О положении тауаккуля (упования) в Исламе.

О положении тауаккуля (упования) в Исламе.

Видео в ютубе о уповании:
упование(таваккуль) является видом поклонения.

сначала причина потом упование на Аллаха?

хукм слов я уповая на Аллаха, а затем на тебя!

32) О словах Аллаха — и на Аллаха уповайте, если вы верующие (урок 91-92).

43) о произнесении слов — если пожелает Аллах и ты (урок 106)

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

Что такое тауаккуль?

Шейх ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Тауаккуль – это упование на Аллаха в достижении требуемого и отведении дурного, веруя в Аллаха и предпринимая для этого дозволенные причины. И это является наиболее близким определением тауаккуля. Необходимо наличие двух вещей:
Первое: Чтобы человек уповал на Аллаха правдивым упованием.
Второе: Чтобы он брал дозволенные причины». (См. «Къолуль-Муфид» стр.403).

О достоинстве тауаккуля

Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): «Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими». (Аль-Маида, 23).
Всевышний Аллах также сказал: «А кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен!» (Талак,3).
Тот, кто уповает на Аллаха в мирских делах и религии, полагаясь на Аллаха в принесении пользы и отведении вреда, веруя в Него, что Он облегчит положение, то для того Он достаточен. Да и как может быть иначе, если человек приобретает в лице Аллаха богатого, сильного, могущественного и милостивого Покровителя, который ближе к своему рабу, чем кто бы то ни было иной. (См «Тайсируль-Карим ар-Рахман»).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Упование — это половина религии, и поэтому мы говорим в наших намазах: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи». (Аль-Фатиха,5). Просим Аллаха о помощи, полагаясь на Него в том, что Он поможет нам в поклонении Ему». (См. «Къолуль-Муфид» стр.404).
От Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передается о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, если вы будете уповать на Аллаха истинным упованием, непременно будете наделены уделом, подобно птице, которая ранним утром улетает с пустым желудком, а возвращается уже вечером с полным желудком». (Тирмизи,2344, ибн Маджа,4164 и Ахмад, 205. Шейх Альбани подтвердил достоверность в «сунан»).
Имам Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Этот хадис является основой в вопросе упования, которое является одним из величайших причин, посредством которых получают средство пропитания (ризк). Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его». (Талак,2-3). (См. «Джамиьуль-улум уаль-Хикам», стр. 482).
Также Ибн Раджаб сказал: «Если они действительно уповают на Аллаха искренне от сердца, непременно Аллах ниспосылает им средства пропитания, даже если они взяли малейшие причины. Подобно птице, которая получает свой удел по причине простого ухода с утра и возвращения вечером. И это один из видов поиска удела, однако, это является легким поиском ризка (удела)». (См.«Джамиьуль-улум уаль-Хикам», стр. 484 — 485).
Имам ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) также сказал: «Ризк для каждого уже разделен из числа благочестивых, грешников, верующих и неверующих. Как сказал Всевышний Аллах: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием». (Худ,6). Это не смотря на слабость многих живых существ и не состоятельность их на приобретение пропитания (ризка). Всевышний сказал: «Сколько есть живых существ, которые не уносят своего пропитания! Аллах наделает пропитанием их и вас». ( Аль-Анкабут , 60). Пока раб Божий живой, Аллах его обеспечивает пропитанием. И быть может Аллах наделяет его пропитанием по причине заработка или даже наделяет его без заработка». (См.«Джамиьуль-улум уаль-Хикам», стр. 488).
От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Святой дух (ангел Джибриль) внушил мне, что человек не умрет, пока не исчерпает своего удела. Бойтесь же Аллаха, и стремитесь к уделу наилучшим образом. И пусть то, что вы считаете задержкой в получении вами удела, ни в коем случае не побуждает вас добиваться его путем ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему». (Абу Ну’айм в “аль-Хилья”. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2085).
Умар говорил: «Между рабом и его ризком есть занавесь. Если он проявит довольство, то Аллах наделит его средством пропитания. А если он разорвет эту занавесь, то этим он не превысит выше своего удела».
Некоторые праведные предшественники (саляфы) говорили: «Уповай на Аллаха, и явится к тебе ризк без всякого утомления и затруднения» .
Салим ибн абу Джаьд говорил: Было передано о том, что Иса (мир ему) говорил: «Совершайте дела ради Аллаха и не совершайте дела ради вашего желудка. Остерегайтесь излишка в этой жизни, ибо излишек в этом мире у Аллаха считается нечистотой. Это птица, которая летает сверху нас, улетает ранним утром и возвращается, а когда улетает, то улетает абсолютно пустой. Она не обрабатывает землю и не собирает жатву, но тем не менее Аллах ниспосылает ей пропитание (ризк). Но если вы скажете: «Поистине, наш желудок больше, чем ее желудок». Тогда мы говорим: «А эти дикие животные из числа коров и ослов точно также ранним утром уходят абсолютно пустым, не обрабатывая землю и не собирая жатву, но тем не менее Аллах ниспосылает им пропитание (ризк)». (См. «Джамиьуль-улум уаль-Хикам», стр. 485).

О том, что тауаккуль без причины – это не тауаккуль

От ибн Аббаса (да буден доволен им Аллах) передано о том, что он рассказывал: «Однажды жители Йемена, отправляясь в хадж, не взяли с собой припасы, сказав: «Мы уповающие на Аллаха». А когда они приехали в Мекку, то стали просить у людей помощи. И тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность». (Аль-Бакара, 197). (аль-Бухари,1523).
Также от Анаса (да буден доволен им Аллах) передается, что однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О посланник Аллаха, мне привязать его (верблюда) и уповать на Аллаха, или же отвязать его и уповать?». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Привяжи и уповай!» (ат-Тирмизи 2517. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим «в сунан Тирмизи»).
Муьауийа ибн Къурра (да буден доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды Умар ибн Аль-Хаттаб встретил людей из Йемена и спросил их: «Кто вы?». На что они в ответ: «Мы уповающие на Аллаха». После чего Умар сказал: «Напортив, вы пожирающие еду людей. Ведь уповающий сеет семена в землю и уповает на Аллаха». (Ибн Аба Дунйа в «тауаккул ьала-Ллах», 10).
Был спрошен имам Ахмад о человеке, который сидит дома и не выходит на заработок, говоря: «Я уповаю на Аллаха». На что имам Ахмад ответил: «Необходимо, чтобы все люди уповали на Аллаха, однако приучали самих себя к заработку». (См.«Джамиьуль-улум уаль-Хикам», стр. 487).
Имам ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Знай, что не противоречит истинному упованию приложение старания к причинам, посредством которых Аллах предопределил результаты. Таков Его закон, посредством которого движется Его творение. Поистине, Всевышний Аллах повелел создавать причины, а наряду с этим и приказал полагаться на Него. И получается так, что он совершает причины, подчиняясь Аллаху, и искренне уповает на Него, веруя в Него. Сказал Всевышний Аллах (смысловой перевод): «О те, которые уверовали! Принимайте меры предосторожности». (Ан-Ниса,71). Также Всевышний сказал: «Приготовьте против них (врагов) сколько можете силы и боевых коней». (Аль-Анфаль,60). Также Всевышний Аллах сказал: «Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле и ищите милость Аллаха». (Аль-Джумуа,10).
Сахль ат-Тустари говорил: «Тот, кто порочит заработок, тот порочит сунну. А тот, кто порочит упование (тауаккуль), тот порочит иман (веру). Упование — это постановление пророка (мир ему и благословение Аллаха), а заработок — это его сунна. Поэтому тот, кто поступает согласно с его постановлением, тот не оставляет его сунну (мир ему и благословение Аллаха)». (См.«Джамиьуль-улум уаль-Хикам», стр. 483).
Прошу обратить внимание на этот устрашающий хадис, и пусть задумаются над ним те, кто оставил вообще причины, словно заблудшие сектанты суфисты:
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Достаточно мужчине греха, если он погубит тех, кого обязан содержать». (Абу Дауд,1692. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим «в сунан Абу Дауд).
Бишр (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Если я имею семью, то я непременно работаю и зарабатываю». (См. «Джамиьуль-улум уаль-Хикам», стр. 487).

О том, что нельзя полагаться лишь на причины, не уповая на Аллах

Шейх ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Тот, кто больше всего полагается на причины, то у него недостаток в уповании на Аллаха. И он этим умаляет достаточность Аллаха. Это как будто он сделал причину опорой к чему стремится для получения желаемого результата и устранения зла. А тот, кто полагается на Аллаха и отвергает причины, то он умаляет мудрость Аллаха. Поскольку Аллах создал для каждой вещи причины. Поэтому тот, кто просто уповает на Аллаха (без создания причин), то тем самым он порочит мудрость Аллаха, ибо Аллах — Мудрый, и связал причины с их результатами. Тот, кто просто полагается на Аллаха, то он подобен тому, кто уповает на Аллаха в достижении детей, тогда как он не стремится женится». (См. «Къолуль-Муфид» стр.403).
Передавал аль-Халляль о том, что Аль-Фудейля ибн Ийада спросили о человеке, остававшегося в доме, заявляя о том, что он верит в Аллаха, и что Аллах наделит его пропитанием. В ответ на это Аль-Фудейль бин Ийад сказал: «Если верует в Аллаха, пока Аллах не узнает его веру в Него, то Аллах ему не запрещает какой-либо поступок, который он захотел. Однако так не поступали пророки и другие, помимо их. Пророки зарабатывали себе на жизнь. Также пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) выходил на заработки, также как Умар и Абу Бакр, и они не говорили: «Мы будем оставаться в своих домах, пока Всемогущий и Великий Аллах не наделит нас пропитанием. Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле и ищите милость Аллаха». (Аль-Джумуа,10). («Джамиьуль-улум уаль-Хикам», стр. 487).
Сказал аль-Маруази (да смилуется над ним Аллах): «Был спрошен Абу АбдуЛлах (т.е. имам Ахмад): «Какой поступок является правдивым упованием?». На что он сказал: «Это когда он полагается на Аллаха, и в его сердце нет ничего того, чтобы он желал от людей, чтобы они ответили ему чем-то. Если его положение такого, то Аллах наделит его средством пропитания. И такой человек является уповающим на Аллаха». (См.«Джамиьуль-улум уаль-Хикам», стр.485).
Шейх ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был величайшим из уповающих людей, но тем не менее, он брал причины, запасался припасами в пути, когда выходил на битву при ухуде, надел на себя две кольчуги. (Ахмад 3\449 и Абу Дауд 3\71). А когда делал переселение из Мекки в Медину, то нанял того, кто указывал ему путь. (Аль-Бухари, 2\130). Он не говорил: «Вот я выхожу делать переселение и уповаю на Аллаха, и не возьму с собой того, кто будет указывать мне дорогу». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) брал средство защиты от жары и холода, но тем не менее, это не чуть не уменьшала его упование». (См. «Къолуль-Муфид» стр.403).
Также он сказал: «Если зададут такой вопрос: «Мольба о прощении – это просто человеческие слова, как: «О Аллах прости меня!» или: «Я прошу прощение у Аллаха», — и т.д.?».
Ответ: «Нет! Необходимо принимать причины, которые являются следствием прощения. В противном случае эта мольба будет подобно издевательству. Это подобно человеку, который взывает к Аллаху, говоря: «О Аллах, надели меня хорошим потомством», однако не совершает причины для достижения потомства. А то, посредством чего удается получить прощение – это покаяние Аллаху (тауба)». (См. «Шарх Ар-баьийн», стр.312).

Виды проявления тауаккуля

Шейх ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил:
«Тауаккуль делится на три частей:
Первая: Это тауаккуль, которая является поклонением и смиренностью. А это абсолютное упование на полагаемого настолько, что он убежден в том, что он способен принести пользу и устранить вред. Уповает на него совершенным упованием с ощущением того, что он нуждается в нем. Такое проявление тауаккула является обязательным посвящать искренне только одному Всевышнему Аллаху. А тот, кто посвящает это кому-то или чему-то помимо Аллаха, то он является многобожником, который впал в большой ширк (многобожие). Как те, которые уповают на праведных людей из числа умерших или полагаются на отсутствующих людей и т.п. …
Вторая: Это когда человек полагается на кого-нибудь в достижении своего удела и средства и т.п. Это является малым ширком (многобожие). А некоторые ученые сказали, что это скрытый ширк. Например, многие люди полагаются на свою должность в достижении своего удела. И поэтому ты встречаешь человека, который ощущает в себе то, что он уповает на эту причину, ощущая свою нужду в этом. После чего ты замечаешь по его внешнему виду, что он старается понравиться тому человеку, который имеет при себе богатства. Такой человек не убежден в том, что этот мужчина просто является причиной, а напротив он сделал его выше причины.
Третья: Это когда он полагается на какого-нибудь человека в том, чем он предоставил ему полномочие в распоряжении каких-либо дел. Как если ты поручаешь кому-то, чтобы он продал какую-либо вещь или купил ее, то в этом нет ничего порицаемого. Поскольку он, когда полагается на него, то ощущает, что его степень является выше его, так как он сделал его своим помощником. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поручил Али ибн Абу Талибу, чтобы он принес в жертву оставшихся животных. (Муслим, 2\892). Поручил Абу Хурайре, чтобы он охранял собранный в рамадан закят (садакатуль-фитр). (Аль-Бухари,2311). Также поручил (мир ему и благословение Аллаха) ‘Урве ибн аль-Джаьду, чтобы он купил для него жертвенное животное. (Аль-Бухари, 2\539). Это положение не подобно второй части. Поскольку во второй части человек ощущает нужду в том, на кого полагается. И он замечает, что он уповает на него таким упованием, в котором проявляется его нужда в нем». (См. «Къолуль-Муфид» стр.404).

Заключение

На основании всего сказанного нам стало ясно, что тауаккуль является одним из величайших видов поклонения. Поэтому мусульманину является обязательным, чтобы он во всех его начинаниях уповал на Аллаха.
Шейх ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Невозможно воплотить поклонение, кроме как с упованием (тауаккуль). Поскольку если человека доверяют его душе, то доверили его слабому и бессильному. И он не в состоянии совершать поклонение. А когда он поклоняется Аллаху, то ощущает, что он уповающий на Аллаха. Затем получает по причине этого награду за поклонение и упование. Однако в основном у нас слабый тауаккуль. Когда мы совершаем поклонение или обычные дела, то не ощущаем, что мы уповаем на Аллаха в том, чтобы достичь это дело. Напротив мы чаще всего полагаемся на явные причины, забывая о том, что следует за этим. (т.е. упование на Аллаха, поручая все дело Ему — прим. автора статьи). После чего лишаемся великой награды, а это награда за тауаккуль. Словно нам не было оказано помощи в достижении желаемой цели, как это чаще всего происходит. Независимо от того, перед нами возникли препятствия, посредством которых обрывается желаемая цель, или же это преграда, посредством которой не доводим до конца поставленной цели». (См. «Къолуль-Муфид» стр.404).
Одним словом, во всех своих делах мусульманин обязан уповать на Одного Аллаха, создавая при этом соответствующие причины! Он должен совершить оба действия, как было уже сказано: уповать на Аллаха и создавать причину. И после того, как человек сделал все зависящее от него, он должен полагаться полностью на Аллаха, а затем ждать результата. Также человек не должен связывать свое сердце только лишь с причинами, без должного упования на Аллаха, ибо в противном случае он может не достичь желаемого, а более того быть наказан за проявление малого, а то и большого многобожия. Да упасет нас от этого Аллах!
Прошу Аллаха, чтобы данная статья была полезной, и чтобы Он сделал нас в числе истинно уповающих на Него.
Хвала Аллаху – Господу миров!
Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его роду и всем сподвижникам!
На этом я заканчиваю эту статью, за что и восхваляю Всевышнего.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Виды поклонений.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.