О предопределении из книги: 200 вопросов по вероучению ислама. Автор Шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками.
БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
Вопрос 129. Что является указанием на обязательность веры в предопределённость в целом?
Вопрос 130. На сколько ступеней подразделяется вера в предопределение?
Вопрос 131. Что может служить указанием на первую ступень, которой является вера в знание?
Вопрос 132. Что может служить указанием на вторую ступень, которой является вера в то, что предопределённое было записано Аллахом?
Вопрос 133. Сколько видов предопределения входит в эту ступень?
Вопрос 134. Что является указанием на предвечное предопределение (aт-такдиру-ль-азали)?
Вопрос 135. Что является указанием на предопределение, связанное с жизнью в целом (ат-такдиру-ль-‘умри) и имеющее отношение ко дню заключения договора?
Вопрос 136. Что является указанием на предопределение, связанное со всей жизнью человека в целом и фиксируемое на первых этапах пребывания семени в утробе?
Вопрос 137. Что является указанием на предопределение ночи могущества, имеющее отношение к событиям следующего года?
Вопрос 138. Что является указанием на существование предопределения на каждый день?
Вопрос 139. Что предполагает собой предопределённость счастья и злосчастия?
Вопрос 140. Что является указанием на третью ступень, то есть на обязательность веры в желание Аллаха?
Вопрос 141. В Своей Книге Аллах Всевышний поведал нам о том, что Он любит совершающих благие дела, богобоязненных и терпеливых, о чём мы знаем также со слов Его посланника, и что следует из смысла Его атрибутов. Он доволен теми, кто верует и совершает благие дела, Он не любит неверных и несправедливых, Он не желает, чтобы рабы Его впадали в неверие, и не любит нечестия, но вместе с тем всё это существует в силу желания Аллаха и по воле Его, а если бы Он пожелал, то этого бы не было, ведь во владениях Его не бывает ничего такого, чего Он не желает. Но что же, в таком случае, можно ответить тому, кто скажет: «Как может Он желать и хотеть того, чем Он недоволен и чего Он не любит»?
Вопрос 142. Какие имеются указания на четвёртую ступень веры в предопределение, которая связана с творением?
Вопрос 143. Как следует понимать слова пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам), который сказал: «.. .всё благо в руках Твоих, а зло не исходит от Тебя..»., /…ва-ль-xaйpy куллю-ху би-йадай-кя, ва-ш-шарру ляйса иляй-кя…/ — с учётом того, что Творцом всего является Аллах, слава Ему?
Вопрос 144. Обладают ли рабы Аллаха способностью и волей к совершению тех действий, которые им приписывают?
Вопрос 145. Какое место в религии занимает вера в предопределение?
Вопрос 129. Что является указанием на обязательность веры в предопределённость в целом?
Ответ: Аллах Всевышний сказал: «А веление Аллаха предопределено [Имеется в виду, что веление Аллаха неизбежно осуществиться]». Сонмы, 38
«…чтобы Аллах свершил дело решенное…». Добыча, 42
«А веление Аллаха будет выполнено (непременно)». Сонмы, 37.
«Любое бедствие поражает лишь по соизволению Аллаха, а сердце того, кто верует в Аллаха, Он направит на правильный путь». Взаимный обман, 11
«A то, что постигло вас, когда встретились две рати [Здесь речь идёт о битве при Ухуде (625 год), в которой мусульмане потерпели поражение] (, случилось) с дозволения Аллаха..»..
Семейство Имрана, 166.
Аллах Всевышний также сказал: «… и порадуй терпеливых, которые говорят, когда их постигает несчастье; «Поистине, мы (принадлежим) Аллаху и, поистине, к Нему (мы) вернёмся». На таких (нисходят) благословения Господа их и милость, и это они следуют правильным путём». Корова, 155-157
Примером могут служить и другие аяты.
А в хадисе о вопросах Джибрила сообщается, что посланник Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал: «…и чтобы верил ты в предопределённость как хорошего, так и дурного». Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа и ан-Насаи (часть длинного хадиса).
Сообщается также, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал: «И знай, что постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, а то, что обошло тебя стороной, не могло случиться с тобой». Абу Дауд. Ибн Маджа, Ахмад.
Сообщается также, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам) , сказал: «…а если постигнет тебя что-либо, не говори: «Если бы сделал я то-то и то-то, это не постигло бы меня! «, — но говори: «Это предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал»» Муслим
Сообщается также, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал: «Всё предопределено, в том числе неспособность и сообразительность» Муслим, Ахмад, Малик.
Примером могут служить и другие хадисы.
Вопрос 130. На сколько ступеней подразделяется вера в предопределение?
Ответ. Вера в предопределение подразделяется на четыре ступени:
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что знание Аллаха объемлет собой всё, и ничто, будь оно весом даже с пылинку не может ускользнуть от Него ни на небесах, ни на земле, что Всевышний знал обо всех Своих творениях ещё до того, как Он сотворил их, и что Он заранее знал о том, каков будет их удел и их срок, и знал о том, что они будут говорить и что будут делать, и знал об их движении и покое, и знал обо всех их явных и тайных проявлениях и знал о том, кто из них попадёт в рай, а кто окажется в аду.
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что всё это было записано, иначе говоря, в то, что Всевышний записал всё, о существовании чего Он знал заранее, что включает в себя вера в существование Сохраняемой Скрижали [Небесный прототип всех Священных Писаний, где записаны все судьбы мира] (аль-Ляуху-ль-Махфуз) и вера в калям. [«Калям» — перо, которым были сделаны записи в Сохраняемой Скрижали]
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ: вера во всепроникающую волю Аллаха и в Его всемогущество как в неотделимые друг от друга вещи, если говорить о том, что уже было и что обязательно будет, и как в то, что не является таковым, если говорить о том, чего не было и что не существует. Таким образом, то, чего желает Аллах Всевышний, неизбежно появляется в силу Его могущества, если же говорить о том, чего Аллах Всевышний не желает, то это не возникает, поскольку нет на это воли Аллаха, но не потому, что Аллах неспособен, сделать это, ибо Всемогущий и Великий превыше этого.
Аллах Всевышний сказал: «A Аллаха ничто не (может) сделать бессильным ни на небесах, ни на земле [Имеется в виду, что если Аллах пожелает сделать что-нибудь, то никто не сможет воспрепятствовать Его воле], ведь Он — Знающий, Могущественный». Создатель, 44.
ЧЕТВЁРТАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что Аллах Всевышний является Создателем всего, в то, что нет ни на небесах, ни на земле, ни между ними ни одной пылинки, Создателем которой не являлся бы Аллах, и вера в то, что Он является Создателем действий и бездействия всего. Слава Ему, нет иного создателя и господа, кроме Него!
Вопрос 131. Что может служить указанием на первую ступень, которой является вера в знание?
Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Он — Аллах, помимо которого нет иного бога, Знающий сокрытое и явное». Собрание, 22
«… чтобы вы знали, …что Аллах всё объял (Своим) знанием». Развод, 12
«И сказали те, кто не уверовал: «Не настанет для нас Час (этот)!» Скажи: «Нет, клянусь Господом моим, Ведающим о сокровенном, обязательно настанет для вас Час (этот)! Не укрывается от Него ничто даже весом с пылинку ни в небесах, ни на земле. И нет ничего такого, что было бы меньше или больше этого, чего не было бы в Писании ясном…»» Саба, 3.
«И у него ключи к сокрытому [«Гайб» — имеется в виду всё то, что известно одному лишь Аллаху и что Он может открыть, кому пожелает]! Знает о них только Он». Скот, 59
«Аллах лучше всех знает, куда поместить Своё послание». Скот 124
«Поистине, Господь твой лучше всех знает о тех, кто сбился с пути Его, и Он лучше всех знает о следующих правильным путём». Калям, 7
«Разве Аллах не знает о том, что (скрыто) в сердцах (обитателей) миров, лучше всех?» Паук 10
«И вот сказал Господь твой ангелам: «Я назначу на земле наместника.» Они сказали: «Неужели сделаешь Ты (наместником) на земле того, кто станет на ней грешить [В частности здесь имеется в виду, что люди станут впадать в великий грех многобожия] и проливать кровь, тогда как мы воздаём Тебе хвалу и чтим Тебя свято [То есть: не допускаем но отношению к Тебе ничего такого, что не соответствовало бы высоте Твоего положения]?!» Он сказал: «Поистине, Я знаю то, что вам неведомо.»» Корова, 30
Аллах Всевышний также сказал: «Но, возможно будет вам ненавистно то, что является для вас благом, и, возможно, полюбите вы то, что является для вас злом: Аллах знает (об этом), а вы не знаете». Корова, 216,
Сообщается, что один человек спросил пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам) ,: «О посланник Аллаха, можно ли отличить тех, кто окажется в раю, от тех, кто попадёт в ад?»
Он ответил: «Да».
(Человек) спросил: «Так зачем же они (стараются) совершать (благие) дела?»
Пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам) , сказал: «Каждый будет делать то, ради чего он был создан (или: …то, что для него было облегчено [Иными словами, каждый будет находить для себя лёгкими такие дела, совершение которых в конце концов приведёт его к тому месту, что было предопределено ему Аллахом изначально])». Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается, что однажды пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам) , спросили о детях многобожников [Имеется в виду вопрос о том, в рай или в ад попадут дети многобожников, которые умерли в раннем возрасте, не успев совершить ни хороших, ни плохих дел], на что он ответил:
«Аллах лучше знает о том, что бы они стали делать». Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также, что посланник Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам) , сказал: «Поистине Аллах создал (одних) людей для рая, создав [То есть: предопределив, что эти люди попадут в рай] их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов, и создал других для огня, создав их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов». Муслим, Абу Дауд, Ахмад.
Сообщается также, что об этом посланник Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам) , сказал: «Поистине, может человек совершать то, что людям покажется делами обитателей рая [То есть: такими делами, наградой за которые послужит для него рай], тогда как (на самом деле) будет он из тех, кто окажется в аду, и, поистине, может человек совершать то, что людям покажется делами обитателей ада, тогда как (на самом деле) будет он из тех, кто окажется в раю». Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также, что об этом посланник Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам) , однажды сказал:
«Нет среди вас такого, о ком неизвестно было бы, какое место он займёте раю или в огне». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, так зачем же нам (стараться) делать (благие дела)? Не лучше ли положиться на это?» Он сказал:
«Нет, действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан», — после чего прочитал следующие аяты:
«Что касается того, кто отдавал [Имеется в виду «отдавал должное» в широком смысле слова, иначе говоря, выполнял веления Аллаха, как относительно материальных затрат (выплата закята, помощь неимущим и т.д.), так и относительно всех иных форм поклонения Ему], и был богобоязненным и признавал наилучшее [То есть: верил в истинность свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха и в то, что он получит воздаяние, обещанное Аллахом тем, кто верил в это и совершал благие дела], то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему [Речь идёт об облегчении положения человека в целом, а также об облегчении для него возможности совершения всего благого и отказа от всего дурного, что приведёт его в рай]. А тому, кто скупился [То есть: не расходовал во благо себе и другим того, чем наделил его Аллах, и не поклонялся Аллаху должным образом], и обходился [Иначе говоря, считал, что не нуждается в благодеяниях Аллаха и вполне обойдётся земными благами] и считал ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему».Ночь, 5-10 Аль-Бухари, Муслим.
Указанием на это могут служить и другие хадисы.
Вопрос 132. Что может служить указанием на вторую ступень, которой является вера в то, что предопределённое было записано Аллахом?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «….и всё перечислили Мы в Книге ясной [Имеется в виду либо Сохраняемая Скрижаль, либо Книги с записями всех дел людей]». Йасин, 12
«Поистине, это есть в Книге [Здесь имеется в виду, что это уже записано у Него на Сохраняемой Скрижали, на которой зафиксированы все судьбы мира]» Хаджж, 70.
А относительно спора Мусы с фараоном Всевышний сказал следующее: «(Фараон) сказал: «А каково же положение первых поколений?» [Имеются в виду те люди, которые всю жизнь поклонялись разным идолам и не знали Единого Бога] (Муса) сказал: «Знает о них Господь мой(, и это записано) в Книге. Не ошибается Господь мой и не забывает.»» Та ха, 51 — 52.
Аллах Всевышний также сказал: «И не (может) самка ни зачать, ни разрешиться от бремени иначе как с Его ведома. Никому не даруется долгая жизнь и не укорачивается она без того, чтобы не было этого в Книге. Поистине, это для Аллаха легко». Создатель, 11
Указаниями на это служат также и другие аяты.
Что же касается пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам) , то сообщается, что он сказал: «Нет такого человека, место которого в раю или в аду уже не было бы записано Аллахом, и записано также, счастливым он является или злосчастным». Аль-Бухари, Муслим.
В связи с этим сообщается также, что однажды Сурака бин Малик Ибн Джу’шум, да будет доволен им Аллах, попросил пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам) ,:
«О посланник Аллаха, объясни нам (суть) нашей религии так, будто мы были созданы только сейчас. Сообразно чему мы будем (совершать) дела сегодня: сообразно тому, что уже записано и предопределено, или тому, что (только будет записано)?».
Он сказал:
«Нет, сообразно тому, что уже записано и предопределено». (Сурака) спросил: «Так зачем же тогда делать что-то [То есть: зачем же делать то, что всё равно невозможно изменить и чего невозможно избежать]?»
Тогда (пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал: «Действуйте, a каждому будет облегчено».
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал:
«….каждому будут облегчены дела его». Аль-Бухари, Муслим.
Указаниями на это служат также и другие хадисы.
Вопрос 133. Сколько видов предопределения входит в эту ступень?
Ответ. В эту ступень входит пять видов предопределения, и все они связаны со знанием.
ПЕРВЫЙ (ат-такдиру-ль-азали): предвечное предопределение, иначе говоря, запись всего, что произойдёт, за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли, когда Аллах создал калям. [Перо, которым были записаны в предвечности все судьбы творённого].
ВТОРОЙ (ат-такдиру-ль-‘умри): предопределение, связанное с жизнью каждого отдельного человека и имеющее отношение к договору.
Аллах Всевышний сказал:
«Разве Я не Господь ваш?» [С этими словами Аллах Всевышний обратился к потомству, извлечённому или же созданному Им из чресел детей Адама]. Преграды, 172
ТРЕТИЙ: предопределение, которое также связано с жизнью в целом, но относится к тому моменту, когда семя помещается в утробу женщины.
ЧЕТВЁРТЫЙ: предопределение, действие предопределение распространяется на предстоящий год и открывается ангелам в ночь предопределения. [Имеется в виду извещение ангелов о том, что должно произойти в течение следующего года с тем или иным человеком. См.: «Дым», 4-5]
ПЯТЫЙ; предопределение, действие предопределение распространяется на каждый данный день и выражается в осуществлении его в конкретных обстоятельствах.
Ниже все эти вопросы раскрываются более подробно.
Вопрос 134. Что является указанием на предвечное предопределение (ат-такдиру-ль-азали)?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Какая бы беда ни случилась на земле или с вами, это уже было в Книге [Имеется в виду Сохраняемая Скрижаль /аль-Ляуху-ль-Махфуз/] до того, как Мы сотворили это». Железо, 22
Что же касается пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам) , то сообщается, что он сказал:
«Аллах записал судьбы Своих созданий за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли».
Он также сказал: «И Его престол покоился на воде». Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд.
Сообщается также, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал:
«Поистине, первым, что создал Аллах Всевышний, был калям [«Калям» — перо, которым все судьбы мира ещё до его сотворения были записаны на Сохраняемом Скрижали], которому Он сказал: «Записывай!» (Калям) сказал: «Господь Мой, что же мне записывать?» Сказал Он: «Записывай судьбы всего (сущего) вплоть до наступления Часа этого»». Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд
Сообщается также, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам) , сказал: «О Абу Хурайра, уже записано всё то, что случится с тобой». Аль-Бухари, Ахмад.
Вопрос 135. Что является указанием на предопределение, связанное с жизнью в целом (aт-такдиру-ль-‘умри) и имеющее отношение ко дню заключения договора?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «И вот Господь твой извлёк из сынов Адама, из чресел их, их потомство и взял с них свидетельство о них самих (, спросив): «Разве Я не Господь ваш?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Преграды, 172.
Передают со слов Исхака Ибн Рахавийи, да будет доволен им Аллах, что какой-то человек обратился к пророку, (саля Ллаху алейхи ва салам) , с вопросом: «О посланник Аллаха, совершаются ли дела (самими людьми) или они были давно предрешены?» Он ответил:
«Поистине, когда Аллах Всевышний извлёк потомство Адама из его чресел. Он заставил их принести свидетельство о самих себе, а потом взял их в Свои руки и сказал: «Эти — для рая, а эти — для ада», — и тем, кто попадёт в рай, будет облегчено совершение дел обитателей рая, тем же, кто попадёт в ад. будет облегчено совершение дел обитателей ада». Ат-Табарани
Ат-Тирмизи приводит хадис, в котором сообщается, что Аб-дуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Однажды) к нам вышел посланник Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам) , державший в своих руках две книги, и спросил: «Знаете ли вы, что это за книги?» Мы ответили: «Нет, о посланник Аллаха, если только ты не поведаешь нам. » Тогда о той Книге, что была у него в правой руке, он сказал:
«Это — Книга от Господа миров, в которую были занесены имена обитателей рая, и имена их отцов и названия их племён, и были они перечислены там до последнего и теперь уже никогда количество их не увеличится и не уменьшится». А потом он сказал о той Книге, что была у него в левой руке:
«Это — Книга от Господа миров, в которую были занесены имена обитателей ада, и имена их отцов и названия их племён, и были они перечислены там до последнего и теперь уже никогда количество их не увеличится и не уменьшится». (Услышав эти слова,) его сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, если всё уже решено, зачем же тогда (стараться) совершать (благие) дела?!» Он сказал:
«Старайтесь придерживаться правильного и приближайтесь*, ибо, поистине, тот, кто попадёт в рай, в конце концов станет совершать дела обитателей рая, что бы он ни делал раньше, а тот, кто окажется в аду, в конце концов станет совершать дела обитателей ада, что бы он ни делал раньше». А потом посланник Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам) , сделал знак руками и отбросил их [В данном случае речь может идти либо о вышеупомянутых Книгах, либо о совершении какого-то движения руками. Если имеются в виду Книги, то возможно, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), державший их в руках, отправил эти Книги из мира этого в мир сокрытого], после чего сказал:
«Господь ваш уже решил (судьбы) рабов (Своих): часть (их) попадёт в рай, а часть -в ад». Ат-Тирмизи
Ат-Тирмизи, передавший этот хадис, сказал: «Этот хадис является хорошим, достоверным и неизвестным [«Гариб»-так называются хадисы, передаваемые со слов только одного из сподвижников пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам)]. «.
* [Имеется в виду, что в делах поклонения следует стараться дер¬жаться как можно ближе к золотой середине и не пытаться делать то, что тебе не под силу, так как за этим неизбежно последует спад, и чело¬век станет делать меньше, чем прежде, или вообще перестанет делать что бы то ни было.]
Вопрос 136. Что является указанием на предопределение, связанное со всей жизнью человека в целом и имеющее отношение к первым этапам пребывания семени в утробе?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Он лучше всех знает вас, когда сотворил вас из земли и когда были вы зародышами во чревах матерей ваших. Не обеляйте же [То есть: не восхваляйте и не оправдывайте] самих себя, ибо Он лучше всех знает о том, кто является благочестивым». Звезда, 32.
Что же касается пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам) , то сообщается, что он сказал: «Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери, оставаясь там в течение (первых) сорока дней (в виде семени), потом столько же в виде сгустка крови, потом столько же в виде маленького кусочка плоти, после чего (к нему) направляется ангел, который вдувает в него дух, и (ангел) получает веление (записать) четыре веши, и он записывает его удел, его срок, его дела, а также то, счастливым он является или злосчастным, И клянусь Тем, помимо которого нет иного бога, поистине, любой из вас (может:) совершать дела обитателей рая, пока не приблизится к раю на расстояние локтя, (после чего сбудется) то, что было написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей ада и войдёт(в ад). И, поистине, любой из вас (может) совершать дела обитателей ада, пока не приблизится к аду на расстояние локтя, (после чего сбудется) то, что было написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и войдёт ( в рай)». Аль-Бухари
Известные и другие версии этого хадиса, передаваемые со слов различных сподвижников в иных выражениях, но все они заключают в себе один и тот же смысл.
Вопрос 137. Что является указанием на предопределение ночи могущества, имеющее отношение к событиям следующего года?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:«В эту ночь решается всякое мудрое дело [To есть: любое такое дело, для решения которого необходима мудрость Аллаха] (согласно) Нашему велению, которое Мы посылаем..». Дым, 4-5
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«В ночь могущества записывается с Сохраняемой Скрижали всё то, что произойдёт в следующем году и имеет отношение к смерти, жизни, уделу, дождю и даже паломникам, относительно которых говорится: «Такой-то совершит хаджж, такой-то совершит хаджж». [Высказывания Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, и других вышеупомянутых авторитетных лиц по этому вопросу приводятся в «Ад-дурр аль-мансур». То же самое говорили аль-Хасан, Са’ид бин Джубаир, Мукатиль, Абу Абд ар-Рахман ас-Сулами и другие].
Вопрос 138. Что является указанием на существование предопределения на каждый день?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «…а Он каждый день занят делом». Милостивый, 29.
В «Сахихе» аль-Хакима сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Поистине, среди созданного Аллахом Всевышним есть и Сохраняемая Скрижаль (, сотворённая) из белой жемчужины. Покров её из красного рубина, её калам из света и написанное в ней -свет. Он смотрит в неё триста шестьдесят раз в день, и с каждым таким взглядом Он творит и посылает удел, оживляет и умерщвляет, возвышает и унижает и делает Он, что пожелает, и в этом смысл Его слов:
«…а Он каждый день занят делом». Милостивый, 29.
Все вышеупомянутые виды предопределения являются чем-то вроде подробного изложения первого, предвечного предопределения, которое Аллах Всевышний повелел записать каляму на Сохраняемой Скрижали, когда создал его. Именно так толковали Ибн Умар и Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, слова Всевышнего:
«…требовали Мы записывать [То есть: Аллах требовал от ангелов заносить в эту Кингу все дела людей] (всё,) что вы делали!» Коленопреклонённые. 29.
А источником всего этого служит знание Аллаха, являющееся атрибутом Преславного и Всевышнего.
Вопрос 139. Что предполагает собой предопределённость счастья и злосчастия?
Ответ. Во всех ниспосланных свыше Писаниях, а также в соответствующих хадисах пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам) , выражена мысль о том, что предопределённость всего не может служить препятствием для деятельности, и не означает, что людям следует полагаться на это, наоборот, она обязывает их прилагать все силы ради совершения благих дел и стремиться к этому. Вот почему когда пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам) , поведал своим сподвижникам о том, что всё предопределено, что это предопределение осуществляется и что чернила на каляме, которым было записано предопределённое, уже высохли, а один из них спросил: «Так не положиться ли нам то, что нам предопределено, и не отказаться ли от дел?», — он сказал в ответ: «Нет, действуйте, ведь каждому (будет) облегчено то, ради чего он создан!», -после чего прочитал аяты, в которых сказано:
«Что касается того, кто отдавал [Имеется в виду «отдавал должное» в широком смысле слова, иначе говоря, выполнял веления Аллаха, как относительно материальных затрат (выплата закята, помощь неимущим и т.д.), так и относительно всех иных форм поклонения Ему], и был богобоязненным и признавал наилучшее [То есть: верил в истинность свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха и в то, что он получит воздаяние, обещанное Аллахом тем, кто верил в это и совершал благие дела], то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему [Речь идёт об облегчении положения человека в целом, а также об облегчении для него возможности совершения всего благого и отказа от всего дурного, что приведёт его в рай]. А тому, кто скупился [То есть: не расходовал во благо себе и другим того, чем наделил его Аллах, и не поклонялся Аллаху должным образом], и обходился [Иначе говоря, считал, что не нуждается в благодеяниях Аллаха и вполне обойдётся земными благами] и считал ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему [Имеется в виду, что Аллах затруднит для него совершение всего благого и облегчит для него путь ко всему дурному, что в конце концов приведёт такого человека в ад]…». Ночь, 5-10
Аллах Всевышний, слава Ему, предопределил всё то, чему суждено быть, и подготовил всё то, что должно послужить этому причиной. И Он проявил мудрость, даровав людям средства для жизни в мире этом и для достижения мира вечного и облегчив каждому из созданных Им людей совершение того, ради чего он был создан в обоих мирах. Таким образом, это Он устраивает и облегчает.
И если раб Аллаха знает, что обеспечение его интересов в мире вечном связано с определёнными средствами, используя которые он может достичь желанной цели, он будет изо всех сил стараться прибегать к этим средствам, ставя их выше того, что связано с обеспечением его мирских интересов.
Очень хорошо понимал это тот сподвижник, который, услышав хадисы о предопределении, сказал: «Сейчас я буду стараться как никогда раньше!»
Что же касается пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам) , то сообщается, что он сказал: «Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки». Муслим, Ахмад, Ибн Маджа. [Часть хадиса, передаваемого со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал, что посланник Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам) , сказал: «Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим им, чем верующий слабый, хотя в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки, а если постигнет тебя что-либо, не говори: «Если бы сделал я то-то и то-то!», — но говори: «Это предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал», — ибо эти «если» открывают шайтану путь к делам его!»].
Сообщается также, что когда пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам) , спросили: «Скажи мне, могут ли лекарства и заклинания, к которым мы прибегаем, отвратить хоть что-нибудь из предопределённого Алахом?», он сказал в ответ: «Они (тоже) относятся к предопределению Аллаха», — имея в виду, что Аллах предопределил не только хорошее и дурное, но и всё то, что приводит к этому.
Вопрос 140. Что является указанием на третью ступень, то есть на обязательность веры в желание Аллаха?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Однако вы не пожелаете, если только не пожелает Аллах». Человек, 30.
«И никогда не говори ни о чём: «Поистине, я сделаю это завтра», — (не сказав также): «Если пожелает Аллах». Пещера, 23-24
«Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, а кого пожелает, наставляет на прямой путь». Скот, 39
«A если бы пожелал Аллах, Он непременно сделал бы вас одной общиной». Пчёлы, 93
«A если бы пожелал Аллах, то не сражались бы друг с другом те, кто жил после них [Речь идёт о посланниках Аллаха] …». Корова, 253.
«А если бы пожелал Аллах, то Он непременно покарал бы их…». Мухаммад, 4.
«Делает Он, что хочет». Знаки Зодиака, 16
«Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему только сказать: «Будь!», — и (это) возникает». Йа син, 82
«Когда Мы хотим чего-либо, то только говорим этому: «Будь!», — и (это) возникает.)». Пчёлы, 40.
Аллах Всевышний также сказал: «Аллах облегчает принятие ислама сердцу того, кого Он желает вести правильным путём, а кого желает сбить с пути, тому сердце сдавливает и сжимает…». Скот, 125.
Указанием на это могут служить и многочисленные другие аяты.
Что же касается пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам) , то сообщается, что он сказал: «Поистине, сердца сынов Адам находятся меж двух пальцев Милостивого словно единое сердце, и распоряжается Он им, как пожелает». Муслим
Сообщается также, что после того, как он и его сподвижники заснули в вади [Вади — долина, сухое русло], пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам) , сказал о том, что он увидел во сне, следующее: «Поистине, Аллах забирает ваши души, когда пожелает, и возвращает их, когда пожелает». Аль-Бухари, ан-Насаи, Ахмад
Сообщается также, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам) , сказал: «Ходатайствуйте (за просителя), я вы непременно будете вознаграждены, а Аллах через Своего посланника вынесет угодное (Ему) решение». Аль-Бухари, Муслим
Сообщается, что когда посланник Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам) , услышал, как один человек говорил: «Как пожелал Аллах и ты», он сказал (ему): «Heт, как пожелал один лишь Аллах!» Ахмад
Сообщается также, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам) , сказал: «Того, кому Аллах желает блага. Он приводит к пониманию религии». Аль-Бухари, Ат-Тирмизи, Ахмад.
Сообщается также, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам) , сказал: «Когда Аллах Всевышний желает оказать милость какой-нибудь общине, он забирает к Себе пророка (этой общины) до её (исчезновения) и делает его её предшественником, а если Он желает погубить какую-нибудь общину, то подвергает её наказанию уже при жизни её пророка». Муслим
Примером могут служить и многие другие хадисы, в которых упоминается о желании и воле Аллаха.
Вопрос 141. В Своей Книге Аллах Всевышний поведал нам о том, что Он любит совершающих благие дела, богобоязненных и терпеливых, о чём мы знаем также со слов Его посланника, (саля Ллаху алейхи ва салам) и что следует из смысла Его атрибутов. Он доволен теми, кто верует и совершает благие дела, Он не любит неверных и несправедливых, Он не желает, чтобы рабы Его впадали в неверие и не любит нечестия, но вместе с тем всё это существует в силу желания Аллаха и по воле Его, а если бы Он пожелал, то этого бы не было, ведь во владениях Его не бывает ничего такого, чего Он не желает. Но что же в таком случае можно ответить тому, кто скажет: «Как может Он желать и хотеть того, чем Он недоволен и чего Он не любит»?
Ответ. Знай, что в различных аятах Корана и хадисах о воле Аллаха упоминается в двух смыслах:
С одной стороны, в них говорится о проявлении воли Аллаха, имеющем отношение к бытию и предопределению, что не всегда связано с любовью и согласием, поскольку воля такого рода включает в себя неверие и веру, повиновение и ослушание, любимое и ненавистное, и никто не в состоянии пойти наперекор ей, о чём Всевышний сказал так: «Аллах облегчает принятие ислама сердцу того, кого Он желает вести правильным путём, а кого желает сбить с пути, тому сердце сдавливает и сжимает…». Скот, 125.
Аллах Всевышний также сказал: «Если захочет Аллах подвергнуть кого-нибудь испытанию [То есть ввести в заблуждение, сбить с пути истинного], то ты никоим образом не сможешь (избавить его от того, что исходит) от Аллаха. Это — те, сердца которых Аллах очистить не захотел». Трапеза, 41
Указанием на это могут служить и другие аяты.
С другой стороны, имеется в виду проявление воли Аллаха, имеющее отношение к религии и религиозному закону (шар), что связано с благоволением и любовью Аллаха и сообразно чему Он что-то повелел, а что-то запретил Своим рабам, и указанием на это являются такие слова Всевышнего:
«Аллах желает вам облегчения, а не затруднения…». Корова, 185.
Аллах Всевышний также сказал: «Аллах хочет разъяснить вам, и повести вас путями (живших) до вас [Имеются в виду пророки и их последователи]и принять ваше покаяние [То есть: обратиться к вам с милостью, привести вас к покаянию и простить вас], (ведь) Аллах — Знающий, Мудрый». Женщины, 26
Примерами могут служить и другие аяты.
Следовать этому проявлению воли Аллаха может лишь тот, на кого распространяется то проявление Его воли, которое имеет отношение к бытию. В верующем, который повинуется Аллаху, оба вышеупомянутых проявления совмещаются, что же касается нечестивого и непокорного человека, то на него распространяется лишь то проявление воли Аллаха, которое имеет отношение к бытию и предопределению.
Аллах, слава Ему, призвал всех Своих рабов к тому, что является угодным Ему, но привёл к повиновению Себе только тех из них, кого пожелал, как сказал об этом Сам Всевышний:
«Аллах призывает к обители мира [Имеется в виду рай] и выводит на прямой путь, кого пожелает». Йунус, 25
Таким образом, Аллах Всевышний, слава Ему, распространяет Свой призыв на всех, но подчёркивает, что ведёт Он лишь тех, кого желает.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь». Звезда, 30
Вопрос 142. Какие имеются указания на четвёртую ступень веры в предопределение, которая связана с творением?
Ответ: Аллах Всевышний сказал:
«Аллах — Творец всего сущего и Он — Покровитель всего». Толпы, 62.
«Разве есть помимо Аллаха другой творец, дающий вам удел с неба и земли?!» Создатель, 3.
«Это творение Аллаха, а (теперь) покажите Мне, что создали те (боги, которым вы поклоняетесь) помимо Него!» Лукман, 11.
«Аллах — (Тот,) кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит. Есть ли среди тех, кому поклоняетесь вы наряду с Ним, (такой,) кто (был бы способен) сделать что-нибудь из этого?!» Румы, 40
«И Аллах сотворил вас и то, что вы делаете». Выстроившиеся в ряд, 96.
«Клянусь душой и Тем, кто создал её соразмерной и внушил ей её греховность и её благочестие..». Солнце, 7-8.
«Тот, кого Аллах ведёт, становится на верный путь, а те, кого Он сбивает с пути, — такие терпят убытки». Преграды, 178
Аллах Всевышний также сказал: «. . .однако Аллах внушил вам любовь к вере, и украсил её в ваших сердцах и сделал для вас ненавистными неверие, нечестие и ослушание». Комнаты, 7
Указанием на это являются также и другие аяты. О том, что Аллах создаёт действия рабов, говорится в хадисе, передаваемом со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам) , сказал:
«Поистине, Аллах создаёт и каждого делающего (что бы то ни было), и то, что он делает». Аль-Бухари, аль-Байхаки
Сообщается также, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам) говорил: «О Аллах, надели душу мою благочестием и очисть её, (ведь) Ты -лучший из тех, кто (может) её очистить! [Имеется в виду, что в подлинном смысле слова только Аллах способен очистить душу человека]. Ты — Покровитель её и Благодетель!»
/Аллахумма, aтu нафси таква-ха ва закки-ха, Анта хайру ман заккя-ха! Анта Валийу-ха ва Мауля-ха! /Муслим, Ахмад, ан-Наса’и (часть длинного хадиса).
Указанием на это являются и другие хадисы.
Вопрос 143. Как следует понимать слова пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам) , который сказал: «…всё благо в руках Твоих, а зло не (исходит от) Тебя..». / …ва-ль-xaйpy куллю-хд би-йадай-кя, ва-ш-шарру ляйса иляй-кя… /, — с учётом того, что Творцом всего является Аллах, слава Ему?
Ответ. Эти слова означают, что все дела Всемогущего и Великого Аллаха являются чистым благом в том смысле, что они характеризуют Его собой и исходят от Него, не заключая в себе никакого зла. Всевышний мудр и справедлив, и всем Его делам присущи мудрость и справедливость. Всевышний, слава Ему, всё расставляет по своим местам сообразно Своему знанию, что же касается зла, постигающего человека в силу предопределения, то Аллах добавляет его рабу в качестве соответствующего его вине воздаяния, когда он начинает следовать чему-то губительному, о чём Аллах Всевышний сказал так: «A бедствия постигают вас за то, что творите вы своими руками, и многое Он прощает». Совет, 30
«Мы не поступим с ними несправедливо, это они были несправедливыми. [Имеется в виду, что, совершая при жизни грехи, люди проявляли несправедливость но отношению к себе самим]»Украшения, 76
Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, Аллах не проявляет несправедливости к людям ни в чём, но люди несправедливы к самим себе». Йунус, 44
Вопрос 144. Обладают ли рабы Аллаха способностью и волей к совершению тех действий, которые им приписывают? [В данном случае подразумевается, что истинный Творцом их действий является Аллах]
Ответ. Да, рабы Аллаха способны совершать свои действия и они обладают желанием и волей. Таким образом, в этом отношении дела их приписываются им справедливо и в соответствии со степенью их способности дела вменяются им в обязанность, за что они и будут соответствующим образом вознаграждены или подвергнуты наказанию. Аллах вменяет им в обязанность лишь то, что соответствует их возможностям. Это зафиксировано в Коране и сунне, и Аллах охарактеризовал людей как обладающих способностью и волей к совершению действий, однако они могут делать лишь то, на что им даёт силы Аллах, и не могут пожелать чего бы то ни было, если не пожелает этого Аллах, и делают лишь то, к чему приводит их Аллах, о чём уже упоминалось в цитированных выше аятах и хадисах, где говорится о желании, воле и творении Аллахом действий людей. Сами же они не создают своих действий, как не создают и самих себя, что же касается их способности, желания, воли и действий, то всё это подчинено могуществу, желанию и действиям Аллаха, который является Творцом как их самих, так и их способности, воли, желания и действий. С другой стороны, их желание, воля, способность и действия не являются тождественными желанию, воле, могуществу и действиям Аллаха точно также как сами они не тождественны Ему, ибо Аллах выше этого. Напротив, их действия, которые сотворены Аллахом, соответствуют положению людей и справедливо приписываются им, являются результатом дел Аллаха, которые соответствуют Его положению и справедливо приписываются Ему, поскольку Он на самом деле является Действующим, тогда как раб на самом деле является объектом действия. Так, Аллах, поистине, является Руководящим в той же мере, в какой раб является руководимым, а поэтому оба этих действия следует относить к Тому, кто их совершает, ведь Аллах Всевышний сказал: «Кого ведёт Аллах, тот и следует прямым путём…».. Ночное путешествие, 97.
Таким образом, приписывание руководства (хидайа) Аллаху правомерно в такой же степени как правомерно приписывание рабам того, что они руководствуются этим руководством (ихтида’). С другой стороны, Руководитель не идентичен руководствующемуся точно также как и руководство не идентично следованию этому руководству. И можно сказать, что Аллах действительно сбивает с пути, кого пожелает, что же касается раба, то он действительно становится заблудшим.
И то же самое можно сказать обо всех действиях Аллаха по отношению к Его рабам, предпринимаемым Им по Его усмотрению. Если же кто-нибудь приписывает действие и результат действия рабу, это значит, что он впал в неверие, как впал в неверие и тот, кто приписывает результат действия одному только Аллаху. Истинно верующим является лишь тот, кто относит действие к Творцу, а результат действия — к сотворённому, поскольку оба этих утверждения соответствуют истине.
Вопрос 145. Какое место в религии занимает вера в предопределение?
Ответ. Вера в предопределение является организующим началом единобожия точно также как вера в те средства, которые приводят к предопределённому благу и ограждают от предопределённого зла, является организующим началом шариата. Правильной и прямой может быть религия лишь того человека, который верит в предопределение и следует установлениям шариата. Указанием на это служит то, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам) , подтвердил обязательность веры в предопределение, а когда кто-то спросил его: «Так не положиться ли нам на то, что уже написано нам на роду, и не отказаться ли от дел?», — сказал ему в ответ:
«Действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан» Аль-Бухари, Муслим.
Таким образом, тот, кто отрицает предопределение, утверждая, что оно несовместимо с шариатом, лишает Аллаха Всевышнего таких Его атрибутов как знание и всемогущество и объявляет раба Аллаха независимым в его действиях и творцом этих действий. Это означает, что такой человек не просто утверждает, что наряду с Аллахом существует ещё один творец, он утверждает, что все сотворённые существа являются творцами.
С другой стороны, человек, признающий предопределение, но использующий его как аргумент против шариата, отрицающий, что раб обладает способностью к совершению действий и свободой выбора, которыми наделил его Аллах и в соответствии с которыми Он возложил на него определённые обязанности, и заявляющий, что Аллах возложил на своих рабов нечто непосильное для них, что подобно возложению на слепого обязанности расставить точки над буквами в словах Корана, такой человек приписывает Аллаху Всевышнему несправедливость, а имамом его в этом является Иблис, да проклянёт его Аллах, ведь Иблис сказал [С этими слова Иблис обратился к Аллаху после того, как был изгнан из рая в наказание за то, что отказался выполнить веление Аллаха и склониться перед Адамом]: «3а то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я засяду на Твоём прямом пути ( поджидая) их [Имеются в виду потомки Адама, которых Иблис грозится сбивать с пути, чтобы доказать, что они будут проявлять неблагодарность по отношению к Аллаху]». Преграды. 16.
Что же касается истинно верующих, то они верят как в предопределённость добра и зла, так и в то, что Творцом всего этого является Аллах, следуют велениям и запретам шариата и обращаются на суд к шариату тайно и явно. И они веруют в то, что осуществлять руководство или сбивать с пути может один лишь Аллах, который по милости Своей выводит на прямой путь, кого пожелает, а кого пожелает, сбивает с пути сообразно Своей справедливости, как веруют они и в то, что Он лучше всех знает, в каких случаях уместно то или другое.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь». Звезда, 30
И истинно верующий верит, что во всём имеющем к этому отношение Аллах проявляет высшую мудрость и располагает неопровержимыми доводами, веруя и в то, что награда и наказание зависят не от предопределения, а от того, в какой мере человек будет придерживаться установлений шариата или пренебрегать ими. Что же касается предопределения, то верующие только утешают себя его неизбежностью, когда с ними приключаются какие-нибудь несчастья.
Когда им достаётся нечто благое, они признают, кому они обязаны этим, говоря:
«Хвала Аллаху, который указал нам путь к этому! Никогда бы не встать нам на верный путь, если бы Аллах не направил нас». Преграды, 43.
И они не повторяют слов того нечестивого [Имеется в виду сказочно богатый Карун], который сказал:
«Это было даровано мне только за знание, которым я (обладаю)» Рассказ, 78.
Когда они совершают что-то дурное, то говорят то же, что сказали их прародители [То есть: Адам и Хавва (Ева)]^
«Господь наш! Мы сами себя обидели, и если Ты не простишь и не помилуешь нас, мы неизбежно окажемся в числе потерпевших урон!» Преграды, 23
И они не повторяют слов проклятого шайтана, который сказал: «Господь мой! За то, что Ты ввёл меня в заблуждение…». Аль-Хиджр, 39.
Если случается с ними какое-нибудь несчастье, они говорят: «Поистине, мы (принадлежим) Аллаху и, поистине, к Нему (мы) вернёмся» Корова, 156
И в подобных случаях они не говорят того, что говорили неверные, о которых Аллах Всевышний сказал: «…. и говорили о братьях своих, отправлявшихся в путешествие или в военный поход: «Будь они с нами, то не умерли бы они и не были убиты!», — чтобы Аллах сделал это (причиной) горя их сердец [Имеется в виду, что подобные мысли неверных только увеличивают их скорбь по воле Аллаха]. (Это) Аллах даёт жизнь и умерщвляет и Аллах знает о том, что вы делаете». Семейство Имрана, 156.