Что такое поклонение?

Что такое поклонение?

Для того чтобы исповедовать единобожие, необходимо выполнять два положения:

а) свидетельствовать о единстве сущности и атрибутов Аллаха;

б) посвящать все формы поклонения только Ему одному.

Арабское слово» ‘ибада» означает «поклонение». Лексически это слово означает «покорность», «смирение». Однокоренные с ним слова используются в выражениях «послушный верблюд», «протоптанная тропа».

Поклонение — это понятие, объединяющее все слова и поступки, явные и скрытые, которые Аллах любит и которыми Он доволен. К явным относятся произнесение двух свидетельств, совершение намаза, соблюдение поста и т.п., а к скрытым — вера в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, страх, надежда и т.д.

Поклоняется Аллаху тот, кто одновременно ощущает страх и надежду

Правильное поклонение побуждает человека одновременно питать любовь к Аллаху, бояться Его, смиряться перед Ним и страстно надеяться на Его милость. Если человек поклоняется Аллаху, не питая любви и не ощущая страха и надежды, то его поступки — бессодержательные движения, ничего не значащие для него.

Тот, кто поклоняется из любви к Аллаху, не испытывая смирения, страха и надежды, часто впадает в грехи и ослушается Его. Заявляя о своей любви к Аллаху, он перестает совершать праведные поступки и осмеливается грешить. Люди издавна говорят о своей любви к Аллаху, не совершая добрых дел, и поэтому Он испытал их аятом:

«Скажи: „Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас“ « (Сура „Али ‘Имран“, аят 31). Следовательно, кто говорит о своей любви к Аллаху, но не следует путем Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, тот лжет.

Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если вы увидите человека, который ходит по воде или летает по воздуху, то не верьте ему, пока не убедитесь в том, что он следует путем Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

То же относится к надежде, если она не сочетается со страхом перед Аллахом, потому что такой человек осмеливается ослушаться Его и чувствует себя в безопасности от Его хитрости: «Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!» (Сура «Аль-А‘раф», аят 99).

То же относится к страху, если он не связан с надеждой на Аллаха, потому что такой человек думает об Аллахе неподобающим образом и отчаивается в Его милости. Всевышний сказал: «Отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (Сура «Йусуф», аят 87).

Правильное поклонение возможно только тогда, когда человек испытывает одновременно и страх, и надежду: «Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него» (Сура «Аль-Исра», аят 57);

«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа [, равен неверующему]?» (Сура «Аз-Зумар», аят 9).

Всевышний сказал о семье пророка Закарийи, мир ему: «Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Нами» (Сура «Аль-Анбийа», аят 90).

Праведный раб иногда бывает переполнен надеждой, и тогда он словно готов взлететь от любви к Аллаху. Иногда же им овладевает страх, и он сжимается, трепеща перед Всевышним Аллахом. Он словно растворяется в надежде обрести довольство своего Господа, устремляется к Нему, опасаясь Его наказания. Он ищет у Него убежища и спасения, надеется на то, что есть у Него.

Поклонение принимается только при выполнении двух условий:

1. Искренность перед Богом. Аллах принимает только те из деяний, которые совершаются искренне ради Его Лика. Всевышний сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне» (Сура «аль-Беййина», аят 5);

«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху» (Сура «аз-Зумар», аят 3);

«Скажи: „Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру“ (Сура «аз-Зумар», аят 14).

2. Следование путем посланника, мир ему и благословение Аллаха. Господь принимает только те деяния, которые соответствуют наставлениям посланника, мир ему и благословение Аллаха. Всевышний сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (Сура «аль-Хашр», аят 7).

Он также сказал: «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего реше­ния и не подчинятся полностью» (Сура «ан-Ниса», аят 65).

Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо   внесет в это дело наше то, что к нему не относится, то это будет отвергнуто» »Сахих аль-Бухари» (2697). Это значит, что оно будет возвращено ему.

Деяния, которые совершены не ради Аллаха и не соответствуют Сунне посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, являются бессмысленными. Аль-Фудайл бин Ийад, говоря о смысле высказывания Всевышнего «…чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше», сказал: «Более искренними и более правильными». Его спросили: «Что означает: более искренними и более правильными?». Он ответил: «Если деяние является искренним, но неправильным, то оно не принимается, и если оно является правильным, но неискренним, то оно тоже не принимается. Оно должно быть искренним и правильным. Искренним же является то, что совершается ради Аллаха, а правильным — то, что соответствует Сунне» «Хилйат аль-Аулийа» (8/95).

К аятам, объединяющим оба эти условия, относятся слова Всевышнего в конце суры «аль-Кахф»: «Скажи: „Воистину, я — такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог — Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом“ (Сура «аль-Кахф», аят 110).

Что такое поклонение?

Для того чтобы исповедовать единобожие, необходимо выполнять два положения:
а) свидетельствовать о единстве сущности и атрибутов Аллаха;
б) посвящать все формы поклонения только Ему одному.
Арабское слово «’ибада» означает «поклонение». Лексически это слово означает «покорность», «смирение». Однокоренные с ним слова используются в выражениях «послушный верблюд», «протоптанная тропа».
Поклонение — в шариате это понятие, объединяющее все слова и поступки, явные и скрытые, которые Аллах любит и которыми Он доволен. К явным относятся произнесение двух свидетельств, совершение намаза, соблюдение поста и т.п., а к скрытым — вера в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, страх, надежда и т.д.
Поклонение зиждется на трех столпах:
1. Совершенная любовь к Пречистому Богу. Всевышний по этому поводу сказал: «Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» аль-Бакара, 165.
2. Совершенная надежда на милость Аллаха. Всевышний сказал: «Они надеются на Его милость» аль-Исра, 57.
3. Совершенный страх перед Аллахом. Всевышний сказал: «…и страшатся мучений от Него» аль-Исра, 57.
Эти три великих столпа Пречистый Аллах собрал воедино в суре «аль-Фатиха»: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния!» В первом аяте указывается на любовь, потому что Аллах – Благодетель, а того, кто одаряет благами, любят в зависимости от степени его добродетели. Во втором аяте содержится указание на надежду, потому что следует надеяться на милость того, кто обладает милосердием. Третий аят содержит указание на страх, потому что наказания того, кто властен воздать по заслугам и призвать к отчету, следует бояться.
Поэтому после этих трех аятов Всевышний сказал: «Тебе одному мы поклоняем­ся…». Это значит, что мы поклоняемся нашему Господу, испытывая эти три чувства. Мы любим Его, о чем свидетельствуют слова «Хвала Аллаху, Господу миров». Мы надеемся на Него, что подтверждается словами «Милостивому, Милосердному». И мы боимся Его, на что указывают слова «Властелину Дня воздаяния».
Правильное поклонение побуждает человека одновременно питать любовь к Аллаху, бояться Его, смиряться перед Ним и страстно надеяться на Его милость. Если человек поклоняется Аллаху, не питая любви и не ощущая страха и надежды, то его поступки — бессодержательные движения, ничего не значащие для него.
Тот, кто поклоняется из любви к Аллаху, не испытывая смирения, страха и надежды, часто впадает в грехи и ослушается Его. Заявляя о своей любви к Аллаху, он перестает совершать праведные поступки и осмеливается грешить. Люди издавна говорят о своей любви к Аллаху, не совершая добрых дел, и поэтому Он испытал их аятом: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”» Али ‘Имран, 31. Следовательно, кто говорит о своей любви к Аллаху, но не следует путем Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, тот лжет.
Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если вы увидите человека, который ходит по воде или летает по воздуху, то не верьте ему, пока не убедитесь в том, что он следует путем Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
То же относится к надежде, если она не сочетается со страхом перед Аллахом, потому что такой человек осмеливается ослушаться Его и чувствует себя в безопасности от Его хитрости: «Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!» Аль-А‘раф, 99.
То же относится к страху, если он не связан с надеждой на Аллаха, потому что такой человек думает об Аллахе неподобающим образом и отчаивается в Его милости. Всевышний сказал: «Отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» Йусуф, 87.
Правильное поклонение возможно только тогда, когда человек испытывает одновременно и страх, и надежду: «Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него» Аль-Исра, 57;
«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа [, равен неверующему]?» Аз-Зумар, 9.
Всевышний сказал о семье пророка Закарийи: «Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Нами» Аль-Анбийа, 90.
Праведный раб иногда бывает переполнен надеждой, и тогда он словно готов взлететь от любви к Аллаху. Иногда же им овладевает страх, и он сжимается, трепеща перед Всевышним Аллахом. Он словно растворяется в надежде обрести довольство своего Господа, устремляется к Нему, опасаясь Его наказания. Он ищет у Него убежища и спасения, надеется на то, что есть у Него.
Поклонение принимается только при выполнении двух условий:
1. Искренность перед Богом. Аллах принимает только те из деяний, которые совершаются искренне ради Его Лика. Всевышний сказал: «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху» аз-Зумар, 3.
Он также сказал: «Скажи: «Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру» аз-Зумар, 14.
2. Следование путем посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Господь принимает только те деяния, которые соответствуют наставлениям посланника, e. Всевышний сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» аль-Хашр, 7.
Он также сказал: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего реше­ния и не подчинятся полностью» ан-Ниса, 65.
Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо внесет в это дело наше то, что к нему не относится, то это будет отвергнуто» «Сахих аль-Бухари» (2697). Это значит, что оно будет возвращено ему.
Деяния, которые совершены не ради Аллаха и не соответствуют Сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, являются бессмысленными. Аль-Фудайл бин Ийад, говоря о смысле высказывания Всевышнего «…чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше», сказал: «Более искренними и более правильными». Его спросили: «Что означает: более искренними и более правильными?». Он ответил: «Если деяние является искренним, но неправильным, то оно не принимается, и если оно является правильным, но неискренним, то оно тоже не принимается. Оно должно быть искренним и правильным. Искренним же является то, что совершается ради Аллаха, а правильным – то, что соответствует Сунне» «Хилйат аль-Аулийа» (8/95).
К аятам, объединяющим оба эти условия, относятся слова Всевышнего в конце суры «аль-Кахф»: «Скажи: «Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» аль-Кахф, 110.
Статья подготовлена по книге «Основы веры в свете Корана и Сунны», авторы: проф. Салих ас-Сухейми, проф. Абд ар-Раззак аль-Бадр, проф. Ибрахим ар-Рухейли, перевод Эльмира Кулиева, а также по книге «Вера в Аллаха», автора Умара бин Сулайман аль-Ашкара, перевод Эльмира Кулиева.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Виды поклонений.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.