Развеивание сомнений относительно фетвы Ибн Хаджра аль-Хайтами о постройках над могилами

Развеивание сомнений относительно фетвы Ибн Хаджра аль-Хайтами о постройках над могилами

بسم الله الرحمن الرحيم

Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаху, а также его семье и его сподвижникам.

На на одном из сайтов радикальных приверженцев суфизма и нововведении размещен   ответ о постройки над могилами, и смысл этого ответа приписан Ибн Хаджару Аль-Хейтами- да помилует его Аллах-.

Мы хотели разъяснить ошибочность приписывание этого мнения в таком виде Ибн Хаджару Аль-Хейтами, указать на настоящее его мнение в этом вопросе, а также в общем осветить правильное мнение в этом вопросе.

В упомянутом ответе приводятся четыре мнения, и после того как были приведены эти четыре мнения, делается упор на дозволенность и даже желательность постройки сооружений над могилами праведников и ученых, и автор ответа говорит:

«Таким образом, те, кто говорит об абсолютной дозволенности строительства, основываются на согласии мусульманских богословов с такого рода действиями по всему исламскому миру, как это упомянуто у аль-Хакима.»

Также говорит:

«Из хадиса о запрете на строительство можно также сделать вывод о нежелательности построек, если это касается могил простых людей, но не ученых и аулия. Это исключение основано на уважении ученых »

А далее говорит:

«Ввиду этих расхождений запрещено отвергать действия тех, кто практикует одно из этих мнений. Знатоки исламского права запрещают отвергать мнение, если по нем имеется разногласие. И, естественно, является поощряемым стремление придти к единому мнению».

С позволения Аллаха, мы по пунктам разъясним ложь и ошибки, которые присутствуют в этом ответе .

Во-первых эта фетва ни в коем случаи не принадлежит Ибн Хаджру Аль-Хейтами, в противоположность тому о чем отвечающий заставил думать читателя.

Однако мнения приведенные в этом ответе пришли в вопросе, который задавался Ибн Хаджару, более того, в вопросе эти мнения не приведены в таком виде , однако автор ответа передал их по смыслу.

Во-вторых отвечая на этот вопрос, Ибн Хаджар решительно отверг мнения о дозволенности, или желательности постройки над могилами ученых, или простых людях.

Вот его ответ :

«….То, что передано и считается му’тамадом, как об этом категoрически заявил Ан-Навави, да помилует его Аллах, в книге «Шарх аль-мухаззаб» — это запрет постройки на общественных кладбищах, а если сооружение построено там, то необходимо разрушить эту (постройку), и нет разницы между могилами ученых, праведником и других (простых людей).

А что касается книги «aль-Xадим» (упоминанием там) из того, что противоречит этому мнению (о запрете постройки) — является слабым и на это не обращают внимание.

Сколько же порицали ученые постройку купола над могилой Имама Шафии, да будет доволен им Аллах, а также над могилами других ученых !

Достаточно того, что в их книгах явно высказывается порицание таких вещей.

А под общественными кладбищами имеется ввиду, как сказал аль-Иснави и другие, те места в которых жители города, по обычаю, хоронят своих мертвых, а что касается земель вакфа, или то, что входит в чью-то собственность, то категорически запрещается возводить там постройки, без разрешения хозяина.

Если же это положение установлено и понятно, то запрещено возводить постройки на упомянутых кладбищах.

Необходимо разрушить на них то, что было построено, даже если это будет над могилой праведника, или ученого. Возьми это за основу и не обольщайся словами тех, кто противоречит этому…

См. аль-Фатава-ль-фикхийату-ль-Кубра, том 3, стр. 140-141.

В третьих слова о том, что никто не порицал такие постройки не соответствуют действительности.

Имам Ан-Навави, знаток шафиитского мазхаба, сказал в своей книге «Аль-мажму»(5\298), что в порицании и запретности построек над могилами, у шафиитов нет разногласий, также это мазхаб Малика, Ахмада, Давуда и обсалютного большинства ученых. Более того, в эпоху саляфов правители и наместники разрушали такие постройки, сказал Имам Аш-Шафи’и в своей книге «Аль-умм» (1\316):

وَقَدْ رَأَيْت مِنْ الْوُلَاةِ مَنْ يَهْدِمَ بِمَكَّةَ مَا يُبْنَى فِيهَا فَلَمْ أَرَ الْفُقَهَاءَ يَعِيبُونَ ذَلِكَ

«Я видел как некоторые правители разрушали в Мекке, то, что было возведено (над могилами) и не видел, чтоб факихи порицали это»

И если это было во времена имам аш-Шафии когда в мусульманской общине не было этого великого отклонения в чрезмерном возвеличивании могил праведников , то что тогда  эти правители сделали бы сейчас ?

В четвертых, автор ответа сделал вывод, что в хадисах запрещается строительство над могилами простолюдинов, в то время как строительство

над могилами ученых и праведников, не входят в хадисы, по его мнению.

Однако в хадисах нет такого разделения, более того, относительно пророков и праведников пришли отдельные хадисы, запрещающие строить мечети над их могилами.

Так как строительство над могилами праведников и ученых может привести к более плачевым последствиям, чем строительство над могилами простолюдинов.

Приводит Имам аль-Бухари в главе толкования аята «и сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра”.» (Нух, 23) привел слова Ибн Аббаса:

«Это имена правдных людей из народа Нуха, когда они умерли, шайтан внушил их народу, чтоб они установили истуканов у себя на маджлисах, в которых они сидели, и назвали их по своим именам, и (этот народ) совершил это, этим истуканам не поклонялись до тех пор, пока не умерли они и знание стерлось, и им начали поклоняться»

См. аль-Бухари 4920

Вот пример того, к чему может привести подобное возвеличивание праведников.

Передается от Аиши, что Умму Салама – да будет доволен ими Аллах — рассказала Посланику Аллаха-мир ему и благословение от Аллаха- , о церкви, которую она видела в Эфиопии, и об иконах, которые были в ней. Он сказал: «Когда у них умирает праведный человек, или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют там эти изобрадения. Это худшие из творений Аллаха» (аль-Бухари 1/438, 444 и Муслим 528)

Как мы видим, обычай постройки мовзолеев и храмов уходит своими корнями к иудеям и христианам, поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Проклятие Аллаха на иудеях и христианах, они взяли могилы своих пророков местами поклонения» (аль-Бухари 435, Муслим 531)

Более того, сподвижники пытались устранить фитну связаную с могилами праведников, или то, что становилось местом поломничества, передает Ибн Касир в своем «Тафсире», также в «Тарих», Ибн Исхак, Аль-Бейхаки и другие, о том, что Умар ибн Аль-Хаттаб, когда обнаружил могилу Данияла, во времена завоевания в Ираке, приказал, чтоб ее спрятали от людей и закопали то место, в котором они нашли могилу.»

Имам ибн Абди-ль-Хади в своей книге «ас-Сарим аль-Макни» (129) сказал следующее:

«Из мудрости Аллаха, что Пророка (мир ему и благословение) похоронили в его же комнате, что помешало людям (открыто) видеть могилу, совершать там и’тикаф, часто посещать ее и подобное этому.

Все это было для воплощения Единобожия по отношению к Аллаху, поклонению только Ему, полностью посвещая религию Аллаху. А что касается могил, которые на кладбище «аль-Бак’и», то там нет такой защиты, поэтому если кто то сможет сделать все это там, то ему необходимо запретить это и разрушить то, что он взял местом поклонения, если же фитна не прекращается, кроме как если сравнять это с землей, то надо сравнять, как это сделали сподвижники по приказу Умара ибн Аль-Хаттаба с могилой Данияла»

Также сказал Хафиз Ибн Хаджар в «Фатху-ль-Бари» том 7, стр. 447:

«Я нашел у ибн Са’да с достоверным иснадом от Нафи’ , то что ‘Умар – да будет доволен им Аллах — до него дошло что некоторые люди приходят к дереву ( у которого была совершена «присяга довольства» во время Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует -) , он пригрозил им , затем приказал его срубить , и оно было срублено».

И это сообщение , хоть и есть разногласие в его достоверности , однако как минимум это хороший шахид (свидетельствующий смыслу) тому о чем идет речь.

Все это свидетельствует о том, что строение над могилами праведников и ученых запрещено еще в более жесткой форме, и может принести более плачевные результаты, и должно быть запрещено еще и с точки зрения правила «садду-ззараи'» — «закрытие причин, которые могут привести к злу».

В пятых ,автор ответа заявил о том, что вопросы в которых есть разногласие нельзя порицать ни одну из сторон, но он не обратил внимание, что у этого правило, которые установили некоторые ученые, есть ограничения этого положения.

Сказал Имам Ас-Суюти:

«Для принятия во внимание разногласия есть условия:

1. Чтобы принятие разногласия во внимание не приводило к разногласию с другим мнением .

Поэтому разделение в витре лучше, чем слитное совершение (без салама, после каждых двух ракаатов), и хиляф с Абу Ханифой не соблюдается, так как среди ученых есть те, кто посчитал слитное совершение запретным.

2. Чтоб мнение не противоречило установленной сунне, отсюда считается сунной поднятие рук в молитве, и не обращается внимание на мнение некоторых ханафитов о том, что по этой причине ( поднятии урок) молитва становится недействительной.

Потому что поднятие рук установлено от Пророка (мир ему и благословение Аллаху) путем передачи около пятидести сподвижников.

3. Чтобы мнение считалось сильным, и чтоб это не было(явной) ошибкой, как например, пост в сафаре лучше, для того, кто способен сделать это и не обращают внимание на слова Давуда о недействительности такого поста.»

См.аль-Ашбах уа ан-Назаир.том 1, стр. 137

Это разногласие не имеет ни одно из этих условий, поэтому не может быть из тех, которые необходимо брать в расчет и порицание которых считается запретным.

Так во-первым это мнение противоречит общим шариатским текстам и нет доказательства на то, что оно является исключением из общего запрета.

«Посланник Аллаха, мир ему и благословение, запретил штукатурить могилу, а также сидеть на ней и возводить над ней построения» (Муслим 970)

Этот хадис общий (‘амм) и нет конкретизирующего текста (хасс), чтоб вывести этот хадис из общего положения (‘амм), более того слова Пророка, мир ему и благословение, а также деяние его сподвижников подкрепляют общий и всеобъемлющий смысл этого хадиса.

Во вторых это мнение противоречит целям Шариата, а в частности самой важной цели шариата — сохранение религии (хифзу-ддин). И разъяснение этого в там , что основное направление шариата – утверждение и охранение таухида. Это со стороны приказа.

Со стороны же запрета – закрытие всех дверей которы е могут привести к нарушению этого направления.

И как гласит известное правило по фикху — Средствам дается положение их целей (т.е. к чему они приводят).

И если это так , то даже если бы у нас не было бы хадисов запрещающих эти постройки , то отталкиваясь от горькой действительности исламские учены е должны были бы запретить эти постройки , так как это стало причиной и средством для чрезмерного возвлечивания мертвых.

Что же тогда сказать , если у нас есть прямые общие и частные тексты в этом вопросе ?!

И нет для их конкретизации , ни шариатского доказательства (Коран , сунна , иджма , кияс) , ни даже уместного смысла?

Ведь те смыслы о которых говорит автор ответа и подобные ему входят в прямое противоречие с общими и частными доказательствами Шариата.

Так как постройки над могилами, а тем более над могилами праведников, может стать причиной придавания сотоварища Аллаху, как это уже случалось с прошлыми поколениями и случается с нынешними.

В третих, ученые ясными текстами порицали это мнение, опровергали его, и вынесли решения о необходимости разрушить постройки над могилами.

Все это указывает на то, что это мнение не входит в допустимое разногласие, в котором не разрешается порицание какого-либо из мнений.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

ибн Хаджар Хайтами призывает снести зиярат Шафии
( هدم ) وجوبا لحرمته كما في المجموع لما فيه من التضييق مع أن البناء يتأبد بعد انمحاق الميت فيحرم الناس تلك البقعة وقد أفتى جمع بهدم كل ما بقرافة مصر من الأبنية حتى قبة إمامنا الشافعي رضي الله عنه التي بناها بغض الملوك وينبغي أن لكل أحد هدم ذلك ما لم يخش منه مفسدة فيتعين الرفع للإمام أخذا من كلام ابن الرفعة
Комментируя слова имама ан-Навави из Минхадж ат-Талибин: Если была возведена постройка на общем кладбище, то она сносится имам ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: «(снести) обязательно, потому постройка является харамом (запрещена) как это пришло в книге Маджму (имама ан-Навави) поскольку она усложняет людям, оставаясь навечно после разложения мертвого. Люди лишаются этого куска земли. Вынесена фетва группой (ученых) что надо снести те строения, что на (кладбище) Карафа в Египте и даже мавзолей нашего имама аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, который построили некоторые цари. Получается, что любой должен сносить эти строения, если только он не боится вреда. И становится необходимым обратиться к имаму (чтобы он снес эти строения) опираясь на слова ибн Рифъа

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Имам Шафии и шафииты, Могилы и что с ними связано.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.