«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» Аль-Бакъара. (шарх АбдуРрахмана Саади)

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аята 165 из суры «Корова».
2. Смысл аята из суры 24 «Покаяние».
3. Любовь человека к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, должна быть сильнее его любви к самому себе, своим близким и день-гам.
4. Отрицание Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, наличия веры в данном хадисе не свидетельствует о выходе из Ислама.
5. Вера имеет свою сладость, которую человек может ощутить, а может и не ощущать.
6. Только четыре действия сердца могут обеспечить человеку покровительство Аллаха и познание вкуса веры.
7. Понимание сподвижниками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, того, что братство людей чаще бывает ради мирской жизни.
8. Смысл высказывания Аллаха «…И оборвутся у них связи…» (Корова, 166).
9. Среди мушриков есть такие, кто любит Аллаха сильной любовью.
10. Угроза тому, для кого восемь видов богатства, перечисленных Аллахом, любезнее, чем религия.
11. Кто возлюбил что-то так же сильно, как Аллаха, тот впал в ширк.
«Есть среди людей и такие, которые придают Аллаху равных; они любят их так, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха»* (Корова, 165).
Всевышний также сказал:
«Скажи: «Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вы одобрили, милее вам, чем Аллах, Его посланник и борьба на Его пути, то выжидайте, пока Аллах не отдаст Своего повеления. Ведь Аллах не ведет людей нечестивых!»» (Покаяние, 24).
*Любовь к Аллаху является одним из важнейших видов поклонения и основой религии Ислама. Таухид верующего совершенствуется при совершенной любви и слабеет при слабой любви к Всевышнему. Он сказал: «Есть среди людей и такие, которые придают Аллаху равных; они лю¬бят их так, как любят Аллаха…» (Корова, 165). Существует два толкования этого аята:
1) мушрики любят Аллаха так же, как любят своих идолов, и сторонники этого мнения утверждают, что они любят Аллаха, однако придают Ему равных в любви;
2) они любят этих сотоварищей так, как верующие любят Аллаха.
Однако Аллах утверждает, что любовь верующих к Нему сильнее, чем любовь мушриков к своим идолам: «..Но те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха» (Корова, 165).
Мушрики, будучи вверженными в Огонь, скажут своим божествам, как сказал об этом Всевышний: «Клянемся Аллахом, мы были только в явном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров!..» (Поэты, 97— 98). И очевидно, что они приобщали к Аллаху равных не в сотворении и управлении мирами: их ширк проявлялся в любви и возвеличивании.
В Книге Аллаха изложены признаки истинной любви к Господу. Все¬вышний сказал: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи». Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный!» (Семейство Имрана, 31). Этот аят получил название «аята любви». Он указывает на то, что свидетельством истинной любви к Аллаху является следование по пути Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, приносящее великую пользу как в этом, так и в ином мирах.
Всевышний также сказал: «О вы, которые уверовали! Если кто из вас отступится от своей религии, то Аллах приведет на их место людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его, смиренных перед верующими и суровых к неверным, которые борются на пути Ал¬лаха, и не боятся порицания порицающих…» (Трапеза, 54). Хвала Алла¬ху! Верующие, возлюбившие Аллаха истинной любовью, относятся друг к другу как сын к отцу, как слуга к господину, исполненные благосклонности и снисхождения. В отношении же к неверным они подобны льву перед сво¬ей жертвой. Другим признаком любви является Джихад на пути Аллаха жизнью, деяниями, имуществом и словами. Еще’ одним признаком является то, что верующих на пути Аллаха не останавливает порицание неверных.
Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа указал на десять путей совершенствования любви к Всевышнему:
1) чтение Корана с осознанием и пониманием содержания и смысла;
2) приближение к Всевышнему Аллаху путем совершения дополнительных предписаний после выполнения обязательных;
3) продолжительное восхваление Аллаха языком, сердцем и делами во всех положениях. Степень любви раба к Нему зависит именно от этого;
4) отдавание предпочтения тому, что любит Аллах, перед тем, что любит человек, несмотря на влечение страсти;
5) обращение сердца к Его именам и качествам, осознание их и пребывание в саду этого знания;
6) осознание Его добродетелей, благодеяний и милостей как внешних, так и скрытых;
7) унижение сердца пред Господом, и это самое важное требование;
8) уединение с Господом в последнюю треть ночи (когда Он спускается на ближайшее небо), чтение Его Книги, завершать которое следует мольбой о прощении и покаянием;
9) нахождение в обществе верно любящих Аллаха рабов, чтобы собирать изысканные плоды их речей. Говорить самому же следует лишь тогда, когда благих последствий этого будет больше и когда человек видит в этом пользу для себя и других;
10) отдаление от всего, что встает между душой и Аллахом, Всемогущ Он и Велик.
Через эти пути человек достигнет высшей степени любви и войдет в число любимых Аллахом.
Анас рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Ал¬лах и приветствует, сказал:
Ни один из вас не уверует до тех пор, пока я не стану для него более любимым, чем его ребенок, отец и все остальные  люди*. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. (Аль-Бухари 1/55, Муслим [44]).
Они же передали другой хадис Анаса: «Посланник Аллаха ска¬зал:
Человек ощутит сладость веры тогда, когда обнаружит в себе три чувства: когда он возлюбит Аллаха и Его посланника больше всего на свете, когда он возлюбит другого человека только ради Аллаха, а также тогда, когда ему будет ненавистно воз-вращение в неверие, после того, как Аллах спас его от этого, так же, как ненавистно ему быть брошенным в Огонь. (Аль-Бухари 1/56—58, 68 и 12/281, Муслим [43]).
В другом хадисе говорится: Никто не ощутит сладость веры  пока не… Далее текст аналогичен предыдущему.
Ибн Аббас передал:
Тот, кто станет любить ради Аллаха, ненавидеть ради Ал¬лаха, дружить ради Аллаха и враждовать ради Аллаха, тем самым обретет покровительство Аллаха. Раб Аллаха не почувствует вкуса веры, и не помогут ему длительные Намазы и пост, пока не будет именно так. Братство же и дружба людей ради мирской жизни, каковые сложились ныне, не принесут им никакой пользы**. Этот хадис передал Ибн Джарир. (Ахмад 3/430 от Амра ибн аль-Джамуха; слабый хадис. Его упомянул хафиз аль-Хайсами 1/89 от Амра ибн аль-Хамака и сказал, что его передал ат-Табарани в «аль-Кабире», однако в его иснаде Рушдин ибн Саад — слабый рассказчик).
В отношении же высказывания Всевышнего «…И оборвутся у них связи…» (Корова, 166) Ибн Аббас сказал: «То есть любовь и привязанность»***.
* Никто не достигнет обязательной для каждого верующего совершенной веры в Аллаха, пока не возлюбит святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сильнее, чем своего отца, сына, всех остальных лю¬дей и даже самого себя. Аль-Бухари передал хадис о том, что «Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «О посланник Аллаха! Поистине, я люблю тебя сильнее всего, кроме себя самого». Тогда Пророк сказал: Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, ты не уверуешь, пока не возлюбишь меня сильнее, чем се¬бя самого. Умар сказал ему: «Поистине, я возлюбил тебя сильнее, чем себя самого». Он сказал: «Вот теперь, Умар!»» (аль-Бухари 11/458). Подобное совершенство не является желательным: оно является обязательным предписанием для каждого верующего. Об этом сказал Ибн Теймийа.
А тот, кто заявляет о своей любви к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не следуя за ним и не предпочитая его приказы приказам других, лжет. Всевышний сказал о них: «Они говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Посланника и повинуемся!» Потом часть из них после этого отворачивается, и они не являются верующими» (Свет, 47). Это аят указывает на то, что многие из мусульман уверовали, однако вера их не стала подлинной: когда Аллах приказывает им вести борьбу за истину, им не хватает абсолютной убежденности, которая отталкивала бы сомнения, и истинной любви к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, поэтому они предпочитают этому свои семьи и имущество. Если же человек уступает перед искушением, то сомнение еще» больше укрепляется в его душе. В результате он может совсем потерять веру и впасть в лицемерие.
Ибн Теймийа сказал: «Большинство людей, которые принимают Ислам после неверия или рождаются в Исламе, соблюдают его Шариат и подчиняются Аллаху и Его посланнику являются мусульманами и имеют общую веру. Однако подлинная вера проникает в их души постепенно, если Аллах озарит их этим, и многие люди не достигают истинной убежденности и Джихада. Если в них вселяют сомнение, то они, безусловно, сомневаются; им повелевают вести Джихад, то они не ведут его. Такие люди не имеют знаний, в которых они убеждены и которые отводят сомнения, не имеют крепкой любви к Аллаху и Его посланнику, которую бы они ставили выше любви к своим семьям и имуществу. Если они избавляются от испытаний, то умирают и попадают в Рай. Если же их искушает человек, вселяющий в них сомнение, то они безусловно, впадают в сомнение; и если Аллах не облагодетельствует их, удалив его, они становятся сомневающимися и встают на какую-либо ступень лицемерия».
Этот хадис указывает на то, что вера неотделима от праведных деяний, поскольку любовь — это деяние сердца. Он также свидетельствует о том, что любовь к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является обязательным религиозным предписанием, вытекает из любви к Всевышнему и необходима для любви к Нему. Эта любовь в сердце верующего проявляется ради Аллаха, она усиливается при сильной любви к Нему и ослабевает при слабой. Любовь к святому Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не имеет ничего общего с ширком, в отличие от упования на него, надежды на получение желаемого от него и тому подобного. Из этого становится ясной разница между любовью в Аллахе или ра¬ди Него и любовью наряду с Ним, с которой связаны сердца мушриков.
Иахйа ибн Муаз сказал: «Подлинная любовь в Аллахе не усиливается от доброты (в отношениях с Его творениями. — Ред.] и не ослабевает от сухости [в отношении с ними. — Ред.]. Тот, кто истинно возлюбит Аллаха и Его посланника, обязан любить то, что любит Аллах, порицать то, что порицает Аллах, избегать и глубоко ненавидеть то, что запретил Аллах, следовать за Его посланником в том, что он приказал, и сторониться того, что он запре¬тил, ибо Всевышний Аллах сказал: «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху. А кто отворачивается … то ведь мы не посылали тебя над ними хранителем» (Женщины, 80). Тот, кто отдал предпочтение повелениям кого-либо перед повелениями Пророка, тем самым противоречит Аллаху, и это является признаком отсутствия любви к Нему и Его по¬сланнику. Поистине, любовь к Посланнику, обязательна для любви к Алла¬ху, и возлюбивший Аллаха и подчиняющийся Ему возлюбит и Его послан¬ника, подчинится ему и возлюбит всех праведных рабов Всевышнего».
**Дружба людей ради мирских благ не принесет им пользы в Будущей жизни, так как сказал Всевышний: «В тот день друзья будут врагами друг другу, кроме богобоязненных» (Украшения, 67). И только возлюбивший ради Аллаха получит покровительство его Господа. Такими были сподвижники посланника Аллаха, да будет доволен ими Аллах, такими бы¬ли мухаджиры и ансары в эпоху Пророка, да благословит его Аллах и при¬ветствует, и в период правления Абу Бакра и Умара! Они прониклись лю¬бовью друг к другу ради Аллаха, ища Его благосклонности. Всевышний сказал о них: «Они отдают им предпочтение пред собой, даже испытывая стеснение…» (Собрание, 9).
Ибн Умар рассказывал: «Я видел нас в эпоху посланника Аллаха: среди нас не было ни одного, кто бы считал, что он имеет больше прав на свой динар и дирхем, чем его брат-мусульманин» (Ибн Маджа).
Узы любви и привязанности, которые существуют между людьми в этом мире, оборвутся после смерти, как об этом сообщил Ибрахим: «И ска¬зал он: «Вы взяли себе помимо Аллаха идолов из любви между собой в здешней жизни. Потом же, в день Воскресения, вы будете отрекаться друг от друга, и одни из вас будут проклинать других. Убежище ваше — Огонь, и нет у вас помощников!»» (Паук, 25).
Как печален удел отказавшихся от дороги посланников Аллаха и последовавших за иным руководством!

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЙ
Основой таухида и его духом является искренность любви к Одному Аллаху, что представляет собой также основу обожествления и поклонения Ему, которое становится истинным только в этом случае. Таухид может быть достигнут лишь тогда, когда слуга преисполнится любви к своему Господу, которая должна быть крепкой и несокрушимой. Все остальные же привязанности человека должны являться второстепенными по отношению к любви к Аллаху и проистекать из нее, благодаря чему он обретет счастье и успех.
Для того, чтобы любовь к Аллаху была многосторонней и совершенной, раб обязан любить дела и людей, которые любезны Аллаху, ненавидеть дела и людей, которые ненавистны Аллаху, быть другом Его друзей и быть врагом Его врагов. Тем самым раб Аллаха сделает совершенными свою веру и свой таухид.
Что же касается воздвигания предметов поклонения из среды Его творений и любви к ним, как к Аллаху, предпочтения повиновения им повиновению Аллаху, поминания их и обращения мольбы к ним, то это является великим ширком, за что Аллах не дарует прощения. Совершающий это вырвал свое сердце из-под покровительства Всемогущего и Славного и привязался к чему-то помимо его, что не может принести ему никакой пользы. Эта хилая связь мушриков бу¬дет оборвана в день Воскресения, а их любовь и привязанность превратятся в ненависть и вражду.
Следует знать, что существуют три разновидности любви:
1) любовь к Аллаху, которая является основой веры и таухида;
2) любовь в Аллахе, то есть любовь к пророкам Аллаха и Его посланникам, а также к их последователям, любовь к деяниям, временам, местам и прочим угодным Аллаху вещам. Это дополняет и совершенствует любовь к Аллаху;
3) любовь наряду с любовью к Аллаху, чем является любовь к божествам и предметам поклонения: деревьям, камням, людям, правителям и т.п., что представляет собой основу ширка.
Наряду с этим существует и четвертый вид любви — естественная любовь человека к еде, питью, браку, одежде, родственникам и т.д. Эта любовь разрешается, если она совершенствует и дополняет любовь к Аллаху, укрепляет повиновение Ему и является, таким образом, одним из видов поклонения. Если же такая любовь препятствует этому и ведет к тому, что не угодно Аллаху, то она недопустима. Человеческая любовь прекрасна, когда она не противоречит религии. Аллаху же это ведомо лучше.

(Из книги китабу Таухид Шарх шейха АбдуРрахмана Саади)

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Виды поклонений., Труды имамов Наджда.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.