Упование на Аллаха.

Упование на Аллаха.

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Вопрос был адресован шейху Абдульазизу ибн Баазу: Между нами произошел спор на тему полагания на Аллаха. Должен ли включать в себя таваккуль причины или нет? Так как нам известны примеры некоторых предшественников, как например Марьям, которой давались летние фрукты зимой, а зимние — летом, и при этом она не совершала никаких причин для этого, но отдала себя полностью поклонению.

Ответ: Полагание на Аллаха включает в себя две вещи: Первое: упование на Аллаха и вера в то, что Он – Тот, кто создает причины, и что Его предопределение сбывается, что Он предопределяет события, перечислив и записав их, Свят Он и Велик.

Второе:  Использование причин. Не является полаганием на Аллаха оставление причин, однако таваккуль включает в себя использование причин и упование на Аллаха. А тот, кто оставил их, противоречит шариату и разуму, так как Аллах приказал использовать причины, призывал к этому и повелел это Своему посланнику и создал Своих рабов на этом. Не разрешается верующему оставлять причины, иначе он не будет полагающимся на Аллаха в действительности, кроме как если он использует причины. Поэтому шариатом предписана женитьба для сохранения целомудрия, а интимная близость необходима для продолжения рода. И если кто-то скажет “я не женюсь, и у меня будут дети”, его сочтут сумасшедшим, и это противоречит здравому смыслу. Точно также, если кто-то сидит дома или в мечети в ожидании милостыни, это не будет соответствовать шариату и расцениваться как упование на Аллаха. Однако ему следует стремиться к приобретению ризка, работать, прилагать усилия по мере возможности к этому.

Что касается Марьям – да будет милостив к ней Аллах – она не оставляла причины, и тот, кто сказал так, — ошибся. В аяте говорится, что Аллах приказал ей: Потряси на себя ствол пальмы, и на тебя попадают свежие финики. Ешь и пей… (Сура Марьям 25-26). Таким образом, это указание ей на причины,  чтобы она потрясла пальму и воспользовалась причиной, а затем уже упали к ней финики. И нет в ее жизнеописании оставления причин. А появление пропитания у нее и суть того, что Аллах проявил к ней свою щедрость и дал ей что-то из ризка, не свидетельствует о том, что она оставила причины. Она занимается поклонением и использует причины. И если Аллах предоставил кому-то из  своих приближенных верующих что-либо из Своих чудес, то это – из проявлений его милости и не указывает на оставление ими причин. Приводится от нашего пророкаﷺ,  что он сказал: Стремись к тому, что принесет тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и не отчаивайся. Сказал Аллах: Тебе мы поклоняемся и к Тебе прибегаем за помощью (сура аль-Фатиха, 5). Он постановил Своим рабам поклоняться Ему и обращаться к Нему за помощью. И обе эти вещи – из причин счастья в этом мире и в следующем, о чем свидетельствуют многочисленные аяты.

Шейх Абдульазиз ибн Бааз

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) говорил:

«Тауаккуль делится на три частей:

Первая: Это тауаккуль, которая является поклонением и смиренностью. А это абсолютное упование на полагаемого настолько, что он убежден в том, что он способен принести пользу и устранить вред. Уповает на него совершенным упованием с ощущением того, что он нуждается в нем. Такое проявление тауаккула является обязательным посвящать искренне только одному Всевышнему Аллаху. А тот, кто посвящает это кому-то или чему-то помимо Аллаха, то он является многобожником, который впал в большой ширк (многобожие). Как те, которые уповают на праведных людей из числа умерших или полагаются на отсутствующих людей и т.п. …

Вторая: Это когда человек полагается на кого-нибудь в достижении своего удела и средства и т.п. Это является малым ширком (многобожие). А некоторые ученые сказали, что это скрытый ширк. Например, многие люди полагаются на свою должность в достижении своего удела. И поэтому ты встречаешь человека, который ощущает в себе то, что он уповает на эту причину, ощущая свою нужду в этом. После чего ты замечаешь по его внешнему виду, что он старается понравиться тому человеку, который имеет при себе богатства. Такой человек не убежден в том, что этот мужчина просто является причиной, а напротив он сделал его выше причины.

Третья:Это когда он полагается на какого-нибудь человека в том, чем он предоставил ему полномочие в распоряжении каких-либо дел. Как если ты поручаешь кому-то, чтобы он продал какую-либо вещь или купил ее, то в этом нет ничего порицаемого. Поскольку он, когда полагается на него, то ощущает, что его степень является выше его, так как он сделал его своим помощником. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поручил Али ибн Абу Талибу, чтобы он принес в жертву оставшихся животных. (Муслим, 2\892). Поручил Абу Хурайре, чтобы он охранял собранный в рамадан закят (садакатуль-фитр). (Аль-Бухари,2311). Также поручил (мир ему и благословение Аллаха) ‘Урве ибн аль-Джаьду, чтобы он купил для него жертвенное животное. (Аль-Бухари, 2\539). Это положение не подобно второй части. Поскольку во второй части человек ощущает нужду в том, на кого полагается. И он замечает, что он уповает на него таким упованием, в котором проявляется его нужда в нем».

(См. «Коулюль-Муфид» стр.404).

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Виды поклонений.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.