Упование.

Упование.

Аллах, Всевышний, в Коране сказал: (Поистине, те, которые не надеются на встречу с Нами, довольны жизнью ближней и успокаиваются на ней, и те, которые небрегут Нашими знамениями.) (10, Юнус; 7)

Упование присуще сердцу любого человека. Если нет упования, то это приводит к потере смысла жизни, результатом чего, в свою очередь, является самоубийство. Упование связывает человека с тем, на кого он уповает. Существует два вида упования: идеологическое и естественное.

Аллах, Велик Он и Могуч, в Коране сказал: (Не производите расстройства на земле после устроения ее. Призывайте Его со страхом и упованием; поистине, милость Аллаха близка от добродеющих!) (7, Преграды; 56)

Идеологическое упование обусловлено акидой, т.е. акида объясняет, почему мы уповаем на кого-либо и что-либо в силу присущих ему каких-либо качеств и деяний, достойных нашего упования. Например: муслим уповает на Аллаха, потому что Аллах Всемогущ. Мушрик уповает на тагута, потому что считает, что тагут обладает возможностью оказать ему помощь. Соответственно, идеологическое упование делает человека либо мусульманином, либо кафиром. Кафир возлагает на тагута качество или действие, которое присуще только Аллаху и уповает на своего лжебога.

Естественное упование – это упование на те вещи и существа, которые реально в этом мире могут что-то сделать. Например: упование на регистрацию в Москве, или на родственника, упование больного на лекарство и т.п. Такое упование является малым ширком. Уповающий должен понимать, что это все только инструменты Аллаха – только тогда это правильное упование.

Естественное упование – это упование на кого-либо или что-либо в том, что он (она) или оно в состоянии совершить.

Например: ты просишь у человека подвезти тебя на машине – он может это сделать, у него есть возможность, и ты зная о том, что он реально может сделать это уповаешь на него. Это упование может представлять собой малый ширк, если человек уповая на водителя не уповает на Аллаха (ведь водитель может подвезти, только с соизволения Аллаха). Другой пример: уповаешь на силу брата, и забываешь, что сила брата будет реализована только по воле Аллаха – это, тоже, малый ширк.

Как в этом случае ведет себя муслим?

Муслим уповает только на Аллаха, потому что любой результат происходит только по воле Аллаха. В то же время есть пути реализации этого упования, т.е. совершение соответствующего упованию амала (действия). Например: если человек уповает на Аллаха в том, чтобы доехать куда-либо, то ему нужно сделать соответствующий амал – найти машину, договориться с водителем, залить топливо и т.п.

Если же упование не подтверждается амалом, то это несовершенное упование (такое упование присуще суфиям и монахам).

Если же человек начинает уповать на амал, забывая об уповании на Аллаха – это малый ширк. Здесь человек ждет результата от амала, а не от Аллаха. Наилучший результат приносит упование на Аллаха и правильное, своевременное, своеместное выполнение амала.

Муслим уповает на Аллаха, потому что в его акиде, указано что возможность реализации упования осуществится только Аллахом.

Аллах в Коране говорит: (Скажи: “Я ведь – человек, подобный вам; ниспослано мне откровение о том, что бог ваш – Бог единый. И кто надеется встретить своего Господа, пусть творит дело благое и в поклонении Господу своему не присоединяет к Нему никого”.) (18, Пещера;110)

Ду’а

Мольба есть внешнее выражение упования, потому что мольба заключается в призыве к кому-либо в надежде получить ответ, естественно без надежды, упования мольба не делается. Обращаясь с мольбой к Аллаху, муслим подтверждает этим убежденность в возможности Аллаха помочь ему, в этом, так и в будущем мирах. Ду’а к Аллаху обусловлено акидой человека, потому, что бесполезно обращаться к тому, кто не слышит, и к тому, кто ничем не может помочь. Пророк (саля ЛЛаху алейхи ва салам) сказал: «Ду’а – это ‘гибадат» (Аль-Бухари). Ученые давая толкование этому хадису говорят, что ду’а – это основа, стержень поклонения, ибо обращаясь к Аллаху раб  подтверждает свое рабство, зависимость от Аллаха.

Муслим обращаясь к Аллаху с просьбой обо всех своих нуждах, искренне пологая, что именно Аллах является тем, Кто способен разрешить все его проблемы и даже обращаясь с просьбами к другим людям, он четко осознает, что помощь возможна только при наличии воли Аллаха, и в конечном итоге нужно уповать только на одного Аллаха.

Человек, у которого неправильная ‘акида, либо не уповает на Аллаха, либо уповает на Аллаха и на кого-либо вместе с Ним, считая, что тот  может помочь наряду с Аллахом и даже помимо Аллаха, или же уповает на кого-либо  или что-либо, думая, что они способны быть посредниками перед Аллахом. Все это есть неверие в форме многобожия.

Аллах в Коране передает слова пророка Худа сказанные своему народу: (О народ мой! Просите прощения у вашего Господа, потом обратитесь к Нему; Он пошлет на вас с неба обильный дождь и прибавит вам силы к вашей силе, не отвращайтесь же грешниками!”) (11, Худ; 52)

Виды упования

1)           Если человек уповает  на кого-либо  в том, на что он способен один Аллах, то это однозначно является актом многобожия. Например: уповает на человека якобы знающего сокровенное.

2)           Если человек уповает на идола (изваяние, камень, дерево, мертвеца, т.е. на не одушевленное) – то это однозначно является актом многобожия, потому что Аллах всему этому не дал возможности ни слышать, ни помогать.

3)           Если человек уповает на живое в рамках его возможностей, данных ему Аллахом, забыв про соответствующее упование на Аллаха, как основу, то это является малым ширком. А если упование на Аллаха отвергается, как таковое, то это неверие.

4)           Если человек уповает на живое сверх его возможностей – сверх того, чем Аллах его наделил, то это является многобожием. Например: у некоторых индейцев есть убеждение, что ягуар способен защитить их от зла и они обращаются к нему с ду’а.

5)           Если человек уповает на некоторые вещи, посредством которых невозможно реализовать упование. Например: на бусинку как защиту от сглаза и при этом человек  подразумевает, что она способна защитить по воле Аллаха, то это малый ширк. А если человек при этом уповает на сам предмет, то это большой ширк.

6)           Если человек обращается к присутствующему человеку в рамках его возможностей, при этом уповая на Аллаха, то это исламско-правильное упование.

7)           Если человек в этой ситуации уповает только на человека в рамках его возможностей (но не на Аллаха), то это является малым ширком.

8)           Если же человек уповает на человека и просит его о том, что не входит в его возможности, то это является многобожием.

9)           Если же человека просят о том совершение чего является неверием (пример: упование на колдовство), то это неверие. И это неверие по незнанию не прощается.

10)        Если человек обращается с просьбой к отсутствующему даже в рамках его возможностей, то это является ширком. Данное деяние не имеет прощения по невежеству, потому что исходит из неправильной акиды, наделение живое способностью слышать то, что на самом деле оно слышать не может или наделение живого способностью все слышать, а на это способен только Аллах.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Виды поклонений.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.