себе ‘Умар, да будет доволен им Аллах, но он отказался принимать что-либо и от него, и тогда ‘Умар сказал: «О мусульмане, призываю вас в свидетели, что я предлагаю Хакиму полагающуюся ему долю от этой добычи, а он отказывается брать её». И после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Хаким до самой своей смерти так ничего и не взял ни у кого из людей. Бухари, 1472, 3143

Передается от Муавии, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не проявляйте настойчивости в просьбах. Клянусь Аллахом, кто бы из вас не попросил меня о чем-то и потом я дам ему это, мне это не нравится и не будет в этом благодати». Муслим, 1038; Сахих аль-Джами’, 7446.

Передают со слов Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто просит у людей их имущество для того, чтобы прибавить свое (имущество), просит для себя Огня Ада. Поэтому пусть если хочет просит мало, а если хочет много». Муслим, 1041.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, для любого из вас взять верёвку, нарубить дров (и принести их) на спине (, чтобы продать,) лучше, чем обращаться с  просьбами  к какому-нибудь  человеку , который может дать ему (что-либо), а может и отказать». Бухари, 1470

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:»Если кто-то из вас отправится утром, соберет дров, принесет их на спине, продаст их, и обойдется без  людей  — это лучше для него, чем просить  человека , который может дать, а может и отказать, потому что верхняя (дающая) рука лучше, чем низшая (берущая). И начинай расходовать с тех, кого ты должен содержать». Сахих аль-Джами’, 5046.

А также в другой версии  хадиса  со слов аз-Зубайра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, для любого из вас взять верёвку, принести вязанку дров на спине и продать её, благодаря чему Аллах избавит его (от необходимости просить), лучше, чем обращаться с  просьбами  к  людям , которые могут дать ему (что-нибудь), а могут и отказать». Бухари, 1471.

Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (однажды) какие-то люди из числа ансаров попросили (что-то) у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он дал им (это), потом они (снова) попросили у него (что-то), и он дал им, в конце концов отдав (им) всё (, что у него было). Тогда он сказал: «Что бы ни оказалось в моих руках, я никогда не стану утаивать от вас этого, (однако запомните, что) того, кто станет стремиться к воздержанности, Аллах приведёт к воздержанности; того, кто станет пытаться обходиться своими силами, Аллах избавит (от необходимости обращаться к другим), а тому, кто станет проявлять терпение, Аллах внушит терпение, и никто ещё не получал лучшего и более щедрого дара, чем терпение». Бухари, 1469.

Сообщается, что Абу Абд ар-Рахман Ауф бин Малик аль-Ашджа’и, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды,когда мы в количестве девяти (или: …восьми; или: …семи) человексидели в обществе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и даприветствует, он обратился к нам со словами: «Не принесёте ли вы клятвупосланнику Аллаха?» А мы только недавно давали ему клятву и (поэтому)сказали: «Мы ведь уже присягнули тебе, о посланник Аллаха!» (Однако)потом он (снова) спросил: «Не принесёте ли вы клятву посланникуАллаха?» Тогда мы (стали) протягивать к нему руки, восклицая: «Мы ведьуже присягнули тебе, о посланник Аллаха, так в чём же (ещё) нампоклясться?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,)сказал: «В том, что будете поклоняться только Аллаху и ничемуиному наряду с Ним, (станете совершать) пять молитв, слушать иповиноваться», — после чего шёпотом добавил: «А (также) в том, что ни о чём не станете просить людей!», — и (потом) я видел, как некоторые из слышавших эти слова, роняли плети, однако они никого не просили подавать их им. (Муслим)

Сообщается со слов Ауфа ибн Малика, который сказал: «Мы сидели около посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), нас было девять, восемь или семь человек. И он сказал: «Не хотите ли вы присягнуть посланнику Аллаху?» А мы недавно давали ему присягу и потому ответили: «Мы давали тебе недавно присягу, о посланник Аллаха». Он снова сказал: «Не хотите ли вы присягнуть посланнику Аллаху?» Мы ответили: «Мы ведь дали тебе присягу, о посланник Аллаха». Он снова сказал:»Не хотите ли вы присягнуть посланнику Аллаху?». Тогда мы протянули наши руки и сказали: «Мы присягаем тебе, о посланник Аллаха». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Присягните, что вы будете поклоняться Аллаху и ничего не придавать Ему в сотоварищи, совершать пять молитв, подчиняться Аллаху, и не будете просить у людей ничего». Муслим, 1043

Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, чтопосланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, просьба(подобна) царапине, которую человек сам же оставляет у себя на лице,если только не обращается он с просьбой к правителю или не может непросить о чём-либо. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис».)

Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Человек будет обращаться с  просьбами  к людям до тех пор, пока не явится он в День воскресения без единого кусочка плоти на своём лице». аль-Бухари, 1474; Муслим, 1040.

Сообщается, что Саубан, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «Кто поручится мне за то, что ни о чём не станет просить людей (чтобы) я поручился ему за (то, что наградой за это ему послужит) Рай?», — и я сказал: «Я!»
И (впоследствии) он (действительно) никого ни о чём не просил. (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)

Со слов Саубана о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто мне гарантирует одну вещь, а за это я гарантирую ему Рай?» Саубан сказал: «Я». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не проси у людей ничего». И когда у Саубана падала плеть и он не просил никого подать ее, а спускался сам». Сахих ибн Маджах, 1499.

Передается со слов Самуры ибн Джундуба о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, обращаясь к людям с просьбой, человек изнуряет свой лик, если только он не просит правителя или просит при крайней нужде». Тирмизи, 681.

Также со слов Самуры ибн Джундуба о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обращение с просьбами к людям — это изнурение для лика. Если человек хочет сохранить свое лицо и воздержанность, пусть сделает это. Если только человек не захочет попросить правителя или попросит при крайней нужде». Сахих аль-Джами’, 6695; Сахих ат-Таргъиб, 792.

Сообщается, что Абу-ль-Аббас Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Однажды когда я сидел верхом позади пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, он сказал:
«О мальчик, я научу тебя нескольким словам: храни (память об) Аллахе, и Он будет хранить тебя, храни (память об) Аллахе и ты обнаружишь Его перед собой. Если (захочешь) попросить (о чём-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помошью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если (все остальные) соберутся вместе, чтобы сделать для тебячто-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанеститебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли». (ат-Тирмизи)

Со слов Абдуллы ибн Масуда о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кого постигает бедность и он предоставляет ее  людям , не будет устранена она. А тот, кто предоставляет свою бедность Аллаху, то Аллах спешит дать ему богатство, либо путем скорой смерти, либо путем скорого богатства». Абу Дауд, 1645.  Хадис  хасан. См. Сахих Абу Дауд, 1645.

От Сахля ибн Ханзалия, который сказал: «Однажды к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приехал Уейна ибн Хисн и аль-Акра’ ибн Хабис, чтобы попросить из его имущества. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал, чтобы им дали то, что они просят, и приказал Муавии записать это повеление. Муавия написал и аль-Акра’ ибн Хабис взял эту бумагу и уехал. А Уейна ибн Хисн сказал: «Как я понесу эту бумагу к людям, ведь я не знаю что в ней написано?» И Муавия сообщил об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха) и он ответил: «Тот, кто просит имущество, хотя может обойтись без него, просит для себя добавки к Огню Ада». И люди спросили: «О посланник Аллаха, а какое количество имущества, при наличии которого человеку уже запрещено просить?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это имущество, которое позволит человеку пообедать и поужинать». Сахих ат-Таргъиб, 805;

Со слов Къабиса ибн Мухаракъа аль-Хиляли, который сказал: «Я потратил имущество для примирения людей и пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) попросить то, что я потратил. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «Побудь у нас здесь, пока не придет милостыня и я прикажу выдать тебе из нее». А затем сказал: «О Къабиса, поистине, обращение с  просьбами  недозволено, кроме трех случаев: Человеку, понесшему расходы для примирения людей, разрешается просить до тех пор, пока он не возместит то, что потратил. Человеку, которого постигло бедствие и его имущество исчезло, разрешается просить до тех пор, пока ему не начнет хватать на существование. Человеку, который разорился, разрешается просить до тех пор, пока он не получит средства для жизни, если три праведных человека из его народа засвидетельствуют, что он действительно бедный. А остальные  просьбы  — это недозволенное поедание чужого имущества». Муслим, 1044

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы вы знали, что несет в себе  просьба , то ни один из вас не пошел бы к другому, чтобы попросить». Сахих ат-Таргъиб, 796;
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Рук три вида: Рука Аллаха — высшая. Ниже ее рука дающего. А самая низшая из рук — рука просящего. Посему раздавай лишнее из своего имущества и не будь слабее своей души». Абу Дауд, 1649;  хадис  сахих, см. Сахих абу Дауд, 1649.

От Саубана передается о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто просит что-то, хотя не нуждается в этом, это будет для него позором в Судный День». Сахих ат-Таргъиб, 799;

От Абдуррахмана ибн Ауфа о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей руке душа Мухаммада, о трех вещах: не уменьшает милостыня имущества  человека , так давайте же милостыню. Тот, кто простит обиду, стремясь этим к Лику Аллаха, то Аллах обязательно возвышает его. И тот, кто открыл дверь  просьб  к людям, Аллах обязательно откроет для него дверь бедности». Сахих ат-Таргъиб, 814;

От Абу Саида передается о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто старается обходиться своими силами, тому Аллах помогает в этом. Кто проявляет воздержанность, тому Аллах помогает в этом. Кто проявляет удовлетворенность, тому Аллах дает достаток. А кто просит людей, когда у него есть хотя бы сорок дирхамов, тот проявил настойчивость в просьбах». Сахих аль-Джами’, 6027

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если к кому-то придет что-то от его брата из имущества, и он не просил этого, то пусть возьмет это и не отказывается, потому что это пропитание от Аллаха». Ибн Абдуль-Барр в «Ат-Тамхид», 5/94; Ибн Хаджар Аскаляни в «аль-Исаба», 1/409; Шейх Альбани в «Та’ликат ур-радыя», 522/2 назвал его иснад достоверным.

Просьбы, обращаемые к Тому, кто не устанет дарить!

Признаком совершенства исповедания религии единобожия является отказ от обращений с просьбами к людям и обращений мусульманина по всем делам только к Аллаху, поскольку Он, слава Ему, настойчиво призывает Своих рабов обращаться к Нему с просьбами.
Аллах Всевышний, слава Ему, сказал:
«…И просите Аллаха о милости Его: поистине, Аллах обо всем знает.» «женщины», 32.

Всевышний, слава Ему, не устаёт от просьб, ибо сокровищницы Его полны и неистощимы, ведь Аллах Всевышний сказал:
«То, что у вас, истощится, а то, что у Аллаха, вечно.» «Пчёлы», 96.

Более того, Всевышний, слава Ему, гневается, когда раб перестаёт обращаться к Нему с просьбами.

Такразве после всего сказанного допустимо просить о чём-либо у человека,которому может наскучить делать дары и у которого просьбы вызываютгнев? Да помилует Аллах того, кто сказал:

Сынов Адама не проси ты ни о чём и никогда,
проси Его, Того, чью дверь найдёшь открытою всегда.
Аллах испытьшает гнев, когда не просишь ничего,
а человека попроси, и ты разгневаешь его.

Обращение за помощью не к Аллаху Всевышнему является проявлением слабости.

Обращениеза помощью подразумевает собой признание обращающимся собственнойслабости, нужды и бедственного положения. Однако выказывать подобныесамоунижение и нужду можно только перед Аллахом, поскольку именно вэтом и состоит суть поклонения, если же обращаются не к Аллаху Всевышнему, то это превращается в бесполезное унижение. Кроме того, обращение за помощью является признанием способности того, кого о ней просят, осуществить желание просителя и привести его к цели, или принести ему какую-то пользу или отвести от него вред, однако это не под силу никому, кроме Всемогущего и Великого Аллаха, а тот, кто думает иначе, окажется в убытке и понесёт потери. Обращающийся за помощью к рабу опирается на нечто не надёжное, а Аллах Всевышний сказал: «Если Аллах причинит тебе вред, то никто не избавит тебя от этого, кроме Него, а если пожелает (даровать) тебе благо, то никто не отвратит Его милости.» («Йунус». 107.)

Аллах Всевышний также сказал: «Никтоне (в силах) удержать ту милость, которую Аллах оказывает людям, а то,что Аллах удержит, после Него никто не (в силах) будет послать.» («Создатель» , 2.).

Нежелательность обращения за помощью к кому-то кроме Аллаха

Из книги “Адаб ад-ду’а” Имама Юсуфа ибн Хасана ибн ‘Абдул-Хади аль-Макдаси аль-Ханбали [841-909 г.]

Нежелательность обращения за помощью к кому-то кроме Аллаха [имеется в виду даже к окружающим вас людям]. И необходимости всегда обращаться к Аллаху и желать от Него, надеяться и полагаться на Него.

История о Исхаке бин ‘Аббаде аль-Мисри.

Однажды Исхак бин ‘Аббад аль-Мисри спал, и во сне он услышал возглас, обращенный к нему: “Помоги оказавшемуся в беде”. Исхак проснулся и спросил у своих соседей, есть ли кто нуждающийся? Они сказали, что не знают никого нуждающегося. Затем, когда он снова уснул, на второй и третий раз он вновь услышал возглас, обращенный к нему: “Ты спишь и не помогаешь попавшему в беду”? Исxак проснулся, взял с собой 300 дерхамов, оседлал коня и выехал [поздно ночью] по дороге из Басры, ехал он пока не доехал до небольшой мечети. Остановился у ворот, помолился в ней молитву Джаназа [молитва за покойного], затем прошел дальше внутрь мечети и заметил молившегося мужчину. Тот в свою очередь почувствовал его взгляд и стал удаляться из мечети. Исхак поспешил к нему и спросил: “О раб Аллаха! Что ты делаешь здесь в это время в таком состоянии? У тебя какие-то проблемы?” Ответил ему мужчина: “У меня был небольшой капитал в 100 дерхамов, но он пропал, а теперь на мне долг в 200 дерхамов…”. Исхак достал свои дерхамы и сказал: “Вот 300 дерхамов возьми их”. Мужчина взял их. Исxак сказал: “Ты знаешь меня?” Мужчина ответил: “Нет”. Исхак сказал: “Если у тебя случится нужда, ты приходи ко мне, мой дом находится в таком-то месте”. Мужчина сказал Исхаку: “Да смилуется над тобой Аллах. Если с нами случается беда или нужда, мы спешим обратиться к Тому, Кто вывел тебя из дома в это время и привел к нам”. Книга “Адаб ад-Ду’а” стр. 108. Так же эту историю приводит Имам Байхакьи в книге “Шу’аб аль-Иман” стр. 1091.

Глава: Униженность и бедность в мольбе

Наивеличайшая причина ответа на мольбу, это мольба в состоянии, когда тебя отвергнули все люди, и он обращается к Аллаху в полном унижении, обездоленный, нуждающийся только в Нем Единственном, и нет у него никого больше.

Говорил Джунейд, да смилуется над ним Аллах: “Жил по соседство со мной блюститель порядка [шуртий]. Когда же он умер, его тело принесли в мечеть, чтоб я стал Имамом и помолился за него, но я отказался, т.к. знал, какой он был несправедливый, сказав: “Удалите его от меня, удалите. Сами молитесь за него, и сами хороните”. Но в эту же ночь я увидел его во сне, он был в прекрасном зеленом куполе. Я спросил его: “Ты тот блюститель порядка?” Он ответил: “Да”. Я спросил: “Каким образом ты получил это положение [у Аллаха]?” Он ответил: “Это за то, что ты отвернулся от меня. Меня принял Величайший [Аллах], сказав: “Я принимаю тех, от кого отвернулись!” Стр. 213. Так же эту историю приводит Ибн Джаузий Багдади в книге “аз-Захр аль-Фаих” стр. 44.

Просить другого сделать за тебя ду’а

Шейх Мухаммад ибну Абдуль Вахаб ( да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Кашфу шубухат» писал: «Также другие сомнения, которые приводят многобожники, вселяя сомнения, приводят хадис, где пророк (саллалЛаху алейхи уа саллам) упоминал о том, что люди в Судный День будут просить помощи у Адама, затем у Нуха, затем у Ибрахима, затем у Мусы, затем у Исы. Все они будут оправдываться, пока не дойдут до посланника Аллаха (саллалЛаху алейхи уа саллам).
Многобожники говорят: «Этот хадис указывает на то, что просить о помощи не у Аллаха не является многобожием (ширк)».
Отвечая на это сомнение, мы говорим: «Хвала тому, Кто запечатал сердца Своих врагов. Воистину, просить о помощи у создания о том, в чем он в силах выполнить, мы не отрицаем это. Как сказал Всевышний Аллах: «Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов. Муса ударил его кулаком и прикончил». Аль Касас, 15. Также, как просит человек помощи у своих товарищей на войне или в других вещах, в которых в состоянии на это создание. Мы отрицаем и порицаем те, крики о помощи, которые они совершают у могил приближенных (аулия) или в их отсутствии, взывая к ним в тех вещах, в которых не в состоянии ответить ни кто, кроме Аллаха. Подтверждено в хадисе то, что будут, просить о помощи у пророков в Судный День, желая от них, чтобы они попросили Аллаха, чтобы Он рассчитал людей, для того, чтобы отдохнули от этого печального места обладатели Рая. И такое дозволено, как в этой Жизни, так и в Будущей. Поэтому ты ходишь около праведного и живого человека, он сидит с тобой, прислушивается к твоим словам, после чего ты ему говоришь: «Попроси Аллаха за меня», как делали сподвижники посланника Аллаха (саллалЛаху алейхи уа саллам), спрашивая его при жизни. А что касается после его смерти, то нет, они не просили его около его могилы. А напротив, порицали того, кто намеревался просить Аллаха около могилы пророка (саллалЛаху алейхи уа салла), а что можно уже сказать о взывании к самому пророку (саллалЛаху алейхи уа саллам) ?» Закончились слова шейха.

Шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) по поводу слов шейха сказал: «Шейх (да смилуется над ним Аллах) упомянул то, что нет проблем, чтобы ты пришёл к праведному мужчине, которого ты знаешь и знаешь о его праведности и попросил его о том, чтобы он помолился Аллаху за тебя. Это истина, но не желательно человеку брать это привычкой или обычаем. Каждый раз, когда видит праведного мужчину, он говорит: «Попроси Аллаха за меня». Воистину, это не является из обычаев праведных предшественников (да будет доволен ими Аллах). Также этим самым он полагается на мольбу другого, известно, что человек, когда сам взывает к своему Господу, то это лучше для него, поскольку он совершает поклонение, приближается ею (мольбой) ко Всевышнему Аллаху. Так как мольба (дуа) – это один из видов поклонения. Как сказал Всевышний Аллах: «Взывайте ко мне, и Я отвечу вам» Аль-Гафир, 60.
Человек, когда взывает сам к своему Господу, то он получает награду за поклонение и полагается на Всевышнего Аллах в принесении пользы и отведения вреда. В отличие от того, если он требует от кого-то, чтобы он попросил Аллаха за него, то он полагается на него и быть может он даже привязывается к нему больше, чем ко Всевышнему Аллаху — это положение опасное. Сказал Шейхуль Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах): «Когда просит человек кого-то, чтобы он помолился за него, то это из порицаемых просьб».

Желательно человеку, если он просит кого-то, чтобы он за него помолился, чтобы он намеревался этим принести пользу другому, посредством его мольбы за него. Воистину он вознаграждается за то, что взывает к Аллаху за него и может быть получит то, что пришло в хадисе, где было сказано, что человек, когда просит Аллаха за своего брата в его отсутствии, то ангелы говорят: «Аминь ! И тебе того же». См. шарх Кашфу шубухат ли шейх Мухаммад ибн Солих Усеймин

Пoложение относительнo обращения к другим с просьбой сделать дуа.

Хвала Аллаху

Просить человека сделать за тебя дуа,о котором (человеке) ты думаешь, что его дуа будет принято из-за его праведности или из-за того,что он отправляется в определённоеместо,где есть надежда на то,что дуа будет отвечено,такое какотправление в хадж или умру и т.д. — является в принципе ОК. Однако,если есть опасение,что результатом этого может быть что-то неправильное,какнапример,если просящий полагается на того,кого просит или всегдаполагается на других людей относительно того,о чем он должен взыватьтолько к своему Господу,или есть опасение,что человек,которого просятстанет заносчивым и станет думать,что он уже достиг того уровня,когдалюди просят его сделать за них дуа,тогда это достаточная причина не делать этого,поскольку в этом случае,это приводит к чему-то неправильному.Еслиже это не ведёт к чему-то неправильному,то это в принципедопустимо,хотя мы всё-равно говорим,что не нужно этого делать,так какэто не было привычкой сахаба(да будет Аллах доволен ими) просить друг друга сделать за них дуа.

Хадис,в котором передаётся,что Пророк sallaLLagu сказал Умару radiaLLax :
“Не забудь нас в своих дуа,о мой брат” (Abu Dawood, no. 1498,al-Tirmidhi, no. 3557) — слабый хадис и нет доказательства,что Пророк говорил это.

Относительно того факта,что сахаба(да будет Аллах доволен ими) просили Пророка salla сделать дуа за них,то хорошо известно,что никто не может достичь уровня Пророка salla,поэтому ,когда ‘Ukaashah ibn Muhsan попросил его сделать дуа зато,чтобы он был один из тех,кто войдёт в рай без рассчета и безнаказания,он сказал: «ты — один из них» (al-Bukhaari, no. 6541; Muslim, no. 216, 218, 220), и другой человек пришел и попросил Пророка salla попросить Аллаха ниспослать им дождь, и он salla сделал это(al-Bukhaari, no. 1013; Muslim, 897).

Относительно того,что Пророк salla посоветовал сподвижникам попросить Uways al-Qurani radiaLLax сделать за них дуа,то без сомнения это лишь касательно этого случая, и известно,что Uways был не на одном уровне с Abu Bakr или ‘Umar или ‘Uthmaan или ‘Ali,или другими сахаба.Пророк salla не говорил никому из своих сахаба просить кого-либо сделать дуа за них.

Подводя итог,мы можем сказать: нетгреха просить кого-то сделать дуа за тебя,если ты надеешься,что дуабудет отвечено,с условием,что не будет вовлечено в это что-нибудьнеправильное,но лучше и предпочтительнее не делать этого.

Liqa’ al-Baab al-Maftooh by Ibn ‘Uthaymeen, 212

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Мольба (Ду`а ) это поклонением.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.