29 Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1928-1935. Виды искупления за половой акт в день Рамадана.

29 Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1928-1935. Виды искупления за половой акт в день Рамадана.

https://youtu.be/qj5VSxSR3zM

 

Рассматриваемые вопросы на уроке:

  • 1928 Что берется во внимание при двухмесячной уразе — количество месяцев или дней.
  • 1929 Если человек прервал двухмесячную уразу по уважительной причине.
  • 1930 Если прервал двухмесячную уразу искупления без уважительной причины.
  • 1931 Если во время двухмесячной уразы искупления наступил месяц рамадан или праздничные дни.
  • 1932 Если в качестве искупления кормит бедняков, должен ли кормить 60 бедняков, или одного 60 раз.
  • 1933 Каким количеством еды необходимо кормить бедняков.
  • 1934 Засчитывается ли кормление ребенка, который питается только молоком.
  • 1935 Обязательно ли накормить 60 бедняков за раз, или можно в течение нескольких дней.

 

 

1928 Что берется во внимание при двухмесячной уразе — количество месяцев или дней.

https://youtu.be/Bvuq3fQJouQ

 

«Если человек держит уразу два месяца подряд, в качестве искупительных действий, то, как необходимо считать эти два месяца, считаются ли они, когда смотришь на Луну, или считаются по количеству дней, если по количеству дней, тогда по какому расчету 30 дней или 29?»

 

Сказал ибн Кудама: «Разрешено держать пост (искупления за половой акт) с начала месяца или с конца месяца, и мы не знаем относительно этого никакого разногласия. В том случае, если человек начал держать уразу, этих двух месяцев подряд, с первого дня месяца, тогда он должен держать уразу по месяцам до следующего первого дня следующего месяца, без разницы являются ли они полными или не полными (т.е. 29 дней или 30) это засчитывается ему как искупительный пост (даже если два месяца были по 29 дней и в итоге он продержал 58 дней он все равно выполнил пост два месяц, так как месяц может длится и 29 и 30 дней в зависимости от выхода новой луны). Но если человек начал с середины месяца, и при этом он продержал 60 дней это тоже является действительным и принимаемым от него без разногласий. Сказал ибн Мунзир: «Те от кого дошло до нас знания, сошлись единогласно на этом».

 

Говорит Мухаммад ибн Хизам: «Если человек держит уразу с самого начала месяца, то является обязательным для него держать уразу по месяцам. Потому что Всевышний сказал: «Они спрашивают тебя о разных фазах Луны. Скажи: «Этим самым вы определяете времена, а также сезон Хаджа». Если же человек начал держать уразу не с начала месяца, тогда он додерживает этот месяц, потом следующий месяц полностью (без разницы 29 или 30 дней), потом додерживает то что он продержал в первый месяц до 30 дней.

(Чтобы понять приведу пример, в первом месяце он начал держать пост допустим с 17 числа то есть примерно с середины месяца, и продержал до конца месяца и месяц получился 30 дней и продержал он 13 дней пост. Затем новый месяц он держит до конца не зависимо от того продлится это месяц 29 или 30 дней, и допустим месяц был 29 дней и он продержал весь месяц. И наступил новый месяц, и в итоге он продержал один полный месяц и 13 дней, значит ему нужно прибавить к 13 дням поста который он держал еще 17 дней чтобы получилось 30 дней, и таким образом он продержит пост два месяца. Вся эта комбинация из за того что он начал пост не с начала месяца а с середины, и по этому один месяц получается не полностью он держит, а второй месяц у него есть возможность полностью продержать даже если он будет не 30 дней а 29. И потом в следующем месяцы додерживает то что не хватает с первого месяца. А выше приводилось мнение ученых что он может просто пропоститься 60 дней подряд, а тут чуть по другому приведено. Так что в первом мнении получается строго 60 дней а во втором мнении может и получится что он продержит пост либо 59 либо 60 дней и это ему засчитается).

 

Что касается ибн Хазма, то он разногласил с большинством ученых, и сказал: «Человек в этом случае не обязан держать уразу, кроме как 29 дней, потому что месяц может состоять из 29 дней». Но верным является мнение большинства ученых, что количество дней нужно довести до 30.

 

Потому что Всевышний Аллах обязал человека уразой двух месяцев, и также потому что в этом случае невозможно определить по месяцам, т.к. человек не начал с начала месяца, поэтому он должен взять большее количество дней из двух возможных, для того чтобы быть уверенным в завершении искупительных действий и снятии обязанности. (И чтобы не прибывать в сомнениях а надо было ли держать 30 дней или нет).

 

 

  1. Если человек прервал двухмесячную уразу по уважительной причине.

https://youtu.be/_bkA_qEmvvs

 

Если человек прервал держание уразы два месяца подряд, потому что у него была уважительная причина (как болезнь или путешествие и т.д.), нужно ли ему додержать уразу или начать заново?»

 

Какие могут быть оправдательные причины:

 

Первая причина нарушения поста: Если это женщина, то может быть у нее хайд (менструация) мы приводим это здесь, говоря что искупительные действия за половой акт снимается ответственность с женщины, в виду важности вопроса, потому что искупительные действия два месяца подряд уразы также приводятся и для тех кто совершил убийство человека, а это может совершить и мужчина и женщина.

Говорит ибн Кудама: «Ученые единогласны на том, что если женщина начала держать уразу два месяца подряд, но потом у нее пришла менструация, которая не позволила довести два месяца подряд уразы до конца, то после того как она очистится от менструации, она восполняет те дни, которые она пропустила во время менструации доводя два месяца до конца».

 

 

Вторая причина нарушения поста: нифас (послеродовые кровотечения).

В этом вопросе нет единогласного мнения, у ханбалитов и шафиитов два мнения. Но правильным мнением в этом вопросе то что, послеродовые кровотечения также не нарушают последовательность двух месяцев уразы, потому что после родовые кровотечения подобны постановлению о менструации, и потому что разговение в этих двух случаях происходят не по причине женщины. А некоторые из обладателей знания (в частности ханафиты и ханбалиты) сказали: «Нельзя и не правильно проводить аналогию послеродовых кровотечений на менструацию, потому что послеродовые кровотечения вещь редкая в отличии от менструации и возможно предостеречь мы от этого». (То есть говорят пусть отложит пост на тот период когда у нее не будет кровотечений, так как кровотечения после родовые не постоянно бывают каждый месяц как менструация, а лишь после рождения ребенка а женщина постоянно не рождает детей, и по этому значит она может пост держать в то время которое не прервет ее пост послеродовым кровотечением).

 

Но правильным является мнение, о котором мы сказали выше, то, что послеродовые кровотечения не портят последовательность двух месяцев уразы. Например, если женщина продержала 50 дней уразы, потом у нее случился выкидыш или родила, и превратилась в женщину, у которой послеродовые кровотечения, где у нас довод, что мы обязаны держать два месяца подряд заново? И сказал Всевышний: «И не установил Всевышний Аллах в религии затруднений», также сказал: «Всевышний желает для вас облегчение и не желает вам затруднения».

 

 

Третья причина нарушения поста: болезнь.

(То есть он держал искупительный пост 2 месяца и на 50 день заболел так что не может держать пост без вреда его здоровью, он когда выздоровеет должен снова держать пост 2 месяца или ему нужно всего 10 дней прибавить к тому посту в 50 дней который он вынужден был нарушить по болезни?).

 

В этом вопросе два мнения:

Первое мнение: то, что болезнь не прерывает последовательности. И это мнение Саида ибн Мусаййиба, Хасана аль-Басри, Ата ибн Аби Рабаха, Ша’аби, Таус, Муджахида, Малика, Исхака, Абу ‘Убейда, имама Ахмада, Абу Саура, ибн Мунзира, и это мнение имама аш-Шафи’и старое. Потому что человек прервал уразу по причине, которой не зависит от него, поэтому и последовательность этим самым не нарушается, подобно тому как женщине пришла менструация и последовательность также не нарушается, и потому что если мы скажем, что из-за болезни последовательность уразы прерывается, это может привести к замкнутому кругу, потому что человек не защищен от того, что когда он выздоровеет и он начнет поститься заново, нет гарантии, что он снова заболеет во время уразы и прервет, потом заново начнет, потом опять прервет и т.д.

 

Второе мнение: то, что болезнь прерывает последовательность уразы человека. И это мнение Саида ибн Джубайра, Ибрахима ан-Наха’и, Суфьяна ас-Саури, и ханафитов, также мнение имама аш-Щафии новое. Потому что он разговелся своим действием (т.е. мог бы терпеть, но не стал и разговелся).

 

Но правильным является первое мнение, что не нарушается последовательность поста в 2 месяца и как выздоровеет он додерживает то что не додержал из двух месяцев то есть если продержит 49 дней должен еще 11 продержать и довести количество дней до 60 и тем самым он продержит 60 дней и совершит искупление от греха полового акта в день Рамадана.

 

 

Четвертая причина нарушения поста: отправление в путь.

Первое мнение: то, что выезд в путь и разговение в пути, нарушает последовательность уразы (в течении двух месяцв) человека. И это мнение имама Малика, ханафитов и известное мнение шафиитов, и мнение целой группы ханбалитов. Они сказали, что отправление в путь происходит по твоему желанию, поэтому это нарушает последовательность уразы двухмесячной, подобно тому, что человек пропустил без уважительной причины.

 

Второе мнение: то, что выезд в путь не нарушает последовательность двухмесячной уразы. И это мнение в мазхабе имама Ахмада, и это мнение Хасана аль-Басри, также это мнение некоторых шафиитов. Они сказали, что человек разговелся по причине, которая в Шариате дозволяется. Всевышний Аллах Субханаху уа Та’аля даже во время месяца Рамадан разрешил разговляться человеку который в пути. Поэтому последовательность постав искупления в течении 2 месяцев не нарушается, подобно тому, как женщина прекращает уразу из-за прихода менструаций у нее. И есть разница между отправлением в путь и разговение без причины, потому что разговляться без причины запрещено, а разговляться при отправлении в путь разрешено.

 

Мухаммад ибн Хизам говорит: «Первое мнение является более близким к истине. То, что выезд в путь нарушает последовательность уразы, кроме как если была необходимость в этом, и сложность не разговляться в пути, и он нарушил пост, то тогда последовательность не нарушается (то есть придя домой с пути если он продержал до этого допустим 40 дней, то не должен постится с начала 2 месяца а должен лишь довести пост искупления до 60 дней то есть еще 20 дней держать пост). Уа Ллаху А’лям.

Вывод с этого что если у человека нет большой нужны выходить в путь но он все равно вышел, то он должен держать пост и не разговляться по мере возможности, а если разговеется то нарушит порядок держания поста искупления за половой акт. Но если путь был вынужденный то есть он срочно должен был выехать в путь и не мог от этого пути удержатся и он разговелся в пути из-за сложности в пути то он не нарушает этим самым последовательность держания постав качестве искупления в течении двух месяцев и как вернется домой он должен продолжить свой пост и довести до 60 дней, то есть если до выхода в путь продержал пост 35 дней то по приезду домой должен додержать 25 дней.

 

[Примечание редактора стенограммы]: Наверно такое разделение видов пути на вынужденный и совершенный по своему желанию, сделано для того чтобы закрыть путь хитрецам, которые будут специально выходить путь, чтобы в пути нарушить пост. В любом случае это на совести человека и Аллаха он не обманет и его пост перед Аллахом и постится он чтобы искупить грех перед Аллахом а ни перед людьми так что такими махинациями не стоит заниматься, так как Аллах знает то что мы замыслили. [Конец примечания].

 

Пятая причина нарушения поста: если женщина является беременной или кормящей и нарушает уразу два месяца подряд по этой причине, может ли она продолжить счет или должна начать заново?

 

Если эти женщины разговелись из-за страха за свое здоровья, то они подобны больному человеку, который разговляется из-за страха болезни. А если же они разговелись из страха за своего ребенка (которого она кормит, или который в животе), то в этом вопросе есть два мнения у ханбалитов и шафиитов. Более правильное мнение, что если женщина убеждена или наверняка думает, что это принесет вред плоду который в животе или ребенку которого она кормит, тогда она может разговеться и это не нарушает последовательность уразы.

 

[Примечание редактора стенограммы]: Суть испуга беременной за ребенка в животе может состоять в том что если женщина будет держать пост два месяца подряд то это может привести к тому что женщина не будет принимать нужное питание и это питание не будет поступать ребенку и это навредит ему. А суть в боязни за ребенка который родился и она его кормит в том, что она будет держать пост, и тогда у нее не будет достаточно молока чтобы кормить ребенка или оно будет не настолько качественным из за поста, что может навредить ей. А суть боязни за себя это то что она мало того что беременна и много от нее сил уходит на ребенка так она еще держит пост который ослабляет ее и пост не дает ей получать силы по средством еды и питься напитков, и она боится что это навредит ее здоровью. И суть в боязни кормящей матери за свое здоровье также в том что она должна кормить ребенка а молока с воздуха не получается, а она держит пост и это ослабляет ее а сил она по средством пищи получить не может и тем самым боится за свое здоровье и по этому разговляется. [Конец примечания].

 

Шестая причина нарушения поста: уважительная причина нарушения уразы по причине сумасшествия или потере сознания.

Сказал ибн Кудама: «Если он разговелся из-за сумасшествия или потере сознания, то это не нарушает последовательность двухмесячной уразы, потому что это уважительная причина, которую человек не может от себя оттолкнуть, и это подобно менструации, которую невозможно также от себя оттолкнуть».

 

 

 

  1. Если прервал двухмесячную уразу искупления без уважительной причины.

https://youtu.be/h8tad9VaSFE

 

«Если человек нарушил последовательность двух месяцев уразы без уважительной причины или нарушил последовательность по обету (если один из дней человек взял намерение о совершении обета того что он будет поститься, а не с намерением искупительных действий двухмесячного поста). Или взял намерение на возмещения дня, который пропустил в месяц Рамадан, или как возмещение за что-то другое, в этом случае как быть?»

 

Ответ: В этом случае он должен начать держание уразы с самого начала, как будто и не постился. Потому что он нарушил обусловленную последовательность (в течении двух месяцв), но этот день уразы засчитывается с тем намерением, которым он его продержал.

 

Допустим он продержал один из дней возмещения за половой акт, он продержал с намерением возмещения дня поста который он пропустил в Рамадан по уважительной причине например по болезни, так вот это день засчитывается ему как то ради чего он держал в данном случае ему засчитывается как возмещение за один из дней поста который он нарушил в месяц Рамадан по болезни, однако он этим самым нарушает последовательность искупительного поста в течении 2 месяцев за половой акт в месяц Рамадан. Например он взял намерение держать пост 2 месяца подряд как искупление за половой акт, а потом на 25 день, решил а давай как я возмещу пост в Рамадан который я пропустил по болезни, и с этим намерением попостился день, то он тем самым нарушил последовательность 2 месяцев поста в качестве искупления за половой акт в месяц Рамадан, и он должен с начала постится 2 месяца в качестве искупления за половой акт в день Рамадана.

 

Мы этот вопрос разбирали ранее в вопросе о том человек который отправился в путь, и в пути ему можно разговеется и он решил раз мне можно разговеется то я не буду разговляться а вместо этого продержу пост который я давал по обету и т.д. и мы говорили что так делать нельзя, если он отказывается пользоваться послаблением не держать пост в пути, то он должен держать пост именно Рамадана, а не с намерением какой то другой оразы, и говорили если он продержит это пост не за Рамадан а как например за Рамадан, то ему это пост не записывается ни как за Рамадан и ни как за обет, потому что дни Рамадан Выделены Всевышним Аллахом как дни поста именно в этот месяц Рамадан, и не допустимо держать в этом месяц пост с намерением на что то кроме поста именно этого дня Рамадана которым обязал его Всевышний Аллаха, и по этому в эти дни ни какой пост кроме поста Рамадана именно этого Рамадана не может быть принят. А что касается дней вне Рамадана то они не выделены как дни в которые ты обязан держать пост, по этому если ты в эти дни продержишь пост с намерением кафарры (искуплением за убийство или половой акт в месяц Рамадан) или за обет, (который человек дал Аллаху), то это пост засчитывается как пост с этим намерением, но этим самым он нарушает последовательность поста искупления (кафары) за половой акт в месяц Рамадан который он начал держать, и нарушил намерением на держания поста другого поста.

 

 

1931 Если во время двухмесячной уразы искупления наступил месяц рамадан или праздничные дни.

https://youtu.be/EWRT1N5gSm4

 

«Если человек начал держать двухмесячную уразу и во время этой уразы наступил месяц Рамадан или наступил день ‘Ида (праздника как Курбан Байрам в который харам держать пост), и он разговелся, вот это нарушает последовательность двухмесячного поста?»

 

Сказал ибн Кудама в воей книге «Мугни»: «Если это ураза два месяца подряд которое совершается как искупительное действие, была нарушена такими днями, в которые нельзя держать уразу, как, например, человек начал держать уразу в первый день месяца Ша’абан, а потом через месяц уразы наступил Рамадан потом наступил День Разговения или начал держать пост в месяц Зуль-Хиджа и наступил День Жертвоприношения (10 Зуль Хиджа) или наступили дни после Дня Жертвоприношения, если человек разговеться эти дни то его последовательность двухмесячной уразы не прерывается, и после окончания этих дней он продолжает с того на чем он остановился. И в этом вопросе противоречил имам аш-Шафи’и, а также ханафиты, а также маликиты, но маликиты сказали: «не прерывается последовательность двухмесячной уразы, если человек был невежественным, а если знал то, что это нарушает, то прерывается». Что касается имама аш-Шафи’и то он сказал: «Если человек не держал уразу в праздничный день, то это прерывает его двухмесячную последовательность, значит, он должен начать двухмесячную уразу заново, потому что он разговелся и прервал последовательность двухмесячного поста тем днем, которого он мог бы избежать. (Т.е. человек мог рассчитать свой пост так что бы он пропостился два месяца так что во время этого поста не попадется ни месяц Рамадан ни дни праздника, например после праздника жертвоприношения и до Рамадана таких дней не попадается, то есть целых 9 месяцев есть до Рамадана, и между этими днями нет праздников, так что в эти дни он спокойно может держать пост, а он держит пост именно в те дни и месяцы в которые не возможно два месяца подряд продержать не иначе как тебе придется разговеется в праздник или в месяц Рамадан так как в месяц Рамадан обязательно держать только пост этого месяца).

 

Поэтому это подобно тому, что человек разговелся без причины, или продержал уразу за обет или как за другое искупительное действие. Но за нас то, что эти дни является теми днями, которые Шариат запретил в них держать уразу как за искупительные действия, а раз так, то это не нарушает последовательность двухмесячной уразы, как менструации и послеродовые кровотечения. Если же он (Имам Шафии) скажет, что менструация и послеродовые кровотечения не нарушают последовательность двухмесячной уразы, мы ему скажем, что тоже можно удержаться от уразы из-за послеродовых кровотечений после их окончания. То же самое и менструация, если женщина знает что она (менструация) возвращается каждые два месяца или три месяца, такая может держать уразу сразу после менструации (бывают такие женщины) или может отложить уразу до 50 лет или 45 лет и т.п. когда прекращается у нее менструации. И вместе с этим мы говорим, то что менструация и послеродовые кровотечения не нарушают последовательность двух месячной уразы. Также, например, человеку нельзя опережать имама в намазе без уважительной причины, но вместе с этим он может войти в намаз по середине если он опоздал, вместе с тем что он мог подождать пока закончится джамаат и совершить сам намаз, но вместе с тем что тебе запрещено противоречит имаму в намазе, тебе разрешено присоединиться к имаму в намазе если ты опоздал, и если человек присоединился в намазе во втором рака’ате, то он противоречит в конце молитвы имаму и продолжает молиться (т.е. имам дает салам а он не дает салам и встает и продолжает молится те ракааты которые не молился, тем самым происходит противоречие имаму но это противоречие не нарушает намаз человека и не является тем противоречием которое запрещено в шариате), поэтому человеку дозволено держать уразу не смотря на приближение дней, в которых нельзя держать уразу (хоть этим он и нарушит последовательность держания поста искупления в течении двух месяцев, но также как в намазе он противоречит имаму когда присоединился к нему в середине молитвы, он мог не присоединятся чтобы в конце не противоречить ему в конце молитвы, но все равно ему разрешено войти в намаз и потом в конце противоречит, также аналогию ибн Кудама делает с постом в два месяца искупления)».

(Это потому что жизнь человека в ней бывают разные обстоятельства, быть может он знает что если он не начнет держать в это время держать пост то потом не сможет из за работу или других обстоятельств в его жизни, а это мнение имама Шафии усложняет жизнь человека. Или человек боится что потом он не сможет держать пост искупления, и хочет побыстрее сделать искупление, а тут ему говорят что тебе нельзя делать так как щас например наступит праздник через месяц и тебе придется прервать пост, по этому держи после праздника. То есть осложняется человеку жизнь этим).

Мухаммад ибн Хизам говорит: «То что назвал правильным ибн Кудама действительно является более правильным» уа Ллаху А’лям.

 

 

  1. Если в качестве искупления кормит бедняков, должен ли кормить 60 бедняков, или одного 60 раз.

https://youtu.be/iOBmmmocPHk

 

«Если человек не может освободить раба, и не может продержать два месяца уразы, и решил накормить 60 бедняков, должен ли он накормить именно 60 человек, или может кормить одного человека 60 раз, или 10 человек 6 раз, или обязательно 60 человек он должен найти?»

 

В этом вопросе два мнения:

Первое мнение: то, что является разрешенным накормить даже одного бедняка 60 раз, или 10 бедняков 6 раз и тому подобное. И это мнение ханафитов.

 

Второе мнение: непременно должно быть 60 личностей. И это мнение большинства ученых, также имама Ахмада, Шафи’и, и это мнение выбрал ибн Хазм и другие из обладателей знания. Потому что пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, сказал: «Можешь ли ты накормить 60 бедных?», поэтому сказал ибн Дакык аль-‘Ид: «Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, приписал маздар этого глагола «накормить» к «шестидесяти” и это не выполняется, если человек кормит 6 бедняков 10 дней подряд, они не называются «60 бедняков» они остаются под названием «6 бедняков»». И тоже самое за искупление клятвы где нужно десять бедняков кормить.

 

Поэтому правильным мнением является второе, при этом человеку не обязательно кормить сразу 60 бедняков, а по одному по одному и т.д.

 

 

[Примечание редактора стенограммы]:

Вопрос: Разрешено ли давать искупление клятвы одному бедняку?

Ответ шейха Абдур Рахмана аль Баррака: «Не дается искупление клятвы одному бедняку однако обязательно дать это 10, и это прямой текст Корана, сказал Аллах: «Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи» (5:89), и если кто-то дал все искупление клятвы одному бедняку, то обязательно ему дать оставшимся 9, поскольку на самом деле он не дал кроме как одному бедняку». Источник: http://albrrak.ccell.mobi/index.php?option=com_ftawa&task=view&id=37205 [Конец примечания].

 

 

  1. «Каким количеством человек должен накормить 60 бедняков

https://youtu.be/wZS1hRd0Wwc

 

Ученые разошлись во мнении. Одни сказали мудд (это сколько поместится в две ладони) достаточно еды на одного бедного. Другие сказали, что надо накормить бедняка одним са’ (4 мудда). Другие указали на другие ограничения. Но более правильным в этом вопросе, что количество еды не ограничивается чем-то конкретным, но человек обязан накормить бедняка так, чтобы он наелся и это мнение риваят от имама Ахмада. И сказал ибн Хазм: «И не разрешено ограничивать одно кормление другим кормлением без ясного довода и без единогласного мнения. И нет разногласий что, то количество еды, которое не приводит этого бедного к сытости, не является достаточным. А также количество еды меньше чем мудд, то этого не достаточно по единогласному мнению». И это мнение также выбрал шейх аль-Ислам ибн Таймийа. И не является обязательным готовить эту еду, а достаточно отдать еду, чтобы ее приготовил бедный.

 

[Примечание редактора стенограммы]: Ибн ‘Аббас сказал: “Когда старый человек не может соблюдать пост, он кормит каждый день бедняка одним муддом еды”, в другой версии сказано: “Кормит половиной са’ пшеницы”. ад-Даракъутни 1/249, имам ад-Даракъутни и аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “Ируауль-гъалиль” 4/18.

 

От Малика сообщается, что Нафи’ передал от Ибн Умара , который на вопрос поста беременной, которая опасается за своего ребенка сказал: “Она не поститься, и кормит за каждый день бедняка одним муддом пшеницы”. аль-Байхакъи 4/230. Иснад достоверный.

 

Однако можно накормить бедняка и готовой едой, как это делал Анас. Сообщается, что “когда Анас состарился и не мог соблюдать пост, он приготовил сарид, созвал тридцать бедняков и накормил их всех”. ад-Даракъутни 2/207. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.

 

Имам аль-Бухари сказал: “Если старый человек не способен поститься, то он кормит бедняка, как это делал Анас, который после того, как состарился кормил бедняка каждый день мясом и хлебом”. См. “Сахих аль-Бухари” 2/345.

 

Таким образом, можно кормить и раздавать беднякам любую еду.

 

Не дозволено выплачивать деньги вместо еды!

Это положение подобно и закяту аль-Фитр, который необходимо выплачивать именно продовольствием. Шейх Салих аль-Фаузан говорил: “Следует кормить бедняка половиной са’ еды, которую употребляют в данной местности, а половина са’ – это приблизительно полтора килограмма. Бедняка следует кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах сказал: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184). И текст Корана указывает именно на еду!” См. “аль-Фатауа аль-Фаузан” 3/140.

 

Вопрос: Пожилой мужчина болеет и не может поститься. Может ли он вместо кормления бедняков (или раздачи пищи) дать деньги?

Ответ шейха Усеймина: Хвала Аллаху. «Нам необходимо знать важное правило, которое гласит, что все случаи, когда Всевышний Аллах упомянул кормление, должно выполняться в виде кормления. Всевышний Аллах сказал о посте: „А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали“ (сура „аль-Бакара“, аят 184), и об искуплении клятв Он сказал: „В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, – быть может, вы будете благодарны“ (сура „аль-Маида“, аят 89).

 

При раздаче милостыни разговения (закят аль-фитр) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал раздавать один са‘а пищи. Если в текстах Шариата приходят слова „кормление“ или „пища“, то раздать вместо пищи деньги не достаточно.

 

Поэтому пожилому человеку, который не может поститься, и обязан вместо поста кормить бедняков, не достаточно раздать деньги (вместо пищи). Даже если он раздаст сумму, большую цены кормления в десять раз, этого не будет достаточно. Так как это – отступление от текста. И также в случае милостыни разговения: если человек раздаст сумму большую в десять раз, чем это необходимо для покупки одного са‘а пшеницы, этого не будет достаточно. Так как в шариатских текстах не упоминается цена, но говорится об одном са‘а. Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: „Будет отвергнуто дело того, кто совершит нечто, не соответствующее нашему приказу“. Поэтому, мы скажем пожилому человеку, который не может поститься из-за старости: „Накормите вместо одного дня поста одного бедняка“.

Накормить бедняков возможно двумя способами.

Первый способ: раздать в их домах по четверти са‘а риса вместе с тем, что готовиться вместе с рисом.

Второй способ: приготовить пищу и позвать столько бедняков, сколько вам необходимо накормить. Например, если прошло десять дней, то приготовить ужин на десять человек и пригласить бедняков. В следующие десять дней поступить так же, и в третий раз то же самое. Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, когда уже стал пожилым человеком и не мог поститься, кормил в последний день Рамадана тридцать бедняков»

Источник: Маджму‘ фатауа Ибн ‘Усеймин. Т. 19. С. 116.

 

Вопрос: Кормить бедняка за свой счет нужно? (я не работаю) или по разрешению родителей, это не принципиально?

 

Ответ: Кормить должен человек за свой счет, а если нет у него возможности, то он не обязан и этим.

Думаю фатуа ученых Постоянного комитета (аль-Ляджна ад-даима) вам поможет в этом:

Вопрос: «Моя мать заболела за несколько дней до наступления месяца Рамадан, и болезнь изнурила ее, поскольку она преклонного возраста. По этой причине она смогла соблюдать пост месяца Рамадан только в течение пятнадцати дней, а дальше не смогла продолжить его, и возместительный пост ей уже не по силам. Должна ли она сделать пожертвование, и в каком размере ежедневно? При этом следует учитывать, что я являюсь ее кормильцем, и должен ли я делать причитающееся с нее пожертвование в том случае, если у нее нет на это средств?»

 

Ответ: «Если человек не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или по причине тяжелой болезни, то ему следует накормить однако бедняка за каждый нарушенный день поста. Всевышний Аллах сказал: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184).

Ибн Аббас сказал: «Было ниспослано дозволение старику и старой женщине, которые не способны соблюдать пост, кормить нуждающегося за каждый пропущенный день поста». аль-Бухари. Таким образом, твоя мать обязана накормить бедняка за каждый несоблюденный день поста, предоставляя ему половину са’ обычной для данной местности пищи. Если же у нее нет на это средств, то от нее ничего не требуется. Если же ты изъявляешь желание кормить нуждающихся вместо нее, то это будет благодеянием с твоей стороны. А Аллах любит творящих благое». См. «Фатауа ас-сыям» 58. [Конец примечания].

 

 

 

  1. Засчитывается ли кормление ребенка, который питается только молоком.

https://youtu.be/7QOzkVcRbmY

 

Сказал имам аш-Шафии: «Этого достаточно и сухое молоко можно отдать ее уалийю, чтобы опекун разводит молоко и поить ребенка пока он не наестся».

 

Сказали ханафиты: «Этого является не достаточным, потому что этот ребенок из тех, кто еще не кушает еду, которую кушают люди», и это мнение выбрал ибн Хазм, и это мнение правильное, потому что пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, сказал: «Можешь ли ты накормить 60 бедняков?», а этот ребенок, который не кушает, как его можно накормить? Только если кормить этого ребенка разведенным сухим молоком, тогда это можно назвать кормлением, но лучше сторонится этого и кормить взрослых людей, которые питаются и ты уверен, что этот человек засчитан тебе как кормление одного бедняка.

 

 

 

1935 Обязательно ли накормить 60 бедняков за раз, или можно в течение нескольких дней.

https://youtu.be/Eum2w77F0s0

 

Сказал ибн Кудама: «Кормление их одним разом не является условием, это явно передается от имам Ахмад в риваята Асрама, что последовательность в этом вопросе не обязательна. Тогда сказали имаму Ахмаду: «Если человек искупляет нарушенную клятву то кормит один день одного бедняка через несколько дней еще одного бедняка, через несколько дней еще одного бедняка, пока не доведет количество накормленных бедняков до 10, и Имам Ахмад сказал: «Что нет в этом ничего страшного»».

 

 

______________________________________________________________

Источник: Комментарии на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани «Булуг Аль Марам» «Фатх уль-‘Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма’а зикри ба’диль масаиль аль-мульхака». (Помощь от Знающего в изучении хадисов «Булуг уль-Марам» с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов).

Автор комментария: Абу ‘АбдиЛлях Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани.

Уроки по книге провел: Руслан Абу Ибрахим. Текст переписан с аудио уроков. 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Восполнение поста., Пост по книги Булуг аль Марам шарх Мухамада ибн Хизама.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.