Малое многобожие – второй из двух видов многобожия.

Малое многобожие – второй из двух видов многобожия.

К нему относятся все деяния, которые могут привести к великому многобожию, а также те поступки, которые в священных текстах названы многобожием, хотя они не достигают степени великого многобожия. Это могут быть как поступки, так и слова. Судьба того, кто совершает малое многобожие, зависит от воли Аллаха, как и судьба того, кто совершает тяжкие грехи.[ Это значит, что если Аллах пожелает, то помилует такого грешника в День воздаяния, а если нет, то подвергнет его мучительному наказанию. – Прим. пер.]

Вот некоторые из его проявлений:

а) Незначительная показуха. Об этом свидетельствует хадис, переданный имамом Ахмадом и другими знатоками, о том, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Более всего я опасаюсь того, что вы станете совершать малое многобожие». Люди спросили: «А что такое малое многобожие, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Показуха. В День воскресения, когда Всевышний Аллах воздаст людям за их деяния, Он скажет: «Ступайте к тем, перед кем вы показывали себя в мирской жизни, и посмотрите, найдете ли вы у них хоть какое-нибудь вознаграждение». [«Муснад Ахмад» (5/428). Аль-Мунзири в книге «ат-Таргиб ва ат-Тархиб» (1/48) назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей. Аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид» (1/102) сказал, что его рассказчики являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих»].

б) Выражение «так пожелали Аллах и ты». Абу Дауд в «ас-Сунане» передал хадис о том, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Не говорите: «Так пожелали Аллах и такой-то», а говорите: «Так пожелал Аллах, а затем так пожелал такой-то». [«Сунан Абу Дауд» (4980). Аз-Захаби в книге «Мухтасар аль-Бейхаки» (1/140/2) сказал, что цепочка рассказчиков хадиса правильная].

в) Выражения «если бы не Аллах и такой-то», «если бы не утки, то к нам пробрались бы воры» и т.п. Ибн Абу Хатим в толковании слов Всевышнего: «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (аль-Бакъара, 22) передал следующее высказывание Ибн ‘Аббаса: «Равнение с Аллахом других является многобожием, которое более скрыто, чем муравей, ползущий по черному камню в кромешном мраке ночи. Таким многобожием будет, если ты скажешь женщине: «Клянусь Аллахом, твоей жизнью и моей жизнью!» или «Если бы не эта собачка, то к нам залезли бы воры» или «Если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры». Иногда один человек говорит другому: «Так пожелали Аллах и ты!» А иногда говорят: «Если бы не Аллах и такой-то!» Не связывай происходящие события с кем-либо, потому что во всех этих выражениях есть элементы многобожия». [«Тафсир Ибн Абу Хатим» (1/62)].

Различия между великим и малым многобожием.

Между великим и малым многобожием есть несколько различий, наиболее важными из которых являются следующие:
1. Аллах прощает великое многобожие только после раскаяния, тогда как судьба того, кто совершает малое многобожие, зависит от Его воли.
2. Великое многобожие губит все остальные деяния, тогда как малое многобожие губит только тот поступок, при совершении которого оно имело место.
3. Великое многобожие выводит человека из лона ислама, тогда как малое многобожие не превращает его в неверующего.
4. За совершение великого многобожия человек навечно попадает в Ад и лишается возможности попасть в Рай, тогда как малое многобожие в этом вопросе подобно прочим грехам.
Источник книга: «Основы веры в свете Корана и сунны».
Авторы: Салих ас-Сухейми, Абд ар-Раззак аль-Бадр.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Малый ширк.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.