2 Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1763-1765. Запрет поста за 1, 2 дня, и в день сомнения, и мудрость этого.

2 Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1763-1765. Запрет поста за 1, 2 дня, и в день сомнения, и мудрость этого.

https://youtu.be/3Wu9PXkf0fo

 

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим

 

Рассматриваемые вопросы в уроке:

  • 1763 Разрешается ли держать уразу за день или за два дня до Рамадана.
  • 1764 Какова мудрость запрета уразы за день или два до Рамадана.
  • 1765 Что такое день сомнения и можно ли держать уразу в нем.

 

 

Продолжаем рассматривать вопроса под хадисом №632.

 

Вопрос: 1763. Разрешается ли держать уразу за день или за два дня до Рамадана.

https://youtu.be/poWQFzXCdZg

 

Перед месяцем Рамадан – месяц Шаабан (месяц может состоять из 29 и из 30 дней). Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, в одном из хадисов*, который у нас в главе запретил держать пост за день или за два дня до Рамадана, отсюда мы понимаем, что речь идет о запрете поста 28-ом и 29-ом числе Шаабана. (Либо 29 и 30 Шаабана, если месяц Шаабан будет 30 дней).

*[Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не предваряйте Рамадан соблюдением однодневного или двухдневного поста. Однако, если человек соблюдает [в эти дни свой привычный] пост, то пусть соблюдает его». Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Наса’и, ат-Тирмизи и Ибн Маджах].

В этом вопросе есть разногласия: большинство ученых считает, что держать уразу в 28-ой и 29-ый день месяца Шаабан является не желательным.

 

Ат-Тирмизи сказал: “Таким образом поступают обладатели знания. Они запрещали начинать пост раньше, чем начнётся месяц Рамадан, ради сохранения Рамадана. Если же кто-то держит свой регулярный пост, и он совпадает с последним или предпоследним днём Шаабана, то учёные считали, что в этом не ничего плохого“. Сунан ат-Тирмизи (684).

 

(То есть имам ат-Тирмизи говорит: «если это на всякий случай, то нельзя держать уразу 28-го, 29-го числа»).

 

Слова от ат-Тирмизи, то, что это из-за Рамадана. Этим самым имам ат-Тирмизи ограничил запрет на одной причине. Значит, отсюда получается, что если человек просто хочет держать уразу не из-за Рамадана, как например, просто добровольная ураза или хочет дать обет в эти дни или тому подобное, получается, что это разрешено.

 

(Мы говорим, что человек не имеет право ограничивать хадис, который не ограничен аятом или другим хадисом, исходя из своих предположений, на которых нет довода).

 

И то же самое Ибн Хаджар (т.е. согласился с имамом ат-Тирмизи), что причина запрета именно в этом.

Но сказал Имам Санаани: из этого понимается, что человек может 28-ой 29-ий день Шаабана держать любой пост, какой он захочет, если у него нет неправильного намерения, которые указаны в словах имама ат-Тирмизи, но это противоречит внешнему смыслу запрета который пришел в этом хадисе. Потому что этот хадис общий, и в нем не пришло никаких исключений, кроме того поста, которую человек держит обычно в течение года, и это его постоянный пост, попал на этот последний день Шаабана, а если бы Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, хотел запретить именно тот пост, на который указывает имам ат-Тирмизи и ибн Хaджар, то он бы сказал — не держите уразу в такие-то дни, кроме как добровольно — если хотите добровольно, то можете держать. Т.е. не в том смысле, что это обязательная ураза из-за Рамадана, тогда держите или привел бы подобные слова.

 

(Имам ас-Санаани указывает, что у нас приходит общий запрет в хадисе. Мы знаем из правил усуль аль-фикх, что общий запрет нельзя конкретизировать, кроме как конкретным аятом или конкретным хадисом. Что касается мнениями людей и их предположениями, то мнения и предположения людей не ограничивают, общие контексты, тем более общие запреты).

 

И сказал также имам аш-Шаукани после того как привёл то ограничение, о котором говорит имам ат-Тирмизи. Сказал: «и это противоречит внешнему запрету, который пришел в хадисе, потому что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, не исключил из этого своего запрета ничего, кроме того поста, который человек держит постоянно».

 

Значит, первое мнение: что ураза в 28-ой 29-ий день не желательна. Второе мнение: что она запрещена, а не просто нежелательна. Имам ас-Санаани в своей книге «Субулю-Ссалям» назвал тех ученых, которые придерживались этого мнения.

И упомянул Хафиз ибн Хаджар в своей книге «Аль Фатх» то, что это мнение принадлежит ар-Руваяни.

И это мнение выбрал имам ас-Санани в своей книге Субулю-Ссалям, и имама аш-Шаукани в своей книге “ад-Дураруль-мудыя” явно заявил то, что пост в эти два последних дня Шаабана являются запретными. Это мнение является более правильным ин шаа Аллах.

 

(Потому что мы должны ограничиваться словами Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям, и следовать только лишь за ним).

 

И приверженцы первого мнения привели хадис Имрана ибн Хусейна, о том, что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, сказал одному из людей: «Держал ли ты пост из середины или из конца этого месяца что-либо». Т.е пришел у нас хадис о том, что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, обратился к одному из людей и спросил его: «Держал ли ты пост в конце (или в другом риваяте – в середине месяца Шаабан)» Т.е. это зависит от того какой риваят более правильный. Если ты скажешь «саррар» — это конец месяца Шаабан, а «суррар» – это середина месяца Шаабан. Исходя из первого риваята, получается, что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, спрашивал этого человека – «Держал ли ты пост в конце месяца Шаабан», то есть если не держал то, почему не держал, это является желательным. А если и мы скажем сурар, то имеется в виду держал ли ты пост в середине месяца Шаабан. Так как является желательным держать пост в середине (лунного) месяца 13-го 14-го 15-го числа, т.е. приверженцы первого мнения указали, что этот хадис противоречит запрету, и что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, сам спрашивал этого человека «держал ли ты пост в конце месяца Шааабан» Значит, получается, что держать пост в конце месяца Шаабан не является запретным.

Тогда этот человек сказал: «Нет, я не держал пост в эти дни». Тогда Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, сказал: «Когда завершишь держать месяц Рамадан, тогда продержи два дня вместо тех дней, которые ты упустил». Этот хадис достоверный, приходит у Бухари и Муслима. И слово саррар у большинства ученых арабского языка под ним подразумевается конец месяца. Почему они названы днями саррар? Потому что луна в эти ночи – скрывается и её невидно, так происходит 28-ую, 29-ую, 30-ую ночь каждого месяца. Но приверженцы второго мнения, которые говорят о запрете держать пост в конце месяца Шаабан, ответили на этот хадис несколькими ответами. Из этих ответов следующие: слово суррар – это множественное число слова сурра, а сурра (т.е. пупок), а пупок каждой вещи – это середина. И укрепляет это мнение, что в риваяте у имама Муслима пришел явный риваят сурра, а не сарра, и также это подтверждается тем, что наверно в этом хадисе имеется в виду середина месяца, а не конец, потому что известно в шариате о желательности держать пост в середине месяца (лунного), то что называется белыми днями. А это происходит именно в середине месяца, т.е. в 13-ый, 14-ый, 15-ый день. А некоторые ответили, что запрещено держать пост в конце месяца Шаабан только, если человек делает это на всякий случай, (т.е. это мнение имама ат-Тирмизи и тех кто с ним согласился). Сказали, а кто не желает и не имеет такого намерения, то его не касается запрет. И мы уже говорили, что это мнение является неправильным.

 

Сказал аль-Куртуби в своей книге “аль-Муфхим”: Нет никакого противоречия в этих хадисах. Потому что возможно у человека была привычка держать пост, например, каждые последние дни месяца, поэтому последние дни Шаабана для него оказались соответствующими его привычке, поэтому Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, задал ему этот вопрос.

 

Если мы скажем, что риваят сарар правильный, более правильный «почему ты не продержал пост в конце месяца Шаабан». Значит, у кого есть привычка держать пост в определенные дни, то может держать пост в конце Шаабана, а если нет такой привычки, то он не должен ее держать. И это пришло в конце хадиса, потому что сам же Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, сказал: «…кроме как, если один из вас держит постоянно пост, то пусть продержит в эти дни».

И таким же ответом на этот хадис ответил ан-Назири, а также и это мнение выбрал ан-Навави и аш-Шаукани.

 

Значит, более правильное мнение в вопросе, что в 28-ое, а также 29-ое число месяца Шаабан пост держать запрещено, без разницы с каким намерением он ее держит, кроме исключения из этого запрета — если человек держит постоянно пост (в определенные дни). Как например, по понедельникам и четвергам, или через день или каждые 3 дня в месяц, но эти три дня не смог продержать и остались только эти числа, тогда тоже может их продержать.

 

[Примечание редактора стенограммы]: Говорит имам Ас-Санаани: Из этого хадиса (который приходит у нас в главе) следует, что запрещается поститься за день или за два до наступления рамадана, если только мусульманин не соблюдает пост регулярно. Например, если мусульманин регулярно постится по понедельникам, и понедельник попал на последний день месяца ша‘бан, то ему разрешается поститься в этот день. Согласно другому толкованию, запрещается поститься до наступления рамадана, если постящийся поступает таким образом, опасаясь пропустить начало священного месяца. Однако такое толкование не объясняет того, почему оговорка сделана не для тех, кто соблюдает добровольный пост, а только для тех, кто постится регулярно. Поэтому большинство мусульманских богословов считало, что поститься за два дня до наступления рамадана запрещается. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 218.

Из книги «Кашфу-ль-Лисам»:

[Виды соблюдения поста в конце Ша’бана]

Хафиз Ибн Раджаб говорит:

Соблюдение поста в конце Ша’бана бывает трёх видов:

 

Первый – это когда пост соблюдается с намерением, что он относится к Рамадану, боясь [пропустить начало] Рамадана.

На это действие имеется запрет. Однако так поступали некоторые сподвижники, вероятно по причине того, что до них не дошел запрет на это.

Ибн ‘Умар (да будет Аллах доволен им и его отцом!) делал разницу между облачным и ясным небом в 30-й день Ша’бана. За ним последовал имам Ахмад. [Это мнение заключается в том, что если в ночь на 30-й день месяца Ша’бан на небе будут облака, либо что-то иное, что воспрепятствует возможности видеть луну, то в 30-й день Ша’бана надо будет из предосторожности соблюдать пост с намерением, что он относится к Рамадану; если же в эту ночь небо будет ясным, то поститься из предосторожности нельзя].

 

Второй – это когда пост соблюдается с намерением на обетованный пост (назр), либо [с намерением на пост,] возмещающий [тот, что был пропущен в] Рамадане, либо [с намерением] на искупительный пост (кафара), и т.п.

Большинство ученых разрешает это. Запрещают это те, кто категорически велят делать промежуток между Ша’баном и Рамаданом в виде одно дня без поста, а это – группа предшественников (салафов).

Сообщается также, что это считали нежелательным Абу Ханифа и аш-Шафи’и. Это спорный момент.

 

Третий вид – это когда пост соблюдается с намерением на простой дополнительный пост.

Его посчитали неодобряемым те, кто велел ставить границу между Ша’баном и Рамаданом в виде несоблюдения поста, даже если это будет соблюдением того поста, который человек привык соблюдать постоянно. Среди них аль-Хасан аль-Басри.

Разрешили это Малик и те, кто согласился с ним.

Аш-Шафи’и, аль-Ауза’и, имам Ахмад и другие в данном случае делают разницу между соблюдением привычного поста и непривычного.

 

Точно так же делают разницу между тем, кто соблюдает пост более двух дней и соединяет его с Рамаданом. Таковое не является нежелательным в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха!): «Однако, если человек — то есть мужчина или женщина — соблюдает пост, — то есть привычный пост, как например, если он привык поститься ежедневно, либо через день, либо по определённым дням: по понедельникам и четвергам, например — то пусть соблюдает его» — по своему обычаю, ибо ему в эти дни разрешается его соблюдать.

 

Из этого хадиса понимается, что разрешается соблюдать пост в течение более чем двух дней предшествующих Рамадану.

 

В «аль-Фуру’» говорится:

“Нежелательно соблюдать пост за день или за два до начала Рамадана. Об этом сообщает ат-Тирмизи со слов обладателей знания. Это также утверждают последователи имама Ахмада, когда упоминают то, что приходит относительно дня сомнения [То есть дня, в котором неясно – наступил ли Рамадан].

Не является нежелательным соблюдение поста в течение более чем двух дней предшествующих началу Рамадана, в соответствии со смыслом этого хадиса.

Есть мнение, что нежелательно соблюдать пост во второй половине Ша’бана, а шафииты считают, что это запрещено, основываясь на хадисе, переданном со слов Абу Хурайры: «Не поститесь, если пройдёт половина Ша’бана» (Абу Дауд, ан-Наса’и и др.). Ахмад и другие имамы признали этот хадис недостоверным”.

 

Однако его сочли достоверным ат-Тирмизи и другие.

 

‘Абду-р-Рахман б. Махди сказал: “Это отвергаемый (мункар) хадис”. Так же сказали имам Ахмад, Абу Зур’а ар-Рази и аль-Асрам.

 

Имам Ахмад говорит: “Аль-‘Аля’ [один из передатчиков этого хадиса – аль-‘Аля б. ‘Абду-р-Рахман (ум. 138 г.х.] не передал хадиса более отвергаемого, чем этот”, — и опровергает его хадисом: «Не предваряйте Рамадан соблюдением однодневного или двухдневного поста», — из которого можно понять, что перед началом Рамадана разрешается соблюдать более чем двухдневный пост.

 

Ат-Тахави сказал, что это отменённый хадис и что имеется единогласное мнение (иджма’) на его неприменение.

 

Большинство ученых придерживается того, что этот хадис не подлежит применению.

 

Аш-Шафи’и и его последователи приняли этот хадис и запрещали начинать соблюдать дополнительный пост со второй половины Ша’бана тому, кто не имеет привычки [соблюдать дополнительные посты]. В этом с ними согласились и некоторые наши поздние ученые, как говорится в «аль-Лятаиф».

 

Главная же позиция нашего мазхаба:

— нет нежелательности в том чтобы соблюдать пост в течение трёх или более дней предшествующих Рамадану;

— точно так же нет нежелательности соблюдать его в течение одного или двух дней предшествующих Рамадану, если [это такой дополнительный пост, который] человек привык соблюдать постоянно, — в соответствии с содержанием этого хадиса и его пониманием.

А Аллах же оказывает содействие! Источник: Имам Мухаммад ас-Сафарини «Кашфу-ль-Лисам».

[Конец примечания].

 

 

Вопрос: 1764. Какова мудрость запрета уразы за день или два до Рамадана.

https://youtu.be/Sg2sUiP9u9A

 

Некоторые сказали, чтобы человек укрепил свой организм перед Рамаданом. Т.е. чтобы хотя бы пару дней перед Рамаданом пост не держал, чтобы укрепился для (поста в месяц) Рамадан. Чтобы войти в месяц Рамадан, будучи сильным и активным. Но сказал ибн Хаджар: В этом ответе, в этой мудрости есть сомнение. Потому что понимается из хадиса, что если человек продержит за 3 дня или 4 до Рамадана, то это позволяется, т.е. тоже ослабляет человека. А некоторые сказали, что постановление относительно начала месяца Рамадан связано с видением луны, поэтому тот, который будет держать пост на всякий случай до Рамадана день или два до Рамадана как бы порицает это шариатское постановление, что нужно смотреть на луну. И хафиз ибн Хаджар посчитал это мнение более правильным.

(Как бы, говорит: Я на луну смотреть не буду, лучше на всякий случай два или день до Рамадана пост продержу. Вдруг ошиблись относительно начала наступления Шаабана, и там получились, что эти два дня уже на самом деле дни месяца Рамадан, поэтому, давай, на луну смотреть не будем, а будем держать пост за день или два на всякий случай).

 

А имам ас-Санани вообще не упомянул ни каких мнений, кроме этого в своей книге «субулю Салам».

И это мнение, годится, в правильное только, если мы согласимся с тем, что нельзя держать пост день или два последние дни Шаабана на всякий случай из-за Рамадана. И мы уже разъясняли, что это является неправильным, а некоторые сказали, что мудрость от этого в том, что есть опасность соединение обязательного поста с желательным.

(И это действительно происходит много у невежд которые не ограничиваются шариатскими границами. У них всё время появляется на всякий случай: на всякий случай прекращу кушать с утра, вдруг уже рассвет; на всякий случай пока не буду разговляться, вдруг еще не магриб (т.е. азан уже дали — сообщили, что солнце зашло), а он говорит подожду еще минут 15-20 на всякий случай пока звезды не выйдут, потому что вдруг на самом деле не зашло, или вдруг муаззин ошибся и т.д. С утра то же самое, азан еще не дали, а он уже прекратил кушать, вдруг муаззин ошибся, а рассвет уже начался. Это известно у простого народа, они часто используют это правило «на всякий случай». Поэтому Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, запретил совершать добровольный намаз сразу после фарда. Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, приказал после обязательного намаза посидеть, поговорить или поменять место, чтобы не получилось так, чтобы добровольный намаз человек дал салям от обязательного намаза и сразу встает совершать добровольный. И тот, который смотрит со стороны думает, что тот совершает обязательный. Потому что с годами, веками это перерастает в то, что человек начинает думать, что намаз зухр — 10 ракаатов, намаз магриб — 5 ракаатов, намаз иша — 6 ракаатов. Так и есть сейчас на наших землях. Говоришь сколько ракаатов намаз фаджр? Они говорят: 4 ракаата. Как 4? Ну, 2 сунны, 2 фарда, то есть он считает это за один намаз. Даже некоторые думают, что если он испортил омовение, например, совершая намаз 2 ракаата фарза фаджра, то он берет омовение, заново совершает два ракаата сунны и заново совершает фард. Думает, что два раката фарда влияет на сунну, которую он уже закончил и дал салям. Потому что они думают, что зухр это не только 4 ракаата это уже 10 (4 обязательно совершать сунны впереди, потом 4 обязательно фарда, потом 2 обязательно сунны). И думают, что намаз зухр состоит из 10 ракаатов. Поэтому Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, запретил совершать добровольный намаз сразу после фарда и эта же самая причина запрета держать день или два перед Рамаданом. Чтобы не слилось желательное поклонение с обязательным поклонением со временем).

 

Сказал аль-Куртуби в своей книге: «Этот запрет из-за того, что есть опасность, что люди добавят к месяцу Рамадан то, что не из него». И это мнение о том, что мудрость от этого запрета именно в этом более правильное. И это мнение выбрал шейх уль Ислам Ибн Теймия и привел ее в утвержденное состояние.

 

[Примечание редактора стенограммы]: Текст хадисов о разделение сунны намаза от фарда:

Ас-Саиб ибн Язид рассказывал: «Однажды я совершал вместе с Му’ауией пятничную молитву в отдельной комнате, и после того, как имам произнес слова таслима, я поднялся и совершил дополнительную молитву на своем прежнем месте, а когда Му’ауия зашел к себе, он послал ко мне человека, чтобы сказать: “Больше не повторяй того, что ты сделал! Совершив пятничную молитву, не начинай сразу после нее другую, пока не поговоришь или не покинешь места. Поистине, так велел нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказавший, чтобы мы не переходили от одной молитвы к другой, не поговорив или не покинув места совершения молитвы». Муслим 883.

 

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Разве не в состоянии вы подвинуться в перед, или отодвинуться назад, вправо или влево во время молитвы?!» Передатчик этого хадиса Хаммад добавил: “Т.е. добровольной молитвы”. Абу Дауд 1006. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого хадиса.

 

Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: “На этот хадис опирались наши сторонники (ханафиты) в качестве довода на то, что человек не совершает добровольные намазы на месте совершения обязательной!” См. “Шарх Сунан Аби Дауд” 4/291.

 

Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади говорил: “В этом хадисе довод на то, что не следует совершать добровольную молитву на том месте, на котором была совершена обязательная! Необходимо подвинуться в перед или назад, вправо или влево”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 3/308.

 

Къайс ибн Абдуллах рассказывал со слов человека из числа сподвижников: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву аср и один человек встал, чтобы совершить намаз. Когда же Умар ибн аль-Хаттаб его увидел, он сказал ему: «Сядь! Поистине, люди Писания были погублены по той причине, что не делали разделения между своих молитв!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) же сказал: «Отлично, о сын аль-Хаттаба!»” Ахмад 5/368. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2549.

 

Если с предыдущих хадисов можно было сделать вывод, что разделение между обязательной и добровольной молитвами словами или сменой места является желательным, то этот хадис указывает на обязательность этого. Шейх аль-Альбани сказал: «Текст этого хадиса ясно указывает на запрет совершения Сунны после обязательной молитвы, не произнеся слов или не сменяя место!» См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 6/105.

 

Из книги «Кашфу-ль-Лисам»:

[Соблюдение поста перед Рамаданом]

Слова «Не предваряйте» означают: не соблюдайте перед началом месяца Рамадан пост, причисляя его к этому месяцу из соображений предосторожности, если [в ночь на 30-й день Ша’бана] на небе не будет препятствий видимости, таких как облака или пыль, в противоположность рафидитам, которые утверждают, что надо предварять Рамадан соблюдением поста, нежели наблюдать за луной.

 

Нежелательность соблюдения поста перед началом Рамадана может иметь несколько смыслов:

 

Один из них: опасение прибавить к Рамадану то, что к нему не относится, подобно тому, как запрещено по этой же причине и соблюдать пост в день праздника; а также предостережение от того, во что впали люди писания в их посте, когда они прибавили к нему по своему усмотрению и желанию.

 

Ат-Табарани передаёт со слов ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах!): “[В первое время] люди соблюдали пост перед началом месяца до того, как его начинал соблюдать Пророк (мир ему и благословение Аллаха!). Тогда Всевышний Аллах ниспослал: «О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника…» (Св. Коран, 49: 1)”.

 

Другой смысл: отделение обязательного поста от желательного.

Шариат узаконил разграничение между обязательными и желательными действиями. По этой причине Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) запретил соединять обязательную молитву с необязательной, не отделяя их посредством произнесения салама, либо посредством разговора, а особенно – утреннюю молитву.

 

Третий смысл: получение сил для соблюдения поста в Рамадане.

Непрерывность поста забирает силы и ослабляет соблюдение обязательного поста. Если же не поститься за день или за два до начала обязательного поста, то это позволит набрать больше сил для его соблюдения. Однако это спорный момент, поскольку отсутствует нежелательность соблюдения поста в течение более чем двух дней предшествующих Рамадану и соблюдения поста в течение всего месяца Ша’бан, что является еще более существенным по смыслу ослабления сил.

 

Хотя конечно же, не соблюдать пост, желая тем самым набраться сил для исполнения поста Рамадана, является хорошим делом для того, кого ослабляет непрерывность поста. Один из сподвижников говорил: “Воистину, я желаю посвятить Аллаху свой сон точно так же как и желаю посвятить Ему своё бодрствование”. Также в одном из хадисов говорится: «Кто ест и благодарит Аллаха подобен тому, кто постится и проявляет терпение» (ат-Тирмизи и др.). На это также указывает хафиз Ибн Раджаб в своей книге «Лятаиф». Источник: Имам Мухаммад ас-Сафарини «Кашфу-ль-Лисам». [Конец примечания].

 

 

Хадис 633. Передают, что ‘Аммар ибн Йасир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Кто постится, сомневаясь в наступлении рамадана, тот ослушается Абу аль-Касима*, мир ему и благословение Аллаха». *(Абу Касим кунья Пророка Мухаммада, саллалаху алейхи ва салям). Этот хадис привел имам аль-Бухари в подвешенном состоянии и остальные пятеро привели его в полном состоянии, и назвал его достоверным ибн Хузейма, а также ибн Хибан.

 

Говорит Мухаммад ибн Хизам: Этот хадис хороший, но со слов Аммара ибн Ясира, а не со слов Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям. И не привел его имам Ахмад, а привел его только Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ибн Хузейма, ибн Хиббан и привел его имам аль-Бухари в своем достоверном сборнике в подвешенном виде, все они по дороге Амра ибн Кейс от Абу Исхака, от Сыля, от Аммара ибн Ясира. То, что однажды к Аммару ибн Ясиру привели готового барашка, и он сказал – «Ешьте» и некоторые из людей не стали кушать и сказали — «Я пощусь» и тогда Аммар ибн Ясир сказал: «кто попоститься в день сомнения — тот ослушался Абу аль-Касима». Передатчики этого иснада все крепкие, но указал ибн Хаджар в своей книге Ат-Таглик, что у этого хадиса есть скрытая болезнь, о которой также упомянул имам ат-Тирмизи. То, что некоторые передатчики передали этот хадис так: «Сказал Абу Исхак: дошло до меня от Сыли» (т.е. кто-то рассказал мне от Сыли), отсюда понимается, что в иснаде есть прерванность, что Абу Исхак не слышал этот хадис от Сыли, но кто-то пропущен в этом иснаде. Но у этого асара есть другой иснад, который приводится у АбдурРазака со слов Саури от Мансура, от Ридъ`и ибн Хираша от одного из людей, который сказал: «мы были у Аммара ибн Ясира в тот день, который называется днем сомнения». То есть перед Рамаданом. И принесли барашка и некоторые люди отказались кушать, и тогда Аммар ибн Ясир сказал: «Приближайтесь», то есть кушайте. Один из них сказал: «Нет, я держу пост. Это тот пост, который я постоянно держу». Сказал (Аммар ибн Ясир): «Если ты веришь в Аллаха и Последний день, то кушай». (Потому что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, запретил держать пост в этот день). И этот асар приводит ибн аби Шейба без упоминания этого человека и дорога абдурРазака более достоверная. Значит, асар от Аммара ибн Ясира доходит до уровня хорошего из-за двух этих иснадов, но с его слов, а не со слов Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям.

 

Что касается того, что это такое день сомнения и какое постановление держать уразу в нем у нас придет дальше, при разборе вопросов под хадисами.

 

Хадис 634. Передают со слов Ибн ‘Умара, что он слышал, как Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не начинайте поститься, пока не увидите молодой месяц, и не разговляйтесь, пока не увидите его снова. Если же погода будет облачной, то считайте дни». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В одной из версий последнего также говорится: «Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней». В одной из версий аль-Бухари говорится: «Месяц может состоять из двадцати девяти ночей. Но не начинайте поститься, пока не увидите молодой месяц. Если же погода будет облачной, то отсчитайте тридцать дней предыдущего месяца».

 

 

Хадис 635. Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней месяца ша‘бан». Этот хадис передал аль-Бухари.

 

 

Вопросы, которые рассматриваются под хадисами от 633 и до 635.

 

Вопрос: 1765. Что такое день сомнения и можно ли держать уразу в нем.

https://youtu.be/XTJTdMUCdew

 

Ответ:

День сомнения – это если 29-ый день (Шаабана) когда прошел, наступила ночь, и люди смотрят на небо, не могут увидеть новую луну, потому что небо затянуто облаками, или дым или что-то подобное, не смогли увидеть луну. Следующий день либо 30-ый Шаабан, либо 1-ый Рамадан, потому что месяц может быть 29 дней. Вот это день сомнения, потому что, не понятно, то ли следующей день, 1 день Рамадана, то ли 30 Шаабан.

А если после 29-го дня, ночью небо не было затянуто облаками (то есть была ясная погода), люди посмотрели на небо и не увидели луну, это не называется днем сомнения, и следующий день будет 30-ым днем Шаабана. День сомнения будет только тогда, когда не смогли увидеть луну из-за облаков (или другого препятствия), и не знают точно завтра Шаабан или завтра уже 1-ый Рамадан. Это правильное мнение относительного того, что такое день сомнения.

Это менее известный риваят от имама Ахмада, о том, что день сомнения именно этот день. И большинство ученых считают, что в этот день запрещено держать пост. Из-за хадиса Аммара ибн Ясира, который у нас в главе под номером 633, а также из-за хадиса ибн Умара и Абу Хурейры — тоже у нас в главе. Также этого мнения придерживался (то, что день сомнения – это 30-ый день Шаабана, если не смогли посмотреть в ночь на 30-ый день Луну) этого мнения придерживались Шейх Ибн Теймия, а также Ибн Каййм, ибн Абдуль Хади, хафиз ибн Хаджар, ас-Санани и аш-Шаукани, а также другие из обладателей знания. И это мнение более правильное.

 

Сказал Ибн Джаузи в своей книге Ат Тахкик: «У имама Ахмада есть другое мнение в этом вопросе, а это вопрос: «Если в 30-ую ночь Шаабана (т.е. после 29-го дня наступает 30-ая ночь, а после нее идет 30-ый день) произошло затягивание облаками (неба), или пыль, или что-либо подобное, то от имама Ахмада есть сразу три риваята.

Первый риваят: Обязательно держать пост в этот день, потому что возможно, что это 1-ый день Рамадана (это известное мнение у Ханбалитов).

Второй риваят: В этот день нельзя держать пост, ни обязательный, ни добровольный, но можно держать пост, как къада (возмещение) обязательного поста, который ты не смог продержать, или каффара, как искупление какого-либо проступка, или если ты дал обет, или добровольный пост, если у тебя есть привычка держать добровольную пост (в эти дни постоянно).

(Второе мнение правильное, оно соответствует мнению большинства ученых. Что 30-го Шаабана, если в 30-ую ночь не смогли увидеть Луну из-за облаков, то нельзя держать пост (ни обязательный, ни желательный), кроме 4-ех видов поста: пост къада (как возмещение обязательной поста, который ты не смог продержать ранее); либо пост по обету; либо пост (каффара) возмещение какого-либо проступка; либо пост добровольный, если он соответствует твоей привычки, например понедельник или четверг и этот день получился как раз или понедельник или четверг).

Третье мнение то, что в этом вопросе нужно вернуться к мнению правителя. Если правитель скажет держим пост завтра, то все держат пост, если скажет не держать, то никто не держит. Эти три мнения пришли от имама Ахмада».

Более известный риваят от имама Ахмада – это риваят 1-ый, что обязательно держать уразу в этот день, т.к. это может быть день Рамадана. И за него в этом вопросе привели довод и сказали, что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, сказал: «Если вы не смогли увидеть Луну, тогда посчитайте». (Т.е. думайте, что Шаабан 30 дней, но приверженцы этого мнения поняли этот хадис по-другому: т.е. сожмите месяц Шаабан до 29-ти дней. Потому что слово «кадр» в арабском языке несет значение «сжимание»). Как Всевышний Аллах сказал: «Он думает, что Мы не способны сжать его» (т.е. имеется в виду сжать его пропитание). А также слова Всевышнего: «он расширяет удел кому захочет, а кому захочет сжимает». (Отсюда следует сказали: «Если вы не смогли увидеть Луну из-за облаков, тогда сказали, что имеется в виду «сожмите его», т.е. сожмите месяц Шаабан до 29-ти дней и считайте, что завтра 1-ый день Рамадана. Они поняли этот хадис таким образом). И сжимание не бывает, кроме как взять минимальное количество восхода Луны или минимальное количество дней месяца, а это 29 дней. Подкрепляет это мнение имама Ахмада, что пришло от некоторых сподвижников, а это ибн Умар, а также Айша и Асма бинт Абу Бакр, то что они постились в день сомнения и это является достоверным от них, (т.е. эти иснады до этих сподвижников являются достоверными).

 

Но большинство ученых на это сказали: Нет, слова Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям, имеется в виду — отсчитаете месяц Шаабан 30-ть дней, не имеется в виду сожмите его до 29-ти. Сказал ибн Хаджар: «Посмотрите когда начался 1-ый Шаабана и посчитайте 30-ть дней». Сказал Ибн Каййм: «Под «кадром» здесь имеет в виду довести до полноты, а не сжимать, как сказал Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям: «Доведите число до конца», и под доведением до конца имеется в виду доведение количества дней месяца Шаабан».

И подтверждает это мнение двух имамов (Ибн Хаджар и Ибн Каййма) риваят имама Муслима: «посчитайте его 30-ть дней». А еще более явный риваят у имама аль-Бухари: «доведите количество месяца Шаабан до 30-ти дней», т.е. явный риваят, с которым невозможно поспорить. А также пришло множество хадисов, в которых приходит явный приказ довести количество дней Шаабана до 30-ти дней, и Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, делал сам точно также.

И многие из этих хадисов привел шейх уль Ислам Ибн Теймияв своей книге «Шарх Умда», а что касается того, что приверженцы мнения, о том, что нужно сократить Шаабан до 29-ти дней, привели мнение сподвижников на это. То мы смотрим на то, что они передавали, а не на то, как они считали. И к тому же от других сподвижников пришло противоположное мнение, что в этот день пост держать нельзя, как пришло от Аммара ибн Ясира, ибн Масуда, Анаса ибн Малика и др. И это тоже является установленным от них. Что касается асара ибн Ясира, то он у нас пришел в главе. (Что касается асара ибн Масуда у ибн Аби Шайбы и Байхаки с хорошим иснадом, что касается асара Анаса ибн Малика то он пришел у Абду Раззака, а также у ибн аби Шейба с достоверным иснадом).

 

Сказал имам аш-Шаукани: «В итоге, получается, что сподвижники разногласили в этом вопросе, и поэтому нельзя говорить, что одни правы, а другие не правы просто потому, что один на такой-то стороне, а другой на такой-то. А истина в том, что пришло в шариате».

(Значит, если два сподвижник разногласят, мы не можем сказать: «Но это же сподвижник Аммар ибн Ясир, а этот всё-таки Умар ибн Хаттаб». Нет! Мы должны посмотреть чье мнение подтверждается доводом, то мнение мы и берем).

 

Сказал имам Санаани: «В этом вопросе сподвижники разногласили, некоторые сказали, что держать пост в этот день разрешено, а некоторые сказали, что запрещено. Более того некоторые сказали, что держать пост в этот день является ослушанием Пророка, сала Ллаху алейхи в салям. А доводы подтверждают мнение тех, которые запрещают держать пост в этот день. Но вместе с тем, что мы говорим, что ибн Умар придерживался мнения, что нужно держать пост в этот день, пришло от него же с хорошим иснадом у ибн аби Шейба, о том, что он сказал: «Если бы я держал весь год пост, то в это день сомнения обязательно прекратил бы (держать) пост». А также от всех других сподвижников, которые говорили, что в этот день нужно держать пост, пришло мнение, что в этот день держать пост нельзя».

 

Сказал Хафиз ибн Хаджар соединяем между двумя асарами от ибн Умара: «Собрать между этими доводами можно, что, когда ибн Умар говорил, что в этот день нужно держать пост имеется в виду, если это не является днем сомнения в прямом смысле. (Т.е. это 30-ый день Шаабана, но это не день сомнения. Т.е. небо было чистым и люди не увидели Луну, поэтому этот день точно 30-ый день Шаабана). И это также более известное мнение от имама Ахмада, что он сказал, что день сомнения — это только тогда, когда люди поленились посмотреть на Луну и не посмотрели на нее, или засвидетельствовал, что видел луну человек от которого не принимается свидетельство (как например нечестивец и т.п.), а если же не смогли посмотреть на Луну из-за того, что были облака, то это не называется днем сомнения. (Это мнение не правильное. Наоборот, такой именно день и называется днем сомнения)».

Также шейх уль Ислам Ибн Теймия так понял слова этих сподвижников, что те, которые держали пост в этот день, это не был день сомнения, но был день, который был известен, что это 30-ый день Шаабана. А потом шейх уль ислам упомянул другой ответ. (И этот ответ не правильный заранее скажем). А это то, что раз сподвижники держали пост в этот день, то это является разрешенным и желательным, а в хадисах, в которых пришло то, что нужно разговляться указывается на то, что не обязательно держать пост в этот день.

(Т.е. шейхуль Ислам Ибн Теймия сказал, в этот день (день сомнения) желательно держать пост. Потому что может это 1-ый день Рамадана. А как же быть с теми контекстами, в которых пришло, что не надо держать пост. Имеется в виду, что не обязательно, держать пост в эти дни. Так собрал шейхуль Ислам Ибн Теймия между этими хадисами).

И что касается суровости в этих хадисах, то она направлена к людям, которые явно заявляют, что это день рамадана точно. (Шейхуль Ислам Ибн Теймия говорит, что нельзя так точно утверждать, но на всякий случай нужно пост подержать). И говорит, порицается в этих хадисах человек, который считает, что в этот день обязательно держать пост, потому что это месяц Рамадан. Также как обязательно держать сам месяц Рамадан, при этом человек не убежден, что это день Рамадана, т.к. Луну не видели, а затем сам же сказал и аналогия указывает на правильность этого мнения. (Т.е. шейхуль Ислам Ибн Теймия защищает свое мнение), потому что обязать держать пост в день, обязательство которого не точно для людей – это противоречит аналогии. И что порицать того, кто на всякий случай держит пост, тоже противоречит основам. (Т.е. говорит можно держать пост на всякий случай, это желательно, но говорить что это обязательно – нельзя. Потому что нет довода на обязательность. Так собрал между этими мнениями шейхуль Ислам Ибн Теймия. Но в нашем случае пришел конкретный контекст от Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям, и в данном вопросе различные аналогии не принимаются. Нет места аналогии тогда, когда пришел явный контекст от Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям). И это мнение шейх шейхуль Ислам Ибн Теймия также выбрал ибн Каййм в своей книге «Заду Маад».

 

Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: То, что кажется более правильным, а Аллах знает лучше, то что запрещено держать пост в день сомнения, даже если человек хочет продержать пост на всякий случай, и даже если не считать, что этот день держать пост обязательно, все равно не нужно держать пост в этот день из-за доводов, которые приведены выше. А что касается действия некоторых сподвижников, которые держали пост в этот день, то им противоречат другие сподвижники, а в этом случае нужно вернуться к доводам, (уже не смотрим на то, что сказали сподвижники). Как мы уже говорили в словах имама ас-Санани и аш-Шаукани.

 

(Значит, правильное мнение в этом вопросе, то, что если у нас день сомнения, то в этот день держать пост запрещено.

А день сомнения это тот день, который приходит после 30-ой ночи Шаабан, т.е. был день 29-ый, потом пришла ночь – это ночь 30-го и люди не смогли увидеть Луну, потому что небеса были затянуты облаками. И есть сомнения: завтрашний день – все еще 30-ый Шаабана или уже 1-ый Рамадан. Вот следующий день называется днем сомнения. В нем нельзя держать пост. И нужно воспринимать этот день как 30-ый день Шаабана, исходя из явного хадиса Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям: «Если небо было затянуто облаками, тогда доведите число месяца Шаабан до 30-ти дней». Даже, если в действительности там была Луна, но ее не смогли увидеть из-за облаков, то все равно мы считаем, что это месяц Шаабан. Потому что так приказал Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям. А если же у нас 30-ый день Шаабана и не является днем сомнения, небеса были чистыми, мы смотрели на облака и не увидели Луны и мы уверены, что завтра 30-ый день Шаабан, а не 1-ый день Рамадана, тогда в этот день пост держать тоже нельзя. Но не из-за того что это день сомнения, а из-за того, что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, в другом хадисе запретил держать пост за день или за два дня до месяца Рамадан. Т.е. здесь уже используется другой запрет. Значит, в любом случае 30-ое Шаабана пост не держится, день это сомнения или не день сомнения, но запрет различный.

А что касается наших слов о том, что разрешено держать в этот день пост возмещения (кадда), или как каффара, или как обет, то разрешено держать пост, в том смысле, что если это ни день сомнения, но все равно держать запрещено такой вид поста, потому что это последний день Шаабана. А Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, запретил держать пост последний или предпоследний день Шаабана, запретил опережать Рамадан постом за два дня, поэтому эти виды поста также держать запрещено. Но разрешено держать пост в 30-ый день Шаабана с двумя условиями: если это ни день сомнения; если это пост, который человек держит по привычке, постоянно, например, понедельник и четверг или день через день).

 

[Примечание редактора стенограммы]:

Вопрос: Будет ли достоверным пост, соблюдаемый тридцатого числа месяца Ша’бан (месяц, предшествующий месяцу Рамадан), при этом никто не видел появление молодого месяца (предзнаменующего наступление месяца Рамадан)? Поясните ответ с доводами.

Ответ постоянного комитета по фатвам КСА: «Если никто не видел молодого месяца (предзнаменующего наступление месяца Рамадан) в тридцатую ночь месяца Ша’бан, то мусульманину нельзя поститься в этот день, если только этот день не совпадёт с днём, когда он обычно постился. Как, например, его обычным делом был пост в понедельник или четверг, который совпал с тридцатым числом месяца Ша’бан, то он может поститься в этот день вместе с предшествующими днями месяца Ша’бан. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) по этому поводу сказал: «Не поститесь за день или за два дня до месяца Рамадан, Но если кто-то постился обычно в этот день (т.е. его пост совпал с предшествующим Рамадану днём), то может поститься»». (Хадис привёл Ахмад, (1/367; 2/234, 347, 408, 438, 477, 497, 513, 521); Аль-Бухари, (2/230); Муслим, (2/762, номер хадиса (1082)), Абу Дауд, (2/745, 750, номера хадисов (2327) и (2335), Ат-Тирмизи, (3/68-69, номер хадиса (684)), Ан-Насаи, (4/149-154, номера: (2172-2174) и (2190), Ибн Маджа, (1/528, номер хадиса (1650), Ад-Дарими, (2/4), Ибн Абу Шейба, (3/23), Аль-Байхакый, 4/207).  Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/92-93. Четвёртый вопрос из фетвы номер 4442. Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.

 

Вопрос: Если небо закрыто облаками или пылью (в ночь после 29 шаабана), обязательно ли, или узаконено ли в шариате держать пост в (следующий день) день сомнения (яуму аш-шакк) из осторожности, что может быть месяц рамадан уже начался?

Ответ: Не разрешается держать пост в день сомнения, даже если закрыто небо. Таково правильное мнение, так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поститесь, увидев его (новолуние), и прерывайте пост, увидев его. А если скрыто небо от вас, то отсчитайте для шаабана 30 дней». (Муслим 1081.) И сказал так же: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». (Муслим 1082.)

А что касается того, что передается про Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он держал пост в 30 день, если небо было закрыто — то это его иджтихад, да будет доволен им Аллах, но правильное мнение — обратное этому: обязательно не поститься в этот день. Ибн Умар совершил иджтихад, но этот его иджтихад противоречит сунне, да простит его Аллах. Правильно в этом вопросе то, что мусульмане должны не держать пост в 30 день, если не видели новолуния и если небо было закрыто. И не разрешен пост (рамадана) до тех пор, пока не увидят люди новолуние, или же пока не будет завершен отсчет дней шаабана. Такова обязанность мусульман, и не разрешается никому отклоняться от ясного указания из текста (Корана или Сунны), следуя словам кого-либо из людей. Ни словам Ибн Умара, ни кого-либо другого. Потому что указание из текста Корана и Сунны первостепенно относительно всего остального в соответствии со словами Всевышнего Аллаха: «Берите же то, что дал вам посланник Аллаха, и сторонитесь того, что он запретил вам». (Сура «Собрание», аят 7.) И в соответствии со словами Его, Высочайшего и Великого: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания». (Сура «Свет», аят 63.)

Источник: «Маджмуа фатауа уа макалят», т. 15. Фатауа нурун аля ддарб».

 

Вопрос: Разрешено ли держать пост в последний день месяца шаабан?

Ответ шейха Ибн База: Если ты обычно держишь пост в понедельник и четверг, и последний день месяца шаабан получился понедельник или четверг, то держи в него пост в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». Если кто-то держит пост через день, или держит пост по понедельникам и четвергам, и этот день выпал на 30 шаабана, то пусть держит пост, потому что он постится по обычаю (из сунны). Это не запрещено, даже перед началом рамадана.

Источник: https://youtu.be/E5zPyDUGF10

 

Вопрос: Жители одной из африканских стран разошлись во мнениях относительно начала поста в месяц Рамадан. Так, одни считают, что начинать и заканчивать поститься нужно после того, как будет замечен новый месяц, поступая в соответствии с хадисом пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте когда снова его увидите, если же он будет скрыт от вас, то отсчитайте тридцать дней» (Аль-Бухари, Муслим).

Другие постятся за день до наступления месяца Рамадан, т.е. в тот день, когда должен появиться новый полумесяц, противореча тем самым смыслу хадиса. Нам не ясен этот момент, дайте, пожалуйста, фетву.

Ответ постоянного комитета по фатвам КСА: Если человек постился тридцатого числа Ша’бана, не получив подтверждения о наступлении Рамадана с помощью зрительной фиксации, и этот день совпал с первым днём месяца Рамадан, то его пост в этот день не будет засчитан в качестве поста месяца Рамадан. Причина этого в том, что такой пост не основывался на вескую с точки зрения религии причину, но соблюдался в так называемый «день сомнения». Достоверные хадисы указывают на запрет поститься в день сомнения. Таким образом, этому человеку нужно будет восполнить пост взамен того, что соблюдался в «день сомнения».

Учёный Ибн Кудама (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал по этому поводу: «У имама Ахмада есть третье мнение, гласящее, что пост в этот день не обязателен и не засчитывается за пост месяца Рамадан, если человек будет поститься в этот день. Этого мнения придерживалось большинство учёных, среди них – Абу Ханифа, Малик, Аш-Шафи’и и другие. Все они опирались на хадис, передаваемый со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите, если же он будет скрыт от вас, то доводите число Ша’бана до тридцати дней» [Аль-Бухари. Муснад Ахмада ибн Ханбаля, 2/92]». Также они опираются на хадис, передаваемый от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите, если же он будет скрыт от вас, то отсчитайте тридцать дней» [Муслим. Ат-Тирмизи, 2777; Абу Дауд, 2149].

Кроме того, сообщается в достоверных хадисах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил поститься в день сомнения (Аль-Бухари, Муслим). День, о котором идёт речь в вопросе, и есть день сомнения, ведь в своей основе Ша’бан ещё не закончился, и мы не оставляем эту основу по причине сомнения». Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье! Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/117-118. Фетва номер 2763. Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.

 

Вопрос: Рамадан в этом году наступил в пятницу, однако некоторые люди постились уже в четверг. Вы издали фетву, в которой говорится, что необходимо восполнить недостающий день (если человек по тем или иным причинам постился на один день меньше). Нужно ли тому, кто начал поститься в четверг, восполнить недостающий день от месяца Рамадан или пост в четверг в начале месяца будет достаточным для него? Ответьте, пожалуйста, да воздаст вам Аллах благом.

Ответ постоянного комитета по фатвам КСА: Этому человеку необходимо будет восполнить пост за недостающий день, потому что он пропустил день из месяца Рамадан, а его пост в четверг был постом в день сомнения. Нельзя поститься в день сомнения, и этот пост не засчитывается в качестве поста за Рамадан, если даже позднее стало известно, что в этот день действительно наступил месяц Рамадан. Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье!  Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/118-119. Пятый вопрос из фетвы номер 7956.

Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.

 

Вопрос: Каково религиозное положение поста тех, кто постился в последний (по календарю) день месяца Ша’бан, учитывая тот факт, что учёные страны не были единогласны в вопросе наступления месяца Рамадан? Более того, в дальнейшем подтвердилось, что месяц Рамадан наступил именно в этот день, когда постились лишь некоторые люди, как это произошло в Саудовской Аравии в 1404 году по хиджри. В этот год некоторые постились, потому что либо сами лично видели новый полумесяц, либо надёжные люди сообщили им об этом, и при этом в дальнейшем достоверность их зрительной фиксации была подтверждена. Некоторые шейхи тогда сказали о недействительности поста тех, кто сам лично не видел луну, обосновывая это тем, что они противоречили общине, если даже эта община ошиблась. Также они объяснили недействительность поста тем, что только учёные каждой страны имеют право выносить решения по вопросу наступления месяца Рамадан, не ссылаясь на фетвы о зрительной фиксации учёных из другой местности. И поэтому некоторые шейхи сказали, что необходимо восполнить пост за этот день.

 

Ответ постоянного комитета по фатвам КСА: Если кто-то постился, опираясь на зрительную фиксацию или основываясь на сообщение надёжного человека о том, что он действительно видел новый полумесяц, то его пост считается действительным и не нужно возмещать его. Однако, если кто-то постился, не опираясь ни на зрительную фиксацию, ни на сообщение надёжного человека, а затем подтвердилось, что этот день был первым днём месяца Рамадан, то его пост в этот день не засчитывается в качестве поста месяца Рамадан, поэтому он должен восполнить недостающее количество дней Рамадана и не может учитывать этот день. Также он должен покаяться, ведь он постился в день сомнения, в который пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил поститься.

Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье!

Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/119-120. Первый вопрос из фетвы номер 8035. Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.

 

Вопрос: Мы, мусульмане Франции, находимся в замешательстве из-за постоянного разногласия между арабскими странами относительно наступления месяца Рамадан. Так, Саудовская Аравия объявила о начале благословенного месяца в четверг, а Кувейт – в пятницу, и в результате продолжительность месяца Ша’бан для саудийцев стала 29 дней, а для жителей Кувейта – 30 дней. Что касается астрономических расчётов, проведённых в Париже, то они показали, что новый полумесяц родился в среду в 19:49, 30 мая, 1984 года.

Просим вас разъяснить нам, на что опиралась Саудовская Аравия, объявляя начало месяца Рамадан в четверг 31 мая 1984 года? Также просим вас дать нам разъяснения к священным аятам: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». [Сура «Аль-Бакара», 185.]

Ответ постоянного комитета по фатвам КСА: Во-первых, разногласие среди учёных по поводу того, нужно ли учитывать разницу появления полумесяца в зависимости от местности или нет, существует уже давно.

Во-вторых, в 1404 году по Хиджри ответственные лица в Саудовской Аравии подтвердили появление нового полумесяца только в ночь на четверг и издали указ о том, чтобы довести месяц Ша’бан до тридцати дней в соответствии с достоверными хадисами. Также было объявлено, что месяц Рамадан начнётся в четверг. Затем, наблюдая за появлением нового полумесяца, знаменующего наступление следующего месяца Шаууаль, ответственные лица объявили о том, что праздник Разговения будет в пятницу, тем самым общее количество дней составило 28 дней. Однако лунный месяц в соответствии с достоверной Сунной бывает либо 29 дней, либо 30 дней. Отсюда стало ясно, что произошла ошибка: начало месяца Рамадан состоялось на один день раньше общепризнанного, поэтому ответственные лица объявили об этой ошибке и повелели всем возместить за пропущенный день поста в начале следующего месяца, дабы снять с себя обязательство и восстановить должное. Отсюда видно, что ответственные лица в Саудовской Аравии в любом случае поступили в соответствии с законом Шариата.

В-третьих, что касается тафсира, разъяснения священного аята: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься», [Сура «Аль-Бакара», 185.] то Всевышний Аллах повелевает каждому здоровому человеку, не находящемуся в пути, поститься в течение месяца Рамадан. Что же касается человека, заболевшего такой болезнью, при которой тяжело поститься или эта болезнь может причинить вред его организму, а также путника, то они не постятся и должны будут возместить в другое время пропущенные дни. В этом проявляется облегчение и милость от Всевышнего Аллаха к своим рабам. Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье!  Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/120-122. Фетва номер: 7882. Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз. [Конец примечания].

 

 

______________________________________________________________

Источник: Комментарии на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани «Булуг Аль Марам» «Фатх уль-‘Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма’а зикри ба’диль масаиль аль-мульхака». (Помощь от Знающего в изучении хадисов «Булуг уль-Марам» с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов).

Автор комментария: Абу ‘АбдиЛлях Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани.

Уроки по книге провел: Руслан Абу Ибрахим. Текст переписан с аудио уроков. 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Начало и конец поста., Пост в другие дни месяцы и дни., Пост по книги Булуг аль Марам шарх Мухамада ибн Хизама.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.