Просить у мертвого (праведника) у его могилы, чтобы он сделал ду`а (мольбу) за тебя Аллаху, или заступился за тебя перед Аллахом (сделал шафаат) это большой ширк или новшество?

Просить у мертвого (праведника) у его могилы, чтобы он сделал ду`а (мольбу) за тебя Аллаху, или заступился за тебя перед Аллахом (сделал шафаат) это большой ширк или новшество?

Посчитали некоторые что шейхуль Ислам Ибн Теймия считал просьбу у мертвого чтобы он сделал ду`а  Аллаху за взывающего к нему, просто новшеством, в то время как он считал это новшеством являющимся большим ширком выводящим из Ислама.

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

Сказали некоторые люди, что шейхуль Ислам ибн Таймиййя считал просьбу мертвого, чтобы тот сделал ду`а за просящего, не ширком, а просто нововведением, не доходящим почему то до большого ширка. Здесь приведем ясные слова самого шейха, и тех, кто разбирается в его книгах из числа ученых.

И коротко в начале скажу что да у шейхуль ислама ибн Таймии приходят такие слова что это новшество, однако как известно всем нам что новшество бывает большим куфром, и ширком, и просто заблуждением. И ниже вы убедитесь что имелось ввиду новшество большой ширк.

Говорит шейх аль-Ислям ибну Теймия:
«И мушрики из этих говорят: Мы просим через вас заступничества т.е. просим у ангелов, пророков шафаъат (ходатайство).
(Говорят) если придем к кому-нибудь на могилу из них, будем спрашивать ходатайство у них, и если сделаем как это делают христиане в своих церквях, то цель наша в них, напоминание о тех, у кого мы просим, и то что мы спрашиваем у этих образов, то цель наша (не сами эти образы) а их хозяева (т.е. тот, кого осуществили в этот образ) чтобы он ходатайствовал за нас перед Аллахом. И говорит кто-то из них о господин (сейди) такой-то, о господин Джарджис… о сейд Муса ибн Иъмран мир ему и т.д. ходатайствуй за меня у Господа.
И говорят они около могилы, спроси за меня Господа или говорят живому и он далеко… о господин мой хватит тебя, и я по соседству с тобой, через тебя прошу Господа я, спроси для нас чтобы Он помог нам против врагов наших, спроси у Аллаха чтобы он отстранил от нас это горе, я жалуюсь тебе на это, спроси у Аллаха чтобы вывел нас из этой печали. Или говорит один из них, спроси у Аллаха чтобы простил Он меня.
И некоторые истолковывает этот аят: «Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милосердным».
Говорят, если мы попросим после смерти у него, чтобы он попросил прощения за нас, то мы будем наподобие тех сахаба, которые были при жизни его, и просили через посланника прощение.
На самом деле они противоречат иджма сахаба и табиин и остальных мусульман, так как ни один из них не спрашивал у посланника после смерти его чтобы он ходатайствовал за него, и вообще ничего не спрашивал у него, и не упоминалось это ни от кого от имамов мусульман в их книгах, и все это началось упоминаться у поздних факыхов, которые рассказывали ложную историю Малика (ад-Дар).
И эти виды обращений к ангелам, пророкам и праведникам после смерти около их могил и также в отсутствии их, или обращение к образам их, все это из самых великих видов ширка, которые были у мушриков не из ахлюль китаб, и также у нововведенцев из ахлюль китаб и мусульман, которые выявили ширк и поклонения, на которые не было никакого разрешения от Аллаха.
Говорит Всевышний Аллах: «А разве у Него есть сотоварищи, которые узаконили то, что Аллах не разрешил из этого»? Маджмуъ аль-Фатава 1\158

Также приводится в другом месте от ибн Теймии:
«А если скажет говорящий: Я призываю шейха чтобы он был мне ходатаем (шафаат делаю через него). И это на самом деле из видов призвания христианами Маръям, книжников и монахов. А верующий надеется на Господа своего и боится Его, призывает Его искренне очищая перед ним религию. И на самом деле права шейха чтобы за него просили»…
До слов:
«И как может отойти верующий в Аллаха и Его посланника к бидъату, на которое Аллах ни низвел никакого приказа, уподобляясь в этом мушрикам и христианам (вот это и есть смысл бидъата-нововведения, а это такой же ширк как у мушриков и христиан). Маджмуъ аль-Фатауа 27\87-90

Также приводится в другом месте от ибн Теймии:
«И по милости Аллаха дуъа (мольба, просьба) может (также включать в себя) ширк, а это дуъа (мольба, просьба) кого-то, чтобы сделал тот что-то, или дуъа (мольба, просьба) чтобы тот сделал дуъа Аллаху (за него)…И соединяя в этом положении, то выявляется ширк двух видов:
Первый: Ширк в Рабубие, а это то, что сделают с Аллахом другого управляющего (во вселенной)..
Второй: А это ширк в Улюхие, то что будут делать дуъа (мольба, просьба) другому дуъа ибады (поклонения – намаз, пост и т.д.) или дуъа масъаля (вопроса, мольба, просьба). Как Аллах в Куране сказал: «Тебе мы поклоняемся и просим помочь». Иктида Сират аль-Мустаким 2\224-226

Приводится от Шейхуль Ислама Ибн Теймии в “Маджму’уль-фатауа” , 27 том 72 стр.:
«А что касается того, который приходит к могиле пророка или праведника, или того, кто убеждён, что в этой могиле находится пророк или праведник, и тот кто нет, и пытается приблизиться к нему,то это бывает в трёх степенях: Первое из них: Когда он просит,о своей нужде, например чтобы он устранил от него болезнь, или устранил болезнь от его животных, или сделал так, чтобы ему вернули долг, или защитил его от врагов, или исцелил его самого,или его семью,или его животных, и тому подобное из того, на что способен только Аллах ‘азза ва Джаль, то это явный откровенный ширк,обязательно покаяться тому кто это сделал а если не покается,убивается.А если же он говорит, «я прошу у него, изза того что он более близок к Аллаху,чем я,чтобы он делал шафа’ат перед Аллахом за меня в этих делах, потому что я прошу у Аллаха посредством него, как просят через посредников у обладателей власти, через знать и приближенных, и помощников» то это из действий мушриков и христиан,и поистине, они утверждают, что берут своих книжников и монахов заступниками, и испрашивают у них шафа`ат в своих нуждах, и также Аллагь рассказал о мушриках что они говорят «мы не поклоняемся им кроме как для того, чтобы они приблизили нас к Аллагьу приближением» сура Аззумар, 3. И сказал Всевышний : «Или же они взяли себе заступников помимо Аллаха? Скажи: «А если они не владеют ничем и не разумеют?» Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Нему вы будете возвращены».(Сура Аззумар, 43-44).
И Сказал Всевышний: « Нет у вас помимо Него ни покровителя, ни заступника,неужели вы не помянете назидание?» Сура Саджда, 4. И сказал Всевышний: «Кто тот,который заступается перед ним без Его дозволения?» Сура Бакъара, 255. И разъяснил разницу между Ним и между Его творением.И если у людей есть обычай просить заступничества у знатного человека из их знати,по причине того, что он является почитаемым, и просит у него тот за кого заступаются чтобы он удовлетворил его просьбу,то в таком случае либо его заставит помочь ему симпатия,либо страх,либо стеснение, либо любовь, либо что то другое. А Аллах пречист Он Всевышний– не заступается перед ним никто, пока он не разрешит это заступающемуся, и Он не совершает ничего , кроме того, что пожелает,и заступник заступается с его позволения, и вся власть принадлежит Ему. И поэтому сказал Посланник Аллаха солляЛлаху ‘алейхи ва салам в хадисе согласованном от Абу Хурайры радъыйаЛлаху ‘анху: «Пусть не говорит ни один из вас «О Аллах прости мне если пожелаешь», «О Аллах смилуйся надо мной,если пожелаешь», наоборот, будьте решительны в своих мольбах, поистине, Аллаха никто не может заставить» И разъяснил , что Господь, Субханаху, делает что пожелает, никто не может принудить Его в том, что он пожелал, как это бывает у заступника в отношении того,за кого заступаются, и как заставляет просящий того, кого просит, когда настаивает на своей просьбе. И стремление должно быть по отношению к Нему, как он сказал: «Посему, как только освободишься, будь деятелен, и устремись к своему Господу. Сура Раскрытие, 7/ И Страх должен быть в отношении Аллаха, как Он сказал об этом : «И Меня одного бойтесь» Сура Бакъара, 40. И также сказал: «Так не бойтесь же людей а бойтесь Меня» Сура аль Маида, 44/ И было нам приказано просить за пророка солляЛлаху ‘алейхи ва салам в мольбе и Аллах сделал это одной из причин для принятия ду’а. И слова многих заблудших « этот человек ближе к Аллаху чем я» а я далёкий от Аллагьа человек, я не могу делать ду`а кроме как через это посредничество, и тому подобное из слов мушриков, и поистине, Аллах Всевышний говорит: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» Сура Бакъара 2:186. И было передано, что cахабы сказали: «О посланник Аллаха, Господь наш близок и нам советоваться с ним (тихим разговором),или же далёк и нам взывать к нему (громко)?» И Аллах ниспослал этот аят. И в сахихе передается, то что они были в сафаре, и повышали свои голоса в такбире, и сказал посланник Аллаха солляЛлаху алейхи ва саллям : «О люди, остановитесь, поистине , вы не взываете к глухому,и не взываете к отсутствующему, а взываете к Слышащему,Близкому, поистине Тот, к кому вы взываете, ближе к каждому из вас, чем шея его верблюда» И приказал Аллах всем своим рабам совершение намаза для Него, и прибегать к Нему за защитой, и приказал всем им говорить «Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о Помощи» Аль Фатиха 3. И рассказал о мушриках , что они говорили: «Мы не поклоняемся им, кроме как для того,чтобы они приблизили нас к Аллаху» Аззумар, 3. А потом надо сказать этому мушрику: «Ты, когда делаешь ду’а этому человеку, если ты думаешь, что он лучше знает о твоём положении, и более способен подарить тебе то, что ты просишь, или более милостив к тебе, то это невежество, заблуждение, и куфр. А если же ты знаешь, что Аллах более знающий, и более способен и более милостив, почему же ты не удовлетворяешься тем, чтобы просить Его, так что просишь другого вместо Него? Но нет, ты послушай то , что привёл Бухарий и другие, от Джабира,да будет доволен им Аллах, сказал он: «посланник Аллаха сfлляЛлаху алейхи ва саллям учил нас испрашивать благословения (истихара) в делах, как учил нас суре из Корана, говоря : «Когда кто либо из вас собирается совершить какое то дело, пусть совершит два ракаата,помимо обязательной молитвы, а потом скажет : «О Аллах, поистине, я прошу у тебя твоим знанием, и прошу у тебя мощи от Твоей мощи, и прошу у тебя из Твоей великой милости, ведь поистине, ты Мощен, а у меня нет мощи, и Ты знаешь а я не знаю , и ты – Знающий скрытое. О Аллах, если Ты знаешь, что это дело благо для меня в моей религии, и в жизни, и в моей кончине, то предопредели мне его, и облегчи мне его, затем благослови меня в этом, а если же Ты знаешь, что в этом деле зло для меня в моей религии, и в жизни, и в моей кончине,то отврати меня от него, и отврати его от меня, и предопредели мне благо, где бы оно ни было, и затем сделай меня довольным этим. Затем сказал: «И называешь свою просьбу» Приказано рабу говорить: «я прошу у тебя твоим знанием, и прошу у тебя мощи от Твоей мощи, и прошу у тебя из Твоей великой милости» И если же ты знаешь, что он ближе чем ты к Аллаху, и выше тебя степенью перед Ним,то это истина, но однако это слово истины, под которым подразумевается ложь. И поистине он, если и является ближе чем ты к Аллаху и выше тебя степенью, то это значит только лишь то, что: Что Аллах вознаграждает его и дает ему больше чем тебе. Но это не значит, что если ты будешь взывать к нему, то Аллах удовлетворит твою просьбу лучше, чем если ты сам будешь взывать к Аллаху Всевышнему, поистине,если ты достоин наказания, или достоин того, чтобы твоё ду’а было отвергнуто, например, если в нём будет содержаться что либо запретное, то ни пророк, ни праведник, не помогут в том, что ненавистно Аллаху, и не будут усердствовать в том, что ненавидит Аллах, а если же это не так (то есть ты не достоин наказания и не достоин чтобы твоё ду’а отверглось), то Аллах больше способен на то, чтобы принять ду’а.
А если же ты говоришь: «Когда этот человек взывает к Аллаху,то он скорее ответит на ду’а, чем если я буду взывать к Нему, то это второй момент, а именно : «то что ты не просишь от него какого то действия, а просишь от него чтобы он сделал ду’а за тебя. Как ты говоришь живому : «сделай ду’а за меня»,и как делали сахабы да будет АЛЛАХ доволен ими, просили это у пророка солляЛлаху алейхи ва саллям , чтобы он делал ду’а, и это узаконено в отношении живого как мы говорили выше, а что касается мертвого, из пророков и праведников и других, то это не узаконено для нас говорить : «сделай ду’а за нас» и то же самое «попроси за нас у твоего Господа», и не делал этого ни один из сахабов и табиинов, и не приказывал этого ни один из имамов, и нет об этом хадиса, наоборот, то что пришло достоверно в сахихе то что они во время засухи во времена Умара, да будет доволен им Аллах, просили дождь посредством ‘Аббаса, и сказал: О Аллах, поистине, когда была засуха, мы обращались к тебе через нашего пророка и ты проливал на нас дождь, и поистине мы просим у тебя посредством дяди нашего пророка, так пролей же дождь на нас, и шёл дождь. И они не шли к могиле пророка салляЛлаху алейхи ва саллям, говоря : О посланник Аллаха, сделай за нас ду’а Аллаху и попроси для нас дождя, и мы жалуемся тебе на то,что постигло нас, и тому подобное. Этого не делал ни один из сахабов вообще ни разу, наоборот это бид’а, не ниспосылал АЛЛАХ на это никакого доказательства, но они когда проходили возле могилы пророка солляЛлаху аляйхи ва саллям давали ему салям, а если они хотели делать ду’а Аллаху, то не поворачивались во время взывания к Аллаху к могиле пророка, а поворачивались в сторону къиблы, и взывали к Аллаху Единственному без придавания сотоварищей как взывают к Нему во всех местах. И это то, что пришло в «Муватта» и у других от посланника Аллагьа солляЛлаху аляйхи ва саллям сказал: о Аллах, не сделай мою могилу идолом,которому поклоняются, усиливается ненависть Аллаха на народ, который берет могилы своих пророков местами поклонения».И в «Сунане» от него передается, что он сказал : « Не берите мою могилу особой, и призывайте благословения на меня, где бы вы ни были, поистине ваши салаваты доходят до меня» И в «Сахихе» от него ,то что он сказал при болезни, после которой он так и не поправился «проклятие Аллаха на иудеях и христианах, они взяли могилы своих пророков местами поклонения» — предостерегая от того, что они сделали. Сказала ‘Аиша да будет доволен ею Аллах и её отцом: «и если бы не это, могилу его бы сделали видной для всех, но однако он запретил брать её местом поклонения.и в «Сахихе» Муслима, что он, солляЛлаху аляйхи ва саллям сказал за пять дней до смерти: «Поистине, те кто был до вас, брали могилы местами поклонения, но нет, не берите могилы местами поклонения, и поистине, я запрещаю вам это». И в «Сунане» Аби Дауда, что он сказал: «Проклятие Аллаха на тех, кто совершает паломничество к могилам, и делают их местами поклонения, и кто «заплетает». И Поэтому сказали наши ученые: «Не дозволено возведение мечетей над могилами, и сказали: «Поистине не дозволено давать обет могиле, и мертвым возле могилы ничем абсолютно, ни многим, ни малым, ни воском, ни животным, ни другим помимо этого, все эти обеты являются греховными. И пришло достоверно в сахихе от пророка солляЛлаху аляйхи ва саллям что он сказал: кто дал обет в послушании Аллаху то пусть выполнит его, а кто дал обет ослушание Аллаха то пусть не ослушается» и ученые разошлись во мнениях в том, искупается ли такой обет, на два мнения. И поэтому, не сказал ни один из имамов саляф : «Поистине намаз возле могил праведников желателен, или что в этом милость, или что молитва там и ду’а более хорошее дело чем молитва в другом месте или ду’а, наоборот, все они объединились на том, что молитва в мечетях и домах лучше чем молитва возле могил, могил пророков и праведников, независимо от того, назовешь ты это «машахидом» или нет. И узаконили Аллах и его посланник разные вещи в мечетях, а не на могилах, и сказал Всевышний: «Кто же более несправедлив чем тот, кто препятствует тому, чтобы в мечетях Аллаха поминалось его имя и стремится их разрушить?» Сура Бакъара 114 И не сказал «могилы».И сказал Всевышний, «Когда вы уединяетесь в мечетях» сура Аль Бакъара 187. И не сказал «на могилах», и сказал Всевышний: «Скажи: «Мой Господь велел поступать справедливо». Обращайте к Нему лица в любом месте поклонения и взывайте к Нему, очищая перед Ним веру» Сура Преграды, 29. И сказал всевышний «Поистине оживляют мечети Аллаха только те, кто уверовал в Аллаха и Судный День и выстаивает молитву и выплачивает закят и не боится никого кроме Аллаха ,может быть они будут из ведомых верным путем» Сура тауба, 18. И сказал Всевышний: «Мечети принадлежат Аллаху так не взывай же с ни к кому наряду с Аллахом» Аль джинн 18. И сказал посланник салляЛлаху аляйхи ва саллям: «молитва человека в мечети лучше чем молитва в его доме или на работе в двадцать пять раз. И сказал солляЛлаху аляйхи ва саллям: «Кто возведет для Аллаха мечеть, возведет Он ему дом в раю» А что касается могил, то достоверно пришёл запрет на это от посланника Аллаха салляЛлаху алейхи ва саллям брать их местами поклонения, и проклинал он тех кто это делает, и упомянул один из сподижников и табиинов как это упомянул Бухарий в «Сахихе» и Аттабараний и другие. В своём тафсире, упомянули его в «рассказах о пророках» в словах Всевышнего: «И слова Его : «не оставляйте ваших богов и не оставляйте Вадда, Сува’а, Ягъуса, Я’укъа и Насра» сура Нух аят 23 Сказали: Это имена праведных людей из народа Нуха, а когда они умерли, люди стали заниматься поклонением на их могилах, а потом прошло много времени и они сделали их изображения в виде идолов. И стало поклонение на могилах и их обтирание и целование их, и мольба к ним возле этих могил и внутри них и тому подобное основой ширка и поклонения идолам. И поэтому сказал пророк солляЛлаху аляйхи ва саллям «о Аллах не сделай мою могилу идолом которому поклоняются». И единогласны ученые в том,что кто посетил могилу пророка солляЛлаху алейхи ва саллям, или могилу другого из пророков, и праведников, сахабов или ахлиль байт, и других, что он не должен обтирать их, и не должен целовать их, наоборот нет в религии ничего что позволило бы целовать что либо, кроме Черного камня. И пришло достоверно в двух сахихах: от Умара, радыйаЛлаху ‘анху, что он сказал: Ва Ллахи, я знаю, что ты всего лишь камень, не приносишь вреда и пользы, и если бы я не видел , что посланник Аллаха солляЛлаху алейхи ва саллям целовал тебя , я бы тоже не целовал тебя. И поэтому не является сунной по единогласию имамов чтобы человек целовал или прижимался к столбам запретной мечети, или столбы, которые окружают Камень, или стены Мечети, и также место Ибрахима, а также строение в мечети аль Кудс, или могилу любого из пророков или праведников, так что даже разошлись факъихи относительно того чтобы положить руку на минбар нашего Господина солляЛлаху алейхи ва саллям, как это происходит ,и считал это плохим Малик и другие, потому что это бид’а,и упомянули что Малик когда увидел что ‘Атаъ сделал таким образом, не брал от него знание, и разрешили это Ахмад и другие. Потому что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, делал это. А что касается обтирания могилы посланника Аллаха солляЛлаху алейхи ва салям, и целования её, то все они запрещали это и считали это плохим. И это потому, что они знали, что цель пророка салляЛлаху алейхи ва саллям, была отрезать пути к ширку, и оберегание Таухида и чистоты поклонения в религии Аллаха
Господа миров. И из-за этого выявляется разница между тем, чтобы просить пророка солляЛлаху алейхи ва саллям и живого праведного человека при его жизни, и между тем, чтобы просить его после его смерти и в его отсутствие. И это то, что при жизни никто не поклонялся в его присутствии, и поистине были пророки, благословения Аллаха им, и праведники живыми не позволяли никому придавать их в сотоварищи в их присутствии, наоборот, запрещали это, и наказывали за это, и поэтому сказал Аль Масих, мир ему : «Я не говорил им ничего, кроме того,что Ты повелел мне, «поклоняйтесь Аллаху моему Господу и вашему Господу, и был я относительно них свидетелем когда находился среди них, а когда же я покинул их то Ты стал наблюдать за ними,и Ты над всякой вещью Свидетель» Сура аль Маида 117. И сказал человек пророку солляЛлаху алейхи васаллям: «как пожелал Аллах и ты», и он сказал «Ты что,сделал меня подобным Аллаху? Как пожелал АЛЛАХ Единственный!», и сказал «не говорите «Как пожелал Аллах и пожелал Мухаммад, а говорите: «Как пожелал Аллах а потом пожелал Мухаммад». И когда сказала Джувайрия: «И среди нас посланник Аллаха и он знает что будет завтра»,он ей сказал «пой то, что было до этого» И сказал: «Не возвеличивайте меня, как возвеличили христиане сына Марьям, я только раб, так говорите же: «Раб Аллаха и Его посланник» и когда стали за ним рядами, сказал «не возвеличивайте меня, как возвеличивают одни неарабы других» И сказал Анас, не было для человека личности любимее Посланника Аллагьа солляЛлаху алейхи ва саллям, и когда его видели они не поднимались к нему, потому что знали о запретности этого. И когда сделал ему саджда Му’аз,запретил он это и сказал «поистине, не делается суджуд никому кроме Аллаха, а если бы это было приказано кому либо делать суджуд перед другим, было бы приказано женщине саджда перед мужем, из-за его великого права над ней» А когда пришли к ‘Али еретики которые которые были убеждены в его божественности,он приказал их казнить огнём». И это то,что делали пророки Аллаха и Его авлия, а делает так чтобы люди чрезмерствовали относительно него и возвеличивали его без всякого права только тот, кто желает высокого положения не земле и нечестия, кафиры и им подобные, и это древнее заблуждение тех, которые пожелали возвыситься на земле и сеять нечестие, и фитна вокруг пророков и праведников, и взятие их Господами, и придавание их в сотоварищи, из того, что случилось в их отсутствие и после их смерти, как придали в сотоварищи Масиха и ‘Узейра.
И это из того, что разъясняет разницу между тем, чтобы просить пророка солляЛлаху алейхи  васаллям при его жизни, и в его присутствие, и между просьбой к нему когда он мёртв и отсутствует, и ни один из саляф этой уммы ни в эпоху сахабов, ни табиинов, ни тех, которые были после табиинов, не совершали намаз или ду’а возле могил пророков и не просили их, и не просили у них о помощи, ни в их отсутствие, ни возле их могил, и то же касается и других видов поклонения. И из величайших видов ширка – просить человека о помощи после его смерти или в его отсутствие, как это упомянул спрашивающий,и просить у него помощи в бедах, говоря: «О мой господин такой то, как будто он просит у него устранения вреда или принесения пользы, и это положение христиан относительно Масиха, а также их книжников и монахов. И известно, что лучшее из созданий и наиболее почитаемый перед Аллахом это наш пророк солляЛлаху алейхи  ва саллям, и самые знающие из людей о его деле и его истине это сахабы,и они не делали ничего подобного из этого, ни в его отсутствие, ни после того как он умер. А эти мушрики, обратились к ширку лжи, и поистине, ложь является соседом ширка, и сказал Всевышний : «И избегайте скверны из числа идолов, и избегай слова неправдивого. Ханифы Аллаха не делают ему ширк. «аль Хадж, 30, 31». И сказал посланник Аллаха солляЛлаху алейхи  ва саллям : «приравнивается слово неправды придаванию Аллаху сотоварища» сказав это два или три раза. И сказал Всевышний: «На тех, которые стали поклоняться тельцу, падут гнев их Господа и унижение в мирской жизни. Так Мы воздаем тем, кто измышляет ложь» Сура аль Араф, 152. И сказал аль Халиль, мир ему: « Неужели вы жаждете других богов, помимо Аллаха, измышляя ложь? А что же вы думаете о Господе миров?» (Сура Выстроившиеся в ряды, 86, 87). И из их лжи то, что один из них говорит о своем шейхе: «Поистине когда мюрид бывает на западе, а шейх на востоке, у него есть способность ответить ему, и поистине шейх, если не бывает таким, то не бывает он шейхом. И ввели их в заблуждение шайтаны, как ввели поклоняющихся идолам, как раньше это происходило в аравии, и поклонение планетам, и талисманам из видов большого ширка и колдовства, как это произошло с татарами, и индейцами, и суданцами, и другими из рода мушриков. Из того, чем вводят в заблуждение шайтаны и обращающиеся к ним и тому подобное. И многие из них уже попали в некоторые разновидности этого, нет у них никакого знака на то что слышат и откликнутся на их зов, но поистине это шайтаны спустились на них, и постигло одного из них подобное тому, что постигает лихорадочного (эпилептика): пена, и нехорошие вопли, и говорит то, что не понимает ни сам, ни окружающие, и подобное этому из того что может случиться с этими заблудшими. А что касается третьего положения: «А это когда он говорит «О мой Аллах, посредством высокого положения перед Тобой такого то, или посредством бараката такого то, или посредством святости такого то перед Тобой, сделай мне то то и то то..и это делают многие из людей ,однако не передается это ни от одного из сахабов и табиинов и саляфов имамов что они взывали таким образом ,и не дошло до нас ни от одного ученого чтобы он рассказывал об этом, кроме того что я видел в фетве Факъиха Аби Мухаммада ибн АбдиСсаляма.и он дал такую фетву: что не дозволено ни одному делать подобное, кроме как посредством пророка солляЛлаху аляйхи ва саллям, если достоверен хадис в отношении пророка солляЛлаху аляйхи  ва саллям. И значение его ответа такое: Передал Ан-насаи и Ттирмизий и другие что пророк салляЛлаху аляйхи  ва саллям, научил некоторых из сподвижников делать ду’а и говорить: «О Аллах, поистине я прошу у тебя и приближаюсь к тебе посредством твоего пророка, пророка милости, о Мухаммад, о посланник Аллаха, поистине я беру тебя средством чтобы попросить посредством тебя моего Господа о своей нужде, чтобы Он удовлетворил её. о Аллах, сделай же его моим заступником» И поистине этот хадис, его приводила группа на дозволенность просить ради пророка солляЛлаху алейхи  ва саллям, при его жизни и после его смерти. Они сказали: «И нет в тавассуле ду’а к сотворенным, или просьбы о помощи у сотворенного, но поистине это только лишь ду’а истигъаса к Аллаху, но в ней только есть просьба посредством высокого положения, как это пришло в «Сунане» Ибн Маджа от пророка солляЛлаху аляйхи  ва саллям что он упомянул в ду’а вышедших на молитву, говоря: «О Аллах,  поистине я прошу у тебя посредством просящих Тебя, и посредством этой идущих к ней, и поистине я не выходил высокомерно, и надменно, и не ради показухи и не ради славы. Я вышел, боясь твоего гнева и стремясь получить твоё довольство, прошу Тебя избавь меня от Огня, и прости мне мой грех, поистине, не прощает грехов никто, кроме Тебя.» Сказали они : и в этом хадисе есть то, что он просил правом просящих Его, и правом идущих на молитву, и Аллах Всевышний сделал сам для себя это обязанностью перед верующими,как в словах Всевышнего: «И было нашей обязанностью помочь верующим» (Сура Аррум, 27). И наподобие Его слов: «Там они получат все, что пожелают, и останутся навечно. Твой Господь взял на себя это испрошенное обещание» (Аль фуркъан 16). И в двух Сахихах от Му’аза ибн Джабаля: «Что пророк солляЛлаху аляйхи  ва саллям сказал ему, «о Муаз, знаешь ли ты каково право Аллаха над его рабами?» он сказал, Аллах и его посланник знают лучше. Он сказал: «Право Аллаха над его рабами это чтобы они поклонялись Ему и ничего не приобщали ему в сотоварищи. А знаешь ли ты, что является правами рабов на Аллаха если они выполнят это? Поистине, их право на Него это чтобы Он не наказывал их». И пришло в другом хадисе: « Было обязанностью на Аллахе то то и то то». Как его слова: «Кто выпил спиртное не принимается его молитва 40 дней, а если он покается то принимает Аллах его таубу, а если он вернется и выпьет в течение трех или четырех дней, то Аллах обязался напоить его напитком несчастья.Спросили : а что такое это? Сказал: это то что выжимают из обладателей Огня». И сказала группа, нет в этом дозволенности обращения с просьбой ради него после его смерти и в его отсутствие, но только в нём есть тавассуль при его жизни и присутствии, как это в сахихе Бухари что Умар ибн аль Хаттаб да будет доволен им Аллах,  сказал, мы просим у Тебя дождя посредством Аббаса, и сказал: о Аллах когда у нас была засуха мы просили у тебя посредством нашего пророка и ты проливал дождь на нас, и поистине мы просим у тебя через дядю нашего пророка так пролей же на нас дождь», и пошёл дождь. И разъяснил Умар ибн аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах, что они делали ду’а посредством него в жизни и шёл дождь. И этот тавассуль посредством него был в том, что они просили чтобы он сделал Аллаху ду’а за них, и он делал ду’а за них, и они делали ду’а вместе с ним, и они делали тавассуль посредством его заступничества и его мольбы, как это в «Сахихе» от Анаса бин Малика да будет доволен им Аллах, что человек вошёл в мечеть в пятницу, через дверь мыча, а посланник Аллагьа солляЛлаху алейхи  ва саллям стоял делал хутбу, и повернулся он к посланнику Аллаха встал и сказал: « О посланник Аллаха, погибло имущество, и прекратились дожди. Так сделай же Аллаху ду’а нас, чтобы Он напоил нас, и поднял посланник Аллаха солляЛлаху алейхи  ва саллям свою руку и сказал: « О Аллах,  вокруг нас, а не на нас, о Аллах, на холмы, вглубь долин, и туда где растут деревья»
Источник: “Маджму’уль-фатауа”  27/72-86

Примечание: Далее шейх продолжает разбирать подробно вопрос тавассуля, который нас в данный момент особо не интересует, так как в этом вопросе его позиция ясна.
_____________________

В другом месте шейхуль Ислам ибн Теймия упоминает слова «Попроси для меня Господа, обращённые к мёртвому что это из величайших видов ширка и что это из религии мушриков. И многобожники из числа этих людей иногда говорят: «Поистине, мы просим у них заступничества, то есть, просим у ангелов и пророков, чтобы они заступались, и когда мы приходим к могиле одного из них, мы просим у него, чтобы он заступался за нас, а когда мы изображаем их подобия, (а они бывают либо в виде изваяний,либо в виде изображений как их изображали христиане в своих церквях) и говорили : «мы эти изображения делаем с целью вспомнить тех кого изображаем, их жизнь, и когда мы обращаемся к этим изображениям, наша цель обратиться к тем, кто изображен на них, а цель нашего обращения, это чтобы они заступались за нас перед Аллахом один из них говорит, о такой то и такой то, заступайся за меня перед Господом. И уже обращаются к мёртвому возле его могилы: «Проси за меня своего Господа».
Или же обращались к живому, в его отсутствие так, как обращаются к тому кто присутствует будучи живым.И исполняют песни , говорит в них один из них : «О такой то мой господин! Я в твоей крепости!» или «Я в твоем подчинении!» , «заступись за меня перед Аллахом», «попроси Аллаха для нас чтобы Он помог нам» против наших врагов, попроси Аллаха чтобы устранил от нас эту беду, я жалуюсь тебе на то, попроси же Аллаха чтобы Он рассеял эту печаль.Или говорит один из них : «Попроси Аллаха чтобы Он простил мне».
И из них есть те, кто истолковывает слова Всевышнего : «Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милосердным» Сура Женщины, 64.
И говорят: «Когда мы просим у него чтобы он попросил прощения за грехи после его смерти, это по причине высокой степени тех, кто просил чтобы Он сделал прощения из сахабов», и противоречат этим единогласию сахабов и тех кто последовал за ними во благе и всех мусульман. И поистине ни один из них не просил у пророка солляЛлаху алейхи  ва саллям после его смерти чтобы он заступался за него и не просил его ни о чём, и не упоминал об этом ни один из имамов мусульман в своих книгах, и только лишь упомянули это те,кто упомянул из поздних факъихов, и приписали ложный рассказ Малику, да будет доволен Аллах им, об этом мы упомянём позже и подробно обсудим её инщаа Аллагьу та’аля. И эти разновидности обращений к ангелам и пророкам и праведникам после их смерти возле их могил и в их отсутствие, и обращение к их образам, это из величайшего ширка, который имелся у мушриков помимо людей Писания, и среди нововведенцев людей Писания и мусульман,которые внесли ширк и поклонение которое не дозволил Аллах Всевышний.Сказал Всевышний : « Разве у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не узаконил Аллах?» Сура Ашшура, 21. И поистине, ду’а к агнелам и пророкам после их смерти, и в их отсутствие и просить у них и истигъаса к ним, и прошение у них чтобы они заступились в таком виде, и создание их изваяний и изображений, то есть требование шафаата от них, это религии, которую не устанавливал Аллах, и не посылал с ней посланника, и не посылал с ней Книги, и не является это ни ваджибом, ни желательным, по единогласию мусульман, и не делал этого ни один из сахабов и теми кто последовал за ними во благе, и не повелевал этого ни один имам из имамов мусульман, но поистине это стало тем, что делают очень многие, из людей которым свойственны усердие в поклонении и аскетизм, и упоминали в отношении этого истории и сны,и всё это от шайтана.
Источник: “Маджму’уль-фатауа” (7/158 – 160).

Посмотри же, как шейхуль Ислам сказал: «Мушрики из числа этих говорят», затем сказал: «и из них есть те», кто истолковывает слова Всевышнего» То есть из мушриков, потому что местоимение «Они» возвращается на последнее упомянутое слово, а это мушрики. Здесь шейхуль Ислам также во многих местах даёт ясно понять, что есть два положения касательно «просьбы» человека чтобы он сделал ду’а. 1)Когда он живой и когда это дозволено. 2)Когда он мёртвый и это будет ду’а к нему, бид’а куфр и ширк. Вот эти слова «И это из того, что разъясняет разницу между тем, чтобы просить пророка салляЛлаху алейхи  васаллям, при его жизни, и в его присутствие, и между просьбой к нему когда он мёртв и отсутствует, и ни один из саляф этой уммы ни в эпоху сахабов, ни табиинов, ни тех, которые были после табиинов, не совершали намаз или ду’а возле могил пророков и не просили их, и не просили у них о помощи, ни в их отсутствие, ни возле их могил, и то же касается и других видов поклонения.» Конец Цитаты.
И все эти вещи, и просьбу о ду’а, и ДАЖЕ ПРОСЬБУ УМЕРШЕГО ВОЗЛЕ МОГИЛЫ И ПРОСЬБУ ВООБЩЕ ОТСУТСТВУЮЩЕГО поставил в один ряд. И не провел разницы и не сказал, это вот ширк, а это вот не ширк. Конечно можно сказать, что шейхуль Ислам «просьбу» отсутствующему (не возле могилы, а вообще) тоже не считал за ду’а и за ширк, но этого не скажет разумный.

И мы поняли со слов шейх аль-Исляма что это большой ширк.

А то что сказали некоторые что есть у него слова что это просто бидъа, то вернитесь к тем словам шейха которые выше и что он имел ввиду под бидъатом. И дальше ин ша Аллах придет пояснение за понимание бидъата со слов шейх аль-Исляма.

Был спрошен шейх ибн Баз на уроке шарха «Кашф аш-Шубухат»:

Спрашивающий: Тот, который пришел к могиле и попросил чтобы тот сделал дуъа за него Аллаху?

Ответил шейх: Тот не владеет этим, кто пришел на могилу и сказал ходатайствуй за меня или попроси за меня дуъа Аллаху совершил ширк и это самое достоверное из слов (т.к. есть те из ученых которые говорят что это приблежение к ширку, но не сам ширк, как Баррак и т.д.), и нет в этом сомнения, т.к. он не владеет этим (кто-то скажет ведь посланник может делать шафаат, то ему будет отвечено, да, но только после того как ему будет повелено в Судный день, как это пришло в достоверных хадисах, он этим не владеет также, а если бы владел то сахаба опередили бы в этом).

Спрашивающий: (Вот так) Сделай дуъа за меня, сделай Аллаху дуъа за меня.

Шейх: Это нельзя, это из большого ширка, потому что спрашивает у того то, чем тот не владеет, и закончено дело.

Спрашивающий: Некоторые утверждают что это слово принадлежит шейх аль-Ислям ибну Теймия?

Шейх: Да это от него пришло разъяснение… Явно сказал об этом шейх аль-Ислям ибну Теймия что это большой ширк.

Также в другом месте говорит шейх ибн Баз после вопроса ему о этом же положении?

«Спрашивать шафаат через посланника Аллаха или от кого-то другого после их смерти нельзя, потому что это большой ширк у ученых. Так как он не владеет после смерти ничем да благословит его Аллах и приветствует, а Аллах в Куране говорит: «Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество полностью». Нуру аъля Дарб.

Идет вопрос к шейху Солиху аля Шейх в Шарх аъля Кашфу Шубухат:

Спрашивающий: Каково ваше мнение по поводу того, что относят к шейх аль-Исляму ибну Теймия то, что вопрос мертвого чтобы тот попросил у Аллаха за того, не будет большим ширком, но будет бидъатом?

Ответ: То что это пришло от шейх аль-Исляма достоверно, но он имеет ввиду там, что это бидъа которая появилась после того, как его не было, т.е. то что произошло когда не было в этой умме.
И не имеется ввиду из его слов то, что это бидъа, но не ширк, так как бидъа которая произошла в этой умме бидъа куфрия-ширкия и бидъа кроме этого.
Значит спрашивать мертвого чтобы тот сделал за него дуъа нововведение, которое даже в джахилии не было, потому что они не говорили так, сделай дуа за меня Аллаху, а они говорили сделай шафаат за меня.
И из-за этого спросить мертвого чтобы тот попросил дуъа у Аллаха бидъа которое произошло.
И у мушриков такого не было произношения, а они спрашивали шафаа, говоря: попроси за меня шафаа, приходили приближались к ним по причине шафаа.
А что касается того, что говорят, сделай дуъа за меня Аллаху, то это бидъа которое появилось новое.
И слова Шейх аль-Исляма правильные в том, то что это бидъа придуманное.
И бидъа это, не имеется ввиду которое не считается большим ширком…
Шарх аъля Кашфу Шубухат.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Хукм того, кто убеждён что дуа к мертвым — малый ширк и не выводит из религии

Ответ имама Абдуллаха Ибн Абдуль Латыфа Ибн Абдур-Рахмана

Был спрошен имам Абдуллах Ибн Абдуль Латыф Ибн Абдур-Рахман Ибн Хасан Ибн Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб (1265-1339) большой ученый и главный муфтий ученых Неджда в своё время: «Каков хукм того кто заявляет, что дуа не к Аллаху — малый ширк, какой его хукм?»

Он ответил: «Кто убежден в этом, в то время как он слышит Коран, и аяты в которых ясное заявление о куфре того, кто делает дуа не к Аллаху любым видом дуа — дуа аль-ибада или дуа аль-мас’аля — тот является кафиром, по причине его отрицания того, что предельно известно из религии Ислам.

И ученые, да смилуется над ними Аллах, выносили такфир за то, что легче этого, как например их слово: «Кто отрицает одно из ответлвлений, вокруг которого есть единогласие — является кафиром», и «Кто отрицает что-то из исламских обрядов — является кафиром», так что же говорить о том, кто
отрицает далили Корана и то, что несет в себе Коран, о такфире за дуа не к Аллаху и отнесение его к заблуждению?

И Коран от начала и до конца разьясняет это, и утверждает это, самым полным утверждением, и самым ясным разьяснением.

Сказал Аллах: «Кто же взывает помимо Аллаха к какому то обьекту поклонение, на который у него нет никакого довода — то его рассчёт будет у его Господа, и не преуспеют кафиры!» (Аль-Му’минун, 118). И сказал Аллах: «И истинно, мечети принадлежат Аллаху, так не взывай же помимо Аллаха ни к кому» (аль-Джинн, 18). И есть много других аятов, и если я упомянул бы их, то крайне удлинился бы ответ.

И того, кто говорит такое, следует спросить — какова же тогда суть большого ширка?! Прибегаем к Аллаху от оставления без Его помощи! Как же поиграл шайтан с большинством творений, так, что вверг их в ясное неверие?!»

Конец ответа имама.

Источник: «Аль-Масаиль фи ат-такфир уаль муваля», 4-й вопрос

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Мольба (Ду`а ) это поклонением., Шейхуль Ислам Ибн Теймия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.