Тавасуль. Сулайман ибн АбдуЛЛах.

Тавасуль. Сулайман ибн АбдуЛЛах.

Спросили Сулаймана ибн АбдуЛЛаха:
«Разрешено ли делать тавасуль посредством достоинства Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует), или посредством других пророков и посланников (мир им), или посредством хороших людей, когда делаешь дуъа?»

Он ответил: «Разрешенный тавасуль это тот,  что приводится в Книге Аллагь и сунне это:  тавасуль к Аллагьу, Свят Он и Велик, посредством хороших дел, посредством Имён Аллагьа и Его Атрибутов соответствующих Величию Господа всего созданного. Наподобие слов Всевышнего Аллагьа, где Он рассказал о верующих рабах, которые сделали тавасуль к Нему посредством своих хороших дел: «Господи наш! Поистине мы слышали призывающего, звал он к вере: «Уверуйте в Господа вашего!» И мы уверовали. Господи наш! Прости же нам наши грехи и очисти нас от наших скверных деяний и упокой нас с праведниками». (Сура Альимран. Аят193).

И как это приводится в двух сахихах рассказ о троих, которые вошли в пещеру, и упал большой камень из скалы и преградил им выход, и они обратились к Аллагьу посредством своих хороших дел.

И как слова Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует) в хадисе который передал Имам Ахмад, и Ибн Абу Шайбат, и Ибн ХIибан в своем сахихе и другие: «Я прошу у тебя посредством всех Имён, что есть у тебя: что ты дал самому себе, или ниспослал их в своей Книге, или научил кого-либо из своих творений, или скрыл их у себя в сокровенном знании».

И как это приводится в хадисе, что передал Аттирмизи и другие: «О, мой Аллагь! я прошу у Тебя посредством того, что Тебе принадлежит вся хвала и нет божества кроме Тебя, Щедрого, Создателя небес и земли! О, Обладатель Величия и Почёта! О Живой! О Вечный!». А в хадисе то, что предаётся у Аттирмизия и посчитал его хорошим хадисом, говорится: «я прошу Тебя, О, Аллагь! О Милостивый! Посредством Твоего Величия и Света Твоего лица!». и т д.

И это все разрешено в шариате и нет разногласия в этом, и это из посредничества ,что приказал Аллагь. В Слове Всевышнего: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллагьа и ищите приближения к нему.» (Сура Альмаидат. Аят 35).

Также к Аллагьу приближаются (делают тавасуль) посредством просьбы и заступничества живого Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует) и посредством просьбы других живых пророков (мир им) и живых хороших рабов Аллагьа, и это все поощряемо. Как сахабы (да будет доволен Аллагь ими) делали тавасуль посредством просьбы и заступничества живого Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует), и как они делали тавасуль посредством ГIабаса ибн ГIабдульмутталиба, дяди Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует) и посредством просьбы Язида ибн Альасвада Альджуруши.

А что касается тавасула посредством достоинств созданных, как говорят некоторые: «я прошу у тебя посредством достоинств твоего пророка МуахIаммада (да благословит его Аллагь и приветствует) и т д. то это не передано от Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует) и большинство учёные запрещают это.

Ибн Къайим рассказал (да будет милостив к нему Аллагь) что это является нововведением по единогласному мнению учёных, если даже эти пророки и хорошие рабы имеют достойное положение пред Аллагьом, Свят Он и Велик, и это не делает разрешенным тавасуль посредством них и их достоинств.  Потому что то, что они занимают какую-то степень и обладают каким-то положением, это то что приносит пользу им, и не приносит пользу нам если мы не будем следовать за ними и любить их, и Аллагь тот, кто награждает нас за это.

А что касается тавасула (приближения к Аллагьу) посредством их самих, за исключением тавасула веры и подчинения им, это не является приближением. И если человек приближается посредством созданного, за исключением моментов когда он приближается посредством того, что приближает его на самом  деле:  мольбой за того, кто делает тавасуль или любовью к нему и следованием за ним, то посредством чего же он приближается?

Шайхуль Ислам Ибн Таймия (да будет милостив Аллагь к нему) в книге «Альистигъаса» сказал: «я не переставал искать и изучать слова предыдущих учёных и имамов, что помогло бы мне понять, разрешали ли кто-либо из них тавасул посредством хороших рабов в молитве, или сделал ли кто-либо из них это и я не нашёл такого.  Потом я наткнулся на фетву факъигьа (учёного) Абу МухIаммада ибн ГIабду-Ссалама. Он издал фетву, что нельзя совершать тавасуль помимо Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует) другим. А что касается тавсула посредством Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует) то он разрешил это, если конечно хадис про это является достоверным. И Алькъудури упомянул в шархе Алькархия от Абу Ханифи и Абу Юсуфа, что они говорили нельзя просить Аллагьа посредством пророков» закончились слова Шайхуль Ислам (да будет милостив Аллагь к нему).

Алькъури сказал: «Не дозволено просить посредством созданного, потому что нет у созданного права над Создателем.  И запрещено все то, что дает такой смысл». Конец цитаты.

Приводятся нескорые аргументы для дозволения тавасула посредством созданного.

Первый: это то, что приводится у Имама АхIмада от Абу Сагида Альхудрий что он сказал: «Пророк (да благословит его Аллагь и приветствует) сказал: « Тот, кто вышел из дома на намаз и сказал: О мой Аллагь! Поистине я прошу у тебя посредством хакъа (права) просящих на Тебя и посредством хакъа этого моего хождения (на намаз)»»  до конца хадиса.

Ответ этому: В цепочке передатчиков этого хадиса есть ГIуттаят АльгIавфи, и посчитали его слабым предатчиком Имам АхIмад, Ассаврий, Гьашим, Абу ЗаргIат, Абу ХIатим, Альджавзаханий, Аннисаи и Ибн ХIибан и сказал: «нельзя записывать его хадисы кроме как для удивления». И Ибн Мугаин сказал: «достоверный (передатчик)». И Ибн СагIид сказал: «он  был заслуживающий доверия, если это угодно Всевышнему Аллагьу».

И мерилом,  из-за чего посчитали его (хадис) достоверным, является  поощряемый тавасул, потому что право просящих на Него это чтобы он ответил им (на их просьбу) и право послушных Ему это чтобы Он вознаградил их (за их послушание). А просьба у Него и подчинение Ему это причина получения ответа и вознаграждения за это.

Второй: это то, что привёл ХIаким в «Мустадраке» и он посчитал его достоверным. Это то, что приводится в хадисе ГIабдуРахIмана ибн Зайда ибн Аслама от его отца от его  деда от ГIумара от Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует) что он сказал: «Когда Адам (мир ему) совершил ошибку, он сказал: «Господи я прошу у тебя посредством права МухIаммада ради чего Ты простил меня» и до конца хадиса.

Ответ этому: Поистине этот хадис сакъитI (имеющий недостаток, недействительный) потому что ГIабдуРахIман ибн Зайд ибн Аслама слабый передатчик по единогласному мнению учёных. Посчитали его слабым: Малик, АхIмад, Ибн МугIин, Ибн Мадайни, Абу ЗаргIат, Абу Давуд, Ибн СагIад, Абу ХIатим, Ибн Хузаймат, Ибн ХIибан и Ибн Джавзий сказал: «Все объединились в том, что он слабый передатчик».

И это как ты видишь то, посредством чего  выделился ГIабдуРахIман ибн Зайд ибн Аслама и это тот (про кого так говорили учёные). И Альхафиз Аззагьабий в «талхисуль мустадраке» — когда Хаким назвал этот хадис и сказал, что он достоверный — сказал: «Я думаю что он придуманный, потому что он противоречит Къуръану, Поистине Аллагь, Свят Он и Велик, упомянул рассказ об Адаме (мир ему) и его покаяние и его приближение (тавасуль) не упомянул Аллагь, что он делал тавасуль посредством Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует)».

Третий:  это то, что привёл Аттирмизи,  Аннасаи в «Альёвму ва лайлат», Ибн Шагьайн, и Альбайгьакъи, то, что посчитал достоверным Аттирмизи от ГIусмана ибн ХIанифа: «что один слепой человек пришёл к Пророку (да благословит его Аллагь и приветствует) и сказал: «проси у Аллагьа, чтобы он вылечил меня». И Пророк (да благословит его Аллагь и приветствует) сказал: «если ты хочешь я попрошу, а если ты хочешь проявить терпение, то это лучше для тебя». Он сказал: «проси Его» и Пророк (да благословит его Аллагь и приветствует) повелел ему, чтобы он брал омовение и делал это наилучшим образом и затем делал этот дуъа: «О мой Аллагь поистине я прошу у Тебя и я обращаюсь к Тебе посредством твоего пророка МухIаммада, пророка милости, поистине я обращаюсь к моему Господу посредством тебя в моёй этой нужде чтобы Ты исполнил, О мой Аллагь сделай его заступником за меня». Этот хадис хороший достоверный и одиночка (гъариб) и мы знаем его только от хадиса Абу ДжахIфара и он не АльхатIами, это то, что говорил Аттирмизи. И некоторые сказали, что это указывает на разрешение тавасула посредством Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует) и никого другого (и не указывает на разрешения тавасула посредством других).

Ответ этому: Поистине это тавасул то о чём рассказал ГIумар (да будет доволен Аллагь) когда просили дождь посредством ГIабаса (да будет доволен Аллагь). Он рассказал, что они делали тавасул посредством Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует)  когда просили дождь. Потом он делал тавасуль посредством его дяди ГIабаса, после его смерти. И их тавасуль посредством  его заключался в его молитве и в их коллективной молитве вместе с ним и чтобы он приближал их к Аллагьу Всевышнему. И это не сделали сподвижники посредством хIакъа (права) его после его смерти и когда он отсутствовал.

И Пророк (да благословит его Аллагь и приветствует) был для них также как и здесь заступником просил для них и поэтому говорится в хадисе слепого: «О мой Аллагь сделай его заступником за меня» и он знал что Пророк (да благословит его Аллагь и приветствует) заступился за него и просил Аллагьа, чтобы он сделал его заступником за него.

Я говорю: Тот, кто размышляет над этим хадисом знает достоверность этого, потому что открыто, приводится что слепой приходил к нему и сказал: «проси у Аллагьа чтобы он вылечил меня» и Пророк (да благословит его Аллагь и приветствует) сказал: «если ты хочешь я попрошу, а если ты хочешь проявить терпение то это лучше для тебя» он сказал: «проси Его». И это является доказательством тому, что Пророк (да благословит его Аллагь и приветствует) просил за него, а слепой просил у своего Господа, чтобы он сделал его заступником за него, для того чтобы Аллагь ответил на просьбу Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует).

Это достаточно для решения в этом вопросе.

И знай: Поистине тавасуль посредством (ради) кого-то из созданного или посредством его положений — за исключением того, что он делает дуъа и просит за кого-то – имеется в виду тавасуль посредством его и его положения говоря: О мой Аллагь прости мне, смилуйся надо мной и введи меня в рай, ради (посредством) Твоего пророка МухIаммада, или ради (посредством) его положения твоего пророка МухIаммада. И все то, что подобно этому, это нововведение (бидъа) и не является ширком.

А что касается просьбы или мольбы его, когда он говорит словами: О, посланник Аллагьа прошу у тебя твоего заступничества (шафагIата), или у меня большое горе избавь меня от этого, или я прошу помощи против кого-то, помоги мне. И все то, что похоже на это, это куфр и большой ширк выводящий совершившего из Ислама, потому что он приписал право Аллагьа другому, потому что мольба это поклонение запрещенное делать помимо Аллагьа другому. Тот, кто обратился с мольбой к нему (пророку) то совершил поклонение ему, а тот кто совершил поклонение помимо Аллагьу другому, тот совершил ширк. И доказательств для этого очень много, в неограниченном количестве.

И большинство людей не различают и не делают отличия между тавасулом посредством (ради) созданного и его положения и  обращением мольбой и просьбой к нему, пойми эту разницу. Пусть Аллагь поможет тебе следовать наилучшим путём.

И это является ответом для второго вопроса, и это если находили подобное в сочинениях некоторых учёных, имеется ли для этого основания или нет, Аллагьу знает лучше.

Да  благословит Аллагь и приветствует нашего пророка МухIаммада и его семью и его сподвижников!»  (см. Аддурару саният стр. 160-166)

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Таввасуль.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.